Этот период успело застать поколение ваших родителей. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам.
Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно– 11. 4. 1514, Рим) итал.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Петра в Риме. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине.
БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. войсками) переехал в Рим. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте.
Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. 15, слева вверху).
Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Все элементы возрастают к средокрестию и постепенно повышаются по мере приближения к куполу, создавая грандиозный и сложный интерьер, отчасти напоминающий иерархической соподчиненностью своих частей готические соборы, но резко отличающийся от них ясной, быстро воспринимаемой закономерностью центрического уравновешенного построения.
ко Моро. Апсиды трех равных ветвей креста укрупнены и более четко выражены в наружных объемах храма, три нефа четвертой, удлиненной ветви четко связаны с центральным подкупольным и окружающим центральные пилоны пространством, а башни, поставленные по диагоналям квадрата и несколько более сдвинутые к его центру, чем это было у Браманте, повторены еще раз на главном фасаде собора. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Архит. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы).
Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения– храм-часовня Темпьетто (1502), построенный на месте, где, по легенде, казнили ап. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. Петра, задумав его как величественное центрич.
И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. Лестница была сконструирована с двойной спиралью, чтобы движение могло происходить одновременно вверх и вниз. Современная винтовая лестница также находится в музее Пия-Климента, она была построена по проекту Джузеппе Момо в 1932 г., но по идее Браманте. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ).
До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность.
Наибольшей пластич. (собств. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному.
В 1505 году Папа Юлий II окончательно решил построить новую базилику, в которой будет грандиозный мавзолей для его могилы. Петра (в клуатре ц. Сан-Пьетро-ин-Монторио). Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы.
Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Общий запас лексики (от греч. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см.
Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Этому способствовала также и биография мастера. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. (Bramante собственно Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio) (1444-1514) итальянский архитектор. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (147983): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг.
Знаменитый двор (рис. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. В 1492—1497 гг. Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. 5). Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство.
Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада.
Он был первым главным архитектором нового собора св. 17 этой главы и рис. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры.
При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. В Риме Б. закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499–1503), построил аркаду двора ц. Санта-Мария-делла-Паче (1500–04). 1510).
работами Л. Пачоли. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
Испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. Назначение постройки объясняет ее размеры и своеобразный масштабный строй, т. е. соотношение пропорций и действительных размеров, поражающее на фотоснимках, где рядом снят человек. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (149297) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью.
Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). 18). Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро.
В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. масс к центру композиц. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. В 1499 Б. переехал в Рим, где его творчество приобрело зрелость и большую масштабность.
Петра в Ватикане (с 1505 г. ) успел возвести храм до высоты арок. 22). В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ).
Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). Миланский период Б. длился 20 лет (возвел несколько зданий, напр., алтарную часть церкви Санта-Мария делле Грацие). Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец.
Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
Крупнейшим творением Браманте является собор св. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. Для того-то Браманте, обладавший в вещах подобного рода величайшей сообразительностью и смелым воображением, сначала и спланировал в самом низу прекраснейшую двухъярусную лоджию, подобную Колизею Савельи, заменив, однако, полуколонны пилястрами и выложив ее целиком из травертина, а над ней вторую, состоявшую из встроенного ионического ордера с проемами, так что комнаты второго этажа папского дворца и помещения Бельведера оказались на одном уровне, а затем выстроил галерею более четырехсот шагов длиной со стороны Рима и подобным же образом и другую со стороны рощи так, что посреди осталась долина, которая, будучи покатой, должна была собирать всю воду, стекающую с Бельведера, для прекраснейшего фонтана. Лексический запас регулярно пополняют новые определения.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. К лучшим произведениям Б. относятся основанные на изучении рим. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). (Bramante, Donato) (1444-1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо д39Антонио, Pascuccio d39Antonio).
Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. При архитектурной обработке абсиды алтаря (хора) церкви Сан-Сатиро в Милане Б. построил за алтарём (на глубине 2 м) в перспективе парусный кессонированный потолок, покоящийся на боковых стенах, украшенных тремя перспективно построенными арками, создав т. о. иллюзию глубины абсиды в 13 м. Этот театр. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. чистоту и монументальность.
Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма.
Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. композиции и восприятия интерьера как единого целого) на мн. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци).
Б. принадлежит композиц. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. ветви креста и один из малыхкуполов (1506–14). Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (150004), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Б. успел возвести4 подкупольных столба с парусами, часть юж. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом.
форм, основанного на античных образцах. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. А. Палладио, 1584).
Историки архитектуры видят здесь коренной, не поддающийся объяснению творческий перелом, который связывают с общепринятым делением всего архитектурного процесса в Италии XV и XVI вв. рис. Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (148892), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (150345) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. 224).
Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. здесь же работал римлянин Джулио Романо.
цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени.
Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Созданные Браманте здание неоднократно реконструировались на протяжении столетий, вот таким образом их оригинальный вид часто известен лишь по чертежам. 16). Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3.
Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио.
Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Пилястры, своеобразные филенки, карнизы и медальоны сделаны из камня в ломбардских традициях. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. В 1493 г. Браманте уехал из Милана.
В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. деятельность Б. повлияла (особенно в области объёмно-пространств. К тому же периоду относится закладка так называемых Ватиканских гротов — крипты, где использованы полы древней базилики и повышен на три метра уровень пола нового храма. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Возвратимся, однако, к Браманте. ниже).
Начал он так: Julio II Pont. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. храмового здания и формированием языка архит.
С 1499 г. (после захвата Милана фр. С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св.
Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок.
Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). значение. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. После этого его превосходительство соизволил побывать на месте, все одобрил и распорядился приступать к работам. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви.
21). Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. 1510). В этих частях можно заметить стремление к более строгой тектонической разработке стены, которая проявилась уже в апсидах и крипте Павийского собора. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом.
Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488). 1510). Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки).
Петра в Риме. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. архитектор, представитель Высокого Возрождения.
рис. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. На обеих верхних террасах были разбиты регулярные сады, связанные при помощи двух рамп, обрамлявших нимфей в подпорной стенке, фасад которого имел вид триумфальной арки. здание над могилой апостола. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти.
Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари.
После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Юность провел в Урбино, где испытал влияние художников Пьеро делла Франчески и Лучано Лаураны. В основу своего проекта Б. положил равноконечный (греч. ) крест собширным пространством в средокрестии.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio).
– обелиск, который стоял в Большом цирке. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. С 1503 Б. вёл по поручению папы ЮлияII обширные работы в Ватикане. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв.
Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. Крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.
интересы Б., связанные с созданием центрич. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Речь ведется не о морском судне или командующем штабе, а о гаджете из ТОПовой линейки, который заинтересовал покупателей лучшей камерой, с n-ым разрешением мегапикселей, продвинутыми опциями и прочими наворотами. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. 15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца.
В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479-1483) и Санта Мария делле Грацие (1492-1497). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вел по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Но работа его сводилась к перестройке и переоформлению здания, сооруженного в IX в. Все основные конструктивно-архитектурные элементы купола заимствованы у Брунеллески отличие лишь в декоративной проработке: введен усложненный карниз, применены пилястры.
архитектор, художник, поэт. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение.
До конца жизни он занимался строительством нового собора Св. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. Это подтверждает гравюра Б. (1495) изображающая декорацию городской площади с асимметричными портиками, уходящими в глубину, аркой с подчёркнуто высоким аттиком, башнями и храмом на четвёртом и пятом плане.
Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. плана, целлы, барабана и полусферы купола. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным.
Альберти, Л. Лаураны и сиенского мастера Ф. ди Джорджо Мартини. Среди таких работ: перестройка ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 Б. перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия скреста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церквимон. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Однако собор св. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением.
Паскуччо дАнтонио) (1444—1514) — ит. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. В архит. Жизнь стремительно меняется.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. В начале XVI в. папство отпускало для строительства огромные средства на благоустройство и украшение города, на пробивку новых улиц и т. д. Один за другим сюда приезжали архитекторы, художники, скульпторы, резчики по дереву, каменных дел мастера. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму.
Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике.
библиографию), Ант. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Творчество Б. — одна из вершин архитектуры Возрождения. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см.
архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. Работал в Милане и Риме. Петра. доминантой собора должен был стать купол. Характерно и легкое решение углов в верхнем ярусе двора, не встречавшееся ранее в работах других мастеров кроме Браманте.
на стр. Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. До него этот приём применялся лишь в живописи. Санта-Мария-делле-Грацие (1492–97), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492–96 все– в Милане).
Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего.
вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Он сохранил там только алтарь св.
Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). В углах креста Б. предполагал возвести купольные капеллы, а на зап. Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галереяБрера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола– ныне в галерее Брера).
Здесь искусство Б. приобрело классич. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является.
творчестве испытал воздействие Л. Б. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. В миланский период творчества, длившийся двадцать лет, Браманте возвёл несколько великолепных зданий, среди которых выделяется перестроенная по приказу Лодовико Моро алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. В этот период определились осн.
Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создалпо заказу папы модель Санта-Каса (1507–09).
Достраивал её Браманте.
Петра в Риме. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Работал в Милане и (с 1499) в Риме. До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св.
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Главный купол полусферического, несколько повышенного очертания опирается на низкий барабан, покоящийся на парусах и полуциркульных подпружных арках. Весь план пронизан нерушимой логикой.
В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). вилл террасные дворы Ватикана– Бельведер и Сан-Дамазо (1503–1505). Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка.
Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения.
Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Петра. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок.
фасаде– 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архит. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы.