В феврале 1988 года одна из копий «Вампира» была похищена из Музея Мунка. Купить картину или постер "Вампир", художника Эдварда Мунка вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Как и многие другие картины Мунка, «Вампир» существует в нескольких вариантах, включая графические.
Так появилась одна из самых интересных работ Мунка – «Вампир», также известная как «Любовь и боль». Картина Эдварда Мунка Вампир: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Ярко рыжие волосы — явный намек на кровь — стекает на несчастную жертву. Его следовало бы вырвать из её рук.
При этом, впрочем, он лишь повторял сюжеты собственных живописных композиций, написанных, как минимум, годом ранее. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Есть только ощущение чего-то невероятно горестного, отчаянного. Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль» в «Вампира» её переименовал, как предполагается, Станислав Пшибышевский. Здесь он проживёт остаток жизни. Его следовало бы вырвать из её рук. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Вечный страх художника перед женщинами наивысшее свое выражение получил в этой картине. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Но сам Мунк воспринимал любовь, как вампирство, как нечто злое и чуждое ему самому.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. А та просто склонилась над ним и при этом её волосы как бы обволокли мужчину сверху. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Зритель постепенно меняет свое отношение к сюжету. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Мунк так и застыл на пороге, а потом прошептал им: «Остановитесь. Получается лучшая гармония красок. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Зритель постепенно меняет свое отношение к сюжету. Мунк начал рисовать и очень скоро он написал своего Вампира». И вскоре, через часа полтора на свет появилось полотно «Вампир».
Это не мешало Мунку, он просто работал и никакие чувства не могли его затуманить. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. По случаю презентации этой картины в 1896 году в парижской галерее Зигфрида Бинга, писатель и критик Аугуст Стриндберг публикует статью в июньском номере «Lа Revue Blanche», в котором, стремясь подогреть интерес публики к новой картине мастера, приводит несколько строк «белого» стиха собственного сочинения: «Золотым дождем волос ниспадает на несчастного дьявольская благодать в лице прекрасной вампирши.
Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль» в «Вампира» её переименовал, как предполагается, Станислав Пшибышевский. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами.
Однако «та женщина» оставила неизгладимый след не только в его судьбе, но и в его творчестве. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Встань перед ней на колени, – велел он мне, – опусти на её колени голову. Другой работник, также случайно уронивший картину, попал в страшную автокатастрофу, после чего длительное время провел в реанимации. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
Хищно впилась героиня в шею своей безвольной жертвы. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. А у него пустые глаза и серое лицо» – цитата, практически дословно описывающая картину. Его следовало бы вырвать из её рук. Служащие музея (Лувр), в котором хранится непревзойденное полотно, заметили, что если на картину долгое время не смотрят посетители из-за перерывов в работе музея, лицо «Джоконды» будто темнеет, а когда возобновляется посещение и люди снова и с снова восхищаются произведением искусства, картина вновь становится такой, какая была. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Краски подобраны со вкусом к собственным страхам и комплексам. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Хищно впилась героиня в шею своей безвольной жертвы. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Мунк познакомился с ней, когда отправился вместе со своим отцом-доктором навестить маленького мальчика, сломавшего ногу. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.
Налицо – пример энергетического вампиризма. Мунк всю свою последующую жизнь пытался найти женщину, похожую на свою тётю, которая смогла бы жертвенно и нежно любить его, не требуя ничего взамен, однако вместо чистого ангела его преследовал образ женщины-демона, женщины-вампира, женщины-гибели В лице Туллы Ларсен и Дагни Юль Эдвард Мунк, всю жизнь искавший свою Мадонну, обрёл лишь Еву и Лилит, томивших и терзавших его и так больную душу. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». У него в 1934 году «Вампира» перекупил другой частный коллекционер, в чьем собрании работа находится по сей день. За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bulls Eye.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Но слухи о том, что картина мстит тем, кто «обидел» ее, отпугивают бывалых собирателей произведений искусства и наводит на них своего рода сглаз и порчу. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. А у него пустые глаза и серое лицо – цитата, практически дословно описывающая картину. Посетитель музея при осмотре имел неосторожность потрогать картину «Крик» руками, после этого сгорел в своем доме во время пожара. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Не лучшая участь постигла и известного фламандского живописца Рубенса.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.
У картины с двумя названиями существуют четыре варианта. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В 1903 году картину купил почитатель творчества Мунка Джон Анкер.
Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. Юль часто именовали «пожирательницей мужчин» за её бесконечные романы. Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Встань перед ней на колени, – велел он мне, – опусти на её колени голову. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Такая композиция допускает двойственную трактовку: утешает ли женщина своего возлюбленного или, наоборот, питается его силами, подобно вампиру. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Почти все его полотна мрачные, зловеще-предостерегающие о чём-то злом и неприятном. Создана картина в Берлине.
