Презентация о творчестве русского художника-передвижника В. Г. Перова, предназначена для проведения классных часов, уроков ИЗО, МХК, в школах, училищах и т. д.
Василий Перов родился 23 декабря 1833 в городе Тобольске. Однако Совет отверг его, причиной своего решения указав «непристойность изображения особ духовного сословия». Фанни под 30». В этом могут убедиться школьники, если познакомятся с его картинами, которых в работе достаточно («Автопортрет», «Охотники на привале», «Спящие дети», «Птицелов» и другие). Свой долг перед бытовой живописью Перов выполнил, пройдя путь от «Крестного хода» к картине «Последний кабак у заставы», переход к портретному жанру вновь подтвердил его редкостную чуткость к нарождающимся существенным процессам.
О каждой картине есть интересная история создания. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – Суд Пугачева». Интерес к живописи возник у Перова в возрасте девяти лет. Лица их бледны измождены. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы ("Голова киргиза", "Голова татарина"), делал этюды для Пугачева.
На рубеже пятидесятых – шестидесятых годов в атмосфере общественного подъема и позднее в условиях политической реакции, наступившей вскоре после отмены крепостного права, когда быть несоциальным для русского художника означало быть безнравственным именно Перов решил главную и неимоверной сложности задачу, которую выдвинуло время: утвердить критический реализм, создать произведения имеющие, по словам Н. Чернышевского, «значение приговора о явлениях жизни», соединить социальное и эстетическое в художественных образах. И он имел на это право ибо любил свою землю беззаветно. Париж Перова – это народные гулянья, балаганы на Монмартре, бродячие музыканты, нищие и бездомные. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Созданная молодым художником картина демонстрирует зрелость, самостоятельность его идейных и творческих принципов, прочность профессионального фундамента, за которым стояли практические занятия-штудии под руководством учителей и копирование, первые композиционные опыты и «напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил», характеризующие начало его трудного творческого пути.
Василий Григорьевич Перов. Тогда Перов представляет эскиз другого сюжета — «Проповедь в селе». Картины с успехом экспонировались Всемирной художественной выставке в Париже. Положительной особенностью обучения в московском Училище (а в какой-то степени следствием не слишком строгой продуманности учебного процесса) была возможность одновременно со штудиями писать «картины на ими самими придуманные сюжеты или избранные из предложенных, но никак не заданные». Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г. ) В. Г. Перова, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу Холодный зимний пасмурный день.
П. Погодин», оба — 1872 все — Третьяковская галерея). Только спустя сорок четыре года полотно вновь стало доступно широкой публике. Пейзаж проникнут чувством тоски и одиночества.
Тем не менее занятие живописью юноша не бросил. Эти работы оказали большое впечатление. Если от «Приезда станового на следствие» лежит путь к «обличающему» Перову, автору «Сельского крестного хода», «Монастырской трапезы», «Чаепития в Мытищах близ Москвы», то от «Сцены на могиле» – к «Проводам покойника», «Приезду гувернантки в купеческий дом», «Последнему кабаку у заставы», всем тем полотнам, в которых раскрывается способность художника горячо сочувствовать обездоленным, «униженным и оскорбленным». Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – "Суд Пугачева».
Его (фигура одна достойна целой картины во всей русской живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола. «Плач Ярославны», «Тающая снегурочка», «Иван-царевич на сером волке» – примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском искусстве. Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, «искусство в высшем его проявлении», призвано было открывать миру то, «что скажет о нем (мире) история» (Крамской, Взгляд на историческую живопись), – фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее. Персонажи Перова, — в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Последняя улица города убегает вдаль, к заставе, за которой начинается мир деревни.
И. Даль», «М. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Ведь с точки зрения композиции Перов использовал достаточно привычную интерьерную схему (можно вспомнить и федотовских «Разборчивую невесту», «Сватовство майора», «Игроков» и композиции Н. Шильдера, А. Устинова, А. Попова, многих других жанристов середины века). У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности.
По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. Впоследствии это прозвище было принято художником как фамилия. Ученики мастеровые везут воду» 1866, ГТг В письме к Д. Григоровичу Перов так объяснил замысел этой хрестоматийной картины: «Четыре маленьких несчастных ученика (мастеровых), в страшный мороз и вьюгу везущие в гору огромную кадку воды, одетые не совсем по сезону». В течение жизни Перов обращался к литературному творчеству.
В начале 1863 года Василий Григорьевич отправляется в заграничную командировку. Власти сняли картину с постоянной экспозиции, запретили воспроизводить в печати.
С. А. Коровин, Н. А. Касаткин, А. Е. Архипов. Шервуд) с предложением совместно организовать новое «Товарищество» и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н. Н. Ге, Каменевым, М. К. Клодтом, М. П. Клодтом, Корзухиным, Крамским, К. В. Лемохом, К. Е. Маковским, Н. Е. Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, И. И. Шишкиным и В. И. Якоби. Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке. ») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. В 1864 году Перов досрочно возвращается в Москву из заграничной командировки.
Родители Василия поощряли его увлечение. Учредитель – Ковалев Денис Сергеевич. В 1851 году Перов пишет автопортрет, портреты родителей. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ ФС 77 — 58841.
Через некоторое время художник заканчивает работу над задуманной ранее картине «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». В 1862 году Перов пишет картину «Чаепитие в Мытищах». В иконостас «лучших людей русских» включаются и портреты крестьян. Но дальше этюдов работа не двигается.
Прянишниковым, с которым ему приходилось по очереди носить одну шубу. Как менялась композиционная идея полотна в процессе и работы над ним. Ступина. За полтора года, проведенных в Париже, художник пишет небольшие этюды, наиболее характерный из которых — «Слепой музыкант» (1864).
Дальнейшее своё образование В. Г. Об этом начале мы и сегодня, несмотря на все усилия исследователей, знаем недостаточно и главными подтверждениями «непомерного труда» остаются его произведения, немногочисленные, но по качествам своим чрезвычайно серьезные, подготовившие «чудо» рождения новой живописи в «Сельском крестном ходе на пасхе». Но он не отвел глаз, бесстрашно вглядываясь в жизнь. Школа имела прекрасную библиотеку, коллекцию эстампов, музей, в котором наряду со случайными работами, заурядными копиями с второстепенных оригиналов находились портреты, выполненные такими мастерами, как Д. Левицкий, А. Егоров, В. Шебуев, К. Брюллов, а также коллекцию «антических статуй и бюстов» и огромное количество рисунков самого разного плана, как учебных, так и творческих. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Картины Василия Перова и его необычное творчество имели огромное влияние для общества того времени, побуждающее к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствует справедливость, добро и понимание. Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех.
Некоторое представление об умонастроении Перова в это время дают такие картины, как «Странница в поле (На пути к вечному блаженству)» и «Возвращение крестьян с похорон зимою». Как напоминает это реакцию на произведения Н. Чернышевского и Д. Писарева, H. Некрасова и Ф. Достоевского. Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе — там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.
Довольно быстро написав «пристяжных» детей, автор никак не мог найти модель для центрального персонажа. Перед нами Грановитая палата. Здесь и в поразительных по силе проникновения в народный характер портретах-картинах «Фомушка-сыч» (1868) и «Странник» (1870), начинающих галерею крестьянских характеров Крамского, Максимова, Репина, он – снова лидер, в который раз предчувствующий, предвосхищающий, предопределяющий важнейшую тенденцию в развитии русского искусства идущего к синтезу «хорового» начала и глубокой психологической характеристики каждого человека, синтезу портрета и картины. Жил он у бедной родственницы, старой девы, надзирательницы приюта, больной чахоткой.
Несмотря на все трудности, Перов продолжал усердно учиться. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Первым таким произведением явился «Автопортрет» (1851), написанный в семнадцатилетнем возрасте, когда за плечами Перова было лишь около трех лет занятий (с перерывами) в Арзамасском училище А. Ступина. Главный редактор – Ковалев Д. С. Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Под крестом», 1881). По словам В. Стасова, «молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех (брюлловских) лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».
Перовский «Автопортрет» 1851 года соединяет в себе воспитанное ступинской школой строгое отношение к цвету, здесь почти монохромному, точный пластичный рисунок, свободную идущую от брюлловских портретов композицию и объясняемые только одаренностью, талантливостью лирические качества натуры художника, которые иногда ускользают при анализе его наследия, заслоняемые другими проблемами, но неотделимые от его творческой личности и определяющие человеческую проникновенность, эмоциональную неотразимость его зрелых холстов. Картины этого русского художника-передвижника необычайно выразительны. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869) группы художников-москвичей (Л. Л.
Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба — 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862 все — Третьяковская галерея) мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране. Зарянко.
Незаконный сын барона Г. К. Криденера фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. Перов говорил о ней горькие слова. В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, «революционно-демократическим» сюжетам, которых тут действительно было немало (и они вызывали постоянные придирки цензуры). Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой».
В ней художник продолжает тему обличения духовенства. Васильев, А. Н. Картина (Попы) была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Однако перовская же трактовка не просто меняет характеристику одного из персонажей, но трансформирует всю эмоциональную структуру холста.
«Первый чин. Стасова) была эстетика философского романтизма.
Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна (хотя бы в творчестве таких выдающихся «передвижников», как В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. Е. Репин, В. И. Суриков или тот же Крамской). Спор о вере». Истории создания некоторых своих картин Перов отразил в серии рассказов, в частности о «Тройке» – в рассказе «Тетушка Марья», об «Утопленнице» – «На натуре.
Спор о вере». Первую он переделывал несколько раз и сам оставался ею недоволен. В последние годы жизни, отойдя от Товарищества, Перов практически отказался от всякой выставочной деятельности – «Никита Пустосвят» стал известен широкой публике уже после смерти художника. Думаю, подобный опыт уникален и незабываем и для самого иностранца.
Он привёз в российскую гимназию группу американских школьников. В историю русского искусства В. Г. Перов входит картиной «Сельский крестный ход на пасхе» (1861). Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным «вопросам», но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное идеально-самодостаточное художественное царство. В это же время была нарисована картина «Распятие». Само его замечательное наследие и достижения учеников, воспринявших его заветы, сохранили и пронесли в следующее столетие подвижническое отношение к творческому труду, благородное понимание художнического долга. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции.
18621864 годы художник проводит за границей. Он поддерживает и опекает своего друга, великого пейзажиста А. К. Саврасова. Устав поставил целью объединения «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами б) развития любви к искусству в обществе и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Н. Островский», 1871 «В. Русский художник Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года.
Мальчика настолько захватил процесс работы художника, что он увлекся рисованием. Одним из условий этого международного образовательного проекта было то, что все американские гости и глава американской делегации – директор американской школы в том числе – должны в течение трёх недель проживать в обычных российских семьях. Вдохновляющим примером для «Товарищества передвижных художественных выставок» послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И. Н. Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. «Идеализированным», «далеким от жизненной правдивости», «целиком перекочевавшим в картину из произведений академического бытового жанра пятидесятых годов» воспринимали этот исследователи, отмечавшие «неорганичность этой фигуры общему замыслу картины». Художник посчитал, что не может писать идейные картины, не зная жизни страны.
«Тройка». Отец был стар и не присылал ему денег. Недовольство же вызвало как раз то, что составляет внутренний смысл и оригинальность перовского решения: центральная фигура, «жертва правосудия». В трудную минуту ему помог Егор Яковлевич Васильев. В них, как и у самого автора, есть некий стержень, характер, который заметен сразу.
Если говорить о достижениях Перова, то в позднем творчестве они связаны в первую очередь с портретом. В первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания, во второй – изобразить самое восстание и в третьей – передать расправу с помещиками. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества». Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». «Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». Свидетельством этой дружбы можно считать незавершенный портрет Саврасова кисти Перова. Справедливо замечено, что «еще при жизни художника была ясна его исключительная роль в развитии русского портрета». Дует сильный ветер.
Шишкиным и выдающимся жанристом И. М. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», написанная в 1860 году (на малую золотую медаль). Увлечение историческими романами Салиаса и Карновича натолкнуло Перова на мысль написать две большие исторические картины – «Суд Пугачева» (1873, не окончена) и «Никита Пустосвят. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Перов задумывает триптих о Емельяне Пугачеве: «Восстание», «Помещики и крестьяне», «Суд Пугачева» – замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века из которого удалось осуществить только последнюю часть.
Таким образом, мы имеем возможность увидеть. («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Другими словами, с Достоевским, как и с Некрасовым, Перов был связан так, как всегда бывают связаны крупнейшие представители искусства, решающие главные задачи эпохи (как были связаны Толстой и Репин, Врубель и Блок) без малейшей ограниченности, с учетом всего достигнутого мировой культурой, но и с огромным достоинством, пониманием величайшей ответственности перед культурой своей страны, перед сохранением ее традиций и идеалов. И хотя нельзя воспринимать буквально слова: «Перов – это Гоголь Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе», в них верно почувствованы значение и направленность творчества Перова, его основополагающая роль в искусстве второй половины XIX века. Живя в деревне, молодой художник пишет картину «Распятие», которую он подарил ближайшему селу.
Презентация рассказывает биографию В. Перова и знакомит с его творчеством. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. В 1846 году поступает в арзамасскую школу живописи А. В. Увлечение историческими романами Салиаса и Карновича натолкнуло Перова на мысль написать две большие исторические картины – «Суд Пугачева» (1873, не окончена) и «Никита Пустосвят.
Возможно, беспощадная трезвость щедринского взгляда наложилась на собственные «прежние наблюдения», высветлила в памяти очень конкретную, типичную для «целой полосы русского мира» сцену. Перов продолжает в московском училище живописи, в котором учится с 1853 по 1861 год.
Одно из высших достижений художника- «Последний кабак у заставы» (1868). Каменев, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. О. Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах: «Христос в Гефсиманском саду» и «Снятие с креста». Следующее десятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала.
Василий Григорьевич Перов краткая биография. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. В 1862 году В. Г. Перов едет в Германию, где посещает все самые важные художественные центры. Так же, как у Федотова, его искусство было «серьезно и больно кусалось».
Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы (Голова киргиза, Голова татарина), делал этюды для Пугачева. Для конкурса на Большую золотую медаль художник в Совет Академии представил эскиз картины «Сельский крестный ход на Пасхе». 1870-е годы – период расцвета творчества Перова. Мокрицкий и С. К. Для публики и критики уже первая картина Перова – «Приезд станового на следствие», написанная в 1857 году, – стала заметным событием.
Их герои – чудаки идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой. Оставшаяся в санях крестьянка уже давно ждет своего загулявшего мужа. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья. Самая значительная картина Перова на историческую тему и по размерам своим превосходящая остальные, – «Никита Пустосвят». Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А.
Первую он переделывал несколько раз и сам оставался ею недоволен. В нем увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». В эти годы рождается Перов – исторический художник. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей «Никита Пустосвят. Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 18601870-х годов их деятельность практически сошла на нет.
На окраине города, у последнего кабака, остановилось двое запряженных саней. Ступина, которую успешно заканчивает в 1849 году. Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины, не понятый товарищами, списанный с «корабля современности» Крамским и другими критиками. Перов сначала посещает Германию, а затем Францию. Перов внес также большой вклад в искусство портрета.
Живя и творя в 18 веке, Перов остается для многих любимым и сегодня. Спор о вере» (18801881 гг. ). Среди лучших произведений этого периода – картины «Проводы покойника» (1865), «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). А работа была долгой, кропотливой. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Большие картины остаются незаконченными.
Совет, полностью не разобравшись в его содержании, утвердил эскиз. Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В. В. Перов «одним скачком переносился через целое море русских картин с содержанием пустым или притворным». Кругом него толпа раскольников, пришедшая с ним защищать общее дело. Первым этапом неудач была смерть его жены в 1869 году, позднее он похоронил 2-х старших его детей. Так или иначе, новизна и свежесть «Приезда станового», сделавшие эту еще робкую по живописи картину принципиальным явлением русского искусства, заключались не в каких бы то ни было моментах формы, а в самом замысле, выборе сюжета, режиссуре драматического действия. Маленького Василия мать научила читать и писать очень рано. Нельзя не упомянуть его рассказы, такие же пронзительные и глубокие, как и его живописные произведения.
Картина полна движения и драматизма. И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий».