Полотно, наверняка обращавшее на себя внимание каждого, кто бывал в Русском музее, написано в последний год жизни Валентина Серова.
Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны – весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию. Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
Впоследствии панно оказалось в Русском музее, где было законсервировано. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. «Ко многим картинам в Русском музее приходишь, как к старым знакомым. Действительно, Серов – художник такого склада, что плохо вписывается в понятия «арт-рынок», «аукционный рекорд», «сенсация» и т. п. Ну что такое Серов.
Учился у И. Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1880-1885, не окончил). В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. По словам Евгении Петровой, панно поначалу хотели отреставрировать к выставке. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Серова. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Одинаково интересно узнавать оСерове и как охудожнике и какочеловеке. Она умерла в 32 года от воспаления легких. Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня» на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». И какие-то унылые пейзажи с лошадками и сарайчиками еще. 359 произведений, в их числе: 56 картин, 266 рисунков, 35 гравюр, 2 скульптуры (бронза и фарфор), отражают многообразие поисков мастера в течение трех десятилетий. Всем нравится, начиная с самого Мазини — весьма милого в общежитии кавалера. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой5, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения6. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Работая над иллюстрациями исследования «Царская и императорская охота на Руси», Серов создал целую серию исторических композиций изображающих членов царской семьи и придворных.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Работа над полотном шла три месяца.
Она произошла в Париже, в мастерской художника. Валентин обучался у Репина два года, а затем вернулся в Россию. Серов изобразил поэта сидящим на скамейке в парке в осеннюю пору (всем известно, что любимым сезоном года Пушкина была поздняя осень). Вдобавок, портрет Цетлиной стал самой дорогой картиной, когда-либо проданной на «русских торгах» (все превосходящие Серова по цене русские мастера продавались на торгах импрессионизмом и модернизмом) и этот рекорд, вероятно, тоже превзойден будет не скоро. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В течение сезона он оформил декор для оперы отца Юдит, представленной Дягилевым в Париже, с костюмами Бакста, а в 1911 году он написал занавес для балета Шахерезада, поставленным его другом Бакстом. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Оба — и певец и художник — остались довольны совместной работой. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Не менее интересна работа Валентина Серова в театре. В США разрешена и практикуется, вызывая, тем не менее, многочисленные споры.
Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Серов в одном из писем к жене написал: «Портрет идет, если не вышел, недурен, т. е. за этюд с натуры». Вообще.
Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми. В основу картины «Похищение Европы» легла известная легенда о том, как верховный греческий бог Зевс, влюбившись в прекрасную юную девушку по имени Европа, превратился в быка и в таком облике похитил ее, посадив к себе на спину и уплыв в открытое море. Крылова, работу над которыми он начал в середине 1890-х годов, а затем вернулся к ним в последние годы жизни. Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как и около тридцати работ было утрачено.
И вообще непонятно, что он такое. И что в нем такого особенного. ». Или, если выражаться языком серовских критиков-коллег, от сифилиса (Владимир Маковский) до гальванизированного трупа (Репин). 1890 год— начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года— Володе фон Мекк— сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Собственно, я это уже услышала в соцсети от другого очень хорошего художника, который, впрочем, добавил, что «в мировой истории искусства Серов где-то рядом с Цорном и Каролюс-Дюраном».
Но и натурализма – не дай бог. Коллекция семьи Цетлиных была в 1959 году передана в дар городу Рамат-Гану лично Марией Цетлиной – той, что изображена на портрете Серова. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Женский портрет — это самая привлекательная и загадочная часть творчества художника. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции. Далее. Брошенная, ветшающая усадьба, проваленные полы, солнце – кажется, там где-то прячется забытый Фирс Еще запомнилась картина «Летом», это портрет жены художника, Ольги Федоровны Серовой, с которой он прожил всю жизнь.
Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа и переправила ее в США). Дело, конечно, хозяйское, но его портреты раньше стоили раз в двадцать дешевле.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Отец художника, Александр Николаевич Серов, являлся композитором, автором оперы «Юдифь» и известным в те годы музыкальным критиком. Без принадлежащих музею портретов Юсуповых, С. П. Дягилева, А. Н. Турчанинова, О. К. Орловой, холста «Ида Рубинштейн», серии «императорских охот», пейзажа «Баба в телеге», множества блистательных рисунков и акварелей, гравюр невозможно представить творчество художника и русское искусство 1880-1900-х годов. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). В ту пору и состоялась вторая встреча мальчика с Репиным. В 1870 году в гости к Александру Николаевичу пришел Илья Репин, в то время еще учившийся в Академии художеств. Но с «Парижским кафе» такого, скорее всего, не произойдет). Решено было не трогать, чтобы не навредить, уж очень велики утраты.
И никто уже не скажет, что это второсортный портрет второстепенного художника. Широко известны выполненные мастером многочисленные парадные «великосветские» портреты, хотя сам художник не очень-то любил заказные работы. Впрочем, есть страничка в facebook, но я не буду давать на нее ссылку, так как там просто несколько репродукций с подписями, частично на английском, частично на иврите и по этим репродукциям ничего понять нельзя: там, разумеется, есть серовский портрет Марии Цетлиной, а также театральный эскиз Гончаровой, две работы Маревны, одна – Николая Тархова, а также по одной картинке Арье Эль-Ханани (он же Лев Сапожников, архитектор и дизайнер), Амшея Нюренберга, Полины Мамичевой-Нюренберг и Теофила Фраермана. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Их таких, правдолюбов, среди академиков сыскалось всего два, Серов да Поленов. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Великий русский художник умер в Москве в 1911 году.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми.
Хороший человек – не профессия. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»10. За работу «Девочка с персиками» автор был награжден премией Московского общества любителей художеств. Хотя те, кто следит за русским арт-рынком, конечно, заметили, что Серов за последние два года как-то «активизировался» и у него случилось несколько рекордных продаж.
А что большой русской картины не написал – так и слава богу. Однако даже эксперты не ожидали девяти миллионов фунтов за портрет Марии Цетлиной. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Более тридцати лет панно находилось в храме.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Государственный Русский музей обладает важной – по размерам и качеству – частью творческого наследия Серова. После этого Валентин (ему тогда было всего девять лет) остался в Париже и продолжил обучение у Репина. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов вдень ипри этом— думать оприятном, чтобы сохранять задумчивое ирасслабленное выражение лица. К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. Ни рыба ни мясо. Так как, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15 – 20 млн шекелей (это около 3 млн и никакая Маревна столько не стоит и акварели Волошина тоже и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christies в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Особый интерес представляют листы к «любимому детищу» Серова – циклу иллюстраций к басням И. А. В аннотации к этому портрету в каталоге Sotheby39s написано, в частности, следующее: «Данная работа предположительно находилась в ее частной коллекции на Западе и потому была неизвестна Грабарю, когда он составлял свою неполную монографию о художнике». Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Усадьба Белкино» и сразу сказала: «Боже мой, это же «Вишневый сад. », даже не успела прочитать внизу на табличке, что картина написана в 1904-м – в год смерти Чехова и год создания пьесы.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»4 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Как видите — принципиально название не поменялось. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений. На заднем плане видны спины дельфинов, выныривающих и вновь погружающихся в воду. Кроме того, художник восхищался работами таких художников, как М. А. Врубель и К. А. Чистяков. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Это и один из ранних карандашных автопортретов (1883) и акварельный вариант портрета императора Александра III (1899) и известная серия литографических портретов деятелей культуры круга журнала «Мира искусства» (1899).
Левитан – в XIXвеке, Кандинский – в следующем. Хотя, конечно, не исключено, что какие-то работы Серова могли ускользнуть от его внимания. Из практики ведущих музеев мира Рамат-Ган почерпнул, что результаты успешного аукциона могут значительно повлиять на будущее музеев. В числе бесценных коллекций Русского музея немало прославленных имён русских художников. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. И там и там.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Да ничего, в общем-то, не приключилось.
Не натуралист, хоть первые уроки – еще в дорепинские годы – получил в Мюнхене, натурализма рассаднике и гораздо позже стал первым русским членом мюнхенского сецессиона. Жизнь течет – и он течет в ее русле. Ей за помощь и содействие большое спасибо.
Листья с деревьев в парке уже облетели и ветер гоняет их по тропинке. Пригласили экспертов Christies, выбрали один экспонат и выставили на торги. В 23 раза выше эстимейта. Как всякий хороший человек имел от этого одну головную боль. Так-то многие знали и призывали остановить продажу, говорили, что это все равно как если бы Лувр ради нового здания решил продать «Джоконду», предлагали обратиться в суд, активисты провели протестный марш, собравший, кажется, около 150 человек, но безуспешно.
Был написан портрет императора Николая II. Non-stop и non finito. Скорее всего, я сейчас услышу в ответ, что это я, мол, передергиваю и что «на самом деле Серов – очень хороший художник».
Глубокого идейного, критического реализма, как в Крестном ходе в Курской губернии. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
Валентин Александрович Серов родился в Петербурге. Здесь есть один любопытный нюанс. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. На полотно оседали пыль и копоть и тогда горе-реставраторы покрывали его сверху олифой и лаком. Предупредителен и любезен на удивление, подымает упавшие кисти (вроде КарлаV и Тициана). Вообще-то Серов был на год старше Кандинского и на пять лет младше Левитана.
И творческая эволюция его была такой же невероятной, что и у Менцеля за вдвое больший жизненный срок, от Девушки, освещенной солнцем (1888) до Иды Рубинштейн (1910). Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Большой успех имел занавес к балету «Шахерезада», который был создан для Русских балетных сезонов С. П. Дягилева в Париже (в настоящее время занавес входит в состав частной коллекции Г. П. Вишневской и М. Л. Ростроповича). Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции. Ну что ж, в конце концов, многие современные коллекционеры русского искусства говорят о мечте сделать когда-нибудь из своей коллекции музей. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
Здесь примечательный момент: почти до самого аукциона в Рамат-Гане никто ничего о предстоящей продаже не знал, то есть никто из тех, кому вообще-то надлежало бы это знать. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
В 1959 году М. С. Валентин Александрович Серов родился в Санкт-Петербурге в 1865 году. В 1888 году в возрасте двадцати трех лет он принял участие в VIII Периодической выставке в Москве, представив на ней два портрета — «Девочка с персиками», 1887 и «Девушка, освещенная солнцем» 1888 (обе — Третьяковская галерея, Москва).
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. С заказами во дворце было покончено, а в семье Серовых к тому времени уже шестеро детей.
Речь идет о монографии «Валентин Александрович Серов. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Я – просто художник). Коллекция его работ в ГРМ за малым исключением имеет «петербургское» происхождение и ее формирование граничит с историей отечественной художественной культуры на рубежа XIX и XX столетий, с особенностями собирания нового искусства в Петербурге. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Проходил обучение в Петербургской академии художеств, а также в Москве и Париже.
Теперь не только Репин, но и все, кто видел результаты его творчества, говорили, что у мальчика, несомненно, есть талант. Ну, как Война и мир. В отличие от Менцеля, Серов прожил очень недолгую жизнь – всего-то 46лет. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Дело не в русском арт-рынке, а в Серове. Жизнь и творчество» 1913 года, в конце которой Игорь Грабарь приводит список всех (известных на тот момент) произведений художника, с датами и указанием собраний.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Кстати, два предшествующих портрету Мамонтовой аукционных рекорда Серова установлены не в последнюю очередь благодаря тому, что «Тарас Бульба» в монографии Грабаря фигурирует в списке, а «Охота с борзыми» там даже репродуцирована. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. Мастер изумительно подмечал личность в ее характернейших, хотя и неуловимых для другого художника, чертах. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Всвоей жизни ивсвоем творчестве Серов был полон противоречий икрайностей.
Так что, может быть, «племя младое, незнакомое» будет смотреть в каком-нибудь таком музее на портрет Марии Цетлиной так же, как сегодня публика глазеет в Третьяковской галерее на «Девушку, освещенную солнцем», купленную Третьяковым вопреки общему передвижническому недоумению и недовольству. Но восприятию себя как портретиста par excellence отчаянно противился (Я не портретист. Хороший художник – не определение.
В 1890 году художником была выполнена картина «Портрет итальянского певца Анджело Мазини» (Третьяковская галерея, Москва). Но более всего Серов известен как непревзойденный портретист. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Настоящий русский интеллигент – в правильном смысле слова.
– тоже нет. Моцарт русского искусства. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Президентом академии был великий князь Владимир Александрович, командующий Петербургским военным округом, Серов обвинил в расстреле великого князя и потребовал его отставки с поста (президента, а не командующего) – скандал попытались замять и тогда он демонстративно хлопнул дверью. Денег нет, судя по всему, ни на что.
После выставки В. В. Стасов просил Серова написать портреты В. Шварца и А. Бычкова, но художник выбрал другое предложение: по заказу П. М. Третьякова был написан портрет Н. С. Лескова. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. похож и так вообще немного сама живопись мне не особенно что-то, цвета не свободные. Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня»на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В разных странах на этот счет существуют разные законодательства. Не портретист».
