Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. 1 группа.
Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Для того чтобы картина передавала весь ужас массовой казни, Суриков выбрал для времени изображения раннее утро, когда ещё не до конца рассвело и после дождливой ночи стоит утренний туман.
Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Старший царь Иван тоже был женат. Личные пережитые ощущения зрителя: казнь, боль, страдания – все это воскресло, когда шла работа над картиной.
Они прошли через ужасы пыток. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.
Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы.
После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. В 1876-1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).
Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Стены я допрашивал, а не книги. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Очень важна архитектурная конструкция полотна.
Горюющие жены и матери написаны с красноярских знакомых и родственников. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. В июне бунт был подавлен, а самые злостные зачинщики повешены. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Попытаемся разобраться в этом. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.
Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. На законченной картине свечей. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Кузьмой звали.
Он едва переступает заплетающими ногами голова упала на грудь. В описаний стрелецких казней нет больших неточностей: Корб описал то, что видел своими глазами или знал от непосредственных свидетелей. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. С 1895 г. был.
Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Автор вспомнил события эпохи правления Петра. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Учился в петербургской Академии художеств. Тяжело опустилась на землю старуха. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.
События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. Злой, непокорный тип. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении.
Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. При всем индивидуальном различии образов в основу картины легли портретные изображения. Один стрелец выделяется из толпы.
Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Источник был выбран удачно.
К виселицам снова и снова возвращается взгляд зрителя: туда повели стрельца туда направлены линии кремлевских стен, колея дороги там сойдутся линии позорной черной доски туда приведет линия лобного места и т. д. и т. д. Мастерство композиции Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь.
Мы на палачей, как на героев, смотрели. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью.
На переднем плане большое скопление народа. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов. Красный платочек маленькой девочки и золототканый кафтан стрелецкой жены переводят взгляд зрителя на скорбящий народ. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита.
Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков.
Партий, собственно, были две: клан Милославских – это родственники первой жены царя Алексея Михайловича Марии Милославской, матери царя Фёдора, царевны Софьи и юного царевича Ивана. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт.
В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Торгошино было под горой.
Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко напоминает о смерти, о казни. Для сводных братьев был даже изготовлен двойной трон, который до сих пор можно увидеть в музее Московского кремля. Посмотришь на картину.
помещает и точку схода. Наконец, группа царевен и иностранцев приходится под правой ближней башней. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Там на кобыле наказывали плетьми.
Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность.
Борьба Петра Великого со стрельцами, переход Суворова через Альпы. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. В поисках нужных образов художник облазил все московские щели. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. А что за горой – никто не знал.
Соловьев. Непосредственный убийца государя императора – студент Игнатий Гриневицкий – был родовым дворянином из Минской губернии, другой же участник цареубийства – Николай Рысаков, бросивший первую бомбу в царский экипаж, – был отпрыском управляющего государственным лесопильным заводом в Новгородской губернии. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах.
Стрельцов привезли на казнь в телегах. Как помогает эмоциональному впечатлению от произведения его колорит. Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. Спускавшаяся наземлю темнота начинала скрадывать всеочертания, всепринимало какой-тонезнакомый вид исомною стали твориться странные вещи. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого).
Солдаты Петра выбили их из столицы. Живя полностью в своей картине, Суриков ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Вот что меня поражает. Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли.
Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. С него начались первые эскизы к картине. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления.
А художник хотел сконцентрировать в едином мгновении самую суть выбранного им исторического события — показать народную трагедию. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца». У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. События картины происходят в Москве на Красной площади.
Он даже нарисовал эскизы. В Лувре вон быки ассирийские. И масленичные гулянья и христославцы. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея».
Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Другой, которому надлежало по очереди поцеловать злополучную плаху, жаловался на смерть, говоря, что вынужден подвергаться ей невинно.
Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Руки стрельца связаны, ноги забиты в колодки, но не покорился он.
Психологический путь вполне понятен: свеча, горящая днем, вызывает образ похорон, покойника, смерти. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове».
Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать. Трагизм происходящего подчеркивает тяжелый, темный колорит полотна. Кровью кругом пахнет. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице.
Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого.
Написал порядочное количество. Художник еле-еле уговорил его позировать. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. За фигурой Петра виднеются виселицы.
Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт.
По понятиям того времени, это была пора абсолютнолетия. Истекают последние минуты их жизни. Учитель дополняет. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. Главное значение в композиции картины имеет архитектура.
А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Тяжелый темный колорит картины усиливает впечатление трагизма происходящего. С 1895 г. был. Взгляд злой, с ненавистью. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы.
Этот образ много лет волновал Сурикова, пока не соединился с темой стрелецкой казни. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Насилу его уговорил. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника.
В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией.
Стрелец в красном колпаке с лютой злобой устремил свой взор на Петра, сидящего на коне. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски, то общей композиции, то отдельных групп» картина действительно получилась потрясающая. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы.
Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. В них Суриков видел выражение народности. Художник начал работу над ним в 1878 году. На первом карандашном эскизе (1878) эта свеча горит в руках рыжего стрельца, являющегося узлом всей композиции.
Он полон сознания своей правоты. Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Он тут же приобрел ее. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей.
Но сила других уже сломлена. Проснешься и обрадуешься. Символичны все архитектурные постройки.
Хмурое небо нависает над Красной площадью. У меня с тех пор прямо культ предков остался. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. Кремлевская же башня, стоящая на отлете посредине стены, – одинокой верховой фигуре Петра. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители.
Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Во-первых, это число «7». – Страна была неведомая.
Прощание с женой и сыном сломило его. На морщинистом лице горе наложило свой отпечаток. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади.
В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. «Я все народ себе представлял, как он волнуется. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. И он не покорился приговору Петра.
Ему удалось правильно понять народный характер архитектуры Василия Блаженного, неповторимое своеобразие его форм и раскраски. Учился в петербургской Академии художеств. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Мрачно озираясь вокруг исподлобья, взглядом затравленного зверя смотрит чернобородый стрелец в красном накинутом кафтане, подавляя, но тая в себе великий гнев убежденного в своей правоте бунтаря.
Прежде всего – это этюды к историческим полотнам, портреты близких ему людей и автопортреты. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера.
Тяжело опустилась на землю старуха. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Последние минуты перед неотвратимой казнью. А тут как раз нянька в комнату вошла, – как увидела, так без чувств и грохнулась. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. С 1895 г. был.
С 1895 г. был. Нервы всё выдерживали.
Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Суриков перерабатывал эти этюды, возвышая образы стрельцов до степени типической определенности и значительности, до героических образов. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка.
При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: Что вы, картину всю испортить хотите. А памятники все сами видели: и царей в одеждах и царевен – живые свидетели. Его мать происходила из этого рода. Вкрапление броских цветов – красного, желтого, белого соотносятся с таким явлением, как огонь, кровь.
Молодой преображенец, стоящий возле чернобородого стрельца, смотрит на него с выражением скрытой жалости. Действительно, стрельцы их жены, дети, матери, народ в картине, сочувствующий осужденным, написаны с большей выразительностью, чем царь Петр. И по характеру ведь такой, как стрелец. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Толпа-народ и стрельцы занимают основную часть пространства.
Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Этистены сделались любимым местом моих прогулок именно всумерки. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.
Работа была временно отложена для осуществления нового художественного замысла – «МеншиковаМеншиков в Березове. Трагизм происходящего подчеркивает тяжелый, темный колорит полотна. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Он находится в центре полотна. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Взяв сюжетом своей картины казнь стрельцов, Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Лица у стрельцов печальные.
И что хотел сказать художник своей картиной. Исход битвы предрешен. И он не покорился приговору Петра. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами.
Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Рубахи у них красные, порты широкие. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Слева от девочки, прямо на земле, сидит старая женщина в темно – коричневом платье. Дальнему левому – молодой стрелец, сидящий спиной. Рыжий стрелец в красной шапке, судорожно сжимая горящую свечу, поднимает взор, полный неукротимой ненависти и как бы бросает молчаливый вызов победителю.
То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. КонецXVIIв. Я в Риме в соборе Петра в Петров день был. – Эшафот недалеко от училища был.
Напротив толпы бунтовщиков — разгневанный Петр I. Вся картина построена на противопоставлениях: старая, уходящая в прошлое Русь — и новый мир, который строил царь.
Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. У стен храма совершается движение истории.
Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. С 1895 г. был. И что хотел сказать художник своей картиной. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного.
Учился в петербургской Академии художеств. Об этом подробно рассказывает историк С. М. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Женщина окаменела в своем состоянии. Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие.
Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Для картины Утро стрелецкой казни Суриков использовал богатую палитру. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Он говорит: «Не хочу». Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Он тут же приобрел ее.
Учащиеся. Попытаемся разобраться в этом. Еще один закован в кандалы.
Пятерым из них царь лично отрубил голову. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. И он не покорился приговору Петра.
По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города. С 1895 г. был. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей.
Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. Проснешься и обрадуешься. Другой солдат тянется к свече того, кто, став на телеге, кланяется народу.
Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Этюды к картинам всегда духовно обогащались и углублялись в процессе работы над композицией. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.
Выяснилась организаторская роль Софьи. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж.
В душе царя разгоралась ярость. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Проведите анализ картины «Утро стрелецкой казни». Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году. Вот-вот прольется кровь и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи.
В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь и их близких. Народ заполняет площадь. Десять других куполов становятся символом зажженных свечей, одна из которых некогда вдохновила Сурикова. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Какие рыбы были.
Картина Утро стрелецкой казни понравилась коллекционеру Третьякову. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Тяжело опустилась на землю старуха. Скорее восторг.
Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью.
По которым текут и распределяются человеческие толпы. В. Суриков сознательно отказался от зрелища бойни, того грубого эффекта, который мог бы заслонить истинной смысл этой трагедии. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался.
Для регентства Софьи не оставалось формальных оснований, но она продолжала удерживать в своих руках власть. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться.
От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. В картине Утро стрелецкой казни художник заложил определенный код, понятный не каждому. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.
Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут». Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом.
Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Как он уехал, мне и захотелось попробовать.
Физическое уничтожение началась почти сразу. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Боялся я ночей. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей.
Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Значительно искусство Сурикова-портретиста. Каждый из них держал в руке зажженную свечу.
Стрелецкое войско было уничтожено. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. За его спиной, возможно, стоял и Корб. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались.
В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Два человека противостоят друг другу – суровый сосредоточенный Петр, который с детства ненавидит этот сброд и рыжий стрелец со свечой.
Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. Повешенных целых пять месяцев не снимали.
В утренних сумерках, среди темной толпы выделяются белые рубахи осужденных мерцающие огоньки зажженных свечей бросают на них тревожные отсветы. По Москве начались казни. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят.
С трудом уговорив его позировать, Суриков восхищался хищным лицом «злого, непокоренного» Кузьмы. Стрелец связан, его ноги закованы в колодки, но он не смирился со своей участью. Учитель. обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы.
Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова.
Царь уверен в себе и спокоен. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Восстание продолжалось несколько дней. Учился в петербургской Академии художеств. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении.
Палачей дети любили. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице. «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. трагического впечатления. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены.
Софья отправила патриарха Иоакимав Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, оставшись с царём. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен.
Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства.
«Пишу татар. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни.
Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами». Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Штука ли.
Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. И ужаса никакого не было.
«Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Он даже нарисовал эскизы. Руки висят как плети Фигуры стрельцов возвышаются над толпой, как утесы. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро.
Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. На площади, на фоне храма Василия Блаженного, стрельцы готовились к казни. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души).
Кактолько начинало темнеть, я отправлялся бродить, поМоскве ивсебольше ккремлевским стенам. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
Погасшая свеча – это погасшая жизнь. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым.
Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Напротив, в руке рыжего стрельца свеча зажата судорожно и гневно. Что изображено здесь.
Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». После бунта Милославские провозгласили на царствие обоих братьев – и Ивана и Петра, а регентом неабсолютнолетнего Петра – царевну Софью, ставшую фактически полновластной правительницей. Но что толкнуло их к этому бунту.
Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в «Утре стрелецкой казни». Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой.
Кровью кругом пахнет. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. В Свищове у меня родственники были. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири.
Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Его интерес к этой теме был не случаен. Весна 1881 года была запоздалой. Она была вынуждена скрываться в Преображенском. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.
Я сам-то свят, – а вот другие. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Восставших взяли в плен.
Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Взгляд его обращен в сторону царя. я хотел, чтобы эти огоньки светились.
Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди СВ. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби.
для того придал общему тону картины грязный оттенок. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Но Смута добралась и туда.
«Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. И медведей полно.
Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович. С подачи Нарышкиных боярская дума провозгласила царем 10-летнего Петра, а его мать Наталья Кирилловна была назначена регентом при малолетнем государе. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Вопль отчаяния рвется из груди молодой стрелецкой жены, а мальчик, вскинув руки, прижался к матери и спрятал лицо в складках ее одежды. А вот у Пушкина не верю: очень у него красиво, точно сказка.
Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Осетры да стерляди в сажень.
Что изображено здесь. Это был кладбищенский могильщик.
Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Каждый из осужденных их жены, дети написаны с тщательно выписанной натуры. Однако муха продолжала сидеть. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем.
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». Дознание шло девять лет. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто.
Софью постригли в монахини. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Это и незатихшая ненависть рыжебородого стрельца в красной шапке, это и равнодушие и какая-то заторможенность чернобородого стрельца в накинутом на плечи зеленом кафтане. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства.
Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. Растекается вширь, вглубь и даже вверх, забравшись на Лобное место. Как это случилось. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита.
Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Суриков вспоминает что смертную казнь видел два раза. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Случайность: на ловца и зверь бежит.
Начались аресты разбежавшихся стрельцов. На рождестве христославцы приходили. Замечательно то, что в основе каждого образа картины лежит портретное изображение реального человека. Это я должен здесь лечь». Яркое чувство национального характера выражено в костюмах: мужских, женских, военных и даже в таких второстепенных деталях, как дуги, сбруи, телеги. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного.
Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи.
Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. Двум малым, притаившимся между большими, – черный стрелец и обнимающая его сзади женщина.
Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Художник начал работу над ним в 1878 году.
Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини.
Датакэтоясно, чтодаже остановишься иждешь: авдруг ивсамом деле выйдут». Во-первых, это число 7. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться.
Рыжебородый стрелец писан с одного могильщика на московском кладбище. Репин выискал натуру для Сурикова. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие.
На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. В течение всех лет работы (с 1878 по 1881) он не писал ничего постороннего. Народ стал главным действующим лицом. Низко опустив голову, она сжимает в кулаке свечку, великое горе сокрушает ее. Он тут же приобрел ее. Большому левому куполу с завитой главой – рыжий стрелец (и пламя его свечи повторяет завитки луковиц).
Учился в петербургской Академии художеств. Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков.
Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903-1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.
Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. Еще дальше – самый драматический эпизод картины. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Он даже нарисовал эскизы. Москва ошеломила Сурикова.
Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Если все снова повторить, то стрелец, заранее зная, что ему грозит, пойдет против царя, защищая уклад, сложившийся веками. Для него вся эта толпа – заклятые враги.
Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. сейчас же понял, почему картина оказалась такою черною. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного.
Молодого стрельца офицер ведет к виселице. У седого стрельца с длинной бородой преображенец вынул из рук свечу и задувает ее. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик.
Учился в петербургской Академии художеств. В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. не показал самой казни.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. А ведь это укрепляло.
Рядом с ней- другая, но лица ее не видно. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Свадьба с эрцгерцогом Максимилианом III Австрийским также сорвалась из-за того, что он не захотел принять православие. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ).
Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей.
Москва ошеломила Сурикова. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Мастерски используя контраст, художник усиливает значение происходящего события.
Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. – Да чтобы я, говорю, так душу свою продал. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины).
в России – сложное, противоречивое время. Он полон сознания своей правоты. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды.
Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. P. s. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Картина известного художника В. И.
Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили.
На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Рядом с ним один из стрельцов, согнутый, видимо ослабевший от пыток, встал на телегу и отдает народу последний поклон он повернулся спиной к царю и просит прощения не у Петра, а у народа. В картине Утро стрелецкой казни все цельно взаимосвязано, красиво написана колоритная одежда стрельцов, бояр и простого народа, дополняют картину телеги с колесными ободьями из железа, сбруи, архитектурный фон – собор Василия Блаженного, лобное место, стены Московского кремля, где совершаются исторические события в русской истории. Начались массовые казни. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник.
В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Как стало далекое прошлое убедительным на картине. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Гневно, с лютой злобой смотрит он на Петра. Часто в погоне за расписной дугой он проводил целые дни. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).
Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя.
Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Кончил картину, которую писал несколько лет. На картине представлено два главных героя. Но что толкнуло их к этому бунту. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. В этой картине Суриков хотел передать торжественность последних минут, а совсем не казнь.
И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Однажды, прогуливаясь по Москве, Суриков вышел на Красную площадь. То, что изображено на картине, – это последние минуты перед казнью, перед концом старой жизни. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей.
Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни. Во-первых, это число «7». иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые.
Чтобы спокойствие во всем было. Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые издавна сложившиеся народные типажи. Он полон сознания своей правоты.
В ранний период творчества Васнецоввыступил как жанрист, выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме ("Книжная лавочка" "Преферанс", ). «Я написал много этюдов все лица характерные. Боялся я ночей. Только они не словами говорят. Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр.
Еще не везде растворился утренний туман. Свечи горят не ярко на фоне дня. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. С любовью и вниманием относится Суриков на полотне к мельчайшим деталям, характеризующим историческую эпоху. Картина «Утро стрелецкой ткани» решена Суриковым как народная драма. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу.