Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое».
Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев.
Во время затворнического периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.
По целостности впечатления, производимого картинами Куинджи, он напоминает Айвазовского, подобно которому он также пренебрегает околичностями, но Куинджи более однороден в тонах каждой картины и, сосредоточивая тем внимание зрителя, не дает ему разнообразия после удовлетворения первого впечатления. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.
Мальчику не удалось получить образования. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Но вчера Архип Иванович был взволнован встречей со старым художником. Вот до чего доползла змея клеветы. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Куинджи отошел в сторону. Они встречались и раньше, когда Куинджи пользовался наибольшим успехом.
Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Вместо фамилий у них были прозвища. Литература, живопись, даже музыка, – все ставит себе целью приближение к действительности, жизненную правду и простоту. Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер».
Профессор, ведь вы не откажете. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Крамским – идеологом передовых русских художников.
Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. "Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Его мастерская была лабораторией исследователя.
Однако надежды на совместное обучение не оправдались. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности.
Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Оказывается, он все это время работал и не без успеха».
– спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано. В картине присутствуют два ярких градационных пятна— луна и «лунная дорожка» в отражении тихой речной воды.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Хозяевам нравилось. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами.
Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.
Картину На севере диком. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи становится ретушером у местного фотографа, а затем направляется в Одессу, бывшей в то время крупным культурным центром с кипучей художественной жизнью. Учащиеся столпились вокруг, заговорили все разом. — Качать батька профессора. В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 г. — знаменитую «Украинскую ночь».
В этот момент, на пороге и наступила смерть. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов.
Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе.
Писали о Куинджи и дружили с ним такие люди, как Тургенев, Менделеев, Достоевский, Суворин, Петрушевский. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре».
В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Перед нами было одно из чудес природы мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами и те не вредили меньшим собратьям. Куинджи также стал руководителем пейзажной мастерской. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Мир, полный неги, красоты и покоя.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Деньги шли на поощрение молодых талантов.
Днепр. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. — не удержался Химона. Десятки сильных рук протянулись к Архипу Ивановичу. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
Недаром из мастерской его вышли известные впоследствии пейзажисты Н. К. Рерих и А. А. Рылов, В. Г. Пурвит и Ф. Э. Рушиц, К. Ф. Богаевский и А. А. Борисов. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Для современников художника его картины были радостным откровением.
Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Греков – на другую сторону Азова. Отец Куинджи был сапожником. Любимый с деревенского детства. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени.
«Украинская ночь» – начало зрелости мастера. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Тишина царит над миром. На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.
В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой – продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке.
В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». На этом заканчивается его юность. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. и А. М. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Ученики с благоговением молчали. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».
Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
Куинджи-пейзажист остается верен себе. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи.
Это есть выражение моих личных мыслей». Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно. Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. В северной природе царят гармония и покой.
Наступили долгие годы молчания. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Он мечтал о товарищеском и духовном единении.
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. подумать только, ведь ему уже восемьдесят лет». Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии.
В картине Березовая роща Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы, в связи с чем меняется интерпретация пейзажа, устремленная к передаче светлого и радостного состояния природы. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих. «Березовая роща» – идеал природы. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад.
Висели репродукции известных художников: в клубе сельском Васнецов "Иван -царевич на сером волке", у прораба по строительству в зале Репин "Иван грозный убивает своего сына", в столовой почему-то опять же репинская "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", у нас дома "Дети, бегущие от грозы"Маковского и в сельской библиотеке Куинджи "Березовая роща". Привычным движением кисти Айвазовский дал ему полную оснастку. Этого не произошло. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Только, как помогать — другой вопрос. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема.
Скромный по размеру пейзаж. Я совершенный дурак перед этой картиной.
Архип Иванович внимательно рассмотрел его рисунки: «Кажется, были способности. » Но постепенно он потерял и вкус и цельность восприятия, работал для денег, пополнял чужие, ничего не дающие для мастерства заказы. В первую же неделю, заметив на нем развалившиеся ботинки, профессор подошел к Борисову и как-то виновато попросил, протягивая ему деньги:— Вашему товарищу на ботинки, только вы уж как-нибудь поделикатней, чтобы не обидеть человека. На собраниях, на выставках, на вечерах, как только вокруг Куинджи собиралась группа профессоров, друзей, он начинал говорить о необходимости помогать начинающим художникам. — Что же такое. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Так же и Вера.
Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой.
Нет больше выставок Куинджи. Рассказывают, что однажды Д. И. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро».
Нет, понимаю. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой.
В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. 20-21). «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Выбиваясь в профессиональные художники, он так и состарился, не кончив курса.
Никто не мог понять, что происходит. Работал ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Неужели это художественное впечатление.
Серое, без единого просвета, скучное небо, плоская коричневая земля, силуэты убогих деревенских изб, едва заметные на фоне неба, сливаются с землей. Всё своё состояние мастер решил истратить на создание Общества художников, откуда никого не изгоняют, где ты можешь исповедовать любые взгляды всё, что требуется от тебя, – любить и трудиться. Первое прикосновение к краскам и кистям. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.
С 1866 года Куинджи – в Академии. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками.
Люди замирали перед картиной и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.
Таков был этот оригинальный человек. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Нет, надо помогать всем трудящимся России. Рериха.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Новизна картин Куинджи с их обобщенностью форм, остротой и лаконизмом композиций, цветовыми и световыми эффектами и особой поэтической трактовкой природы не встретила должного понимания в среде художников. испытала заметное влияние куинджиевской декоративной пластики.
Не был принят художниками и «Вечер». С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». То, как художник хитро обошёл эффект «выдвигания неба к зрителю» заставляет удивляться— вопреки учениям о том, что он должен был изобразить горы вторым слоем краски, Куинджи просто добавил больше однотонных контрастных пятен. С большой поэтической силой Куинджи передал очарование глубокой бархатной южной ночи, сохранив величавую простоту изображения. В третий раз 29 студентов были приняты и ни один из них не оставил своего имени в истории искусства.
Своему детищу – Обществу им. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Русский писатель И. И.
Русской педагог не знал. ». В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. «Словно вещает.
Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень. По вечерам начиналось веселье. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки. /pи художниками, как с равными. Набивалось до 200 человек. Открыл входную дверь.
Правильно, школа нужна, настоящая, особенно в такое смутное время в искусстве, — он остановился, голова его затряслась, лицо наморщилось, абсолютно седые, но по-прежнему пышные бакенбарды взъерошились. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой.
Их вереница извиваясь вдоль дороги, растянулась по всей степи, подчеркивая ее широкий размах и, кажется, путь, лежащий перед чумаками, нескончаем. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Это было ново, необычно и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа абсолютно пораженных и восхищенных зрителей». Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами— преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов («Лунная ночь на Днепре»— один из самых ярких примеров, также как и «Березовая роща» и «Украинская ночь»). Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.
Нет. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. — Помощь бывает разная. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием.
По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Это был фурор. К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.
И только ему одному – Куинджи – было отказано. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Переполненность личным стихийным настроением да разве это не кардинальная черта всей его фигуры. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи».
Там поселились семьи художников, граверов, натурщиков. Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Другой ученик, пришедший вместе с Борисовым, оставался в мастерской недолго. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.
Они не держали даже прислуги. — К чему. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. — опросил он тихо у молодого человека, пришедшего вместе с Иваном Константиновичем. — У дедушки бывает так, когда он сердится или говорит о новом искусстве, — скрывая добродушное лукавство, ответил тот. И теперь, лежа на своей кушетке в мастерской (сердце что-то стало пошаливать, долго сидеть или двигаться больше не мог), Куинджи думал о своем длинном жизненном пути, начиная от прихода в студию Айвазовского до последней встречи с прославленным маринистом. Песня, которую пели ученики, затихла. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи.
Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Начиналось всё нехорошо. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать.
Эти люди не выносили масок. Это усиливало эффект лунного сияния. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной.
Но решение было принято. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.
«Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Тем более что это произведение относится к серии «гор».
Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Это я слилось, спаялось с искусством. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин.
Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Друзья не понимали причин, волновались. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
Это в десять раз больше тех сумм, которые платили за портреты Крамскому, за пейзажи Шишкину. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Единственный, кому художник проиграл все партии, был будущий чемпион мира Александр Алёхин. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Его провожали до самой кареты. Картина Айвазовского, оставленная в подарок молодежи, была торжественно водворена в самом светлом простенке мастерской. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.
Куинджи же сам объяснял так:. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру.
Но зрители хлынули бесконечным потоком. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном.
Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь». Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Обошлось это в сто тысяч рублей. Картина или действительность.
Художник света». А разве не так нас учит Господь. И было лишь началом. Противоположный берег тонет во мраке ночи.
Пейзаж стал необратимо темнеть. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ.
Так, значит и не видели, как настоящие студенты живут. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию.
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии.
Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. 3.
Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Краски горят на белых стенах хаты. Айвазовский вошел спокойно, с гордой осанкой прославленного артиста. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.
С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Выставка 1882 года была последней для художника. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками.
За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Композиция произведения, драматургия темы разрабатывались достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, была расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом.
Солнца и моря сколько угодно. Разве я голодаю и бедствую. Это был громкий успех. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи.
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали.
Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа.
Целых 20 лет молчания. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. Звание профессора Шишкин получил еще в 1873 году за картину Лесная глушь. Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии.
Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Луна.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Страдания художника были невыносимы. Художник-новатор. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
Куинджи захотел его сопровождать. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Отец Куинджи был сапожником.
Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Художник кончил, сделал шаг назад, взглянул попристальнее и подписал картину. — Как легко. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Двадцать мужских голосов с увлечением, но тихо подтягивают. Вся культурная Россия знала Куинджи. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. В знак благодарности Айвазовский наклонил голову и вышел из мастерской.
Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. он обсуждал с Куинджи детально, строя композицию и намечая цветовые решения. Так было со мной, но я добился своего, а ведь другие погибают. Но без подготовки не смог выдержать экзамен.
Даже чуткий и дальновидный И. Н. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. На фоне ночного безмолвия дремлют освещенные лунным светом белые украинские хаты, два пирамидальных тополя, тихая медленная река. – «Тысяч пять». Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
Всё я сидел, смотрел и думал. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. После нескольких вариаций Богаевский играет на гитаре свою любимую песню:Есть на Волге утес. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.
Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Академия помогала в этом немногим избранным. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Льды, торосы, снежная пустыня с чумом да упряжкой собак.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Даже нападки делали это имя еще более значительным.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. В картине нет ярких световых эффектов.
Следует также заметить и то, что в первую очередь художник запечатлел горы (а не задний план, как это принято) вследствие чего при написании неба у него возникло множество проблем с передачей дымки на горах и тёмного неба. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Природа представляется Куинджи столь грандиозной, что человек кажется в ней мелким, жалким. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих) и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт.
И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.
Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. В ней все уныло, безотрадно, тускло. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Главное – свет, дарующий покой и надежду. А потом упорно из года в год все делал новые попытки. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.
Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.
По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. И ждала. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Эта картина наиболее концентрированно воплотила представления художника о нравственном идеале. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.
Моросит дождь. Картина На севере диком. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Армян отправили на Дон. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Но то же очарование света.
Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Рисовал с детства, где только мог. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Его успели удержать.
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф.
Через год был возвращён обратно. Песня звучит, разрастается, крепнет, далеким гулом отзывается в высоких каменных сводах академического здания. «Вот она, своя мастерская, молодые художники, опоры, вдохновение, творчество. »Куинджи вспомнился недавний разговор с профессором Айвазовским. Кстати, через два года Куинджи уволили от должности за сочувствие студенческим волнениям. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Она не понята была даже Крамским.
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.
Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Ах, как живо помню я его за этим процессом. Какое-то ослепительное, непостижимое видение».
В ней предстаёт словно олицетворение величия природы, её загадочности и непостижимости. В итоге их ряды покинул Куинджи. Определяется и творческий метод художника. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. – восклицал Репин. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща.
«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Облака над луной ярко освещены снизу и практически непрозрачны. Петрушевским изучавшим проблемы цветоведения, которые он обобщил в книге Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи. Куинджи подумал: «Совсем еще бодрый, что это мне вчера показалось. »Приветливо улыбаясь, кивая всем сразу, Иван Константинович прошел по мастерской, посмотрел работы учеников.
Простите, я не хочу обидеть лично вас, но вы меня не поняли, да вам и не понять, а вот таким образом и не помочь, как следует. Куинджи долго еще с обидой думал: «Я не понял — пусть, но что я могу, то делаю». Став профессором преобразованной академии, он купил на средства, скопленные им, небольшой участок земли в Крыму, чтобы построить там дачу: «Ведь хорошо ж будет, когда художники соберутся летом на юге, будут вместе писать и ходить на этюды в горы и к морю». Его участок пока был оголенным, диким пустырем на побережье. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Архип Иванович учил живописи Н. К. С Куинджи поехали 12 человек. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Но далее началось сплошное расстройство. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».
А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Он любил людей не на словах, а на деле. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Был членом «Товарищества передвижников».
В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Впрочем, вскоре в судьбе Куинджи намечается поворот – феодосийский хлеботорговец Дуранте советует ему ехать учиться к человеку, которого все считали непревзойденным мастером кисти – к И. К. Айвазовскому. Так вот, Куинджи не просто показал лучший результат, его дар выходил за пределы, доступные человеческому зрению. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Солнце становится в картине главным действующим лицом. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Так продолжалось восемь лет.
В. М. Наконец он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи становится вольнослушателем академии. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. А если вдруг и случится им закрепиться, тогда падет искусство искусства не будет вовсе.
Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется.
Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство». Эта картина отличается от большинства картин Архипа Куинджи.
О том, что произошло, говорили разное. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Облик природы в произведениях художника лишён обыденности, в нём есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический (например, как «Ладожское озеро» или «Радуга»). Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. — Пожалуйста, — согласился Куинджи, — чему сумею, научу, Иван Константинович. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
В том числе две с одним названием. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея). – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Искрится легкая рябь на воде. Просили люди, которым необходимо было помочь: у одного заболела жена, другой умирал от чахотки, не дописав большого полотна, на которое ушли здоровье, сила, ушла вся жизнь. Куинджи думал: «Если не помочь им, то ведь конец, ведь никто не поможет, так я один буду помогать иначе что же. » Деньги уходили, но осчастливленных не прибавлялось.
В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей – прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)».
Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. Одним из ближайших друзей Архипа Ивановича стал Дмитрий Иванович Менделеев, помогавший искать новые составы красок.
Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. И оно пришло, но в следующем столетии. Тем более это относится к серии «гор».
Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром». «Да зачем вам. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу.
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.