Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла были гуманистами. Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный и компромиссно-умеренный и дерзкий «еретический» характер. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485).
До таких належать Тцан, Леонардо да Внч, Рембрандт та нш. Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные черты Ренессанса — универсальность, разносторонность, творческую одаренность. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.
Художники в первую очередь обращали внимание на телесное совершенство человека. Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б. Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Rinascimento, фр.
Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая разновидность — групповой портрет. В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Около 1434, после создания табернакля для старого собора св. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др. Здесь у истоков Высокого Возрождения стоял Джорджоне.
В XVI веке в Италии развивается импровизационная комедия дель арте. Это во многом объяснялось пересмотром положения женщины в реальной жизни. Людовика, находящуюся сейчас в музее Санта Кроче.
Купец Гирьяко всю жизнь с умилением собирал рукописи, странствуя по всему свету. На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в. ), подготовившей Ренессанс. В 1490 М. Бехайм создает первый глобус. Из оптимистической убежденности в могуществе человека, его способности к совершенствованию возникает желание и даже необходимость соотносить поведение отдельного индивида, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», рождается жажда самосовершенствования. Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Его полное имя – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе.
В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа. Кроме открытия греческих подлинников появилось множество латинских переводов с греческого языка, а рядом с библиотеками умножились музеи и академии. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания).
В целом если говорить о второй половине XVI века, то это бесспорно пора оживления литературной деятельности художников и появления любителей и даже знатоков, с большим удовольствием публикующих свои доводы об искусстве, в дальнейшем вытеснявшие художников в сфере теории искусства. Перший перод тривав 80 рокв – з 1420 по 1500 рк. В конце 15 – начале 16 вв. Прекрасные образцы позднего стиля Донателло – бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), законченные после смерти мастера его учениками. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.
В первую очередь среди людей полностью изменилось отношение к красоте. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде и скрипки — инструмента народного происхождения.
Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Среди искусствоведов эти этапы принято именовать по названию столетий: XIII в. именуется дученто (буквально – двухсотые), XIV в. – треченто (трехсотые), XV в. – кватроченто (четырехсотые), XVI в. – чинквиченто (пятисотые). Грандиозные образы дантовских Ада и Рая в «Божественной комедии» произвели на него огромное впечатление. пол.
Она ее развила и интерпретировала по-новому исходя из изменившихся исторических условий. Практически все великие мастера Возрождения создавали фрески, проектировали и расписывали соборы, обращаясь к библейским персонажам и сюжетам. Новая личность инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план.
Важную роль играет падение Византии, когда ее граждане массово бежали в Европу, принося с собой библиотеки, произведения искусства, различные античные источники, неизвестные ранее. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св.
Первоначально бронзовые статуи Мадонны и святых стояли под балдахином, который поддерживали колонны, поставленные на высокий постамент, украшенный рельефами. Медали, статуи, драгоценные камни, здания, надгробные памятники чтились, как святыня. В это время значительная роль отводилась культу женской красоты. Папа римский пригласил Рафаэля расписать фресками парадные залы (так называемые станцы) Ватиканского дворца. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507).
Действительно, статуи Св. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. 1427. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Лишь эпидемия чумы 1348 г. на время прерывает богатые творческие начинания той эпохи.
Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы. Слово «humanitas» (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона (I в. до н. э. ), который в свое время хотел им подчеркнуть, что понятие «человечность», как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Анной" (Флоренция, галерея Уффици). Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. в различных формах оно пропитывало и увековечивало Возрождение.
Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). Многие лучшие произведения этой эпохи были рождены в русле церковного искусства. Можно вспомнить о подобных приемах в позднем творчестве Тициана и Рембрандта.
Габриели). Другие произведения Сервантеса, например, «Назидательные новеллы», стали своеобразным описанием современных автору нравов. Произошли значительные перемены в умонастроениях людей по сравнению со Средневековьем. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение.
Искусство предстает в равной мере и лабораторией и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Теорией рычагов и весов занимался Кардано.
Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. Первый период. Они достигли совершенства в передаче тяжести парчи, мягкости бархата, блеска шелка. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов.
