Больной Вакх (итал. Bacchino malato)— шедевр раннего периода творчества Караваджо (1573—1610) на мифологическую тему. Картина Вакх одна из первых работ Караваджо во время его пребывания в Риме. Картина Караваджо Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«вакх» (Караваджо) – картина, относящаяся к римскому периоду творчества художника, который был итальянским мастером барокко. «вакх» (Караваджо) – картина с необыкновенным сюжетом и о нем мы сейчас поговорим подробнее. Интерьерная картина Караваджо Микеланджело Больной Вакх (автопортрет), 20x26 см, на бумаге. И вновь стоит отдать должное искусствоведу Роберто Лонги, которому повезло случайно обнаружить картину в запасниках галереи Уффици и убедительно доказать принадлежность «Вакха» кисти Караваджо, равно как и ошибочность всех прежних атрибуций.
Далее мы расскажем, как было написано полотно "Вакх" (Караваджо). «вакх» (Караваджо) – картина, которая изображает юного героя. «вакх» или Больной Вакх (итал. Bacchino malato)— шедевр раннего периода творчества Караваджо (1573—1610) на мифологическую тему. Вакх (итал. Bacco)— картина римского периода творчества итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Далее мы расскажем, как было написано полотно Вакх (Караваджо).
Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию.
Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная.
С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Франциск Ассизский. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане.
Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. У Караваджо изображено откровенное насилие. История такова. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.
Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти.
Прожив 9 месяцев, он перебрался в Мальту. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Его картины вызывали к себе сложное отношение современников: восторги сочетались с яростны ми нападками.
Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».
А было ли ему свойственно такое чувство. Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам.
Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Один их вид вызывает во рту оскомину.
Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Натюрморт – книга, перо – показывает, что святой стал проводником божественного слова.
Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал. Папским постановлением художник был осужден. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову.
Пришлось завести кошку. Так появился «Юный Вакх» (95x85). Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года.
Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Художника подняли в палаты, обеспечили уход и он выжил. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Также его отличал гедонистический образ жизни.
Как человека, его волновало предстояние перед вечностью. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. «Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Картина не была принята единодушно.
Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Савла. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды».
Его выразительная фигура делит картину на две уравновешенные половины по правилу золотого сечения, разработанному Леонардо да Винчи. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Добрая Аннучча ног под собой не чуяла от радости — наконец-то её бесшабашный друг взялся за ум.
Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представлены как незатейливые бытовые сцены. Забрав ее собой, она возвращается за стены города и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь.
Аннучча была признательна ему за заступничество. «Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет.
Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.
Тут было над чем призадуматься. Девушка пробралась в палатку полководца. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.
Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. После ухода из мастерской дАрпино круг тем Караваджо значительно расширился. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья.
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. В "Успении Богоматери" (1605-1606 гг. ) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе.
Тогда на пути Микеланджело и встретился кардинал Франческо дель Мойте. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Сюжет основывается на евангельском тексте. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта).
Караваджо родился в семье архитектора. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. ".
Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, вот таким образом он держит в руках череп. О судьбе портрета ничего не известно. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне.
Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения.
Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. В отличие от миловидного юноши в скромном тёмном одеянии оба проходимца одеты в яркие пёстрые камзолы из бургундского полотна в оранжево-чёрную полоску. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника.
К нему попали несколько картин Караваджо и очень понравились. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90-х гг. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения.
Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Он ценил эти тихие вечера. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Наградой ему служит божественное откровение. В композициях на евангельские сюжеты Уверение Фомы (вторая половина 90х гг.
Войско отступает и народ спасен. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению.
Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Затем он подошёл и принялся молча её рассматривать, то отходя на несколько шагов от картины, то снова к ней приближаясь. Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Что касается упомянутого рисунка, то если бы Караваджо мальчиком увидел и запомнил его, во что верится с трудом, невыразительность фигуры укушенного раком плачущего ребёнка, написанного художницей на бумаге углём и мелом, никак не могла бы заинтересовать столь темпераментную личность, как Караваджо с его открытой неприязнью к статичности любого изображения. С нездоровым выражением лица контрастирует ярко освещённый торс с развитой мускулатурой молодого тела, почти не тронутого болезнью, нагота которого прикрыта простынёй, схваченной на бёдрах коричневым кушаком с завязанным бантом.
Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Так прошли еще 3 года из биографии Микеланджело и они не прошли даром.