Что ж, замечательно, что Русский музей уважил мнение художника. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Только репродукции этого портрета во всех монографиях и альбомах черно-белые, поскольку «местонахождение неизвестно» (а он, оказывается и не уходил из семьи, его выставила на аукцион правнучка изображенной на портрете четы). На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». В 1900 году он написал полотно «Выезд ПетраII и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» (Русский музей, Санкт-Петербург). «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Но что приятнее всего, это то, что он сидит 2 часа самым старательным образом и, когда его спрашивают, откуда у него терпение, он заявляет: отчего же бы не посидеть, если портрет хорош, если бы ничего не выходило, он прогнал бы меня давно (мило, мне нравится)». Как рассказал Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX – начала XX века Русского музея, это огромное (примерно 6 на 7 метров) было написано Валентином Серовым и Константином Коровиным для костромской церкви.
Но без особых успехов. Интересно, кто отвалил за этот портрет такую сумму. Но, так же, как и в случае с портретом из Майами, в Музее русского искусства в Рамат-Гане, кажется, не очень понимали, чт они отдают. Оплакивали единым хором – от Горького до Брюсова, от Репина до Дягилева.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино12. Был написан портрет императора Николая II. В доме часто бывали музыканты, художники и другие творческие люди., воспроизведенная в Жупеле, сделана очевидцем).
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. раздел хороший человек).
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Валентину Серову было пять лет, но это знакомство сохранилось в его памяти. Долго Серов работал и над созданием эскиза «Одиссей и Навзикая».
Поначалу его более остальных жанров привлекал портрет. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова8. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Словом, новый рекорд установлен, но факт вызвал удивление». 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
Не передвижник, хоть с детства учился у Репина и одно время входил в Товарищество. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Но сильнее всего он был в портрете.
Продолжая традицию юбилейных выставок, Русский музей к140-летию мастера представил выставку, где наряду сшироко известными живописными полотнами, зрители смогли познакомиться сграфикой Серова, неменее важной частью наследия мастера. 1904 год— В начале года, восстанавливая здоровье в Домотканове, написал там ряд картин в апреле-мае совершил с женой поездку в Италию. В конце жизни Серов увлекся новой темой — мифами Древней Греции. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Помимо портрета, «главного жанра» в творчестве мастера, на выставке представлены работы, отражающие разные периоды и разные задачи, ставившиеся автором. Это «Девочка с персиками» из школьного учебника и «Девушка, освещенная солнцем» в Третьяковской галерее, странная голая Ида Рубинштейн в Русском музее, Европа на быке, княгиня вроде какая-то и даже не одна, актриса Ермолова и вот «Петр I на строительстве Петербурга». Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Музей русского искусства, где хранилось собрание и сам портрет, до 2014 года, охотно согласился с весьма не сложными условиями дарительницы, поменяв название на «Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных» лишь только в 1996 году. В метр высотой парадный портрет на холсте, о котором помнят и пишут все специалисты по Серову, о котором писал сам Серов в письмах («Застрял и завяз я тут в Сестрорецке с одним портретом, не выходит проклятый.
После этого Серов переехал в Москву, где снова стал жить у своего друга и учителя Репина. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Наиболее удачной является акварель «А. С. Пушкин» (1899, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург).
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Однако эта всеобщая Серовым неудовлетворенность – удивительное дело. Валентин Серов был и то и другое. А потом аналогичный сюжет повторяется с портретом четы Грузенберг.
Так как, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15–20 млн шекелей (это около 3 млн и никакая Маревна столько не стоит и акварели Волошина тоже и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christies в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная. Летом он два месяца гостил в имении Трояновского Бугры и посещал соседние имения Обнинских Белкино и Турлики, где им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника. Гений, вундеркинд, виртуоз, мастер, само совершенство. Коллекция четы Цетлиных очень большая и важная. Еще – из 9 частных коллекций. Предполагаю, что что-то из этого относится к каким-то временным выставкам. А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка – обнаженная натурщица и еще один портрет Марии. К тому же Оскар Грузенберг – знаменитая историческая фигура.