А у него пустые глаза и серое лицо» — цитата, практически дословно описывающая картину. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
Шедевр Леонардо да Винчи «Джоконда» в народе приобрел прозвище Улыбчивый вампир. Причины такого отчуждения скрывались под его личностью. Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову. Губами женщина приникла к его шее. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. До 2007 года она с разрешения владельцев выставлялась в нью-йоркском музее Метрополитен. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Краски подобраны со вкусом к собственным страхам и комплексам. Он прилип к её груди – она ужасна. Он называл это «лошадиным лечением». А у него пустые глаза и серое лицо» — цитата, практически дословно описывающая картину1.
Правда, первое впечатление недолговечно. В 1893 году норвежский художник – Эдвард Мунк написал картину «Вампир» Этот холст размером 91х109 см. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.
Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Скорее всего, тогда замерев в этих позах, они оба разговаривали. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Правда, первое впечатление недолговечно. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль» в «Вампира» её переименовал, как предполагается, Станислав Пшибышевский. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Что за чертовщину они там плетут. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Губами женщина приникла к его шее. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.
По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Он вообще был странен для того времени и кажется даже сейчас он вряд ли был бы понятен. «Женщина в её тотальной изменчивости — это загадка для мужчины.
Я зарисую. ». Хотя на самом деле то была любовь, нежность. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мунк также верил, что когда-то лун было две.
Губами женщина приникла к его шее. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая «Мадонна») и его страха перед женским началом. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Он прилип к её груди — она ужасна. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Художник страдал бессонницей и паранойей. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Но больше всего его раздражали пальцы. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами».
Мунк начал рисовать и очень скоро он написал своего Вампира». На первом варианте небо написано в багряных тонах. Ярко рыжие волосы – явный намек на кровь – стекает на несчастную жертву.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. «Вампир» показывает не акт любви, не поцелуй, здесь нет ничего привычного нам, нет здесь и явного насилия. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Эдвард Мунк часто впадал в депрессивное состояние, переживал тяжелые нервные срывы и в своем шедевральном произведении «Крик» выразил состоянии своей многострадальной души, криком выражающей свою глубокую боль. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая «Мадонна») и его страха перед женским началом. Он прилип к её груди – она ужасна. Упорно ходят слухи, что работник музея, однажды ненароком уронивший полотно, долгое время впоследствии мучился от головных болей, невыносимость которых привела его к самоубийству. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). История этого полотна немного странная.
Достоевского «Преступление и наказание». Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. 23 января 1944г. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Густой атмосферой ужаса наполнена работа. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
В этом описании можно увидеть одну из самых значимых картин Мунка «Мадонна» (известная еще как «Любящая женщина» или «Зачатие»), пять вариантов которой художник создал ещё за несколько лет до знакомства с Туллой. Поиски заняли целых два года. Мунк начал рисовать и очень скоро он написал своего Вампира»3. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Мунк более не общался с Туллой, до конца своей жизни называя её лишь «та женщина». Его следовало бы вырвать из её рук. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Ощущение что это льётся кровь придавалось за счёт цвета волос – огненно рыжими.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Многие критики и ценители уверены, что картина более выразительна и более эмоциональна, чем знаменитый «Крик». Он ненавидел это чувство. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Считается, что натурщицей для одной из версий «Мадонны» была норвежская писательница, возлюбленная Мунка времени его берлинских поездок, жена близкого друга художника, польского писателя Станислава Пшыбышевского, — Дагни Юль. Она называлась «Дорога никуда».
Но несчастен ли он. Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль» в «Вампира» её переименовал, как предполагается, писатель Станислав Пшибышевский. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Густой атмосферой ужаса наполнена работа. Встань перед ней на колени, – велел он мне, – опусти на её колени голову.
Не менее загадочные события окружают и известную картину Эдварда Мунка «Крик». В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Мунк начал рисовать и очень скоро он написал своего Вампира». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль» в «Вампира» её переименовал, как предполагается, писатель Станислав Пшибышевский. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая «Мадонна») и его страха перед женским началом. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Мунк написал «Любовь и боль» в 1894 году для большой серии «Фриз жизни», в которую входило и самое знаменитое его полотно— «Крик». Он прилип к её груди — она ужасна. Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая Мадонна) и его страха перед женским началом. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. Мунк начал рисовать и очень скоро он написал своего Вампира».
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Его портреты превосходно отражали характер человека. Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь.
Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. «Я почувствовал крик Природы»).