Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник-присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок.
«мадонна каноника ван дер Пале»— картина Яна ван Эйка, написанная около 1434—1436 годов. В «Мадонне каноника ван дер Пале» ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Не пропустите уникальную лекцию Мадонны Северного Возрождения: религиозные картины Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Ян ван Эйк родился в Маасейкев нидерландской провинции Лимбургмежду 1390 и 1400 годами.
Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. Творчество Яна и Хуберта ван Эйков многим обязано искусству иллюстраторов братьев Лимбургов и алтарного мастера Мельхиора Брудерлама, которые работали при бургундском дворе в начале XV века в стиле сионской живописи XIV века. Мадонны мастеров Северного Возрождения Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена останавливают взгляд каждого зрителя своим своеобразием, далеким от идеальной античной красоты итальянского кватроченто.
Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. в значит. RENAT ARCHO PRM. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной.
С 1425г. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу.
Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название — «Охотники на снегу», 1565): тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этих темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов и уходящих вдаль холмов, крохотных фигурок людей на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой напряженной, почти ощутимо звенящей тишине. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Он не созерцает, а размышляет. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь.
черт, восходящих к иск-ву готики, сложная религ. 1438—1440)10. Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события. Картина также снабжена девизом «Как умею», а внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября». Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени.
Голову украшает скромная диадема. Сова — вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. достигать исключит. В 1427—1428гг.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Символы используемые Босхом, происходят из самых разных, порой далеких друг от друга источников — от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора: сова и пустой кувшин — это душа и тело человека, забывшего Бога сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе плоды винограда, граната, клубники прозрачные сферы. Основная, самая большая по размеру композиция полиптиха расположена в середине нижнего яруса. Мастер Флемаля в самых значительных своих картинах (Флемальский алтарь во Франкфурте), оставил золотой и узорчатый фон примитивов. —1464).
С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Надпись под святым Донатьеном гласит: «SOLO PTV NON FRM. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Характерна хотя бы следующая несообразность: на правой створке св. В одном из самых грандиозных произведений 151 «Сад наслаждений» 151 Босх создает изобразительный образ греховной жизни людей. Формы укрупняются, утяжеляются, усиливается статичность.
Он основал в ней капелланство (фонд на содержание священнослужителя), а затем заказал у ван Эйка алтарную картину. Рогир ван дер Вейден (Роже де ля Пастюр) – фигура знаменитая и загадочная. Христос родился и умер. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр.
Luci conparata invenitur prior (Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд в сравнении со светом она выше ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба). В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450—1516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму и к живой конкретной действительности. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему.
Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Это необычайно тонко, точно и живо. Преимущественно мы видим мягкие песчаные холмы, какие встречаются в окрестностях Брюсселя, с замками на них, с рядами и группами низких деревьев.
К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «скаменным фасадом, а вскоре женился. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Впрочем, особенностью Роже можно считать его пленэризм. голландский художник.
На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации. Некоторые искусствоведы предполагают, что одна из фигур в зеркале – сам Ян ван Эйк. Символы используемые Босхом, происходят из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора: сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе плоды винограда, граната, клубники прозрачные сферы.
галерея, Лондон). Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. MERS REDIT. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Бавона в Генте (до сих пор хранится там же).
В жанровой живописи Брейгель проходит ту же эволюцию, что и в пейзажной. Нисколько.
С 1425г. В Ролленовской Мадонне все дышит теплым вечерним воздухом. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых 151 это жизненный путь всех людей.
Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику.
Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерландский художник и миниатюрист, один из зачинателей искусства Возрождения в Нидерландах. Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св.
оба– в Нац. На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса (около 14351511482), жизнь которого в основном прошла в Генте. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. В произведениях позднего Босха («Св. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
Супруги изображены стоящими в спальне. Одежды то бессильно повисают, то закручены вихрем. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Его гамма также преимущественно холодна, светла, его техника жестка и отчетлива. отдельных створок с изображением разл.
Антоний) усиливается тема одиночества. Автор произведений «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж), «Мадонна каноника ван дер Пале» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) обе – около 1436 г. Явился одним из первых в Европе мастеров портрета, выделив его в самостоятельный жанр. Брейгель умер рано. Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Мощное воздействие иск-ва В. Э. Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды.
Художник создал первый в европ. сцене «Поклонение мистическому Агнцу». О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г.
Но эти земные черты еще более подчеркивают его состояние самоуглубленности, внутренней непоколебимости, душевной твердости. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Формы укрупняются, утяжеляются, усиливается статичность. глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Бавона в Генте начал именно он.
посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса (около 1435—1482), жизнь которого в основном прошла в Генте. В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха («Кухня тощих», «Кухня тучных» 151в их едкой иронии, острой наблюдательности и недвусмысленности приговора). Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни.
Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Так же поступил и ван Эйк. Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («Человек с гвоздикой» «Человек в тюрбане», 1433 портрет жены художника Маргариты ван Эйк, 1439). Но Ян ван Эйк пошел еще дальше. Его суровое лицо бесстрастно.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Что может быть великолепнее его облачения. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ).
Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Это тоже человек крепкий духом, но он стар и болен, его лицо и изборождено морщинами, на виске склеротические жилки, но в глазах читается упрямство и твердость воли. Первый же зал имеет иное оформление. Св.
Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники.
Не так в варианте Роже. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название 151 «Охотники на снегу», 1565). Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно. С необычайной тщательностью и любовью передан узор одежд, сложный рисунок пола и витражей. В противоположную сторону направляются спасшиеся. Крупнейшее произведение В. Э. – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Св.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Необычайна сложность построения алтаря. сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаич. Как доверенное лицо герцога ездил в 1427 г. в Испанию для переговоров о женитьбе Филиппа на инфанте Изабелле вторая аналогичная поездка (в 1428-1429 гг., теперь уже касательно бракосочетания герцога с другой инфантой, Изабеллой Испанской) оказалась более удачной. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Бавона в Генте ок.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Таким образом повествования о первородном грехе изгнании и искуплении связываются в единую композицию32. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые» (1568).
С 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425–28 работал вЛилле) по его поручению в 1428–29 посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились). Рождение бытового крестьянского жанра («Крестьянский танец», 1565). Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки.
приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Лица искажены горем. В глубине комнаты висит круглое зеркало, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: «Ян ван Эйк здесь был».
В двойном портрете супругов Арнольфини (1434)—Джованни Арнольфини, купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге и его жены — предметы комнаты, на фоне которой изображены модели, по средневековой традиции наделены символическим смыслом (яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног — символ супружеской верности). На протяжении веков картина утратила глянец и яркость красок, однако после серии реставраций, главным образом в 1933—1934 и 1977 годах, находится в хорошем состоянии27. Лишь через год родственникам удалось перезахоронить его тело, уже внутри церкви, около купели. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Ченами (1434, Национальная галерея, Лондон). Искупление свершилось.
Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки. Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея). Одна из наиболее характерных работ Мемлинга — ковчежец св.
Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу. Учился, возможно, у старшего брата Губерта (последнему принято было приписывать часть художественного наследия Яна эта проблема – и даже степень их родства – до сих пор остается нерешенной). На панелях экстерьера показан день Возвещения, когда ангел Гавриил посетил деву Марию, а также образы святого Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста. XO MILITAVIT. Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы — с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей («Корабль дураков»). Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи.
В этом сказались принципы нидерландской миниатюры. Его работы высоко ценил Дюрер. MVNDI FVGES OTIA.
Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». творч. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники.
Композиция построена по диагонали. Георгий, суров, даже угрюм. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Как верно сказано (В.
Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Художник часто изображал героев картин среди бытовой обстановки, все детали которой носят яркую символичность и в «Портрете» присутствуют предметы-символы, ясно передающие смысл сцены: апельсины намекают на райское блаженство, хрустальные четки, лежащие на столе, воплощают благочестие туфли — на преданность супругов их союз щетка — знак чистоплотности, собака обозначает верность, зажженная свеча в люстре, возможно — мистическое присутствие божества, освящающего таинство венчания. HIC DRACONEM STRAVIT» (Родился в Каппадокии, был воином Христовым. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Решение вставших перед В. Э. На его нагруднике виднеется имя Бога ADONAI. Примерно в 1628 году её перенесли в ризницу, а в 1647 году— в новый боковой алтарь40. Некоторые искусствоведы предполагают, что одна из фигур в зеркале — сам Ян ван Эйк. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
На ней представлена Мария с младенцем и известный деятель, добившийся высокого поста. Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года. В 1816 году её вернули в Брюгге42, что привело к конфликту о владении ею между французскими и голландскими чиновниками43, но в итоге картину передали Фламандской академии Брюгге. Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («Человек с гвоздикой» «Человек в тюрбане», 1433 портрет жены художника Маргариты ван Эйк, 1439).
Картина была заказана художнику каноником церкви св. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. В 1427г. Позднее искусствовед Панофский утверждал, что зритель видит не бракосочетание, а помолвку и отмечал, что при таком толковании картины надпись становится уместной – так художник подчеркнул свое свидетельство на церемонии.
Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Бавона). В конце жизни, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон.
За спиной св. Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха.
Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). В. Э. – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоят. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске.
музей, Вена подготовит. Художника более всего занимало лицо жены, рука с обручальным кольцом лишь обозначена и в характеристике образа играет незначительную роль. проблем требовало разработки новых средств худож. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург.
Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Художники этого направления следовали (по возможности) традициям римской школы и прежде всего Рафаэлю. бытовой средой.
Религиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. средств: кардинал Альбергати (. ) (1431–32, Худож. -историч. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), В. Э. Пейзаж за окном аналогичен картине «Мадонна канцлера Роллена»: небольшой садик и город (возм. С видимым наслаждением и с равномерным (иногда слишком равномерным) усердием выписывает он детали обстановки: дюбель, посуда, архитектурные части и при этом пренебрегает окутывать все написанное общей светотенью. Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, — «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей).
Самыми ранними сохранившимися работами В. Э. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). «Снятие с креста» 151 типичное произведение Вейдена. элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. В конце 40-х годов Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря.
Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»). Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Здесь все лепится в холодном, ровном полуденном свете.
Дал ли я вам о нем представление. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». С исключительной реалистич. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св.
Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма).
В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. CESU TRIVMPHAVIT. Он избегает густых теней, контрастных сопоставлений. 1435–36, Нац.
Выдающиеся достижения этого реалистичного направления, например, фрески Томмазо да Модена в Тревизо, работы Робера Кампена, повлияли на стиль Яна ван Эйка. Но его активность и одновременно плотность — особые. К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените.
Создавая погрудный портрет, ван Эйк нарушил правильное пропорциональное соотношение фигуры, кажущейся небольшой по отношению к голове модели. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению.
Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадонной изображен поклоняющийся ей донатор — канцлер Роллен. В «Битве Карнавала и Поста» (1559) необъятность мира он выражает через множественность людей. Религиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). считаются приписываемые ему 7миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно. Брюссель).
«Слепые», несомненно имеют символическое значение. Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. Живопись наружных створок почти монохромна.
собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом В. Э. Так, «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) 151 это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне. Впрочем, на правой створке Алтаря Мероде (Брюссель) он открывает окно комнаты св. Работал придворным живописцем великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422-1425), а с 1425 г. – в Лилле и Брюгге при дворе герцога Бургундского Филиппа III Доброго. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Брейгель ездил в Италию.
Среди лучших работ этого жанра т. н. «Тимофей» (1432), «Человек в красном головном уборе» (1433 оба – в Национальной галерее, Лондон), а также портрет жены художника Маргареты Ван Эйк (1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). По мере того как происходит снижение этой значимости, возрастает реалистическая трактовка образа. По словам искусствоведа Брета Ротштайна, он преднамеренно изображён «отключённым» от осязаемого мира, полностью погрузившись в мир духовный, что подкрепляется очками в его руках, символизирующими не только образование, богатство и мудрость, но и подверженность земных человеческих чувств ошибочному восприятию реальности16. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. Мария Австрийская пожелала приобрести «Мадонну» для своей коллекции в 1547 году, но получила вежливый отказ церкви, мотивировавшей его нежеланием «стонов, жалоб, протестов и волнений» народа.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). испытали не только нидерл., но и итал. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем.
Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон).
Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов. К 1600 году «Мадонна каноника ван дер Пале» стала главной алтарной картиной собора. Сова – вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. Так, «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) — это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне.
Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Сильный (но в то же время мягкий) свет на самих фигурах является при этом условностью, которой не сумел преодолеть ван Эйк: ведь главные священные фигуры должны были быть видимы с полной отчетливостью и отступление от этого правила сошло бы за род иконографической ереси. По мнению искусствоведа Макса Фридлендера святой выглядит неуверенным и нерешительным в такой торжественной обстановке его молодое простоватое лицо с пустой улыбкой «создаёт странный контраст с престарелым тяжёлым каноником», а ноги, единственные видимые на картине, кажутся неустойчивыми11.
Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу Мадонны, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. Композиция такова: молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности. Солдаты даже изображены в испанской одежде. серыми оттенками. относятся также алтарные композиции «Благовещение» (ок. Арнольфини и его жены Дж.
Даже внутренности церквей (или те готические беседки, в которых он любит помещать драматические эпизоды) полны холодной и равномерной озаренности. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Солдаты даже изображены в испанской одежде. Урсулы (около 1489 г. ), в живописных образах которого как раз и уживаются созерцательность ван-эйковского толка с интересом к жизненно-естественному, что свидетельствует об усилении бюргерских тенденций в нидерландском искусстве. голубые, синие, розовые и лиловые. Картина содержит характерные примеры того, что искусствовед Крейг Харбисон называет «преображённым взглядом на видимую реальность», заключающемся в размещении мелких ненавязчивых деталей иллюстрирующих не земное существование, а Божественную Истину, легко различимую и понятную средневековому зрителю31. Взор каноника, которого представляет Марии св.
Удивительна наблюдательность художника, умение передать интимные душевные переживания изображенных, будто стоящих не перед художником, а перед алтарем. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. В начале 60-х годов Брейгель создает ряд трагических произведений, превосходящих по силе выразительности все фантасмагории Босха. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»).
А на последнем плане – далекие синие горы. Св. Художник – мастер религиозного сюжета. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. В глубине комнаты висит круглое зеркало, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: «Ян ван Эйк здесь был».
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события. Его протяженность дает ощущение определенного расстояния до трона, в то время как верхний срез балдахина рамой неожиданно приближает весь трон к зрителю. Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
С именем Брейгеля связывается окончательное сложение пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга (1433—1494), прославившего себя лирическими образами мадонн. Так же уступает Роже в своем потрясающем Снятии с Креста (Эскуриал). На этот раз искривленное отражение комнаты в зеркале как будто целиком списано с натуры и это указывает на то, что Флемаль в некоторых случаях прибегал и к чисто реалистическим приемам живописи. манерамногослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил В. Э.
Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых — это жизненный путь всех людей. мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). Но человеческая душа раскрывается глубже во всех ее тайнах. (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». К лучшим произведениям В. Э. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность.
Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. В то же время художник стремится передать не только внешние черты своих персонажей, но и то, что запрятано в глубине человеческой души. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. «здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. Вероятно, она была одной из церковных картин, которую высоко оценил Альбрехт Дюрер в своём дневнике 1521 года. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Франциска» и «Мадонна в церкви». С 1425 года придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425-28 годах работал в Лилле) по его поручению в 1428-29 годах посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились).
Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. 1430–32 или 1423–32). Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадонной изображен поклоняющийся ей донатор 151 канцлер Роллен. Еще дальше виднеется озеро, окаймленное невысокими холмами. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30—1569).
Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах В. Э. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир.
В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Эту же цитату ван Эйк использовал в своей «Мадонне в церкви» (ок.
Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Впечатление этюда с натуры производит жалкий низкий хлев, на пороге которого стоит одетая в белое (с голубыми тенями) Богоматерь, погруженная в молитву перед раскинувшимся на земле только что родившимся Христом.
целое. И Христос и святые, окружающие его, восседают на огненных облаках, под которыми лежит выжженная земля. Пейзаж играет здесь важную роль в передаче сущности персонажей.
