Джеймс Уистлер умер в 1903 г. и похоронен на Чизвикском кладбище, неподалеку от могилы Уильяма Хогарта, творчество которого он полюбил еще в далекой России. Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. James Abbot McNeill Whistler, 1834—1903)— англо-американский художник, мастер живописного портрета в полный рост, а также офорта и литографии. Arrangement in Grey and Black: The Artists Mother) — наиболее известная из работ Джеймса Уистлера. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Уистлер Джеймс Эббот Макнил. Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. James Abbot McNeill Whistler, 1834—1903)— англо-американский художник, мастер живописного портрета в полный рост, а также офорта и литографии.
– Джеймс Уистлер — один из величайших мастеров живописи таково мое мнение. Так окончился российский период жизни Джеймса Уистлера. Джеймс Эббот Макнил Уистлер. Джеймс Уистлер, англо-американский художник, родился 11 июля 1834 года в Лоуэлле, промышленном городе США.
Джеймс Уистлер родился в США в 1834 году. Джеймс Уистлер умер в 1903г. Осенью 1855 года Джеймс Уистлер с согласия родных уезжает в Париж, чтобы стать профессиональным художником. Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ.
Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нил (Макнил) (James Abbot McNeill Whistler), англо-американский живописец и график, а также мастер офорта и литографии. Творчество Джеймса Макнейла Уистлера (1834-1903) так же загадочно, как и вся его жизнь.
Там должна была висеть картина Уистлера «Принцесса страны фарфора» и он, работая почти без эскизов, с двумя помощниками исполнил роспись, желая создать нечто «абсолютно новое, очень пышное, хотя и изысканное». В это время он создал самое выдающееся свое произведение «Портрет матери» (1871) или, как он его еще называл, «Аранжировка в серых и черных тонах»: худая, чопорно одетая старушка сидит в профиль к зрителю, ее уставшие ноги спокойно отдыхают на скамеечке, а строгое лицо говорит о глубокой задумчивости. А было что вспомнить: от веселых пирушек с участием любимой натурщицы «Тигрицы» Фюметты, декламировавшей Мюссе, но в припадке ревности изорвавшей все рисунки Уистлера, до голодных и холодных дней в пустой мансарде, когда ломбард отказывался принять в заклад старый тюфяк– последнюю надежду на добывание денег. В этом тесном кругу друзей Уистлера запечатлел Фантен-Латур в картине «Апофеоз Делакруа». Трудное материальное положение художника усугубилось рождением дочери. Впечатление же от них являлось для Уистлера длительным процессом. Однако «ленивец» всегда находил время, чтобы в Лувре на произведениях Рембрандта, Веласкеса, Хальса учиться благородной сдержанности колорита, пристальному вниманию к живому человеку. Во Франции Уистлер учился в мастерской художника-акмеиста Глейра.
Написанная Уистлером в импрессионистской манере рыжеволосая ирландка в белоснежном платье абсолютно не соответствовала требованиям академизма: в ней не было «гладкописи», тщательного выписывания деталей и должного морализаторства. Ее колорит решен в серых и черных тонах. Национальной галереей Лондона с насмешливой репликой «И это называется искусством. », заняло свое место в престижном музее Глазго. Роспись Павлиньей комнаты предвещает возникновение панно стиля модерн конца XIX начала XX века. Песня «Mother» Джона Леннона посвящена матери Уистлера. В конце XIXв.
Творчество декоратора Д. Уистлер ценил не меньше своих картин. В мюзикле Anything Goes Кола Портера. Здесь важно не только то, что он бродил там с матерью по залам Эрмитажа, что там он взял первые уроки рисования, что в порядке исключения его мальчиком зачислили в «головной» класс Петербургской Академии художеств, где он был самым младшим учеником. Однако ленивец всегда находил время, чтобы, находясь в Лувре, поучиться благородной сдержанности колорита и пристальному вниманию к живому человеку на произведениях Рембрандта, Веласкеса, Хальса.
