Много знаменитых полотен в Третьяковской галерее, Эрмитаже, музеях Киева (городу передали свои уникальные собрания произведений искусства сахарозаводчики Терещенко и Харитоненко), Харькова, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. Юный Ованес часто наблюдал за ним.
В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. Сам турецкий Падишах наградил его дорогой турецкой наградой – орденом Османии 2-й степени.
«Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Градоначальник поехал осмотреть художества. Лазаря в Венеции»). Если спросить любого прохожего, как правило, вам ответят: «Да, что-то слышал. Картина «Среди волн» является особенной и нестандартной.
Иван был младшим пятым ребенком. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского открыта художником при жизни. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Не менее 10 раз изображал на своих картинах гору Арарат.
Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме». При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Конец сороковых и первая половина пятидесятых годов XIX века ознаменовались рядом крупных для художника событий, оказавших решающее влияние на дальнейшее развитие его творчества и на судьбу самой Феодосии: женитьба в 1848 году, постройка в Феодосии художественной мастерской (школы живописи в Крыму), первые археологические раскопки в Феодосии в 1853 году. Только время от времени она позволяла им его навещать. На свои средства и по собственному проекту построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году мемориал также был утрачен).
Будучи одним из самых богатых художников России, он много сделал для своего родного города: на его средства были выстроены здания местной картинной галереи, археологического музея, проведены большие работы по благоустройству Феодосии, постройке порта и железной дороги. Там было столь любимое южное море и неуловимая магия Апеннин. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток. Учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева. Одна из картин Айвазовского была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Море, такое разное — то спокойное, то непокорное, манило к себе. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили.
На даче у Томиловых Иван даже проводил летние каникулы. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). Все это время Айвазовский не прекращал переписку со своим старым благодетелем Казначеевым. Возможно, когда на короткое время перевез свою семью из Феодосии в Харьков.
И это при том, что корабль получил 153 пробоины. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ, созданный Лермонтовым: «Белеет парус одинокий» Все очарование подобных картин заключается в хрустальной ясности искрящемся сиянии, которое они излучают. Но вот этого господина он писал не раз.
Выставку посетил сам Нахимов. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Дом их стоял на окраине Феодосии, на возвышенности, откуда было видно море. Картины, которые здесь находятся: «Среди волн», «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд» и сотни других подлинных картин художника.
В работах Айвазовского на первом месте – свет и да, абсолютно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). В Милане молодые люди прекрасно проводят время наедине. За всю свою жизнь он написал более 6. 000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Зато художник случайно познакомился с австрийской полькой графиней Потоцкой. Но если он устраивал приёмы, то старался удивить своих гостей чем-то особенным. Картина изображает двух уже немолодых участников той войны, склонившихся у мемориального креста на месте гибели вице-адмирала Корнилова. Заурвейда, Айвазовский смог продолжить обучение в классе ботанической живописи.
«Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Так были написаны портреты бабушки, родителей, жены и брата Габриэла, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева. Юлия Яковлевна жила в Одессе с четырьмя дочерьми, к которым до конца жизни художник проявлял любовь, внимание и заботу, перешедшую позже и на внуков, трое из которых также стали художниками-маринистами.
О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Дело в том, что однажды Папа Римский увидел картину «Хаос. Вздыбились гигантские льдины на Неве.
Вообще, отношения Айвазовского с Турцией — долгая и непростая история. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует». Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия— полонизированная форма армянской фамилии Айвазян).
Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию. Почему не с палитрой и кистями, а со скрипкой. Лишь в 1837 году по просьбе профессора Академии художеств А. И. Айвазовский не любил светских мероприятий, отдавая предпочтение тихим семейным вечерам.
Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Навел справки: оказалось — вдовой. В парижских газетах даже появились новости о его гибели, но все, к счастью, обошлось.
Не вышло: Айвазовский помчался в осажденный Севастополь. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский). Наверно это и определило судьбу будущего художника.
По их приглашениям он несколько раз бывал в турецкой столице и встречался с султанами. Детей привела гувернантка-англичанка. Это сын мой.
Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте. Поистине гармония после разрушения. Архитектура фонтана создана на основе фонтана в Константинополе.
Через некоторое время городской архитектор Кох сообщил Казначееву, что вычислил автора этих «граффити». Это событие произошло 16 января 1820 года и участвовали в нем два парусных шлюпа – «Восток» и «Мирный».
В сентябре 1837 года он получил Большую золотую медаль за картину «Штиль», а вместе с медалью еще и право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Самые известные — «Крещение армянского народа. Среди них такие как «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя». Словно подгадав к приезду градоначальника, Ованес изобразил стоящего в карауле солдата в полной амуниции, да еще и в натуральную величину, благо, что размер стены дома это позволял. Учиться ему довелось у известного живописца М. Н. Известнейшее произведение этого периода — картина «Девятый вал» (1850, Русский музей).
Холодно крошечным людям в повозке. Благородная ложь послужила во спасенье и ребёнок был пощажен. Но он не хочет быть простым помощником и чувствует потребность писать свои картины. Интересно, что на картине «Араратская долина», как и на некоторых других работах, художник расписался на армянском языке.
И уже с 10 лет ему приходилось работать в городской кофейне. К его картинам невозможно было пробиться. В 1877 году с разрешения Эчмиадзинского синода брак был расторгнут. Так как скрипка много лет была Айвазовскому верной подругой. Вторая картина – «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» прославляла события 1829 года.
Художник расписал фресками феодосийскую церковь Сурб-Саркис (св. Итак, пять наиболее знаменитых картин И. К. Айвазовского. Из-за того, что на небе нет солнца, теней от кораблей не видно. Но довести замысел до конца он так и не успел. По мнению исследователей, заманив художника в «медовую ловушку», его безуспешно пытались склонить к работе филёра. Сейчас полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.
Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину – «Среди волн». При этом какие-либо свидетельства самого художника полностью отсутствуют.
Тернера изображаемые фигуры выглядят мелким стаффажем среди величавых, «космических» пейзажей. Этот щедрый жест оценили в Европе и тогда имя Айвазовского впервые погремело на весь мир. В 1854 году художник пишет огромную картину «Осада (бомбардирование) Севастополя» и дарит её севастопольскому музею. Государь пошёл ему навстречу, однако сам Айвазовский этого ответа уже не дождался. Так настенный рисунок изменил весь ход жизни армянского мальчика.
Григорий Просветитель», «Клятва перед Аварайской битвой (Полководец Вартан Мамиконян)» и «Сошествие Ноя с Арарата». Мы выяснили, что турецким госучреждениям принадлежит примерно 41 полотно кисти художника.
Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А. Писал картины на библейские и исторические темы. С 1844 он был художником Главного морского штаба, написал много значительных картин на темы истории русского военного флота («Чесменский бой», 1848, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского). При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. Он христианин.
Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Этой битве также посвящена картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». Он, кстати, пошёл по стопам дедушки и стал художником.
Кажется, нет такого человека, который бы не слышал имя этого художника.
Но сердце художника воспринимает красоту в любом ее виде. Эти работы получили одобрение публики. Опять же чисто случайно он ехал с ней в одном дилижансе. В творчестве Айвазовского 70-х годов XIX века появляется ряд картин изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. И однажды он взял кусок самоварного угля и нарисовал корабль на белой стене дома.
Экипаж был принят Абдул-Меджидом в султанском дворце, Айвазовский подарил османскому султану свои полотна и был удостоен орденом. 17 (29)июля1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна».
Казначеев не остался равнодушным к судьбе юного таланта: первым делом он подарил Ованесу пачку настоящей рисовальной бумаги и ящик с первыми в его жизни акварельными красками, а затем предложил брать уроки рисования вместе со своими детьми у архитектора Коха. Вот, казалось, каким счастливым был для Ивана Константиновича 1850 год: слава, благосостояние, прекрасный дом и мастерская, молодая жена (с ней пока никаких размолвок), рождение первой дочери, любовь земляков Но эмоции художника не подвластны даже ему самому. Настоящее имя — Ованес Айвазян.
