Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо. Там женщина по имени Марфа пригласила их в свой дом. Иисуса привели на место, называемое Голгофа (что буквально означает «череп» или «лобное место»). То же можно сказать и о Тинторетто. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Сусанна выходит из купальни, ее левая нога еще в воде.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, нс обращая на них внимания. Тема Тайной вечери проходит через все творчество художника. В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. Все обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно и символично.
Смелая, свободная манера живописи Тинторетто казалась многим его современникам небрежной. Сойди лучше с креста и спаси себя самого. » Священники и учителя закона тоже насмехались над Иисусом: «Других спасал, а себя спасти не может. После этого Пилат снова вывел Иисуса к иудеям и сказал: «Смотрите.
Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью»), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер»). Ярко передает художник беспомощность человека перед могучей силой стихии. В Средние века Богоматерь обычно изображали стоящей прямо.
Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). У подножия креста ученики Спасителя образуют редкую по духовной силе группу. С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга». Распятие произошло в третьем часу. Картины «Брак в Кане», «Пир у Симона фарисея» и «Пир в доме Левия», посвященные библейской тематике и заказанные монахами имели исключительно светский характер.
Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему: «Господи, Ты хочешь мыть мне ноги. » Иисус сказал ему: «Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь». Христос перед Пилатом. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Тинторетто дает абсолютно иную интерпретацию. Важнейшую роль в композиции играет свет. «В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее.
Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»). Что касается Тинторетто – он рассчитывал на более бедные слои венецианского общества и выступал в основном как мастер религиозной живописи, религиозных картин, предназначавшихся для церковных интерьеров. Они пришли на Голгофу и там Иисуса распяли.
Пятнами падая на фигуры, отражаясь в посуде, местами выхватывая из сумрака отдельные предметы, свет наполняет картину ощущением тревожной напряженности и беспокойства. Сюжет «Распятия» см. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. 1540-х гг. ). Дело в том, что после трагедии разграбления Рима в Венецию стали приезжать художники из Центральной Италии. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
Каким был Тициан. Веронезе создавал огромные полотна с сотнями нарядно одетых, веселящихся венецианцев.
Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м). Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды. «Ты никогда не вымоешь моих ног. » — категорично заявил Петр. Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.
Пилат пытался уговорить толпу, делая все возможное, чтобы Его отпустить. Несение креста. В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Старцы указали на разные деревья. Неся Свое тяжкое бремя, Он прошел, шатаясь, еще несколько шагов и рухнул как подкошенный.
фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. В силу этих черт характера довольно рано складывается индивидуальный стиль художника. Но только войдя в зал, можно охватить взглядом сцену целиком, во всей ее грандиозности. Тогда Мария сказала: се, раба Господня да будет Мне по слову твоему. Там, где обычно пишут указание вины, было написано «Иудейский царь». В 1550-1570-х гг. — спросил Он их.
«Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Он настолько велик, что возвышается над всеми фигурами и достигает верхнего края картины.
Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто») у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Место действия — Вавилон эпохи пленения там еврейского народа. Однако явился пророк Даниил и велел допросить старцев раздельно. Согласно Евангелию, Левий Матфей, один из учеников Христа, некогда был мытарем (сборщиком податей) и не раз злоупотреблял своей властью.
В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола). «Распятие» Тинторетто отличается композиционной сложностью и драматизмом. Ранний ее вариант — в церкви Санта-Маркуола (1547) — еще близок к традиционному решению: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична.
Поклонение пастухов. Не менее восьми раз обращался он к ней в разное время. Себастьяна (1555-1556). В героях, погруженных в свой внутренний мир, он ищет гармонию чувств и поступков.
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Горделиво и спокойно смотрит она прямо на зрителя, ничуть не смущаясь своей ослепительной красоты. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Иногда в поисках неожиданного ракурса он подвешивал их к потолку. Будем честны, ответ сможет дать не каждый, так как, по сути, ценность полотен для неподготовленного зрителя как будто номинальная. Цикл, посвященный жизни св.
Композиция и все изображенное носят блестящее очарование театральной сцены, созданной самым умелым бутафором. В 1550-е гг. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». И не только.
В монументальных полотнах «Брак в Кане» (1561), «Похищение тела св. На первом плане играют две прелестные девчушки с собакой.
Солдаты предложили Ему выпить вина, смешанного с уксусом, но Он отказался. Фигура св. Ранний ее вариант — в церкви Санта-Маркуола (1547) — еще близок к традиционному решению: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична.
Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города. творческая манера Тинторетто изменяется. Ослепительно белое тело Венеры здесь изображено на фоне темной стены, что создает впечатление загадочности и таинственности происходящего.
Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Это его второй период. Художник предпочитал динамичные диагональные композиции, сложные ракурсы, драматические световые эффекты («Рождение Иоанна Крестителя», кон. Изобразить душевные движения всех двенадцати апостолов – людей, различных по возрасту, темпераменту, общественному положению, - и не впасть при этом ни в однообразие, ни в преувеличения – такова была необычайно сложная задача, поставленная перед Леонардо да Винчи. Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от него сторон.
Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Его живопись свободна и имеет некоторый фантастический оттенок. Яркие, сочные краски ранних полотен Тициана свидетельствовали о радостном восприятии окружающего мира.
Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы – как бы бестелесны. Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. Тогда люди будут говорить горам: «Упадите на нас» и холмам: «Покройте нас».
Введение во храм. Вот таким образом кисть Тинторетто редко достигает виртуозной гибкости и изящной тонкости художественного языка Веронезе. Картина глубоко символична. 1579—81.
Подчеркивая скорбь Девы Марии, они считали, что она терзалась событиями Страстей. Действие происходит как бы в обстановке скромной итальянской таверны. Марка (1562, Венеция, галерея Академии).
Декоративный характер его живописи, оригинальные композиционные и колористические решения. Но почему. – Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции.
Два старца решили соблазнить Сусанну, жену одного зажиточного иудея. Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». Пилат вышел и спросил: «В чем вы обвиняете этого человека. » Те отвечали: «Если бы Он не был преступником, мы не привели бы Его к тебе».
Дрезденская галерея). Неподалеку, в поле находились пастухи. Тут выразился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. «Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви. 1570—75 200 x 132 см Старая пинакотека, Мюнхен Иисус с учениками пришли в одну деревню. Любимов).
Перед нами измученный страданиями человек, который сверху взирает на казнь. Глубокое волнение вызывает среди апостолов простой и в то же время одухотворенный жест Христа, переламывающего хлеб. Священники и правители не испытывали ни малейшего сочувствия к своей страдающей жертве, однако поняли, что Он не в состоянии нести дальше это орудие казни. Роха) в Венеции, членом которого стал художник. ниже.
Она же, увидевши Его, смутилась от слов Его и размышляла, что бы это было за приветствие. За всей этой идиллией, тайно выглядывая из своих укрытий, в нарочито нелепых позах наблюдают старцы (один – на переднем плане в нижнем левом углу, другой – на заднем плане в центре картины). ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ – последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа.
Опираясь на литературный первоисточник – «Метаморфозы» Овидия, – Тициан создавал собственные композиции, в которых стремился отразить нравственный смысл мифологических сюжетов и образов. Такова окончательная композиция Леонардо. В картине «Похищение Европы» запечатлен известный мифологический сюжет о похищении Зевсом прекрасной нимфы Европы. Не светотень, а именно различные оттенки цвета создают объём на их полотнах. Полотно Веронезе «Несение креста» необычно для художника, как его более чем скромными размерами, так и лаконичной трактовкой сюжета.
На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Люди шли к нему из Иерусалима и со всех сторон Иудеи. Тайная вечеря.
Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. За косо поставленным длинным столом, диагонально делящим пространство на мир божественный и земной, мы видим множество бедно одетых людей. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях.
Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». И вот вам знак: вы найдете ребенка завернутым и лежащим в кормушке для скота». Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто. Историческое полотно Битва при Лепанто (1571), отклик художника на современные события – на победу Венеции над турками. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и Я. Говорю вам истину: слуга не больше своего господина и посланный не больше пославшего его» (по Евангелию от Иоанна). Около 1560.
И хотя распространение темы «Поклонение волхвов» в первую очередь было граничит с идеей подчинения светской власти церковной именно мирское начало превалирует в этой маленькой картине, написанной на медной доске. Наступит такое время, когда бездетных будут считать счастливыми. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Оставайтесь там, пока я не скажу, так как Ирод хочет убить ребенка.
Живописная манера Тинторетто оказала большое влияние на живопись барокко. Всех, кто исповедовал свои грехи, Иоанн крестил в водах Иордана. Внизу, у подножия распятия, – люди искренне сочувствующие страданиям Христа.
В том же году художник становится членом братства. В картине «Пир в доме Левия» художник весьма своеобразно толкует одну из сцен Священного Писания. Он изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых венецианских дожей. Родит же сына и наречешь Ему имя Иисус ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Лука, 1).
Он знал, что один из них предаст Его. Похищение тела св. Этой цели служит необычная композиция картины. Марка» огненное небо озаряет призрачным светом площадь со смятенно мечущимися фигурами. Прославленные картины «Гроза», «Сельский концерт», «Юдифь», «Три философа», «Спящая Венера» пленяют элегичностью настроения и светлой поэтичностью образов. Бегство в Египет.
Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. Иосиф с Марией отправились в иудейский город Вифлеем ибо Иосиф принадлежал к роду Давида. Это впечатление особенно усиливает почти фантастическое освещение сцены. Но внутренняя духовная красота, красота нравственного мира человека, преображает его лицо, придает ему необычайную силу и значительность. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола.
В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Итальянский художник, представитель венецианской школы. Композиция Св. 1562—66 398 x 315 см Галерея Академии, Венеция В 1562—66 гг. А там, вдали, поднимается на холм Спаситель. Черная шапочка подчеркивает напряженность выразительного профиля. Сильными ударами кисти он в буквальном смысле слова «лепил цветом», накладывая широкие свободные мазки, сглаживая четкость очертаний, создавая рельеф светлого и темного.
«Нет у нас царя, кроме кесаря. », — отвечали иудеи. Когда они Его увидели, то рассказали все, что им было сказано о Младенце.
По его картинам можно изучать модные тенденции Венеции 16 века. Каждая из этих частей посвящена творчеству одного из выдающихся венецианских живописцев. «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей. В него сдержанно вплетается оттенок ласковой женственности.
В своем творчестве, впитавшем лучшие достижения «золотого века» Венеции, Тинторетто смело шел наперекор сложившимся в изобразительном искусстве традициям, выработав яркую и оригинальную, самобытную, неповторимую художественную манеру. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная. Вместе с тем при отсутствии какой бы то ни было внешней жестикуляции (это погрудный портрет, где кисти рук не изображены) беспокойный ритм света и тени, почти лихорадочная нервность мазка с исключительной силой передают ощущение внутренней смятенности, беспокойного порыва мысли и чувства.
Иисуса распяли, а одежду Его солдаты разделили между собой, по жребию. В ногах Венеры, свернувшись комочком, дремлет маленькая собачка. В блестяще выполненном камерном портрете молодого человека можно также отметить спокойную строгость композиции, тонкий психологизм и свободную манеру письма. Петр ответил: «Тогда, Господи, мой не только мои ноги, но и руки и голову. » Иисус ответил: «Чистому надо вымыть только ноги, так как все его тело чисто.
Когда Иосиф узнал, что Мария ожидает ребенка, он смутился и хотел отпустить ее от себя. Картина вовсе не кажется выполненной в спешке (в чем художника часто упрекают). Художник подался вперед, как будто вглядываясь в лицо собеседника. Эти слова так созвучны с творчеством Веронезе. Узкая полоска воротника врезается в пышную серебристую бороду. В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи. » Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня. ».
Для усиления царящей за столом таинственной и напряженно-взволнованной атмосферы происходящего чуда художник прибегает к контрасту -- на переднем плане справа он изображает несколько предметов и фигур, абсолютно не связанных с сюжетом: на полу стоят кувшины и корзина с провизией, в которую заглядывает кошка хозяин таверны разговаривает о чём-то со служанкой, ещё одна женщина снимает со стола чашу с фруктами. «Не поддающаяся анализу и превыше всех похвал», – так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин.
Так для него началась новая, праведная жизнь. Якопо (наст. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко.
Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». «Значение Веронезе огромно. На переднем плане у подножия креста без чувств падает Дева Мария, поддерживаемая Иоанном (именно ему Спаситель вверил заботу о своей матери). Мария выбрала то, что важнее всего и этого у нее уже никто не отнимет» (по Евангелию от Луки).
Крещение Христа. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое».
В «Похищении тела св. Его произведения пронизаны противоречивым, трагическим духом эпохи. В них художник наделяет свои модели аристократичностью, душевной утонченностью, подчеркивая при этом историческую значимость, неповторимость личного обаяния («Лоренцо Соранцо» (1553) «Дама в тра-уре» (1555) «Альвизе Корнаро» (1564) и др. ). После рождения Иисуса в Иерусалим пришли волхвы. В первой из них — «Похищение тела св. Не бойся принять Марию, жену твою ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом.
В XV в. ее уже показывали обессилевшей, падающей на землю. Его живописное наследие включает около 350 работ самых разных жанров (алтарные кар-тины, монументальные настенные панно, портреты и др. ). Здесь запечатлен тот момент, когда Христос, преломив хлеб и передавая его апостолам, говорит: «Сие есть тело мое». Христа, любимого Сына Божьего, вывели и предали черни для распятия.
От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. Вокруг снуют слуги и хозяин, явно желающие угодить гостям. «Царя ли вашего распну. » — спросил Пилат. Прослышав об этом, Ирод тайно вызвал волхвов к себе. Вершины трагической экспрессии художник достиг в картине «Тайная вечеря», одной из лучших трактовок известного библейского сюжета.
Рох в госпитале». В 1579--80 гг. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Благодаря быстро распространившейся славе о его таланте он в возрасте 27-28 лет был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастиана и так хорошо исполнил возложенную на него задачу, что до 1570 года ему приходилось постоянно возвращаться к работам для этой церкви и существовавшего при ней монастыря, а по смерти своей удостоился чести быть погребенным в этом храме. Фрагмент Холст, масло. Но эта задача ещё ничто по сравнению с изображением фигуры Христа, которая должна была выделяться даже среди таких людей, каковы любимейшие и пламеннейшие из его учеников.
Таков его автопортрет (1588 Лувр). Зритель подходит к двери и тогда его взору предстает распятие. Декоративный характер его живописи, оригинальные композиционные и колористические решения.
Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.
Фрагмент 538 x 465 см Скуола ди Сан-Рокко, Венеция Иоанн Креститель жил в пустыне и призывал всех людей обратиться к Богу за прощением грехов и принять крещение в подтверждение своего покаяния. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Христос в доме Марфы и Марии.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Вечером Иисус и ученики собрались на пасхальный ужин. К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью». Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудренного жизненным опытом.
Тинторетто много занимался портретом. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Сыновья Симона были последователями Иисуса, но сам Симон не был Его учеником. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Марка» (все – 1562–66).
Тинторетто отличался поистине нечеловеческой трудоспособностьюМастер достигал поразительной цельности произведения ценой огромной подготовительной работы, сохраняя в композиции любой сложности свежесть первого впечатленияОн делал сотни эскизов с обнаженной натуры, улавливал динамику тела в движении и только потом «одевал» своих героевОбщих композиционных набросков художник избегал Он создавал небольшие «кукольные» сцены из воска и глины и изучал на них эффекты освещения и перспективы. Эти черты господствуют в серии небольших композиций на библейские темы («Юдифь и Олоферн», 1555 «Соломон и царица Савская», 1555 «Нахождение Моисея», 1555 и др. ) В 1560-е годы, отме-ченные подъемом творческой активности Тинторетто, он вновь обращается к сложным многофигурным ком-позициям, стремясь найти новые образные и пространственные решения. Иисус встал, снял с себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем. Для венецианской церкви Скуоло ди Сан-Рокко Тинторетто создал грандиозную монументальную композицию «Распятие» (5 х 12 м).
В картинах «Персей и Андромеда», «Диана и Актеон», «Венера перед зеркалом», «Похищение Европы», «Венера и Адонис», «Даная», «Флора», «Сизиф» он мастерски передал драматизм сюжетов, стихийную чувственность и гармонию возвышенного духа мифологических героев. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Иосиф взял Иисуса и Марию и они ночью ушли в Египет. Марка из Александрии. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это Святой Иосиф. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто.
Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место. Я не нахожу в Нем никакой вины».
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Сюжет «Распятия» трактован очень широко: композиция охватывает не только собственно распятие Христа и двух разбойников, но включает множество людей. Сначала решили, что Он мертв, но немного погодя Он вновь очнулся. Иоанн на картине выразительным жестом указывает вдаль.
Это животное в средневековом искусстве считалось символом Азии и одновременно послушания. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Сюжет для своей работы Тинторетто взял из греческой мифологии. Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой. Этот мотив, однако, был резко осужден Тридентским собором, указавшим художникам на слова Иоанна Богослова: «При кресте Иисуса стояла Матерь Его». приглядеться к портретируемому. Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте.
Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). 1579—81 542 x 455 см Скуола ди Сан-Рокко, Венеция Иисус родился в городе Вифлееме. Конечно, художники Ренессанса изображали и раньше не только отдельных героев, а целые группы людей, но в «Афинской школе» Рафаэля или в «Тайной вечере» Леонардо не было ощущения единой людской массы как живого целостного коллектива.
Художнику удалось не только образно представить содержание мифа, но и наполнить картину предчувствием трагической развязки. Мы видим пожилого человека с крупными мужественными чертами лица. Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века. 1565 536 x 1224 см Скуола ди Сан-Рокко, Венеция Оформление Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто начал с создания грандиозной монументальной композиции «Распятие», находящейся в трапезной. Лицом к распятию (спиной к зрителю) с воздетыми к Спасителю руками стоит Мария Магдалина.
Главное средоточие композиции – крест с распятым Христом и группой людей вокруг него. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Мягкие, угасающие тона ее колорита воспринимаются не как радостный гимн природе (красивые деревья с узорчатыми листьями, лазурное небо, бескрайняя морская даль), а как тихая мелодия, наполняющая грустью и меланхолией.
Общее состояние благородной мечтательности здесь передано особенно тонко и поэтично. Все это Тинторетто дополнил блестящим рисунком и использованием жестких скульптурных форм эта черта его стиля близка манере тосканских мастеров, таких, как Мантенья и Микеланджело. Своеобразие тинтореттовского портретного стиля определилось не раньше середины 1550-х гг. Светлые и темные пятна оживляют переднюю плоскость картины, контрастируя с бледными тонами дальнего плана.
Себастьяна (1555-1556). имя Якопо Робусти (1518–1594) — итальянский художник, один из веду-щих мастеров венецианского Позднего Возрождения, работавший в завершающий, кризисный период ренессансной эпохи. На полотне Обретение тела св.
Рох во славе» безвозмездно. Колористический талант художника в полной мере проявился в так называемых «поэзиях» (роез1е) – произведениях на мифологические темы. Роспись в церкви св. Он публично умыл руки, тем самым снимая с себя всякую ответственность за кровь Иисуса (по Евангелию от Иоанна).
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. Он драматизирует рассказ. Творческое наследие Тин-торетто включает также несколько десятков портретов.
В превосходных реалистических портретах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рембрандта, проникновенно внимая душевным движениям своих моделей. Венера – богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Очень часто неистово много работающий и всегда торопящийся выразить себя мастер создавал картины почти небрежные, «приблизительные» по своему выполнению. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. По дороге они схватили Симона из Киринеи, который возвращался домой с поля и заставили его нести крест за Иисуса. Эта картина стала вершиной его портретного творчества.
Марка» (1562–66) действие развивается в глубину, подчиняясь стремительному сокращению пространства, пронизанного колебаниями света и тени. Создатели выставки «Венеция Ренессанса. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Марка» (1548), в которой святой, спасая молившегося ему раба, стремительно «пикирует» с неба прямо в гущу толпы собравшихся на площади людей. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взор к небу. Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение. Из этого необычного света неожиданно возникают призрачные фигуры парящих ангелов. Там они пробыли до тех пор, пока Ирод не умер (по Евангелию от Матфея).
Роспись в церкви св. «Дымчатость» (сфумато) его живописи, позволившая передать эффект световоздушного пространства избежать жесткости контуров, вызывает неподдельный интерес к изучению его творческой манеры. «Похищение Елены» является не единственной картиной Тинторетто на тему морских сражений. В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак. Оно насыщено персонажами и отличается гигантскими размерами. Разбойников тоже распяли вместе с Ним, одного по правую сторону, а другого — по левую (по Евангелию от Луки).
Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов. Они искали новорожденного Царя иудеев, чтобы поклониться ему. Однажды Веронезе даже пришлось объясняться перед трибуналом инквизиции за то, что он позволил себе изобразить людей, не имеющих никакого отношения к священному сюжету. Он чуть ссутулился под тяжестью одежды. 167 x 238 см Лувр, Париж Сюжет картины заимствован из апокрифического Ветхого Завета (Дан., 13).
Я крещу вас водой, а Он будет вас крестить Духом Святым». С Иисусом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого — по левую сторону. Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (1528-1588) -мастер алтарных картин и пышных монументальных росписей, где главным действующим лицом является сограждане художника. Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями.
«Распятие» Тинторетто – один из этих редких примеров. Сусанна и старцы.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Краски приглушаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью. Те отвечали: «По закону мы не можем никого предать смерти».
Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. Трагические тенденции в поздних картинах художника: «Распятие», «Оплакивание Христа». Рох во славе».
Результатом раннего этапа творчества Тинторетто стали большие композиции «Тайная вечеря» (1547) и «Омовение ног» (1547), в которых талант художника раскрылся в полной мере. Светский характер религиозных картин: Брак в Канне (1562), Пир у Симона Фарисея (1570), Пир в доме Ливия (1573). У нее была сестра Мария.
Пейзажные фоны на его полотнах становятся средством выражения эмоций. За небольшим квадратным столом, который художник изобразил под углом к плоскости картины, на простых соломенных стульях сидят апостолы — бедные люди в потертых одеждах. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. За Иисусом шло множество людей, среди них были женщины, плакавшие и рыдавшие о Нем. Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто.
Потом они возвратились домой, прославляя Бога за все, что они видели и слышали и за то, что все оказалось именно так, как им было предсказано (По Евангелию от Луки). Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Ранний ее вариант — в церкви Санта-Маркуола (1547) — еще близок к традиционному решению: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична. Выдающимся живописцем эпохи Позднего Возрождения был Якопо Тинторетто (1518 – 1594) – мастер больших алтарных картин и пышных декоративных росписей. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись.
После серьёзного «разговора» с инквизиторами художник изменил название своего творения, не пожелав вносить никаких изменений в содержание картины. Ирод хотел погубить его. Интересно сравнить «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и «Пир в доме Левия», (которыйвначале также назывался «Тайной вечерей»).
Непринужденность их поз, жестов и движений создает впечатление случайно увиденной зрителем сцены. Мария сидела у ног Иисуса и слушала, что Он говорил. Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна, как и трактовка моделей. Те, кто проходил мимо, смеялись над Ним и качали головами, говоря: «Ну что.
В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. 56больших картин были выполнены за символическую плату. Среди них была мать Иисуса, которую, поддерживая, вел Иоанн, любимый ученик Христа. Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов.
Распятие. Светский характер религиозных картин: «Брак в Канне» (1562), «Пир у Симона Фарисея» (1570), «Пир в доме Ливия» (1573). Действие происходит в мрачном полуподвальном помещении таверны, свет в которое скупо проникает откуда-то из глубины. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Ты ведь собирался разрушить храм и в три дня отстроить его.
Уникальность творчества Тинторетто состоит в его понимании противоречивости мира. Тогда старцы заявили публично, что видели Сусанну с молодым человеком под деревом.
Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (1528-1588) -мастер алтарных картин и пышных монументальных росписей, где главным действующим лицом является сограждане художника. И отошел от Нее Ангел» (1, 26 – 38).
Едва Христос пришел в Себя, Ему на плечи вновь взвалили крест и заставили идти вперед. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Сумрачное помещение освещено сияющим нимбом Христа и колеблющимся пламенем светильника. Он вывел Его к иудеям и сказал: «У вас есть обычай на пасху отпускать одного преступника. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе.
В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». Сусанну оправдали, а старцев казнили. В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» после чего Иуда встаёт и выходит. Это и большие композиции на религиозные темы и произведения, которые можно назвать основополагающими для формирования исторического жанра в живописи и замечательные «поэзии» и композиции на мифологическую тему и многочисленные портреты. Так, образы более ранних портретов, например мужской портрет (1553 Вена), отличаются скорее большой материальной осязательностью, сдержанной динамикой жеста и общей неопределенной задумчивой мечтательностью настроения, чем напряженностью своего психологического состояния. В Тебе исполнение Моей доброй воли. » (по Евангелию от Марка).
Хотите, чтобы я отпустил Его. » Но иудеи закричали: «Отпусти нам Варавву. » (Варавва был разбойником. ) Тогда Пилат отдал Иисуса стражникам и велел бить Его. Трагические тенденции в поздних картинах художника: Распятие, Оплакивание Христа. Пальцы правой руки сжимают хрупкую кисть. Леонардо.
Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Пусть этот Мессия, Израильский царь, сойдет с креста, тогда мы ему поверим». Это Человек. —Если Я, ваш Господь и Учитель, помыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу.
Св. Не менее восьми раз обращался он к ней в разное время. Настоящее имя – Якопо Робусти. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Вместе с тем глубина и мощь замысла сближают его лучшие работы с величайшими достижениями Тициана. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы. Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства.
Тинторетто прославила картина «Чудо св. Эта женщина взята в прелюбодеянии а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь. Сусанна вырвалась и стала кричать, моля о помощи. Посмотрите на его автопортрет, выполненный им в преклонном возрасте. «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко. Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. Луч света, проникающий в это пространство с небес, выделяет из массы людей и животных фигуру молодой Богоматери с Младенцем на коленях.
Вы ведь чисты, хотя и не все». В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Марка, был продолжен картинами «Похищение тела св. Работавший на грани двух культурно-исторических эпох Тинторетто не оставил продолжателей своего творчества.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Марфа же суетилась и готовила обед. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. «Почему Венеция стала культурным центром итальянского Возрождения. » «Джорджоне и мастера Возрождения: традиции и новаторство» «Поэтические пейзажи настроения в творчестве Джорджоне» «В чем выразилось мастерство Тициана в создании портрета (картин на мифологические или библейские темы). » «Мир героев Тициана и Шекспира» «Почему Паоло Веронезе называли певцом праздничной Венеции. » «Мифологические и библейские сюжеты в творчестве Веронезе и Тинторетто» «Вечное и общечеловеческое в произведениях Тинторетто» «Что общего и в чем различие между итальянским и Северным Возрождением. ». «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Искусство Тинторетто, подобно искусству Тициана, необычайно многогранно и богато.
Незадолго до смерти художник закончил знаменитую «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592–94). «Мы венецианцы, а потом уже христиане». В его работах вообще все происходит по воле высших сил именно они управляют человеком. в гостинице для них не было места. От того, первого, полотна «Тайная вечеря» для церкви Сан-Тровазо (1566) отличается разительно. Даже разбойники, распятые с Иисусом, насмехались над Ним (по Евангелию от Марка). Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто.
Пилат сказал: «Сами возьмите Его и судите». Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Сусанну обвинили и приговорили к смерти. Окончив мыть ученикам ноги, Иисус снова оделся и возвратился на свое место. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Но те закричали: «Распни Его. ». Тогда Пилат испугался и велел принести чашу с водой. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Но в то же время его искусство сыграло большую роль в творчестве Эль Греко и Рембрандта. Художники опирались на литературные творения средневековых монахов и авторов-мистиков. Тема Тайной вечери проходит через все творчество художника.
Не менее восьми раз обращался он к ней в разное время. Распространенный сюжет из Библии. Иисус ответил: «Если Я не омою твоих ног, то у тебя со Мной нет ничего общего». Только что свершилось воздвижение креста.
Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность. Христос пришел в храм и весь народ шел к Нему Он сел и учил их. Я не случайно называю этих художников живописцами. «Вы понимаете, что Я сделал для вас. С небес прозвучали слова: «Ты Мой любимый Сын.
Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана. В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
Господь с Тобою благосветная Ты между женами. Толпа, подстрекаемая священниками, схватила его и заставила нести крест Христа. Историческое полотно «Битва при Лепанто» (1571), отклик художника на современные события – на победу Венеции над турками.
У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии). Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.