Итак, Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) отныне входит в десятку самых дорогих русских художников и, судя по всему, останется в ней надолго: дороже него только Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал и Алексей Явленский. Он согласился позировать Серову. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
А уж если оно там еще и репродуцировано, – тем более. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Об этом в один голос твердят все мемуаристы, это подтверждают и письма самого Серова. аж за четыре с лишним миллиона. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
И ведь не за Кандинского там или Малевича, а за какого-то серенького Серова. Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны — весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Он поселился в Киеве и в 1876–1878 годах посещал имевшуюся в городе рисовальную школу. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. В феврале родилась дочь Ольга. Правда, к физическому труду навсегда получил отвращение – из-за трудовых повинностей, обязательных для всех членов коммуны, мальчику почти не давали рисовать. И вот на аукцион Sotheby39s попадает портрет Прасковьи Мамонтовой, не какой-то этюдик на картоне, а большой портрет «холст-масло» времен «Девочки с персиками» (кстати, Параша Мамонтова была ей двоюродной сестрой), воспроизведенный у Грабаря аж на целую полосу, подлиннее некуда, – что же тут удивительного, что он устанавливает ценовой рекорд.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка — обнаженная натурщица и еще один портрет Марии. Там он очень много работал: вставал спозаранку и рисовал, затем отправлялся на занятия в гимназию, после чего возвращался домой и снова работал до поздней ночи. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как и около тридцати работ было утрачено. А ведь он – чуть ли не с рождения – был очень хороший художник.
Сам Серов открытие фотографии не слишком жаловал. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Пригласили экспертов Christies, выбрали один экспонат и выставили на торги. Здесь примечательный момент: почти до самого аукциона в Рамат-Гане никто ничего о предстоящей продаже не знал, то есть никто из тех, кому вообще-то надлежало бы это знать. А Серов.
за этюд с натуры». Хотя знаю, что такие предположения существуют. И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности. Кроме портретов— М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной— работал над иллюстрациями к басням Крылова. Здесь удивителен скорее не рекорд, а эстимейт. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». На заднем плане виднеются соломенные крыши деревянных изб, спокойно пасутся лошади.
Недавно побывала на выставке «Серов. Но изучив холст, задумались, возможно ли сделать это в принципе. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи15. Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа и переправила ее в США).
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». 1879год— в начале апреля, после рождения дочери Надежды, мать Валентина Серова с двумя младшими детьми уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, оставив старшего сына, который был отчислен за неуспеваемость из прогимназии, — в Москве, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности. И даже делают. Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину.
Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». В большинстве стран Европы диаксация (de-accession, то есть продажа музейных произведений с целью закупки более нужных музею) запрещена. Имя Валентина Александровича Серова (1865-1911) хорошо известно каждому, кто любит живопись или хоть немного интересуется историей российского искусства. Но более всего Серову удавались детские портреты и, в особенности, женские.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Его учителем был Н. И. Мурашко. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене3. Вот вроде бы все правда, а реализма нет.
Проучившись некоторое время в Германии, Валентин переехал вместе с матерью во Францию. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Он несколько раз изменял очертания берега, освещение (то ему казалось, что действие должно происходить в яркий солнечный день, то — на закате). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1415.
Денег нет, судя по всему, ни на что. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Он писал своих родных, друзей, учителей, просто случайных знакомых («Портрет П. П. Чистякова», 1881 «Автопортрет», 1885 «Портрет Е. Г. Мамонтовой», 1887 (все — Третьяковская галерея, Москва) «Портрет композитора А. Н. Серова, отца художника» (1889, Русский музей, Санкт-Петербург).
После трехчасового хождения по залам люблю посидеть в кафе в атриуме. Как-то не тянет на многомиллионную аукционную звезду. В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери. Допустим, Похищение Европы. И тем более не буду строить предположений относительно коррупционной составляющей всего этого «дела» и относительно «тайного заказа» хищного коллекционера, разыскивающего по мировым закоулкам шедевры и «разводящего» их простодушных владельцев, не подозревающих о том, какими сокровищами они обладают.
Увидела его картину «Зал старого дома. Но где они и где Серов. В Костромской музей его передали в руинном состоянии. С начала 1900-х гг.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Так что формально никто ничего не нарушил. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
И установила его яркая сюжетная работа – не чета портрету. За этот портрет, как и за портрет Марии Цетлиной, торговались несколько человек. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Родился сын Георгий. Но тоже неубедительно. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Южная природа, море, яркое солнце произвели впечатление на Серова и он постарался воплотить их в своих будущих работах, хотя сам писал в письмах, что ни один из художников не сможет в достаточной мере «передать этого удивительного ощущения от света, легкого-легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив, зигзаги холмов». потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.