25 лет. Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Разумеется, нанять учителя родителям было не по карману. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. В числе работ мариниста есть и немало полотен, посвященных истории Армении.
Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Именно тогда Айвазовский познакомился с русской природой, непривычной для южанина. В центре внимания были несколько полотен. И сам Ованес в последствии писал фамилию также.
А где-то на горизонте легкими, почти беспечными мазками прочерчены первые лучи восходящего солнца. С того вечера художник зачастил в этот дом, напрочь забросив работу.
Ранее с нею знаком не был, да вот о добром ее имени слышал премного. Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835, Третьяковская галерея). Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 1840-х гг., когда художник завоевывает европейскую известность. В сентябре неприятель был уже в Ялте. «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. В семье Айвазовских через год после свадьбы родилась первая дочь Елена, а вслед за нею еще три – Мария (1851 г. ), Александра (1852 г. ) и Иоанна (Жанна, 1858 г. ) А на 12-м году совместной жизни, сославшись на необходимость дать дочерям образование, Юлия Яковлевна вместе с детьми поехала в Одессу, да так оттуда и не вернулась. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. Все работы Ивана были сняты с выставки.
Зябко, тревожно — но и весело. Самое большое собрание, естественно, представлено в Феодосийской картинной галерее им. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».
«Мой адрес— всегда в Феодосии», сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову. так появился на свет пронзенный духом эпической героики «Девятый вал» – вершина первого, романтического периода в его творчестве. Об этом сражении Айвазовский помнил с детских лет.
Иван Константинович Айвазовский – великий русский художник-маринист. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Гоголь шутил по этому поводу: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Среди большого числа земных ландшафтов, выполненных Айвазовским, выделяются своими бравурными панорамическими эффектами циклы картин, навеянные впечатлениями от путешествий по Украине и Кавказу (1850-60-е годы). Помешала смерть. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна.
Когда Айвазовский был еще мал, Казначеев служил феодосийским градоначальником. Как бы то ни было, тема эта начинает развиваться и обрастать все новыми подробностями. Это был 11-летний Ованнес, сын базарного старосты Геворка Гайвазовского. Действительно именно морские пейзажи прославили Ивана Константиновича. Появившийся, как черт из табакерки, Векки улаживает конфликт.
Эту фразу современники художника говорили в шутку. Эти полотна были для севастопольцев не просто картинами – это была жизнь, полная опасностей и героизма. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и рисовал на их месте новые. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом. Создавал полотна на темы армянской культуры («Посещение Дж. «Наваринский бой» изображал кровопролитное морское сражение 20 октября 1827 года, во время которого покрыл себя неувядаемой славой экипаж «Азова», под командованием адмирала Лазарева потопивший три турецких корабля, посадивший на мель линкор и уничтоживший турецкий адмиральский фрегат.
Недаром этот цикл картин принято называть «голубыми Айвазовскими». Но копирование – хоть чьих-то картин, хоть природы – представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать. Скрипку начинающий художник привез с собой в Петербург играл «для души». Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал. Глубокой ночью во сне внезапная смерть оборвала жизнь живописца морей. «Кофейня у мечети Ортакей» — один из константинопольских видов, написанных Айвазовским после этой первой поездки. Перед самой смертью он написал прошение императору Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками.
Множество своих работ Айвазовский посвятил мирным событиям из истории российского флота, однако выдающиеся по своему значению картина «Ледяные горы в Антарктиде» была написана к 50-летию беспримерного по трудности перехода и открытию Антарктиды экспедицией под командованием выдающегося мореплавателя Ф. Ф. Беллинсгаузена. Айвазовскому нужно было срочно спасать родных — жену, четырех дочек, старую мать. Ребёнок этот был отец мой.
Но и этот факт далеко не все знают. Горе и радость я сознаю сильнее, когда они переходят в область минувшего. Ованнеса выучили играть странствующие музыканты на феодосийском базаре.
Высоко оценив работы Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана». Папа римский Григорий XVI купил картину «Хаос» и наградил художника золотой медалью, другую, тоже золотую, он получил и от Парижской академии художеств. Это была первая картинная галерея одного художника.
В один из дней на Айвазовского нахлынуло чувство глубокой потери. Отец не стал его ругать, а дал ему лист бумаги и карандаш. Айвазовский мог подобрать по слуху любой напев, любую мелодию. Он будет посещать Турцию еще не раз.
То есть работа потребовала максимум усилий от художника – и целых десять дней. Шторм подходит к концу.
Холодный ад отступает. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. В этом же году Иван получает Большую золотую медаль за картину «Штиль» и заслуживает право поездки в Крым.
Но вскоре графиня исчезает, а некий господин Теслецкий хочет вызвать Айвазовского на дуэль, защищая поруганную честь барышни. Впервые он видит Хиос и Патмос, Самос и Родос, Синоп и Смирну, Анатолию и Левант. Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям – движущуюся, стремительную, живую. Причем не праздно перевез, а спешно эвакуировал. Айвазовский писал картины на темы из армянской истории, а также на библейские темы. Парные картины «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью», представленные на выставке, прославляли современную победу Черноморского флота в сражении 18 ноября 1853 года, когда русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в бухте города Синопа.
Для занятий морской военной живописью в академии ему была предоставлена мастерская. Вернувшись в Петербург, Айвазовский получил звание художника 14 класса. В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Достоевский сравнивал преувеличенную эффектность пейзажей художника и скорость с которой он производил на свет свои «закаты» и «восходы» с писательской производительностью А. Дюма. Признаёмся честно, некоторые вещи мы сами узнали впервые.
Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. Не потому ли и «Переправа через Неву», редкий для творчества Айвазовского петербургский пейзаж, выглядит так, что зубы сводит от воображаемого холода. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Воробьева. Но это и не понадобилось.
Высший свет не одобрил выбор Айвазовского, а двери некоторых домов даже закрылись перед ним – многие вдруг вспомнили о его плебейском происхождении. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Неповторимы и ночные марины художника. Он много читал, но еще больше времени уделял рисованию – писал с натуры и копировал с гравюр.
Слух у него оказался великолепный. С 1845 обосновался в Феодосии. Художник решил, что лучше всего передать это можно в борьбе со стихией. Несложно догадаться, что чаще всего на них изображалась бурлящая морская стихия.
И. К. Айвазовского – 417 единиц хранения. Взглянем на полотна, в которых Айвазовский узнается с трудом.
Эти произведения стали неотъемлемым дополнением к историческим документам. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м). Это путешествие очень обогатило знания Айвазовского об изменчивой морской стихии. Как писал Ф. Ф. Львов: «Уже тогда не было пределов воображению Гайвазовского». Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета.
Таково свойство моей натуры», – признавался художник. На самом деле, так как семья художника, спасшись от геноцида, переехала в Польшу, фамилия их произносилась на польский манер «Гайвазян», а Иван впоследствии стал Гайвазовским. Однако в лучших картинах — таких, как «Черное море» (1881, Третьяковская галерея), — проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды. О муже она вспоминала, только когда ей были нужны деньги. Говорят, Айвазовский принёс хаос в Европу. Он море рисовал».
Развернутое по диагонали движение кораблей позволяет сразу охватить глазом все поле битвы. Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). Выставки картин Ивана Айвазовского можно посетить в Крыму, в Феодосии на Родине художника. За день он почти закончил.
Приехав в город можно легко посетить галерею Ивана Айвазовского. Это единство движения придает произведению особую законченность и цельность. Впоследствии была написан картина «Посещение Байроном мхитаристов». Если пожелает, пусть и он выбросит в море мои картины, мне их не жаль, – сказал при этом художник турецкому консулу, чтобы тот передал его слова жестокому и бесчеловечному султану.