Около зубцов стены стоят, вероятно, Иоаким и Анна, родители Девы Марии. жанр. В этой связи показательно изображение интерьера. Образ сада земных наслаждений перекликается с утверждением итальянских гуманистов XV века: «Рай — вокруг нас». Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. голубыми и розовато. Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды.
Работал в Лилле и Генте, в 1431г. «Мадонна каноника ван дер Пале» насыщена богатой, органично связанной иконографией30. В одном из самых грандиозных произведений — «Сад наслаждений» — Босх создает изобразительный образ греховной жизни людей.
Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. В том же году художник переехал в Лилль. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (14501511516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму и к живой конкретной действительности. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты В. Э.
построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Творчество В. Э. И сочетаясь с красным — одеяния Марии — и белым — каноника, — они образуют мощный сияющий аккорд. Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов). «Прошли века.
Как умею». Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Одним из первых он освоил пластич. Брейгель умер рано. В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436) все приобретает большую массивность. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
С 1431 художник поселился в Брюгге. Спасаясь от праздности земной, победил смерть и сокрушил дракона)28. В творчестве таких мастеров, как Я. Госсарт, П. Кук ван Алст, Я. Скорелль, Ф. Флорис и др. Композиция построена по диагонали. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу».
«Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Около 1434 года картина была закончена. Теперь наслаждается сиянием Божиим), под святым Георгием— «NATUS CAPADOCIA.
выразительности. 1511464).
Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность. После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Пейзаж этот (около 1440-х годов) стоит особняком больше всего напоминает он меланхолические пейзажи XIX века.
Один из основоположников искусства Северного Возрождения. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. Составленный из мн. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них проницательному раскрытию главных особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Аллегорическим языком выражал Брейгель трагизм современной жизни всей страны, в которой бесчинства испанских угнетателей достигли наивысшей точки.
Картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале. Прихожане собора могли видеть алтарь в двух состояниях: в будни его основная внутренняя часть была закрыта створками в праздники они раскрывались, приобщая зрителя к самым глубоким тайнам бытия, а также являя глазу наиболее драгоценную часть живописи. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей. Их позы торжественно неподвижны, лица серьезны. Примитив сказывается (кроме фигур) лишь в неточном эффекте восходящего из-за гор слева золотого солнца, в бандеролях с надписями, орнаментально извивающихся среди композиции и, наконец, в условных позах персонажей.
Не отступая от системы своего искусства, Ян ван Эйк находит пути к косвенному, обходному выражению проблем, осознанная трактовка которых наступит только два века спустя. Они одеты в нежные цвета: в бледно. В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436) все приобретает большую массивность.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. «Слепые», несомненно имеют символическое значение. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. «Блещут каменья, красками сияет парча и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица.
Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. Портрет четы Арнольфини. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Многому в решении подобных проблем нидерландское искусство обязано Рогиру ван дер Вейдену (1400. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги.
Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Творчеством Босха кончается первый этап великого искусства Нидерландов — XV век, «пора исканий, прозрений, разочарований и блестящих находок». Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Мнение, однако, не подтвердилось.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. превращает традиц.
В последующие годы Ян ван Эйк не раз обращался к созданию религиозных картин, хотя и не столь грандиозных и монументальных, как Гентский алтарь. Образ сада земных наслаждений перекликается с утверждением итальянских гуманистов XV века: «Рай – вокруг нас». Тон неба, далей и города слегка розоватый и сумерки уже окутывают лоджию первого плана. Написана ок. 1435-1440, действие происходит в открытой лоджии. Картина также снабжена девизом «Как умею», а внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября».
Идеализированный тип лица Марии имеет заметное сходство с Девой из «Благовещения»8 ван Эйка. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). В двойном портрете супругов Арнольфини (1434)151Джованни Арнольфини, купца из Лукки яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног 151 символ супружеской верности. Как и на «Портрете четы Арнольфини», художник изобразил себя в красном тюрбане, соответствующем его предполагаемому автопортрету 1433 года.
Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/301511569). Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. В 1430 г. обосновался в Брюгге.
Облик каждого глубоко индивидуален. С 1431 года художник поселился в Брюгге. В конце 40-х годов Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию.
Самыми ранними сохранившимися работами Вай Эйка считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Михаил с донатором» и «Св. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет. На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации. Особенностью является, в противоположность Боутсу известный индифферентизм к пейзажу. 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Св.
пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармонич. Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Художник часто изображал героев картин среди бытовой обстановки, все детали которой носят яркую символичность и в «Портрете» присутствуют предметы-символы, ясно передающие смысл сцены: апельсины намекают на райское блаженство, хрустальные четки, лежащие на столе, воплощают благочестие туфли — на преданность супругов их союз щетка – знак чистоплотности, собака обозначает верность, зажженная свеча в люстре, возможно – мистическое присутствие божества, освящающего таинство венчания.
галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (ок. В глубине извивается измокшая дорога, засаженная по краям оголенными деревьями. Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое. Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы 151 с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей («Корабль дураков»). отличаются строгой простотой и отточенностью выразит.
На 26 панелях он воплотил современные ему представления о мире земном и небесном. «Снятие с креста» — типичное произведение Вейдена. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Мало жестов и мало позы. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря.
Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. рисунок– Графич.
В верхней части рамы содержится цитата из Книги Премудрости Соломона, сравнивающая Деву Марию с «незапятнанным зеркалом»29. Образ св.
художник и миниатюрист, один из зачинателей иск-ва Возрождения в Нидерландах. В 1427г. Сидение, схожее с троном, символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Картина была заказана художнику каноником церкви св.
Иск-во В. Э. живописи двойной портрет– проникнутое сложной символикой и, одновременно интимно-лирич. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Впереди «Источник жизни».
Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Антоний) усиливается тема одиночества. флам. На его сине-золотой парче вышиты изображения святых Петра и Павла14.
Характерна для Роже его вариация на тему Ролленовской Мадонны – картина Святой Лука, пишущий портрет Богоматери, прекрасная копия с которой (или повторение. ) имеется у нас в Эрмитаже. Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые» (1568). чувством изображение купца Дж. В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха («Кухня тощих», «Кухня тучных» —в их едкой иронии, острой наблюдательности и недвусмыленности приговора). В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Георгий.
Возвышенное уживается с повседневным. Происходивший из незнатного рода, он добился высокого поста благодаря уму, познаниям и ловкости в политических и финансовых делах. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня.
В центре — торжественно величавый образ Бога-Отца, по сторонам Богоматерь как воплощение женской красоты и достоинства и Иоанн Креститель — предтеча Христа. Верить в это суждение заставляет тот факт, что чета Арнофилини не имела детей, но изображенная дама явно находится в положении. Оба одеты в нарядные праздничные костюмы, отвечающие сложной и причудливой моде того времени. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
REMIS CONSTITVITVR. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. В произведениях позднего Босха («Св.
Их позы торжественно неподвижны, лица серьезны. В 1427—1428гг. Никакие драгоценности не украшают ее. Убеждающая, как всегда у Эйка, достоверность облика сочетается здесь с ощущением торжественности совершающегося действа. Серо-стальной тон живописи с сиреневыми оттенками усиливает состояние безысходности.
Власов), подражательность нидерландских романистов смог побороть лишь гений Рубенса — уже в XVII в. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерл. В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции. В будни осн.
особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. Но он сумел сконцентрировать в своем искусстве достижения нидерландской живописи предшествующей поры. Фигуры Марии и Архангела помещены в крайние створки, в средних же — господствует пустынное светлое пространство обычной комнаты, а в открытом окне видны улицы типичного нидерландского города с тесно стоящими высокими домами под вечереющим ясным небом. Донациана, основанных каноником ван дер Пале.
Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. Ван Эйк написал ее портрет. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
В центре изображен Христос на престоле, в царских одеждах по сторонам от него – Богоматерь и Иоанн Креститель, музицирующие ангелы, на двух крайних досках – обнаженные Адам и Ева. В нидерландском Возрождении было и итальянизирующее течение, так называемый романизм. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге).