17 июля, ровно в половине восьмого вечера, в тот час, когда Шарлотта Корде убила Марата, голова ее скатилась на эшафот, где помощник палача подхватил ее за волосы и «от себя» отвесил казненной пощечину. Сегодня ценители живописи в восторге замирают перед его картиной «Смерть Марата», далеко не всегда задумываясь, кто на ней изображен и за что его убили.
По мысли Марата, при первом пушечном выстреле на границе, «нужно, чтобы народ закрыл ворота всех городов и чтобы он тотчас же освободился от всех мятежных священников, антиреволюционных чиновников, заведомых махинаторов и их сообщников». До этого он был известен в основном в профессиональной среде своими медицинскими трудами, в которых с крайней ожесточенностью критиковал признанных светил науки. Его газета пользовалась бешеной популярностью среди рабочих и мелкой буржуазии Парижа. В ванне накрытый простыней лежал Марат.
Профессионала такого уровня среди современных журналистов больше нет нигде в мире. Ожесточённый тон газеты вызвал против Марата преследования. Он был старше ее на двадцать лет и страдал неизлечимой болезнью. В «Цепях рабства» он в качестве альтернативы устаревшему режиму предлагал новую конструкцию общества с равными экономическими и политическими правами. В конце XVIII века во Франции было неспокойно.
Вполне понятно, что Шарлотта с огромным интересом отнеслась ко всем этим событиям. Однако в существенных вопросах Марат оставил Руссо позади. «Есть два Марата: Марат до революции и Марат во время революции, – писал Марк Алдамов. Высказываясь в духе просветительной эпохи о правах низших классов, Марат проводит, между прочим, мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». По вопросу о тепле и электричестве Марат высказывает только легковесные гипотезы: в один прекрасный день, припертый к стене, он вводит иголку в резиновую палку, чтобы сделать ее проводником и физик Шарль изобличает его в научном мошенничестве. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789).
13 июля 1793 года Корде купила в Пале-Рояле кухонный нож и спрятала его под корсет. В 1793 году, еще при жизни Марата, Бриссо был казнен как враг революции. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. В течение тридцати лет Марат блуждал по Европе или прозябал в Париже. Жан-Поль Марат издававший с сентября 1789 г. газету «Друг народа», был кумиром парижан, особенно их люмпенизированной части — главной силы все более радикализирующей революцию во Франции. Беседа их длилась около десяти минут. Подлинное государственное преступление — это действие представителей властей против народа, ограбление, обман и угнетение народа.
И все это творилось в стране, считавшейся цивилизованной и просвещенной. Исходя из «физической необходимости прав человека», Марат приходит к заключению, «что общество должно обеспечить поддержку тем из своих членов, которые не имеют никакой собственности и которые едва могут удовлетворить свои потребности трудом. Здесь «Друг народа» чувствовал себя в полной безопасности, впрочем, вполне возможно, что его к тому времени уже и перестали искать. С 1779 по 1787г.
Представляют интерес мысли Жана-Поля об использовании электричества в медицине. Впоследствии Шарлотта Корде получила статус ярой противницы Великой французской революции. Одержимый тон газеты вызвал против Марата преследования. «Les chanes de lesclavage», Париж, 1792 и сл. ). Ванну, где был убит Жан Поль Марат изобразил на своей знаменитой картине Жак Луи Давид (его полотно «Смерть Марата» стало одним из самых известных произведений искусства, посвященных той бурной эпохе).
«Конвент отныне объявил Людовика предателем французской нации, преступником против человечества». Убежденный в том, что он обладает и этими качествами и гениальностью, Марат принимает свои посягательства за заслуги, а свои причуды за истины. Для обеспечения своего счастья он имеет право решаться на все». Когда шесть недель спустя общественный нарыв становится гораздо больше, число возрастает соответственно, теперь Марат уже требует 270. 000 голов, все из человечности, «чтобы обеспечить общественное спокойствие», при том условии, чтобы лично ему, Марату, поручить произвести эту операцию, одну только эту операцию, в качестве мстителя.
В честь Марата был ненадолго переименован Монмартр (Montmarat) и город Гавр. Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. Несмотря на то, что последние полтора месяца жизни Марат, страдая от тяжёлой болезни, не выходил из дома, не мог публично выступать и активно участвовать в политической жизни и управлении страной, он оставался основным объектом ненависти лишённых власти «людей государства» — жирондистов.
Его и тогда, кажется, все терпеть не могли. Наконец очередь дошла и до умеренных революционеров (жирондистов). В своей газете он критиковал любые власти за их оплошности и преступления. Франклин присутствовал при одном опыте Марата, когда тот пытался доказать, что резина проводит электричество, но раскрыл обман (в резину была положена иголка) и отказался присутствовать при других «опытах». Вначале над ней издевались, заставляя идти по трупам, а затем закололи пиками. События 10 августа дали ему власть и влияние. С самого начала и до конца Марат идет по течению Революции, оставаясь ясновидящим в силу своего ослепления, благодаря своей логике безумца, благодаря соответствию своей частной болезни с общественной болезнью, благодаря тому, что один только бред Марата отличается цельностью среди неполного и позднего бреда других, благодаря тому, что его одного нельзя сдвинуть с места, что у него нет упреков совести – Марат торжествует, утвердившись одним скачком на острой вершине, на которую его соперники не осмеливаются дойти или доходят только ощупью.
Никому ничего не сказав, она отправилась в Париж. изд. Он считал, что надо провести процесс над королём с соблюдением всех формальностей. В сентябре 1792 года членом Конвента — высшего органа власти революционной Франции — стал, вместе с Робеспьером, Дантоном, Камиллом Демуленом и Филиппом Орлеанским, гражданин Марат, президент Якобинского клуба. Через пять минут Друга народа не стало.
Для того же, чтобы она хорошо действовала, он сам должен ее применить. Шарлотта сказала Марату, что может назвать имена лидеров жирондистов, действующих в Кане. Таким образом, оправдываются бесчисленные мятежи, вызываемые голодовками и так как эти голодовки постоянны, ежедневные мятежи, по мнению Марата, вполне законны. «Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права. «Декарт, Гельвеций, Галлер, Лекст, Юм, Вольтер, Бонне, делали из этого непроницаемый секрет, тайну». После казни монарха вступил в конфронтацию с Робеспьером и Маратом, обвинив их в стремлении к диктатуре.
Музыкальное оформление – композитор Иван Волков. Но всякий раз, когда дело доходило до суда, Марату (единственному редактору) удавалось выходить сухим из воды. Она получила прекрасное образование, много читала, увлекалась философией. Другими словами в глазах Марата, Марат – превосходящий всех своим гением и характером, является единственным спасителем.
Некоторые идеи этого трактата (необходимость заботиться о том, чтобы позор от наказания не распространялся на неповинные семьи преступников) были усвоены императором Иосифом II. В 1780г. Французы в XXI веке сняли фильм «Шарлотта Корде». В то же время ученику удалось развить некоторые идеи своего учителя. Дворянство обладало массой привилегий, не подкрепленных экономически.
С одной стороны, он выступал против системы деспотизма. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Именно в таких обстоятельствах 13 июля 1793 года к Марату пришла Шарлотта Корде. Так или иначе, но убийство Жан Поль Марата стало одним из самых громких за всю Великую французскую революцию.
Его идея эгалитаризма приходилась противоположной распространенному тогда элитаризму. Какие перемены произошли с Маратом, вытащенным из своего темного подвала на эту сияющую «особую трибуну». Через 4 дня, после допросов и побоев, она погибла под ножом гильотины.
Отомстить за казнённых решила 25-летняя провинциальная дворянка Шарлотта Корде дАрмон. Однажды, уже в период революции, у Марата вышел конфликт в Париже, на Новом мосту, с отрядом королевских войск. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789. Все искусство сражаться этим страшным оружием заключается в том, что левую руку обвертывают до самого плеча тряпками, волосом и затем набрасываются на врага, держа в правой руке нож». Одним из очевидных недостатков в общеполитических воззрениях и тактике Марата было нигилистское отношение к республике, к республиканской форме власти. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше. Вот кому надо поставить памятник в Москве и в Донбассе.
