Презентация посвящена выдающемуся художнику Иерониму Босху, выходцу из Нидерландов, чье творчество было отмечено в период Северного Возрождения.
На трех створках святой изображен несколько раз. Чёрные птицы — грех. Темой "Искушения св. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. Его техника называется алла прима. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Здесь Босх прямой предшественник Брейгеля. Фонтан увенчан полумесяцем – символ ереси. Перед зрителями предстает Иероним Босх. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
Монахиня потчует нескольких едоков. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Антония, оформленное, очевидно, не без участия Босха. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. Жаба — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Он проходит разные стадии искушения. Судьбы людей управляются движением небесных тел, планеты подчиняют себе один из четырех природных элементов (или стихий), а те оказывают влияние на один из четырех человеческих темпераментов.
В «страстях» пристальному рассмотрению подвергается духовная природа человека, внутренние мотивировки его социального поведения, то есть то, что в последствии получит определение психологии личности. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Он проходит разные стадии искушения. Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской. Когда умер его отец Босх унаследовал его художественную мастерскую. В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе (353ч. ) Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Огромное разнообразие приемов использовано Босхом, чтобы с преизбыточной фантазией описать присутствие повсюду дьявольских сил, терзающих не только человека, но и святых, пытаясь ввести их в искушение, мучая или соблазняя тысячами иллюзорных обещаний. Он сражается с ними, как сражается и сам художник.
Земля, вода, живые существа и первый человек создан. Точно также фигуру Бога-создателя в раю повторяет фигура Сатаны-разрушителя в аду. Мастер скончался в Хертогенбосе в 1516 году. Центр фонтана является центром всей створки. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Шовьер), наркотическими галлюцинациями (Р. Тема самого первого его триптиха – "Воз сена" (между 1490 и 1500 годами) – безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечествопосле грехопадения. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей.
Для того чтобы лучше проиллюстрировать тщету земных устремлений, Босх использует нидерландскую пословицу: мир – это воз сена и каждый старается урвать с него сколько может. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. Все эти изображения были хотя бы выдержаны в духе Босха – с обилием чудесных и чудовищных созданий.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Их главным занятием является сбор пищи и разнообразные игрища с любовными утехами. Смысл многих символов сейчас утрачен и восстановить шаг за шагом первоначальное содержание таких «криптограмм» часто не представляет возможным. Изображение рыбы, подвешенной за голову, означало беспорядок, нарушение моральных норм. На оставшихся слайдах представлено много репродукций работ художника, рассказ о них.
Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек. Но никому до него не удавалось проявить такую сверхъестественную изобретательность и достичь такой выразительности в изображении, казалось бы, привычных сюжетов. Ввиду такого обилия «влияний» прошедших сквозь призму образного мышления художника, творчество Босха представляет подлинным синтезом сложной духовной проблематики эпохи. Он не скрывает актуальности за фантастическим библейским антуражем.
Исследовательница полагает, что каждый вид совы имел свое символическое толкование.
Как и в картинах Босха, в работах Леонардо, особенно в графике, соседствуют противоположности – возвышенное и низменное, прекрасное и уродливое. Кто же был этот в высшей степени необычный художник. Антония то поднимают в воздух и обессиленного сбрасывают на землю (слева), то искушают вином и обнаженной красавицей (справа), то разыгрывают перед ним дьявольскую мессу (в центре). Вот Господь сотворяет Еву из ребра спящего Адама. Босх как бы приближает к нам эти персонажи, позволяя рассмотреть черты порока на их лицах.
Мы можем только догадываться, что слава мастера не ограничивалась Хертогенбосом, коль скоро в качестве псевдонима берется только часть названия города, – случай довольно редкий по тем временам. А под ними начинается ад. Северные художники не стремились идеализировать изображаемое (Это очень ярко выражено в портретах Яна ван Эйка, Робера Кампена и других). Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ. Живопись Босха – пророческая. Демоны копошатся, снуют туда и сюда, суетятся, пытая и мучая грешные души за содеянное.
Еще меня привлекло разнообразие палитры, сочетание спокойных тонов на левых створках триптихов на центральных частях сочетание спокойных и ярких, «вызывающих» красок а на правых створках бушуют пожары, клубы дыма, все в мрачном цвете. Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441).
Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Они были ровесниками, художники вполне могли встречаться. Изобразительная народная культура имело широкое распространение всего средневековья. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Комбе), в связи с астрологией (А. Этот триптих издавна являлся объектом споров. На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Многие поколения исследователей пытались найти ключ к непонятной символики его произведений, начиная от монаха Сикуэнсы, видевшего в них дидактическую религиозную проповедь, до современных ученых искусствоведов, трактующих их то как зашифрованное учение еретической секты «Френгер», то как астрологические «Пидлер, Катлер, Бранд Филип» или алхимические (Комбе) трактаты и т. д. Без учета этого обстоятельства невозможно не только расшифровать некоторые загадочные элементы образного языка Босха, но и понять многие не менее необычные особенности его художественной системы: принципы композиции, пространственного построения его картин и, в конечном итоге, ту «модель мира», которую он воссоздал в своем искусстве.
Ни Мария, ни Иоанн, ни Ученики Христа не присутствуют здесь. Как-нибудь объяснить его затруднительно. Это не собственно глаз, но явный намек на него. Сопутствуемый стражей Христос предстает перед Пилатом.
При обзоре произведений Босха поражаешься колоссальному диапазону его знаний и интересов. Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Рисунки на одежде темнокожего царя показывает его принадлежность к Фрагмент картины «Поклонение волхвов»язычеству. 9 августа «Братство Богоматери» торжественно его похоронило. Пиглер), объясняли фантастические образы художника больной психикой (А. В картине Босха «Блудный сын», мы видим изображение собаки – неестественно изогнувшийся, опустивший голову, с горящими нездоровым блеском глазами, пес выдает все признаки безумия.
Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит и на ересь). Он имел понятия об инженерном и строительном деле, о чем свидетельствую его картины. Мрачный фантаст, «почетный профессор кошмаров», провозглашенный современными сюрреалистами своим духовным отцом, он был в тоже время создателем удивительно тонких, поэтических пейзажей и выступил как один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. В последние годы Босх стал едва ли не самым популярным и загадочным западноевропейским художником прошлого.
Язык символов, аллегорий, реализованных метафор, сложных ассоциаций, аналогий и параллелей был специфическим языком средневекового мышления. Бог занят созданием Евы. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Райский сад заполнен самыми разнообразными животными и растениями. В ту жизнь были втянуты и религиозные общины. С другой стороны, пограничное положение Хертогенбоса облегчало связи как с центрами южного Брабанта, где явственно ощущался урок, преподанный великими мастерами фламандской школы Роббером Кампеном, Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом, так – и в особенности – с более «отсталой» Голландией известной суровым реализмом и невесомыми фигурами Гертхена тот Синт Янса, ярко выраженной экспрессивности четкими контурами Мастера «Девы среди Дев» и утрехтской традицией миниатюры. Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами.
Но если оставаться на почве реального, то единственное, пожалуй, что может поставить их рядом, – это одинаково сильное, невероятно острое ощущение бесконечности из которой их фантазия могла извлечь новые, ни с чем не сравнимые образы, запечатлев их на плоскости, будь то плоскость доски, сиены или холста. Животные начинают пожирать друг друга, в фонтане жизни поселяется сова. Крышка его гроба захлопнулась в родном Хертогенбосе, когда ему было 66 лет.
Однако через полстолетия после смерти художника самый свирепый гонитель религиозных ересей, «наикатоличнейший из монархов» испанский король Филипп II, собирает лучшие его произведения и даже в своей спальне в Эскориале помещает его «Семь смертных грехов», а над рабочим столом – повторение «Воза сена». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В «страстях» пристальному рассмотрению подвергается духовная природа человека, внутренние мотивировки его социального поведения, то есть то, что в последствии получит определение психологии личности. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. В это время картина была в собственности короля Филиппа II.
Ни Мария, ни Иоанн, ни Ученики Христа не присутствуют здесь. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Противостоит всему этому изображение Ада: результатом негативного влияния тех же планет является пьянство, разврат и обжорство. Так, одной из целей деятельности «Братство Богоматери» в Хертогенбосе, к которому принадлежал Босх, было устройство таких представлений, нравоучительных зрелищ, пантомим, среди которых – особым успехом пользовалось представление искушений Св.
Безусловно, ему были известны и книга «Ведения Тундала», многочисленные «Мировые хроники» и парафразы на тему Апокалипсиса. Антония то поднимают в воздух и обессиленного сбрасывают на землю (слева), то искушают вином и обнаженной красавицей (справа), то разыгрывают перед ним дьявольскую мессу (в центре). Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. На балконе одного из домов появляется красный флаг с белым полумесяцем, в христианском контексте — как знак «неверных» — символизирующий измену, предательство Христа.
Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля. Тут сцены создания Евы искушения и изгнания из Рая. Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни.
В XVII веке картину называли «Тщеславие и слава». Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Антония, оформленное, очевидно, не без участия Босха. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек.
Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё". Антония». Его техника называетсяалла прима. Делвей).
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Блотте-Эббес (1964г. ) верно указала, что Босх изображал разные виды сов, например малую совку («Воз Сена»), ушастую и желтую сову («Сад земных наслаждений»). Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Кроме «Страшных судов», посвященных возмездию за грехи, Босх создал ряд произведений на тему искушения святых.
Канонический список семи смертных грехов был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим и включал: гордыню, зависть, алчность (жадность), чревоугодие, похоть (сладострастие), уныние (другие источники предлагают лень), гнев. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские.
Любопытно, что ни один художник не воспринимался столь различно. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. На трех створках святой изображен несколько раз. Только в Аду до нелепости утрируются бессмысленность, злоба, подлость и низость. В этой же капелле в соборе Св. Иоанна 9 августа 1516г.
Тема самого первого его триптиха – Воз сена (между 1490 и 1500 годами) – безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечество после грехопадения. Для Босха, как для народного художника, человеческое тело не является самостоятельным объектом эстетического любования. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». По мнению Френгера (современный исследователь), Босх был членом «Братства Свободного духа» – еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.
«Буквальный» уровень произведений Босха – это их сюжетная канва. Правая сторона – это Ад. 7. В своей версии Ада, Босх опирался на литературные источники, расцвечивая подчеркнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии. Перечень этих музеев тоже имеется в работе. Кроме библии, книгочей-интеллектуал, каким скорее всего и был Босх, мог читать в те времена следующее: труды Августина и Альберта Великого, проповеди Дионисия Картузианца и «Зерцало вечного спасения» Яна ван Рюйсбрука (оба выразители идей Devotio moderna), «Паломничество человека» Гийома де Гюльвиля (голландское издание «Хорлем» 1484г. ), «Корабль дураков» Себастьяна Бранта.
Многие поколения исследователей пытались найти ключ к не совсем ясной символики его произведений, начиная от монаха Сикуэнсы, видевшего в них дидактическую религиозную проповедь, до современных ученых искусствоведов, трактующих их то как зашифрованное учение еретической секты «Френгер», то как астрологические «Пидлер, Катлер, Бранд Филип» или алхимические (Комбе) трактаты и т. д.
Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. Всевозможные демоны, олицетворяющие разные грехи и пороки пытаются его одолеть. Жития святых, особенно Св. Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года.
Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.
Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. С развитием его творчества этот интерес все усиливается и ошеломляющая масса изображенных вещей неудержимой лавиной обрушивается на зрителей с его поздних работ. Символические элементы дают как бы логический комментарий к общей, выраженной в образе идее произведения, связывая его содержания с космическим (с движением небесных тел), природными (с природным элементом), биологическим и историческим жизненными циклами. Босх использует общепринятую в средневековье символику.
В одном и том же изображении могут содержаться различные, порой взаимоисключающие смыслы. Воображение – фантастическое. По её мнению Босх мог рассматривать желтую сову как воплощение дьявола.
Он был создан в 1503 году и в нём своеобразное видение мира Босхом отразилось в полной мере. «Буквальное» содержание и морально-назидательный смысл доминируют в изобразительной структуре ранних работ, в которых реалистически изображенные жанровые сцены скрывают дидактическое назидание, а сатирически-гротесковая трактовка персонажей выявляет нравственные позиции Босха по отношению к ним.
Вещи утрачивают у Босха свою идеальность, при которой (как у ван Эйка) каждый предмет был совершеннейшим образом в ряду предметов данного типа и являл собой некую драгоценность, вставленную в сияющий венец мироздания. Вслед за библейским разграничением «чистых» и «нечистых» существ, бестиаристы противопоставляли животных, символизировавших Христа (орел, феникс, пеликан), тварям, вызывавшим ассоциации с образом дьявола (жаба, обезьяна). Города жили тогда карнавальной жизнью до трех месяцев году.
Из обширного евангельского цикла «Страстей господних» Босх выбирает наиболее трагические и жестокие эпизоды. О нем написаны десятки книг, сотни статей и брошюр.
Акцентировка «буквального» и морального уровней содержания потребовала от Босха перестройки системы построения своих больших триптихов. Он мог видеть их на гравюрах и на полях иллюминированных манускриптов либо на церковных фресках. Далее идет повествование о том, почему у него появился такой необычный псевдоним. Лишь только с этой точки зрения фантасмагорический мир Босха приобретает завершенность и понятность вопреки причудливости символов и знаков.
Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Предполагают, что это крышка стола – столешница, расписанная мастером. Иногда торчит она поперёк шляпы иногда пронзает тела.
Темой "Искушения св. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Ерун ван Акен родился около 1453г. «Несение креста», отмечено сходными стилистическими чертами с «Возом Сена». Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле.
Фантазия Босха, как это ни парадоксально, привязана к реальности. Лишь 7 творений Босха подписаны. «Буквальный» уровень произведений Босха – это их сюжетная канва. Самая значительная из этих картин – триптих «Искушение Св.
Христа дают возможность избежать зла, пронизавшего общество. Изображение рыбы, подвешенной за голову, означало беспорядок, нарушение моральных норм. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, довались разнообразные заказы – от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскерк или даже модели канделябра. В этих адских изображениях, типичной для поздней северной готики, существа порожденные монструозными сочетаниями и фантастическими скрещениями, населяют землю, освещенную апокалиптическими пожарами, которую кажется, покинул Бог. Близость книжной традиции Средних веков проявилось у Босха в самой изобразительности его фантазии: не менее фантастичны и дролери в маршналиях (бордюрах) готических рукописей.
Босх строит его целое по законам оптического видения. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну. В величавой гармонии его поздних работ в последний раз возрождается в преображенном виде свободный и радостный дух «золотого века» нидерландской живописи и на этой чистой и торжественной ноте обрывается творчество великого мастера – Иеронима Босха.
Пейзажи Босха окрашиваются в эмоциональные цвета этого ощущения. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
Обширные второплановые панорамы Босха, передающие нескончаемые просторы его родины, уникальны. Символы меняют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Всевозможные демоны, олицетворяющие разные грехи и пороки пытаются его одолеть. Всеми действиями людей руководит жадность и аллегория воза сена, на который набрасываются люди, намекает на обманчивую привлекательность земных благ, являющихся всего лишь прахом.
Темой Искушения св. Неизвестна и дата его рождения. Название картине дано уже в современности, но во второй половине XVI века её называли «Многообразие мира». Ради этого он отступает и от текста Евангелия, придерживаясь, однако, его духа. Он сражается с ними, как сражается и сам художник.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
На картине изображен момент жертвоприношение, Авраам собирается принести в жертву сына. Что же читал Босх. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. Символом Сатурна издавна считалась собака (подвержена бешенству).
Однако и сегодня Босх прославлен не только как прекрасный пейзажист и художник, умело и по-своему изображающий быт людей и их нравы. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Конечно, в своем творчестве Босх никак не мог обойтись без достижений Яна ван Эйка, но было бы неправильно сводить его искусство к этому или кому-либо другому из его знаменитых предшественников. Интересы Босха лежат целиком в современной ему народной жизни.
Это особый поэтический мир сказок, легенд, пословиц, поговорок и выражений. От многочисленных Страшных судов, которые писал художник, сохранились лишь отдельные части. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства.
На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Стрела — символизирует зло. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Меткость жизненных наблюдений, глубокое проникновение в сокровенные пласты внутреннего мира человека прочно спаяны в его работах с причудливой символикой, странными аллегориями, туманными иносказаниями. «Страшный Суд» можно как-то понять истолковать и объяснить, в некоторых же своих работах Босх задает почти неразрешимые загадки.
Изобретательность Босха, кажется, не знает границ всякий грех олицетворен в виде отвратительной образины. Босх как бы приближает к нам эти персонажи, позволяя рассмотреть черты порока на их лицах. Запугав их. Аррас. Цветовые переходы напоминают порой стадии превращения материи. Сопутствуемый стражей Христос предстает перед Пилатом. До Босха содержание нидерландских триптихов «прочитывалось» от центра, где изображались главные события и персонажи, к боковым створкам.
«Был ли он страдающий еретик исповедующий в своём искусстве неверие или религиозный человек с ироническим складом ума, цинически издевающийся над человеческой природой или мистик с несокрушимой верой» Ренессансный гуманист, реставратор прошлого или продавец будущего или просто одинокий чудак, свихнувшийся от чтения апокалипсической литературы, в роде безумного рыцаря из Ламанчи. Босх изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. 9 августа «Братство Богоматери» торжественно его похоронило. Однако весь этот «видимый мир», во всем богатстве его форм, не стал главным объектом отражения средневековой живописи.
Здесь же архангел с мечом в руке изгоняет их из райского сада. Босх выбрал тот порядок грехов, какой был принят в его время.
Он не скрывает актуальности за фантастическим библейским антуражем.
Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В 1484г. Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни.
Впоследствии, уже после смерти художника, персонажи его алтаря с «Искушением Св. Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса. В ней изображен сад, в котором обитают обнаженные мужчины с женщинами.
Показательна в этом смысле правая створка триптиха «Воз Сена», где изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Христа дают возможность избежать зла, пронизавшего общество. Очень интересно наблюдать с далека за триптихом «Сад земных наслаждений», видно как плавно изменяется цветовая гамма всей картины слева на право, от светлого к мрачному.
Но пусть адамиты даже умудрились – незаметно для всех – просуществовать до начала XVI века, нет никаких оснований сомневался в том, что сам Босх был ортодоксальным христианином, членом «Братства Богоматери». Северное Возрождение получило своё название по географическому принципу. Перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе (353ч. ) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста.
На каждом этапе своего развития Босх преломляет эти общеевропейские тенденции сквозь призму собственного национального и индивидуального мировосприятия. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Стилистически его творчество принято разделять на ранний (147580), средний (14801510) и поздний (с 1510) периоды. Портрет Босха. Сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в античномифологическом смысле (как символ мудрости).
«Буквальное» содержание и морально-назидательный смысл доминируют в изобразительной структуре ранних работ, в которых реалистически изображенные жанровые сцены скрывают дидактическое назидание, а сатирически-гротесковая трактовка персонажей выявляет нравственные позиции Босха по отношению к ним. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной сильной, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Художник предельно индивидуализирует образы мучителей Христа. Он милостью Божьей бытописатель окружающего мира и какими бы странными и затемненными ни казались нам его работы, мы ощущаем их полную правдоподобность и убедительность.
Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. При этом через полстолетия после смерти художника самый свирепый гонитель религиозных ересей, «наикатоличнейший из монархов» испанский король Филипп II, собирает лучшие его произведения и даже в своей спальне в Эскориале помещает его «Семь смертных грехов», а над рабочим столом – повторение «Воза сена». Прежде всего, меня заинтересовала его манера письма. Самой несчастливой из планет, тогда считался Сатурн.
Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. – являют собой целый символический словарь, необычайно богатый значениями. К числу их относится самый знаменитый складень «Сад земных наслаждений», поздняя работа, в которой художник выступает во всеоружии своего мастерства. Антония «Золотую легенду» Иакова Ворагинского книги мистиков «Ведение Тундала (голландское издательство «Хертогенбос» 1484г. ) «Молот ведьм» Генриха Кремера и Якоба Спренгера. Самая значительная из этих картин – триптих «Искушение Св.
Второй (возможно, соперник) – одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё. Вот Адам вместе с Евой пробуют запретные яблоки с дерева познания добра и зла. В середине XVI в. (спустя несколько десятилетий после смерти Босха) началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии живописца.
Оно представляет, очивидно, комбинацию символов зла (саранча), глупости (слон), похоти (скорпион), социальной несправедливости (изображение рыб). При этом весь этот «видимый мир», во всем богатстве его форм, не стал главным объектом отражения средневековой живописи. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечестии», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Его работы истолковывали в связи с алхимией и учением об элементах природы (Ж. «Несение креста», отмечено сходными стилистическими чертами с «Возом Сена». Это особый поэтический мир сказок, легенд, пословиц, поговорок и выражений. Со всем многообразием своих форм и их значений. Акцентировка «буквального» и морального уровней содержания потребовала от Босха перестройки системы построения своих больших триптихов.
Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Так, деревья и плоды раскрывают то материальную плотность своих фактур, то (когда они выступают в качестве фантомов сознания) свою бестелесную пустотелость, цветы и растения то обнаруживают естественную глянцевитость, нежную бархатистость, хитрую разветвленность своего вещества, то сплетаются в какие-то зловещие клубки, колючие, жесткие извивающиеся, как живые организмы. Школьники, просматривая работы, обязательно выскажут свое мнение об увиденном. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450-1516. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен.
Представление, хотя и гипотетическое, о Босхе как о человеке нового типа, универсально образованном и обладающем всеми знаниями своей эпохи, поможет подойти к центральной проблеме его творчества – к проблеме его своеобразного художественного языка и, следовательно, к дешифровке сложного, «многослойного», часто загадочного содержания его произведений. В 1987 его пригласили украсить резной алтарь В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери и он был награжден за то, что Богоматери и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. помог выбрать модель креста. В конце жизни он выполнял заказы для бурдгунского двора, что говорит о его признании современниками. Босх был знаменит и почитаем. (Вт. 32:20) определяют тему этого произведения. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Другой источник, влияние которого ясно прослеживается в работах Босха, – это бескрайняя, по сути лишенная пространственных границ ибо она проникла буквально во все сферы средневековых знаний, область фольклора. Вот таким образом с какой бы областью природы не прикасалось средневековое сознание, оно всегда видело в них образы иных вещей и явлений.
На всех этапах творчества библейской истории. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. после грехопадения. Рисунок Босха острый, точный и выразительный. Антония», «Воз Сена», «Страшный суд» и т. д. Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или в нос-трубу.
Смысл этого рисунка станет ясным, если учесть, что голландское выражение «бить оп ягодицам» каждый простолюдин того времени понимал как транжирство ради чревоугодия, что улей был для него символом обжорства, а порхающие птички – улетающих в силу этих причин денег. Пожары – это одновременно символы ада и смерти и намек на огонь алхимиков. При этом масштаб фигур здесь укрупняется.
Муки Христа – зарок человечества – оказываются едва ли не напрасными. До Босха содержание нидерландских триптихов «прочитывалось» от центра, где изображались главные события и персонажи, к боковым створкам. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, черную магию.
Рисунок Босха острый, точный и выразительный. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Можно увидеть пару фигур, которые летают по небу. В этом отношении он так же идет дальше своих предшественников. «Извлечение камня глупости» Существует лишь около двадцати рисунков пером или кистью, автором которых безусловно считается Босх.
Именно эта работа Босха висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. ЧРЕВОУГОДИЕ. Кроме того, особого внимания заслуживают огромные растения. Правда, «интонация» этих превращений у Босха меняется, что говорит о радикальных переменах в духовной атмосфере эпохи. Это Возрождение в странах, располагающихся севернее Альп: Нидерланды, Германия, Франция, Англия.
Техника масляной живописи нидерландских художников распространилась по Европе. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака.
Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). В других же рисунках он несравненный наблюдатель жизни. Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге.
Ван Акены – потомственные художники. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Его «ювелирная» работа поражает, на столь большом холсте – столь маленькие детали. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников. Интересы Босха лежат целиком в современной ему народной жизни.
В живописи ему было интересно абсолютно другое. А жадность приводит к раздорам, обману, насилию и даже убийству.
(Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой. Он одет только в рубашку и плащ, на голове его корона и он с надеждой смотрит на младенца.
Картина «Страшный суд» Главная идея искусства Босха назидание и поучение. Триптихи задуманы и использованы для алтарей. Одновременно в раю зарождается зло. В его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и много других.
Таково, например, фантастическое существо в левой створке «Искушения Св. Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. " (Вт. 32:28-29) снизу: "Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности. вХертогенбосе (Брабант).
Так, в «Операции глупости» или в «Фокуснике» те же предметы из которых складывается их сюжетная канва, они переводят содержание этих работ в другой план – первая становится аллегорией планеты Меркурий, вторая – аллегорией луны. Левая часть триптиха – это Рай. Однако масштаб фигур здесь укрупняется. «Сад земных наслаждений» фрагмент Центральную часть считают идиллией Босха. Художественный язык Босха во многом определяется характерным для эпохи Ренессанса интересом к реальной действительности.
Со всем многообразием своих форм и их значений. Черты карикатурности в облике босховских персонажей обусловлены их моральной ущербностью, тогда как другие художники использовали мотив уродства, как повод для размышления о скоротечности красоты. А над ними Христос в сиянии славы и силы. Средняя створка изображает Страшный Суд. Мрачный фантаст, «почетный профессор кошмаров», провозглашенный современными сюрреалистами своим духовным отцом, он был в тоже время создателем удивительно тонких, поэтических пейзажей и выступил как один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
Монахиня потчует нескольких едоков. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Существует лишь около двадцати рисунков пером или кистью, автором которых безусловно считается Босх. Кроме «Страшных судов», посвященных возмездию за грехи, Босх создал ряд произведений на тему искушения святых.
На правой створке – ад. ЧРЕВОУГОДИЕ. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев. Города жили тогда карнавальной жизнью до трех месяцев году.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Босх развертывает их содержание слева на право: от сотворения мира и человека через грехи земной жизни к возмездию, предавая тем самым временную протяженность сюжета человеческой истории и логическую последовательность своей моральной концепции. 10. Символы заимствованы из народных сказок, мистической литературы и алхимии.
Из всех грехов у искушения, пожалуй, больше всего символических искушений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники и яблока. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте. Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Хотя Босх не писал научных трактатов, видимо, ограничивая свою деятельность чисто художественным творчеством (во всяком случае история не сохранила ни единого слова, вышедшего из-под его пера), по широте кругозора и интересов его с полным правом можно поставить в один ряд с такими гениями Возрождения, как Леонардо да Винчи или Микеланджело. Отсюда другое название – «адамиты». Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти. Я взяла эту тему, так как мне захотелось поподробнее о таком известном художнике мирового уровня, как Иероним Босх. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Сонники того времени приоткрывают истинное значение этих наслаждений.
Триптихи задуманы и использованы для алтарей. Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Триптих «Сад земных наслаждений» Этот триптих самый крупный (2. 1х3. 9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Молва приписывает ему слова, якобы сказанные за несколько мгновений до смерти: «Дайте свет». Братство, посвященное культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Судьбы людей управляются движением небесных тел, планеты подчиняют себе один из четырех природных элементов (или стихий), а те оказывают влияние на один из четырех человеческих темпераментов. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину.
Прочтения босховского триптиха справа налево будет заведомо неправильным. Раскаленный до красна Ад становится у Босха в самом доподлинном смысле слова. Тема самого первого его триптиха "Воз сена" (между 1490 и 1500 годами) безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечество после грехопадения. Изобразительная народная культура имело широкое распространение всего средневековья. Символика Босха настолько разнообразна, что не возможно подобрать один общий ключ к его картинам. Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната.
А над могилой – фреска его руки: распятие, освещенное «странным зеленоватым светом». Но важно отметить и другое – его очевидное знакомство с учениями тайных еретических сект и даже со средневековыми еврейскими религиозными и мистическими источниками, не переведенными тогда ни на один из европейских языков, символику которых современные исследователи все чаще открывают в триптихах художника. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Все вместе создает впечатление невинности и простоты. Здесь же отмечены годы жизни великого творца, которому удаль прожить всего 66 лет.
Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. Карандаш, сангина Муниципальная библиотека. 1475-80гг., дерево, масло, 120 x 150 см. Лишь семь творений Босха подписаны. Центральная – это собственно и есть «Сад земных наслаждений».
Прочтения босховского триптиха справа налево будет заведомо неправильным. Среди участников сцены мы опять видим солдат, стражу, монахов, горожан и кое-где мелькают восточные тюрбаны.
Целиком сохранился лишь один «Страшный Суд», наиболее мрачное произведение художника. Так, одной из целей деятельности «Братство Богоматери» в Хертогенбосе, к которому принадлежал Босх, было устройство таких представлений, нравоучительных зрелищ, пантомим, среди которых – особым успехом пользовалось представление искушений Св. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен.
Рай, как всегда, занимает левую створку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки. Изображения ими библейских и евангельских сюжетов отличает особый динамизм и экспрессия. Разумеется, тема Ада и прежде занимала не последнее место в литературе и изобразительном искусстве. Сегодня картины Босха собраны в различных музеях по всему миру. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен.
Одновременно он стал членом религиозного общества «Братства Богородицы», возникшего в Хертогенбосе в 1318 году и включившего в себя как монархов, так и мирян. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В этом отношении художественный язык Босха отмечен чертами нового времени. Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ. Картины «Искушение св. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании.
Из обширного евангельского цикла «Страстей господних» Босх выбирает наиболее трагические и жестокие эпизоды. И в этом качестве он достигает высочайшей виртуозности. Широкая полоса идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку.
Впоследствии, уже после смерти художника, персонажи его алтаря с «Искушением Св. Такой работой не гнушались и именитые художники.
Босх был знаменит и почитаем. Начинается рассказ о великом художнике на первых страницах работы. Босх без колебаний избегает больших форматов. Ради этого он отступает и от текста Евангелия, придерживаясь, однако, его духа.
Мастер скончался в Хертогенбосе в 1516 году. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В ту жизнь были втянуты и религиозные общины.
В центре – нечто вроде всевидящего ока. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Во мраке полыхают далекие пожарища. Антония».
Примеры тому можно найти в монографии Вильгельма Френгера: помимо того, что его теории заслуживают внимания уже в силу своей популярности, они наглядно демонстрируют, с какими проблемами сталкивается любой искусствовед, желающий интерпретировать творчество Босха.