Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Кандинский находился в зените своего творчества: признанный художник и глава основанного им направления абстракционизма. Второй период Баухауса в Дессау начинается в весьма благоприятных условиях: Кандинский и другие художники получают несколько свободных классов живописи, где они, помимо преподавания, могут заниматься собственным творчеством. Книга понравится всем, кто увлекается рисованием и искусством, а также поклонникам абстрактной живописи и творчества Василия Кандинского.
В этой главной работе экспрессионистического периода Кандинский сформулировал основную тему своего творчества — тему борьбы и противостояния. Творчество Кандинского вновь претерпевает изменения: отдельные геометрические элементы все более выступают на первый план, палитра насыщается холодными цветовыми гармониями, которые, порой, воспринимаются как диссонанс, особо используется круг, как чувственный символ совершенной формы.
Действительно внутренние средства не так легко утрачивают свою силу и влияние. Во всех частях треугольника можно найти представителей искусства. Здесь часто говорится о материальном и о нематериальном и о промежуточных состояниях, которые называют более или менее материальными.
И художник сознательно или бессознательно устремляется на поиски материальных форм для воплощения «живущей в нем в духовной форме новой ценности» (Es. Для этого форма, движение, краска и заимствованные у природы предметы (реальные и нереальные) не должны вызывать никакого внешнего или связанного с внешним повествовательного действия. А с другой стороны, производились успешные практические попытки учить мало музыкальных детей какой-нибудь мелодии с помощью красок (пользуясь, напр., цветком). Она там же и скончалась в 1962 году.
Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии45. Такова хореографическая композиция «Желтый звук» (1912), которую с полным основанием можно назвать Преодолением метафоры. Как рождается новое в искусстве и науке. Так как душа в общем крепко связана с телом, то возможно, что душевное сильное переживание путем ассоциации вызывает другое, ей соответствующее. Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»).
Годы войны принесли ему тяжелые потери. Этот хлеб ему дают его художники, а завтра этого хлеба будет добиваться уже следующая секция. Художник оставил не только живописные полотна и сценические постановки, но и теоретические разработки. Подражать этому языку нельзя. 135).
После его окончания работал в типографии, а в 1896 году отправился в Германию. Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. «Существует не меньше мёртвых треугольников (будь они белыми или зелёными), чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар.
ним пылом. При смешении красок наблюдается их склонность утрачивать равновесие. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». Такое сопоставление средств различнейших видов искусства, это перенимание одного от другого может быть успешным только в том случае, если оно будет не внешним, а принципиальным.
А как ВАМ ассоциации по картинам МИРО. Теперь мы слышим в ней неприкрытое звучание вечности – искусства. Сам процесс воплощения Духовного в искусстве представляется Кандинскому в следующем виде. В начале 10-х гг. У Малевича мистический квадрат устремлен вверх, в космос.
С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Все мучения, вопросы, противоречия земного должны быть пережиты. От многих человек может освободиться, закрыв свою душу их воздействию. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом.
Картины, написанные в гормонии зеленых тонов, подтверждают это утверждение. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Благодаря Кандинскому были открыты около 22 художественных галерей в России.
Но подобными объяснениями едва ли можно удовлетвориться». После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью. ». С этого мгновения начинается танец будущего.
В эмбриональной форме эта мощь слова применяется, например, уже в Serres Chaudes. Это понятно. Так как это был бы мертвый головной труд. В своих последних вещах (1911 г. ) он логическим путем приходит к уничтожению материального, причем не путем его растворения, а путем чего-то вроде дробления отдельных частей и конструктивного разбрасывания этих частей по картине.
Это, однако, чревато последствиями, так как вскоре художник и зритель (которые сообщаются между собой с помощью душевного языка) больше не понимают друг друга и зритель поворачивается к художнику спиной или смотрит на него как на фокусника, внешняя ловкость и изобретательность которого вызывают восхищение. 171). Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии импровизации и композиции.
Да я согласна что в простой и очень стильной современной обстановке его картины будут прекрасно смотреться. Природные формы устанавливают границы, которые часто препятствуют этому выявлению. В новом же веке он ощутил наступление «эпохи Великой Духовности», которая требовала адекватного ей искусства. Никто еще их не избежал.
Он считал Баухаус «высшей школой формообразования» с конкретными социальными задачами. ()При прикосновении ко льду можно испытать только ощущение физического холода и это ощущение забывается при согревании пальца, так забывается и физическое действие цвета, когда от него отвернешься. 2. С 1937 года Кандинский, как и многиедругие современные художники, считался в Германии представителем «дегенеративного искусства». А так как во всем внешнем обязательно скрыто и внутреннее (обнаруживающееся сильнее или слабее), то каждая форма имеет внутреннее содержание.
В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Интересно установить, что именно это соединение красного и синего было настолько излюбленно в примитивах (картины старых немцев итальянцев и т. д. ), что до сих пор мы находим его в пережитках той эпохи, например, в народных формах церковной скульптуры. Этот метод уже ряд лет применяется в школе изобретательницы и признан целесообразным Петербургской Консерваторией.
Однако, было бы все же слишком опрометчиво утверждать, что для живописи никогда не будет иметься твердых правил, никогда не будет принципов, напоминающих генерал-бас или же, что они всегда привели бы к одному лишь академизму. гл. После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме.
гие много обнаженных женщин (часто данных в ракурсе сзади) яблоки и серебряные сосуды портрет тайного советника Н. вечернее солнце дама в розовом летящие утки портрет баронессы X. летящие гуси дама в белом телята в тени с ярко солнечными бликами портрет его превосходительства У. дама в зеленом. Давление большевистской партии на искусство, приведшее впоследствии к возникновению «социалистического реализма», началось только после 1922 года. Но, несмотря на эту непонятность или вообще неспособность стать понятной, орнаментика на нас все же действует, хотя и случайно и не планомерно: восточный орнамент является внутренне абсолютно иным, чем шведский, негритянский, древнегреческий и т. д. Не без основания, например, общепринято называть узоры тканей веселыми, серьезными, печальными, оживленными и т. д., т. е. теми же прилагательными, которыми всегда пользуются музыканты (allegro, serioso, grave, vivace и т. д. ), для того чтобы определить исполнение музыкального отрывка. Эти проблемы являются также его главной силой.
Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. (См. Кандинский пошел дальше. Тут дарование человека, его талант (в евангельском значении слова) может стать проклятием не только для художника- носителя этого таланта, но и для всех, кто вкушает этот ядовитый хлеб. Часто ровные цветовые плоскости сменяются комками разноцветных пятен и клякс, что придает колориту картин новое качество — беспокойство, подвижность и резкость. Итак, художник, по Кандинскому, «слышит» внутреннее звучание космоса и каждого отдельного предмета, «видит» его сокровенную духовную жизнь и стремится материализовать ее, воплотить средствами подвластного ему искусства.
Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Что происходит дальше. Синюю размытую форму в центральной части картины можно интерпретировать как сражающуюся фигуру исходящую из нее белую линию — как копье, направленное на «дракона», представленного в виде черной убегающей формы внизу слева.
На эти и другие вопросы художник отвечает в своей основной теоретической работе «О духовном в искусстве», прибегая к треугольнику как символу всего духовного развития. Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском. А имя есть у него свои понятия что он хотел сказать а вы поймете. Прекрасно то, что прекрасно внутренне. И даже наигениальнейшая сила не в состоянии перескочить через границы этой свободы.
бегается и отвергается, как грязь. Чем больше эта секция, (то есть чем ниже она одновременно находится), тем больше количество людей, которым понятна речь художника. Чем светлее он становится, тем он более беззвучен, пока не перевдет к состоянию безмолвного покоя – не станет белым. Синий – типично небесный цвет. Отказавшись от кафедры, он уехал в Германию учиться живописи.
Цвет не допускает безграничного распространения. Оказавшись за чертой бедности Кандинский впал в отчаяние. Кандинскийдоводитдо крайности цветовые и тональные сочетания. Понятно, что он обращается к ней и пытается найти те же средства в собственном искусстве.
На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. Гармонизация целого на полотне является путем, ведущим к созданию произведения искусства. Скрябин убедительно применил свой принцип в Прометее. Красное небо вызовет у нас ассоциацию с закатом солнца, с пожаром и тому подобным. Занимаясь этим, они не замечают, что строят преграды не впереди, а позади искусства.
Если жива душа художника, ей не нужны костыли головных рассуждений и теорий. При охлаждении синим он получает, как было указано выше, болезненный оттенок. Знатоки восхищаются ремеслом (как восхищаются канатным плясуном), наслаждаются живописностью (как наслаждаются паштетом).
Ранний период творчества Кандинского (примерно до 1910-го года) – это период экспрессионизма и разносторонней деятельности вокруг созданной им группы «Синий всадник» (Blaue Reiter). Все стало неверным, шатким и мягким».
Кандинский учил студентов анализировать форму и цвет и в основу учебного плана положил свой выдающийся труд «О духовном в искусстве». Они построили цветовой круг, куда поместили шесть основных цветов (цвета радуги) по принципам контраста, дополнительности, «теплоты» и «холода» в ощущениях цвета. движущих принципов, то это делалось главным образом бессознательно.
«Самоценность цвета, музыкальные ассоциации, «синестетические обертона», духовные изыкания, наконец, синтез искусств – вот то, над чем трудился Кандинский и что составляло предмет его исследований. Фактически эта «новая ценность»– а она уникальна, у каждого художника в данный момент творчества «своя», – и составляет содержание произведения искусства, хотя главным («важнейшим») остается Дух, Абсолют, «который явил себя в этой ценности» (Es. На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Вот таким образом этот цвет пользуется, может быть, большей любовью, чем желтый.
Но цвет не может. Периоды, когда искусство не имеет ни одного крупного представителя, когда отсутствует преображенный хлеб, являются периодами упадка в духовном мире. В острие треугольника, указывает Кандинский, чаще всего находится один человек. активного действия, так как человек, как элемент вселенной, создан для постоянного, быть может, вечного движения), так зеленый цвет действует, вызывая лишь скуку (пассивное действие).
Они называются иудеями, католиками, протестантами и т. д. Кандинский был дважды официально женат. Пусть упрямая повозка сопротивляется как хочет. Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». Кандинский разработал глубокую и оригинальную теорию цвета.
А еще выше никакого страха уже не существует. Только истинные художники сохраняют на всю жизнь детское «ясновидение», основывая на нем свое творчество. Они отвергали любое проявление иррациональности в творческом процессе. В противном случае общее действие будет производить или впечатление курьеза (т. сегодняшней внешней необходимостью.
248). Но и в этом состоянии это простейшее воздействие может иметь различный характер.
Нет ничего совершенного. кое впечатление: так переживает мир ребенок, для которого каждый предмет является новым. Кульбина «О духовном в искусстве». Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям.
Где начинается оранжевый цвет и кончается желтый или красный. Эти цвета неярки иногда нанесены прозрачными слоями, так что возникают дополнительные оптические смешения с другими цветами или взаимопроникновение с фоном. ведь он служил только для выражения материальных чувств (любви, страха и т. д. ) и должен быть заменен другим, который мог бы вызывать более тонкие душевные вибрации. В 1933 году снова переезд – теперь уже от фашистов во Францию, где он и живет до конца жизни (1944 г. ). Картина исполнена в 1910 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет.
Главное в искусстве, считает он, что, а не как и это что ( содержание дух внутреннее звучание) и определяет как ( форму средства выражения). По этой причине я называю такое духовное видение неточным. Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде. По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».
А между ними безграничная свобода, глубина, широта, богатство возможностей за ними же лежит область чистейшей абстракции и чистейшего реализма. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как абстрактным академиком».
свет абсолютно особенным образом влияет на тело человека. «В такие немые и слепые времена люди особенно ярко ищут и особенно исключительно ценят внешние успехи их стремления – материальное благо их достижение – технический прогресс, который служит только телу и только ему может служить. и назойливо на душу. В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право.
Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение». Это неизбежное взаимоотношение формы и краски приводит нас к наблюдению воздействия формы на краску. Значит в данном случае следовало бы или найти другой предмет, который больше соответствовал бы внутреннему звучанию абстрактного (соответствовал бы как созвучие или отзвук) или же вся форма должна вообще оставаться чисто абстрактной. Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич.
Второе название – «Казаки». С 1885 по 1893 гг. Кандинский был уверен, что именно Шенберг правильно воспримет его философию абстрактного творчества и не ошибся.
Здесь следует вспомнить недавно приведенный пример с фортепиано, пример, где вместо цвета мы ставим форму художник – это рука, которая путем того или иного клавиша (-формы) должным образом приводит человеческую душу в состояние вибрации. Это нужный переход от материального к духовному в театре будущего. Он разработал аналогичный план и для Инхука (Институт художественной культуры), но столкнулся с враждебным отношением некоторых художников-конструктивистов, в частности – Поповой, Пунина и Родченко. Окрасим в этот красный цвет небо, цветок, платье, лицо, коня, дерево.
(См. Часто на земле уже давно ничего не осталось от его телесного Я и тогда всеми средствами стараются передать это телесное в гигантского масштаба мраморе, железе, бронзе и камне.
Помимо уже известной цветовой символики и разделения на «четыре основных звучания» (теплое — холодное свет — тень), Василий Васильевич в своем курсе по цветоведениюдля Баухаусаделал акцент на физические основы цветового порядка исследуя прежде всего цветовое трезвучие «желтый — красный — синий». Таковыми являются: гибкость отдельной формы, ее, так сказать, внутренне-органическое изменение, ее направление в картине (движение) перевес телесного или абстрактного в этой отдельной форме, с одной стороны, а с другой стороны, размещение форм, образующих большие формы, в группы форм подбор отдельных форм в группировки форм, которые создают большую форму всей картины далее, принципы созвучия или отзвука всех упомянутых частей, т. е. Публика иколлеги поцеху непонимали инепринимали его искусство, ноКандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с«реальным» новый мир, свиду ничего общего неимеющий с«действительностью». В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником.
Сегодня объективное в искусстве стремится себя проявить особенно напряженно. И так, постепенно, мир лишается своих чар.
В книге «Текст художника. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне. Однако впоследствии он открыл для себя прелесть синего. Здесь начинается музыка будущего.
Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма. Двумя своеобразными вершинами его творчества признаны «Композиция 6» и «Композиция 7».
Так возникла связь, которую Айседора Дункан установила между танцем греческим и будущим. В 1917 году в Москве он сочетался браком с Ниной Андреевской (1893 или 1899-1980), дочерью офицера. После смерти мужа Нина Кандинская продавала и дарила его картины музеям, организовывала мемориальные выставки, в 1973 году опубликовала книгу воспоминаний Кандинский и я. В начале 1970-х годов она купила дом в Швейцарии, где 2 сентября 1980 года была убита грабителем (преступление осталось не раскрытым). Так это в искусстве, так оно и в жизни. Этим объясняется уже явное сегодня стремление открыть конструктивные формы эпохи.
В работе «О духовном в искусстве», которая считается своеобразным Евангелием искусства XX столетия, в главе под названием «Действие цвета» Кандинский описал физиологическое и психологическое воздействие цвета. Но эта мера во всяком случае должна быть исчерпана и в каждом случае и исчерпывается. Кандинский создавал напряжённые и ритмичные цветовые симфонии. Вот таким образом япредпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». Этот цвет напоминает средние и низкие звуки виолончели, несущие элемент страстности. Музыке, которая внешне с природой абсолютно не связана, незачем заимствовать для своего языка какие бы то ни было.
Возможен и обратный процесс, когда треугольник движется «назад и вниз». При определенных условиях он приводит к созданию в человеческом духе новой ценности. В этом кратком очерке мы не можем говорить об этом более пространно.
Ван Гог в своих письмах ставит вопрос, может ли он написать белую стену чисто белой. В применении формы музыка может достигнуть результатов, которых невозможно добиться в живописи. Форма относительна и ее оценка имеет смысл только при соотнесении ее с содержанием, под которым он понимал не литературный сюжет или «рассказ» (который вообще может присутствовать в картине, но не обязателен для нее), а «сумму возбуждений, которые вызываются с помощью живописных средств» (Es. Взрослые же всеми силами стремятся отбить у детей эту удивительную способность и вытеснить ее «практически-целесообразным», т. е. Абстракция предполагает отвлечение от реальных форм и творческое выражение в геометрических элементах. Такова ее внешняя характеристика. Потом может быть разные и удачи и неудачи но имя есть.
С Россией и Германией были так же связаны его исследовательская и преподавательская деятельности сначала в ИНХУКе (Институт художественной культуры) и РАХНе (Российская Академия художественных наук), затем – в БАУХАУЗе (Германия). Человек непрерывно подвержен этому психическому воздействию. Понятие внешнее не следует здесь смешивать с понятием материя. Экономически эти люди являются социалистами. Он – пророк и ясновидец, наделенный высшим знанием пути. Подобные произведения принадлежат к переходным формам. Этот факт давно знаком не только врачам (особенно глазным), но знаком и вообще. Каждый из них, кто может поднять взор за пределы своей секции, для своего окружения является пророком и помогает движению упрямой повозки.
А в периоды, когда душа из-за материалистических воззрении, неверия и вытекающих отсюда чисто практических стремлений одурманивается и становится запущенной, возникает взгляд, что чистое искусство дается людям не для особых целей, а бесцельно, что искусство существует только для искусства (Lart pour Lart). В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами.
Это, возможно, внутреннее состояние Кандинского перед решающим «прыжком». Отсюда – ясное и четкое отношение русского живописца к проблеме содержания и формы. Не надо вашего мнения. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Это такое содержание, «которое может вместить в себя только искусство итолько искусство способно ясно выразить это содержание средствами, которые только ему искусству, присущи» (Дух.
27). 31). Концерт». Звуковое и кинетическое (двигательное) решение темы «желтого» здесь настолько самостоятельны, что не уступают по глубине проникновения непосредственному цветовому ее решению. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника».
Мы стоим перед необходимостью создания нового танца, танца будущего. При таком более высоком развитии существа и предметы получают внутреннюю ценность и, в конце концов, начинают внутренне звучать. «О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. Вехой на этом пути явилась «Картина с белой каймой», созданная в 1913 году, в кульминационный моментдовоенного творчества Кандинского.
Каждой эпохе дана своя мера этой свободы. Такие произведения во всяком случае ограждают душу от вульгарности.
В основе идеализации лежало стремление сделать органическую форму более красивой, сделать ее идеальной, причем легко возникла схематизация и притуплялось индивидуальное внутреннее звучание. Погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Но нет крепости, которую невозможно было бы взять. Первый круг как бы пронзает глаза, в то время как во второй круг глаз как бы погружается. Этого и хотел добиться великий художник.
Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. ли искусство, к которому относятся легче, чем к пластическому. Это Что уже больше не будет материальным, предметным Что миновавшего периода, оно будет художественным содержанием, душой искусства, без которой ее тело (Как) никогда не будет жить полной здоровой жизнью, так же, как не может жить отдельный человек или народ. Именно с Россией и Германией связаны основные этапы творческой эволюции Кандинского.
Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. Некоторые искусствоведы (в частности, Павел Балека) проводят параллель между творческим методом Кандинского и методом сонористики в музыке – методом, для которого характерно выдвижение тембра в качестве основного фактора. Разумеется и в танце (так же, как и в живописи) это является лишь переходной стадией. Нацисты отнесли его работы к так называемому «дегенеративному искусству», наряду с полотнами других выдающихся авангардистов. Однако, как и все предшествующее, это требование носит лишь временный характер.
Бог умер. Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. Это действительно так не только логически, но и художественно. сознательно (или чаще несознательно) хочет соответствующего ему духовного хлеба.
Лишь слабый свет мерцает, как одинокая крошечная точка на огромном коруге черноты. Вот таким образом большое значение имеет выбор реального предмета. В заключение мне хочется сказать, что, по-моему, мы все более приближаемся к эре сознательного, разумного композиционного принципа что художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить) что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества и что этот дух живописи находится в органической прямой связи с уже начавшейся эрой нового духовного царства, так как этот дух есть душа эпохи великой духовности.
В каждом детском рисунке без исключения, полагал Кандинский, «обнажается собственное внутреннее звучание предмета». Вот таким образом художник общается только сдрузьями ипродолжает экспериментировать скистью вруках. И тут имеется внутренняя необходимость, прикровенная внешним. Музыке также присуща своя грамматика, на протяжении больших периодов времени, однако, как и все живущее изменяющаяся, но и одновременно всегда успешно применявшаяся, как пособие, как своего рода словарь. Желтый цвет не может быть доведен до большой глубины.
Когда холодный красный цвет светел, он приобретает еще больше телесности, но телесности чистой и звучит, как чистая юношеская радость, как свежий, юный, абсолютно чистый образ девушки. А картины реалистические нет. Делались попытки поместить картину на идеальную плоскость, которая, благодаря этому, должна была образоваться раньше материальной плоскости полотна Так из композиции с плоскими треугольниками возникла композиция из треугольников, ставших пластическими, треугольников в трех измерениях, т. е. из пирамид (так называемый кубизм). Тем не менее, первые два элемента имеют в себе свойства времени и пространства, что для чисто и вечно художественного, которое стоит вне времени и пространства, образует что-то вроде непроницаемой оболочки. иновейших естественно-научных открытий (в частности, атомно-энергетической теории строения материи).
И этой книгой тоже. Последнее приходится добавлять мысленно, как и более тонкие нюансы красного тона. (Дальнейшее об этом см.
Родился 22 ноября 1866 года в Москве. Пробуждающаяся душа все еще живет под сильным впечатлением этого кошмара. Если же другие предметы будут очень удалены от природы, то они смогут, вследствие этого, ослабить естественное впечатление от неба, а в известных случаях даже его уничтожить. По ее завещанию 150 картин мужа поступили в Музей современного искусства в Париже (Центр Помпиду). «Самым важным вообще является не форма (материя), а содержание (дух)», – писал он в статье «О вопросе формы» (Es. Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. И современное Кандинскому искусство предоставило такие формы, явилось «материализующей силой», воплощающей «созревшее для откровения Духовное» (Es.
Уже само звучание этих слов переносит нас в другую атмосферу. Ее простота объясняется сведением всех исканий художника лишь к трем «первоэлементам» : цвету, звуку и движению. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Этот вопрос представляется такому художнику настолько же революционным, как, в свое время, революционным и безумным казался переход коричневых теней в синие (излюбленный пример зеленого неба и синей травы). Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). К таковым относятся «Пёстрый ансамбль» (1938), «Сложное-простое» (1939), «Небесно-голубое» (1940). Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы.
Как намек на мюнхенский формальный язык можно понять «остов лодки» и выходящее на зеленое поле «весло» слева. таблицу II). 19). В конечном счете настоящий художник работает исходя не из каких-либо внешних побуждений, но исключительно «прислушиваясь к категорически приказывающему гласу, который является гласом Господа, пред которым он склоняется и чьим рабом он является» (Bd I, 59). При этом необходимо, чтобы художник, кроме глаза, воспитывал и свою душу, чтобы и она приобрела способность тончайшим образом взвешивать цвет, действуя в качестве определяющей силы, не только при восприятии внешних впечатлений (иногда, правда и внутренних), но и при создании произведений искусства.
Зачем они были там. С внешней стороны движения обезьяны абсолютно сходны с человеческими. Человек завоевывает имя. Весьма возможно, что орнамент когда-то возник из природы (ведь и современные работники прикладного искусства ищут свои мотивы в полях и лесах).
Мюнхенская художественная критика резко отреагировала наданную работу и вынесла приговор, что картина принадлежит кисти сумасшедшего или «опьяненного морфием или гашишем». Остающееся органическое имеет, однако, как мы сказали, свое собственное внутреннее звучание, которое или тождественно с внутренним звучанием второй составной части той же самой формы (абстрактного в ней), – это простая комбинация обоих элементов или же может быть другой природы, – это сложная и, возможно, необходимая дисгармоничная комбинация. Наделенный от природы громадной чувствительностью к цвету, Кандинский вошел в историю мирового искусства как художник, творивший живописные миры, созвучные космосу (Композиция VI, 1913 г., Санкт-Петербург Композиция VII, 1913 г., Москва).
выми мазками, вдохновляясь в своих произведениях явлениями природы. Кандинский писал своему другу и биографу Уиллу Грохману в 1930 году: «Если в последние годы я особенно предпочитаю круг, то повод тому (или причина) — не его геометрическая форма или характеристики, но мое ощущение внутренней силы круга в его бесчисленных вариациях. Персональные выставки стали открываться в различных городах Европы одна за другой.
Он поступал, как всегда поступают в своих играх дети, величайшие фантасты всех времен, когда они в палке видят коня или в своем воображении создают из клочков бумаги целые полки кавалерии, причем складка в клочке бумаги внезапно делает из кавалериста коня (Kugelgen, Erinnerungen eines atten Mannes). Так, например, музыка имеет в своем распоряжении время, элемент длительности. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. Во всяком случае все эти ощущения физические и, как таковые они непродолжительны.
19). Действительно точно повторить звучание невозможно. е. обоснованного курьеза с нехудожественным действием). В настоящее время можно лишь предчувствовать подобную грамматику живописи и, когда, наконец, для нее настанет время, то построена она будет не столько на основе физических законов (как это уже пытались и даже и теперь пытаются делать: кубизм), сколько на законах внутренней необходимости, которые можно спокойно назвать законами души. Сегодня – день свободы, которая мыслима только на заре великой эпохи.
Но когда человек, применяя более абстрактные и абсолютно абстрактные формы (которые не будут получать интерпретации со стороны телесного), разовьет свою восприимчивость и она станет более тонкой и сильной, - то этот факт будет приобретать все большее практическое значение. 40). Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности. Но при этом он, как ни странно, хочет сохранить видимость материального. Для него содержание первично, а форма вторична.
Тогда они хороши. Главный же компонент синтеза – цвет. Последние две краски – белая и черная – в общем уже достаточно охарактеризованы. По аналогии другого искусствоведа, Рудольфа Арнхейма, «мы можем лучше понять природу цвета, если вспомним, что такое тембр в музыке».
Он обозначил его как «объективное в искусстве», которое, как ощущал сам художник, «особенно напряженно» стремилось проявить себя в его время, мучительно искало адекватных форм выражения (Дух. е. более высокая фантастика – фантастика простейшей материи). таблицу II). Это произведение осматривается холодными глазами и равнодушной душой. лошадь.
Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. Небеса опустели. Сложность обнаружилась на путях художественного синтеза таинственных первоэлементов.
(См. Видимо, для Кандинского цветовые сочетания звучали подобно сонорным созвучиям. Так же обстоит дело и с квадратом, кругом и всеми возможными другими формами.
А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения. В определенное время в Универсуме возникает необходимость в художественном творчестве. И это становится контрапунктом искусства черно-белого до тех пор, пока исключена краска.
Внешняя красота – это элемент, создающий духовную атмосферу: он имеет, однако, кроме положительной стороны (так как прекрасное-благое), также один недостаток. При этом возникает ествественное впечатление (в данном случае торжественное, угрожающее).
Матисс – краска, Пикассо форма, – два великих указателя на великую цель. Уже выше было сказано, что рождение подлинного произведения искусства есть тайна. Вот и позднее, когда Кандинский брал уроки у знаменитого Франца Фон Штука (художник Сецессиона), ему пришлось оставить свою яркую палитру и писать в чёрно-белой гамме изучая форму. Такое подражание похоже на подражание обезьян. Наконец, композиция — это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи.
Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. точно также и до левой границы и за ее пределы. Безграничное красное можно только мыслить или духовно созерцать.
В этой области уже произведена большая теоретическая, а также и практическая работа. Но, к сожалению, все усилия Кандинского найти себя в своей стране не увенчались успехом, абстракционизм был объявлен «упаднечиским», а Кандинского называли «приспешником буржуазии». При сравнении с душевным состоянием человека его можно рассматривать, как красочное изображение сумасшествия, не меланхолии или ипохондрии, а припадка бешенства, слепого безумия, буйного помешательства, Больной нападает на людей, разбивает все вокруг, расточает на все стороны свои физические силы, беспорядочно и безудержно расходует их, пока полностью не исчерпывает их. «Сопровождаемый издевательством и ненавистью, всегда вперед и ввысь тянет он застрявшую в камнях повозку человечества» (Дух.
Период с 1926 по 1933 гг. Подчинение композиции геометрической форме уже применялось в древнем искусстве (например, у древних персов). Так несколько предметов (реальных, а при случае и абстрактных) в картине подчиняются одной большой форме и изменяются так, чтобы они подошли к этой форме, образовали эту форму. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий — только номера (из десяти таких работ сохранилось семь).
Этот образ можно легко передать музыкально чистым, ясным пением звуков скрипки. вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Все ли материя.
Разумеется, такая созвучность (также и отклик) не должны оставаться пустыми или поверхностными, а наоборот: настроение произведения может углубить и возвысить настроение зрителя. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, участвовал в этнографической экспедиции на север России, а в 1896 г. получил приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента. Работы Кандинского находятся в крупных музеях и галереях мира. Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). Немногие отдельные исключения не уничтожают этой безотрадной и роковой картины.
Последнюю приходится, когда нужно, насильственно добавлять мысленно. Теплый красный цвет, усиленный родственным желтым, дает оранжевый. Природа говорит на своем языке, который с непреодолимой силой действует на нас. Только за свойства самой формы (прекрасная, безобразная, тонкая, грубая и т. п. ) ее нельзя оценивать как позитивную или негативную. Василий Кандинский вновь мог работать в области педагогики, развивая свои прежние идеи.
Довольно похожим окажется соединение красного цвета с человеческим лицом.
В каждом художественном центре живут тысячи и тысячи таких художников, большинство которых ищут только новой манеры. Она является постоянным неутомимым рычагом, пружиной, которая непрерывно гонит нас вперед. Теория электронов (т. е.
Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский. Этот мир так высоко над нами, что оттуда до нас не доносятся никакие звуки. В последние годы жизни Кандинский стал писать холсты, которые по его собственному выражению, явились «поистине живописной сказкой».
И тут общепринятая красивость движения должна будет и будет выброшена за борт, а естественный процесс (рассказно-литературный элемент) будет объявлен ненужным и, наконец, мешающим. Контраст (как красное платье при печальной композиции) может быть безгранично сильным, но должен оставаться на одной и той же моральной плоскости. Кандинский был также поглощён идеей синтеза искусств и в «О духовном в искусстве» предложил новый жанр – жанр сценической композиции, который был призван объединить музыкальное, живописное движение и движение танца. встреча отдельных форм торможение одной формы другою формой также сдвиги, соединение и разрывы отдельных форм одинаковая трактовка группировок форм комбинирование завуалированного с обнаженным комбинирование на одной плоскости ритмического и аритмического момента комбинирование абстрактных форм, как чисто геометрических (простых, сложных), так и геометрически неопределимых комбинирование отграничений одной формы от другой (отграничений более сильных, менее сильных) и т. д.
Герберт Рид в «Краткой истории современной живописи» отмечает, что художнику приписывают следующие слова: «Название «Синий всадник» было придумано за чашкой кофе в Зиндельсдорфе мы оба любили синее, Марк – лошадей, а я – всадников». «Да и он ли один. » – замечает Кандинский. Дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством.
Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». Где границы, строго отделяющие фиолетовый цвет от красного или синего. Но почему всадник. Краски наего картинах бледнеют, аформы становятся биоморфнее. Но с другой стороны, в отношении некоторых свойств, музыка отстает от живописи. Там происходит работа, смело расшатывающая заложенные людьми устои.
Ясно, что каждая такая секция. Так стоял в дни своего открытия осыпаемый бранью одинокий Бетховен. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. Между двумя этими центрами — третий (ближе к левому), который можно распознать лишь постепенно, но который является главным центром. Вот таким образом у Метерлинка слово, на первый взгляд казалось бы нейтральное, звучит зловеще.
Эстетическую концепцию Кандинского можно одновременно назвать и простой и сложной. Не может кристаллизоваться в материи то, чего еще материально не существует. Кредо его творчества: форма определяется содержанием. И им это, увы, удается.
Такое настроение может быть создано любым видом искусства, но не внешним подражанием природе, а только путем художественной передачи внутренней ценности этого настроения. И даже цель эта может возникнуть перед ним неожиданно для него самого.
утилитарным, отношением к миру. Фрагментом дальнейшего развития (или дополнения) является моя статья О вопросе формы в Синем Всаднике. Причиной тому является их образование.
Энтузиазм жены спас Кандинского. Программной целью «Синего всадника» стала одухотворённость, вот таким образом неслучайно синий был вынесен в название группы. Также не была опубликована пьеса «Зелёный звук». Сценическая композиция «Жёлтый звук» на музыку Гартмана должна была объединить цвет, музыку, художественный танец и слово. Кажется, что он движется вниз и назад. Основные идеи его эстетики были изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (в первом немецком издании под названием «Rckblicke», 1913), «Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях. Ассоциации художника выполнены не в реалистическом классическом жанре.
Многие поднимаются на поверхность сознания. Я не выбираю форму осознанно — она сама выбирает себя». И вот таким образом, наконец, внутренне прекрасным может быть все то, что внешне уродливо. У двоих из них пики. не найти.
Художнику дан дар особого видения. Если мы, однако, подумаем о том, какое определение было дано в настоящей книге сегодняшней гармонии, то мы поймем дух времени и в области конструкции: не как ясно очерченную, зачастую бросающуюся в глаза конструкцию (геометрическую), которая как будто наиболее богата возможностями или наиболее выразительна, а скрытую, которая незаметно выходит из картины и, следовательно, предназначена не столько для глаза, сколько для души. Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Семейство Кандинских осело в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. Характер этого красного, главным образом, материальный и очень активный (если его взять отдельно) и так же, как желтый, не склонен к углублению.
9). Все это тщательно напечатано в книге: имена художников, названия картин. Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета.
Он задумал новый стиль известный в настоящее время как лирическая абстракция. Зеленый цвет похож на толстую, одень здоровую неподвижно лежащую корову, которая способна только жевать жвачку и смотреть на мир глупыми, тупыми глазами. В этом случае внешнее грязное – внутренне чисто. или же достигается путем ассоциаций, это остается, возможно, под вопросом.
Каков он тот первый человек, которому открылась истина. Такова ее внутренняя характеристика. В декабре того же года книга О духовном в искусстве вышла в свет. Здесь мы снова можем вспомнить пример с фортепиано.
В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой личности живописца. Есть сильные картины есть не очень. Это трудно поддающееся определению действие отдельной изолированной краски является основой, на которой производится гармонизация различных ценностей.
Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. В поисках синтетического стиля, художник создал три цикла работ: «Композиции», «Импровизации» и «Импрессии». Так же обстоит дело и с цветом.
Природа, т. е. Внутри онподчиняется общим законам «космического мира». В отличие от Шопенгауэра, решавшего проблему творчества и страдания умозрительно, Кандинский показывает динамику в развитии духовной жизни вполне наглядно, опять же с помощью треугольника, который начинает необъяснимо двигаться «вперед и вверх». Все они часто присутствуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства».
Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г. ): «Я. Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей.
На место цвета и формы следует поставит предмет. Таким образом, эти два элемента являются не только участвующими, но и тормозящими силами. «Мир звучит. Об этой книге тогда говорили, как о новом Евангелии в жизни искусства.
Достаточно, если мы не будем проводить слишком четких границ. Символом духовности у Кандинского является мистический треугольник.
Этот недостаток состоит в неполно использованном таланте (таланте в евангельском значении слова). Подобным существом является треугольник (без дальнейшего уточнения – является ли он остроконечным, плоским, равносторонним): он есть подобное существо с присущим лишь ему одному духовным ароматом. Оно отлично от любого другого «содержания», например науки или религии. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».
И Метерлинк пользуется этим средством. Здесь открываются большие возможности для литературы будущего. Сначала сложное а потом БОЛЬШОЕ полотно синего цвета и несколько пятен. Как бы то ни было, название «Синий всадник» носила одна из ранних картин Кандинского, представленных им на одной из выставок «Фаланги». В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.
В декабре 1911 года вместе со своим другом Францем Марком Кандинский основал очередную творческую группу – «Синий всадник». Это содержание Кандинский называет «художественным содержанием», душой искусства, без которого его тело (как) никогда не будет жить полной здоровой жизнью. Вот таким образом русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом.
Кроме этого физического сходства имеется и моральное, которое по внутренней ценности сильно разделяет эти две пары (желтое и белое, с одной стороны и синее и черное, с другой стороны) и делает очень родственными между собою два члена каждой пары (о чем будет сказано позже при обсуждении белого и черного цвета). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Познание этой необходимости есть источник покоя.
Так же, как в музыке или в живописи не существует безобразного звучания и внешнего диссонанса, т. е. так же, как в этих двух искусствах всякий звук и созвучие прекрасны (целесообразны), если вытекают из внутренней необходимости, так в скором времени и в танце будут чувствовать внутреннюю ценность каждого движения и внутренняя красота заменит внешнюю. Произведения Моцарта воспринимаются нами, возможно, с завистью, с элегической симпатией. По словам Блаватской, теософия равнозначуща вечной истине (стр. Оба только что охарактеризованных цвета (оранжевый и фиолетовый) составляют четвертый и последний контраст в царстве красок, простых примитивных цветных тонов, причем в физическом смысле они находятся по отношению друг к другу в том же положении, как цвета третьего контраста (красный и зеленый), т. е. Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения.
Цельнер, Вагнер, Бутлеров в Петербурге, Крукс в Лондоне и т. д., позднее Ш. Рише, К. Фламмарион (парижская Matin приблизительно 2 года тому назад напечатала высказывания последнего под заголовком Je le constate, mats Je nexplique pas). Однако он пошел в своем творчестве значительно дальше своих немецких коллег по пути «раскрепощения» цвета и формы от диктата «литературщины», т. е. Белый цвет звучит, как молчание, которое может быть внезапно понято.
Теоретического обоснования этого принципа для дальнейшего пути, лежащего в области нематериального, быть не может. таблицу II). При более детальной характеристике белый цвет, часто считающийся не-цветом (особенно благодаря импрессионистам, которые не видят белого в природе), представляется как бы символом вселенной из которой все краски, как материальные свойства и субстанции исчезли.
Естественная невозможность существования красной лошади необходимо требует столь же неестественной среды, в которую поставлена эта лошадь. 20). На своих плечах Кандинский ощущал непомерную тяжесть этой «повозки» истремился не только своим художественным творчеством, но и словесно передать открывшиеся ему знания. Это касалось прежде всего усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представил в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости». Новое техническое средство — песок, —добавляемый в краску или в грунт. Духовный треугольник медленно движется вперед и ввысь.
Тут связь между искусством и душой наполовину анестезирована. Чтобы справиться с этой трудной задачей Кандинскому понадобилось обратиться и к оккультизму (теософии) и к отдельным разделам точной экспериментальной науки, а так же реализовать весь свой громадный талант художника. Это течение развивалось по двум основным направлениям. В любом предмете Универсума душа художника ощущала глубинную жизнь, улавливала «внутреннее звучание», отличное от звучания всех остальных предметов и не стоящее в прямой зависимости от внешнего, «практически-целесообразного» смысла этого предмета.
Так, рядом с«миром природы» появляется новый «мир искусства»— очень реальный, конкретный мир. Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге «6 духовном в искусстве» (1911 г. ), но практическое решение пришло к нему внезапно и необычно. Путь туда пролагает талант художника. Из этих следствий само собою вытекает еще одно.
() Под этим прекрасным, само собою разумеется, не следует понимать внешнюю или даже внутреннюю общепринятую нравственность, а все то, что даже и в совсем неосязаемой форме совершенствует и обогащает душу. Целые картины (в прикладном искусстве – целые обстановки) выдерживаются в одном общем тоне, который избирается на основе художественного чувства. Тем не менее из этого внешне тихого звучания возникает внутренне мощное звучание. Ему было неважно, будет. постоянно меняющееся внешнее окружение человека, непрерывно приводит струны фортепиано (душа) в состояние вибрации, пользуясь клавишами (предметами). Вот и весь ответ. Приверженцы одного занимались созданием геометрических абстракций, приверженцы другого (Кандинский, Купка и др. ) – поиском гармоничных аморфных цветовых сочетаний, освобождение цвета от форм.
Содержание, выражаемое в искусстве, специфично. По ту сторону этих границ (здесь я оставляю путь схематизирования) – направо лежит чистая абстракция (т. Нарисуйте яблоко в стиле реалистичном пропустите через себя и нарисуйте ваши ассоциации. Это даже не означает, что он художник. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. Чисто духовные силы в лучшем случае недооцениваются, а то и вообще остаются незамеченными. Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь.
Постепенно духовная ночь спускается все глубже и глубже. По его мнению, «каждый цвет обладает присущей ему духовно-выразительной ценностью, что позволяет передавать высшие эмоциональные переживания, не прибегая при этом к изображению реальных предметов». Социальная позиция Мейера, отвергающего всякий эстетизм, требовала полного отказа от «стиля Баухауса». Кандинский – враг всяческого формализма, «искусства для искусства», «чистого искусства», увлечения формотворчеством.
Кандинский В. В. В двузвучии (духовном аккорде) обеих составных частей формы органическое может или поддерживать абстрактное (путем созвучия или отзвука) или мешать ему. Оно является сегодняшним внешним выражением, т. е. Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. Здесь начался последний, завершающий этап эволюции художественного метода художника. Нодва голоса высказались против: Гуго фон Чуди и Франц Марк (последний был тогда еще неизвестным художником он сам пришел к абстрактному цвету в живописи через некоторое время).
Однако ценители данного направления в живописи прекрасно видят необычные находки художника, его философский взгляд на вещи, а также те самые начальные принципы, которые разработал Кандинский и которые впоследствии переняли многие другие художники. К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Одну из главных целей своих теоретических сочинений он видел в том, чтобы пробудить в читателях «способность восприятия духовной сущности в материальных и абстрактных вещах». Предметная тема картины почти поглощена красочным цветовым потоком. Утемнение черным – опасно, так как мертвая чернота гасит горение и сводит его на минимум. Эта черта – пробуждать фантазию зрителя играет большую роль-- современном театре.
является очень важной фигурой в русской культуре. На этой выставке Кандинский выставил несколько своих картин, в том числе этюд к «Композиции II» (1910). Они знают, что почитаемый сегодня ученый, государственный деятель, художник еще вчера был осмеян – как недостойный серьезного взгляда карьерист, мошенник, халтурщик. редственное воздействие на глаз и, наконец, через глаз на душу дает тот же результат.
Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. В том же году у них родился сын Всеволод, который вскоре умер. 22).
Этот небольшой труд был написан в 1910 году. В 1928 году Кандинский получил немецкое гражданство. 22). В этой области уже ряд лет работает г-жа А. Захарьина-Унковская, разработавшая особый точный метод списывать музыку с красок природы, писать звуки природы в цветах, видеть звуки в цветах и музыкально Слышать краски. Последние решительно отвергали иррациональное. Здесь он учился художественному ремеслу (главным образом, рисунку) в двух художественных школах и в Мюнхенской Академии художеств, создал большое количество известных всему миру произведений.
Свое время Кандинский, наряду со многими его современниками в России, осознавал как время духовного пробуждения «от долгого периода материализма», особенно в искусстве. Невольно вспоминаются старинные хоровые композиции, Моцарт и, наконец, Бетховен. Успех был огромный и в течение первого же года вышли три ее издания.
Беспредметные полотна Кандинский начал создавать в 1908 году. Многие результаты его останутся в подсознании (но они от этого не теряют своих творческих сил и остаются живыми). Постепенно основываются и целые научные объединения и общества, ставящие себе те же цели (напр., Societe des Etudes Psychiques в Париже, которое организовало по Франции турнэ с докладами в абсолютно объективной форме для ознакомления публики с достигнутыми результатами).
250). А то, что тогда стояло с ней в связи, получило уже определение красивого. являются дополнительными цветами. И мы видим, что приверженность к школе, погоня за направлением, требование в произведении принципов и определенных, свойственных времени средств выражения, может только завести в тупики и привести к непониманию, затемнению и онемению. практически постоянно в Германии, стоявший и у истоков экспрессионизма как создатель альманаха «Синий всадник», объединившего вокруг себя многих экспрессионистов. Он приступает к работе в Наркомате просвещения, став руководителем секции кино и театра. И видимо неслучайно, одна из позднейших попыток постановки его «Жёлтого звука» была сделана не на музыку Фомы фон Гартмана, а на музыку Альфреда Шнитке, композитора, активно использовавшего метод сонористики. Этот факт приобретает еще большее значение, если отметить, что желтый цвет настолько тяготеет к светлому (белому), что вообще нс может быть очень темного желтого цвета.
По той же причине художники искали помощи в художественных произведениях-примитивах. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве». Справа – ещё трое казаков. Такие эксперименты производились еще не так давно. Василий Кандинский известен в первую очередь тем, что положил начало абстракционизму.
Они равноценны, если адекватно выражают свое содержание (Es. А его любят. В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам». В этом направлении особенно много работы сделано и многое достигнуто в русском театре. Как в упомянутом случае мы узнаем переход от академизма и реализма к импрессионизму и натурализму, так в вопросе Ван Гога заметны начатки претворения природы, то есть тяготения к тому, чтобы представлять природу не как внешнее явление, а главным образом выразить элемент внутренней импрессии, недавно получившей наименование экспрессии. Основоположником собственно абстрактного или «беспредметного» искусства и его главным теоретиком по праву считается русский художник Василий Кандинский, работавший с конца XIXв.
Что касается современных течений, «Синий всадник» стал одним из ведущих экспрессионистских объединений испытавших также влияние фовизма и кубизма. Пикассо стремится достичь конструктивности, применяя числовые отношения.
При сильном его углублении развивается элемент покоя. струной, упавшей доской и т. д. И в результате цель произведения сводится к нулю.
«Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Итак, форма есть выражение внутреннего содержания. Он пришёл к использованию биоморфных элементов, произвольно заполняющих полотна. В настоящее время зритель, однако, редко способен к таким вибрациям) Он хочет найти в художественном произведении или чистое подражание природе, которое могло бы служить практическим целям (портрет в обычном смысле и т. п. ) или подражание природе, содержащее известную интерпретацию: импрессионистская живопись или же, наконец, облеченные в формы, природы душевные состояния (то, что называют настроением). Но труд Кандинского – это не учебник. В поисках ответа на этот вопрос Кандинскому помогло знакомство с австрийским композитором Арнольдом Шенбергом.
Экономически они являются социалистами различных нюансов и могут подкреплять свои убеждения многими цитатами (начиная от Эммы Швейцера, к Железному Закону Лассаля, до Капитала Маркса и еще многих других). Но в большей степени организаторские и преподавательские способности Кандинского раскрылись в Свомасе («Свободных мастерских»), позднее – ВХУТЕМАСе, где он получил пост профессора. Или же глаз испытывает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда. Все ли дух.
Будучи основоположником абстракционизма и экспрессионизма и одним из основателей группы «Синий всадник», Кандинский пошёл много дальше своих единомышленников. В ней нет прямых связей с реальностью. ли изготовлено тщательное подражание – кулиса. В религиозном отношении обитатели этой секции носят различные имена.
В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. В дальнейшем он почти целиком посвятил себя абстрактному искусству. Он есть космос духовно действующих существ» (Es. Да и исключения составляют главным образом художники, символом веры которых является Iart pour 1arl. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Книга сильно опережала свое время, вот таким образом издателя для нее было найти очень сложно.
Что такое застой и упадок в духовной сфере. Так следует понимать и применение грядущего контрапункта. Искусство продолжает идти по пути этого Как.
Если нарисовать два круга одинаковой величины и закрасить один желтым, а другой синим цветом, то уже при непродолжительном сосредоточивании на этих кругах можно заметить, что желтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека. Возникают краски бешеной силы, в которых абсолютно отсутствует дар углубленности. Как я уже сказал, в моей работе все это не имеет значения.
Так, быть может, звучала земля в былые времена ледникового периода. Чисто духовные силы либо не ценятся, либо вовсе не замечаются» – делает вывод Кандинский. ознаменовался полным отказом от принципа мимезиса и освобождением цвета и формы.
В ином случае внешне чистое будет внутренне грязным. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве.
Эти требования были установлены учителем, считавшим Кандинского хорошим учеником, но обладавшего не удачной способностью яркого колорита. Его называют обманщиком или сумасшедшим. Желтый цвет типично земной цвет. Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.
Это периоды упадка в искусстве и всей духовной жизни. И в 1921 году, получив предложение на место преподавателя в «Баухаузе», в Веймаре, Кандинский покидает страну. Это действие усиливается, если добавить контраст светлого и темного: действие желтого цвета возрастает при посветлении (проще сказать -при примешивании белой краски) действие синего увеличивается при утемнении краски (подмешивании черной).
таблицу в еженедельнике Музыка, Москва, 1911 г., . Старыедрузья из Берлина сообщили ему, что его картины удалены из немецких музеев.
и т. д». Искусство, писал он, – «дитя своего времени» и, как часть духовной жизни, «обладает пробуждающей, пророческой силой». Мы не можем ни чувствовать, как древние греки, ни жить их внутренней жизнью. Период с 1911 по 1920 гг.
Пассивность есть наиболее характерное свойство совершенного зеленого цвета, причем это свойство как бы нарушено, в некотором роде, ожирением и самодовольством. VII, Теория). Ему подскажет внутренний голос души, какова нужная ему форма и где ее почерпнуть (из внешнего ли или внутреннего естества). Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. Итак кубизм абстракционизм кто то приемлет кто то нет.
Не только звучание краски, но и отдельные слагаемые творческого процесса в искусстве можно обнаружить в словах Кандинского: «Цвет – клавиша, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль». Только ему впервые открывается новое знание в науке или новое направление в искусстве, доставляющие одновременно и громадную радость и такую же безмерную печаль.
Он занимался сначала в частной школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии художеств у Франца фон Штука.