В ранний период творчества Куинджи находился под влиянием школы Айвазовского, придерживаясь академических канонов, но в начале 1870-х годов художник постепенно уходит от традиций академической школы. Одновременно с творчеством Куинджи проявлял свои практические способности – он стал владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, купил участок земли в Крыму. Цель данного реферата – на примере творчества А. И. Куинджи рассказать о явлении романтизма в русском искусстве. На рубеже XIX-XX веков творчество Куинджи испытало явственное влияние элегических настроений современного искусства.
В творчестве художника Куинджи четко просматриваются определенные периоды. Лично для меня наибольший интерес представляет романтизм в творчестве великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Для современников художника его картины были радостным откровением. К большому сожалению из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника. Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Не был принят художниками и «Вечер». Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. В 1860 – 1861 годах Архип едет в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Хотя нельзя утверждать о влиянии заграничных поездок на технику исполнения русского художника.
Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Мир как некий волшебный храм природы, расположенный где-то в другом, неземном измерении, – таковым предстает образ третьего варианта Березовой рощи., б/г). Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Толпы людей часами простаивали у этого полотна.
Итак, Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. В том же 1873г.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Весной 1874 года художник поехал в Мариуполь. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. Был членом "Товарищества передвижников".
Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Современники художника отмечали его острый природный ум, оригинальность мышления И. Н. Крамской, например, в письмах шутливо называл его «глубокомысленным греком». К 1910 г. в Обществе состоял сто один человек К сожалению, за годы своего существования объединение так и не превратилось в сплоченную организацию. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети.
Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. – психология, психологические догадки и гипотезы. Например в картине «Забытая деревня», отодвинутая на задний план деревня усиливает впечатление заброшенности среди пустынной равнины, а изображение осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей дороги, вызывает ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной природы. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. В 1868 г. Куинджи, наконец, в Академии.
Затем Архип устроился ретушером у фотографа и это занятие долго оставалось главным источником его существования. В 1845 году у него умер отец, а затем и мать. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Если бы Архип Иванович был, хоть в малой мере причастен к «литературе» – в форме отрывочных записей какого-нибудь дневника или в форме, хотя бы самой непритязательной переписки с друзьями – это, конечно, помогло бы нам в решении загадки. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Многие эскизы отличает театральность композиции — освещенный центр окружен темными кулисами леса: Роща, Солнце в лесу, Осень (все – 1898 – 1908, ГРМ).
Закончив свое создание, каждый художник, естественно, влечется к общению с публикой. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны.
О художнике снова заговорили. Каково бы ни было отношение к Куинджи художников, слава его растет от выставки к выставке, становясь поистине всенародной. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе, Степь в цвету и Степь вечером. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Среди его учеников были Н. К.
Для него важно подчеркнуть главное. Тот рассказал и написал на бумажке ряд формул. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В эскизе Поляна в лесу. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. В итоге победа осталась за последним.
Русский писатель И. И. я -человек. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. получает звание классного художника. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. В благородной тревоге И. Н.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался.
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. О нем говорили, как о маге и чародее. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине».
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Крым» и многое другое.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща».
Освещенный солнцем, усеянный камнями берег, прозрачная гладь воды и высокое светлое, с клубящимися облаками небо сосуществуют в пейзаже в неустойчивом равновесии. Художника привлекают свет голубой луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
«Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. здесь чувствуется какой-то глубокий душевный перелом, – перелом в мироощущении, в эстетических взглядах. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. Успех картины превзошел все ожидания. Чтобы избежать давки, публику- пускали в зал группами. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса.
Многозначным. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. В 1873г.
«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, -глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее» (Яруцкий, 1998, с. 117-118). В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Острые общественные проблемы как бы заставили Куинджи отказаться от поэтизации действительности. Вглядимся на минуту в эту эпоху перелома – 80-х годов.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Своему детищу – Обществу им. Отец Куинджи был сапожником. Куинджи рано остался сиротой.
Упал раз и изрядно расшибся, но поднялся опять на вышку и покатился – и снова упал. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Это. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Архип даже не успел окончить начальную городскую школу. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. В 1874г. Но что поделаешь, если иного, готового пути нет. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, взял бумажку с собой, просидел над нею ночь, а наутро, торжествующий, явился к Крамскому: задача была решена.
Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
Летом и осенью 1880 года Куинджи работал над новой картиной. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света.
Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Грандиозный успех «Украинской ночи» сделал имя художника столь популярным, что публика начинает осаждать мастерскую задолго до завершения очередного холста.
В настоящее время картина сильно потемнела, краски потеряли свой цвет. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку – со временем краски потемнели и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
Это – в Натуре вещей. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Архип стал сиротой. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).
Друзья не понимали причин, волновались. 101-102). Репетитор объяснял, сложную алгебраическую задачу на решение уравнений. Крамским – идеологом передовых русских художников. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
«С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович. 19 вв., пришедшее на смену сентиментализму. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаАрхип КуинджиГоды жизни: 27 января 1841 — 24 июля 1910Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникСлава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели.
У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. В 1872 году созданная картина «Осенняя распутица» очень близка картинам художников передвижников. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.
Это был взрыв., б/г). Картины Куинджи были необыкновенно популярны., б/г).
А. И. Куинджи для ежегодных премий. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Поэт Я. Полонский писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление. Тем более это относится к серии «гор».
Но тот не унимается: «Позвольте. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. В литературе мы видим в эти годы настроение «сумеречного», переходного момента. Сын сапожника, художник самоучка. (Яруцкий, 1998, с. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Критики единодушно отметили успех работ Куинджи их национальную самобытность. А. И. Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна.
Пытаясь разгадать загадку» обращаясь к близким покойному людям, обращаясь к старым товарищам его по «передвижничеству», обращаясь и к некоторым из учеников его, пользовавшимся его доверием, большинство отвечало: «Вероятнее всего, что после такого небывалого успеха, какой имели «Ночь на Днепре» и «Березовая роща», Архип Иванович уже не желал выступать с вещами, на которые он в этом смысле не надеялся а ведь надо было дать такое новое, чтобы успех его затмил успех прежний. » (Жизнь и творчество А. И. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.
Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи. Его очень интересовала проблема в живописи передачи света цветом. Ведь Кавказ Куинджи символичен. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства.
Народничество представляло собою стройную и ясную идеологию. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. (Яруцкий, 1998, с. 99-100). Однако юноша не соблазняется этим успехом.
Художник заточен в тюрьму. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Это было величайшее заблуждение.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Скорее нет, не могли.
Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Реальный пейзаж в его интерпретации становится непривычным. О ее цене осведомился морской офицер. Богаевский, А. Борисов.
Туман (1898 – 1908, ГРМ) непонятно откуда льющимся светом высвечена лужайка «ирреального» цвета. Слухи о тайне художественного метода А. И. Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой. Заточенное, скрытое от человечества творчество – это contradictio in adjecto. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Почти до иллюзии убедительно воссоздавая на холсте «свечение» природы, он в то же время обобщает ее образы, переосмысливая классические традиции и усиливая монументально — декоративное звучание картин. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца.
В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Изучая природу и опыт русских и зарубежных художников интересуясь оптикой, астрономией, применяя технологические новации, Куинджи стремился «подключить» зрителей к живописной стихии. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Архип Иванович вместе с женой Верой Леонтьевной присутствуют при открытии.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах. В то же время Куинджи не получил систематического образования и по существу был самоучкой. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Имел звание "классного художника первой степени".
Что это такое. Мир, полный неги, красоты и покоя. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возражает Крамской.
В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Вот в чём его могущество и колдовство (Яруцкий, 1998, с. 110-111). Все детали тщательно вырисованы. Он любил людей не на словах, а на деле. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема.
В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Петербург жил открытием выставки.
на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Наступили долгие годы молчания.
Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Рассказывают, что однажды Д. И. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Выставка 1882 года была последней для художника. Но особенно – третий вариант Березовой рощи (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск). Однако в результате общения с передвижниками и под влиянием процессов, происходящих в обществе, у художника А. Куинджи появляются работы, указывающие на переосмысление им своего творчества.
В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля» за которую получил звание неклассного художника и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Она не понята была даже Крамским. Далее последовали почти ежегодные шедевры не меньшего поэтического накала: Вечер на Украине (1878), Березовая роща (1879), После дождя (1879), Лунная ночь на Днепре (1880), Днепр утром (1881).
В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Последняя самая популярная. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
Куинджи-пейзажист остается верен себе. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Что же говорить о той поре, когда началось «молчание», о поре 80-х годов, когда он, – 40-летний, полный душевных сил и могучего здоровья человек, – весь кипел художественными замыслами. Куинджи, став миллионером, продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев, никому не отказывал в помощи.
Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Летом 1872 года Куинджи был на острове Валаам, что на Ладожском озере, где была нарисованы картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа.
Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям.
К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Вот почему, как описывает Репин, люди, «в молитвенной тишине» стоявшие перед картиной, уходили из зала со слезами на глазах. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Серое, без единого просвета, скучное небо, плоская коричневая земля, силуэты убогих деревенских изб, едва заметные на фоне неба, сливаются с землей.
Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность через 5 минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Художники искали новые пути развития.
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира.
Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире.
По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины Вечер на Украине, Христос в Гефсиманском саду, Днепр и Березовая роща, которыми они были восхищены. Наиболее вероятная дата рождения Архипа Куинджи – 27 января 1842 года. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами и даже вывозил за границу за свой счет. Именно слишком стихийна была вся фигура этого художника и слишком подлинный он был художник, чтобы удовлетвориться таким объяснением.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Берёзовая роща – символ России. 20-21).
Его просто-напросто не принимали в Академию. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. (Эллины Украины 2010, с. 7).
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Также Архип Иванович постоянно подчеркивал, что главный секрет его работ кроется в выборе красок. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Рылов, К. Б. В этом и выражался его технический гений – превращать имеющийся материал в реальность, запечатанную в холсте. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.
Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.
Но это были, в сущности, лишь ступени вниз, к его ликвидации. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. На этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. К середине семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу.
Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Неужели это художественное впечатление. Ученики любили и уважали Куинджи. С одной стороны, в стремлении удивить зрителя необыкновенным эффектом есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма, с другой — нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Мальчику не удалось получить образования.
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Несколько мелких деталей – дома, пасущаяся корова, деревья – сосредоточены в центре холста и служат лишь оживляющим композицию стаффажем. – восклицал Репин.
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Крым», «Морской берег. И характер художника ничуть не изменился.
Таким образом, в «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности света, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины.
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Тотчас после «Днепра утром» он принимается за «Закат в степи» (начатый еще раньше «Березовой рощи»), затем пишет «Радугу» – пишет, но не выпускает из своей мастерской и никого не пускает в свою мастерскую. ему разрешено рисовать, но лишь на аспидной доске и, чтобы Начать что-нибудь новое, приходится уничтожать ранее нарисованное, так что никто не видит рисунка, кроме самого художника.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов.
Его талант вызывает простодушное удивление мариупольских обывателей. Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Яйла», «Горный склон. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » (Яруцкий, 1998, с. 97-98) Поэт К. М. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. и потому все могу понять. » И Куинджи настойчиво требует, чтобы репетитор «рассказал» ему задачу. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Он выставляет в мастерской четыре картины: «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр», новый вариант «Березовой рощи».
Крым», «Крым. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Картина или действительность. Это полотно – обобщенный поэтический образ Севера итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым «громким» явлением в русской художественной жизни конца ХIХ века. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи.
И он делает это и рисунком и цветом. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень.
Но скоро им овладевает отчаяние и он кончает самоубийством. В 1868 году он стал вольным слушателем. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Эта тенденция весьма характерна для искусства и литературы начала XX века.
Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Романтическое искусство Куинджи создавало поэтический мир, замкнутый в границы вымысла. Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Что это такое. Рериха. Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским.
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе., б/г).
Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Опять острейший луч волооких на холст опять долгое соображение и проверка на расстоянии опять опущенные на палитру глаза опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту. Однако дважды проваливается на экзаменах.
Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. Стадо овец на склонах» написан художником широко и свободно, на одном дыхании. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Айвазовский был маринист. Вот до чего доползла змея клеветы.
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. В этом случае он, впрочем, спасовал перед силой вещей: третьей попытки уже не делал.
Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Я совершенный дурак перед этой картиной.
Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Часто изображается художниками и всегда по разному. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Он сначала с радостью принимается за творчество. Мальчик с детства любил рисовать. Вид на гору Демерджи. Куинджи преподавал в Академии Художеств, руководил пейзажной мастерской.
он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Общий колорит и мотив довольно внятно говорят о влиянии Айвазовского. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Даже во время последней болезни, он первое время постоянно рисовал в постели. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера.
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Архип рисовал еще в детстве, на стенах, заборах, обрывках бумаги. Куинджи же сам объяснял так:. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Какое-то ослепительное, непостижимое видение».
важнейшим отличием искусства Куинджи становится «погоня за светом» – изображение закатов, восходов и полуденного сияния солнца, лунных ночей – жизни света в его наиболее впечатляющих проявлениях. Величие и в то же время одинокая обреченность образа Спасителя переданы Куинджи с глубокой, выстраданной выразительностью. В конце концов победа осталась за Куинджи. Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством.
И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики.
Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета.
Куинджи мог быть добрым, мягким и резким вспыльчивым, нетерпимым.
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Пытаясь дать хоть сколько-нибудь аналитическую оценку вкладу Архипа Куинджи в историю, можно сказать, что не без его участия конец XIX века стал той точкой, с которой началось современное искусство. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров.
Романтизм – идейное и художественное направление в европейском искусстве 18 – 1-й пол. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Во время затворнического периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия. Иллюстраций на тему о «неистовости» А. И. Куинджи из всех периодов его жизни можно было бы привести десятки. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. После выставки Совет решил, что Архип Куинджи может стать свободным слушателем Императорской академии искусств и удостоил юношу звания свободного художника.
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. В ее художественном отделе демонстрировались произведения Куинджи. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Какие же глубоко серьезные мотивы должны быть налицо у великого художника, чтобы добровольно заточить свое творчество «в тюрьму», чтобы сделать из него тайну для общества.
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Куинджи попросил объяснить и ему. Поле это – обширное и прокладывать путь по нему – предприятие рискованное.
В картине нет ярких световых эффектов. Вся культурная Россия знала Куинджи. Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Само крестьянство оказалось совсем непохожим на го идеализированное представление о нем, какое легло базисом в теории «кающихся дворян» и наследовавших эти теории «разночинцев». Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии.
Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. У Леонида Андреева в одной из повестей («Мои записки») есть прекрасный образ. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Но не в характере Архипа Ивановича сдаваться и опускать руки перед препятствиями.
Но одна привязанность оставалась у него неизменной, целиком овладевшей им, — это страсть к рисованию. Теперь он ищет в натуре яркие краски, напряженные контрасты света и тени, необычные эффекты освещения. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Они по-детски просты и естественны.
«Лунный» пейзаж картины исключает общественную проблематику. От картины долго нельзя было отвести взгляд, таким магическим действием она обладала. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других».
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Куинджи – по татарски означает «золотых дел мастер», дана была по прозвищу деда. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление.
К сожалению, сохранилось мало первых полотен Куинджи, сегодня больше известны работы, созданные им в период творческой зрелости. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой.
Архип Иванович учил живописи Н. К. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно.
В другой раз он попал на каток и, впервые в жизни надев коньки, сразу стал скатываться с горы. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Вера Елевфериевна Кетчерджи, дочь состоятельного купца, стала женой Архипа Куинджи.
Чем же объяснить это молчание Куинджи, это пожизненное заточение его новых картин. И так было до старости, до самых последних дней. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Куинджи. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей.
Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо – в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Страдания художника были невыносимы. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой.
Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе.
Ах, как живо помню я его за этим процессом. Когда Куинджи «замолчал», распространились слухи, что он просто «бросил» живопись, отдался материальным заботам, хозяйственным делам. Архип Иванович один из самых любимых моих художников.
Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Реализм в литературе (как и в искусстве, вообще, как и в философском умонастроении) всегда покоится, прежде всего, на ясности общественного жизнеощущения. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Современники рассказывали о нем следующее. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Крамской писал о его картинах: «Что-то в его принципах о колорите есть для меня абсолютно недоступное быть может, это абсолютно новый живописный принцип его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Кавказ». Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Подтверждением этому является создание в 1870 году пейзажа «Осенняя распутица».
Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Почти одновременно с Куинджи замолчал столь далекий от политики, особенно в то время, художник слова, как Л. Н. Толстой: в 1879 году он пишет свою «Исповедь», где отрекается от художественного творчества. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Пейзаж стал необратимо темнеть. Не смотря на уединение в мастерской, Куинджи тем не менее живо интересовался художественной жизнью Петербурга и Москвы. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.
«Березовая роща» – идеал природы. Рерих, А. А. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
Буря восторгов, поднятая «Лунной ночью на Днепре», буквально перешла границы возможного. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Определяется и творческий метод художника. В Париже в 1878 г. открылась Всемирная выставка. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. С середины 1870-х гг. Картины Куинджи, которые он показал на академических выставках 1868 и 1869 годов («Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «буря на Черном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении»), несли на себе следы влияния И. К. Айвазовского.
Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Художники нервничали, но магическое воздействие имени Куинджи на зрителей было так велико, что открытие состоялось на неделю позже намеченного срока.
Современники рассказывали о нем следующее. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. «Эльбрус днем. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.
Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Затем Архип служил богатому зерноторговцу. Просьба его не отклоняется и давнишняя, упорная мечта осуществлена. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
Этим же настроением проникнута последняя незаконченная картина Куинджи «Ночное» (1905-1908), пожалуй, самая поэтичная и одухотворенная среди произведений художника. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Художник много путешествовал.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. «Сами: по себе луна и солнце, – писал И. Н. Крамской, – не предмет для живописи». «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Например "Украинская ночь", "Ночь на Днепре". Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г.
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. «Сам-один» в своей каморке он усаживается за «Татарскую саклю». Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Оторванным от повседневности явлением.
Он держит экзамен и «проваливается» через год держит вторично и опять – на этот раз из тридцати экзаменующихся один – оказывается отвергнутым: экзаменаторы находят неудовлетворительным его рисунок. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». На могиле установлены бронзовый бюст художника и надгробие— гранитный портал с мозаичным панно изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея.
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Думается, это могло быть привходящим моментом, а. не определяющим. Главным выразительным средством стала глубинность пространства с помощью уплощения предметов, а поиск новых изобразительных средств со временем привёл к созданию оригинальной декоративной системы. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка.
Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » — возразил ему Крамской. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть.
Его мастерская была лабораторией исследователя. Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха.
Утопизм народнических теорий к 80-м годам выявил себя уже с достаточной определенностью. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский.
В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. В этом варианте художник как бы вспоминал начало своего пути, но не дублировал его. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. В «Украинской ночи» он уходит от этого приема. В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников. Все газеты, журналы откликнулись на выставку восторженными статьями.
Ни на один день не «бросал» своего искусства этот стихийный талант. Даже чуткий и дальновидный И. Н.
Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Как мы знаем, этого не произошло.
Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Картина или действительность. Передний план, который играет в композиции второстепенную роль, художник прописывает эскизно избегая усложнения красочного слоя. Талант Куинджи в статье «Наши художественные итоги» назвали феноменальным: «Куинджи понял натуру гораздо выше чем понимали ее до сих пор натуралисты, – и вследствие этого картинами Куинджи должна действительно начаться новая эра в живописи, они породят особую школу».
Куинджи. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
В северной природе царят гармония и покой. Успех превзошел, все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской.
Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
Да и мотив, конечно, лично пережитый и прочувствованный еще там, в Мариуполе, на родной круче Карасунского обрыва. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Пейзаж нельзя было назвать удачей. Что же открывалось испытующему взору ценителей.
В 1876 г. на передвижной выставке зрители увидели «непозволительно роскошную» «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре».
3. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств.
Он мечтал об объединении, где все художники были бы равны и могли творить свободно, без оглядки на вкусы заказчиков. Но А. И. Куинджи умел побеждать. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3.
Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме.