Шагал не оставил после себя школы, он был единственным в своем роде — великий еврейский художник, органично соединивший в творчестве художественный язык 20 в. с мироощущением хасида, который ощущает святость повседневности и считает чудо естественной и непременной частью жизни. После смерти жены именно Ида возвратила Шагала к творчеству и помогла в издании книг Беллы Первая встреча и Горящие огни. Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты и меланхоличные клоуны и парящие в облаках влюбленные и мифические животные и библейские пророки и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства.
В 1997–2005 годах в стране прошли выставки, посвященные разным периодам творчества мастера: Марк Шагал. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Шагал Марк. Восхищение учителя творчеством Гогена не прошло незаметным для Шагала. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала.
Библейская тема постоянно будет сопровождать творчество художника и Шагал будет возвращаться к ней в течение позднего периода своей жизни. Дочь стала биографом и исследователем творчества Шагала, организатором его выставок и самым искренним помощником. Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Тема России в творчестве Шагала отражается не только в сюжетных мотивах, но также в особом укладе жизни начала ХХ века, который во многом был воспринят Шагалом от своих учителей — русских художников.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Можешь не рассчитывать». Впрочем, при этом он не бросал и любимые им прежде темы — в первую очередь, цирк.
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Николая Васильевича Гоголя и Басням Ж. де Лафонтена. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Внутренняя жизнь человека, состоящая из чреды переживаний реальных событий, созерцания реального же мира, эмоций, фантазий и т. д., представлялась ему вовсе не «мифом», но самой наиреальнейшей реальностью.
Она с грустью смотрит вдаль и машет рукой -- то ли прощаясь с кем-то, то ли кого-то приветствуя (или козочку, щиплющую траву на задворках или случайного прохожего, справляющего нужду у высокого забора). Это всё, что я могу наскрести. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. Париж Шагал полюбил сразу. Решено. Большие, выпуклые, чёрные.
На бледном лице сияют глаза. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Это всё, что я могу наскрести. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Она смотрит— о, её глаза. Шагала называют «мифотворцем» и в этом есть доля истины, хотя сам художник категорически не соглашался с подобными определениями. Каждый конкретный эпизод происходит в своем дискретном времени.
Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. Он придерживает ее тело, словно оберегая его от неверного поворота или неаккуратного движения.
В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Бела часто приходила к подруге. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им.
В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Шагал приобрёл известность в Российской империи. Светло и растерянно он тянется к Витебску, словно растение. Железнодорожная станция" и др. Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914).
7 сентября 1941 года семейство, на тот момент осевшее в Марселе, отправилось в США на португальском пароходе, отплывающем из порта в Лиссабоне. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Его творчество могло возникнуть только в России. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». Рядом -- косарь с косой на плече и женская фигура, повернутая вверх ногами. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства еврейского авангарда в России. Решено. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.
Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). А после – слова монотонно и пасмурно: – Тружусь и хвораю. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. В 1909—1911г.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Люди в панике. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными.
Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Это единение с большой Вселенной. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Именно здесь, в Париже, то и дело возникали новые, революционные, направления в искусстве. Это мои глаза, моя душа. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
В любом произведении Шагала мы найдем эту свободу фантазии. Он писал: «Твои картины породили экспрессионизм». Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Тэя жила на берегу Двины, недалеко от вокзала, на тихой улице с окнами на проезжую часть. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Она молчит, я тоже. В 1921–22 гг.
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Ползал и подбирал. В картине «Над городом» художник и его жена Белла летят над Витебском. Слова Шагала, что он русский художник, сказаны им неспроста. Их глаза вонзились друг в друга, а носы приблизились почти вплотную. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Шагал их решал поэтически, а иногда просто фантастически. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика.
В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. В них – неудержимое желание летать. Это мои глаза, моя душа. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Она молчит, я тоже.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. А. С. Пушкина свои работы. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Нанимать натурщицу было дорого.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки.
И вот их-то я учил рисованию. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. На бледном лице сияют глаза. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Наш внутренний мир реален — быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас». Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине.
После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». – Нет, я не из Витебска. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Сам знаешь. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Над городом в небе летят мужчина и женщина. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска.
В Витебске Марк Шагал появился в сентябре 1918 года с мандатом уполномоченного по делам искусств Витебской губернии. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. Бела часто приходила к подруге.
В то время он был в Европе. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Большая часть творческой жизни была отдана Франции и во многих энциклопедиях мира после имени Шагала стоит название страны, которой он принадлежит, -- Франция. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Долгая пауза. Видимо, все дело в неясности терминологии – искусствоведы под «мифом» понимают одно, а Шагал понимал совсем другое. В этих ситуациях воплощены символы, которые не теряют связи с бытом. Не слышит, не слышит. Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин.
Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Виктор Меклер был тоже из состоятельной семьи. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Его последователи находили причудливые образы для своих работ в собственных снах.
По этому поводу сам художник говорил: "Меня хоть в мире и считают интернационалистом и французы берут в свои отделы, но я считаю себя русским художником и это мне приятно" (Из письма Марка Шагала Павлу Эттингеру). Была состоятельная семья. Уже самые ранние его работы, выполненные до отъезда в Петербург, такие как «Смерть» (1908), «Рождение» (1909), «Свадьба» (1909), предрекают или уже несут в себе существенные качества шагаловского искусства. И вот роженицу отнесли дальше от пожара.
В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. В тогдашнем Париже мечтал жить и работать каждый начинающий художник.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве).
У него был один брат и пять сестёр13. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. — я тоже., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.
Была состоятельная семья. Дружили родители. Но они соединены друг с другом произвольно. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Образ распятого Иисуса, который ассоциируется в современном мире с темой мученичества, становится для Шагала новым символом — переживающего смертные муки еврейства. Однако художник всегда оставался вне каких бы то ни было «измов», предпочитая идти собственным путем. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Какой-то нездешней далекостью дышит, пытаясь до детства дотронуться бережно. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Как жадно они рисовали. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Виктор Меклер был тоже из состоятельной семьи. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам.
Марк Захарович Шагал прожил без малого сто лет (1887--1985) и лишь немногим больше трети этого срока провел в России. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Ставили театральные пьесы и "живые образы". Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». Шагал уехал с семьёй в Москву. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. С 1950-х гг. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Она смотрит— о, её глаза. Возле него разворачиваются разные эпизоды. Один из друзей художника сообщал ему из Германии об успехе, какой имела его выставка 1914 года в берлинской галерее «Штурм». С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)».
Его детство и юность прошли в Витебске. Головы скреплены единым кругом, ставшим центром композиции. В первых самостоятельных работах Шагала отчетливо проявляется визионерский характер его творчества: реальность, трансформированная фантазией художника, приобретает черты фантастического видения. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Марк Захарович Шагал прожил без малого сто лет (1887--1985) и лишь немногим больше трети этого срока провел в России. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. — я тоже. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен.
Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».
Не терпелось, чтобы все заработало. Леон Бакст тогда был самым модным театральным оформителем и Шагал стал частым посетителем его художественной студии. В мире Шагала люди запросто летают и оказываются в сверхфантастических ситуациях. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Биография и картины его популярны сегодня не только в России.
Шагал Марк Захарович (наст. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». На бледном лице сияют глаза. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя».
Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Пиджак старомодный на лацканах вытерся. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Но все эти тяготы, конечно имели мало значения для молодого художника, попавшего в водоворот художественной жизни столицы на стыке двух революций. Железнодорожная станция и др.
Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. У него был один брат и пять сестёр. — я тоже. У художника появились последователи.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В 1944 году умерла жена Шагала. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. К этому моменту были готовы 66 эскизов. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Сам знаешь. У Тэи дома играли на фортепьяно, на скрипке. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Судя по всему, с Тэей Шагала познакомил Виктор Меклер, художник, который ездил вместе с ним в Петербург.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение и познакомиться с французскими художниками, а также поэтами-авангардистами. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. В 1911–13 гг.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Она смотрит — о, её глаза. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
Однако продержался он не слишком долго. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей.
Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие). Главным является достижение зрительного эффекта Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Она молчит, я тоже.
Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Возраст ему нисколько не мешал (а было художнику уже около 60-ти).
В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Высылать ничего не буду.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Но планы в жизнь не воплотились.
Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Под коровьим глазом -- сама корова и доящая ее крестьянка.
С 1920 года, по протекции А. М. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. Его освещает яркий луч света. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью.
С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. В такой суматохе и появился гений. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск.
-1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Между ней и Шагалом завязался роман. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. Большие, выпуклые, чёрные.
В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Это мои глаза, моя душа. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и другие). Для меня картина — это плоскость, покрытая образами вещей (предметов, животных, людей), размещенных в определенном логическом порядке.
В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Евреи мастеровые могли вырезать львов из дерева для украшения священных ковчегов или делать витражное стекло мрачных цветов, но не позволялись ни портреты аристократов, ни пасторальные сцены и вообразить нельзя было классических обнаженных, раскинувшихся в траве». Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. По этому поводу сам художник говорил: Меня хоть в мире и считают интернационалистом и французы берут в свои отделы, но я считаю себя русским художником и это мне приятно (Из письма Марка Шагала Павлу Эттингеру). Столица империи представлялась ему землей обетованной.
Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Так же ведут себя не только витебские горожане, но и артисты цирка (что более естественно), герои античной мифологии, библейские персонажи, коровы и ослы, стулья и дома. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
— я тоже. Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере. После ее открытия Шагал уехал в Витебск в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 г. В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве сам Шагал считал её своей музой. Однако учёба стала очередным разочарованием: студент хотел рисовать по-своему и его упрямство раздражало многих педагогов.
Там было человек пятьдесят сирот. С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь.
У него был один брат и пять сестёр. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Ставили театральные пьесы и живые образы.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. У Тэи дома играли на фортепьяно, на скрипке. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В Венеции – выставка. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Шагал его учил рисовать. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
Город стал для него воплощением радости и света. И я понял: это моя жена. Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. Они делают это так же естественно, как если бы шли по улице или сидели на скамейке. Тогда же побывал в Египте. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Его работы – это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Темнеет. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Дружили родители.
Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В художественной столице мира молодой витебский еврей оказался среди избранных, хотя это обстоятельство никак не переменило направления, в котором он двигался с первых шагов своей художнической деятельности.
Он написал сотни полотен. Нанимать натурщицу было дорого. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). С тех пор Моя жизнь М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Им больше никто не нужен.
Его мобилизовали в армию. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Осенью 1909г. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
У Шагала -- бытовой символизм. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Затем следует Вторая мировая война. Набрасывались на краски, как звери на мясо.
И я понял: это моя жена. Раскрывается извечная тема любви. Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва). В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. Однако после переезда в 1910 году в Париж его манера переживает удивительное превращение.
Большие, выпуклые, чёрные. 1-ый парижский период. И все же знатоки и ценители поражались. Рождение, жизнь и смерть — главные темы в творчестве любого художника, но Марк Шагал показывает это как обыденный случай, отношение к которому у героев этой картины самое разное. Но запомни: денег у меня больше нет. – Так вы не из Витебска.
Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Эта память народа и собственная память легли в основу творчества Шагала. Этот город, словно магнит, притягивал к себе лучшие художественные силы Европы.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Его детство и юность прошли в Витебске.
Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой.
В 1922-ом году в Литве, в городе Каунасе была организована выставка Марка Шагала, чем художник не преминул воспользоваться. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Кроме того, необходимо было искать средства.
В число свидетельств русского абсурдизма, как известно, входил, еврейский вопрос. В доме была Тэя и Шагал. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания.
И я понял: это моя жена. Прежде всего он отправляется в Лувр.
В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России.
В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. В 1923 году он с семьей переехал в Париж. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Почти до конца 1920-х гг.
В мемуарах художник писал: «обязанности администратора заставляли меня работать до глубокой ночи. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Он и увидел его по-своему. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Ползал и подбирал. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию.
Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Это мои глаза, моя душа. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Он оказался в ловушке. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно.
После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Но запомни: денег у меня больше нет.
Однако вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания. В доме была Тэя и Шагал. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). В это же время завязывается сотрудничество с руководством Еврейским камерным театром – так он впервые занялся сценографией. На бледном лице сияют глаза.
Он участвовал в выставках «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», но к числу русских неопримитивистов его вряд ли можно причислить. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. С 1950-х гг. Из-за заминки с переводом текста на немецкий язык в 1923 году Кассирер издал только иллюстрации в виде отдельного альбома.
В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Что же касается Шагала, то он до последних дней своей жизни боготворил своего первого учителя. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. В Париж Шагал влюбился сразу. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала.
В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. Правда этого «сбывшегося» завораживает зрителя у него как бы прочищаются глаза. «Всё покрылось тьмой». В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».
Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. И всюду он оставался самим собой. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.
Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Познакомились, когда Тэя училась в Петербурге, она позировала ему. И жалко, что я не из Витебска. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Так вы не из Витебска. В конце 1930-х гг. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943).
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе.
Их переполняют эмоции. И нету ни Канн, ни Лазурного берега, ни нынешней славы. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. В 1921 г. Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
Можешь не рассчитывать». В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Познакомились, когда Тэя училась в Петербурге, она позировала ему. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1964 году художник разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект нового внутреннего оформления парижской Гранд-опера, а через два года завершил работу над фресками в нью-йоркской Метрополитен-опера. Таким был, в частности, фовизм, заявивший о себе в 1905 году.
Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Высылать ничего не буду. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Это как бы и есть круг деревенской жизни.
Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». С тех пор "Моя жизнь" М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе».
В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск.
Оставим такое суждение на совести автора этих слов. Шагал работал преимущественно как монументалист и график с 1950 г. начал работать в керамике, в 1951 г. сделал первые скульптурные работы, с 1957 г. занимался витражами, с 1964 г. — мозаикой и шпалерами. Центральными работами первого парижского периода М. З. Но каждый раз фантастическое предстает перед нами как абсолютно реальное. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Тэя жила на берегу Двины, недалеко от вокзала, на тихой улице с окнами на проезжую часть. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Иллюстративность тут не имеет никакого значения. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. В таких же отношениях оказывается он и с сюрреализмом. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут.
Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Иисус показан как символ страданий всего человечества. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Звягинцевой.
Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.
Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Он в сторону смотрит.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Усилившаяся тяга художника к религиозным сюжетам привела его к созданию витражей. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. С 1950-х гг. Он сразу – с вопроса: – А вы не из Витебска.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Счастье написано на лицах этих двоих. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Она смотрит— о, её глаза. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Он стар, он похож на свое одиночество, ему рассуждать о погоде не хочется. Нет, я не из Витебска. Большие, выпуклые, чёрные.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Литографии, офорты в камне, керамика -- везде оставил свой след неутомимый Шагал.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. И я не щадил ни себя, ни других. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Там он проучился 2 месяца. И я понял: это моя жена. С 1950-х гг.
Но его радость была недолгой. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Ранние петербургские произведения Шагала темны по колориту и мрачны по настроению. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. С началом войны художник переехал в Луару, а с приближением немцев к Франции перемещался все дальше на юг страны. Деревья стоят вдоль дороги навытяжку. Шагал его учил рисовать. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Тот Витебск его – пропыленный и жаркий – приколот к земле каланчою пожарной.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Она молчит, я тоже. Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва и другие). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.