В статье «Валентин Серов: краткая биография, творчество, факты» — о жизни русского живописца и графика, мастера портрета.
Переезд с матерью в Париж. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. «Девочка с персиками» — лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика.
С 1900-х гг. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Здесь его главным наставником был П. П. 1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. художник часто обращался к разным техникам — акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900), пастели («Стригуны на водопое», 1904), литографии и карандашу (портрет Т. П. Карсавиной, 1909).
Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии.
Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Петр на «журавлиных» ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М.
А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Акимовой (1908). Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Официальное оформление выхода из Академии художеств. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». Рождение дочери Натальи. 1909. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Рождение сына Александра. 1894. серебр. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога.
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Левитана.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Художники, входившие в абрамцевский кружок, увлекались всевозможными разновидностями народных ремесел и в частности керамики.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Знакомство с К. А. Поездка с Л. С. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Чистяков. В 1900-х гг.
Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. Мамонтова Веруша. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. А где можно было брать основной материал.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался». Портрет И. И. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне.
По возвращении с юга мастерство юноши возросло. Поездка в Мюнхен и Голландию. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка.
С начала 1890-х гг. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
Существует поговорка: «Дети, будьте осторожны в выборе своих родителей. ». 1903 год — 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Серов говорил о том, что работая над данным полотном он поставил себе четкую цель изобразить Навзикаю совершенно не такой, какой ее обычно представляют, а настоящей и без малейшей фальши. В феврале родилась дочь Ольга.
1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Морозовой и С. М. Поездка в Париж.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года.
Тем не менее повторить успех своих самых популярных творений с изображенными на них девушками, залитыми лучами солнечного света, у них так и не вышло. Эскизные портреты детей царя— 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и11-летней Ольги— художник рисовал снатуры. Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. Валентин Александрович Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитора Александра Николаевича Серова. Женитьба на О. Ф. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году.
Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два — жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один — его дочери. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Мамонтовой. Лесков (1894, ГТГ).
и Ю. С. Её родители Бергман Семён Яковлевич и Гудзон Августина Карловна в Москве держали небольшую лавку колониальных товаров. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным.
В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Трубниковой (1865-1927). Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. Ее организовали разночинцы. и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Становится преподавателем МУЖВЗ. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
Гиршман. 1908. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. 1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов.
В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Домотканово". 1896. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). академии худ.
В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. 1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Мамонтовыми.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Середина 1880-х гг. Упорно добиваясь «свежести живописи при полной законченности», Серов замучил многодневными сеансами и Верушу Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Домотканово», 1888 г. ). Портрет великого князя Павла Александровича. 1898.
Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Репина, Т. А. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Левитана 1893 года.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. П. П. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Написанная им осенью того же года этюдного характера картина «Волы», находящаяся сейчас в Третьяковской галерее, подтверждает это. В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Я только высмотрел, подметил».
Дервизом. 1885. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Поездка в Германию. 1903. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
Героическая эпоха Петра, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Возвращение в Москву. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Среди них были и приближенные императора. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Становится членом "Мира искусства".
Начало 1890-х гг. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». 1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
18 февраля вместе с В. Д. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. «И рисунок и колорит и светотень и характерность и чувство цельности своей задачи и композиция – все было у Серова и было в превосходной степени». В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой.
Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). Петр I Портрет Г. Л. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная.
И самому чудно, что я это сделал, – говорил Серов, – до того на меня не похоже. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками».
Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Рождение сына Георгия. 1895. Чистякова.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Рубеж 1890-1900-х гг. Получив от академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, оставил это заведение в 1884 г. и с того времени принялся работать самостоятельно, все более и более совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Выходит из ТПХВ.
Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Мамонтова Веруша.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами.
Левитана, литератора Н. С. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см.
Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. Ф. Юсупов», 1903 «М. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека.
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Интересно рассмотреть графическое наследие Серова не только в портретах, но и в дружеских шаржах, на И. Э. Грабаря, И. И. Трояновского, С. П. Дягилева и самого себя. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Репина (в мастерской которого в Париже рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8-9-летним мальчиком), поступил в ученики Имп.
Дервиза Домотканово. в Москве) и г-жи Боткиной. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Избран действительным членом венского Сецессиона. Это называлось сбить спесь.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино. Лескова (1894), композитора Н. А. 1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова.
Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. в биографии художника было ознаменовано сближением с семьёй фон Мекк, прежде всего, в связи с преподаванием сыну В. К. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е.
Бакстом в Грецию и на Крит. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Репин возобновляет работу над своей картиной Крестный ход в Курской губернии, а Серов пишет с натуры.
На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях).
равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске.
1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Виды на урожай 1906 года» (1905г. ).
Римского-Корсакова (1898). На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
На формирование творчества художника оказали большое влияние реализм его учителя И. Е. Репина, романтизм М. А. Врубеля импрессионизм К. А. Коровина, а также стиль модерн. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал». Год спустя, у Серовых родился единственный сын Тоша, детские годы которого прошли в окружении людей искусства, непрестанно находящихся в их гостеприимном доме. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ).
Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Он слышал выстрелы, видел убитых.
Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Павла Александровича имп. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году и получила Гран-при. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Сам художник считал, что Верушку портретом как-то не назовёшь. Смерть отца. 1872. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885 г. за этюд с натуры».
Серов ещё с середины 1880-х годов был хорошо знаком с врачом и коллекционером И. И. Трояновским и через него — с семьей В. П. Обнинского. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Серов написал мастерский этюд с горбуна – того, который позировал Репину для Крестного хода и Репин сказал ему: Ну, Антон (близкие называли Валентина Антоном), пора поступать в Академию. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.
Поездка с женой в Италию. 1905. Лескова (все четыре – в Третьяковской галерее, в Москве) и г-жи Боткиной. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. После усмирения», «1905 год.
Совсем портретчиком становлюсь. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Поездка в Вену и Италию с И. С. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Личная жизнь Серова В. А. Коровиным.
Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Баба с лошадью» (1898г. ), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу.
Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Реализм Репина и строгая педагогическая система Чистякова вызвали в нём ранние творческие способности. С 1894 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок, в 1898 г. — вошел в «Мир искусства». 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. В начале июня В. А. Серов был избран в совет Третьяковской галереи, созданный после смерти П. М. Третьякова.
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр. Поездка в Рим и Париж. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим.
Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Работа над полотном шла три месяца. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897г. ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899г. ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). Репиным. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова.
В отличие от многих других художников, творящих в жанре русского пейзажа, картины Серова выглядят довольно мрачно и тоскливо. Получает звание академика живописи. 1899. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Дальнейшая биография Серова Валентина Александровича наполнена горечью детских воспоминаний о скитаниях шестилетнего Тоши, волею судьбы оказавшегося в коммуне последователей Чернышевского идеями которого страстно восхищалась мама и ее лучшая подруга, проживающая в то время на хуторе Никольском в Смоленской губернии. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, мать Серова – выдающаяся пианистка – показывала рисунки сына.
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Именно Третьякову принадлежит эпохальная фраза: «Большая дорога лежит перед этим художником» именно Третьяков дал начинающему Серову путевку в жизнь, став одним из первых ценителей и собирателей его произведений. Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. В доме Серовых всегда было шумно и весело. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека.
Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. (1865-1911) — российский деятель культуры, художник, портретист, педагог. В первую половину 1890-х гг. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. Главные произведения этого талантливого живописца – портреты: Государя Императора, А. Н.
Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Встречается с Л. Н. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Домотканово, 1888, ГТГ). Орловой. Турчанинова (1907), М. Н. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи.
Автор Распятия, Тайной вечери и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Его великолепные по исполнению и поразительные по степени проникновения в человеческий характер портреты стали поистине золотой страницей в истории отечественного изобразительного искусства. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
А. Коровин», 1891 «Я. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Он отдыхает душой от «российских кошмаров» в работе над поэтичными образами античной мифологии, выражая в них свою мечту о светлом будущем человечества. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Коровина (1891), И. Е.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Был написан портрет императора Николая II.
Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. О чистяковском методе преподавания сохранилось много воспоминаний. А. Римский-Корсаков», 1898 «Мика Морозов», 1901 «Великий князь Павел Александрович», 1897 «Ф. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Репин с удовольствием взялся за обучение мальчика. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
Однако в 1885 году Серов оставил Академию. 1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна – того самого, который позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии» — Репин сказал ему: «Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию».
Его влечет свободная творческая работа. Остроуховым, М. С. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ).
При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». за этюд с натуры». Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
Вскоре после этого B. C. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д. ), совестно становится. Трубниковой.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. Жил в Петербурге и Москве. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Вскоре Серов покидает академию. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене.
В последние годы жизни написал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии, обратился к русской истории и написал портрет Петра 7 (1907). 1899 год — в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ). Произошло это спустя пять лет после поступления. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову.
Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Домотканово» (1888) и «Октябрь. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для «Девушки, освещенной солнцем».
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Горький», 1904 «М Я. Ермолова», 1905 и др. ). Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). 1904 год — В начале года, восстанавливая здоровье в Домотканове, написал там ряд картин в апреле-мае совершил с женой поездку в Италию.
Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Там он учился у П. П.
В 1885 году Серов уходит из Академии. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Обучение в гимназии К. И.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Серову в «выборе» повезло. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика.
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Мать будущего художника также была известной личностью. Рождение сына Антона. 1902. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил Третьяков. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Родился сын Георгий.
Живет с матерью в Мюнхене. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Родился сын Георгий. Римского-Корсакова, живописца И. И.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н. А. Римского-Корсакова, живописца И. И. Левитана, литератора Н. С. Лескова (все четыре — в Третьяковской гал. В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. К счастью, в 1872-м коммуна распалась и Валентина срочно переправили к матери в Мюнхен. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
Знакомство с семьей Мамонтовых. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887г. ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров».
Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Серова, великого князя Павла Александровича императора Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н. А. Начало систематических занятий с И. Е. 1901 год — созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Получив от академии мал. Ему уже нечему было в ней учиться, а к академическим наградам и диплому он был равнодушен. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Бенуа.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Вопрос нерешаемый. Он также увлеченно пишет детские портреты. Прогрессивная нигилистка, приверженка идей Николая Чернышевского, она часто собирала в своем доме интеллигенцию и представителей студенчества. Наезжал в Абрамцево.
Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Избран членом ТПХВ. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». 1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Поездка в Берлин и Париж. 1910. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (19011903г. ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г. ). Коровина. 1892. Я только высмотрел, подметил.
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. «Все, чего я добивался, — говорит Серов о своих работах этих лет, — это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. В 1890-х – начале 1900-х гг. 1905 год — В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 г. Валентин Серов вышел из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы.
"Октябрь. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Репина (в мастерской которого, в Париже, рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8 – 9-летним мальчиком), поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора.
Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Знакомство с А. Н. Лучшие портреты-картины раннего периода — «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888). В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
В подмосковном имении Мамонтово, где мать с сыном провели все лето, зародилось раннее творчество Серова В. А., ознаменовавшееся первым натюрмортом юного дарования «Синяя ваза». Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1415. Репина (1892), И. И. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874/75 года Валентин брал уроки у автора «Бурлаков». В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905г. ), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств.
На уроках живописи он обычно ставил натюрморты, а для рисунка – гипсы. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Домотканово» (1895 г. ).
Чистяков говорил: Ученики что котята, брошенные в воду: кто потонет, а кто и выплывет. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. В эти несчастные пропуски он писал пруд («Заросший пруд. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. В их доме часто собирались «петербургские знаменитости».
Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. В «Похищении Европы» (1910г. ) античный миф о похищении Европы — дочери финикийского царя – богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. По прибытию в Россию Валентин Александрович создал свои лучшие художественные шедевры – «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», высоко оцененные не только живописцами, но и многими коллекционерами удачных полотен. На рубеже 19 – 20 вв.
Мая. 1876. Возвращение в Россию. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Левитана (1893), писателя Н. С. — художник, сын известного композитора музыки А. Н. С., род.
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. 1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
А то ничего не выйдет. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. кн. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле.
С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. Поездка в Париж. 1907. Сперва он доказывал новичку, что тот ничего не умеет и начинать ему следует заново с азов. Одна из лучших композиций – темпера «Петр I» (1907г. ).
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Выплывают немногие, но уж если выплывут – живучи будут.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном — русское портретное искусство XVIII в. ). А серовский портрет Николая Романова навсегда остался одним из лучших портретов последнего российского императора. потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех этих обрядов. Чистяков оказал огромное влияние как на манеру рисования Серова, так и на всю его жизнь в целом. "Девочка с персиками". 1888. Кроме музыкантов в их доме бывали Антокольский, Репин.
Переезд в Москву способствовал продолжению общения с кругом С. И. Мамонтова, по заказу которого написал несколько портретов – А. Мазини, Ф. Таманьо. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В 1905 г. ярко проявились демократические убеждения художника — в знак протеста против расстрела в «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. он вышел из Петербургской АХ, создал ряд сатирических рисунков, разоблачавших карателей («Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. », 1905 и др. ). С. Лесков», 1894 «Я. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Рождение сына Михаила. 1897. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Это была великолепная школа для юного Серова. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Серов и вправду многое перенял у своего наставника.
Переезд с матерью в Киев. 1878. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова».
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Это случилось в 1871 году. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. В 1897—1909 гг.
1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. Несомненно, в портрете присутствует незримо и пейзаж, поскольку портрет писался в августовскую пору – летнюю, но с оттенками ранней осени, угадываемой то цветовой палитре картины. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). Тогда я вроде как с ума спятил.
Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Серов (Валентин Александрович) – художник, сын известного композитора музыки А. Н. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей.
В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Это произведение вместе с портретами М. Ф. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. В отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Надо это временами: нет-нет, да малость спятишь. В 1886 и 1887 годах он пишет два портрета, принёсших ему славу – Девочка с персиками – портрет Веры Мамонтовой в Абрамцево и портрет М. Симонович – Девушка, освещённая солнцем.
Мамонтова, И. Е. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.
Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Портрет O. K. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье».
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911г. ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана». В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Был написан портрет императора Николая II. В феврале родилась дочь Ольга. в зеркале у края холста).
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». портрет стал основным жанром в его творчестве («К. И. Левитан», 1893 «Н. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
С присущим ему неторопливым упорством он осваивает «чистяковскую систему» строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, — вот, в сущности, тема картины.
Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой.
.