Во время реставрации Бурбонов её начали почитать как национальную героиню. «Друг народа» много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже, крайнего революционного фанатизма его читали нарасхват, популярность его выразилась и в многочисленных циркулировавших тогда подделках под него. Если бы Друг народа Марат мог найти две тысячи решительных людей, «он для спасения родины вырвал бы сердце у дьявольского Мотье, окруженного своими батальонами, он сжег бы в его дворце монарха и его клевретов, он умертвил бы депутатов в зале заседаний и их тела были бы погребены под пылающими развалинами их вертепа». Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Пытался, правда, Марат выступать и на общественном поприще: в 1774-ом он опубликовал брошюру «Оковы рабства», а в 1780-ом – план уголовного законодательства. В 1779–1787 Марат был врачом графа Артуа. Марат и Симона, не помня себя от счастья (он — оттого, что снова получил возможность ежедневно подстрекать толпу к убийствам, а она — оттого, что рядом был любимый человек), переехали на улицу Кордельеров в четырехкомнатную квартиру (столовая, гостиная, кабинет и спальня), снятую Маратом. Убит Шарлоттой Корде. Марат столь же оригинален в оценке так называемых государственных преступлений.
Да и не конфликт, а так — словесная баталия. Исходный пункт рассуждений Марата — по-прежнему идеал Руссо. В 1775 году Эдинбургский университет присудил ему степень доктора медицины. Лаплас и Монж, простые автоматы, являются только счетными машинами Лавуазье, «мнимый автор всех наделавших шуму изобретении, не имеет ни одной оригинальной мысли», он грабит других, не понимая их и «меняет системы как рубашки». Кроме того, он презрительно относился к идее республиканского строя.
В своих записках почтенный парижский палач Анри Сансон свидетельствовал, что за свою карьеру он редко видел людей, тем более женщин, так достойно встречавших смерть, как Шарлотта Корде. В Англии Жан-Поль Марат прожил одиннадцать лет — с 1765 по 1776 год. Когда безумец, вроде Марата, видит везде вокруг себя, на полу, на стенах, на потолке, скорпионов, пауков, когда он видит, как кишат вонючие и ядовитые паразиты, он только и думает о том, чтобы их раздавить и тогда у людей типа Марата наступает последний период умственного расстройства: после бреда честолюбия, мании преследования и постоянного кошмара наступает мономания убийства.
Повторяю еще раз, что другого средства кроме народной расправы не существует». Шарлотта вовсе не была сторонницей жирондистов. по самый день смерти Марата, под разными названиями. Никогда человек не имел и не сохранял столь высокого представления о самом себе.
Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Конечно, такие призывы встречали поддержку у бедноты, которая и самому Марату присвоила титул Друг народа. Пожертвовал художник и фоном. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид».
Если существуют неудачи, то только потому, что не слушались советов Марата. Каждый пес имеет свой праздник, даже бешеный пес. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью.
В конце 1791г. «Оптика» Марата – полное отрицание великой истины найденной Ньютоном столетие назад и проверенной столетием опытов и вычислений. Марк Алданов писал о Симоне Эврар: «Эта несчастная женщина по-настоящему любила Марата. В Кане жила 24-летняя Шарлотта Корде.
Им было доверено 12. 000 франков для изыскания средства управления воздушными шарами, «а они поделили их между собой и промотали их в Рапе, в Опере и у девок». Конвент решает судить короля с соблюдением революционной и демократической процедуры. Мало того, он считает, что в преступлениях повинны не преступники: «Почти повсюду правительство само вынуждает бедняков к преступлению, отнимая у них средства к существованию». Например, деньги на рабочем столике и записка «Вы отдадите эту ассигнацию матери пятерых детей, муж которой умер, защищая родину» в действительности отсутствовали. Правительство задолжало крупным буржуа громадные суммы.
Из них трех Марат чудовищнее всех. Его писания едва ли могли быть понятны малограмотной женщине.
15 мая 1790 года в своем открытом письме «К просвещенным и отважным патриотам» Марат утверждал, что следует противопоставить войне между народами войну гражданскую и, обращаясь к солдатам, советовал им в случае начала военных действий в первую очередь расправиться с врагами внутренними, а уж после защищать революционное отечество. Марат состоял врачом в придворном штате графа дАртуа. Он и начинает с утверждения, что все государственные учреждения являются результатом не общественного договора, как это должно было бы быть, а насилия: «Все государства были созданы с помощью насилия, убийства, разбоя и у власти поначалу не имелось никаких иных полномочий, кроме силы».
Шарлотта Корде была задержана на месте преступления. Но вот Бриссо почему-то счел иначе и фразу эту из заметки вычеркнул. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, моя подруга. ). Только созданная им «ANNA-News» рассказала россиянам о том, что действительно происходит на Донбассе, кто есть кто. В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями. Наконец против Марата якобы возник заговор академиков.
В 1773 году Марат издал книгу: «О человеке или принципы влияния души на тело и тела на душу», вовлекшую его в полемику с Вольтером, а затем – революционную брошюру «Цепи рабства». Высказываясь в духе просветительной эпохи о правах низших классов, Марат проводит, между прочим, мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. «О, Франция.
был, вне всякого сомнения, человеком ненормальным, психопатом. Он делит их на две группы: ложные и подлинные. Кроме Симоны Эврар, вероятно, никто из знавших его людей никогда не любил Марата».
Ложные государственные преступления, которые он оправдывает, — это любое выступление, прямое или косвенное, против несправедливого государственного порядка. Российские зрители знают ее прежде всего по кинематографической адаптации спектакля Питера Брука (1967 год) и спектаклю Юрия Любимова в Театре на Таганке (1998 год). Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. — А. Ш. ), без которого не взять Трои. В самом начале достаточно было незначительного количества жизней, «нужно было отрубить 500 голов после взятия Бастилии и тогда все было бы хорошо».
Одной из самых весомых из них стал Якобинский клуб, названный так по месту заседания его членов в бывшем монастыре доминиканцев (во Франции их называли якобинцами). В политике Марат присоединяется к модной тогда нелепости – общественному договору, основанному на естественном праве и он делает ее еще глупее, присоединяя сюда рассуждения грубых социалистов, затерявшихся в морали физиологов, основывавших право на физической потребности. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. по самый день смерти Марата, под разными названиями.
Многие из жирондистов бежали тогда в городок Кан в Нормандии. С 1779 по 1787г.
С сентября 1789 года он выпускает газету «Друг народа», которая стала главным делом его жизни. Неудачное начало войны инфляция, разруха, рост цен вызвали новые волнения. Он начал читать сочиненный Шарлоттой «донос», девушка присела рядом с ванной, якобы чтобы составить список заговорщиков и дважды вонзила нож под правую ключицу жертвы. 16 июля 1793г. Никогда человек после такой разнообразной культуры не имел столь неисцелимо ложного ума.
До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток. – «К чему полумеры. И тот черканул несколько слов депутату Конвента Клоду Ромену Лоз-Дюперре. Одно время ему пришлось скрываться в подвалах. Марат только успел крикнуть: «Ко мне, мой друг.
В 1774 году из-под пера Марата появились «Цепи рабства» – одна из самых громких и популярных брошюр своего времени. Естественно, что мнимый угнетаемый Марат защищается, то есть нападает. Марат уверяет, что он раскрыл тайну, установил местопребывание души, указал посредника, через которого сообщаются душа и тело. Он писал, что «такой образ действий был необходим для просвещения народа потому, что нужно убедить различными путями, соответствующими степени развития умов, всех жителей Республики». По свидетельству очевидцев, мертвое лицо залилось краской.
Не был исключением и Жан Поль Марат. Художник-классицист не особо гнался за точностью деталей. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. В 1780г. В 1789г. Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки.
был призван к суду за проповедь роспуска собрания и призыв к «убийству и грабежам» доказательства были взяты из разных номеров его газеты. Неккер, по словам Марата, задумал «ужасное дело – извести голодом и отравить народ, он навсегда навлек на себя проклятие французов и презрение человеческого рода». Два месяца спустя вышел первый номер газеты Марата «Друг народа», мгновенно ставшей сверхпопулярной.
Марат записал фамилии этих людей. «Узнайте и еще об одном факте, факте, который стоит многих: Марат не только здесь, но и имеет собственное почетное место (tribune particuliere). В 1780 он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства».
Премьера пьесы состоялась в Театре Шиллера в Западном Берлине в апреле 1964 года, затем пьеса была востребована во многих странах мира и чаще всего шла под сокращенным названием «Марат/Сад». Марата самого стали называть «другом народа». Но в странном несоответствии с развиваемыми им публично общими положениями Марат в феврале 1791 г. продолжал утверждать, что «ограниченная монархия более всего пригодна для нас» и даже что «нам нужен именно такой король и мы должны благословлять небо, что оно дало нам его».
Издатель и главный автор газеты постоянно призывал к расправе над богачами, требовал ограничить максимально возможный размер имущества, то есть ратовал за «уравниловку». 15 ноября 1791 года Марат утверждает, что скопище эмигрантов заключает в себе «не менее 120. 000 бывших дворян и партизан и дисциплинированных солдат, не считая сил немецких князей, которые должны присоединиться, к ним».
Вот таким образом Марат делает вывод, опрокидывающий любое уголовное законодательство: «Кто крадёт, чтобы жить, пока он не может поступить иначе, лишь осуществляет своё право». Преступлением Жан-Поль признавал далеко не каждое злонамеренное деяние. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, моя подруга. ). Анна-Летиция получила в отчем доме прекрасное образование.
И со всем этим, повторяю, невыносимый. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за издательство. Та выехала из Франции и сильно бедствовала. Но призыв этот был весьма оригинален.
В декабре 1792 г. Людовик XVI был предан суду Конвента. Франция раскололась на два лагеря, которые вскоре пошли войной друг на друга. Человек, которому создали репутацию «кровожадного», обнаруживает искреннее чувство милосердия и, одним из первых, предлагает резко ограничить применение смертной казни. Пьеса написана в 1963 году, ее полное название «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада».
Он нес людям ПРАВДУ. Александр Пушкин сравнил эту женщину с богиней мщения. И что-то не очень верится, что такая ранняя смерть произошла случайно.
В конце 1791 Марат переселился в Лондон, где стал писать книгу: «Школа гражданина», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за свою газету. – вопрошает Марат. В 1773 году он издал книгу «О человеке или Принципы и законы влияния души на тело и тела на душу» (фр. «De lhomme ou des principes et des lois de linfluence de lme sur le corps et du corps sur lme») (Амстердам), вовлекшую его в полемику с Вольтером за ней последовала революционная брошюра «Цепи рабства» (англ. «The chains of slavery» Лондон, 1774 франц. Несмотря на протесты Дантона, Марат 14 апреля 1793г. Прибыв в Париж 11 июля 1793 года, Шарлотта Корде стала искать встречи с Маратом.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. К несчастью своей жертвы, она была яростной сторонницей жирондистов. Жан-Поль Марат (традиционная передача, французское произношение Мара фр. Jean-Paul Marat 24мая 1743 (17430524), Будри, Невшательское княжество (ныне— кантон Невшатель)— 13 июля 1793, Париж)— политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Естественно, его с такими представлениями о законности никто в абсолютистской Франции не воспринимал всерьез. Если вы неспособны меня понимать, тем хуже для вас». Лохматый, сверкающий глубоко запавшими глазами, в потрепанном засаленном фраке, в рубашке с расстегнутым воротом, с непременным огромного размера пистолетом за поясом, Марат выглядел воинственно, вызывая ужас и омерзение не только врагов революции, но и членов Конвента. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид».
Делайте выводы. Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам. Бежать она даже не пыталась.
13 июля 1793 дворянка-жирондистка Шарлотта Кордэ (принадлежавшая к роду потомков великого драматурга Корнеля) пришла в дом Марата якобы с целью сообщить ему список «врагов народа». Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Согласитесь — написано было очень скромно и достойно. Ко мне. » и потерял сознание. В честь Марата были ненадолго переименованы Монмартр (Montmarat) и город Гавр.
Родственники Шарлотты подверглись репрессиям. «Я полагаю, что исчерпал почти все комбинации человеческого ума по вопросам морали, философии и политики».
Краткая характеристика эволюции его убеждений такова. Но парижская толпа и революционные власти не оценили благородства. «Этот одержимый фанатик внушал нам всем какое-то отвращение и оцепенение. Шарлотта Корде всем заявила, что едет хлопотать о пенсии для своей хорошей подруге по аббатству Святой Троицы. В случае необходимости он может быть генералом и притом победоносным. он написал «Дар отечеству» («Offrande la patrie»), «Tableau des vices de la constitution anglaise», составил проект установления конституционной монархии и наконец начал издавать газету «Друг народа» («Ami du peuple»), выходившую с 12 сентября 1789г.
Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы. В отличие от своих болтливых подруг, Шарлотта была малоразговорчива и задумчива. Переворот десятого августа 1792 принёс ему власть и влияние. После очередной смены власти в 1795 году его перенесли на обычное кладбище. он переселился в Лондон, где занялся составлением книги: «Ecole du citoyen», но в апреле 1792г.
И решила отомстить виновнику этого. Шарлотта росла не по годам серьезной и весьма начитанной девушкой. По словам Марата, сначала против него составился заговор философов: когда его трактат «О человеке» был выслан из Амстердама в Париж, «они почувствовали, какой удар я наношу их принципам и добились того, что книгу задержали в таможне». Костные европейские режимы он считал деспотическими и тормозящими развитие социума. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. Нет, преподобный Эйкин искренне желал дочери счастья и совсем не хотел видеть ее в рядах «синих чулков», которых в Англии всегда хватало.
Свержение партии жирондистов (сопровождаемое, как и положено, массовыми казнями) произошло при прямом участии Марата. Шарлотта Корде вошла в комнату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту».
Бриссо нападал на Французскую Академию, не признававшую Марата. Он был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти убийства оправдывались и провинция приглашалась последовать примеру Парижа (потом, однако, он отрицал своё участие и называл сентябрьские события «несчастными»). Писатель соответствовал духу времени – в Западной Европе и особенно во Франции, нарастали антимонархические настроения. Многие участники Великой французской революции постоянно меняли свои взгляды. Со времени взятия Бастилии, «растраты одного только муниципалитета превышают 200 миллионов, считают, что Байи положил себе в карман более двух миллионов, а то, что в течение двух лет положил себе в карман Лафайет, не поддается учету». Марат состоял врачом в придворном штате графа дАртуа.
Девушка осознавала, что уцелеть самой после покушения ей не удастся, вот таким образом написала несколько прощальных писем, а также «Обращение к французам, друзьям законов и мира», в котором объясняла мотивы своего поступка. Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно принимал ванны во время одной из них 13 июля 1793г., его посетительница, дворянка Шарлотта Корде предложила ему новый список «врагов народа». Именно в социальном неравенстве писатель видел причины нарастающего кризиса. Марат полагает, что он сделал в физике бессмертные открытия: «Они произведут полный переворот в оптике. Мужество и совесть этого человека — пример для всех.
на гильотине по приговорам революционных трибуналов. После долгого, почти четырехмесячного перерыва, благодаря жертве Симоны Эврар, очередной номер «Друга народа» в свет вышел. Несмотря на протесты Дантона, Марат 14 апреля 1793г. Однако со смертью несчастной потеха черни не закончилась.
он написал «Дар отечеству» («Offrande la patrie»), Список пороков английской конституции («Tableau des vices de la constitution anglaise»), составил проект установления конституционной монархии и наконец начал издавать газету «Друг народа» («Ami du peuple»), выходившую с 12 сентября 1789г. Издание постоянно находилось под государственным прессом. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров.
Вот что пишет Н. И. Кареев: «Жан Поль Марат. Убийство Марата, несмотря на намерения Шарлотты Корде, привело лишь к усилению террора. Некоторые из них Давид попросту придумал. Славу и власть «друга народа» она ценила, но любила его и просто по-человечески. Какая нелепость хвалить отвагу и бескорыстие Лафайета.
В 1789 году, когда во Франции началась революция, Марат взялся за издание собственной газеты «Друг народа». В 1774 году была издана первая политическая книга Марата «Цепи рабства». Никогда рассудительное безумие не проявлялось более резко. Жирондисты считали, что звезда Марата вот-вот окончательно закатится.
В октябре 1792 года от якобинцев отделились так называемые жирондисты (от название департамента Жиронда, откуда были родом многие ее члены). По своим взглядам Жан Поль Марат многими признавался верным сторонником Руссо. Непотопляемым и вездесущим для своих современников был Жан Поль Марат. Всё изменилось после штурма Бастилии.
31 мая 1793 года был объявлен врагом Республики. Почти вся семья была вынуждена эмигрировать. Он – Ньютон и даже больше того. Какой-то плотник схватил свежеотрубленную голову и влепил ей пощечину. Отсюда вполне ясны последствия. «Патриотическая контрибуция, – говорит он, – должна дать 4860 миллионов и, может быть, вдвое больше с этой суммой Неккер может вооружить 500000 человек и он рассчитывает на это, чтобы подчинить себе Францию». он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства» (фр. Plan de lgislation criminelle), в котором он примыкает к школе криминалистов-филантропов. Если Париж, одурманенный «Другом народа», приветствовал это решение, то в провинции падение жирондистов и последующее установление диктатуры «непримиримых» якобинцев восприняли как предательство идеалов революции.
Шарлотта действовала в одиночку и для того, чтобы вывести из- под революционного возмездия не знавших ничего о ее намерениях родственников и друзей, благородная девушка написала «Обращение к французам, друзьям законов и мира», где объяснила, что убить чудовище она решила сама и осуществила свой замысел, не посвящая никого в свои планы. В честь Марата на некоторое время были переименованы Монмартр и город Гавр. «Нам нужна не отставка министров, нам нужны их головы, головы всех сторонников министерства в Собрании, головы вашего мэра, вашего генерала, почти всего генерального штаба, большей части муниципальных советников, главных агентов исполнительной власти в королевстве». Отцу она оставила записку, что уезжает в Англию. «Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма популярность его выразилась и во многих подделках под него. Король арестован. Сначала тело журналиста похоронили в Пантеоне.
Пока обрадованный Марат записывал их имена, Шарлотта заколола его кинжалом. «Друг народа» много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже, крайнего революционного фанатизма его читали нарасхват, популярность его выразилась и в многочисленных циркулировавших тогда подделках под него. Марат «слышит», «как двадцать миллионов кричат в один голос: Если черные и пораженные гангреной министерские приверженцы будут настолько дерзки, что проведут проект роспуска и воссоздания армии, постройте, граждане, восемьсот виселиц в Тюильрийском саду и повесьте на них всех изменников, с гнусным Рикети, графом Мирабо во главе и устройте в середине бассейна громадный костер, чтобы сжечь на нем министров и их сообщников». Там уже находились ее «Обращение к французскому народу» с объяснением поступка и свидетельство о крещении. Естественно вот таким образом, что Марата преследуют, что он должен бежать и жить по месяцам подобно летучей мыши «в погребе, в подземелья и в темном тайнике».
Все они мошенники: «Я, – заявляет Марат, – мог бы привести сто случаев подлости господ академиков Парижа, сто растрат доверенных сумм». Правительство предпринимало попытки пересмотреть ситуацию, но родовые традиции оказывались сильнее: буржуа были повсеместно презираемы, но их деньги служили неплохим подспорьем для исполнения дворянских прихотей. Интересна эволюция взглядов Марата на монархию и республику. В 1775 Эдинбургский университет присудил ему степень доктора медицины.
Женщина заколола ослабленного и беспомощного революционера. Это – честолюбивый бред, хорошо известный в домах для сумасшедших.
Ему просто трудно было представить разлуку со своей обожаемой Анной. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох.
Анна была красива (красота досталась ей от рано умершей матери), немного легкомысленна и, как и положено молодой девушке, втайне от всех баловалась сочинением стихов, поверяя бумаге свои невинные девичьи мечты. Он делает предсказания и притом абсолютно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами».
В начале же революции «друг народа» был куда умереннее. Жан Поль Марат зарекомендовал себя в качестве принципиального критика абсолютизма. Марат не постеснялся принять Шарлотту, сидя в ванне. В 1789г. После этого эпизода редактор «Друга народа» присоединился к сторонникам свержения Бурбонов.
Он долбил ее упорно, без вывертов, с большой силой. Байи тоже вор, а Малуэ – паяц. (Jean-Paul Marat, 1744-1793) — французский революционер родился в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. Затем врагами стали проявляющие колебания деятели революции, либеральные монархисты. До меня настоящие, первоначальные цвета были неизвестны».
Марат умер почти мгновенно. В «Плане уголовного законодательства» Марат ярко проявляет сочувствие, сострадание к угнетённым и униженным.
В высших науках о природе или человеческом обществе, утверждает Марат, он дошел до конца. По мнению Марата, ученые, не пожелавшие восхищаться им – дураки, шарлатаны и плагиаторы. 24 апреля 1793г.
она менее всего думала о браке», — вспоминала одна из подруг мадемуазель Корде. Я открыл его и указал на его роль, так что теперь никаких сомнений быть не может». Нож вошел в тело Марата чуть ниже правой ключицы, пробил легкое и дошел до сердца.
Выхватив спрятанный под косынкой нож, девушка заколола «друга народа». Дух его конституции — это главенство права на жизнь перед правом на собственность, Марат заявляет, что на основании естественного права, «когда какому-нибудь человеку недостаёт всего, он имеет право отнять у другого имеющиеся у него в избытке излишки. ». Находя, что члены Учредительного собрания разрушают и снова воссоздают слишком медленно, Марат заявляет, что он в состоянии все уничтожить и снова воссоздать в абсолютном виде в одно мгновение. Шарлотта выхватила нож и нанесла удар.
Голова, повернутая набок, залито мягким светом. За это время в стране сформировалось немало политических группировок. Он великий политический врач. – Ваша месть должна быть обдуманна. он представил на конкурс свой «Plan de lgislation criminelle» (Нёвшатель, 1780) (План уголовного законодательства), в котором он примыкает к школе криминалистов-филантропов. Несмотря на подтверждение невинности, газеты кричали, что Корде – «жирондистская потаскуха» и «распутная монархистка». Но в столицу необходимо было прибыть под благовидным предлогом.
Пока Марат записывал имена вымышленных «заговорщиков против республики», обещая вскоре отправить их всех на гильотину, Корде нанесла ему смертельный удар кинжалом. Жаль, что его почти не знают в российской глубинке. Некоторые идеи этого трактата (необходимость заботиться о том, чтобы позор от наказания не распространялся на неповинные семьи преступников) были усвоены императором Иосифом II. Наша героиня попросила Барбару написать ей рекомендательное письмо.
10 августа вспыхнуло очередное восстание, которое возглавила Парижская коммуна — революционный орган парижского самоуправления. Марат продолжал упорно высказываться за сохранение монархии. Влюбиться в него было трудно. Но главную роль в ней сыграла не французская, а бельгийская актриса Эмили Декьенн. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. «Если бы я был народным трибуном и меня поддерживало несколько тысяч решительных людей, я ручаюсь за то, что через шесть недель конституция была бы совершенна, что политическая машина работала бы вполне исправно, что нация была бы свободна и счастлива, что менее чем через год страна была бы в цветущем состоянии и внушала бы уважение своим врагам и что все это было бы до тех пор, пока бы я был в живых». – Первый достаточно понятен.
Но на картине они подчеркивали альтруизм Марата. Руки его были заняты письменными принадлежностями и на посетительницу он не смотрел. Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события несчастными). Однако эта защита должна содержать принципиальное исключение: «Закон должен предупреждать слишком большое неравенство состояний, устанавливать предел, какой они не должны переступать». Он призывал народ к решительным насильственным действиям. По словам Марата, достаточно будет ему только видеть два раза, каким образом сражаются вандейцы, чтобы найти средство кончить войну «после первой же схватки».
Впрочем, напряжение последних четырех лет жизни Марата в сочетании с его неуемным стремлением к славе любым путем позволяет некоторым исследователям поставить куда более жесткий диагноз. («Только индюки ходят стадами», — любезно говорил он членам Конвента. ) Эта мысль: нужна диктатура, необходима кровавая диктатура, без диктатора мы не спасемся, вне диктатуры нет выхода.
человек, в том числе 17 тыс. Есть данные о том, что за свои дела Жан-Полю Марату даже пришлось провести некоторое время в заключении. Точным глазомером хирурга Марат определяет размеры зла. Появление неистового «Друга народа» на трибуне республиканского Конвента, по словам современников, было похоже на видение Медузы-горгоны. Сначала этими врагами назывались сторонники абсолютистской монархии и старого режима.
Бежал в Кан, где и встретился с Шарлоттой Корде. Наконец, вечером Корде добилась аудиенции. Вернувшись домой, Марат тут же послал Бриссо заметку, в которой говорилось, что «. Я понимаю коечто в военном искусстве и я мог бы без самохвальства отвечать за успех». На этот раз он гораздо ближе подходит к этому, проводя мысль, что все законы — орудие господства богатых над бедными, что собственность — результат «первого захвата». «Душа и тело, – пишет там Марат, – являются различными субстанциями, не имеющими между собою никакой необходимой связи и соединенными между собою одним только нервным током».
«Цепи рабства» — это удивительное пророчество сложного пути и конечной гибели Французской революции. Надо думать, в диктаторы он намечал самого себя. Высказываясь в духе просветителей о правах низших классов, Марат в том числе проводит и мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». Потеряв родителей, он снискивал пропитание уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город.