Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Какой указ в управлении церковными делами издал Пётр I (Пётр уничтожил патриаршество. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. То, за что они страдали, не стоило страдания.
Этюд к картине Боярыня МорозоваФеодосия Прокопьевна Морозова (в девичестве – Соковнина), была верховной дворцовой боярыней. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Такие странники из года в год меряли шагами необъятные просторы России. А если вера отцов объявлена ересью, бунт неминуем. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.
Всюду: в избах, в хоромах, в церквах, на мостах, в Китай-городе – кричали спорящие о вере, не понимая друг друга. Дело даже не в том, что на миру смерть красна.
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Старуха в узорчатом платке.
Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Дорогая его сердцу Русь возрождалась в ярких, убеждающих образах. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Западные специалисты едут в Россию, русские перенимают их опыт и знание.
Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Все изменилось в марте 1669 года, когда царица скончалась.
Третьяков подходил вплотную к картине и вглядывался в живописную ткань снега. Ещё в 1656 году царским указом двуперстие было строго запрещено как еретическое. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Но боярыня отказалась. (прощается с боярыней старуха в узорчатом платке).
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Имения, вотчины, стада коней розданы боярам. И она уже втягивает их в это пространство своё, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов. Рукой она изображает два перста. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
В конце жизни Суриков работал над картиной «Степан Разин» (1907г. ) Последний, созданный художником исторический образ-Емельян Пугачёв (1907г. ). Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. В движении есть живые точки, а есть мертвые. В. Суриков. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.
Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. (8) Церковь. Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, но и уточнял свое понимание события, а главное — выстраивал идейно-смысловое содержание произведения.
Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Ведь сколько времени я его искал. В 1635-37 гг.
Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
Это Феодосия Морозова. Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. - И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Царь придумал новое наказание. А тремя-так тремя».
Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Картина ожила. Кажется, что слышится скрип полозьев от уходящих саней). Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. «Ещё вначале я не смирялась, то неужели после таких долгих страданий поклонюсь мучителю- царю. » – гордо ответила Морозова. лица полны сострадания. Они наотрез отказались причаститься по новым служебникам, твердо стояли на двуперстии и объявили, что признают только старопечатные книги.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Суриков — великий художник и он прекрасно знал законы искусства, согласно которым явно выраженное движение уменьшает глубину художественного произведения. Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны и со своей жены.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Приходилось носить их на службу на носилках, с цепями на руках. Где-то впереди видно лицо мальчика, он смеется и не понимает суть происходящего. Его лица не видно. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Это значит, что она уже долго шла за санями. А просить у царя прощение, как требовал Алексей, Морозова наотрез отказалась.
Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову. Вот странник-богомолец — типичная фигура Древней Руси, сохранившаяся почти без изменений на протяжении столетий. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Миниатюра XIX векаВ 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Исход битвы предрешен. Постепенно были найдены персонажи картины.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно». (Милославскую отравили, царь женился на Наталье Нарышкиной), звали её царица – лапотница (в доме отца ходила в лаптях). (рядом с санями идёт, заламывая руки, княгиня Урусова, шагают стрельцы-конвоиры.
Он велел беспощадно пытать их в застенках. Если до весны 1881 года художник только обдумывал сюжет, то теперь именно Ф. П. Она отдала его на попечение нянек, а сама ездила по монастырям. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». У боярыни Морозовой родился сын, которого нарекли Иваном. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика.
Одета женщина бедно, на плече висит сумка, на голове черный платок, одета она в рваное пальто. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Царь пригласил на свадьбу Морозову как одну из самых знатных придворных дам. Морозова перестала бывать при дворе.
Но смеялись немногие. Заметьте: фигура боярыни – черное пятно на фоне белого снега и цветной толпы. Княжна Урусова в сопровождении стрельцов-конвоиров. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». Но их не казнили. В каком эпизоде Толстой показывает, что раскольники сжигали себя живыми за свою веру. По желанию самого царя их приговорили к сожжению в срубе.
- С окончанием Смутного времени Россия начинает модернизироваться. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Морозова завладела всеми его помыслами. Основную роль и здесь сыграли пропорции.
Суриков неоднократно удлинял холст. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Не всё ли равно. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Посредством живописи художник смог показать, какой мужественной и самоотверженной может быть русская душа.
Вот таким образом их тела – в рогоже, без отпевания – зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Урусова дала тот же ответ. (заснеженные улицы Москвы. 7. Царь узнал об этом сразу же от сыщиков. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
Вскоре чисто церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). Но боярыня отказалась. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Начинается церковно-обрядовая реформа, которую проводит с 1653 года патриарх Никон. Подкупает сила ее веры, ее духа, стремление сохранить чистоту религиозных традиций.
3. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. На голове боярская шапка, покрытая синевато-черным платком. Царские чиновники управляли делами церкви). 6.
(1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. – Во что одет священник.
Патриарх был 2 царём, сидел рядом с царём. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Морозовой превратить в рассказ о народной трагедии. Жалкая и величественная. Двуперстие должно напоминать о двойственной природе Христа – божественной и человеческой.
Сам царь благословил ее на венец образом Живоначальной Троицы. А дом Морозовой запустел, потом и вообще был разграблен. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова».
Это сама героиня и юродивый. Не один раз возили женщин на допрос, а когда их подвергли пытке, Ф. П. Чей же конь первый сквозь снег прорвётся, » – вспоминал Суриков. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море.
Это усилило раздражение царя и судьба боярыни была решена окончательно. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. (туда, где встречает её злой насмешкой священник, купец).
За него казнили и ссылали. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. не помыслю отступить от благочестия, хотя бы и видела красоту псами растерзанную стоять до тех пор, пока толпа не сомкнется за санями и не утонет ее голос в гуле колоколов, летящем над седыми деревьями и островерхими крышами деревянных домов.
Все лицо мелко было. Заснеженная улица Москвы. (покрыто смертельной бледностью. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой.
Сколько её ни уговаривали, она послала царю отказ под предлогом болезни. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.
Ведь сколько времени я его искал. Это Петру не нравилось. И я от тебя отврачусь», – говорила она. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло.
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Мятежная боярыня – композиционный центр картины. На болоте часто строили срубы и жгли самых опасных исповедников старого учения.
Княжна Урусова, сестра Ф. Морозовой, находилась всецело под влиянием сестры. Прологом к этому становится картина «Взятие снежного городка» (1891г. ) Эта картина была навеяна детскими воспоминаниями автора. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. В действительности в санях сидели обе сестры.
«Я написал много этюдов все лица характерные. Ее глаза полны слез. Художник допустил ряд исторических неточностей. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Это традиционный персонаж старой Руси. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Царь и сам был воспитан по старой вере и отбивал Великим постом по тысяче поклонов в день. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Морозова по приглашенью царя должна была быть почетной гостьей на царском венчании, но она отказалась, так как была монахиней-старообрядкой и не имела права ходить в церковь новой религии. В толпе терялось. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Сын её был глубоко несчастным ребёнком, который рос, смутно понимая, что отвлечённые идеи его матери дороже, чем сын, что она ему всецело принадлежит. Народ даже сочувствовал боярыне. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Это был раскол из-за убеждений и веры. После смерти мужа и его брата все состояние перешло к Феодосии. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Она жила в роскоши, в ее распоряжении было несколько усадеб и 8 тысяч крепостных.
По указу патриарха церковные тексты стали переписываться по греческим образцам. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Роль Третьякова в данном случае была самая благородная.
Вместо уважения к ней за её отвагу он почувствовал к ней ненависть. Там, в Преображенском, все меня знали. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек триста.
В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Морозовой. В конце концов прототипом героини ему послужила уральская старообрядка: «Я с неё написал в садике этюд в два часа. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.
Моя вера мне ещё дороже. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Ведь сколько времени я его искал.
А с Никоном царь разошёлся ещё в 1662 году испугавшись его честолюбия и влияния. Портретный этюд был написан всего за два часа. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Но их непреклонность и вера были достойны поклонения.
1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Боярыня думала, что царь стоит на переходах, смотрит на ее унижение и хотела показать ему, что нимало не стыдится того поругания, которому подвергалась по его воле». Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Это было трагичное время.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Вот таким образом сани с трудом прокладывают себе путь. ) Толпа обступила боярыню. В толпе терялось. Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. -XVII век.
«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Обеих считали святыми. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями.
События происходят в 17 веке. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего — второго (после боярина) думного чина. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.
Вскоре Урусова умерла. Глубоко запали тёмные глаза. Постепенно обновление затрагивает и область духовной жизни – церковь. Любопытство, озорство, равнодушие и смех мальчишек – это сама жизнь.
Алексей испугался и велел возвратить Аввакума из ссылки. Она не хотела изменять старой вере. Вася жизнь его прошла в кропотливой работе.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Но митрополит Павел ничего не смог добиться ни от Ф. П. – Кто ещё сочувствует боярыне. В картине Сурикова Боярыня Морозова возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Протопоп Аввакум был её духовным отцом. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Все оно в толпе терялось».
Царь, разобиженный упорством Морозовой, возненавидел всех староверов. Тонкие черты покрыты смертельной бледностью. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. – А женские лица. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».
Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. В1880-е годы художник создал свои наиболее известные картины: «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) «Меньшиков в Берёзове» (1883 г. ), «Боярыня Морозова» (1887г. ), «Переход Суворова через Альпы» В 1890-е годы начинается второй период зрелого творчества Сурикова. Она также была верна старой вере. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Лицо Феодосьи Прокопьевны измученное, со впалыми щеками, которые делают ее тонкие черты некрасивыми. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
Написал порядочное количество. Но радость материнства не победила в душе молодой женщины нестерпимой тревоги за Русь. Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой. Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевная несокрушимость и воля.
Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Ее духовником был сам знаменитый протопоп Аввакум. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. На шее – огромная цепь. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова».
Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. (юродивый в веригах. ) – На заднем плане что видим. За ним стоял отец Петра I, «тишайший» Алексей Михайлович, укреплявший самодержавие, для чего и подчинявший своей воле церковь. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Обобщение.
Еще одна женщина идет рядом с санями, сомкнула руки в замок, она не намерена отставать от них, другая, пожилая бабушка в черном платке и бедной одежке стала на колени, протянула руку, прощается. Не смею, - отвечал стрелец. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Белый издали, вблизи он распадался на множество цветовых пятен – мазков, напоминал мозаику: жемчужный, сине-лиловый, розовый и даже зеленый.
От книги веяло простором русской земли. Таким был странник и на картине В. Сурикова. Приглядел для работы соседний переулок. Художник мыслит образами. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Она не знала другого спасения от надвинувшейся беды, кроме молитвы.
Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. 3. Вскоре она овдовела.
О Морозовой собирались советы у царя. Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Там они и умерли от голода и холода.
Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Впереди на коленях старая нищенка. Очень трудно ее лицо было найти. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).
Царский гнев не знал меры. Посох – туя Юродивый (катк сл) в веригах Узорчатый парчовый платок Тонкие черты её покрыты смертельной бледностью. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь, который разграбили казаки Первого ополчения. В. И. Ведь сколько времени я его искал.
Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. А между тем Московский двор начал волноваться: участь всеобщей любимицы многие приближенные к царю считали несправедливой. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. – Снег какой.
Ее увозили в ссылку. Палачи калечили людей. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу.
Мужу ее в ту пору перевалило за пятьдесят. (8) Церковь. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Высоко вскинула она правою руку с двуперстным знаменем. Они как будто горят. ) – Кто рядом с санями. Морозову подвергли пытке.
В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. И как вставил ее в картину – она всех победила». Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой».
Черное на белом – сильное противопоставление, знак непокорности. Вся Москва сотрясалась от споров. я на картине сначала толпу писал, а ее после. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. И началась череда казней. Каменный храм построили в 1703 году. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов.
Суриков ставит ту же тему на историческом материале. обе после пыток были больны. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением.
Она не поддержала реформ патриарха Никона, общалась с его оппонентом протопопом Аввакумом, осталась в старообрядческой вере. Картина была большого размера: шесть метров в длину и три метра в высоту. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
– И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Только здесь, однажды, прорвалось всей силой рыданий материнское горе, любовь к Ванюше. После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. На картине он изображен сидящим прямо на снегу.
4 года Морозова и Урусова страдали в тюрьме. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Морозова, урождённая Соковницына, приходилась родственницей царице Марье Ильиничне Милославской, жене Алексея. Морозову окружает атмосфера народной любви.
Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. Я её окружила своей кровью. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. И отверженные тянутся душами к своей заступнице.
Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза., они уже видят эту большую картину. Раскольников начали жечь в срубах, резали им языки. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных.
Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны. С1877 г. Жил в Москве. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Им давали только хлеб и воду, да и то не каждый день.
Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. «Не идет у меня лошадь, да и только. Но боярыню Морозову пока не трогали: у нее была при дворе сильная рука. Нравилось им, что я казак и не курю.
За его широким поясом висит такая же старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки боярыни. Интерес к расколу чрезвычайно характерен для передовой русской интеллигенции восьмидесятых годов. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Крестьян было 8000.
Но Суриков изобразил не Кремль, а московскую улицу, заполненную пестрой толпой. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Бывало шумно, весело. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Вторым Римом, как известно, называли Византию, откуда православие пришло на Русь.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Их приказано было ежедневно водить насильно в церковь на никонианское богослужение. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Это соответствовало вековой традиции.
Трудно мне». Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Поп и купец.
«По обе стороны народ стоит, а посередине снежная стена. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество. Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Бояре донесли царю и Никона сослали. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».
Но смеялись немногие. Это настоящая математика. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Сани с трудом прокладывают себе путь в толпе, обступившей боярыню.
Он видел в этом лишь внешнюю оболочку исторического факта, внутренним содержанием которого был героизм и высокая духовная красота русского народного характера. «Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать» – эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь. Ее увозили в ссылку. «Пишу татар. Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков.
Потом она стихла. Никон обвинил двуперстников в ереси. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. 4. Реакция на картину была неоднозначной.
Самая боярыня Ф. П. У неё был сын Иван и красота ребенка поражала всех, особенно царя и царицу. Это математика. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Рука – как сломанное («отставленное») крыло, глаза вытаращены. А теперь давайте вспомним «отправную точку» замысла – ворону на снегу. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы.
Это был брат временщика. «Пётр Первый» А. Н. Толстой. Как всегда цель реформы была благая – царь и патриарх решают укрепить церковную организацию в России, а так же ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями, так как с течением времени накопилось много различий и отступлений от канонов. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Семья Морозовых оказалась в гуще этих событий. Морозова, не боясь царя, встала на сторону раскола, как и многие бояре. Успехи Сурикова радовали Третьякова. Он велел посадить сестёр в подземелье, наполненное крысами и морить голодом. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Алексей оскорбился и решил жестоко отомстить.
А ведь смысл этих символов не слишком различается. Морозову погубил он не по настоянию бояр и духовенства. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Это самый жалкий персонаж. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Учился в Петербургской Академии художеств.
Княжна присоединилась к ней. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Народ в большинстве своем принимал ее трагедию как свою. Морозова на дыбе кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно: если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте (на Болотной площади в Москве тогда казнили «врагов отечества»), это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Наступило время русской инквизиции. Все женские лица полны сострадания. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. За женщин просили все бояре.
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Но он говорил, что исторический художник должен угадывать прошлое. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Почему Пётр I невзлюбил стрельцов. Все лицо мелко было.
Вскоре Феодосью Прокопьевну схватили, заковали в цепи. В санях везут закованную в цепи боярыню Морозову. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону. В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение.
Морозову держали под стражей, пока она была жива. А потом как-то увидел он начетчицу с Урала и с нее написал этюд. Контраст белого и черного делал лицо белее снега и звучнее самых ярких соцветий одежд.
Патриарх на сборном суде предложил ей причаститься по новому обряду. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Рядом с санями идёт, заламывая руки, княгиня Урусова, шагают стрельцы – конвоиры. Через 4 года бояре и родные начали уговаривать их смириться. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня.
Картина вызывает восторг. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Каменный храм построили в 1703 году. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).
Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Его опять арестовали и повезли на суд, прикованного к телеге.
Они словно живые. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.
«Пытать везут», - говорили люди. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. В. Короленко писал: «Есть нечто великое в человеке идущем сознательно на гибель за то, что она считает истиной. (все женские.
Низкие домики с острыми крышами, церкви. Общество начинает расслаиваться на сторонников и противников нововведений. Всю ночь тревожил монастырь ее тягостный крик. На ее лице глубокая скорбь. Заснеженные улицы Москвы 17в. Их с сестрой повезли на Ямской двор.
2. Умер Суриков в 1916г. А сторонников соблюдения старых обрядов (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона.
Собиралось много играющих и зрителей. Всё пронизано светом, серебристо-голубым морозным воздухом зимнего дня. Но Федосья мало занималась этим тихим, задумчивым мальчиком. Морозову и Урусову отправили в ссылку в Боровик. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
- Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Суриков родился в казачьей семье в Красноярске в 1848г. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
«Ты служишь земному царю, а от Небесного отвратился. Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного склонность патриарха к крутым действиям («оборвать, обругать, проклясть избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства») взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол. (Колокольный звон). (в богатую чёрную шубу с лисьим воротником. Но духовная гроза потрясла всех.
Очень трудно было лицо ее найти. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Но не нужно заблуждаться на счет первенства патриарха в обозначенной реформации. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Художник использовал здесь всю гамму цветовой палитры – от черного до белого. «И как вставил в картину — она всех победила». И как вставил ее в картину- она всех победила.
В ту пору в русской церкви произошел раскол. В толпе терялось». Хмурое небо нависает над Красной площадью.
(1) Феодосия Морозова. – Куда увозят её сани. С Федосьей в дом Морозова вошли молодость и веселость. От эскиза. к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов — вправо), менял положение фигуры Морозовой. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Через два дня, сняв с женщин оковы их повезли на допрос в Чудов монастырь. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
Одна против всех. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу». – Ещё кого видим.
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. 2. Разбираемся вместе с Анной Поповой, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинах. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. (самые любопытные участники всех уличных событий). Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Красавица Федосья была втрое моложе мужа, но очень любила его. Это и отразил художник на картине.
Но и Морозова и Урусова были тверды. (голубой, рыхлый, пушистый. Морозный воздух зимнего дня). Весь в голубых бликах, рыхлый, пушистый. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». Морозову арестовали. Прикажет начальство двумя-двумя будем.
Он принадлежал к старому роду казаков, пришедших в Сибирь с Дона. Картина с каждой встречей являла неожиданные, ранее не замечаемые детали. Она готова идти на муки и смерть. Яркий и сильный характер боярыни Ф. П. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.
Рядом с ним дети: старшая Мария, тоскующая по своему жениху Петру II, сын Александр, задумчиво разглядывающий подсвечник и младшая Александра, читающая Евангелие. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Но Смута добралась и туда. С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней.
Глубоко запали тёмные глаза. У Морозовой необыкновенное лицо. После этого Морозову отправили в ссылку, где она и умерла. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.
Иногда ей трудно было терпеть. Представительница старейшего боярского рода, она должна была стоять на свадьбе во главе других боярынь свадебного чина и говорить «царскую титлу», т. е. величание царя. В доме Морозовых шли самые долгие и суровые службы. В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру». Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен.
В двух московских женщинах столкнулись два мира: старая Московия с ее последним непогасающим светом Святой Руси и Россия иная, свежая и бурная, как дикий ветер, – Россия Петра. На вечное заточение. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Нравилось им, что я казак и не курю.
Временщик- человек, по воле сильного покровителя оказавшийся на время у власти Анафема- чиркурен уйрлни. Корабли, боеприпасы, вооружение — на протяжении почти двух недель этот груз тянули около 5 тысяч человек. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.
«Персты твои тонкостны. Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума. Но враги и насмешники одиноки в толпе.
На шапку накинут платок. Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». Перед зрителями ожили страницы русской истории 17в.
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Она была родственницей царицы. Беседа по картине: – Какое у Морозовой лицо.
Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Вот таким образом он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Очень трудно ее лицо было найти. Ради выразительности Суриков решил немного отступить от исторической достоверности. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Были и другие нововведения, приближавшие русское православие к византийским канонам. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Морозова открыто крестилась двумя перстами, но ее не трогали. Ей было всего 17 лет, когда Алексей выдал её замуж за Глеба Морозова. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
Морозова умерла голодной смертью, прославляя Христа и своё мученичество, а имущество её царь отобрал в свою казну (в это время в России шло восстание Степана Разина). Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Вся картина пропитана чувствами героев, автор с поразительной точностью раскрывает их характеры. Народ роптал. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.
Словарная работа. Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепи боярыне Ф. П. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. 1.
– А мальчишки. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). Кажется, что слышится скрип полозьев от уходящих саней.
На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. А снег.
Всякий раз он испытывал чувство новизны впечатления. Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня. И. Репин.
Стоит лишь перекреститься тремя перстами. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Все на картине будто напряглось.
Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно. (она испуганно смотрит, одета вся в чёрное). Каменный храм построили в 1703 году. Суриков не раз перечитывал «Житие» протопопа Аввакума. Молодой царь Алексей сначала пытался уладить споры в Московской церкви полюбовно.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. И развезли по разным монастырям. С ней вместе взяли её сестру, княгиню Урусову.
Их заковали в «железа конские» и посадили под караул. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками.
Она выезжала в карете, которую сопровождали сотни слуг. Царь, скрепя сердце, вынужден был заменить казнь ссылкою. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.
Морозова дольше выдержала голодную пытку. Царю донесли, в чём дело. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Когда Морозова страдала за Христа, её малютка Глеб умер.
Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения. Она склоняется перед ним и именно в «обаятельной силе чужих мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. Аввакума за его нападки на Никона и на новую веру сослали в Сибирь. Это был последний порыв горячих человеческих чувств в нечеловеческих страданиях. Лицо боярыни, а её чёрная одежда усиливает трагическую ноту.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Она возвышается над всеми людьми. Царь заметил это и разозлился. Они широко открыты, горят, кажется, мечут молнии. Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей.
Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Он был ревнителем Домостроя и спальником царей Михаила и Алексея. И мы.
Все лицо мелко было. Морозовой, ни от сестры ее. Но пугает ее фанатизм, нежелание понять других. Что я и наблюдаю на картине. Слева от саней стоит поп в богатой черной рясе и смеется над боярыней.
В данном случае вымысел – это глас народа. Оба они – знаки сопричастности христианству. Композиция полотна сложилась быстро.
Низкие домики с острыми крышами, церкви. «Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков. Не зря Суриков показал на своем полотне, как по-разному относятся к боярыне горожане. Его интерес к этой теме был не случаен.
Писать не «Исус», а «Иисус». Молодая боярышня в синей шубке низко кланяется Морозовой). Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Люди потянулись к ней взорами.
5. В одном из документов тех лет говорится: «Огонь ярости на начальников, на обиды, налоги, притеснение и неправосудие больше и больше умножался и гнев и свирепство воспалялись». Вот пять женщин в правой части картины. Дознание шло девять лет. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила».
Только некоторые смеются над боярыней. Рисовать Вася начал ещё в детстве. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Он приказал тайно вывезти Морозову из Москвы под крепкой стражей в далекий никому не ведомый Боровск, городок в Калужской области, в 90 км от Москвы, в острог, заключив ее в земляную тюрьму. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.
«Я погляжу, кто из нас одолеет, » – сказал царь. Новая жена царя Алексея Наталья Алексеевна Нарышкина сразу невзлюбила мятежную боярыню. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». А для купца чужая трагедия-праздник).
(1) Феодосия Морозова. Ослепительное сияние красок, снег в голубах бликах, рыхлый, пушистый. При этом обрядовым расхождениям был придан принципиальный характер – как различиям в вере.
Морозовой был в духе Василия Сурикова. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Глядя на Боярыню Морозову, хотелось думать: Так оно и было. Она не хотела изменять «старой вере». Она почти не смотрит на боярыню.