Вакхом иногда называют также самое вино. Как в древности, -- прибавлял уже от себя фра Микеле, -- нечистые боги и богини сходили к людям для скверного смешения, так точно и ныне нетолько младшие, но и старшие, самые могущественные демоны, например, Аполлон и Вакх, могут являться инкубами, Диана или Венера -- суккубами. Дионис стал богом плодородия, вина, дающего людям силы и радость, но и отнимающего разум, если употреблять его не в меру Ему поклоняются вакханки, менады, следуя за ним по пятам, они украшают себя виноградными листьями, танцуют, поют гимны, в честь прекрасного молодого бога. Как у греков, так и у римлян Дионис (Вакх) является богом вина и виноделия, а также богом вообще осеннего урожая.
Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами). На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады – вакханки из Аттики. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства.
Сохранилось много барельефов, а также и живописных изображений праздников в честь бога Вакха-Диониса — Вакханалий. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное. – Вакхом иногда называется также и самое вино.
Сразу после удара Попова в серебряный таз, заменявший гонг на этих соревнованиях, Ваня отличным хуком отправил Посейдона в нокаут на более длительный срок, чем это смог сделать Гефест в бою против Вакха. В искусстве чаще всего встречается изображение Диониса известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши. Самое красивое изображение бога Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием «Сарданапал», благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую Диониса. — Вакхические маски. Менады или вакханки, сопровождающие Диониса, всегда имели при себе бубны.
И Пан, Силен, Сатиры, Вакханки, Мималлонеиды и Менады, со змеями, с факелами, в черных масках, швыряются цветами, видят фаллус, целуют его, бьют в тимпаны, потрясают тирсами, бросают друг в друга раковинами, жуют виноград, душат козла и раздирают Вакха на части. Потом Вакх указал кротам участки дёрна, которые те откопали и подали деревьям полакомиться. По мере того как Вакх я Сатир выступали из камня, у Микеланджело появлялись новые чувства, рождались новые мысли, но, чтобы воплотить их в мраморе, требовалось время. Вакханки, жрицы Диониса, увешивали себя дрессированными змеями, что напоминает нам о практиковавшемся в Индии мистическом культе змеи и об огненной змее кундалини. Di-wo-nu-so-jo), Вакх (др. -греч.
Вакхический, вакхальный – относящийся к Вакху в честь Вакха. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» — Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» — Массне. Богато украшенные колесницы со всеми атрибутами бога Вакха чередовались с колесницами изображающими всю культуру винограда и выделку вина — до громадного, наполненного вином пресса включительно. Тип и атрибуты бога Диониса (Вакха).
Празднеств в честь В. – вакханалий – приводили себя вином или др. В более тесном смысле Вакх соотносится с Октябрем в картинных изображениях которого мы можем видеть среди прочего разливание вина по бочонкам, вакханалия с сатирами и пьяным Силеном, менаду, бьющую в тамбурин. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. — Вакханалии — праздники в честь бога Диониса.
В честь его устраивались шумные и распутные празднества – вакханалии. Вакх — картина римского периода творчества итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Появление зайца в некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних греков и римлян символом плодовитости. Вакх, Силен и менады пустились в неистовый пляс и всё, к чему они прикасались, превращалось в яства.
Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются. Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284 – 305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Обряды исполняемые на Вакханалиях, были весьма разнообразны.
— Вакх восточный и Вакх фиванский. Вакх, лат. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Эта статуя — настоящий тип восточного Вакха.
Изображения гроздей винограда, головы Бахуса, вакханок и других спутников Диониса составляют весьма существенную часть итальянских изделий из коралла XIX в. Дионис (др. -греч.
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Бахус). 15 дек., 16, 17 и 18 дек. Основные мифы. Судья обещал ему большие почести за возвращение в ислам, но святой был непреклонен.
властями как тягчайшее преступление, карающееся смертной казнью и сожжением церкви или мон-ря, где оно совершилось игумен, боясь регулярно проводившихся арабами розысков, посоветовал В. Н. переходить из одного мон-ря в др., что тот и исполнил. природу, умирающую осенью и воскресающую весной. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень. бог плодородия, виноградарства и виноделия. В 496 до н. э. Kunst» (Вена, 1874).
