Он постоянно возвращался мыслями к мрачному дому на улице Транснонен. Ночью послышалась пальба со стороны улицы Транснонен, где была одна из самых больших, построенных повстанцами баррикад. На улице Транснонен собиралась толпа, больше всего народа было перед домом 12. В 1834 была создана работа «Улица Транснонен».
Ранним утром 15 апреля, когда Оноре стоял перед домом на улице Транснонен, что-то изменилось в его душе. Если уж надо датировать становление демократического реализма во Франции, то это 1834 год, когда Домье создал Улицу Транснонен. И вот, как прежде, новая литография Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» останавливает людей. Готовился суд над участниками апрельского восстания и правительство боялось излишних напоминаний о событиях на улице Транснонен. Поглядите, как нарисована фигура убитого на улице Транснонен — так снимал Роман Кармен, так снимал Ромм говорить правду трудно — но нужно.
—адвокат Ледрю-Роллен будет писать брошюру о резне на улице Транснонен.
Начали вспыхивать одно за другим рабочие восстания в Лионе и других городах, а затем и в Париже. В 1832-1834 гг. В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы. Так, например, ему потребовалось 20 сеансов, чтобы написать картину размером 0, 47x0, 39—«Башня ратуши в Дуэ» (1871 Лувр). Может быть, отчетливее всего это видно в «Улице Транснонен»., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). В природе Диаз стремился увидеть нечто праздничное.
Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Леруа был высок, худ, носил маленькую мохнатую бородку. Он начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея). Коро был очень высоко оценен художниками последующих поколений.
Этот вертлявый, тощий, хищный персонаж, в котором все человеческие черты переплавились в нечто злобное, колючее и жестокое, напоминающее скорее какую-то гадкую хищную птицу, в то же самое время противен, ничтожен и смешон, напоминая одновременно чем-то и бездушную деревянную марионетку, которую двигают чьи-то чужие руки. Все жители одного из домов на улице Транснонен, в том числе женщины, дети, старики, были перебиты за то, что кто-то из дома выстрелил в полицейского. 1853—1855, собрание Дабер один из вариантов «Вагона третьего класса», ок.
И вершина этого творческого периода – большие литографии 1834 года. Листы Домье трагично выразительны. Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 г. ), в ней художник изобразил толстого Луи Филиппа, поглощающего золото, которое чиновники отбирают у изнуренного народа. Работы Коро в этом жанре исполненные в 60—70-х гг., как, например, «Эмма Добиньи в греческом костюме» (1868—1870 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), во многом уже созвучны исканиям нового поколения молодых художников (Э. Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску. Этот лист, выставленный в витрине фирмы Обер, собрал толпу.
В том же 1876 г. критик Эдмон Дюранти (1833—1880), тесно общавшийся с художниками, описал в статье «Новая живопись» научные основы их живописного метода: «В работе над цветом они сделали настоящее открытие, которое. Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне. Чтобы эта классификация не выглядела излишне педантической или попросту ненужной, я приведу только один пример совсем иной оценки хода развития искусства Домье, естественно и основанной на абсолютно иных взглядах на этого художника. Буржуа обиделись и стали пренебрежительно называть мастера карикатуристом. Ветер дует им в лицо, а потому еще труднее идти и тяжелее кажется ноша. Это муза страстная, но молчаливая и скрытная».
В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние. Литографии 1852-1855 гг.
Меняется манера рисунка. Здесь он выполняет наиболее прославленные свои произведения, в которых вложено большое чувство и дан синтетический образ природы: «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль, заходящее солнце» (1848—1850 Лувр), «Дубы» (1852 Лувр). Домье научил нас смотреть в лицо унижению и беде. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями.
Вокруг лежат трупы восстания. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. В правом нижнем углу картины виднеется голова мертвого старика. На лице его сохранилось выражение муки и гнева.
Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством. Рядом на полу видна голова мёртвого старика. Вряд ли он мог сочувствовать и тенденции ничего не оценивать, т. е. фактически оставлять в неприкосновенном виде все основы буржуазной цивилизации со всеми возросшими на этой благодатной почве плодами. Разумеется, его колоссальное творчество не могло быть одинаково высоким по художественному уровню все эти годы: бывали периоды, когда в ту или иную серию он не вкладывает ничего, кроме своего умения, бывали моменты усталости, когда гравер неожиданно возвращался к ранним временам карикатуры и делал так называемые «большие головы» (серия «Представленные представители», 1849), но каждого художника следует оценивать по его достижениям, по периодам его творческого подъема.
В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). Домье часто пользуется крупным планом, лишь намечая интерьер, в котором происходит действие изображая только самые главные, необходимые предметы. предельно объемны, пластичны.
Их скульптуры столь же значительны, как их холсты. Недавно он написал автопортрет, благо модель была терпелива и не стойла ни сантима. Домье бросает мастерскую и поступает к Рамоле учиться литографии. Ведь он стал к тому времени фактически виднейшим политическим деятелем и революционером, подобно Бланки или Кавеньяку и избежал тюрьмы и ссылки только, по-видимому, благодаря своей всенародной известности и популярности.
Через пять лет несколько работ Курбе не приняли на Всемирную выставку. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. Листы Домье трагично выразительны.
Домье разоблачает виновников бедствий Франции. «Улица Транснонен» (место ожесточенных боев времен революции 1830 г. ). приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость.
В области живописи, а также акварели Домье начал работать уже в 30-хгг. Сосредоточивая свое внимание на изучении все более сложных нюансов природы, Руссо достигает большой тонкости при передаче света и воздуха. В этой картине тонкие нюансы цвета сочетаются с четкой пластичностью городского пейзажа. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец.
По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. После жестокой резни все члены семьи погибли. А в скульптуре не может быть невыразительных и «глухих» мест, там все должно быть строго и определенно. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Есть одна картина Гойи, которую можно сопоставить с «Эмигрантами» Домье — это «Чудо Святого Исидора», фреска из Дома Глухого. «Выставка на открытом воздухе» Проблема выявлеия мгновенного движения.
Пристань св.
От этого фигуры на его листах 30-х гг. Тёмные зловещие пятна высыхают на полу. Но Домье не хотел изображать мучеников.
Известная литография «Улица Транснонен» (1834) была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после Июльской революции. Этот лист, выставленный в витрине фирмы Обер, собрал толпу. Домье может выдержать такие сравнения. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться.
Впрочем, Бальзак уже задолго до этой Республики предвидел микельанджеловскую силу Домье и внимательный глаз мог бы тогда уже, в 1848 г., подтвердить, что слова великого писателя не были пустой шуткой. Домье долго с ним бился. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Литографии 1844-1847 гг.
этими людьми законов и чревоугодие как плотский грех собравшихся, думающих не о законе, а о собственном насыщении. Фигура закрыта черным плащом, на лицо опущен капюшон. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Но важно подчеркнуть и другое: пейзаж у Коро — это всегда отражение Эмоций художника. Вместе с тем в отдельных листах у Домье появляется монументализированный образ рабочего. Он начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея).
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Домье нарисовал много отвратительных рож — но еще больше прекрасных лиц. По набережной, с трудом передвигая ноги идет женщина с корзиной белья на руке, а рядом ребенок, держась за платье женщины, старается делать крупные шаги маленькими ножками.
Утро в Венеции (1834, Москва, ГМИИ им. Офорты Ласточки (1843), Гроза (1842), Ливень (1850–1851), Восход солнца (18550–1851), картины Весна (1857, Париж, Лувр), Сбор винограда (1863, Париж, Лувр), Деревня на берегу Уазы (1868, Москва, ГМИИ им. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензии, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Внедрение новых, машинных методов производства приводило к тяжелым последствиям. Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску. К концу 20-хгг. Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня) французский художник ОнореДомье (1808—1879), будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку.
Домье отлично знал себе цену — и для последних холстов выбрал героя по себе. Революционный порыв несущейся толпы ощутим в картине «Восстание», движение передано здесь не только жестом поднятой руки и устремленными вперед фигурами, но и резкой полосой света, как бы взвивающейся вверх по диагонали. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. Через десять лет на второй выставке «Отверженных» были представлены работы Ренуара, а полотна Моне, Писсарро и Сислея показывал в том же году торговец картинами Поль Дюран-Рюэль.
Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Могучие дубы возвышаются над равниной их пышные кроны царят над всем окружающим.
Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Пасторали» (1845—1846), «Лучшие дни жизни» (1843—1846). Это можно видеть в картине «Ноша» (существует несколько вариантов). На лице его сохранилось выражение муки и гнева. Густая синеватая тень, отброшенная домом, заставляет солнечную сторону улицы сиять и излучать тепло.
Его первые работы произвели сильное впечатление на современников.
Революционным пафосом наполнены картины «Семья на баррикаде» (1848—1849 Прага, Национальная галлерея) и «Восстание» (1848 (. ) бывшее собрание Руар). Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло. К 50—60-м гг. Тень от обеих фигур сливается в одно причудливое пятно., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III.
Дон Кихот в произведениях Домье представлен среди мрачных ущелий или пустынных долин. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого. Литография «Улица Транснонен» (1834) — отклик на восстание рабочих. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. Как следствие – разорялись предприятия, многие оставались без работы. Радостный трепет жизни ощутим и в поэтическом Этюде «Воз сена» (ГМИИ).
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » В связи с этим Домье создает образ Робера Макэра — афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836—1838). Шарле известный главным образом своими работами, связанными с походами Наполеона иллюстрируя очерк Леона Гозлана «Человек из народа» (1841, в сборнике «Французы о самих себе»), теперь рисует пролетария. Только увидя такие литографии, Бальзак (который сам сотрудничал в газете «Карикатюр», правда, несколько ранее, в1830—1832гг. ) мог, говоря о «могучей силе искусства», сопоставить карикатуру с фреской и скульптурой. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. 1862, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Несмотря на ряд драматичных событий детства (он рано осиротел, в результате болезни ему ампутировали ногу), его общение с природой пробудило в нем огромную любовь к ней. В композиции «Завтрак в мастерской» (1868 г. ) представлены три персонажа: женщина с серебряным кофейником, мужчина, сидящий за столом и юноша на переднем плане.
Чаще всего он изображает освещенные лесные поляны, передавая пробивающийся сквозь листву деревьев яркий, сконцентрированный луч солнечного света, который все превращает в цветовую феерию («Лесное болото» ГМИИ). Свою трудовую жизнь он начал клерком, затем работал продавцом в книжном магазине. Да и не хотели.
Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на её виновниках». Завершается альбом листом «Потрясенная наследством» — изображена женщина, символ Франции. он посвящает ряд картин образу Дон Кихота.
Художник выбрал наиболее трагический момент события. Он стремился показать в пейзаже жизнь человека в обыденных аспектах. Его родите ли вскоре переехали в Париж.
Рабочие окраины, разрастаясь, превращались в трущобы со всеми подобающими им атрибутами: безработицей, алкоголизмом, преступностью, проституцией, беспризорностью, антисанитарией (в 1832 г. много жизней унесла эпидемия холеры). Художник работал в литографии без перерыва более сорока лет. Разговор о гармонии ничего не стоит, пока бедняк выглядит жалко, а горе — уродливо. После знакомства с творчеством Констебля пейзажи Руссо становятся более яркими, свежими. Оноре Домье (1808—1879)был одновременно графиком и живописцем и в этих двух видах искусства он раскрыл различные стороны критического реализма. Пушкина), Весна в Барбизоне (1874, Париж, Лувр), Церковь в Гревиле (1871–1874, Париж, Лувр), Парусное судно на море (1871, Бостон), Собирательницы колосьев (1857, Париж, Музей Орсе).
Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. Штрих становится выразительней. Резкий ракурс выводит на нас основную фигуру композиции.
Капиталистический способ производства утвердился в Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 г. В течение 19 в. капитализм стал господствующей силой не только в Европе, но и на всем земном шаре. Но одновременно с работами Маркса, Прудона и Бальзака, к 1848 революционному году — пресловутое «новое видение» появилось. Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». У меня есть основания думать, что Домье мог сделать все эти вариации восстаний и вне всякой связи с Революцией 1848 года, через десять или двадцать и больше лет, может быть в связи уже с Коммуной 1871 года.
Его пейзажи то лиричны («Колокольня в Аржантее), то драматичны, как, например, в этюде «Порыв ветра» (ГМИИ) отсюда и утверждение Коро: «Реальность — это часть искусства, чувство его дополняет. ». Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. Скульптуры Домье можно рассматривать как подготовительную работу к графике. В конце 60-х он каждое лето ездил в Кайё-сюр-Мер и писал марины, морские пейзажи.
Сначала это главным образом городские виды, архитектурные памятники много раз Коро пишет, например, Шартрский собор или города Италии, куда он опять едет в 1834 г. В пейзаже «Утро в Венеции» (ок. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Образ Дон Кихота выражает непреклонную гордость, целеустремленность.
Известная литография «Улица Транснонен» (1834) была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после Июльской революции. В Салоне 1833 г. он выставляет большую картину «Вид в окрестностях Гранвиля» (Эрмитаж), которую можно считать программным произведением пейзажистов 30-х гг.
Перед нами сжатый сюжет всей европейской истории последующих эпох. Товарищи почти никогда не видели, чтобы он сердился. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг.
Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. После 1848 заметно влияние Руссо на его творчество.
Как рассказывают современники (Теодор де Банвиль), Домье никогда не употреблял отточенные новые карандаши, он предпочитал рисовать обломками, чтобы линия была разнообразней и живей. Так было написано в рабочей газете. Художник объективен, он ничего не утрирует, а изображает события. Домье оставил нам в назидание альбом литографий «Осада Парижа», единственный фактический документ — фотографий тогда не было и желающих работать хронистами тоже не было. Эта манера более соответствовала графическим циклам, в которых вводился рассказ и действие развертывалось в интерьере или пейзаже (заметим, что эффекты дождя или снега Домье передает так убедительно, что во многом опережает в этом современных ему пейзажистов). Именно так была создана литография Домье «Законодательное чрево» (1834).
В своих произведениях он обличал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодательное чрево» 1834 г. ). На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», напоследнем—«Погибшиеу Седана 1870 г», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
Бельгийский мастер Пермеке лепил свои модели прежде, чем их написать. Обычно для Домье типична приглушенная гамма красок, насыщенная всевозможными оттенками, отсветами. Давно уже стало невозможным представлять себе не только этот переломный момент французской истории, но и вообще все то бурное освобождение человеческого духа, какое дало столь притягательную силу девятнадцатому веку, не вспоминая как один из самых сильных примеров этой мятежной силы девятнадцатого века те шедевры политической графики, которые были созданы Домье на гребне революционного подъема 1833-1835 гг. Вот когда увидим, что бедняк несет ношу с грацией бога, гармония вернется в мир. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. Прежде искусство беды боялось.
В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Холсты «Восстание» и «Семья на баррикадах» 1849 года, холст «Дон Кихот» 1868 года — из наиболее значительных в мировой живописи. У стены в левой части картины лежит полная женщина. Пейзажи этого периода утверждают реальный мир во всем его многообразии.
Оба и Домье и Бодлер, вышли из кризиса примерно к 1856-1857 гг., вернувшись к обогащенным опытом, но в общем своим старым убеждениям. Человек мертв. Этот абсолютно исключительный результат является следствием как добросовестного отображения увиденного, так и глубокого изучения теории цвета».
В литографии «Империя — это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Писсарро представил несколько жанровых сцен в пейзаже. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. в Париже насчитывалось уже около миллиона жителей.
В ответ на это солдаты ворвались в дом и убили всех жильцов. К середине 40-х гг. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. 1835, Париж, Лувр), Болото в Ландах (1844–1853, Париж, Лувр), Аллея в лесу ЛИль-Адам (1846–1849, Париж, Лувр), Дубы (1852, Париж, Лувр), Вечер в Кюре (1850–1855, США, Толидо, Музей искусств). Многих расстреляли на месте, задержанных ждали суровый суд, тюрьма и ссылка. наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 г. ), в ней художник изобразил толстого Луи Филиппа, поглощающего золото, которое чиновники отбирают у изнуренного народа. Именно бойца Оноре поместил в центре рисунка и именно на него направил лучи света. Мане, К. Моне, Ренуара).
Он более не опасен. Здесь же была выставлена первая серия картин Клода Моне (восемь полотен), названных им «Вокзал Сен-Лазар» (1877 г. ). Напротив, этот нелепый ночной наряд подчеркнул мускулистое тело, размах плеч. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью.
Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. «Прачка» Домье продолжал рисовать Париж и его жителей, оставаясь насмешливым певцом города. В 1863 г. в «Салоне Отверженных» вместе с Эдуардом Мане выставлялся Писсарро. Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник», 40-егг., Вашингтон, галлерея Коркорана) и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката», Вашингтон, галлерея Филлипс). Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства.
Его работа, опубликованная в «Карикатюр» 9 февраля 1832 г., «Просители мест» высмеивает прислужников Луи Филиппа. В рисунке можно допустить неопределенность штриха, расплывчатость пятна. Последние его холсты изображают Дон Кихота, одинокого всадника на пустой дороге. Постель разобрана, на полу такие же пятна, что и на рубашке человека у кровати.
предельно объемны, пластичны. Ясно только одно: эти годы были для него таким же мучительным временем душевных сомнений, тяжелых размышлений, проверки и переоценки всех своих убеждений и представлений о жизни, как это было для его ближайшего друга Шарля Бодлера. Особенно памятным было парижское восстание, поводом к которому стали похороны популярного генерала Ламарка – эти события описываются в «Отверженных» Гюго. Даже и такой большой художник, как Домье, не мог без всяких потерь оправиться от столь тяжелого удара. Даже изображая своих персонажей на открытом воздухе, он не пользуется рассеянным светом.
Все головы даны в разных поворотах, отчего фигуры воспринимаются в движении и это усиливает напряженность композиции. относится большинство живописных произведений Домье. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Быть может, буржуазная природа политической реакции времен Июльской монархии впервые для Домье стала ясной тогда, когда он сделал упоминавшийся мною хороший лист 1840 г. Ну, вот Вы и капитан Национальной гвардии. Домье, как прилежный газетчик, рассмотрел все, о чем надо написать.
Нет. Очаровывают такие тонкие по ощущению природы произведения, как «Колокольня в Аржантее» (ГМИИ). Здесь обыденность утверждается как нечто значительное. остается за теми художниками, в творчестве которых звучит тема социального обличения. Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты». Этот второй расцвет литографского творчества Домье ярко отразился в длинной веренице одиночных листов или обширных новых серий, родившихся на свет в эти годы.
Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Художников поражает нищета жителей Ланд и они хотят запечатлеть это на своих картинах. Почему условный античный канон существует для нас как непреложный критерий гармонии. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело.
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. В картине «Семья на баррикаде» изображение людей подвинуто совсем близко к раме, видна лишь часть фигур и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом. Планы тесно взаимосвязаны: герой на переднем плане указывает палочкой на Фемиду на среднем плане, складки свисающего рукава его одеяния повторяют складки начинающего опускаться занавеса, а диагональ занавеса, жест клоуна, подобие полукругов, образованных из рисунка его одежды и полукружий рядов в зале, а также контраст полутьмы перед занавесом и света пространства за ним заставляет взгляд выйти в план зала собрания. Сохраняя непосредственные наблюдения (у Домье была феноменальная память, на натуре он никогда не работал), он всеми живописными средствами старается создать экспрессивный, подчас трагедийный образ.
Женщина представляется отрешенной от всего обыденного. Но эта работа его не интересует, он предпочитает делать зарисовки на улице. Героев — сопоставимых с героями, которых создал он, — не появилось. Он упал прямо на тельце своего ребенка, смешав свою кровь с его кровью. На пол свисают простыни с развороченной постели. Так, в конце 60-х гг. Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья испанец по происхождению, родился в Бордо.
Время остановилось. В ряде литографий1870—1872гг.
Домье вовсе не приписывает продажность и нечестность буржуазной юстиции – как и другие уродливые свойства буржуазного существования – какому-либо мистическому отсутствию справедливости на белом свете или безнадежной испорченности рода человеческого, как ему пытались приписывать некоторые авторы, обеспокоенные слишком очевидным смыслом его критики. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. Первым стал писать пейзажи при полуденном свете.
Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Глава министерства Казимир Перье определил свой курс как политику «золотой середины», в соответствии с которой административный аппарат должен в первую очередь обеспечивать спокойную торгово-промышленную деятельность. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше.
Никогда до этого литография не обладала такой мощью, такой драматической выразительностью. Новые веяния особенно чувствуются в летних этюдах Коро. У него была большая семья и очень мало денег. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно.
Мысль взаимоотношения человека и города. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Знать, чтобы мочь, — так я рассуждал. Этой объединенности Руссо достигает светом.
Добрые буржуа стали предметом другой, очень обширной и очень яркой именно так и названной серии литографий Домье этих лет. В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности. Брат Эдуарда Мане выразил общее мнение: «.
К концу 20-х гг. Обыденные бытовые сцены, благодаря тому что внимание сосредоточено на эмоциональном раскрытии образа человека и выявлении его характера (а не на окружающей обстановке), приобретают глубокую образную значительность. Предательство этого болота не было для него неожиданностью. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Будущий художник родился в Мар селе в семье стекольщика.
Сислей, напротив, писал тонкими наклонными чёрточками, похожими на запятые («Луэн близ Море», 1881 г. ). Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Он давно остался один — и до сих пор он один.
Листы, выполненные в 1834 году, «Улица Транснонен», «Этого можно отпустить, он нам больше не опасен», «Опустите занавес, фарс окончен», «Современный Галилей», «Все мы честные люди, обнимемся», «Свобода печати», «Похороны Лафайета» словно бы не нарисованы, а вылеплены: гравер строит их по принципу барельефа, помещая, чаще всего, сцену в интерьер с неглубоким пространством, резко подчеркивая главную фигуру, энергичными штрихами жирного литографского карандаша очерчивая формы, сильно моделируя объем. Этот жанровый мотив, однако, перевоплощен почти в героический. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). Никогда не старался выслужиться, встать на ступеньку выше, нежели карикатурист в газете.
Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. выставка этого года — лучшая из всех, которые устраивала ваша группа». Своей задачей он считал передать гармонию природы. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные. Но в ранних работах («Гравер», 1830—1834, бывш.
В «Дубах» Руссо передал яркое, почти полуденное солнце, лучи которого проходят через листву и освещают все вокруг. Картина Ренуара «Девушка с веером» (1881 г. ) покорила всех прелестью и непосредственностью модели. «Ноша» Трансформация формы для яркого выявления образа.
Литография «Улица Транснонен» (1834 г. ) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Домье показал тип буржуа — уродливый продукт, выведенный демократическими переменами. В его работах появилась новая техника, которую назвали «трикотаж Писсарро»: художник накладывал серии плотных, прямых, параллельных мазков иногда перекрещивая их, чтобы образовался сетчатый рисунок. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
40-х), создание офортов. Не знаю. Фигуры, помещенные в пейзажи, неразрывно связаны с окружающей средой. Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне. Именно так была создана литография Домье «Законодательное чрево» (1834). Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. собрание Руар автопортрет, 1830—1831, Авиньон, Музей) еще трудно узнать руку будущего Домье.
относятся первые работы Домье в области иллюстрации. В 1847 г. Руссо навсегда поселяется в деревне Барбизон.
Эту сцену, которую художник столько раз наблюдал, он передает не в жанровом плане, а дает обобщенный образ, отчего произведение приобретает монументальный характер. Берег Па-де-Кале» (ГМИИ) сперва поражают переливы и вариации серых, голубых и лиловых оттенков. Пушкина), Пейзаж с коровами (1850, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Морской отлив в Нормандии (ок.
Характерно, что белое в этих литографиях понимается художником не столько как свет, сколько как активная масса, обладающая особой пластичностью, усиливающей как бы «движение» из глубины на зрителя. Такой тональный подход к литографии приводит к тому, что в его листах словно бы соединяется скульптурное решение (результат сильной моделировки) с живописным решением, происходящим от богатства валеров, от тонкой разработки полутеней использования густого зернистого тона, заливки плотной тушью, мерцания процарапанных фонов. Перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, — министры и члены парламента Июльской монархии. Перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, — министры и члены парламента Июльской монархии. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. 1840, Шантийи, Музей Конде), Большой дуб (1844-1855, Париж, Лувр), Вечер (1840-е, Москва, ГМИИ им. Свою трудовую жизнь он начал клерком, затем работал продавцом в книжном магазине.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Из дома 12 по улице Транснонен из какого-то окна, прикрытого жалюзи, выстрелили в солдат, разгонявших демонстрацию. Пушкина).
Вместе с тем его фигурные композиции окрашиваются определенным психологическим настроением («Прерванное чтение» Салон 1866 г., Чикаго, Институт искусств). Отдельные бытовые детали вписываются в грандиозную величественную панораму. Уже в этой работе видны особенности будущих живописных произведений художника: единичное событие доводится до обобщенного образа, а монументальная выразительная композиция сочетается с ее якобы «случайностью», создающей впечатление выхваченного из жизни эпизода. Руссо не поехал в Италию, как это сделал Коро, он заявляет, что хочет быть «художником своей страны».
Ведь это в первую очередь они обеспечили успех Июльской революции. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. Случилось это одновременно с изменением политического устройства мира.
В этом отношении характерен самый, может быть, знаменитый лист Оноре Домье «Законодательное чрево» (1834), где световой ритм образует почти декоративную по своей равномерности ритмическую игру белых пятен, создающих движения не в плоскости листа, но лишь перпендикулярно ему. Художник дает целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Особенно его привлекают Рембрандт и Рубенс. Он превосходно передавал цвет, ставя его на первое место. Для большей выразительности каждый персонаж дан в резком освещении (бюсты, служившие ему моделью, Домье ставил под сильный свет лампы).
Домье бросает мастерскую и поступает к Рамоле учиться литографии. Тогда обиженный художник возвёл на собственные деньги павильон, назвав его «Павильоном реализма» и выставил в нём сорок произведений, главным среди которых было полотно «Мастерская художника» (1855 г. ). Литографии 1844-1847 гг. к однообразной и поверхностной развлекательности.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. В юности едет в Италию и изучает памятники искусства. Коро дает пейзаж как место, где живет и действует простой человек. Стремление посредством света создать определенное настроение видно и в пейзаже «Вечер. относятся первые работы Домье в области иллюстрации. Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты».
Пушкина), Монах (1840, Париж, Лувр), Воз сена (1860-е, Москва, ГМИИ им. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Тусклые лучи дневного света падают в маленькую полутемную комнату. Пушкина), Колокольня в Аржантее (1858-1860, Москва, ГМИИ им. 1834, ГМИИ) переданы утренний свет, прозрачность воздуха, синева неба. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью.
1860 США, частное собрание). Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник», 40-е гг., Вашингтон, галлерея Коркорана) и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката», Вашингтон, галлерея Филлипс).
Великими скульпторами были Пикассо, Дега и Матисс. Шарль-Франсуа Добиньи родился в семье художника. Он то вы ступает в роли лицемера врача, радостно констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г. ), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г. ). Летописцев у демократии хватало.
В его поздних работах, будь они написаны на пленэре или в интерьере, достигнуто свето-цветовое единство, связывающее фигуру с окружающим ее пространством («Семья жнеца» ок. Все чаще простой народ, рабочий класс становятся в центре внимания писателей и художников. Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».
1852 Глазго, Галлерея искусств), «Любопытствующие у витрины» (ок. Напечатанная в «Карикатюр» литография стала знаком живописи послереволюционных лет.
Особенно его привлекают Рембрандт и Рубенс. Вместе с тем в отдельных листах у Домье появляется монументализированный образ рабочего. Вслед за ней стали появляться одна за другой сатиры, бичующие короля.
От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы. Поэт, актер и художник А. Монье (1805—1877), прославленный автор сатиры на буржуа («Жозеф Пртодом»), создает образ рабочего-печатника (иллюстрация к очерку Ж. Ладимира «Наборщик»). Пушкина). Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Серебристо-розовая фигура девушки почти растворяется в воздухе. Он говорил: «Можно назвать великое слово, которому все должно повиноваться, это свет». Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Он, как говорится, поднялся с низов.
Поэт, актер и художник А. Монье (1805—1877), прославленный автор сатиры на буржуа («Жозеф Пртодом»), создает образрабочего-печатника (иллюстрация к очерку Ж. Ладимира «Наборщик»). Лицо его застыло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Дома объеденены в общую плоскость, нет членения на окна и отдельные дома. Прачка, которая несет белье.
Их мертвые тела в беспорядке лежат на полу. Жестокость Тридцатилетней войны и ужас чумы оставили трагические поэмы Агриппы д, Обиньи и многочисленные «Пляски смерти» — принятый в христианском искусстве символ но реального зримого образа беды мы не знаем. В пейзаже «Бурная погода.
Только счастливчики, подобно Жану Вальжану, смогли выбраться из оцепления. Популярными становятся учения Сен-Симона, Фурье.
После подавления революции 1848 г., когда республике грозит опасность со стороны бонапартизма, он изображает «Ратапуаля», бонапартистского агента, хитрого наглеца, предателя. Человек мёртв. Немало гаврошей полегло под пулями.
Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Все чаще простой народ, рабочий класс становятся в центре внимания писателей и художников. На первой выставке импрессионистов в 1874 г. Клод Моне показал не только знаменитый «Восход солнца», но и другие полотна. Вы свободны. Его любимый эффект — это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Он показывает психологию зрителей возбужденных представлением («Мелодрама», 1856—1860 Мюнхен, Новая пинакотека) или актеров с ярко выраженной мимикой («Криспен и Скапен», 1858—1860, Лувр).
Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Страшно было поверить, что это произошло здесь, рядом, в двух шагах от «Бюро кормилиц», в самом сердце веселого города Парижа.
За период от первого года революции (1789) до проигранной позорной Франко-Прусской войны и расстрелянной Парижской коммуны (1871) — французское общество прошло все характерные этапы демократии. Домье современникам был известен как карикатурист, сотрудник газеты «Шаривари», автор шаржей на буржуев вообразите, что кто-то, глядя на иконы Рублева, скажет «это как Кукрыниксы. ». Изысканная колористическая гармония этой картины, сочетающая золотистые, бурые и серовато-сиреневые тона, почти монохромная и в то же время поражающая необычайным живописным богатством, сразу же поставила Домье в ряд с крупнейшими живописцами девятнадцатого века, хотя современники, за редкими исключениями, этого и не заметили.
Художник не умел смотреть открытыми глазами в лицо беде. Эти небольшие по размерам работы Коро, написанные на природе, перерастают значение этюда, они всегда построены композиционно («Мост в Манте», 1868—1870, Лувр, ). и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня) французский художник Оноре Домье (1808 — 1879), будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. В области живописи, а также акварели Домье начал работать уже в 30-х гг. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках.
Только увидя такие литографии, Бальзак (который сам сотрудничал в газете «Карикатюр», правда, несколько ранее, в 1830—1832 гг. ) мог, говоря о «могучей силе искусства», сопоставить карикатуру с фреской и скульптурой. Леруа много работал — целые дни просиживал он за столом, согнувшись над доской. Революция 1830 г. и последующие рабочие восстания показали силу народа и дали новый толчок развитию прогрессивной общественной мысли.
Словно здесь выносится приговор всему человеческому роду, позволившему себе в эти отвратительные годы Июльской монархии впасть в почти скотоподобное состояние. В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. В 60-е Милле обращается к жанру пейзажа, часто показывает «мгновение» в природе: порыв ветра, движение волн, смену поз людей изображенных на картине. Однако разорился и закрылся банк Лаффита. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души.
Пушкина). После подавления революции 1848 г., когда республике грозит опасность со стороны бонапартизма, он изображает «Ратапуаля», бонапартистского агента, хитрого наглеца, предателя. Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло.
Пушкина), Берега Виллервиля (1875, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Несколько возвышенный образ. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. Литография«Улица Транснонен» (1834 г. ) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1 834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.
Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Психологическая и социальная характеристика изображаемых персонажей, не столько смешных, сколько отталкивающе безобразных, резко снизилась по сравнению с литографиями 1833-1835 гг. и если можно было бы расценивать такие работы, как некое отрешенное от времени и места холодное изучение свойств человеческой мимики, то следовало бы счесть это изучение чересчур мизантропическим. Июльской революции. Пока третье сословие не было силой — оно и языка своего не имело. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета («Выход из школы», ок. Каждый день Оноре старался урвать хоть полчаса на серьезную живопись.
Справа вырисовывается голова мертвого старика.
Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Домье познакомился с ним в Сент-Пелажи, куда Леруа угодил за слишком откровенно высказываемую ненависть к монархии. Ничего принципиально нового, стало быть, сказать не смогли. Легче и непосредственнее выглядело полотно «Танцовщица» (1874 г. ) того же автора.
На ночной рубахе пятна засохшей крови. Оноре написал своего приятеля, гравера-офортиста Луи Леруа. Оноре привык наблюдать жизнь, но не писать с натуры. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг.
От этого фигуры на его листах 30-хгг. Семья его переезжает в Париж, когда молодому Домье исполняется семь лет. Он то выступает в роли лицемера-врача, радостно констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г. ), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г. ). Справа вырисовывается голова мертвого старика. Из других художников барбизонской школы следует назвать Нарсиса Виржиля Диаза де ла Пенья (1807—1876). Ранние его работы, например «Жницу с серпом» (1838, Париж, частное собрание), отличает пластичность, материальность, однако фигура воспринимается несколько изолированно от окружающей среды.
Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Но в ранних работах («Гравер», 1830—1834, бывш.
Позже он переходит к показу сельской местности. Всё тихо и неподвижно. Свою волнующую силу она сохранила навсегда.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Это «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835 Гаага, Музей Месдаг) с его величавой поэзией и «Аллея каштанов» (1837 Лувр) — пейзаж большого эмоционального напряжения. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. В 19-м веке явился такой мастер.
Полотно «Балкон» (1868 г. ) изображает родных и друзей мастера сидящая женщина в белом — его ученица, художница Берта Моризо. Диаз переходит к созданию пейзажей. Трактовка образа женщины не только противоречит классическим канонам, но и изображению человеческой красоты у романтиков согбенная под тяжелой ношей, фигура женщины предельно Экспрессивна и глубоко реалистична. Сумрачный холодный пейзаж усиливает ощущение драматизма и беспокойства. Литографии замечательны своей действенностью и выразительностью. Шарле известный главным образом своими работами, связанными с походами Наполеона иллюстрируя очерк Леона Гозлана «Человек из народа» (1841, в сборнике «Французы о самих себе»), теперь рисует пролетария.
В глубине комнаты — едва различимый в полумраке труп женщины. республиканцы устроили еще несколько вооруженных выступлений в Париже и Лионе. Лишь мощный талант Оноре Домье поднял литографию от журнального листка, от любительской иллюстрации, от небрежного наброска до высоты первоклассного искусства. В одной из литографий 1871 г. на фоне грозного неба изображен расщепленный изуродованный ствол мощного когда-то дерева. В 1833-1835 гг.
Жан-Батист-Камиль Коро относился к поколению более старшему, чем художники-барбизонцы. он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. Упавший на пол у своей постели человек был бойцом. В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. В его полотнах деревья, земля, тени принимают необычный, причудливый и поэтичный вид. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре.
Даже разговаривая, он не поднимал от стола свою темноволосую растрепанную голову. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. На «Портрете Эмиля Золя» (1868 г. ) писатель, занятый проблемами современного искусства, предстаёт перед зрителем окружённый многочисленными предметами — японскими гравюрами, репродукциями с картин, бумагами и книгами.
Жюль Дюпре родился в Нанте в семье фабриканта. Кюре» (1850—1855) Толидо (США), Музей искусств). Студенты, рабочие, политические эмигранты из разных стран бились плечом к плечу. Это альбом, сопоставимый по значению с «Бедствиями войны» Гойи. Рабочие прониклись уже сознанием своей высокой общественной значимости.
Таковы, например, картины «Перед купанием» (ок. «Семья на баррикаде» изображение людей подвинуто совсем близко к раме, видна лишь часть фигур и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений.
Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. Его родители вскоре переехали в Париж. В 30—40-х гг. Журнал Карикатюр быстро стал одним из ведущих органов революционной оппозиции режиму Июльской монархии и резкость его выступлений стремительно возрастала с каждым годом.
Уже в этой работе видны особенности будущих живописных произведений художника: единичное событие доводится до обобщенного образа, а монументальная выразительная композиция сочетается с ее якобы «случайностью», создающей впечатление выхваченного из жизни эпизода. Цвет используется для передачи тонкостей состояний натуры. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. В литографии «Империя — это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Свет в картинах несет эмоциональную нагрузку и посредством его Домье расставляет композиционные акценты используя сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом.
Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота.
На пол свисают простыни с развороченной постели. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгрома.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Среди его последних работ мы видим и такие правдивые пейзажи, как, например, «Осень в Фонтенбло» (1872 ГМИИ), в котором просто и непосредственно передано впечатление осеннего дня. Рынок в Нормандии (1932, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Гроза, равнина Монмартра (ок.
Впрочем, даже самые отдаленные намеки на критику общественного порядка и общественных нравов на корню пресекались недреманым оком цензуры. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Лишь на рубеже 18–19 вв.
Персонажи этой литографии ничем не похожи на разбойников, это самые обыкновенные, стандартные обыватели и тем смешнее их страх, что он заключает в себе не только боязнь за свою шкуру, но и страх обмана, одной из всем уже тогда, очевидно известных движущих пружин буржуазного общества. Огюст Ренуар среди прочих выставил картину «Ложа» (1874 г. ), напоминающую работы Эдуарда Мане. Появлялись такие организации, как «Общество друзей народа», «Общество прав человека», «Общество четырех времен года».
Рука смерти прошлась там, где еще недавно царила жизнь. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Обыденные бытовые сцены, благодаря тому что внимание сосредоточено на эмоциональном раскрытии образа человека и выявлении его характера (а не на окружающей обстановке), приобретают глубокую образную значительность. В пейзаже «Дубы» Руссо передал величие и спокойствие природы. «Бульвар Капуцинок» (1873 г. ) — случайный взгляд, брошенный художником сверху из окна на шумящую толпу, заполнившую бульвар.
Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом. Он смотрит вдаль, погружённый в какие-то прекрасные мечты. Семья его переезжает в Париж, когда молодому Домье исполняется семь лет.
Гойя работал за тридцать лет до Оноре Домье и Домье никак не мог видеть «Чудо Святого Исидора», остававшееся на стене далекой испанской хижины. 1870, Москва, ГМИИ им. Главенствующей темой Домье начиная с революции 1848 г. становится простой народ с его душевной силой, его энергией, героизмом.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. В своих произведениях он обличал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодательное чрево» 1834 г. ). Клод Оскар Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар Дега (1834—1917) и некоторые другие художники были хорошо известны парижской публике: уже около пятнадцати лет они демонстрировали своё искусство. Он путешествует по Франции, едет в Овернь, живет в Нормандии.
Ла Порт о Ваш в снегу (1853, Филадельфия, Музей искусств), Собирательницы хвороста (1850-е, Москва, ГМИИ им. стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Конфликты в промышленности стали представлять большую социальную опасность. Пушкина), Лес в Фонтенбло (1872, Москва, ГМИИ им.
Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). На ночной рубахе пятна засохшей крови.
Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгрома.
Всю ненависть, накопленную еще, вероятно, в далекую эпоху пребывания в рассыльных у судебного исполнителя и уж, бесспорно, со времен заключения в Сент-Пелажи и гневных карикатур на министра юстиции Персиля и судей контрреволюционного трибунала 1835 г., Домье вложил в эти безжалостные, холодно бесстрастные по внешности, но в то же время проникнутые глубочайшим негодованием изображения парижских судей, прокуроров и адвокатов. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». На основании этюдов, написанных в Ландах, уже позднее художник пишет картину «Болото в Ландах» (1852 Лувр) и другие. Энергично и лапидарно очерчиваются ее контуры, моделируются объемы – факт зафиксирован. В ряде литографий 1870—1872 гг.
Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. Домье описал мир подробно и показал всех: теперь уж не забудем его время. Деревенский уголок зимой» (1877 г. ). Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Читающий герой Домье — читает, чтобы знать и понимать: он собирается изменить мир.
Он много писал в живописных уголках леса Фонтебло, особенно осенью. Над Оноре он часто подсмеивался и говорил, что «молчание — добродетель слабых».
Николая в Париже (ок. Над ними витают спокойствие и полумрак. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Пейзаж (1864, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Дождливый день (1872, Москва, ГМИИ им. Одновременно юный художник посещает Лувр изучает античную скульптуру и старых мастеров. Прео хвалил скульптурные работы Домье, хотя и находил, что они сделаны без всяких правил. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье.
Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Его работы приобретают графический характер исчезает пластичность. В середине 40-х гг.
На параллель с Микеланджело претендовали куда более известные имена, время требовало нового Буонаротти: победившая буржуазия желала свои подвиги увековечить — зря, что ли, посещали баррикады, подавали милостыню и сочувствовали революции. Уже в некоторых листах, сделанных до Революции 1830 года, ясно выступали республиканские настроения Домье, достойные всяческого уважения в условиях жесточайшей реакции конца царствования Карла X, - например, в литографии Старое знамя.
Изображая предметы, фигуры, он окутывает их воздушной дымкой, светом моделирует форму. Домье еще долго смотрел на затихший, безжизненный дом, потом повернулся и зашагал прочь. В зеркале лицо упрямо приобретало унылое, натянутое выражение. Будущий художник родился в Марселе в семье стекольщика.
В противоположность Коро, в творчестве которого сохранялись в какой-то мере отзвуки классического пейзажа, Теодор Руссо (1812—1867) решительно" и смело порывает с традиционным историческим пейзажем и, продолжая путь Мишеля, утверждает национальный реалистический пейзаж. Мастера работали фактически параллельно, до них этой темы – больной толпы, потерянной на пустыре истории – европейское искусство не знало. Полуоткрытый рот обнажает полоску зубов. Но мысли упорно возвращались к минувшей ночи. Из-за сложностей в международных отношениях нарушались внешние торговые связи. Художник выбрал наиболее трагический момент события.
Те же процессы происходили и в других промышленных городах. Дега показал картину «Абсент» (около 1875—1876 гг. ) — сцену повседневной жизни бедного парижского кафе, а Писсарро выставил пейзаж «Красные крыши. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко.
При чем здесь карикатура. Литография «Улица Транснонен» (1834) — отклик на восстание рабочих.
Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Оноре Домье (1808—1879) был одновременно графиком и живописцем и в этих двух видах искусства он раскрыл различные стороны критического реализма. Но так как гротескные маски министров изображенные здесь, «лепятся», собственно из этого белого, то они тем более настойчиво, почти навязчиво двигаются на нас, чем и создается удивительная действенность этой литографии.
Долгое время пейзаж в европейском искусстве занимал второстепенное положение среди других жанров живописи. Одновременно юный художник посещает Лувр изучает античную скульптуру и старых мастеров. Недаром Коро долго и упорно работал над ними. Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре.
На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Революционный порыв несущейся толпы ощутим в картине «Восстание», движение передано здесь не только жестом поднятой руки и устремленными вперед фигурами, но и резкой полосой света, как бы взвивающейся вверх по диагонали. «Адвокат, читающий дело» Работает на мощном контрасте света и тени. 1857, «Мастерская художника» 1865—1870, Лувр).
Однако решающее слово в искусстве 30—40-х гг. Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). С первых дней правления Луи Филиппа Домье своими острыми карикатурами становится в ряды политических борцов его рисунки привлекают внимание художника Шарля Филиппона — издателя еженедельной сатирической газеты «Карикатюр» и тот приглашает Домье сотрудничать в газете.
Обывателю Франции было от чего сойти с ума: на протяжении восьмидесяти лет идеология сменилась пять раз (вам это ничего не напоминает. ), патриоты посылали народ на убой, либералы говорили народу о свободе и крали последнее, — словом, происходило то же, что и всегда. Но эта работа его не интересует, он предпочитает делать зарисовки на улице. Для большей выразительности каждый персонаж дан в резком освещении (бюсты, служившие ему моделью, Домье ставил под сильный свет лампы).
Франсуа Миллебыл постоянным жителем Барбизона. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем—«Погибшие у Седана 1870 г», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. В тени распласталась женщина.
И всякий раз говорили о Свободе с большой буквы, о народе и долге, били себя в грудь. В тени распласталась женщина. Город стал постоянным мотивом произведений Мане. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845—1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844— 1846). А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике.
Целенаправленность, активность и сила искусства Домье не перестают поражать до сих пор.
Пьер-Этьен-Теодор Руссо был общепризнанным главой барбизонцев. Она изображает комнату в доме на улице Транснонен, в которой жила семья рабочего. Современники назвали этих художников «бунтовщиками», а жюри Салона постоянно отвергало их произведения.
Художник дает целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».