Постепенно, в художнике произошел душевный надлом. Зато огромный талант художника теперь ни у кого не вызывает сомнений. Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление. А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Отец Уисглера инженер-путеец, строил знаменитую железную дорогу Петербург—Москва.
Картины Уистлера не раз отвергались не только парижским Салоном, но и Лондонской Королевской академией, но он участвовал зато в выставках "отвергнутых" их общая слава была еще впереди. Картина художника «Ноктюрн в черном и золотом», «Падающая ракета» 1875 года вызвала нападки известного критика Д. Рескина, обвинившего автора в том, что он бросил в лицо публике горшок с краской. От канонов классицизма Джеймс Уистлер отошел, когда писал две свои симфонии. А в 1863 г. во французском «Салоне отверженных» рядом с картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве» красовалась его «Белая девушка» (1861).
Марка в Венеции») и около ста пастелей («Нищие. Создавая образ девушки, Уистлер, несомненно, шел от инфант Веласкеса. С 1844 по 1849 год вся семья жила в Петербурге. Как когда-то в юности, на склоне лет в жизнь Уистлера еще раз вошла Россия. Последние месяцы, проведенные Уистлером в Париже, он занимался у Бонвена– не слишком крупного художника, но милого человека.
Его произведения вызвали одобрение Курбе и Бодлера, но самый крупный художественный авторитет викторианской Англии, Джон Рёскин, продолжал вышучивать их в печати. работы Уистлера успешно участвовали в выставках во Франции, Германии, Бельгии и США. Отчасти поправив материальное положение и утвердив свою репутацию, он стал в 1886 президентом Общества английских художников, но постоянное стремление к полемике и новациям привело к тому, что он был вынужден уйти с этого поста. Но чего это стоило Джорджу Уистлеру. Есть несколько версий создания картины, по одной из них Анна Уистлер послужила в качестве замены для другой модели, в последний момент.
Казалось бы, пришел успех, но Уистлер так и не мог забыть об обиде, нанесенной Рескиным. Его выставку 1883 года вспоминает в своем письме Писсарро. В Париже он учился в художнических классах, копировал картины в Лувре, подружился со своими французскими собратьями (наиболее близким ему стал Гюстав Курбе, рисовавший крестьян, "как крестьян", а не как розовощеких пастушков). Официальное признание пришло к Джеймсу Уистлеру поздно, за несколько лет до смерти: в 1891 г. непревзойденный «Портрет матери» приобрел Лувр, а сумма, предложенная за «Падающие огни», в четыре раза превзошла ту, которую художник запросил на злосчастной выставке.
Он был вторым с конца. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а картина "Ноктюрн: Падающие огни", предмет судебного разбирательства, была продана в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за нее было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). В Лувре он познакомился и подружился с двумя бедняками-художниками– Фантен-Латуром и Легро, учениками знаменитого тогда педагога Лекока де Буабодрана. Вслед за «Портретом матери» последовали не менее восхитительные «Портрет Карлейля» (1872) и «Портрет мисс Александер» (1873). А писатель Ж. Дюморье в своей книге «Трильби» описал раскованное и впечатляющее поведение юного франта, в котором еще не было и намека на будущего серьезного живописца.
Сам же Уистлер всегда был убежден в собственной гениальности. В фильме «Голый пистолет 2» у одного из героев родимое пятно в форме Матери Уистлера. Еще важнее было знакомство с Курбе, перед которым благоговел тогда Фантен. Он любил только уроки рисования. Позднее Уистлер напишет «Портрет матери» — самый известный из его портретов.
Оно проявилось в ряде картин художника («Золотая ширма», «Принцесса фарфорового царства», «Балкон») и в его росписи «Комнаты Павлинов» («Павлиньей гостиной») в особняке миллионера Фредерика Лейланда. Мать художника, 1871» широко используется в современной поп-культуре. К этому времени технические приемы мастера уже сложились.