Уже судя по тому как легко удалось Одиссею усыпить Циклопа, дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем нынешнее. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618, 920—923) и Дионисе-козле.
Это и подобные ему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, в исступлении и экстазе (менады неистовствующие), разрывали в жертву богу живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях в старое время приносились Дионису даже человеческие жертвы, как на это указывает отчасти и прозвище бога— Оместес (поедающий сырое мясо). Культ В. в основе — аграрный.
Однако гипотеза о тождестве Диониса и Осириса не выдерживает критики из-за животных аспектов греческого божества, а также его экстатической, безумной природы, символизируемой вином. Чаша есть также один из атрибутов бога Диониса и имела мистическое значение. Природу небесных богов, которая превосходит все человеческие силы, символизирует миф о греческой царевне Семеле, в котором отец богов Зевс выступает в роли мужчины-молнии (зачатие). Так она стала созвездием.
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Muller, Denkmaler der alten Kunst (2 т. Геттинген, 1860) Konze, Heroen und Gottergestalten der griech. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа. менады (от слова «мания»— безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков.
Оттуда он вернулся в Фивы (Нижний Египет). Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. сложилось под влиянием греков — колонистов Юж. Сохранилась легенда о пребывании Диониса в плену у тирренских пиратов.
Но вино их вызвать не может, тем более – в массовом масштабе. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса.
Дионис выступает как бык в мире живых и как змий в подземном царстве117. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии и тот, представ в сверкании молний испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе.
Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. III 5, 2 Eur. На голове у него повязка и венок, вруке тирс.
Жена одного из них, фанатичная мусульманка, донесла властям об их намерениях. 19 вв. Напрашиваются три объяснения: либо авторы преданий впадали в чрезмерное преувеличение, либо в вино добавлялось какое то наркотическое зелье (что более вероятно), либо в те далекие века люди были чрезмерно восприимчивы к алкоголю. Это согласуется с присутствием леопардов, которые часто везут его колесницу. Дионис же направился в Аид и вывел оттуда свою мать Вместе с ней он поднялся на небо». После ее смерти Дионисий сделался бессмертным богом и поместил ее корону среди созвездий.
Дионис — греч. Воскресения и доставлен к эмиру города. ханалии в нынешнем смысле слова их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). III 5). Дионис приходит в разные страны и обучает людей виноградарству и виноделию. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут.
Веселая процессия движется, обычно предводимая пьяным Силеном. Ср. Эмир приказал забить его в колодки и отправить к правителю (стратигу) Палестины Хартаме.
Пифагорейцы называли его титанической монадой. Kunst" (Вена, 1874). На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. Хотя имя Диониса встречается на табличках критского линейного письма «B» ещё в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8—7 вв. (Apollod.
В одном из орфических гимнов богиня преисподней Геката названа радующейся оленям (////////) у Лукиана Геката именуется змееногой116. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. АНДРИАНЫ МИДАС ВЕНЕРА (2). менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, Гера, решила погубить ребенка.
779/780 – 16. 12. 787/8), мч. Греческий художник Аристид написал прекрасного Вакха. В число 12 олимпийских богов Дионис вошёл поздно.
Предположение Ранке-Гравеса подтверждено теперь детальным исследованием культа Деметры, выполненным Хофманом и Уоссоном. Наконец, палач одним ударом обезглавил святого. Праздники в честь Диониса устраивались во время виноградного сбора. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его («он из моря»), («он из озера») и («рождённый озером»).
сведениям, это был родственник той самой невестки). Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его («он из моря»), («он из озера») и («рождённый озером»). По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в Элевзисе (в мистериях). Семитская традиция: шишка – символ жизни и плодовитости.
Совершив геройский подвиг, Тезей бежал с А. на остр. имени Геласий (от – смех). III 4, 3). (греч. ), божество, олицетворяющее собой рациональную душу природы – душу низшего мира.
