» Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень используя монохромный цвет. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Цель данной работы – провести сравнительный анализ «Портрета четы Арнольфини» фламандского живописца Ян Ван Эйка и «Молодой семьи» советского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского.
Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Возрождения. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Ян ван Эйк изобразил семью Арнольфини в момент бракосочетания, сюжет бытовой.
» Портрет четы Арнольфини» является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини».
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. В конце работы художник выполнил также и надпись. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Однако она по-городскому узка.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что "портрета Арнольфини и его жены вообще не существует". По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic» – не только тут, здесь, но и – присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот – такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Так же поступил и ванЭйк.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. нидерл. Но тогда к художнику могло обратиться только знатное сословие, чтобы запечатлеть всех домочадцев в парадных одеждах и с богатым убранством интерьера. А мог и сам подарить по дружбе.
Картина является визуальным подтверждением свадьбы Арнольфини, но тут возникает вопрос, волнующий умы всех исследователей – была ли невеста беременна. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Сейчас считается, что на картине изображены двоюродный брат Джованни ди Арриджо — Джованни ди Николао Арнольфини со своей женой имя которой неизвестно. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей». Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. Это особенно заметно по одежде. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Из всего этого Костер делает вывод, что на двойном портрете изображены мужчина и женщина, уже вступившие в брак какое-то время назад, семейная пара. Что и говорить, красота – страшная сила. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать».
Это особенно заметно по одежде. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. А женщина.
В отличие от темперной живописи, маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать слитности мазков, получать смягчённые контуры. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Реализм подкреплен еще и техникой.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни – Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Как утверждает Костер исследователи долгое время находились под влиянием непререкаемого авторитета Панофского, по мнению которого на картине изображён момент бракосочетания.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.
Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже». Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Она — в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», – приём, традиционный для средневековых живописцев. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. «И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете.
1434». ). Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота. Контекст Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов.
Эта картина была не просто новой, она была революционной. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор. В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге — в красном и синем одеяниях.
В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Для времени, в котором жил и творил Ян ван Эйк, эта картина стала очень необычной ещё и потому, что большинство живописцев того времени обращались к религиозным и мифологическим образам, тогда как на этом семейном портрете чета изображена в обычной домашней обстановке. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Несогласованность размеров люстры, зеркала, фигур мужчины и женщины с размером комнаты, а также то, что в помещении отсутствует камин, позволяют предполагать, что интерьер этот не существовал на самом деле, а был сочинён художником28.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.
Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Выпуклые зеркала были более доступны.
Яблоки лежат на подоконнике как намек на осень и предостережение против греховного поведения. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.
Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины – так называемые «труффо-орфовре» – головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. До сих пор вопрос остается открытым. Существует много неясностей в творческой биографии Яна. «Портрет четы Арнольфини» — одна из наиболее загадочных картин в истории европейской живописи.
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Высоких было больше, чем низких. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Важный смысловой элемент картины – зеркало на стене. Он клянется свое жене в супружеской верности. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. С тех пор среди ученых царит разброд.
Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Hernoult-le-Fin – это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16.
Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. На женщине платье (т. Далее.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Наоборот. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно.
Однако она по-городскому узка. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Тогда ясно, почему бракосочетание проходит в маленькой комнатке, никак не соответствующей высокому статусу Арнольфини. Но существует и другое мнение. «О чем я думаю. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк».
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты – сам художник (фигура в синем). Худых — больше, чем толстых. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. У окна лежат апельсины.
Так кто же все-таки герой картины. 1434". ). Ц. Г.
Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Еще одной любопытной деталью, объясняющей традиции того времени, является левая рука, которой Арнольфини придерживает жену.
Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность» – известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38.
Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века.
Charles M. Falco) из Аризонского университета. Четверть — молодежь. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом.
Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1). Перед концертом нам удалось немного поговорить. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С. Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Выпуклые зеркала были более доступны. Это особенно заметно по одежде.
Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Из интернет-ресурсов самыми значительными явились те, в которых содержались биографические статьи интервью, видеоинтервью с художником. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Правда и тут не обошлось без загадок. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Края костюма декорировались фестонами— пристрастие к мелким деталям, создающим беспокойную линию, пришло из Германии75.
Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Любой в обещаниях может стать богатым). Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Арнольфини и его супруга изображены без обуви. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. morgen – утро). Promittas facito, quid enim promittere laedit.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Во-первых, это первый известный парный портрет — Ян ван Эйк создал его в 1434 году в Брюгге. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам. В зеркале отражается художник и еще один свидетель. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. В то же время многие нюансы указывают на то, что пара уже давно жената: волосы женщины собраны и спрятаны под убором (невесты изображались с распущенными локонами), а её поза свидетельствует о возможной беременности.
Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла— типично для Фландрии того времени.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Любой в обещаниях может стать богатым). На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Он также передал эффект прямого и рассеянного света, показав падающий из окна и рефлектирующий от различных поверхностей свет.
Взять хотя бы головные уборы. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. 1434». ). Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
На раме была надпись из Овидия (лат. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Эта картина, согласно сообщению историка Бартоломео Фацио, хранилась в коллекции кардинала Оттавиани как работа ван Эйка, в настоящее время она утрачена. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14.
Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82.
Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. А женщина.
Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Блондинок мало. Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Женщина, тень которой падает на покрытую красным покрывалом кровать, стоящую в глубине комнаты, представляет собой образ идеальной хозяйки и хранительницы домашнего очага. Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Наоборот. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Манина «Д. Д.
Получилось пространство, наполненное символами. Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина.
А женщина. Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Это особенно заметно по одежде.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. В конце работы художник выполнил также и надпись. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой по этичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
1434». ). Тогда войска Жозефа Бонапарта отступили, потерпев поражение от соединённых сил британцев испанцев и португальцев под командованием герцога Веллингтона. Живопись Италии и Нидерландов. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Эта знаменитая фламандская техника рисования позволяла достигать особой глубины картины, насыщенности, впечатления реалистичности, достижения особых цветов. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Если же женщина – Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней – её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент.
Выпуклые зеркала были более доступны. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. И все-таки люди понимали, что семейный портрет охватывает намного больше, чем изображение группы людей, связанных родственными узами. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). На женщине платье (т.
Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Это подпись художника.
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись. 1434». Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. В зеркале изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Эрвин Панофский подчеркивал, что при таком толковании картины становится понятной надпись: ван Эйк свидетельствует, что он присутствовал при церемонии.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала.
Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью – намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц).
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.