«Симфония в белом 1. «Если б кремний был газ, я был бы теперь уже генерал-майором», – любил позднее шутить Уистлер.
Она же в рост– в раннем офорте, которым стал увлекаться Уистлер. В 1858 году Уистлер создает свою первую «Французскую сюиту офортов», куда входят разнообразные парижские сценки и, зарисовки его путешествия по северной Франции. Но, в апреле 1849 года скоропостижно умирает отец. Уистлер не думал о сюжетах и потому сразу же отказался от жанровой живописи. Особенно удачен офорт Пристань Черного Льва. Он писал большими кистями на длинных рукоятях и наносил мазки сильными быстрыми ударами.
Картина «Аранжировка в сером и чёрном. О язвительном красноречии, остроумии и чудачествах этого человека слагали легенды.
Художник стремился увидеть и отразить поэзию труда. Художник постепенно вырабатывал тип светского портрета, который развивал в дальнейшем. Повторы горизонтальных линий пола, корпуса рояля, » рам на стене создают второй, более слабо намеченный ритм.
Корицкий, у которого Уистлер продолжал заниматься, был одним из близких учеников Брюллова. Однако работа вызвала ожесточенную критику. А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Единственное, что интересовало не очень прилежного и нетерпеливого ребенка, — рисование. Во Франции стали понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. Дюморье, занимавшийся вместе с Джеймсом, позднее описал его в своем романе «Трильби», как ленивого «короля бродяг».
«Я бы хотел скорее поправиться, чтобы показать эти гравюры моему учителю рисования. И Корицкий тоже, как бы мы наслаждались». Как мы увидим, тесная связь Уистлера с французской поэзией продолжалась всю жизнь.
Картина появляется в нескольких эпизодах Симпсонов: «Rosebud», «Проблемы с Триллионами», «Бёрнс и пчёлы». В начале 60-х гг. Но он сражался, только будучи вынужден к этому. Это очень пригодилось позднее Уистлеру при писании «ноктюрнов».
Такие пейзажи, как «Темза у Бэттерси», получились не только красивыми по колориту, но и очень откровенными, смелыми, поскольку передавали не просто природу, а впечатления художника. Художник не раз упоминал, что «развивающийся конец драпировки, волна, облако – все это длится одно мгновение и исчезает навсегда». Трудности, расходы не имели значения. Девочка в белом».
Здесь он подружился с Легро, Бодлером, Малларме. Иногда ему удавалось выставляться в парижском Салоне, но вот его "Девушка в белом" подверглась такой же ожесточенной критике, как и висевший неподалеку "Завтрак на траве" Эдуарда Мане. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. Даже писал позднее Фантену, что жалеет, что не учился у Энгра. Положительные и добропорядочные, плоть от плоти английской буржуазии, будущий академик Пойнтер, будущий музейный деятель Армстронг, Принсеп, рисовальщик Дюморье презрительно сторонились «безрубашечников»– талантливой, но нищей французской братии. А после смерти художника коллекционеры не жалели золотых, чтобы приобрести его картины. В это время он создал самое выдающееся свое произведение «Портрет матери» (1871) или, как он его еще называл, «Аранжировка в серых и черных тонах»: худая, чопорно одетая старушка сидит в профиль к зрителю, ее уставшие ноги спокойно отдыхают на скамеечке, а строгое лицо говорит о глубокой задумчивости.
Это означало абсолютнолетие и он получил небольшие деньги, оставшиеся после смерти отца, что и позволило ему порвать с будущей военной карьерой и уехать в Париж, царство художников. Однако художник по-прежнему не мог похвастаться большими деньгами. Еще одно замечательное произведение живописца – «Портрет Карлейля», отвергнутое в 1882 г. Национальной галереей Лондона с насмешливой репликой «И это называется искусством. », заняло свое место в престижном музее Глазго. При этих словах в зале раздались аплодисменты. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению.
Для раннего периода Уистлера характерно некоторое влияние Курбе. Достоверность этих фактов и сегодня не получила достаточных подтверждений. Однако художник по-прежнему не мог похвастаться большими деньгами.
Созданная в 1875 году художником картина Ноктюрн в черном и золотом. Тем более что в Академии все французское было в моде. Собор Св. Уроки мальчику начал давать А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. Мать с детьми и гробом мужа возвращается на родину, в Америку. На нем изображены близкие Уистлеру люди сестра Дебора и ее дочь Анни.
При оформлении выставок Уистлер вводит принцип разреженного развешивания картин. Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление. Сейчас уже трудно поверить, что эта работа, выставленная вместе с «Завтраком на траве» Э. Мане в Салоне отверженных, вызывала смех у зрителей, приученных к поверхностно — литературному восприятию живописи. Первым среди европейских художников Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая.
Именно его он показал в блестящей серии офортов «Темза». Целостность достигается тонко прочувствованной градацией света и тени, гармонией чуть приглушенных контрастов, одновременно тональных и цветовых (черного и белого, темно-красного и светло-зеленого). Целостность восприятия достигалась тонко прочувствованной градацией света и тени, гармонией чуть приглушенных контрастов, одновременно тональных и цветовых (черного и белого, темно-красного и светло-зеленого). Критики и публика начинают понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. В Англии сердце живописца сразу же покорила могучая и загадочная Темза. Писать надо было просто окружающую жизнь, что он и делал. Этот случай Уистлер описал в своей книге Изящное искусство создавать себе врагов (The Gentle Art of Making Enemies, 1890).
При нарушении правильного соотношения тонов в своих «симфониях» и «аранжировках» он не довольствовался частичными исправлениями, а уничтожал все написанное иногда не один раз. По существу, основное учение Уистлера происходило именно здесь. Ученик Академии художеств Корицкий «подтянул» своего подопечного так, что Джеймс миновал первый класс престижного учебного заведения и поступил сразу во второй. От полного разорения Уистлера спасла поездка в Венецию (1879 – 80 гг. ), где он написал несколько работ маслом («Ноктюрн в синем и золотом. Суд все же постановил, что Рескин в клевете виновен.
Уистлер шел по нему первым. Вместо того чтобы приобрести знания, он, наоборот, увлекался внешней ловкостью, которая препятствовала какому бы то ни было прогрессу. Семья жила в столице– на Галерной, почти против Академии художеств, а отец все время проводил на линии, с несчастными русскими рабочими, умиравшими от холода, недоедания и тухлой воды, среди бесконечных болот. Хотя суд в конечном итоге закончился в пользу истца, решение его оказалось просто смехотворным: вместо запрошенной тысячи фунтов стерлингов художник получил четверть пенса. Грунтовал холсты он смесью белил и слоновой кости.
Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами (Пеннель). Отец Уистлера заболел вместе с ними холерой и так и не смог от нее совсем оправиться.
У Лекока же учились Дега, Мане и Моне. Джеймс поступил в студию Шарля Глейра, начал копировать картины старых мастеров в Лувре. Легенды о приключениях Уистлера долго ходили среди населения Монмартра. В этом тесном кругу друзей Уистлера запечатлел Фантен-Латур в картине «Апофеоз Делакруа». Девушка в белом» вышла, что называется, комом и вызвала у зрителей только смех.
Первая картина Уистлера, показанная на Лондонской академической выставке, «У рояля» была принята на удивление хорошо, ее даже купили за 30 фунтов. Живой и своевольный нрав Джимми никак не мог подчиниться военной дисциплине. 1870г. Холсты грунтовались смесью белил и слоновой кости. На нем изображены близкие Уистлеру люди — сестра Дебора и ее дочь Анни. В Париже Уистлер создал свои ранние гравюры «Двенадцать офортов с натуры» (1858) и первое крупное полотно «За роялем» (1859).
Академию тех лет принято называть брюлловской. Правда, этот предмет был поставлен в Академии серьезно, почти профессионально. Но учился он больше в залах Лувра и у самой жизни. Единственным сохранившимся интерьером стала знаменитая «Павлинья комната» — столовая в доме Лейландов. В Париже Уистлер посещает мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. Падающая ракета стала неожиданно причиной громкого суда.
После этого в жизни художника наступило самое продуктивное время (1862–1878), он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый Портрет матери (1872, Париж, Музей ДОрсе), а также портреты Томаса Карлейля (1872–1873, Глазго, Городской музей и картинная галерея) и Розы Кордер (1872–1877). Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а Падающие огни, предмет судебного разбирательства, были проданы в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за них было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). Не от Хогарта ли отчасти желчная злость и язвительный юмор Уистлера.
Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. Существеннее, что мастерская Глейра была средоточием вольномыслия и бунтарства. Между тем обстановка постепенно меняется.
Он умер 9 апреля 1849 года, когда Джимми было всего четырнадцать лет. Художественные, разумеется. Падающая ракета» стала неожиданно причиной громкого суда. При нарушении правильного соотношения тонов в своих «симфониях» и «аранжировках» он не довольствовался частичными исправлениями, а уничтожал все написанное иногда не один раз. Корицкий, у которого Уистлер продолжал заниматься, был одним из близких учеников Брюллова. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а "Падающие огни", предмет судебного разбирательства, были проданы в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за них было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину).
Именно Петербург стал его колыбелью как художника. В Париже он учился в художнических классах, копировал картины в Лувре, подружился со своими французскими собратьями (наиболее близким ему стал Гюстав Курбе, рисовавший крестьян, как крестьян, а не как розовощеких пастушков). Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами» (Пеннель). Сказавшийся больным, Рескин прислал вместо себя на суд двух лордов, которых Уистлер, одаренный блестящим остроумием, смог абсолютно уничтожить. Ему было к этому времени восемнадцать лет.
Уистлера привезли туда девятилетним мальчиком. Детских книг в те времена было мало. При жизни Джеймса Уистлера большинство критиков называли его творчество «только претензией на искусство».
Роспись «Павлиньей комнаты» предвещает панно стиля модерн конца XIX – начала XX века. Здесь он подружился с Легро, Бодлером, Малларме. В 14 лет он твердо избирает путь художника.
В то же время Уистлер по многим вопросам расходился с импрессионистами. Официальное признание пришло к Джеймсу Уистлеру поздно, за несколько лет до смерти: в 1891г. Марка в Венеции»), серию офортов – так называемый «Венецианский цикл» («Нищие», «Площадь Св. Во Франции стали понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм.
Но в 1849 году умер отец и семья Уистлер вернулась в Америку. Сейчас эта работа хранится в Национальной галерее в Вашингтоне. Но ничего хорошего из этого не вышло.
Однако он ни разу не уступил, продолжая идти своим собственным путем, «он только выше поднимал голову. Так, в «Ноктюрне в синем и золотом» сказалось знакомство Уистлера с гравюрой Хиросиге «Склады бамбука у моста Кёбаси». В качестве исключения он был зачислен в «головной» класс петербургской Академии художеств, где был самым младшим.
В мотиве золотых птиц, раскинувших пышные хвосты с сотнями «глазков», в насыщенном синем цвете фона можно увидеть переосмысленные в сказочном ключе темы фейерверков в ночном небе над Темзой, которые Уистлер так любил воспроизводить в своих пейзажах-ноктюрнах». Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами» (Пеннель). «Портрет матери» приобрело французское правительство, «Портрет Т. Карлейля» занял почетное место в Художественной галерее в Глазго. А писатель Ж. Дюморье в своей книге «Трильби» описал раскованное и впечатляющее поведение юного франта, в котором еще не было и намека на будущего серьезного живописца. Написанная Уистлером в импрессионистской манере рыжеволосая ирландка в белоснежном платье абсолютно не соответствовала требованиям академизма: в ней не было «гладкописи», тщательного выписывания деталей и должного морализаторства.
Впервые картина была представлена на 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне (1872), но была отклонена Академией. По его словам, он старался изобразить действительность в тот таинственный час, «когда вечерний туман окутает речные берега поэзией, как вуалью и убогие строения теряются в сумеречном небе, высокие трубы претворяются в колокольни, а склады – в дворцы когда весь город плывет меж небом и землею, перед нами открывается волшебная страна, а природа на этот раз поет, не фальшивя, поет свою удивительную песню только для одного художника» Под звуки этой песни Джеймс Уистлер создавал свои произведения в одном цветовом и музыкальном ключе. Уистлера это приохотило к созданию художественных гравюр потом всю жизнь он параллельно работал маслом на полотне и гравировальным резцом по медной пластине. В поздних произведениях, особенно «ноктюрнах» с видами Лондона, Уистлер использует крайне разведённые, по-акварельному прозрачные краски, которые передают ощущение зыбкой подвижности атмосферной среды.
Картина написана в сдержанной цветовой гамме. Вот таким образом, на вопрос, у кого ей учиться искусству гравюры, он лишь сказал: «Я не могу научить вас искусству, его постигают наедине или не постигают совсем». Зима», «Ступеньки»). непревзойденный «Портрет матери» приобрел Лувр, а сумма, предложенная за «Падающие огни», в четыре раза превзошла ту, которую художник запросил на злосчастной выставке.
Соученик Уистлера Д. Дюморье описал в романе «Трильби» мастерскую Глейра и изобразил Джеймса ленивым учеником, «королем бродяг», которому все прощалось за его обаяние. В эти месяцы Уистлер жил в Венеции, работая над офортами и пастелями. Но уже следующее выступление Уистлера сопровождается скандалом. Из ранних вещей Уистлера влияние метода Курбе– «великого человека», по выражению Уистлера, – яснее всего сказывается в пастозно написанном остром портрете желчной старухи Жерар. Дом, где жили Уистлеры, находился близ величественных архитектурных ансамблей города.
Принципы современной музейной и выставочной экспозиции надо также возводить к Уистлеру. Правда, он так и не выучился хорошо рисовать конечности– бился над этим всю жизнь. Творчество декоратора Д. Уистлер ценил не меньше своих картин.
При этих словах в зале раздались аплодисменты. При оформлении выставок Уистлер вводит принцип разреженного развешивания картин. Он с увлечением и энтузиазмом пишет окружающую его жизнь. Там должна была висеть картина Уистлера «Принцесса страны фарфора» и он, работая почти без эскизов, с двумя помощниками исполнил роспись, желая создать нечто «абсолютно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Уистлер подал на него в суд за клевету и выиграл процесс, однако судебные издержки сделали его банкротом.
Слоновую кость, дающую в разбеле красивый перламутровый тон, Уистлер по примеру Ш. Глейра использовал в качестве «всеобщего гармонизатора», вводя ее почти во все красочные смеси. Годы в России пролетели быстро. Но с точными науками дело не ладилось. А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Однако, художник, к тому времени уже не брал учеников.
Эта работа потребовала от художника огромного труда, ей предшествовало 70 сеансов. А в 1863г. Но он сражался, только будучи вынужден к этому. Зеленые краски отсутствовали. Умение воплотить его на холсте он считал высшим мастерством. Он постоянно требовал от нее полного соответствия своему душевному состоянию. Нет, видимо, даже просто строгая красота города, «прозрачный сумрак, блеск безлунный» его белых ночей и пышность празднеств с фейерверками на замерзшей Неве, тонкая прелесть апартаментов Камерона в Царском, о которых пишет в своих петербургских дневниках его мать, навсегда остались где-то в подсознании впечатлительного мальчика. К тому же судебные издержки вовсе опустошили его карман.
К сожалению из оформленных им интерьеров, прежде всего его собственного «Белого дома», а также домов некоторых его друзей — Оскара Уайльда, Сарасате и др., сохранилась только наименее удачная «Павлинья столовая» из дома богача Лейланд а. В истории живописи был художник, родившийся в США, проведший юность в России и проработавший большую часть жизни в Париже. Он не одобрял культ пленэра и говаривал, что «писать с натуры лучше всего дома». Он с треском провалился на экзамене по химии и был уволен. Уроки мальчику стал давать А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств.
Современники считали Уистлера одним из лучших офортистов Европы. В 1884 г. художника приглашают стать членом «Общества английских художников», а через два года избирают его президентом. Когда у художника спрашивали, каков сюжет «Ноктюрна в синем и серебряном», он отвечал: «Впечатление от лунного света на реке близ старого моста Бэттерси».
1870 г. открыл в Уистлере прекрасного портретиста. Вокруг этой картины был построен сюжет фильма «Мистер Бин». В Париже Уистлер создал свои ранние гравюры «Двенадцать офортов с натуры» (1858) и первое крупное полотно «За роялем» (1859). Созданная в 1875 году художником картина «Ноктюрн в черном и золотом.
Суд все же постановил, что Рескин в клевете виновен. Он совершил несколько путешествий за границу, а также преподавал в академии Кармен в Париже. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению. При оформлении выставок художник ввел принцип разреженного развешивания картин. В свою очередь, «фейерверки» русского художника К. Сомова будут перекликаться с работами Уистлера.
В ПарижеУистлер посещал мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. Его собственные картины были конфискованы. Картина художника написана в сдержанной цветовой гамме. Известный критик Д. Рескин обвинил Уистлера в том, «что он швырнул в лицо публике горшок с краской». Никто не трудился над своими холстами больше него, он «замучивал» модели бесконечными сеансами и тем не менее его произведения оставляют впечатление артистичности и непринужденности исполнения.
А. Дж. Джеймс поступил в студию Шарля Глейра, начал копировать картины старых мастеров в Лувре. Художническая его жизнь начиналась, как ни странно, в России. Она заслужила похвалу окружающих, а ее автор получил премию Бодлера. Художник изобразил не японскую искусительницу, а рыжеволосую ирландку Джо Хайфермен.
Но обстановка постепенно менялась. Уистлер рано пристрастился к рисованию. Публике же работы Уистлера казались эскизными и незаконченными. Единственным сохранившимся интерьером стала знаменитая «Павлинья комната» – столовая в доме Лейландов. В фильме мистер Бин, куратор «Лондонской Национальной галереи», был послан в Америку, чтобы проконтролировать передачу картины «Мать художника» в художественную галерею Лос-Анджелеса за 50 млн (USD).
Академию тех лет принято называть «брюлловской». художник покинул Францию и поселился в Лондоне, где жила его старшая сестра. Для картины позировала мать художника Анна Макнейл Уистлер (Anna McNeill Whistler), жившая в Лондоне с сыном. Хотя Уистлер никогда не был любящим отцом, чаще всего отказывался от любивших его женщин и от совместных детей, не проявить заботу о первом ребенке он не мог.
Но позднее несколько повзрослевший Уистлер, успевший познакомиться с культурой Страны восходящего солнца, написал картину «Симфония в белом 2. Он ухитрился действительно построить железнодорожную линию Петербург– Москва согласно той знаменитой прямой черте, что провел линейкой по карте царь. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. во французском «Салоне отверженных» рядом с картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве» красовалась его «Белая девушка» (1861). Но, постепенно, пришли признание и успех, появились почитатели и заказчики.
Великолепие этой реки Уистлер воспел в целой серии офортов, которую так и назвал «Темза». Естественно, что Уистлер наслаждался этой атмосферой. Тему домашнего музыкального концерта, часто встречающуюся в голландской живописи, художник решил по-своему, совместив ее с темой материнства. открыл в Уистлере прекрасного портретиста. В 14 лет он твердо избирает путь художника. В этом сказалось стремление к независимости и свободе, прочно укоренившееся в традициях демократически настроенной интеллигенции Новой Англии. Систематические занятия искусством приходится прекратить.
Но он сражался, только будучи вынужден к этому. Зеленые краски отсутствовали. Тему домашнего «музыкального концерта», часто встречающуюся в голландской живописи, художник решает по-своему, совмещая ее с темой материнства. Эта работа потребовала от художника огромного труда, ей предшествовало 70 сеансов.
Известный английский теоретик искусства (в дальнейшем прославившийся своими работами по истории и философии) Джон Рескин выступил со статьей – анализом выставки. Заполучив долгожданную свободу и кое-какие сбережения покойного отца, юноша в 1855г. Уистлер успешно участвует в выставках во Франции, Германии, Бельгии и США. Уистлер попал во Францию в период становления новой европейской реалистической живописи. Вместо палитры он пользовался маленьким столиком, в центре которого располагал белила, влево от них — лимонно-желтую, кадмий, охру светлую, сиену натуральную, умбру натуральную, кобальт, ультрамарин и разновидность берлинской лазури вправо — киноварь, венецианскую красную индийскую красную, краплак и черную жженую слоновую кость.
С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии принимал участие в революционных событиях в Чили (в период Тихоокеанской войны 1864–1866 против Испании) и в 1866 в Вальпараисо написал свое первое произведение Ноктюрн. Самая же неистовая ругань досталась на долю «Завтрака на траве» Мане и «Девушки в белом» («Симфония в белом 2», 1864) Уистлера.
Еще одно замечательное произведение живописца – «Портрет Карлейля», отвергнутое в 1882г.
Однако работа вызвала ожесточенную критику. Вместе с такими художниками, как Курбе, Мане, Фантен-Латур, Писсарро, он выставляет свою «Белую девушку» в знаменитом парижском «Салоне отверженных» имевшем огромный и скандальный успех. Полученные смеси он хранил в баночках, заливая сверху водой.
К этому времени технические приемы Уистлера уже сложились. Полотно У рояля 1859 года получило одобрение Курбе. Полотно «У рояля» 1859 года получило одобрение Курбе. Видимо, для него было важнее свое рождение в искусстве. Полученные смеси он хранил в баночках, заливая сверху водой. Разделяя бодлеровское учение о синестезии, Уистлер по аналогии с музыкой называл свои портреты «симфониями» и «импровизациями».
Лекок требовал точного рисунка и изображения– по памяти. В мае 1879 года Уистлер был объявлен банкротом и все его имущество ушло с молотка. поспешил в Париж, который уже давно манил его к себе. – Золотой полоской заканчивается черная панель бантики на туфлях закреплены крошечными золотыми пряжками волосы заколоты золотой булавкой золото мы находим и в драпировке, брошенной на стул и в узоре циновки на полу: картина написана широкими, свободными мазками. Вслед за «Портретом матери» последовали не менее восхитительные «Портрет Карлейля» (1872) и «Портрет мисс Александер» (1873).
Ревалд писал по этому поводу: «Уистлер не понял, что природа тоже требовала упорной «тренировки» от тех, кто стремился приблизиться к ней. В их лице Уистлер здесь сразу же столкнулся с квинтэссенцией викторианской Англии. Но обстановка постепенно менялась. Созвучия тонов, по его мнению, должны соответствовать ритмам линий.
Девушка в белом», решенная в необычайной для тех лет осветленной гамме. Такое стремление к изяществу послужило поводом к тому, что творчество Джеймса Уистлера называли «декоративным импрессионизмом».