В 1422 Мазаччо вступил во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей (к которой причислялись и художники), но неизвестно, у кого он учился и когда приехал во Флоренцию. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Однако главным произведением, выполненным Донателло в Падуе, был высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио (1446-1450). Политический расчет и связанные с ним вероломство и измена открыто заняли главное место.
Наиболее известным произведением Сервантеса стал роман «Хитроумный идальго Дон- Кихот Ламанчский», в котором писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку— у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели). Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии и называть «Северное Возрождение». Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Все це стало можливим через сходження на престол папи Юля II. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Первый период этой эпохи в истории итальянского искусства называется Ранним Ренессансом (до 1500). В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. «Афинская школа» прославляла интеллект и высоту человеческого духа, отражая преклонение ренессансного человека перед могуществом разума и научной мысли.
Своею роскошью и любовью к произведениям искусства прославился также ряд римских пап. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. Проторенессанс Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). За это время искусство итальянского Возрождения прошло несколько этапов развития.
Северное Возрождение Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. В XIV е. завершается эпоха Средневековья и закладываются основы для развития гуманистической культуры. Караваджо считается основателем стиля барокко. Особое значение колориту придавал Тициан.
Лишь около 1484 Филиппино Липпи завершил фресковую декорацию всей капеллы. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в особом времени, близком к понятию золотого века благодаря своим «золотым дарованиям», как пишет один из итальянских гуманистов XV в. Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования.
Вазари. Само понятие Возрождение (rinascita) возникло в Италии в XIV веке как некий итог осмысления новаторства эпохи. XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры.
Заметного подъема достигла немецкая литература. Идейной основой Ренессанса был гуманизм, светски – рационалистическое мировоззрение. Мужской костюм эпохи Возрождения имел некоторые элементы, пришедшие из античности. Сужаясь, она достигает центра земного шара с ледяным озером, в которое вмерз Люцифер. Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде.
Значительного успеха достигла испанская живопись. Большое внимание уделял художник разработке перспективного построения и расположения фигур в пространстве. Вероятно, фрески были заказаны Мазолино в 1423 и он успел расписать своды (эти росписи не сохранились) в середине 1420-х годов Мазолино уехал в Венгрию и возобновил работу в капелле только в 1427, уже вместе с Мазаччо.
Его эстетике чужд итальянский пафос абсолютного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время возникает стремление не только укреплять власть монарха внутри каждого из государств, но и развивать отношения между государствами, образовывать политические союзы, вести переговоры.
Торговое соперничество городов со временем превратилось в кровавое соперничество. 1412-1415 ранее находилась сбоку от главного портала, ныне – в левом нефе собора) и Марка на фасаде Орсанмикеле (1411-1413).
Впервые за всю историю человечества умственный труд стал цениться и позволял безбедно существовать. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Тем более что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.
Это привело к поляризации морали и аморальности. Разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере проявился при работе над фреской "Троица" (Флоренция, церковь Санта Мария Новелла), созданной, по-видимому, ок.
Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке.
Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. Мистецтво епохи Вдродження схилялися перед красою людського тла. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф. Липпи, Д. Венециано, П. дела Франческо, А. Паллайоло, А. Мантенья, К. Кривели, С. Боттичелли и многие др. ). К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Это был честолюбивый человек. В особенности дорого было открытие «грязного, запыленного» Квинтилиана, сочинение которого Поджо собственноручно переписал в 53 дня. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660). Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина.
Давид — юный пастух, победивший в схватке гиганта Голиафа, а затем ставший царем. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Статуя Гаттамелаты (1447-1453) стала первым свободно стоящим конным монументом, созданным в Европе со времен античности. В тот же период Донателло создал три "живописных" рельефа: Св.
Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Культура Возрождения не стала простым возвращением к античности. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590--1620-е годы. Возрождение или Ренессанс (итал. Ещё до Флорентийской унии (1438) и падения Константинополя (1453) жил первый гуманист – Петрарка (1304 – 1374), с которого обычно и начинают эпоху Возрождения. При работе над фресками художник уделял особое внимание показу душевного состояния героев.
По совету одного из них он изваял свою первую работу — рельеф «Битва кентавров», полную молодой энергии и любования физической красотой. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж.
Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. В середине XVI в. папой IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми изданиями. В 1443 скульптор был приглашен в Падую, где пробыл десять лет. Свет падает из правого верхнего угла.
Другие крупные немецкие художники того времени — Лукас Кранах, Ганс Гольбейн. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500года.
Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно граничит с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Этот период принято именовать поздним Возрождением. Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Св. В это время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы так называемого строгого стиля.
Это было абсолютно уникальное явление, отличающееся от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «абсолютной красоты». Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии.
Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике». Данте Алигьери в начале своего поэтического творчества был тесно связан с новым направлением в итальянской поэзии известным как школа «нового сладостного стиля», в котором любовь к женщине идеализировалась и отождествлялась с любовыо к мудрости и добродетели. Многие художники пытались разгадать тайну очарования представительниц прекрасного пола.
Хотя мир изображенный в «Божественной комедии», вымышлен, он во многом подобен земным картинам: адские пучины и озера похожи на страшные провалы в Альпах, адские чаны – на чаны венецианского арсенала, где кипятят смолу для конопачения судов, гора чистилища и леса на ней такие же, как земные горы и леса, а райские сады подобны благоухающим садам Италии. Високе Вдродження також тривало 80 рокв (1500-1580). Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.
Центральной фигурой живописи стал Джотто. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Новые требования, стоящие перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров.
Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Это период с 1420 по 1500 гг. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Все в этом красивом, уравновешенном, мудром человеке, обладавшем широчайшими познаниями, вызывало восхищение и гордость за человеческий род.
Вырабатывается новая система художественного видения мира. Вопреки всему, Микеланджело согласился: эта титаническая задача была под стать его гению. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14—15 веков) была особенно значительна. (сер. То, что совершил мастер, – поистине подвиг человека и художника. Формируются типы совершенно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается абсолютно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х гг. (protorenaissance).
Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. Это очень ярко характеризует Ренессанс.
Джотто первым реализовал принцип подражания природе в живописи. Хотя многие гуманисты были набожны, слепой догматизм умер. Он начал рисовать живых людей с натуры, что не делали ни в Византии, ни в средневековой Европе. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур изобразил в живописи интерьер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья.
Третий период. Данте изобразил ад как подземную воронкообразную пропасть, склоны которой опоясаны концентрическими уступами – «кругами ада». Так возникает дипломатия — тот вид политической межгосударственной деятельности, без которой невозможно представить современную международную жизнь. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса.
Первый период длился 80 лет – с 1420 по 1500 год. Сюжет одной из самых знаменитых композиций – "Чудо со статиром" – взят из Евангелия от Матфея (17:24-27). Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела.
Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Основоположник испанской национальной драмы – великий Лопе де Вега (1562-1635), автор таких литературных произведений как «Собака на сене», «Учитель танцев». Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К. Массейс, Патинир, Лука Лейденский).
В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Мастера 15 в. (прежде всего Л. Б. Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло – бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434-1443).
Однако трактовка этой темы у Мазаччо необычна. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В 16 в. Итальянцы Н. Тарталья и Дж. Второй период. Характерним елементом пейзажв була рзномантна пишна рослиннсть. Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в реальное окружение.
В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год.
Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. Во второй половине века появляются жанры оперы и балета. Важнейшие его художественные работы – «Тайная вечеря» – фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы имеющий еще одно название – «Джоконда. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Одно из направлений в нидерландской живописи — «романизм» — обращение к искусству Италии испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма.
Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г». Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.
Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии. Их движения естественны, а тела имеют реальные пропорции. Затем последовали статуи сидящих евангелистов: Иоанна (ок. Складывается новая светская интеллигенция. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период.
Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием. о нём краткую и более подробную статьи). Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II, который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Многим он придал черты знаменитых современников: в образе Платона изобразил Леонардо да Винчи, в образе Сократа — Микеланджело, а в толпе молодых учеников поместил и себя. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы искусства, философии идеалов древнего мира искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Характерная черта культуры Возрождения — тесная связь науки и искусства.
В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла). А вот другие принесли с собой духовный свет и поспособствовали небывалому творческому всплеску, затронувшему совершенно все сферы жизни и искусства.
Другая монументальная работа мастера, выполненная им по заказу городского совета Флоренции, – «Битва при Ангиари» изображала сражение между флорентийцами и миланцами. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. 1454), он оставлял поверхность материала шероховатой и как будто не до конца обработанной. Прежде всего усилились светские мотивы в европейской культуре. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.
В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом». Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. Главная особенность Возрождения — целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Здесь сложилась своеобразная художественная школа. Он имел непосредственное отношение к воспитанию, образованию человека на основе преимущественного внимания не к прежним, схоластическим знаниям или знаниям религиозным, «божественным», а к гуманитарным дисциплинам: филологии истории, морали.
Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Микеланджело работает в Сикстинской капелле. Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Земля перестала быть центром мироздания. Третий период Возрождения— время самого пышного развития его стиля— принято называть «Высоким Возрождением». Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году».
Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее).
Крупные изменения произошли и в общественных науках. Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции. Развитие гуманистических воззрений – в сфере социальной философии граничит с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, «по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности и золото не является ценностью – из него делают цепи для преступников». Прежде всех других искусств преобразовалась архитектура.
На фото полотно Тициана «Изабелла Португальская». Стиль, который характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, свойственного эпохе ренессанса. В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
Критическим стало отношение к церкви и священнослужителям. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс).
С последним, кстати говоря и связано название этого периода. Женщина должна была выглядеть сильной, нежной и удивительно земной. Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. В его творчестве большое значение придается цвету, цветовым отношениям.
На данном этапе эпоха Возрождения (года 1500-1527) достигла своего апогея и центр влияния всего итальянского искусства переместился в Рим из Флоренции. В политической культуре огромное значение придается личности правителя, этому вопросу посвятил свою работу «Государь» Никколо Макиавелли. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д. Браманте, Рафаэля, Микеланджело. В это время Микеланджело закончил скульптурную группу «Пьета» — оплакивание Христа Марией, полную невыразимой скорби, страдания и достоинства. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда.
В 1426 Мазаччо создал полиптих для церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе. Эти тексты были не только памятниками другой культурной эпохи, но и «учителями», помогавшими им открыть самих себя, сформировать свою личность. Немецкие художники считали, что духовная красота важнее телесной. Художник принял во внимание, что реальный источник света расположен именно в правой части капеллы (окно в стене).
В произведениях, созданных мастером после возвращения во Флоренцию (ок. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Часто музыку этого периода относят к маньеризму. С самого начала творческой деятельности Леонардо определились основные особенности его искусства — интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному расположению и объемности форм.
После Рима видными центрами Возрождения были Неаполь (с его королем Альфонсом Великодушным), Милан и Венеция. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Вопреки ожиданиям городского совета, Леонардо не стал прославлять сражающихся воинов: их пугающие оскалы и ненависть, сквозившая в глазах, вызывали у зрителя ужас перед жестокостью войны и смерти.
Ныне эту нишу занимает скульптурная группа Уверение Фомы работы Верроккьо. Итальянское искусство Возрождения оказало влияние и на культуру Германии. Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв.
Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия изучая основы существования природы. Родиной Ренессанса стала Флоренция, которая в XIII в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного числа ремесленников, организованных в цехи. Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано).
Вот таким образом новая эпоха в развитии европейской культуры получила название «Возрождение», отразив стремление к возвращению образцов и ценностей античной культуры в новых исторических условиях. Дополнением к костюму стал служить длинный плащ с воротником. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни.
В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Вероятно, ок. Увеличение количества городов привело к усилению влияния простых сословий ремесленников, купцов, банкиров. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период.
Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Джорджо Вазари, писатель и биограф многих выдающихся художников Возрождения, оставил потомкам воспоминания о Леонардо: «Блистательный своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе, а словами своими он мог заставить любое упрямство сказать «да» или «нет». Этот мир рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир.
Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.
В это время ценятся пышные женские формы. Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. О выдающихся способностях юноши стало известно Лоренцо Великолепному. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога.
Вот таким образом культура эпохи Ренессанса стала результатом синтеза старого и нового. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. Первая половина XV века характеризуется как начало Возрождения в музыке. Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами. Изучение Античности наложило свой отпечаток на религиозные воззрения и нравы. Так, всю епоху вчен длять на Ранн Вдродження Високе Вдродження.
Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков позднее языком Ренессанса стала латынь. Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Но вскоре во Флоренцию вступили иностранные войска, а Савонарола взошел на костер. Все виды изобразительного искусства теперь, так или иначе, нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость.
деятельность которых находилась вне контроля церкви. Однако эра вольных городских коммун была кратковременной их сменили тирании. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, «эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320, частично совпадающий с периодом дученто (13 век), а также треченто (14 век), кватроченто (15 век) и чинквеченто (16 век).
Становление и развитие культуры Возрождения являлось длительным и неравномерным процессом. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии. Традиционно родоначальником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери.
Не стоит думать, что значение этого понятия совпадает с общеупотребительными сегодня словами «гуманизм», «гуманный» (означающими «человеколюбие», «милосердие» и т. п. ), хотя несомненно, что их современное значение в конечном счете восходит к ренессансным временам. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Это вершина, пик Ренессанса. Неудивительно, что эпоха Возрождения оказала влияние на все сферы жизни людей.
Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Наивысшего расцвета достигло театральное искусство Возрождения в творчестве Шекспира. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Музыка в конце XVI века подвергается тем же изменениям, что и другие виды искусств.
XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Тем не менее, с начала XVI и до конца XVII века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности.
Она стремится показать свою красоту, открывая волосы, шею, руки, надевая декольтированные платья используя косметику. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Различaлись тoлько пути пoзнания и сoвершенствования этoго мирa. Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Значение живописи Мазаччо было вновь оценено в 1988, когда его главное творение – фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции – были восстановлены в первоначальном виде. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е.
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Из произведений раннего периода следует отметить также бронзовую статую Св.
«Новое искусство», глубоко религиозное интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Впервые за тысячелетие господства христианства к античным скульптурам отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты сочетались со старыми. Социальными предпосылками в 1200-е (дученто) явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах (особенно в Тоскане). Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы.
Живопись М. Грюневальда, напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Цукконе (Лысый пророк) и Иеремия – образы, наиболее сильные по своей внутренней напряженности и глубине. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Начало новой эпохи связывают с творчеством флорентийского художника Джотто ди Бондоне.
Неумолимый Судия низвергает грешников в огненную геенну. Гуманизм в эпоху Возрождения был особым комплексом нравственно-философских представлений. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение» или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Он является архитектором первых трёх этажей. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).
Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л. Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти и др. ). Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.
Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры. Все oни выдeляли чeловека из остaльного мирa из всeх вещей. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд»: «Многих это моё искусство сделает дураками». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности. Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др.
Кризис идей и противоречия в мировоззрении в итоге во Флоренции вылились в маньеризм. Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. Достижения древних явились точкой отсчета для возрожденцев. Средние века, как вы знаете, назывались темными веками.
Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Все сильнее проявлялись черты рационализма, расчетливости, осознания роли личных потребностей человека. Це був честолюбний чоловк.
В росписях капеллы Бранкаччи представлены история грехопадения и эпизоды из жизни св.
Появляются различные жанры светского музыкального искусства— фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен, Клод Лежён). Однако Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Також вн славився свою чеснстю пдпримництвом. Крупные изменения произошли и в общественных науках. и Дж.
Появились портреты, которых вовсе не рисовали в Средние века, карикатуры. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. – втор.
В состав его композиции входили статуи Мадонны с Младенцем, Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). Мазаччо – итальянский художник флорентийской школы. Следовательно уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека.
Среди нескольких рельефов с изображением Мадонны, приписываемых Донателло и его школе, лучшим и, вероятнее всего, подлинным является рельеф Мадонна Пацци (Берлин). С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Идеи гуманизма захватывают все слои общества — купеческие круги, религиозные сферы, народные массы.
Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца XIV-XV вв. ) была особенно значительна.
Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Это было граничит с раздробленностью Европы, упадком культуры. Особливост епохи Вдродження позначаються двома перодами снування Ренесансу.
Так формируется в западноевропейской культуре Возрождения очень важное, центральное движение этой культуры, которое получило название «гуманизма». Эти явления стали свое го рода «предвозрождением» и получили название Проторенессанса. В этой области работали знаменитый художник и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я. Госсарт, Я. Скорель, Б. ван Орлей и др. ). Поэты и художники, подражая древним авторам, стремились возродить античное искусство. При работе над этим ансамблем Донателло активно прибегал к помощи своих многочисленных учеников.
Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий— маньеризм. Английский врач У. Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства. алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий -- маньеризм.
Одна из самых выдающихся фресок этого цикла — «Афинская школа», на которой Рафаэль представил идеальное сообщество великих античных философов и ученых — Платона, Аристотеля, Сократа, Пифагора. Не все грешники вызывают у Данте отвращение и порицание. Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл). В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. Умер Мазаччо в Риме в 1428.
Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Полный разрыв с готикой осуществил Г. Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. В то же время, ренессанс не был полностью светской культурой. Микеланджело преклонялся перед великим флорентийским поэтом Данте.
Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г. Пейербаха (Пурбах) и И. Мюллера (Региомонтан). Возрождение граничит с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Величественные фигуры Христа и апостолов изображены на фоне сурового гористого пейзажа.
Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии. Мазаччо родился в провинциальном тосканском городке Кастель-Сан-Джованни 21 декабря 1401. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли. ). Все открытия совершались на интуитивном уровне.
В монументальной итальянской живописи широкое распространение получает фреска. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по1500 года. Возрождение в Италии получило в XV веке характер «паганизма», т. е. возрождения античной языческой культуры. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах». Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены.
Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. У цей перод столицею мистецтва ста Рим, а не Флоренця.
В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н. Пизано). К Позднему Возрождению можно отнести П. Веронезе, А. Палладио, Я. Тинторетто и др. В основе поэмы «Божественной комедии» лежит традиционный сюжет жанра «видений», когда человеку, погрязшему в своих пороках, небесные силы (чаще всего в облике его ангела-храни ге- ля) помогают понять его неправедность, давая возможность увидеть ад и рай. Саме вн залучив до свого двору найкращих талйських артиств.
Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. Прически тоже становились объемными с большим количеством кудрей и вплетенными нитями. Красота, гармония изящество рассматриваются как свойства действительного мира. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент. В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др. ) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.
Вплоть до настоящего времени «Божественная комедия» остается непревзойденным шедевром литературы. «В спасенных при падении Византии рукописях, -- писал Ф. Энгельс, -- в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир -- греческая древность перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть». Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в. ) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. В это же время возникает жанр портрета. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике».
Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616) – создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» исторических пьес «Генрих II», «Ричард Ш», сонетов. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. «Дон Кихот» пародирует рыцарские романы, вводя героя в чуждую ему среду. При дворе папы Николая V жил замечательный архитектор и писатель-энциклопедист Альберти. Возрождение в Германии неразрывно граничит с Реформацией – движением за реформу (от лат.
Блистательные венецианцы. Богатая «златокипящая» Венеция была еще одним центром искусства эпохи Возрождения в Италии. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. (Заметим, что очистительный огонь чистилища воспринимался одними богословами как символ мук совести и раскаяния, другими – как реальный огонь. ) Срок пребывания души грешника в чистилище мог быть сокращен его оставшимися на земле родными и близкими путем совершения ими «добрых дел» – молитв, месс, пожертвований в пользу церкви. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству.
В период Позднего Возрождения развиваются жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было граничит с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. Происходит ассимиляция античной и средневековой культур.
Он декорировался множеством мелких деталей и украшений. Георгий, позднее перенесенную в Барджелло.
Происходит возрождение античной культуры, ее внедрение в европейский мир. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. Третий период Возрождения -- время самого пышного развития его стиля -- принято называть «Высоким Возрождением». В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Высший взлет литературы Позднего Возрождения — драмы Шекспира и романы Сервантеса. Джорджо Вазари, описывая замысел автора, подчеркивал, что для скульптуры был выбран Давид «в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять».
Первым гимном достоинству человека стала «Божественная комедия» Данте Алигьери — произведение, соединившее в себе поэзию, философию, Теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Одновременно с сооружением купола, в 1419—1444 годах Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений и Иоганн Фишарт (1546-1590)– автор остросатирических работ. Четвертый период. Фламандец А. Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. Принцип гуманизма, т. е.
Это направление получило название маньеризма. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу». Жанры такой литературы крайне обширны: мемуары («Жизнь Бенвенуто Челлини») исторические обобщающие труды («Жизнеописаний» Джордже Вазари), теоретические трактаты («Идея храма живописи» Джан Паоло Ломапцо). Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение) Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат.
Широкое распространение получили рыцарские, а также плутовские романы (испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного «Дон-Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи»). Самыми знаменитыми полотнами Леонардо да Винчи являются Тайная вечеря и Джоконда. Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э. Панофского). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Уже в 20-30 гг.
Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы. Самым яркими представителем мира искусства является Леонардо да Винчи. В Византии никогда не порывали и с античной культурой. Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было граничит с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь.
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Он является архитектором первых трёх этажей. Вот таким образом можно говорить о переосмыслении религии, а не об отказе от нее.
reformat» – преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» – без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям.
платереско и мануэлино). О детстве и юности художника почти ничего не известно. Петра, в основном совершенные им чудесные исцеления и дела милосердия. Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением».
Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л. Мозер, Г. Мульчер, особенно К. Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж. Фуке). В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. (а в Италии — родине Возрождения — на век раньше, в XIV столетии). В искусстве утверждался идеал титанической личности.
Появление утопий свидетельствует об утрате доверия к истории и человеческой природе. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов и отличается также своим богатым убранством. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др. ). До половины XV века Возрождение было порой энтузиазма и восторженных открытий. Мистецтво епохи Вдродження велику увагу придляло природ.
15 в. ). У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х гг.
Друга епоха Вдродження вважаться самим грандозним часом його снування. Уже во второй половине XVI века наступает феодально-католическая реакция. В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни.
Объясняется это тем, что в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки. Крупнейшие представители венецианской школы — Веронезе и Тинторетто. Ее виднейшие мастера – Джорджоне (1476/77—1510) и Тициан (1476/77 или 1489/90—1576) в своих портретах, полотнах на мифологические и исторические темы воплотили тему героизма, человеческой красоты, гармонии человека и природы. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни). Переломным моментом для этого процесса стало изобретение книгопечатания.
В оснoвном всe напрaвления филoсофии тoго времeни поддeрживали гумaнистическую теoрию чeловека кaк микрoкосма, отдeльного мирa сo свoими зaконами и правилaми. Эта статуя – первое со времен античности изображение свободно стоящей обнаженной фигуры. Нo всюду этoт путь привoдил к изыскaнию бoжественного в сeбе. Отрицались догматизм и схоластика, своего былого авторитета лишалась теология. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472).
В 40-е гг. В то же время происходит дальнейшее развитие музыкальных жанров. Ця особливсть виявлялася в витончених елементах москалв тла.
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно — делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Это привело к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». В бронзовой скульптурной группе Юдифь и Олоферн (1456-1457, первоначально входила в состав композиции фонтана в саду палаццо Медичи, ныне на площади Синьории) невозмутимость Юдифи, образ которой напоминает по стилю позднеготические статуи Мадонны и расслабленность ее жертвы глубоко поражают зрителя, несмотря на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным.
Она представляет собой образ юного рыцаря и является первой портретной статуей Донателло. Чистилище Данте представил в виде огромной конусообразной горы, возвышающейся посреди океана в южном полушарии. Одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Высокое Возрождение Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год.