Оформляя свою комнату обоями в стиле Ван Гога, нужно мыслить как художник, заботясь не только о декоре стен, но и об оформлении комнаты столиками и полками. Многие художники в дальнейшем адаптировали черты стиля Ван Гога под свое творчество: Говарт Ходжкин, Виллем де Кенинг, Джексон Поллок. Ван Гог обрёл надежду, что болезнь отпустила. Переехав в Прованс, Ван Гог хотел не только творить сам, но и создать условия для творчества других художников, открыть мастерскую, где можно вырабатывать новый стиль.
И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться. Несмотря на благочестивые взглядыи набожность, в борделях Ван Гог не был случайным гостем. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо — модным «светским львом» и общественным деятелем — борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника.
После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником. Со временем биография и творчество Винсента Ван Гога наполнилась новыми красками, в том числе в живописи: он экспериментировал со смешением разных техник. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Объясняется же все просто. Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок.
Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях6. На этот раз в свою кузину.
В июне 1873 года его переводят в Лондонский филиал Goupil Cie. Он хотел спасти эту бедную женщину и даже думал жениться на ней. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Но судьба распорядилась иначе. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Его здоровье ухудшалось и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле врачи поставили диагноз эпилепсия височных долей), затем в Сен-Реми (1889-1890) и в Овер-сюр-Уаз, где он пытался покончить жизнь самоубийством 29 июля 1890 года.
Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, автопортреты. Это четко прослеживается, например, в работе «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель». В этом случае следует обратить внимание на обои, стилизованные под картины. Дядя взял его стажером на должность арт-дилера в Гааге. Знаменитое полотно датируется 1888 годом.
Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться. А. С. Пушкина, Москва). Постимпрессионизм стал заключительным этапом импрессионизма. Когда влюблялся, эти истории рождали бурю негодования у его родных.
В Гааге художник попытался создать семью. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Но факты говорят, что Ван Гог был чуточку успешнее. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. В Лондоне Ван Гог жил припеваючи.
Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества и часто изображал ее на картинах. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Картины Ван Гога поклонники, увы, трогать не могут.
Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Он почти не играл с другими детьми.
Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Больше в учебные заведения его не отдавали, он продолжал получать образование дома. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности.
Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. В конце августа Винсент переехал на Хакфорд Роуд, 87 и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса.
Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. Его отец был пастором, потому сын пошел по его стопам и первое время (1878-1879) работал проповедником в Бельгии, где познал тяготы жизни шахтеров и проникся симпатией к бедным людям с нелегкой судьбой. Чего стоит, например, отрезанное ухо Ван Гога. Кроме того, Ван Гог родился и вырос в Голландии, а как художник окончательно сложился во Франции.
В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). Последние два года жизни художника были наполнены метаниями.
Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Винсент много читал, учился, работая.
Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее». Там же он получал уроки рисования. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. О своём детстве он вспоминал так: Моё детство было мрачным, холодным и пустым.
Ван Гог даже поступил сначала в брюссельскую, а затем в антверпенскую Академию художеств, где проучился три месяца, пока не отправился в Париж. Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех».
Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре), а затем вернулся и лег в свою постель, где и был обнаружен. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. На этом поприще он прославился, впрочем, посмертно. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео.
В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Его кузина Кея Вос стала вдовой. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ.
И этот выбор тоже не случаен. И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые.
ВАН ГОГ, ВИНСЕНТ (Van Gogh, Vincent) (1853–1890), голландский художник. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть. Именно импрессионизм произвел революцию в искусстве, сменив подход к живописи. Его вдова Джо Ван Гог-Бонгер унаследовала коллекцию картин, рисунков и писем Винсента. Похожий прием можно заметить и в его более поздней работе «Красные виноградники».
Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Вся информация, что есть о Винсенте исходит в основном исключительно из его переписки с младшим братом Теодорусом Ван Гогом (более 700 писем). И кто это сделал.
Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). На Рождество Винсент едет домой и родители уговаривают его не возвращаться в Англию.
И этот выбор тоже не случаен. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой.
Этот год стал поворотным моментом, когда нетипичное творчество живописца было признано его коллегами, впервые был написан отзыв о «Красные виноградники в Арле» но художника совершенно не интересовало это событие. Большую часть работ представляют работы переданные в Музей родственниками Ван Гога.
Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Профессор психиатрических и кардиологических наук очень серьезно относился к искусству. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880-1881) и Антверпене (1885-1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду» : блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Только после этого он стал, наконец, художником и более рода занятий не менял.
У Лиуве Ван Гог, праправнука Тео Ван Гога, был взят генетический материал. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Самыми известными его произведениями считаются «Едоки картофеля», «Спальня в Арле», «Ночное кафе», знаменитый «Автопортрет», «Подсолнухи» и другие. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды», – писал Винсент брату Тео.
Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента.
Решая покончить с собой, он стреляет в сердце. Жизнь была слишком сложная, да и заработков у начинающего художника не было. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало.
И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств.
Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Они считали его ненормальным лунатиком. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции.
Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира.
Ван Гог работал очень интенсивно и в день мог создать по 1-2 произведения. «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе – не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Другое дело — буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. В этот период палитра Ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе Тамбурин, 1887—1888, музей Винсента Ван Гога, Мост через Сену, 1887, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам Папаша Танги, 1887, Музей Родена, Париж, Вид на Париж из квартиры Тео на улицу Лепик, 1887, Государственный музей Винсента Ван Гога). Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства.
Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Сколько работ Ван Гога назовёт непрофессионал. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения.
Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene) биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Пейзаж «Красные виноградники в Арле», написанный в 1888 году, был продан в 1890 за четыреста франков, что на сегодняшний день эквивалентно примерно ста долларам. Сам факт того, что хозяин меблированных комнат в Овере, где Ван Гог жил в последние месяцы своей жизни, доверил ему револьвер, необходимый художнику для отпугивания ворон во время работы на этюдах, говорит о том, что он вел себя совершенно нормально.
Однако не запрещают ему писать картины даже в больнице. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Споры о сумасшествии Ван Гога не утихают и поныне, с этим вопросом связано множество догадок и мифов. В декабре психическое здоровье Винсента сильно пошатнулось. В результате в конце марта 1876г.
Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог — за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо — за абстракционистов и модернистов XX столетия. В 1888 он перебрался в Арль. Все заканчивается в 1890 году, когда Ван Гог заканчивает свою жизнь самоубийством. Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. Вид из мастерской Ван Гога», написанная акварелью и мелом.
Гогену случайно удалось остановить Винсента. Публика рано или поздно ее обязательно оценит. С 1878 года он служил проповедником в Бельгии. Тяжелый жизненный путь привел Винсента на вершину славы, но славы посмертной.
«Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. Отличительная черта нового стиля Ван Гога – яркость желтого и синего цветов их контрастное, но в то же время гармоничное сочетание, воплотилось в полной мере в картине «Ночная терраса кафе» (1888 год). В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Мост через Сену, 1887, Папаша Танги, 1881). Ван Гог писал, что касательно этого инцидента между бывшими друзьями заключён «пакт молчания».
Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Эта картина одна из самых прекрасных в творчестве художника и самое фантастичное в ней — это «живое» небо, где изображены яркие движущиеся звезды. Все шло к тому, что Ван Гог мог бы стать преуспевающим торговцем, но как это часто бывает, на пути его карьеры стала любовь, да именно любовь. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. Однако связи у него остались и летом 1869 года он дал племяннику свои рекомендации и помог устроиться на работу в гаагский филиал фирмы «Гупиль».
Руководство церкви шокировано таким непомерным участием Винсента в жизни шахтеров и немедленно освобождает Винсента от миссионерской деятельности за то, что он «подрывает достоинство духовенства». Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Тогда появились на свет такие его работы, как «Задворки», которую он создал с помощью мела, пера и кисти, а также картина «Крыши.
Сам Вреллис относит свою работу к интерактивной анимации. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге.
Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Он начинает использовать не только мрачную палитру синих, темно-коричневых и серых оттенков, но и вводит в свои работы больше света, яркости. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Ища спасения от уныния, Винсент вновь обращается к живописи. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши.
В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)9. Всего два года спустя, в 1887 году, он пишет картину «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик». Художник попросту показывал, насколько это прекрасно, наслаждаться чем-то новым. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Сразу после выписки из больницы он направился в Овер-сюр-Уаз.
Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне.
Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». Винсенту хорошо даются языки — французский, английский, немецкий. После рокового выстрела Ван Гог прожил еще два дня, был удивительно спокоен и стойко переносил страдания.
Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Он ему покровительствовал. Он же оплачивал лечение Винсента.
Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Немецкая художница Димут Штребе создала инсталляцию на гране искусства и науки. Профессионально живописью он начал заниматься ближе к 30 годам. Поль Гоген — «Лучший» друг Ван Гога — именно такая кличка закрепилась за этим художником. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Пуля прошла ниже, но рана, полученная художником, оказалась смертельной. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе.
И снова об ухе Ван Гога. Семья Ван Гога не одобряла этих отношений и они в конечном итоге закончилась. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль». Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решает стать священником.
В результате его попросили уехать. Ещё сильнее наводит на мысль тот факт, что Поль Гоген называл Ван Гога «человеком, у которого рот на замке». Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого.
Все-таки ему было суждено внести вклад в постимпрессионизм. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским.
В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам.
Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. Но родные не дали согласия на брак. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле.
Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Но специально для них греческий художник и инженер Петрос Вреллис с помощью технологии Open Frameworks и мультисенсорного экрана создал возможность не только прикоснуться к «Звездной ночи» Ван Гога», но и оживить прикосновением. Очень скоро они расстались. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»13.
При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо – модным «светским львом» и общественным деятелем – борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам). Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава.
Творил в художественном направлении постимпрессионизма. Пейзажи, то пронизанные светом и зноем застывшего полудня, то, наоборот, динамичные и тревожные, как нельзя лучше передают мятежное состояние души художника. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Что тут можно сказать, ждем фильм о Ван Гоге — С любовью, Винсент. Он был крайне задумчив и не играл с другими детьми. Там он посещал занятия в Академии художеств.
Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». В новый город он приехал с рекомендательным письмом, адресованным Полю Гаше. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы (Спальня Ван Гога в Арле, 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам). Дела у него идут все хуже и в мае 1875 он опять переводится в Париж.
Это уже не легкость импрессионизма, но постимпрессионизм. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена.
Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком. Коллекционер заинтересовался в творческом восприятии Винсента обладающего «живым умом». Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. Он сам добрался до гостиницы, где жил, ему вызвали врача. Вот таким образом 1869 году практически сразу после возвращения домой он становится кадровиком гаагского предприятия «Гупиль и Ко» специализировавшейся на продаже произведений искусства.
К сожалению, при жизни он былмерзавцем и неудачником, но его спасколоссальный талант. Их рельеф — то едва намеченный, то громоздившийся массивными сгустками, — как перепаханные земля, образует восхитительную, живописную фактуру.
Он был странным, не таким, как другие. В первой картине – мрак и напряжение, во второй – свет и гармония. К тому же в последние годы Винсент испытывал чувства к даме, которые снова не привели к взаимности. Искушенный в матросских драках Гоген полоснул Ван Гога по уху и у того от всего пережитого случился нервный припадок. Родился 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника. Звучащие краски то сплетаются в мягко и тонко сгармонированную мелодию, то вздыбливаются в режущем слух диссонансе.
Долина Ла-Кро, 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей (Красные виноградники в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Вскоре Винсент оказывается в психиатрической лечебнице. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг.
В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства – Парижа. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. В 1876 году он был уволен. Педагоги отметили и способности Винсента к рисованию. И хотя в брюссельской Академии изящных искусств он долго не проучился, рисовать не бросил.
Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Цена за рулон (53 см на 10 м) составляет 2350 рублей, в этой ценовой категории можно найти обои с узорами по мотивам полотен художника, а по цене 2600 рублей можно выбрать обои с репродукцией целой картины. «Едоки картофеля» было первым полотном его кисти ставшим значимым в его творчестве в 1885 году. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент (дядя Цент). А. С. Пушкина, Москва).
В 1866 году Винсента определяют слушателем в учебное заведение Виллема II в Тилбурге (College Willem II in Tilburg). Когда он вернулся в Париж его уволили. Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. За неполные десять лет упорной работы Ван Гог написал около 870 картин.
В это время он начал рисовать. Чтобы прокормиться, он рисовал карты Святой Земли и продавал их. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков.
Картины делаются более яркими, динамичными, насыщенными, экспрессивными. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Музей занялся проверкой всех картин Ван Гога в мире, отсеяв несколько десятков фальшивок и проделал огромную работу по подготовке научной публикации переписки братьев. Большинство художников раскрывают свои таланты ещё в детстве. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником.
Ван Гог писал не по наитию – долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. Известна его серия картин «Башмаки» (1887 год), где в невероятно гармоничном сочетании цветов изображена простая пара рабочих башмаков, которые рассказывают нам целую историю о своем обладателе. Там же он получал уроки рисования. Понравившаяся женщина вновь отвергла его.
В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. В одном из писем к брату Винсент пишет, что уже несколько недель не ел горячую пищу. Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог – за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо – за абстракционистов и модернистов XX столетия.
Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными.
Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. В ходе всего этого у художника развилась душевная болезнь, которая его и сгубила. В следствии каждодневных посещений таких заведений в которых хранились прекрасные творения различных исполнителей он начал хорошо ориентироваться в живописи и рисунке и понял их значимость в жизни человека. Он начитает вдумчиво читать Библию. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову.
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Учитывая то, что скончался Ван Гог в 37 лет, выходит, он писал по 87 картин в год.
По своей тематике ранние работы ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками. Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. На этом заканчивается его формальное образование. Его неспособность правильно написать человеческое тело легла в основе его необычного, новаторского стиля. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов».
И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. учился живописи, копируя картины старых мастеров.
Один из лучших вариантов – обои в стиле полотен Ван Гога. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. Июль 1890 года стал датой рождени шедевра «Пшеничное поле с воронами» которое стало одной из известнейших его работ. На такую тематику его вдохновлялЖан-ФрансуаМилле.
Например, подлинный факт – Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, – «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Устоявшаяся версия гласит, что 27 июля 1890 года Ван Гог во время пленэра на пшеничном поле в Овер-сюр-Уаз (Франция) выстрелил в себя, а затем прошел примерно милю до гостиницы, где и скончался два дня спустя.
По словам брата Тео, который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours (Печаль будет длиться вечно). Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников. Но у Христин оказался кошмарный характер: жизнь Ван Гога обернулась кошмаром.
Что же было на самом деле, остается неизвестным. Все это не было простой благотворительностью. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род.
Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. А на следующий день Ван Гог отрезал себе мочку уха – то ли желая таким образом показать Гогену свое раскаяние, то ли стремясь наказать себя, то ли просто в приступе безумия, вызванного алкоголем. Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года.
Все это не было простой благотворительностью. Он болел на проказу, сифилис, наркозависимость, алкоголизм и умер от передозировки наркотиков, на руках молодой жены таитянки. Он же оплачивал лечение Винсента.
Всего в семье было семеро детей, Винсент был вторым. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), пастор реформатской церкви, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения.
Он полюбил свою кузину, рано потерявшую мужа, но вызвал этим лишь недовольство отца. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины. Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими».
Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог.
Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Изучая краткую биографию Винсента Ван Гога, можно сделать вывод: судьба будто подталкивала его всю жизнь в нужном направлении и вела к занятиям рисованием. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть.
Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. С диагнозом Эпилепсия височных долей он лежал в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Обстоятельства смерти художника выглядит загадочно.
Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Очень скоро они расстались. В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон.
Он писал в письмах к Тео: «Соберу все ненужные остатки и съем». В основе легенды о художнике лежит подлинный факт – он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье.
Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. Ван Гогу не везло в любви. Спустя год Винсент вынужден вновь оставить учебу и вернуться в семью. И его мучили припадки болезни, становившиеся невыносимыми.
В последней клинике он предпринял попытку самоубийства, выстрелив из пистолета себе в сердце и спустя 29 часов скончался от большой потери крови. Картина «Красные виноградники в Арле» (1888 год) отражает особый колорит природы, который мы, быть может, не видим в реальной жизни, но который, тем не менее, очень точно передает ощущение труда в поле на закате. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках.
Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Гогену удается остановить Винсента и в итоге тот отрезает себе мочку уха. В 1878 году Винсент на полгода стал миссионером в поселке Патюраж в Боринаже.
Сюжет картины не выдуманный, о нем Винсент рассказывает в одном из посланий к Тео. Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Из амстердамского филиала он перебрался сначала в Гаагу, потом в Лондон и, наконец, в штаб-квартиру фирмы в Париже.
Признание ждало его сразу после смерти. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в Гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого является его дядя Винсент («дядя Цент»). Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов.
Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру». Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. В1888 г. он переехал на юг Франиии, в местечко Арль.
Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра». С этой болезнью он угодил в клинику для душевнобольных в Арле. Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника.
Свои самые удачные и лучшие работы он написал на Таити и в Океании. Сын министра, Ван Гог начал работать в 16 лет. Контраст цветовой, тематический, композиционный.
Винсент был вне себя от счастья, но этот союз кончается громкой ссорой. Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена.
В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Его можно считать самоучкой, т. к. Но судьба распорядилась иначе.
Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. К этому же периоду относится история первой любви Винсента. Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов.
Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». Он изучает теорию цвета, традиции японской гравюры, делает героями своих картин природу или простые обиходные вещи. Зимой 1885–1886 Ван Гог отправился в Антверпен.
Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Винсент родился 30 марта в 1853 году при деревушке Грот-Зюнгерт (Голландия).
Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета). В период жизни в Нидерландах Ван Г. писал картины о природе, труде и быте крестьян и рабочих, который он наблюдал вокруг («Едоки картофеля»). Для начала стоит осветить некоторые аспекты жизни художника. Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, который своим творчеством оказал огромное влияние на живопись XIX-XX веков. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Винсент провел одинокую и печальную жизнь, отвергнутый всеми.
Во время своего пребывания в Великобритании, куда он приехал в 1873 году, Винсенту на глаза попалась картина, которая стала не просто его любимой, она наложила отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. Долина Ла-Кро, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). С этих же времён у Ван Гога появилась любовь к побережьям, ведь он был вынужден водить туда своих учеников даже в штормовую погоду. Публика рано или поздно ее обязательно оценит. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера.
Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
Контраст цветовой, тематический, композиционный. В основе легенды о художнике лежит подлинный факт — он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. В работах нюэненского периода (1883–1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что.
В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией.
Умер он, как было сказано ранее, в бедности, не зная, что в будущем его картины будут стоить по 33 миллиона долларов («Звездная ночь»). Найдя близких по духу людей он в своем творчестве набрал колоссальных оборотов за период с 1886 по 1887 года им было написано около двухсот сорока произведений живописи среди которых широко известные «Башмаки», «Папаша Танги», «Мост через Сену».
Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Но жители города выразили протест и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rmy-de-Provence), под Арлем. Однако художники слишком различались по темпераменту, что приводило к бурным ссорам. У него была система, согласно которой бордель следовало посещать раз в пятнадцать дней (когда Тео посылал достаточно денег), чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, но не давать разуму размягчиться и тем самым отрицательно сказаться на работе. Другое дело – буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность.
Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». Как минимум он продал ещё одну картину в Великобритании. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (Дорога с кипарисами и звездами, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (Пейзаж в Овере после дождя, 1890, ГМИИ, Москва). Гогену случайно удалось остановить Винсента. Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца.
Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Он обрел свою популярность только после смерти, когда в Париже в 1906 году, состоялась большая выставка его работ. В декабре 1878 года Винсент продолжает миссионерскую службу, но теперь в южном районе Бельгии, в поселке Патюраж (Paturi). Пушкина.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. В другом письме просит прислать старый пиджак, который Тео хотел выбросить. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера.
Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён в Париж. Одни из первых полотен Ван Гога относятся к своеобразному направлению реализма. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество – «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».
В то время зародились такие жанры постимпрессионизма, как: пуантилизм, синтетизм, клуазонизм, творчество группы художников«Наби» и в конце концов модерн. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. Это был самый плодотворный период творчества художника. Пушкина.
Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин— около двухсот тридцати. Таким образом он потреблял настоящий нейротоксин. Она была свидетельством трагической смерти художника.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Скончался в 1:30 ночи 29 июля 1890 года.
Зиму 1880–1881 Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. Это был один из автопортретов художника. Хотя свою деятельность они начинали вместе с импрессионистами их дороги быстро разошлись. Оно стало «живым предметом искусства». «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев.
Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать.
В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. На этом заканчивается его формальное образование. И этим артдилером был его брат.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. В поселке жили шахтерские семьи, Ван Гог бескорыстно занимался с детьми, посещал дома и рассказывал о Библии, ухаживал за заболевшими. За свою недолгую творческую карьеру (всего 10 лет) Винсент Ван Гог написал около 2200 набросков и полноценных картин, работая в последние годы своей жизни каждый день и не покладая рук. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Юный Ван Гог отличался от многих сверстников мирным нравом и спокойной натурой. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении.
(«Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздаёт гнетущую атмосферу психологической напряжённости. В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Краеугольный камень легенды о Ван Гоге – его безумие.
Большое влияние на становление его творчества повлияла книга Шарля Барга «Курс обучения рисунку», литографии из которых он усердно копировал. Он почти не играл с другими детьми.
Постимпрессионизм (пост — после импрессионизм) — общее обозначение множества жанров живописи, которые вытекали из импрессионизма, является достоянием французской культуры и важным периодом в её развитии. Постимпрессионисты отошли от правил стандартного тогдаимпрессионизма и изображали главные аспекты реальности, но прибегали к декоративным приёмам. Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Благодаря влиянию импрессионистов живопись Ван Гога приобретает больше ярких красок. Спустя восемнадцать месяцев его отстранили от должности за чрезвычайное усердие, не продлив контракта. Что же было на самом деле остается неизвестным.
Но это был вовсе не подарок сумасшедшего, он передал ей ухо и попросил: «Беречь его как зеницу ока». Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа».
Художник вел полунищенское и полуголодное существование. Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге. Ван Гог сказал, что ранил себя сам.
Несмотря на распоряжение, Винсент, слабый и больной, все-таки продолжает миссионерскую деятельность. А «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе» (1887), один из натюрмортов тех лет, поражает и условностью и достоверностью в одно и то же время. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). В жёлтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало.
Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.
Вероятнее всего, он видел «Звёздную ночь», пару интерпретаций подсолнухов и несколько автопортретов. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Его интерес к Евангелию рос и он загорелся идеей проповедовать беднякам. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя.
Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Так у Винсента появилась подруга и модель. В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку».
Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне.
Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа.
После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником. Уже в 1884 году, будучи в Нидерландах, на полотнах Винсента преобладали угрюмые фигуры, выполненные в тёмных тонах, например, как на знаменитой картине 1885 года «Едоки картофеля». Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа.
Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Тень этой неудачи следовала по пятам художника все не долгие годы его жизни. Сколько было сказано о нем и о безумии художника. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914).
Франция была буквально охвачена импрессионизмом, во многом благодаря усилиямКлода Моне. Ван Гог стал одним из величайших художников-постимпрессионистов.
Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil Cie. Винсент уезжает в Гаагу, где берет уроки у Антона Мауве. Родители Винсента не были известными художниками. Вглядитесь в живопись красных виноградников. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».
Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле».
До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Вероятно, это произошло после ссоры с его лучшим другом, также художником, Полем Гогеном.
(Выход из протестанской церкви в Нюэнене, 1884—1885, Крестьянка, 1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Едоки картофеля, 1885, Старая церковная башня в Нюэнене, 1885, Башмаки, 1886, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. Точнее, даже не он сам, а его крайне терпеливый брат Тео — арт-дилер по совместительству. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее». Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. Эта пагубная привычка обострилась к концу жизни. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины.
В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Через полгода к нему приезжает погостить Гоген, с которым Ван Гог был хорошим другом.
Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально.
Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством — артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. С устройством помог дядя, который владел компанией, торгующей произведениями искусства.
После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Той же ночью он срезал свою мочку уха таким образом наказывая себя. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена.
Где бы ни учился Ван Гог, везде был изгнан из-за вспыльчивого характера и странного поведения. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Врачи видели в этом действие абсента — алкогольного напитка, настоянного на полыни, чье разрушительное действие на нервную систему стало известно только в XX веке.
Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников10. Но тут уже вмешалась его семья и мысли о браке были попросту развеяны. Насколько известно, его первую дошедшую до нас проповедь Ван Гог начал фразой: «Наша жизнь — Путешествие Пилигрима». Интересно, что несмотря на нищенское существование, Ван Гог проявлял крайнее усердие в своём деле, вёл неутомимую деятельность и был самоотвержен, но, как оказалось, недостаточно красноречив.
Биография художника не изобиловала приключениями, как, например, судьба Поля Гогена, который успел побывать и брокером на бирже и матросом и умер от экзотической для европейского обывателя проказы на не менее экзотическом Хива-Оа, одном из Маркизских островов. Насыщенный колорит отличает и серию картин, на которых изображены подсолнухи. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. Вот таким образом он продолжает занятия живописью и рисунком самостоятельно.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Соединить, казалось бы, несоединимое – рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Вся семья помнила будущего художника, как очень трудного ребёнка со странными манерами. В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil Cie. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества.
Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега.
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Снова влюбляется.
Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Трагической историей стала потеря уха. Здесь он посещает выставки в Салоне и Лувре. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. До сих пор ведутся споры, по каким причинам и кто отрезал ухо Ван Гогу.
220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе.
Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн.
В этом названии – полное описание нового этапа жизни художника.
Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента.
те, которые пришли после импрессионистов (пост значит после). «Находясь в окружении картин, — писал он, — я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Другие утверждают, что ухо было отрезано в алкогольном и наркотическом опьянении.
В конце марта 1876 года его увольняют из фирмы Goupil Cie. Однако в 1868 году он внезапно бросил учебу и возвратился домой. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия.
Среди его самых знаменитых работ «Подсолнухи», «Ирисы», «Звёздная ночь», «Пшеничное поле с воронами» мы можем увидеть весь жизненный путь и переживания Винсента Ван Гога, не покидающих его до конца дней. В первой картине — мрак и напряжение, во второй — свет и гармония.
Он ему покровительствовал. Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. В Гааге художник попытался создать семью. Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи.
Ван Гог писал не по наитию — долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе.
Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов — от Энгра до Делакруа. Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж.
Все средства Винсент направлял на хорошие краски и холст. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. В январе 1891 года, через шесть месяцев после смерти живописца, 34-летний Тео скончался от сифилиса.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). Подсолнухи, автопортреты, яркие пейзажи — это все было до того, как он стал постимпрессионистом. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. «Звездная ночь» (1889 год), одна из самых известных картин Ван Гога позднего периода, несмотря на нереалистичность изображенного звездного неба (по нему словно летит вихрь из звезд), не кажется надуманной или нарочитой. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Свет на этих картинах как будто не реален, потусторонен.
Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми.
Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви.
Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Ему доводилось ездить в Лондон и Париж, где находились отделения фирмы. Практически все художники в этом жанре — французы. Очень сомнительна знаменитая история с ухом. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом.
Он обратился к своему брату, которого тоже звали Винсент, чтобы тот помог куда-нибудь устроить юного Ван Гога. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Объясняется же все просто. 29 июля 1890 года Винсент Ван Гог умер. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». Главное доказательство содержится в переписке.
Это было полотно 1867 года кисти Джорджа Генри Боутона, первоначально носившее название «Ранние пуритане Новой Англии идут в церковь». До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Спустя несколько лет в сентябре 1866 года он меняет поприще для получения знаний на коллегию Виллема II в Тилбурге. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 в Амстердам, где он поселяется у своего дяди — адмирала Яна ван Гога. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. И этим артдилером был его брат.
Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. В Прованс по приглашению Ван Гога приезжает Поль Гоген, чтобы работать вместе. «Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью».
Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Это Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген. Там он получает необходимое обучение в качестве дилера. Для Ван Гога этот опыт был не только художественным, но и религиозным. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. А. С. Пушкина, Москва).
Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888). Под впечатлением живописи импрессионистов и японской гравюры изменилась манера художника: появились интенсивная цветовая гамма и характерный для позднего Ван Г. широкий энергичный мазок («Бульвар Клиши», «Портрет папаши Танги»).