Спустя пять лет обучения Валентин Серов бросил академию: онхотел работать самостоятельно.
Репина (1901, ГРМ). Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С.
Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». "Октябрь. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года.
Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Очень достоверно передана обстановка комнаты. Знакомство с семьей Мамонтовых. 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Рождение сына Георгия. 1895. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Женитьба на О. Ф. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Возвращение в Россию. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». Неприемля ни репинскую, ни чистяковскую манеру, отчасти и под влиянием Врубеля, Серов занимался поисками, увенчавшимися в портрете В. А. Титова исполненным художником в 1886 году в Абрамцево. Портрет O. K. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ).
Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Среди них и портрет учителя – И. Е.
Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросает. Таковы, например, портреты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907).
Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Переезд с матерью в Париж. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Надо кипеть, – говорил он. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге.
Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Мая. 1876. На нем были исполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910). Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Остроуховым, М. С. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Вскоре Серов покидает академию. Репиным.
Чистякова. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Портреты Ф. Таманьо, К. А. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман).
В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Конец XVII и XVIII век». Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу.
Петр I Портрет Г. Л. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков.
Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке».
В феврале родилась дочь Ольга. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
Мать будущего художника также была известной личностью. Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Домотканово» (1888) и «Октябрь. Успехи мальчика не остались без внимания педагогов и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов.
Портреты Г. Л. Портрет Е. П. Но близость не значит схожесть. Орловой. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие. Чему так завидовали многие художники конца 19 века.
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. В последние годы Серова увлекли исторические и мифологические темы. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Рождение сына Михаила. 1897. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа.
Серова «Юдифь». С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Получает звание академика живописи. 1899.
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. В пастельном портрете жены художника А. Н.
Боткина, Л. С. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов.
Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Рождение сына Александра. 1894. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901.
Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Это случилось в 1871 году. Бакстом в Грецию и на Крит.
Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Гиршман и О. К. В 1911-м он рисует К. С. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Портреты П. П.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Вопрос нерешаемый. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Сухой клей предварительно замачивался в воде в течение 10 – 12 часов, затем в него добавлялось необходимое количество воды и состав варился в клееварке на нежарком огне исключавшем возможность его закипания. Избран действительным членом венского Сецессиона.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Да и глядит-то она куда. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины.
В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний.
Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С.
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Легко сказать, но трудно поверить. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Валентин Серов родился в артистической семье. Был написан портрет императора Николая II. Он прославился своей портретной живописи и пейзажной тематике.
В раскрытии портретных образов он умело использует жест, позу, внешний облик человека, его манеру держаться («Дети», 1889 г. «Мика Морозов», 1901 г. «Остроухое», 1902 г. ) Со временем манера письма становится иной. Симонович-Ефимова. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. В картине «Пётр I» (1907 г. ) художник дал один из самых запоминающихся образов царя — преобразователя России.
часто девяносто сеансов. С самого возникновения антрепризы С. П. Живет с матерью в Мюнхене. Родился 19 января 1865 г. в Петербурге. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным.
Знакомство с К. А. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Начало систематических занятий с И. Е. Возвращение в Москву.
Поездка с Л. С. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Сын композитора Александра Николаевича Серова. Таков портрет К. Д. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Шаляпина (1907, ГЦТМ).
Щербатовой (1911, ГТГ). 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн.
Смерть отца. 1872. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову». Я у них учусь» 7.
Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15.
И. Э. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. В первую половину 1890-х гг.
Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. В доме постоянно звучала музыка и велись либеральные споры на самые разнообразные темы, причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. для творчества Серова была особенно важна не только с точки появления Серова-портретиста или в контексте мамонтовского круга, но и в контексте жизни самого художника.
Знаменитый и выдающийся русский художник 19 века. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Рубеж 1890-1900-х гг. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
«Он сказал: Глаза те же. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В ранних картинах («Девочка с персиками», 1887 г. «Девушка, освещенная солнцем», 1888 г. ) и пейзажах («Пруд в Абрамцеве», 1888 г. «Октябрь.
В 90-х гг. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Работа над ними была начата по приглашению А. И.
По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса). Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Рубеж XIX-XX веков стал временем промышленного подъема в России и связанных с ним перемен в мире искусства: это развитие издательского дела, театра, рекламы, бурное строительство частных и общественных зданий. Театр был частью жизни Серова. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Оригинальность, свежесть, лёгкость и воздушность его живописи тут же зацепили их своей непринуждённостью и глубокой философией, чувственностью.
Гиршман. 1908. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. "Девочка с персиками". 1888. Отец юного Валентина, большой любитель Вагнера и Россини, всячески пытался привить сыну любовь к искусству. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. И. Е.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ).
В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Был написан портрет императора Николая II. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года.
Во время революции 1905—1907 гг. Хрупкой женственности Е. С. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Учился живописи в Германии, брал уроки у И. Е. Репина (в Париже и Москве), затем перешёл в петербургскую Академию художеств (1880—1885 гг. ), где его учителем стал П. П. Чистяков. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Художник М. Курилко пишет: «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой. Сколько любви и чувства изящного. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба.
и Ю. С. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Грабарь.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. «Надо знать ремесло, рукомесло. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Мамонтовым. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. С начала 1900-х гг.
За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. Он родился в Петербурге 7 января 1865 года в музыкальной семье, принадлежащей к творческой элите российского общества. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей.
равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Кроме портретов— М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной— работал над иллюстрациями к басням Крылова. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Архангельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Избран членом ТПХВ. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Как он рисует. Гиршман в интерьере ее будуара. Симонович в письме на родину.
На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти – все эти черты присутствовали и в работе Серова.
и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. В годы учения в Академии художеств большое влияние на Серова имели его преподаватели – И. Репин и П. Чистяков.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Выходит из ТПХВ. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. В начале XX в. Серов был тесно связан с творческим объединением «Мир искусства».
Бенуа. за этюд с натуры». Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Рождение дочери Натальи. 1909. Мамонтовыми. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Серов проявил новые стороны своего таланта, развивая как свой собственный почерк, так и подражая манере своих современников.
Крылова». Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Затем он отходил от мольберта, сравнивал работу с натурой и опять принимался за дело, пока ему снова не требовалось взять что-то нужное у модели. Встречается с Л. Н.
а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание». Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. за этюд с натуры». Яркое впечатление оставляет работа «Похищение Европы» (1910 г. ) Работы автора представлены в ГТГ, ГРМ, во многих крупных региональных музеях и частных коллекциях по всему миру.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. в зеркале у края холста). Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Серов обращается к изображению писателей, учёных, артистов, художников. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Серовский метод работы был жесток.
В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Становится членом "Мира искусства". В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Карсавиной и А. П. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Длительность работы над тем или иным портретом у него зависело во многом от знания модели. Поленовым и М. А. Рождение сына Антона. 1902.
Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). стараясь совершенствовать технику и овладеть материалами живописи, т. е. ремесленной стороной мастерства в лучшем понимании этого слова. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Мамонтова в 1895 году. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Отдельные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а только проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века.
Бакста. По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». Ведь этакое создание. Портрет И. И.
И. Е. В эскизах Серова И. Э. Выразительный образ экстравагантной О. К. А в 1900-м он рисует портрет Николая II.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Он также увлеченно пишет детские портреты. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Он впал в немилость из-за своей оппозиции к Распутину и Вырубовой и императрица пожелала его удалить. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Каждая из работ 1911 года самоценна. Обучение в гимназии К. И.
К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. На таком холсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермоловой (1905), но большинство портретов маслом художник предпочитал писать на различного вида грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Занавес (фонд М. Л.
Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Шаляпин. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Свой портрет, написанный Валентином Серовым, она подарила музею Александра III, который теперь называется Русским музеем. Среди них были и приближенные императора.
Домотканово". 1896. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Знакомство с А. Н. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911).
Поездка в Берлин и Париж. 1910. Грабарем к лучшим произведениям Серова. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Готовый раствор охлаждался в течение суток, после чего разогревался и в теплом виде смешивался с 300 г гипса, 350 см3 воды, 10 см3 глицерина.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Павловой (оба – ГТГ). На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Становится преподавателем МУЖВЗ. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
От нее веет здоровьем, безмятежностью. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого.
Начало 1890-х гг. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Создание целой серии исполненных акварелью натурщиц граничит с преподаванием художника в МУЖВЗ, где в 1897-м он возглавил мастерскую.
Он искал мучительно. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Во многом благодаря Савве Мамонтову, который ценил талант юного художника, заказывая портреты как своих гостей, так и членов соей семьи. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник.
Левитана. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. А где можно было брать основной материал. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Дягилева, И. Э. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова.
Работа над полотном шла три месяца. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Поездка в Германию. 1903.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене. Вот в чем особый метод Серова. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э.
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Середина 1880-х гг. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что.
Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Коровина. 1892. Поездка в Париж. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером.
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О.
Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Что сталось с этими чудесными рисунками, которые висели приколотые булавками к обоям. » 20. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи.
Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. Орловой напоминают рисование цветом. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
«Не каждый день бывают такие находки. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Серов писал: «. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Ловко и уверенно очерченный и как будто бы уже законченный, стоял перед вами тот, которого он только теперь собирался писать и писал долго».
Он прошел превосходную школу. Но весной он заболел и Валентина Семеновна сочла, что для здоровья сына им необходимо переселиться на юг. Симонович-Ефимовой. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Домотканово», 1895 г. ), Серову удалось передать радостное, светлое ощущение мира, красоту природы.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Бенуа – А. К. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф.
был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Коровиным. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты.
Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. Родился сын Георгий. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника.
И. Э. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Вместе с В. Д. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Поездка в Париж. 1907.
Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались.
С. П. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки.
В доме Серовых всегда было шумно и весело. – В Египет. » 29. Поездка в Рим и Париж. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910).
В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Летом он два месяца гостил в имении Трояновского Бугры и посещал соседние имения Обнинских Белкино и Турлики, где им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу.
Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Бакста, С. П. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Поездка с женой в Италию. 1905. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
18 февраля вместе с В. Д.
Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. Дягилева (1909). В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова.
Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». В. О. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Здесь, как писал Д. В. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела.
Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Ефимовым и Н. Я. Строгий А. Н. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Одним из самых достоверных образов А. П. Серов писал И. С.
По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Ее организовали разночинцы. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.
Официальное оформление выхода из Академии художеств. Домотканово» (1895 г. ). Дервизом. 1885. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства.
Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Трубниковой (1865-1927). Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Если другие портретисты поступали иначе, стремились сократить сеансы для сбережения своих сил и терпения модели, то Серов не щадил ни себя, ни ее для воплощения своего портретного замысла».
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. Пастернак.
Поездка в Вену и Италию с И. С. Поездка в Мюнхен и Голландию. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. Переезд с матерью в Киев. 1878. «Какой молодец Антон.
Произошло это спустя пять лет после поступления. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений. Серов приготовлял как клеемеловые, так и полугипсовые грунты. Знакомство с Г. Л.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. До конца жизни Серов продолжал учиться. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Репин был его наставником с 9 лет.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.