Эти картины он дарил армянским церквям Феодосии. К тому моменту Айвазовский уже исколесил всю Европу (в его заграничном паспорте больше 135 виз и таможенники устали доклеивать туда новые страницы), но на землях османов еще не бывал. Саркиса), где он был когда-то крещён и впоследствии похоронен. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. К 1845 году 27-летнему Айвазовскому, чьи морские пейзажи уже гремят по всей Европе от Амстердама до Рима, отдают дань уважения и в России.
Ивана Константиновича даже начали тяготить эти «смотрины» девушек на выданье из приличных домов. Позже в 1836 году Иван становится подмастерьем у французского художника Ф. Таннера. Еще занятнее — автопортрет справа. В 1850 году он пишет знаменитую картину «Девятый вал», находящуюся сейчас в Государственном Русском музее.
Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился. Легендарный бриг был полностью разбит, паруса разорваны, возник пожар, в пробоины стала проникать вода, но русские моряки удачными выстрелами нанесли такие значительные повреждения обоим мощным турецким кораблям, что те были вынуждены прекратить преследование. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды. Большая часть картин Айвазовского хранится в лучших музеях и галереях мира.
Он получает «Анну на шею» (орден святой Анны 3-й степени), звание академика, 1500 десятин земли в Крыму в 99-летнее пользование и главное — официальный военно-морской мундир. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Обладая покладистым характером, Айвазовский никогда не отказывался. Биограф пишет, что и на новом месте жена Айвазовского Юлия Гревс, до этого активно помогавшая мужу в Крыму в его археологических раскопках и этнографических изысканиях, «пыталась увлечь Айвазовского археологией или сценками малороссийского быта». Сие случилось Божьей милостью и я сердечно благодарствую за поздравления».
Художника очень ценили турецкие правители: в 1856-м султан Абдул-Меджид I отметил его орденом «Нитшан Али» 4-й степени, в 1881-м султан Абдул-Хамид II — алмазной медалью. Вот таким образом нам представляется весьма важным тот факт, что полотнам Айвазовского удалось занять прочное место в интерьере сначала османских дворцов, а затем и государственных учреждений, – подчеркнул он. Портретов Айвазовский оставил сравнительно мало. Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян.
Гайвазовский делал стремительные успехи в овладении тайнами мастерства. Но однажды такое случилось и с ним – он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900).
– Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Непокоренный «Меркурий» возвращается в родной Севастополь после героической победы над врагом. В 1893 году, спустя почти 40 лет после окончания Крымской войны, Айвазовский пишет картину «Малахов курган»— дань памяти героям обороны Севастополя.
Градоправитель Феодосии А. И. Казначеев прослышал о талантливом мальчишке от архитектора Коха, который не раз спасал Ованеса от наказания за «испорченные» углем стены домов и каменных заборов и дал ему несколько ценных уроков. Свою третью поездку в Константинополь И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. Его упрекали в повторяемости и излишней красочности сюжетов. Мать была рукодельницей, в трудные для семьи времена ее вышивание не раз спасало их. Сквозь холодные мглистые краски пурпурного неба проступает Адмиралтейская игла. Дедушку художника звали Григор Айвазян, бабушку – Ашхен.
Он работал ошеломляюще быстро и поражал всех не только «своей плодовитостью». В центре композиции картины представлен эпизод боя «Азова» с главным турецким кораблем. С поразительной точностью им переданы мотивы движения. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев.
По дороге прелестница щебетала не только о раутах и шпильках, но и о политике. Всё прочее выстраивается вокруг этого главного. Жить теперь мне стало спокойно и счастливо. Три года, которые Иван прожил в семье Казначеева, не прошли для него напрасно.
Так иногда писал он воду. Ведь Юлия так хотела, чтобы муж и отец оставался с семьей подольше. Впрочем и неудивительно: Александра Ивановича Казначеева художник считал «вторым отцом». Произведение весьма лаконично в композиционном и колористическом плане. Однажды Одоевский пригласил его в дом, пообещав, что там они обязательно встретят Глинку. С первой женой уже 20 лет не живу и не вижусь с нею вот уже 14 лет.
Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.