На праздниках в честь бога Диониса стали впервые разыгрываться пьесы. Так люди признали в Дионисе бога и стали его почитать. Но Гера не оставила свои козни, поразив супругов, воспитывавших Диониса, безумием. Это и подобныеему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, висступлении и экстазе (менады неистовствующие), разрывали в жертву богуживых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностяхв старое время приносились Дионису даже человеческие жертвы, как на этоуказывает отчасти и прозвище бога – Оместес (поедающий сырое мясо). Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось сГреции полному преобразованию. Символизирует оплодотворяющую, плодородную силу, как сексуальную, так и растительную. В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII-VII вв. Muller, "Denkmaler der alten Kunst" (2 т. Геттинген, 1860) Konze, "Heroen und Gottergestalten der griech. На голове у него повязка и венок, вруке тирс.
Зеркало Вакха – причина его падения в низший мир, сделанный титанами. Наиболее значительные произведения 18 — нач. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра.
Это сказание о страдании и смерти бога, а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом иувяданием природы во время годичного цикла времени. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен — Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Манипуляция змеями также составляла часть ритуалов, э. Его матерью была Персефона, правительница Аида, он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу и правителю которого подарил мирт, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса. 4. По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в Элевзисе (в мистериях).
оргиастич. По дороге с ним происходят разные истории. Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису (греч. Она протягивает Дионису чашу, которую Дионис наполняет вином. Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии.
Через неск. Она настояла на своем и была обращена в пепел жаром исходившим от приближавшегося к ней в блеске молнии бога. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. При этом все участники культа должны были хранить в строжайшей тайне, что они принимали в пищу.
Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Bacch. Это и подобные ему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, в исступлении и экстазе (менады неистовствующие), разрывали в жертву богу живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях в старое время приносились Дионису даже человеческие жертвы, как на это указывает отчасти и прозвище бога— Оместес (поедающий сырое мясо).
С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. III 5, 3). Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). 300 г. ).
105, 534, 566, 608). Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. Theog. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён.
Этим дарам цены не было и нет — но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» — «ничего сверх меры». также статью «Семела»). В 496 году до Р. X. Hom.
Бессмертие и упорство в жизни и в устремлениях. Святого погребли с подобающими почестями в храме Космы и Дамиана. Почему среди женщин.
По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении укоторой он является в Элевзисе (в мистериях). В. Н. был опознан в Иерусалиме, когда входил в церковь Св. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве.
Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. на сюжеты мифа: опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха» и его же опера «Дионис», опера Ж. Массне «Вакх» и др. Зевс превратил Диониса в козленка и отнес его к нимфам в Нисе (Малая Азия). Mller, «Denkmler der alten Kunst» (2 т., Геттинген, 1860) Konze, «Heroen und Gttergestalten der griech.
Символом Диониса как бога плодоносящих сил земли был фаллос. Его триумфальную колесницу мотут везти ТИГРЫ, ЛЕОПАРДЫ или КОЗЛЫ (первые двое животных отражают, вероятно, распространение его культа в Азии), реже КЕНТАВРЫ или ЛОШАДИ.
Более позднее искусство изображало В. юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в охотничьих котурнах. 135—167, 680—770). Дионис занимает особое место среди других античных персонажей в садовой пластике барокко. Италии. Ночные празднества вчесть Вакха совершались во многих местах Греции. По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении укоторой он является в Элевзисе (в мистериях). Почит. В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно.
Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос. Увитые плющом черепа в натюрмортах – также символ бессмертия. Его может сопровождать Ариадна, порой на своей собственной колеснице (CM. ТРИУМФ). Посох первоначально был стеблем дрока (шпильника), который в природе мог достигать высоты нескольких метров. Это абсолютно отчетливо видно на одной известной фреске в римской галерее.
В позднем христианском искусстве плющ был симв олом преданности, так же как и вечной жизни (что основано на том факте, что он продолжает расти на погибших деревьях). Это была первая иностранная картина, публично выставленная в Риме. В Наксосе, где, по преданию, Дионис встретил покинутую Тезеем Ариадну и сделал ее своей женой, празднование Вакха состояло из двух частей: в первой оплакивалось плачевное положение забытой Ариадны, а вторая выражала шумную радость по поводу счастливой развязки. Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход.
Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Kunst (Вена, 1874). Когда Зевс мучался родами, Посейдон угостил его тунцом.
Среди музыкальных произведений 19—20 вв. В Аттике Дионису были посвящены Великие или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров исполнявших дифирамбы (проходили в марте – апреле) Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе – феврале) Малые или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре – январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). Богиня принимает приближающегося к ней бога с сопровождающей, сидя на скале. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс.
В. олицетв. Сам Бахус изображается в виде обнаженного юноши с венком из листьев и гроздей винограда на голове, держащего ТИРС—жезл, увенчанный сосновой шишкой (древним символом плодородия) и иногда увитый плющом (также священным для Бахуса). ДИОНИС (), БАХУС, ВАКХ, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Дионис – Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Пираты, охваченные безумием, попрыгали в море и превратились в дельфинов.
940—942 Eur. до н. э. Он часто пьяный. Бахус, восседающий на своей повозке и держащий тирс, поднимает высоко вверх рог изобилия. «Религия Диониса прежде казалась настолько необъяснимой и чуждой гомеровской традиции, что эту главу в духовной истории греков предпочитали замалчивать или умалять её значение. Празднества в честь Диониса, т. н.
Перед их взором открывались незабываемые видения, казалось им открывается бессмертие. Выражение лица такого бога Диониса представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды и только козья шкура небрежно наброшена, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем.
до н. э. и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. Когда в Египте развился культ Сераписа, сосна стала его эмблемой. Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады).
I 9). Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» ещё в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Но культ, преследовавший целью освободить душу от всего бренного, соединить её в экстазе со вселенной и доказать бессмертие души, всё больше скатывался в безумные оргии (отчего это слово обрело теперь негативную окраску) и безудержный разгул страстей и инстинктов. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров — спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия.
Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. Здесь ей на помощь пришел Бахус. Ассоциируется преимущественно с Доинисом (Вакхом), но иногда встречается также в Египте, Финикии и у евреев.
Athen. В Риме культ Вакха— или, как его прежде называли, Либера, отождествленного со староитальянским Liber-Pater, — был заимствован от южно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны (Цереры). В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. В Греции этот культ был, по-видимому, особенно притягателен для женщин.
обрядами, носивш. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов. Чтобы остановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом раз в два года (в так называемых «триетеридах»). Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина и деревьями.
После этого Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. В. получило особое распростр. Оно вскоре получило художественный оттенок и слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические фригийские обряды, в которых немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ производительной силы природы исчезли, приняв постепенно форму комедий. Освобождение Ариадны приходит с Дионисом, который берет ее себе в жены.
Дионис славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги и сокрушает стены (616—626). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. В Аттике Дионису были посвящены Великие или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле) Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе — феврале) Малые или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. Bacch.
и 11 апр. ). Ср. Так люди признали в Дионисе бога и стали его почитать.
греч. В Риме культ Вакха – или, как его прежде называли, Либера, отождествленного со староитальянским LiberPater, – был заимствован отюжно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны (Цереры). Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (см. Напрасно заклинал ее Зевс взять назад это безумное требование. Культ Празднества в честь Диониса – вакханалии, т. н. По видимому именно они в ту пору занимались изготовлением крепких напитков.
Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Во многих произведениях искусства изображен момент отчаяния А., покинутой Тезеем на остр. Ариадна – дочь критского царя Миноса и Пазифаи. В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII—VIIвв. д. н. э.
Произведения искусства более ранние представляют Вакха в виде мужчины уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью винограда в руке. В Риме культ Вакха – или, как его прежде называли, Либера, отождествленного со староитальянским LiberPater, – был заимствован отюжно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны (Цереры).
Ночные празднества вчесть В. совершались во многих местах Греции. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству. Когда Зевс пообещал выполнить любое ее желание, она попросила его, чтобы он пришел к ней со сватами, как он приходил к Гере.
В «Илиаде» говорится о море, как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. И образ ребёнка, в котором часто изображали бога и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия. Пираты, охваченные безумием, попрыгали в море и превратились в дельфинов. Ночные празднества в честь В. совершались во многих местах Греции.
Саввы Освященного, к-рый и привел его к игумену своего мон-ря. Но Дионис превратил мачты и весла в змей, наполнив корабль ветвями плюща (или виноградными лозами) и пением флейт. Отцы и благодетели мои.
Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. (Eur.
Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Известное произведение Даннекера во Франкфурте на М. изображает А. на пантере. III 5, 1). 556—559) или сестре Семелы Ино (Apollod. Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. под именем В. или Бахуса, в Др.
Испуганная Сумела потеряла сознание она родила через шесть месяцев ребенка, которого Зевс выхватил из (разожженного им) огня и зашил в свое бедро (Библиотека Аполлодора, 26 и след. ) ребенком был бог веселья (опьянения) Дионис, которого Зевс, опасаясь своей ревнивой супруги Геры, превратил в козленка. Bacch. Это фаллический символ, жизненная сила.
пантеон, почитание его носило частный хар-р. сатиры яередко изображались со змеями, обвивающими их тела.
в статье Деметра), особенно популярные в живописи барокко. В 15—18 вв. Если вера в Олимп шла по пути очеловечения богов, то здесь, напротив, основной чертой было расчеловечение самих людей», — говорит Александр Мень, а далее продолжает: «Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу». В то же время гнев его жестоко поражал тех, которые не хотели принять его благодеяний. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Из-за того что листья плюща охлаждали лицо, считалось, что он предотвращает опьянение – венки из плюща носили греческий бог Дионис (в римской мифологии Бахус) и его пьяная свита. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни.
Ночные празднества в честь В. совершались во многих местах Греции. В Риме существовал ряд религ. Сама сосна посвящено Аттису Фригийскому и Кибеле, спутником которой он являлся. также «Загрей» и «Иакх»).
Такой панегирик дионисийским оргиям не совсем оправдан. Они могут лежать в заводи в гроте.
Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. После долгих уговоров игумен согласился удостоить Дахака св. Эмблема Зевса.
Более позднее искусство изображало Вакха юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в охотничьих котурнах. На месте казни В. Н. встал на колени и подставил шею под меч. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Bacch.
Связана также с Митрой. Его матерью была Персефона, правительница Аида, он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу и правителю которого подарил мирт, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса. В тенистом месте крупными гроздьями растет виноград. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда — актерами.
В. Н. сразу же отличился в посте и бдении и выделялся среди братии тихим нравом, кротостью и смирением. Рождение Бахуса. Овидий описывает, как Бахус сам покинул Ариадну, чтобы совершить свое путешествие на Восток.
Они играют на дудках, аккомпанируя пению и танцам вакхического ритуала. Бахуса сопровождали не только менады, но также некоторые малые божества, связанные, как и он сам, с поклонением козлу, которые сохранили некоторые свои характерные особенности, такие как расщепленные (козлиные) копыта и козлиную физиономию, – САТИР, СИЛЕН и, реже, ПАН. Вакханалии). Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия.
Картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа. В воздухе парят путти, неся кувшины с вином и бокалы. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы.
Так, разбойники Тирренского моря захотели взять его в плен и продать в рабство. Rep. Это бог небесной и земной влаги и обусловливаемой ею исолнечным теплом живой силы природы, а также – бог вина и еговозбуждающего действия на человека. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением.
Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Это наводит на мысль, что Дионис приносил с собой не только виноградную лозу, но и обучал виноделию, после чего начинались пьяные вакханалии. Эти разбойники хотели заковать Диониса в кандалы, чтобы свезти его в Италию и продать там в рабство.
См. т. ж. От страха разбойники кинулись в море и были превращены в дельфинов. Если вера в Олимп шла по пути очеловечения богов, то здесь, напротив, основной чертой было расчеловечение самих людей», — говорит Александр Мень, а далее продолжает: «Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу». X 4, 3).
Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару — вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Более позднее искусство изображало В. юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в охотничьих котурнах. Аргивяне каждый год отмечали возвращение Диониса из царства мёртвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера, которое по преданию и служило богу вратами в Аид. (ок. Но святые были непреклонны.
Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Сохранилась легенда о пребывании Диониса в плену у тирренских пиратов.
Более древним является представление о змее-супруге. Ведь пьянство и наркомания тоже вызывают у человека ощущение избытка сил, освобождения от любых уз. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение Гермесу (см.
Из многочисленных мифов, прославляющих чудотворную силу Диониса, едва ли не самый известный — наказание тирреских морских разбойников. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию и он явился ей в громах и блеске молний. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. В связи с этим любопытно отметить, что у Минотавра есть еще и другое имя – Астерий поклонники Минотавра чтили его как звезду. Тогда судья предложил В. Н. произнести только одну фразу: «Я не верую так, как веруют христиане», чтобы получить свободу, но В. Н. ответил: «Напротив, как веруют христиане, так и я верую».
После смерти отца Дахак открылся матери, к-рая наставила его в вере. до н. э. и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. Бахус был рожден от бедра своего отца Юпитера.
В. не вошел в офиц. В эпоху Возрождения тема Диониса в искусстве связывается с утверждением радости бытия широкое распространение приобретают с 15 в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, Х. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен). (пам. Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух».
Из этих дифирамбов родились впоследствии греческая трагедия (буквально «песнь о козле») и другие театральные представления в Афинах. Это сказание о страдании и смерти бога, а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом иувяданием природы во время годичного цикла времени. Но Дионис превратил мачты и весла в змей, наполнив корабль ветвями плюща (или виноградными лозами) и пением флейт.
В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных.
В. Н. обходил палестинские мон-ри, всюду отыскивая для себя образцы для подражания. В Дионисе Ариадна вновь находит своего брата, находит утраченную связь с родом. Дионис же направился в Аид и вывел оттуда свою мать Вместе с ней он поднялся на небо». Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное. На Ликурга – сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.
Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Диониса и сюжеты мифов о нём (любовь Диониса к Ариадне и др. ) в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Празднества в честь Диониса— врумалии или вакханалии, т. н. В небе летает орел Юпитера или сам Юпитер лежит на своем ложе высоко в облаках. жезл (посох), атрибут бога опьянения и экстаза Диониса (лат.
в Италии в связи с развитием виноградарства и окончат. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. рим. В496 году до Р. X. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера— супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён.
После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний». ) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. tragodia букв. На голове у него повязка и венок, в руке тирс.
Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. У нее свой собственный жаргон, абсолютно несхожий с языком жизни, Как будто это языческая мистерия, выполняющая ритуал идолопоклонничества, протестующая, как, наверно, протестовали помпейцы, собравшиеся в своем театре и смеявшиеся во время представления, как Саллюстий, его друзья и их любовницы, увенчанные цветами, с чашами в руках протестовали против новой, суровой, аскетической, ненавидящей наслаждение доктрины, чьи изможденные последователи недавно прибыли с азиатских берегов Средиземноморья с целью разбить прекрасные статуи Венеры и сокрушить алтари Вакха. Bacch.
Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Шишка присутствует на тирсе, вероятно, по причине того, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу – считалось, что этот кокте йль усиливает сексуальные ощущения. Она спит, но она не покинута. 335 до н. э. ). Ср.
В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. В античности предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьянения.
Он повелитель титанов, устроитель земных сфер. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис — сатиров. Менада или вакханка (женщина, почитавшая Бахуса в ее типичном одеянии, ниспадающем мягкими складками, непременным тамбурином, всем обликом своим выражающая покинутость, – образ этот впервые стал известен нам по изображениям на чаше для питья, относящейся к V в. до н. э.
Более позднее искусство изображало В. юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в охотничьих котурнах. Кроме того, это эмблема Артемиды. epit. Но культ, преследовавший целью освободить душу от всего бренного, соединить её в экстазе с вселенной и доказать бессмертие души, всё больше скатывался в безумные оргии (отчего это слово обрело теперь негативную окраску) и безудержный разгул страстей и инстинктов.
В средневековых книжных иллюстрациях Дионис изображался обычно как олицетворение осени — с. 382 время сбора урожая (иногда только октября). менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. В Риме культ Вакха— или, как его прежде называли, Либера, отождествленного со староитальянским Liber-Pater, — был заимствован от южно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны (Цереры). (В этой связи См. т. ж. Но он сажает не только виноградники.
обществ — почитателей В. Культ В. был связан с религ. Символизирует оплодотворяющую, плодородную силу, как сексуальную, так и растительную. — статуи «Вакх» И. Г. Даннекера и Б. Торвальдсена. Святые мученики ответили, что для них жизнь – Христос, а смерть за Него – приобретение.
Дионис снимает с людей груз земных забот, бытовых обязанностей, умеряет горе и за это они чтят бога, устраивают праздники в его честь: Великие или городские Дионисии, Леней, Малые или сельские Дионисии. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. 1. Учтем, что наркотические препараты, напитки были известны в Персии, Индии (хаома, сома) и других восточных странах. На голове у него повязка и венок, в руке тирс.
Бахус и Ариадна. Жезл греческого бога вина и винопития Диониса (в римской мифологии Вакха), а также его жрецов и почитателей – копьеобразный шест (первоначально из полого стебля укропа), увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда и увитый виноградной лозой или плющом. На Кифероне, по преданию, фиванский король Пентей, в наказание за преследование бога, былрастерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство и между прочимсобственной матерью, принявшей его за какое-то животное. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. д. н. э.
III 62, 2—28). С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Это и подобныеему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, висступлении и экстазе (менады неистовствующие), разрывали в жертву богуживых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностяхв старое время приносились Дионису даже человеческие жертвы, как на этоуказывает отчасти и прозвище бога – Оместес (поедающий сырое мясо). Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось сГреции полному преобразованию. tragodia, букв. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением.
Жезл греческого бога вина и винопития Диониса, а также его жрецов и почитателей – копьеобразный шест (первоначально из полого стебля укропа), увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда и увитый виноградной лозой или плющом. Римский писатель Плиний Старший рассказывает, что консул Муммий первый познакомил римлян с иностранными произведениями искусства. Чтобы остановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В496 году до Р. X.
Только много позже введено греческое мистическое служение Вакху, которое здесь приняло вскоре характер крайней распущенности и безнравственности (см. VII). Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом.
Вот таким образом Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя Афаманта. Шишка присутствует на тирсе, вероятно, по причине того, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу – считалось, что этот кокте йль усиливает сексуальные ощущения.
Но ее сына Диониса Зевс спас от гибели и приказал Гермесу отдать его на воспитание нимфам. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на бедре (Hes. Впрочем, если считать Диониса великим богом (а он вошел в дюжину олимпийских богов), то и божественные влияния могут быть не только иррациональными, но и просто граничить с безумием. Он спускается на землю или поднимает Ариадну вверх в колесницу.
Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Риме почит. Среди произведений пластики — рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» А. Филарете (на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме), «Встреча Вакха и Ариадны» Донателло, статуи «Вакх» Микеланджело, Я. Сансовино и др. Известны критские изображения оргиастической богини или жрицы со змеями в руках118. Боясь отца, он скрывал свое намерение и почитал Христа тайно.
С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса – Бромия ("бурного", "шумного", били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Вакханалии). В 496 году до Р. X. «Душа, — объясняет ученый исследователь древних мифов Крейцер, — выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и желание возвратиться в небесную обитель».
В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Бахус снимает корону с ее головы или же она уже на небе (светящийся круг из звезд). Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) — в конце марта. Триумф Бахуса (и Ариадны).
В., Деметре и Персефоне в Риме был выстроен храм. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Он был 3-м из 7 братьев и носил имя Дахак, что, как отмечает агиограф, соответствует греч. Местом рождения этого бога считались Фивы. Поскольку крещение мусульманина рассматривалось араб.
и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.
Катулл, Кармина, 64) (Тициан, Национальная галерея, Лондон). В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Он легко утешил ее и вскоре они поженились. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. И образ ребёнка, в котором часто изображали бога и связь с водой, указывает на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия.
В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень. 1061—1152). Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. хар-р. Юный Дионис сажает виноградные лозы, упивается вместе со своими воспитательницами сладостью добытого из винограда напитка.
5.
III 5, 1). Пораженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь чудесной силой, ему неизвестной изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя и поместил ее в храме Деметры (Цереры).