Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии. Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско.
Философия и религия. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора.
Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско. 7). Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Однако он этим не довольствовался ибо в душе его проснулось величайшее стремление к ваянию а все это случилось после того, как Филиппо стал постоянно общаться с Донателло, юношей, который почитался сильным в этом искусстве и от которого ожидали очень многого и каждый из них настолько ценил талант другого и оба питали друг к другу такую любовь, что один, казалось, не мог жить без другого. Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него».
Тогда же он смастерил несколько хитроумных часов. Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско.
Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. Но как только вам, господа, заблагорассудится решить, что купол должен быть возведен, вы будете принуждены испробовать не только меня ибо одних моих советов, как я полагаю, недостаточно для такого великого дела, но придется вам заплатить и распорядиться, чтобы в течение года в определенный день собрались во Флоренции зодчие, не только тосканские и итальянские, но и немецкие и французские и всех других народов и предложить им эту работу с тем, чтобы после обсуждения и решения в кругу стольких мастеров за нее принялись и передали ее тому, кто вернее всех попадет в цель или будет обладать лучшим способом и рассуждением для выполнения этого дела. Искусство предстает в равной мере и лабораторией и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление.
Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Это показывает значительно более активную роль Брунеллеско в определении формы и кривизны купола, чем это обычно предполагается. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты.
Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего». Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. Итак, после совещания, созванного на этот предмет, послали за Филиппо, чтобы он сделал модель со всеми частями, какие только возможны и необходимы для пользы и роскоши христианского храма вот таким образом он приложил все свои усилия к тому, чтобы план этого здания был повернут в обратном направлении, так как он во что бы то ни стало хотел довести площадь перед церковью до берегов Арно, так, чтобы все проходившие здесь по пути из Генуи или с Риверы из Луниджаны из пизанской или луккской земли видели великолепие этого строения. В своих постройках (Старая сакристия церковь Сан-Лоренцо, окончена в 1428 центрическая капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, начата в 1429 базиликальные церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, начата в 1444 воспитательный дом, так называемый Оспедале дельи Инноченти, 1421-44 центральная часть палаццо Питти, начата в 1440) Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему.
Законотворчество в режиме онлайн. Дж. В эпоху Возрождения их число сильно вырастает, отражая гуманность и светский характер новой культуры. А каменщики, со своей стороны, уволенные и потерявшие работу, а к тому же еще посрамленные, не имея работы столь выгодной, послали посредников к Филиппо: они-де охотно вернулись бы – и заискивали перед ним, как только могли. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо. Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма.
Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы». Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв. ) была особенно значительна. как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной. ) была его затея. В здании сохранено ясное чувство пропорции.
Хороший мастер непрерывно следил за строительством, направлял работу каменотесов «словесно», показывая им необходимые для того или иного этапа рисунки. В начале XV века было решено построить еще один приют на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata), как учреждение нового типа. Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера.
В архитектурном решении Дома были уже заложены идеи и принципы, развитие которых впоследствии ляжет в основу архитектуры собственно больничных проектов: в композиционном замысле ясное выражен общественный характер здания, самостоятельность комплекса, его видное место в городе, организация жизненного пространства с учетом функции сооружения, множество мелких помещений различного предназначения, комбинация изолированных, самостоятельных частей вместо непрерывной цепи готических крестовых сводов. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое.
Несмотря на то, что и впоследствии храм был закончен именно в этом памятнике было положено начало долгой истории поисков и экспериментов, приведших к осуществлению великой мечты Возрождения— строительству подлинного центрического здания, перекрытого настоящим куполом, соперничающего с римским зодчеством и утверждающего возрождение человека уже в лоне христианства— собору Святого Петра в Риме. Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио.
Перестройка церкви Сан Лоренцо растянулась на долгие десятилетия. 15, 16). Филиппо Брунеллески (1337-1446) – один из величайших итальянских зодчих XV столетия.
В начале XV столетия флорентийские правители, цеховые организации и купеческие гильдии уделяли большое внимание завершению строительства и декорировки флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре. (рис. 6. ) Заказчиком этой небольшой постройки был богатый купец Андреа Пацци, принадлежавший к старому аристократическому роду. Второй источник включен в известную серию «Жизнеописаний» Джорджо Вазари и во многом повторяет очерк Манетти, в том числе и его различного рода неточности и ошибки, которые выверяются современными исследователями по архивным документам. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы. Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). Круглые окна позднейшего происхождения.
Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол». Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno).
В 1429 году началось бурное строительство на территории монастыря, возводили новый дормиторий (общую монастырскую спальню) и новициат (помещение для монастырских послушников). Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв. ), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм.
Первоначальную базилику середины XI века и колокольню (1278-1279) сносили постепенно, дабы не нарушать ход церковной службы. Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Это произведение флорентийского зодчего положило начало строительству купольных церквей итальянского Ренессанса, вплоть до собора Святого Петра, увенчанного куполом Микеланджело.
Благодаря такому подходу все несомые части оказываются гораздо более легкими, чем несущие. Начат в 1419 г. по заказу цеха шелкопрядильщиков и ювелиров, членом которого был и Брунеллеско в последний раз имя Брунеллеско упоминается в документах 1424 г., когда выстроен наружный портик, а внутри была возведена лишь часть стен. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи».
Один из них принадлежит Антонио ди Туччо Манетти, который встречался с архитектором при его жизни. Франкль). Изначально не были предусмотрены помещения для нянек и медсестер, для мытья младенцев, для стирки и сушки белья, даже собственно комнат для детей. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью.
Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии. В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти.
Первым среди этих художников он назвал Брунеллески. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной». Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436).
В отличие от других флорентийских художников, чаще всего выходцев из менее обеспеченной среды ремесленников (Донателло, Бруни, Гиберти), Брунеллески был независим в финансовом отношении, так как нотариусы по тем временам составляли влиятельную силу, определявшую многие политические процессы в городе. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Дошедшие до нас чертежи, а также свидетельство А. Манетти показывают, что именно эта, почти неразрешимая задача присоединения хора к центрической композиции беспокоила многих современников.
Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы.
Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. по уставу монахи не могли общаться с миром. В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. Церковь Сан Лоренцо во Флоренции (рис. 2) была основана Святым Амвросием в 393 году, в XI веке была реконструирована в романском стиле.
Так зарождающийся Ренессанс освобождался от пут Средневековья. Согласно Манетти, задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые — что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Купол Брунеллески должен был состоять из двух концентрических оболочек: внутреннюю, видимую изнутри собора, покрывала внешняя, более широкая и высокая. По словам самого раннего биографа мастера Антонио Манетти, Брунеллески «обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества, который называют римским или классическим», тогда как до него и в его время строили лишь в «немецкой» или «современной» (то есть готической) манере.
Очень скоро стало ясно, что даже в великой Флоренции, этом городе гениев, кроме Брунеллески, не было человека, способного воплотить столь грандиозный замысел. Портик был завершен в 1424 г., тогда же последний раз упоминается имя Брунеллески. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми.
То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год.
О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати. Первый его биограф и современник Манетти свидетельствует о том, что Брунеллеско интересовался не только конструктивными приемами древних и не только ордерами и деталями, но общими вопросами композиции: законами соразмерности, музыкальных пропорций и неким определенным строем членов и костяка. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. В 1434 году Брунеллески начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели, примыкавший к флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели, принадлежавшей конвенту Ордена камальдолезцев.
Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Боковые крылья и двор пристроены позднее.
Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. 6). Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445).
Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). Вода с купола будет попадать на мраморный желоб шириной в одну треть локтя, который будет выбрасывать воду туда, где внизу желоб будет сложен из песчаника. Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю».
На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов. Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава. Ровный свет, четкие пространственные границы, ясный пропорциональный строй, гармония плоскости, линии и цвета — все то, что пришло на смену готике и что Филиппо первым воплотил в церковном зодчестве. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески).
11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Оспедале дельи Инноченти или Приют для Невинных (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода), был предназначен для детей-сирот и подкидышей он должен был стать прежде всего Воспитательным Домом, а не лечебным учреждением, под одной крышей предполагалось объединить ясли, школу, разного рода мастерские предполагались также медицинское обслуживание, аптека и церковь.
Слова Микеланджело оказались пророческими.
Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу. В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом. Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Законотворчество в режиме онлайн. Вопрос 33.
Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно — делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». 10).
Впоследствии эта «дальновидная» мера аукнется закулисными интригами и кознями с обеих сторон. Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Так свободная Флорентийская республика бросала вызов тирании Милана. Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему.
(рис. 1) Он задумал создать архитектурную вариацию на тему античности — как понимали ее в ту пору. Гордон Байрон: личность и творчествоЖурналистское творчество как профессиональная деятельностьЗападно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Западно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Мифотворчество как источник положительных эмоцийМифотворчество МосковииМифотворчество МосковииОткрытие управляемого идеомоторного движения, «райские зоны» в комплексе с творчеством — основа альтернативы алкоголизму и наркомании. В 1398 г. Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Духа статую кающейся св. Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения. Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал.
Он сам ходил на кирпичные заводы, где месили кирпичи, чтобы самому увидеть и помять глину, а когда они были обожжены – собственной рукой, с величайшим старанием отбирал кирпичи. Сто лет спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в мир, «чтобы придать новую форму архитектуре». В дальнейшем жил во Флоренции и Риме.
Внутри здание сильно перестроено. Работая над проектом церкви, Филиппо должен был ориентироваться на базилику XI века, которую разрушали по частям, соответственно ходу новой постройки.
Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет), — с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх.
С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. Так он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П. А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Формируются типы совершенно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается абсолютно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений.
В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. Им стал Лоренцо Гиберти, как и сам Брунеллески, золотых дел мастер. В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок.
И все это, чтобы его ублажить. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче. Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии.
Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти). Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Вернулся из Рима и Филиппо. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески — капелле Пацци (1430-1443). И вот, приказав приступить к постройке, он вел ее с такой строгостью и с такой точностью, что не закладывалось ни одного камня без того, чтобы он не пожелал его видеть.
Его отличает невероятно утонченный и рафинированный римский вкус в деталях и пропорциях. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. Церковь эта имеет длину в 144 локтя и в ней видно много ошибок такова, между прочим, ошибка в колоннах, стоящих непосредственно на земле, без того, чтобы под них был подведен цоколь вышиной, равной уровню оснований пилястров, стоящих на ступенях и это придает хромой вид всему зданию, благодаря тому что пилястры кажутся короче колонн. Роль искусства. 5).
2 и 9). К тому же необходимо подумать о свете, о лестницах и стоках, по которым вода могла бы уходить во время дождя.
В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. «В детстве, подмастерьем в ювелирном цеху, он овладел искусством рисунка и живописи, резьбы по дереву литья из серебра и бронзы, каменной кладки, чернения и эмали.
На каждом углу должно быть по ребру – всего восемь и на каждом скате по два, посередине каждого из них, – всего шестнадцать ребра же эти, расположенные посередине между означенными углами, по два с внутренней и внешней стороны каждого ската, должны иметь при своем основании толщину в четыре локтя. Все постройки Брунеллески поражали современников неведомыми прежде строительными приемами. И вот, вернувшись домой, он написал на листе свое мнение откровенно, как только мог, для передачи в магистрат в следующей форме. Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Четкость архитектурных членений интерьера подчеркнута темными полосами пилястр, карнизов и арок, выделяющихся на светлом фоне стен.
В 1439 году строительство было продолжено, но продвигалось медленно. Он должен был раскапывать засыпанные части и фундаменты, должен был дома составлять эти планы в единое целое, восстанавливать то, что было не в полной сохранности.
Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. Он расположен на покатой площади Питти. Круг его деятельности и интересов не ограничивался архитектурой. Кончина зодчего послужила причиной длительного прекращения работ, так как первая колонна была установлена только в 1454 году – спустя 18 лет после начала строительства.
Мнение Филиппо получило огласку и ему поручили показать, как приняться за дело, чтобы построить такой венец. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового.
Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. Сакристия настолько поразила современников Брунеллески своей новизною, что она постоянно привлекала, по словам Манетти, множество народа из-за чего рабочие испытывали большие неудобства. Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Первым среди этих художников он назвал Брунеллески.
Судя по ним, зодчий стремился вкомпоновать в здание помещение хора, однако его форма и сочетание с основным объемом не ясны.
Таким образом, путь к ренессансной— возрожденной античной— архитектуре в значительной мере шёл через воспоминание о временах раннего христианства и его архитектуре. Он считал, что истинное знание дает не средневековая схоластика, а античная мудрость.
Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога. А где же Лоренцо. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое.
Подобный переход в искусстве от Средневековья к Возрождению совершился очень быстро, за одно поколение. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). Манетти полагал, что Брунеллески позаимствовал его «у древних» во время его пребывания в Риме, но большинство современных специалистов сходятся на том, что ребристо-парусная конструкция, впервые примененная Филиппо в двух куполах Сакристии – в основном помещении и в алтаре, средневекового происхождения. Мучение это продолжалось для Филиппо, на глазах которого это все происходило, до самого 1426 года ибо Лоренцо называли изобретателем наравне с Филиппо досада же настолько завладела душой Филиппо, что жизнь для него была полна величайших страданий.
(Много позже Микеланджело с восхищением назовёт его двери «Вратами Рая». ) К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож.
Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. 13). Эпоха Раннего Возрождения иначе – Кватроченто, поражает своей бунтарской прогрессивностью и невероятной красотой.
Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены.
Брунеллески воплотил классический замысел не в полновесных формах античного зодчества. В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре.
О Филиппо Брунеллески сохранилось несколько биографических очерков. Возвышаясь над городом, купол, с его устремленностью ввысь и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции и самими современниками он мыслился символом новой эпохи — Возрождения. В тот раз победителем вышел Гиберти. Однако желая победить, он должен был вооружиться терпением, так как достаточно хорошо знал, что мозги его сограждан не так-то уж прочно удерживаются на одном решении.
Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). После Брунеллеско церковь строили Антонио Манетти Чаккери и привлеченный позднее Джулиано да Сангалло. Так он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. Периодизация и регионы.
Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен. Это была трехнефная романская базилика раннехристианского типа, с открытой седловидной крышей, без трансепта. Брунеллески получил полную самостоятельность.
Достоин упоминания один эпизод из юношеского периода жизни Филиппо: в октябре 1367 года его отец участвовал в комиссии по обсуждению очередного проекта купола недостроенного флорентийского собора, ради чего были приглашены наиболее состоятельные граждане города. Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным.
Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Почему он ничего не делает. В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435 и "О живописи", 1435-36, – на итальянском языке "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки.
В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Гиберти пришлось публично признать, что, кроме самого автора, проект этот вряд ли кто реализует.
Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал.
Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. В чем заключается неотразимое обаяние его искусства.
Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Согласно Манетти, Брунеллески создал несколько статуй из дерева и бронзы. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть.
Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио.
Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя».
Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры.
При этом они поставили одно условие. Центральный неф ее перекрыт плоским кессонированным потолком, боковые нефы — парусными сводами, с аркадой из коринфских колонн, . Поистине вся жизнь Брунеллески исподволь вела его к этому куполу. Поистине титаническая мощь этого сооружения, размеры которого выделяются даже среди крупномасштабных построек Флоренции, выражена в огромных грубоотесанных блоках его рустованной облицовки и в необычном ритме фасада три огромные, но одинаковые по высоте и характеру кладки этажа и отсутствие сильного, завершающего все здание карниза как бы говорят о том, что могучее развитие сооружения еще не закончено, но лишь приостановилось (рис.
Сто лет спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в мир, «чтобы придать новую форму архитектуре». В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном.
Но нужно помнить, что в то время профессия обычно переходила «по наследству» от отца к сыну, уже с 12-13 лет мальчики были прикреплены к мастерским и их сфера деятельности была определена заранее и до конца дней. За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. 26).
Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций. Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Здание приписывают также Альберти. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии. С XIX в. «флорентийский младенец» стал в ряде стран символом педиатрии.
С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Тут Брунеллески превзошёл сам себя.
Фонарь купола был сооружен только после смерти зодчего по несколько видоизмененному его проекту. Filippo Brunelleschi (Brunellesco), 1377-1446) – величайший архитектор Раннего Возрождения, гений своего времени и родного города Флоренции. В суждении он был беспристрастен и там, где видел ценность чужих заслуг, не считался со своей пользой и с выгодой своих друзей. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в. ), а также треченто (14 в. ), кватроченто (15 в. ) и чинквеченто (16 в. ). Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви.
Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. А что если не будет Филиппо. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).
рис.
Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе. Белая штукатуренная стена и членения из pietra serena (местный камень благородного серого цвета) — вот те два основных материала, к которым особенно любил прибегать мастер.
М., 1937, т. II, стр. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться.
Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат. Его отец занимал видное положение и в качестве доверенного лица «Совета десяти» (чрезвычайной комиссии) совершал дипломатические поездки в соседние государства.
Он открывает новую главу в истории архитектуры — формирование стиля Возрождения. На стены, над которыми поднимается купол, наложены декоративные арки, над антаблементом в люнетах помещены полуциркульные окна. Проанализировать несколько басен. Вопрос 33.
Он оставил модель и закончил часть канониката того же Сан Лоренцо, где он сделал двор с галереей длиной в 144 локтя. Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка. 15, 17). Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям.
Филиппо Брунеллески (итал. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. Десять книг о зодчестве. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). Отец Филиппо, нотариус сер Брунеллеско ди Липпо Лаппи, предназначал его к профессии нотариуса, но по просьбе сына отдал его в обучение к ювелиру Бенинказа Лотти.
Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Возведение здания было живым и органичным процессом. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать.
Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. последователями Брунеллеско). Зиновия. Кремовая поверхность капеллы снаружи подчеркнута геометрическими формами из темного камня.
С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола.
Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный и компромиссно-умеренный и дерзкий «еретический» характер. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению.
После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции. Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье.
Особенно это бросается в глаза в центральном нефе, где прорезанная окнами штукатуренная стена лишена всяких украшений.
Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Поначалу для этого использовались уже существующие госпитали и монастыри. В особенности же он преподал ее Мазаччо, художнику в то время молодому и большому его другу, который сделал честь его урокам своими работами, как видно, например, по строениям изображенным на его картинах. Сохранилась «Новелла о Грассо» Антонио Манетти, где Брунеллески выступает в качестве одного из главных героев.
Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Леонардо да Винчи «Анатомический чертеж». Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия.
Строительство, начатое Брунеллеско в 1430 г., закончено в 1443 г. Завершение фасада капеллы защитной крышей на деревянных столбиках — позднее замысел автора нам неизвестен. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). В такой отнюдь не благостной обстановке и началось возведение «Куполоне» («куполища» или Большого купола).
Она выделялась рисунком, тщательностью исполнения, замыслом искусством и прекрасно вылепленными фигурами. Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам.
В некоторых вещах Филиппо не везло, так как, не говоря о том, что у него всегда были противники, некоторые из его построек не были закончены ни при жизни его, ни впоследствии. Это направление охватывало искусство нескольких средиземноморских стран, но наиболее ярко выразилось в Италии, где хронологические рамки Кватроченто включают в себя период с 1420 по 1500 год. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался».
Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Он сам вызвался создать ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте – в этом проявились его инженерные способности.
Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. Число овальных капелл идущих по кругу, начиная от входа, должно было, согласно этой концепции, видимо, символизировать Семь свободных искусств. Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества.
Когда об этом узнал Лоренцо, он пожелал увидеть ее но, так как Филиппо ему в этом отказал, он, разгневавшись, решил в свою очередь сделать модель для того, чтобы создавалось впечатление, что он недаром получает выплачиваемое ему содержание и что он тоже как-то причастен к этому делу. Альберти в «Трактате о живописи». — храме Минервы Медики). Крупный деятель культуры Возрождения. Девочек обучали шитью, приготовлению пищи и другим умениям, необходимым для будущей домохозяйки. Высокий аттик, которым увенчан входной портик, не кажется слишком тяжелым, так как он зрительно облегчен маленькими сдвоенными пилястрами с легкими филенчатыми вставками между каждой парой.
Графическая легкость, дающая ощущение свободного, ничем не стесненного пространства, стала отличительной особенностью этого здания и впоследствии составляла неотъемлемую черту архитектурных шедевров Филиппо Брунеллески. 14). В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве. На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя.
В детстве он изучал латинский язык и античных авторов, что явилось основой для развития его будущих интересов и вкусов: тяготение к римскому прошлому как к «золотому веку» и неприятие «варварского» искусства, под которым во времена Ренессанса подразумевалось все средневековое. Приют является национальным центром детства и юности.
Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка. Входы в здание расположены по главной оси двора. По словам самого раннего биографа мастера Антонио Манетти, Брунеллески «обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества, который называют римским или классическим», тогда как до него и в его время строили лишь в«немецкой» или«современной» (то есть готической) манере. В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера.
Впоследствии он изучал оптику и целыми днями возился с колесиками, шестеренками, гирями и ходовыми механизмами. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной».
В одном из своих творений он восхваляет Флоренцию за ее древность (город основан в римские времена), а также за то, что она имела собственные Капитолий, Форум и храм Марса. Гармоническая соразмерность, легкость и изящество, присущие стилю Брунеллески, особенно заметны в этом небольшом шедевре. Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней.
Конечно, Брунеллеско является пионером в создании новых архитектурных типов и жанров, будь то центрально-купольная композиция, базилика или палаццо. Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее).
Колонны несут возложенную на них тяжесть без всякого усилия, без всякого напряжения. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод.
За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет». Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную.
Литературный труд Антонио был написан уже после смерти архитектора (выпущен в 1462 году), что заставляет исследователей усомниться в подлинности всех описанных в нем событий.
Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах.
В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во Флоренцию, он был поражен появлением художников, не уступавших «кому бы то ни было из древних и прославленных мастеров искусств».
Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция).
Вазари. Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению.
Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. 8). А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. По всей видимости, обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации) были расположены на первом этаже, а спальни и помещения для занятий – на втором.
Для XV века, во всяком случае, для первой половины его, это было обычным. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей). Франкль). Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. Зодчий возродил ордерную систему, которая удовлетворяла новое эстетическое мышление и сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Европейской архитектуры. Что он тогда будет делать.
В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями.
Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь).
Среди них — статую Марии Магдалины, сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г. Около 1409 г. (между 1410-ми и 1430-ми гг. ) Брунеллески создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария Новелла, по свидетельству его биографов — вступив в дружеский спор с Донателло. 8). А что если Филиппо долго проболеет. Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. Только в 1446 году была завезена первая колонна (за 12 дней до смерти Брунеллески).
Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Посему, как это говорится в одном из жизнеописаний о Никколо да Уццано, тот, кто хочет оставить о себе память в этой жизни, сам должен об этом заботиться, пока жив и ни на кого не полагаться.
Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Фасад этого небольшого крытого куполом здания с портиком, открывается во двор шестиколонным портиком с большим арочным проемом в центре.
Все помещения объединены вокруг квадратного двора, в левом крыле лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша.
Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения сочеталось с характерным для готической архитектуры стрельчатым очертанием свода, также способствующим уменьшению распора. Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной».
Оставаясь самим собой и сохраняя неповторимую прелесть своего юношеского строя, Брунеллеско никогда не повторяется. Новое здание начали со стороны хора еще при приоре Дольфини, к которому восходит центральная капелла хора (1419). Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний».
Интерьер Старой сакристии – первый в архитектуре Возрождения пример центрической пространственной композиции, возрождающей систему купола, который перекрывает квадратное в плане помещение, внутреннее пространство сакристии отличается простотой, четкостью, уравновешенностью. (рис. 3) Брунеллески ввел плоское кассетированное перекрытие, боковые капеллы, парусные своды в капеллах трансепта и в каждом из звеньев боковых кораблей. Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). Филиппо Брунеллески (1337-1446) — один из величайших итальянских зодчих XV столетия. В 1434 году Богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди собрал строительную комиссию для организации постройки церкви на территории монастыря Санто Спирито. Франкль).
Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
Кроме того, есть вероятность, что он и раньше занимался зодчеством, просто за пределами Флоренции или даже Италии (хотя этому нет подтверждений). Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. Здание увенчивалось куполом и фонарем. Он открывает новую главу в истории архитектуры формирование стиля Возрождения. Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами.
Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Первое же систематическое изложение этой проблемы мы находим у Л. Б.
Капелла была заказана семейством Пацци. Брунеллески Филиппо – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во Флоренцию, он был поражен появлением художников, не уступавших«кому бы то ни было из древних и прославленных мастеров искусств». Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо. Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор.
В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata). Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «.