Великий фламандский художник Антонис Ван Дейк прожил всего лишь 42 года, но успел войти в историю живописи благодаря созданным им картинам в жанре портрета, мифологии и религии. Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников.
63 картины, созданные с 1615 г. по 1626 г. Раздел 2. По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех».
Каждый сеанс длился не более часа. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии). Симон (ок.
Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. В 19 лет юный Антон ван Дейк становится членом живописной гильдии Святого Луки. Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца.
В тот же период ван Дейк создает цикл произведений изображающих Христа и апостолов. В 1649 ему отрубили венценосную голову. Так, в декабре 2009года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3миллиона фунтов (13, 6миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598-1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни.
Пушкина). Сестры подговорили девушку тайно взглянуть на него и она, воспользовавшись свечой, увидела его лицо. Он изобразил Карла на фоне мрачного романтического пейзажа. ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта.
В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. В конце 1620 – начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период (Семейный портрет, 1621, ГЭ) определились стремление Ван Дейка к интимности и одухотворённости образов, внимание к особенностям эмоционального и интеллектуального склада человека. Матфей (ок. 1617 – 1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Но с этой работой связана очень интересная история.
К тридцатым годам ван Дейк становится известным и модным художником — портретистом. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Ван Дейк создал около 900 живописных полотен.
Английский двор был в то время одним из самых блестящих в Европе. Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. К числу подобных работ можно отнести портрет Томаса Чалонера. До недавнего времени считалось, что художник драпируется в плащ, однако после реставрации стало видно, что Ван Дейк, напротив, гордо распахивает его, демонстрируя драгоценный подарок на шее.
К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок. Это был период наивысшего творческого расцвета художника. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Король даровал ему дворянский титул и золотую цепь.
Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже— ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. С 1618 по 1620 гг.
Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. Уже в 14 лет Антонис пишет свой первый шедевр — портрет старика, а в 16 лет у него имелась собственная мастерская, в которой он с другими молодыми художниками пишет серию работ «Головы апостолов». 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.
Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе. Зимой 1641года у четы Ван Дейк родилась дочь. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. А. С.
Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий— «Иконографию»— сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9декабря 1641года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне.
В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В последнем произведении художник достигает необычайной экспрессивности и драматизма.
Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин и считающаяся шедевром детского портрета. 1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет Портрет семьи Ломеллини (1624–1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Две его дочери, увековеченные художником, умерли от горя, а королева бежала из Англии. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично.
Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель Юпитер и Антиопа, ок. Это уже пожилой человек с усталым лицом, чуть припухшими и покрасневшими веками.
И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Ван Дейк же возвел эту науку в ранг высокого искусства— кстати и в многочисленных автопортретах этого периода тоже. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). Екатериной Сиенской (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). 70 картин, созданных с 1627 г. по 1641 гРаздел 3.
ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599 – 1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Антонис ван Дейк (22. 03. 1599, Антверпен — 9. 12. 1641, Лондон) — знаменитый фламандский портретист и исторический художник, сын живописца на стекле Франса ван Дейка, родился в Антверпене 22 марта 1599 г. Поступив в 1609 г. учеником в мастерскую Гендрика ван Балена, он, 19-ти лет от роду, он сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию св.
Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»).
Антонис ван Дейк – великий фламандский (нидерландский) художник. Когда работа была закончена, ван Дейк вносил необходимые поправки и изменения.
Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к. Там он получает должность «главного живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь. За это время ван Дейк писал лицо и набрасывал контуры фигуры. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился 2-й – Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок. В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников.
Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину Видение св. Здесь он создает полотна, (часто в нескольких вариантах) на религиозные темы: «Мученичество святого Себастьяна», «Коронование терновым венцом» «Святой Мартин и нищие», «Несение креста» и другие картины. В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты).
Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). В это же время художник впервые написал детский групповой портрет. Ван Дейк пишет теперь почти исключительно портреты. Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Поездка вышла на редкость удачной— с конца 1620до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны.
Много путаницы вызвала золотая цепь на шее Ван Дейка. Портрет— жанр особенный. С 1626 по 1633 он создает галерею графических портретов выдающихся современников, получившая название Иконография. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. Стоимость полотна составляет приблизительно 10 млн – по крайней мере такую сумму в прошлом году Национальная портретная галерея в Лондоне за автопортрет художника (1640 – 1641). Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником.
Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант— Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант— Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св.
В 1633 г. он женился на дочери лорда Рутвена. Замечательный фламандский мастер сразу же занял первое место среди придворных художников, затмив их блеском и легкостью своего мастерства. В результате такой системы из мастерской выходило огромное количество картин. Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св. Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7250500долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7миллионов долларов. Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени.
Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Пьета (в Антверпене) Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св. Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны. Для чего ему это было нужно.
Но, видимо, они так и не были отосланы и эта идея не была воплощена в жизнь. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Он побывал в Риме, Неаполе, Турине, Палермо, Флоренции, Венеции, Генуе и даже на Сицилии. С конца 1621 Ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал характерный для себя тип парадного аристократического портрета, в котором важную роль играют поза, осанка, взгляд и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция). В общей сложности в Италии Ван Дейком было написано свыше ста картин. Себастьян), Дрездене, Берлине.
Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Подобные образы впоследствии абсолютно исчезают в творчестве ван Дейка.
Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). 1618 – 1620, 1-й вариант – Мадрид, Прадо 2-й – Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях.
Пушкина), Портрет Мартина Рейкарта (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марии Луизы де Тассис (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн). Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу (1630, Вена, Музей истории искусств), Богоматерь с куропатками (нач. 1621, Кассель, Картинная галерея). Ван Дейк также известен и как придворный художник. Иконография была издана в 1632 в Антверпене. В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую.
1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы. Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства. Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица. Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. В 1618 – 1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека (Портрет кардинала Г. Бентиволе).
1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка. Но, видимо, они так и не были отосланы и эта идея не была воплощена в жизнь. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно). Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Получил блестящее образование. Образ Чалонера лишен какой бы то ни было идеализации. Антонис ван Дейк – наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса.
Незаурядный сильный характер чувствуется в его облике (он был известен в свое время как политический деятель, подписавший в числе других во время английской революции смертный приговор Карлу I). Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (Маркиза Улена Гримальди, Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли, Паола Адорно с сыном, Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли, Маркиза Бальбиани, Семейство Ломеллини, Старый сенатор). К ранним работам относится его Автопортрет (ок. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии.
Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом. Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. Одна за другой создавались картины, на которых во всем блеске и великолепии представал цвет аристократии. Спустя века производит впечатление костюм маркизы Бриньоле Сале (Антонис Ван Дейк, Портрет маркизы Бриньоле Сале). Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь. Этому воспротивилась его мать Венера.
Вот таким образом сегодня специалисты причисляют позднее творчество Ван Дейка к истории английского искусства в той же мере, что и фламандского. Роскошный и великолепный наряд способен придать любой женщине подлинное величие. 1618, Лондон, частное собрание). Мастер портретной живописи.
1618, Лондон, частное собрание). Колорит этих работ, по сравнению с предыдущим периодом, становится более разнообразным, богатым и насыщенным, сохраняя, однако, благородную сдержанность и гармоничность. 1618—1620, 1-й вариант— Мадрид, Прадо 2-й— Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок.
Он получил крупный заказ на выполнение группового портрета в натуральную величину городских эшевенов (муниципальных советников) для зала ратуши. 1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом. Он был седьмым из двенадцати детей. Матфей (ок. Художник изображает его то во весь рост, то верхом на коне, то пишет на одном полотне голову Карла в трех различных поворотах (что послужило образцом итальянскому скульптору Бернини для работы над портретом короля). Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников.
Историки назвали его вундеркиндом – художником от природы. Ван Дейк Антонис (van Dyck), фламандский художник. Трепетный, мерцающий свет факела, вырывающий из глубокой ночной тьмы головы, поднятые руки и некоторые фигуры, подчеркивает динамику композиции, усиливает зловещее настроение, рождает предчувствие трагической развязки.
Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. Ранние картины Антона ван Дейка характеризуются изяществом и элегантностью. К ранним работам относится его Автопортрет (ок.
За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла (Портрет Карла верхом, Карл на охоте, Карл в трех ракурсах), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей. Приятель Ван Дейка, кельнский банкир Эберхард Ябах писал, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств).
Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями.
Той же ночью ангел явился во сне Иосифу и приказал всему семейству бежать в Египет и ждать там, пока не получит нового сообщения. Третий результат Ван Дейка— 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. Путешествуя по её городам, ван Дейк изучает полотна итальянских художников, особенно его восхищают полотна Тициана. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства.
Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. В 1618-1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания). Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16портретов), государственные деятели и философы (12портретов), художники и коллекционеры (52портрета). Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин и считающаяся шедевром детского портрета.
Ван Дейк трактует в ней образ короля с почти жанровой непосредственностью и в то же время сообщает ему выражение величавого достоинства и своеобразную поэтичность. Положение второго живописца Фландрии не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество.
Себастьяна» (1624 – 1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет Паолы Адорно с сыном (ок. Психея была третьей дочерью в семье смертных людей. музей, Вадуц).
В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги. Ван Дейк— один из них. В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки. Луки.
Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. Скандал в благородном семействе. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии. К тому же последствием этой связи оказалась нежелательная беременность Анны Саксонской. Большой признательности заслуживает издание ван Дейком сборника гравированных портретов своих знаменитых современников, часть которых исполнена им самим (Антверпен 1636 г. ).
От четырехлетнего путешествия потомкам остался Итальянский альбом Ван Дейка. Свои портреты заказывают у него членызнатных семейств, духовенства. А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом. 1618, Лондон, частное собрание), Св.
В том числе 21 картина, проданная на аукционах Sothebys с 2007 г. по 2016 г. Раздел 1.
Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. В семье было двенадцать детей, Антонис был седьмым по счету. В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Идущий во главе быстро надвигающейся толпы предатель устремился к Христу.
В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки.
В марте 2011года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. К этому раннему периоду его деятельности относятся: Христос и 12 апостолов (в Дрезденской галерее), Пьяный Силен (в Брюсселе), Несение Креста (в антверпенском соборе) и несколько портретов. Однако настоящим его призванием стало искусство портрета. Матфей (ок.
Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. 1623, Эрмитаж, Ленинград). Но происхождение подкачало. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых.
Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св.
Художник выделил светом фигуру Карла, оставив в тени его слуг и коня. На полотне художник рядом с собой изобразил Эндимиона Портера, королевского постельничего, с которым был в приятельских отношениях. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами.
В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579-1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. В 1615-1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. Он совершил две поездки в Париж. Ван Дейк написал сотни портретов, несколько автопортретов, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, эмоциональный мир, духовную жизнь, живой характер человека. Более шести лет понадобилось Ван Дейку для изучения итальянского искусства.
К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать.
1621, Кассель, Картинная галерея). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. В 1634 Ван Дейк посещает Антверпен, а затем Брюссель, в котором он пишет портреты знати: Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда (1634, Мадрид, Прадо), Конный портрет Томаса, принца Савойско-Кариньянского (1634, Турин, галерея Сабауда).
К числу наиболее значительных религиозных композиций этого периода принадлежат также «Венчание тернием» из музеев Мадрида и Берлина и «Поцелуй Иуды» из Мадрида. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти».
Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Однако сам художник в это время был уже далеко от родных пенатов. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. Несмотря на юный возраст живопись Антона Ван Дейка, а также портреты и серии на мифологические и религиозные сюжеты, отличались высоким мастерством.
Антони ван Дейк был одним из любимых учеников самого Рубенса. В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: Портрет сенатора и Портрет жены сенатора (1622–1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: Портрет детей семьи де Франки (1627, Лондон, Национальная галерея). Антонис с детства тяготел к рисованию и вот таким образом уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов. В эти дни в ГМИИ им.
Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), Портрет маркизы Бальби (ок. Это в полной мере отразилось на его живописи. Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christies более чем за 6миллионов долларов, втрое выше эстимейта. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война.
Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622—1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). В 1624году Ван Дейк, чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, получил приглашение от вице-короля Сицилии Эммануила Филиберта Савойского посетить Палермо. Вплоть до последнего времени картина считалась копией. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка.
Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)— самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. 1618, Лондон, частное собрание).
Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами. А это, прямо скажем, не шуточки, если учесть, что Вильгельм Молчаливый был правителем Голландии. Множество его картин на религиозные и мифологические сюжеты имели незаурядный спрос у церковных и светских заказчиков. А. С. Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея», на которой экспонируются 10крупноформатных групповых портретов второй половины XVI — конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей.
Антонис ван Дейк (1599-1641) родился в семье состоятельного торговца тканями Франса ван Дейка. По достижении юным Антони десятилетнего возраста его отдали обучаться искусству живописи к известному в те годы мастеру Хендрику ван Балену. 18 октября 1634 гильдия св. В Англию он вернулся тяжело больным. Иконография была издана в 1632 в Антверпене.
Симон (ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).
По глубине характеристики он нисколько не уступает полотнам прежних лет. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Петра, ок. Симон (ок.
С юных лет ван Дейк обращался к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. Мартин и нищие» (1620 – 1621, 1-й вариант – Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант – Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Известен т. н.
Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид. В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. Тема изображения семейств и супружеских пар, столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., была подхвачена Ван Дейком: Портрет Франса Снейдерса с Маргаритой де Вос (ок. Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528-1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка.
Это одна из последних работ художника. Он работал быстро и легко, кроме того использовал многочисленных помощников, художников Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки и т. п. Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. В это же время он стал писать картины совместно с Питером Паулем Рубенсом (1577-1640). он работал в мастерской Рубенса.
Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания). 1618, Лондон, частное собрание), Св. Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века.
Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528–1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка. Ренесансный дух, который отличается гуманистичностью, пронизывает полотна Ван Дейка. 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Вот таким образом, ему лучше всего удавались сюжеты, в которых главную роль играет выражение душевного движения и нежного чувства. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, – портрет 70-летнего старика. Розалией, Петром и Павлом (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене – Распятие со св. Домиником и св.
Написана в Лондоне. Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея.
И до 2004 года, пока не вышел каталог-резоне Ван Дейка, она приписывалась мастеру. Для выполнения огромного количества заказов, он подобно Рубенсу, создал большую мастерскую, где работал по строго выработанной системе.
Однако сложившейся национальной художественной школы в Англии не было. Но лучшим из них может считаться луврская картина «Карл I на охоте». К ранним его работам относится Автопортрет (ок. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка. Влияние Рубенса сказывается во многих религиозных и мифологических композициях ван Дейка этих лет, в частности в «Святом Мартине» из церкви Савентема.
Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649), которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк едет в Англию.
Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). Уних рождается дочь. Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра).
Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. Когда 12 мая 2012 года автопортрет был выставлен на торгах аукционного дома Lempertz в Кельне, в каталоге он фигурировал как «копия автопортрета Ван Дейка». Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни. Августина (1628, Антверпен, Церковь св. Антонис ван Дейк родился вбогатой и уважаемой семье торговца тканями.
В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека («Портрет кардинала Г. Бентивольо»). Известен т. н. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника.
Стилистически картина гораздо лучше вписывается в этот период. Между тем славе художника это не мешало: 18октября 1634 года гильдия св. Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». От погибшей в 1695 картины сохранились лишь подготовительные наброски маслом. Его затемненное лицо противопоставлено ярко освещенному спокойному лицу Христа.
Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. 1620—1621, Виндзор, Королевское собрание). Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира— от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена.
В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен. В то же время Ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости («Портрет скульптора Ф. Дюкенуа»). Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). Писал он также картины на религиозные и мифологические сюжеты (Распятие св. Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра— «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи— сэра Антониса ван Дейка. Иногда, как в данном случае, под влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, драпировки, элементы пейзажа.
По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства. За свою жизнь он написал сотни портретов людей.
Прожив и проработав в Англии год, художник совершает поездку в Италию.