Наиболее интересна композиция "Призвание апостола Матфея" (1599-1600 гг. ). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.
Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей.
Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Поза у Вакха неудобная. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. После ухода из мастерской дАрпино круг тем Караваджо значительно расширился.
Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Образ «Св.
Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Сидя на низком стульчике и высушивая на солнце распущенные каштановые волосы после мытья, девушка как-то незаметно для себя задремала.
Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини.
Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Именно в это время им написаны такие картины как «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», а также «Распятие апостола Петра».
После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна.
Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. XVI в. ) и Ужин в Эммаусе (1599 г. ) встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены.
Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Франциску.
в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. У левого глаза припухлость от ушиба. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи.
Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Жизнь завертелась — только поспевай. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Современники Каравджо были поражены его талантом. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Тому нет документальных подтверждений.
Художника заметили и он стал получать все больше и больше заказов. В Дублине в 1990 году монастырь Св. Франциска, как бедного странника, как паломника. Картина великолепна по композиции и обнаруживает в Караваджо замечательного портретиста и мастера натюрморта.
Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Полуфигурное изображение дано в сложном ракурсе, придающем композиции некую пространственную объёмность и глубину. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в.
Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея:". Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой.
Но увидев, как парень схватил Аннуччу за волосы и потащил к выходу, Караваджо не выдержал и вмешался, силой вытолкнув пьянчугу из таверны и опять же никто не придал этому никакого значения. Выдающийся итальянский художник, Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо, родился в 1573 году в местечке Караваджо в Ломбардии. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом.
Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Иногда Вакха писали в облике козла, которому поклонялись как богу плодородия. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Судьба Микеланджело сложилась трагически.
Среди них выделяется «Вакх». Его охватило волнение. Успех не заставил себя долго ждать. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего.
«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). Первое время он находился неподалеку от Рима. Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии.
У него грубая ряса, дыра на плече. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку.
Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Ответить трудно. что ты гонишь Меня. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии.
Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Многие видевшие её люди задавались недоумённым вопросом: неужели эта простолюдинка и впрямь Мария Магдалина. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор.
«Экстаз св. Мойте был образованным и культурным человеком, ценил искусство и дружил с Галилеем. Однажды прибежавшая Анна с радостью объявила, что хранивший инкогнито покровитель её подруги Филлиды изъявил желание лично познакомиться с мастером. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Таковы картины Караваджо изображающие устрашающие моменты смертей.
Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Черноокий молодой парень с копной тёмных вьющихся волос и слегка откинутой назад головой, равно как и прижатая к его груди корзина с фруктами в обрамлении подёрнутых желтизной виноградных листьев — всё это написано настолько живо и правдоподобно, что заставляет забыть о частностях, сосредоточивая внимание на образе типичного римского рассыльного из зеленной лавки, самоуверенного и знающего себе цену. Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). И это самое ценное в картине.
Было это в 1595 или 1596 году, в разных источниках можно встретить одну из этих дат. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость – ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Он явно не терпел высокорослых наглецов и всегда был готов помериться с ними силой, к тому же речь шла о беззащитной девушке. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца.
Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Поняв, что это невозможно, он отправился в Неаполь. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах.
Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св.
В этом он был подобен пану, Силену и сатирам. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца.
Не отступая от традиций изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде.
Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Приобретает характер свободной импровизационности. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ».
Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. На картине Юдифь и Олоферн (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Получив подсказку, тот незаметно вытаскивает из-за спины краплёную карту, чтобы поставить окончательную точку в игре и облапошить наивного юнца, возомнившего себя опытным игроком.
Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Первой такой работой была «Ваза с цветами». «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Никому ранее не удавалось передать с такой убедительностью и достоверностью на холсте неуловимый миг движения. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Его кисть без нанесения какого-либо контура выхватывает на плоскости холста определённый кусок и посредством светотеневых переходов моделирует фигуру. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Но любил ли он её, трудно сказать.
Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы.
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Он мог так сидеть часами. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Но не могло быть все так гладко, нрав художника дал о себе знать.
Так, на картине Франческо Цуккарелли Вакханалия (ок. Он все еще надеялся, что его помилуют. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании.
То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где абсолютно точно художник написал самого себя (1606). Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк.
Сам Караваджо рассматривался им не иначе как объект извлечения выгоды, в чём ловкий торговец картинами преуспел.