Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. Разве что на полотнах. В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. Лотрек и сам был не лыком шит: юная проститутка Мари Шарле как-то поведала Монмартру оневиданных размерах мужского достоинства художника, асам Тулуз шутя называл себя «кофейником с огромным носиком».
Он — постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого — его друг, певец и композитор Аристид Бруан. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. В этих работах он сочетал технику Ван Гога с приемом Раффаэлли. Мне этого достаточно».
Привычный мир мальчика рухнул. А зрители на первом плане представляют собой прекрасный групповой портрет. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. То была безумная жизнь без сна и печали.
В данной картине использована техника «peinture a lessence» изобретенная художником Рафаэлли и затем усвоенная Лотреком. 1882 год. И относительный покой. Они общались без слов. Один из его приятелей писал, что в Париж художник приехал «исхудавшим, слабым, с плохим аппетитом, но сохранившим разум и присутствие духа».
Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку. — Мне остается только пропеть осанну удобоваримости каплуна, который оказался несравненным. Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883 «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж). Он пил и рисовал, рисовал и пил.
Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу и вскоре они стали друзьями. При всем этом в центре внимания художника всегда оставался человек, в чем он следовал за Дега (как и в проявившемся вскоре пристрастии к динамичным и неожиданным ракурсам), – но человек в его духовной сущности. Болезнь вроде отступила и Анри начал расти. Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес.
Между тем, Тулуз- Лотрек в одном из писем 1890 года упоминает ее как Rousse (Рыжая). Смелые образы его картин станут причиной его ухода (или изгнания) из привычного круга светского общества.
Картон впитывал ее и она приобретала матовую фактуру пастели. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами.
С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо. 18, 19, 20 лет. Жизнь ускользает от него, но он не даст себя отстранить. Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно.
И непременно в каждой картине была частица его собственной боли, его несбывшихся надежд. Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров. В нем Лотрек окончательно отошел от импрессионистской манеры письма, широкие плоские мазки придают полотну особое состояние живости. Особенно отчетливо становление искусства художника можно проследить в портретах.
Узкие плечи, тонкие ножки, впалая грудь — казалось, все предвещало грядущую беду. Это влияние практически не ослабевает еще и сейчас. Напечатав в «Курье франсе» рисунок с композиции «Похмелье или Пьяница», Лотрек подарил его своим дальним родственникам, неким Дио. Критик Феликс Фенеон называл Лотрека «художником улицы»: «Здесь, вместо закрытых в позолоченные рамки и покрытых пылью картин, вы сможете найти искусство реальной жизни, цветные плакаты. С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки.
Лотрек то сжимает, то расширяет пространство, приближает и отдаляет от нас фигуры. Эта работа служила плакатом выступлений Ля Гулю на Тронной ярмарке. Не отрываясь от тем, близких к реальности, Лотрек вводит в свое творчество гротеск, близкий его ироническому характеру. Лотрек не боялся комбинировать собственные приемы с современными тенденциями.
Сбылась мечта: люди смотрели — и узнавали с первой секунды: Это — Лотрек. В 1888 году одиннадцать картин художника впервые появились на престижной брюссельской выставке «Группы двадцати», одной из самых активных ассоциаций нового искусства. Дорогая матушка. Маэстро расположился за мольбертом, Тулуз-Лотрек — на первом плане слева, сидя спиной. На его картинах проститутки прекрасны просто тем, что они женщины.
Все изменилось внезапно, в мгновение, когда 14-летний мальчик вдруг упал, сломав бедро. Он работал без устали. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить. Густые черные волосы покрыли грудь, щеки, руки. За год он превратился из ребенка в мужчину. И он жил.
- Я уже рисовал его. Она стала любовницей Лотрека. – Ведь хорошее воспитание дается сердцем. Лотрек выработал свой почерк. Надо пользоваться жизнью.
Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Итогом его многочисленных этюдов явилась большая картина В салоне на улице де Мулен (1894-1895). Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти (9 сентября 1901 года), к нему пришло настоящее призвание. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Какой художник, какая мощь. Рост его не превышал 150 сантиметров.
Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Отец, скучая упостели умирающего, стреляет резинкой от ботинок мух на одеяле. У графа Альфонса был знакомый художник Рене Пренсто, глухой от рождения. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Из-за наследственного заболевания кости его ног перестали расти после детских травм, в итоге полноценное туловище Анри венчало лилипутские ножки.
Заслуга Тулуз-Лотрека именно в том, что он дал возможность высокому обществу взглянуть на этих людей с долей сочувствия, хоть немного осознать, какая глубина страданий лежит в основе их пороков. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Они роднились с лучшими королевскими семьями Англии, Франции и Арагона.
Его безжалостная кисть снимает с ее лица внешний лоск. Точность штриха позволяла ему передать обнаженную реальность конца века. Попытка передать грубую прозу жизни неотделима не только от человечности в отношении к персонажам, но и от ощущения фантасмагоричности бытия, которая с особой силой проявляется в театрализованной обстановке кабаре (так же как в театре и цирке, к образам которых Лотрек обращался в течение всей своей творческой жизни). Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе.
Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Стиль афиш мастера основывался на заострении формы, динамичности ритмов и на повышенной декоративности цвета и линий. В спиртном и еде — только самое лучшее. 1901 Выходит из клиники ивапреле 1901 года возвращается в Париж. Униженная и смирившая женщина, она ждет новых ударов судьбы и готова принять их, хотя и не без печали, но – раз такова Божья воля – кротко.
Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Не обошла эта беда и семью Тулуз-Лотреков.
Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Все здесь были горбунами – одни физически, другие морально. В 1891 году литография оказывается в центре его увлечений. Живой и темпераментный мальчик, он ростом был намного меньше своих сверстников. И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос и даже иногда выздоравливают (для справки в 30 случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса, но на удачу надеяться, все-таки, не стоит).
Многие, кто поначалу замечал этот дефект, скоро о нём просто-напросто забывал. Его жизнь. В начале своего творческого пути Анри неоднократно писал свою мать – Портрет матери в саду (1883) и Портрет матери в гостиной дома в Альби (1887, оба хранятся в Альби, Музее Тулуз-Лотрека). Он практически не спал.
В начале 1882 года Анри вместе с матерью перебрался в Париж. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Его стиль, сформировавшийся к концу 80-х годов, почти не менялся вплоть до 1998 года. Он не отпустит ее от себя. Во всём этом бурлеске и гротеске предстаёт перед зрителями душа человеческая – искалеченная, спустившаяся порой до самого низа, но остающаяся живой и открытой. Отец предпочитал заботиться о его физическом развитии и его светском воспитании.
В странных, гротескных фигурах его персонажей можно прочитать отчаянную борьбу за право оставаться человеком, даже находясь на самом дне. Но только участие в брюссельской «Выставке XX», где были представлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание. Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. В это время он жил сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переехал на улицу Мулен.
Он возвел афишу в ранг истинного искусства. Напечатав в «Курье франсе» рисунок с композиции «Похмелье или Пьяница», Лотрек подарил его своим дальним родственникам, неким Дио. Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды. В этот период написание картин отодвигается на задний план.
Ведь у него не было выбора. Все эти черты, определив манеру художника, стали играть первостепенную роль и в его станковых работах – например, в одном из самых блистательных произведений Мавританский танец (1895, Париж, Лувр). В 1872 году он поступил в элитный Лицей Фонтан (сейчас Лицей Кондорсе).
Для богатых умалишенных. Однако закончить лицей ему так и не удалось. В 18-летнем возрасте Лотрек впервые познал вкус алкоголя, ощущение от которого он почему-то сравнивал со «вкусом павлиньего хвоста во рту». Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье.
Слишком хрупкие кости восстанавливались медленно, ноги частично атрофировались, Анри перестал расти (по мнению медиков, причиной этой беды было родство отца и матери Тулуз-Лотрека, они доводились друг другу кузенами). Он не отпустит ее от себя.
Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных. На странице в центре — Фернан Кормон Бегство Каина и его семьи (1 880, Париж, Музей Орсе). Не думая о будущем. Говорят, что последними словами Анри были «Старый дурак», очевидно, адресованные его отцу.
Первая его собственная работа такого рода — «Ла Гулю в Мулен Руж» — снискала шумный успех. Его бичующий карандаш не лишен сострадания. В образе японского императора Фото 1892 г. Между тем Лотрек много работал. Правда, эта мечта останется среди неисполненных.
Постепенно Монмартр становился центром его жизни. Лотрек резко меняет во второй половине 80-х годов свой стиль. Пришло время и Тулуз – Лотрек переехал в дом терпимости. Один из них даже демонстративно сжег его картины, развешанные в их родовом замке. В таком состоянии он создал около 60 литографий, которые были представлены на выставке, посвященной его творчеству в лондонском зале галереи Гупиля в 1898 году.
Пожалуй, стоит отметить еще один талант Лотрека — гастрономический. Чаще других на его картинах можно было увидеть Ла Гулю, знаменитую исполнительницу канкана, которую прозвали Ла Гулю (Прожорливой) из-за ее неуемного аппетита и привычки опустошать бокалы посетителей кабаре. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся.
Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. Анри был резвым, озорным, любознательным ребенком, он секунду не сидел на месте. Больше того, эти отверженные инстинктивно поняли отверженного. Казалось, с годами он погружался в человеческую душу все глубже и глубже, до самого ее темного дна. Образ жизни художник вел очень рассеянный это и стало причиной его ранней смерти. Подобно всем художникам его времени, Лотрек пережил увлечение импрессионизмом.
Henri de Toulouse-Lautrec Jane Avril 1893 г. Причем в каждом лице, даже самом юном и прекрасном, он находил нечто болезненное, какую-то червоточину — в этом заключалась особенность его рисунков. Веками праздность и безделье правили бал в их шикарных угодьях. Мои эксперименты продвигаются вперед без проблем». Чтобы оценить картину, надо предварительно опрокинуть хороший коктейль, — заявлял он, предлагая гостям плод собственной фантазии — напиток под названием Дрожь, после которого многие немедленно отключались. Ночи напролет «кофейник» пил, затем рано вставал иусердно работал, после чего опять принимался бродить по кабакам и пить коньяк и абсент.
Он так и не вырос У графа Альфонса был знакомый художник Рене Пренсто, глухой от рождения. Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др. ). А он — с удовольствием демонстрировал свое кулинарное искусство. Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). К своим 30 годам он был закон ченным алкоголиком и страдал от сифилиса.
В изображениях других моделей появляется новое звучание – остро психологическое. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». В середине 80-х годов Лотрек ведет преимущественно ночной образ жизни.
Однако, годы в алкогольном тумане и недосыпании, подточившие иммунитет, сделали свое дело. С 1892 по 1895 год Лотрек пишет множество сцен из жизни публичных домов. Тридцатисемилетний глухонемой художник искренне привязался к подростку-калеке и не только потому, что дарование ребенка било через край. «Вы поете дифирамбы в честь негодяя и одновременно указываете на его открытые раны», — обращался к Лотреку один из журналистов в 1893 году. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Детство Анри было омрачено болезнью. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Лотрек оставил после себя огромное наследие. Он практически жил в борделях Монмартра. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Применяя новую технику печати, Тулуз-Лотрек вносит усовершенствования и в эту область.
Сюзанне нравилась любовь. Лотрек написал два портрета Мари в саду папаши Фореста. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода. Отец был полной противоположностью сыну.
Инвалидная коляска. Через какое-то время он снова получил приглашение и на этот раз повез свои работы сам.
Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. 18, 19, 20 лет.
Высокий и крупный, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин и скачек, он вел бурную жизнь и надеялся, что единственный наследник (второй сын Ришар умер, не дожив до года) пойдет по его стопам. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре — «Эльдорадо» и «Амбассадор». Кроме того источником вдохновения служили японские гравюры. Мне этого достаточно». Он то и стал первым учителем рисования Анри. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Пожалуй, лучшей работой из этой серии можно назвать Цирк Фернандо (1888, Чикаго, Институт искусств), ставшей первой на цирковую тему.
Она занимала в ее жизни большое место. Он то и стал первым учителем рисования Анри.
На переднем плане – Ла Гулю в розовой блузке и белой юбке. Литографии Лотрека становятся более декоративными, начинается период творческого расцвета. Мать была единственным членом этой знатной семьи, кто понимал и принимал работы Анри. Несколько картин Тулуз-Лотрека приобрела известная галерея «Буссо и Валадон», где управляющим служил Тео Ван Гог, брат будущего знаменитого художника Винсента Ван Гога, друга Тулуз-Лотрека. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Рисунок был для ребенка способом выражать свои мысли.
Полный энтузиазма, он пишет матери: «Я придумал новую технику в литографии. Жуайан в 1896 году дал картине новое название: За туалетом. Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. В итоге кропотливых штудий натуры, поисков единственного, точного жеста перед зрителем возникали королева радости Ла Гулю, надменно-жеманная Жанна Авриль, остро-характерная до карикатуры певица Иветт Гильбер, похожая на гейшу Мэй Бельфор, кукольная Мэй Мильтон, утонченная и стремительная Марсель Линдер, полная энергия клоунесса Ша-Ю-Кау и воплощающий всю гордость и достоинство артиста Аристид Брюан. Не все — о, далеко не все — были в восторге от его полотен.
Гипс. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Но друзья художника не покинули его и после смерти. И он жил. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы («Диван Жапоне», «Мулен де ла Галет» и особенно «Мулен Руж») среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Жана Авриль, певец и композитор Аристид Брюан, певица Иветт Гильбер и многие другие. Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре. До самой смерти художник воспринимал отношение отца как предательство.
Близкое знакомство с членами группы «Наби» — Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. Однажды Дега, увидев у Дио рисунок Лотрека, долго, внимательно рассматривал его, а потом с грустью в голосе заметил: «Подумать только, это сделал молодой, а мы столько трудились всю жизнь. » Лотрек получил огромное удовлетворение, услышав из уст Дега комплименты, но больше они не встречались. – Ведь хорошее воспитание дается сердцем. Другая героиня многих картин Лотрека – клоунесса Ша-У-Као.
Как и его учитель Пренсто, мальчик особенно хорошо умел показать движение. То была огромная победа для художника. Нет, лучше я нарисую тебя, ты красивее. После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. Он сам признался, что одержим живописью. Монмартр того времени — это центр продажной любви.
Уличные женщины, какие-то темные личности, парии, жившие неизвестно, на какие средства, бездельники, бездарные поэты, анархисты, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы в ожидании работы (по воскресеньям на площади Пигаль, вокруг бассейна, устраивалась биржа моделей), нищие сицилианцы в красочных лохмотьях изображавшие бога, неаполитанки, которые то торгуют своим телом, то позируют для мадонны, красавчики в узких брючках, одинокие дамы – последовательницы Сафо и разные другие феномены, говоря языком Лотрека, населяли Монмартр. Он проложил путь живописи Тулуз- Лотрека. Образ жизни, который он вел на протяжении десяти лет, сильно подорвал ему здоровье. В конце века техника живописи переживает новый виток развития.
Он внедряется в широкую социальную среду, не желая добиваться признания салонов и галерей. Он сам признался, что одержим живописью. Однажды Дега, увидев у Дио рисунок Лотрека, долго, внимательно рассматривал его, а потом с грустью в голосе заметил: «Подумать только, это сделал молодой, а мы столько трудились всю жизнь. » Лотрек получил огромное удовлетворение, услышав из уст Дега комплименты, но больше они не встречались. Жизнь ускользает от него, но он не даст себя отстранить.
Острота глаза – это единственное, что ему даровано. Это случилось в январе 1884 года. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку и помочился на собственную картину.
Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). Как и его учитель Пренсто, мальчик особенно хорошо умел показать движение. Лотрек не поехал на выставку, но отправил одиннадцать своих полотен и один рисунок. Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно.
Его имя постепенно приобретало вес — Лотреку заказывали картины и рисунки для журналов. Больше того, эти отверженные инстинктивно поняли отверженного. В 1875 году ему пришлось покинуть лицей, а затем и Париж. — воскликнул однажды художник.
В свои 10 лет оставался таким же тщедушным со слабенькими ножками. Благодаря им он мог жить и писать свои картины. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. В середине лета Лотрека ждала большая, настоящая радость.
Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. Он продолжал писать, но работа шла вяло и медленно. Его искусство становится доступным каждому. Пожалуй, больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек. Настоящий Двор чудес. Творчество Тулуз-Лотрека несет на себе отпечаток его времени.
Ну и что, ну и пусть. Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека.
На соседней странице — Жанна Авриль (1 893, Брюссель, Музей Иксель). Художник не делал для картины никаких предварительных набросков. И страшный вердикт врачей: изменить что-либо, остановить течение болезни невозможно. Район считался богемным. Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки.
Год спустя другой критик хвалил его «точные наблюдения исполненные колкости и насмешки». Тулуз-Лотреки принадлежали к древнейшему роду Франции. Потрясающее везение. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж.
Тулуз-Лотрека считали художником своей эпохи. Надо радоваться жизни. В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев Бонна и Кормона, однако классическая выверенность их картин была чужда ему. В конце концов, у Лотрека случается инсульт, после которого его парализует и свои последние дни он доживает в больнице, где Анри добивает очередной опять таки инсульт.
Тулуз-Лотрек использует свой талант в открывшихся новых сферах. Среди них такие как «В Мулен Руж», «Прачка», «Гладильщица», «Портрет Ван Гога», «Канатная плясунья». — Мне остается только пропеть осанну удобоваримости каплуна, который оказался несравненным. Родителям Лотрека не нравился выбор местожительства, сделанный их сыном. Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации.
Раймонд IV Тулузский был одним из предводителей первого крестового похода в Иерусалим (1096). «Моя комната завалена такими вещами, которые даже нельзя назвать мазней», - писал он. И относительный покой. Но он предпочел другую. Как и каждый великий художник, Тулуз-Лотрек впитал в себя традиции как старых, так и современных мастеров. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией).
Известна очень трагическая история, которая случилась с художником в 13 и 14 лет. — восклицал, глядя на его полотна, Лотрек. Не думая о здоровье. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать». Настоящее признание пришло только тогда, когда скончался Тулуз Лотрек.
Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре сталоизвестным ночным клубом. Единственным, кто к этому времени уже осуществил подобный эксперимент, был Дега. Голова танцовщицы, золото ее волос выделяются на фоне этой темной массы. Но он увлекся алкоголем, последний период его жизни из фарса превратился в трагедию. В конце 1894 года, по его собственному признанию, он завален работой. Рядом — Жанна Авриль (1 899, Брюссель, Музей Икселль).
Дважды. Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие. Капризный, он почти всегда добивался своего и требовал, чтоб ему всегда уступали. Он безудержно кутил и так же безудержно работал. Надо сказать, что внешность художника была весьма оригинальна.
Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его родителями были самые настоящие графы. Родился будущий художник в аристократический семье.
Афиша, в которой проявляется влияние японской графики, считается однойиз самых знаменитых в творчестве Тулуз-Лотрека. Созданная для того, чтобы приглашать посетителей в новое кабаре (Divan japonais), афиша Звезды Диван Жапоне (1 892—1 893, Париж, Кабинет эстампов) — рядом — изображает Жанну Авриль и музыкального критика Дюжардена. Прозябать в бездеятельности, превратиться в калеку, которого все холят. В этом и состоит величие искусства Тулуз-Лотрека. На первом плане, в углу, напротив Валентина (он написан в серых тонах, словно против света, в свойственной ему позе: его гибкое тело как бы извивается, веки прикрыты, руки в движении и большие пальцы отбивают такт), взлетает подол какой-то танцовщицы. В славную историю маленького принца Анри вмешалась жестокая судьба.
Проницательный взгляд молодого художника схватывает самую суть модели. Перед нами изображение части кабаре, отделенной от танцевального зала балюстрадой. В письме, датированном декабрем 1886 года, он утверждает, что не хочет писать о том, что именно он сейчас рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся «за пределами дозволенного». Его рост едва превышал 150 сантиметров.
Здесь человек только человек. Картины Лотрека – этолучший пароль для входа в мир парижской богемы конца 19 века.
А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына. Дега не принадлежал к числу людей, которые ищут знакомства. Таков, например, холст, на котором Ла Гулю входит в кабаре об руку с сестрой и молодой дебютанткой (Ла Гулю, входящая в Мулен Руж, 1892). На заднем плане видны знаменитые черные перчатки певицы Иветт Гильбер. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Творчество Тулуз-Лотрека чрезвычайно индивидуально, хотя следует отметить определенное влияние, которое оказали на него работы Шере и Боннара.
Он жадно наблюдал жизнь вокруг себя — и стремился запечатлеть ее мгновения. Подлинный восторг у него вызывало мастерство, с которым артисты владеют своим искусством. – И кроме того, сейчас он спит, а когда он спит, у него нет никакого выражения лица.
Их ругают академики. Так оно и было. Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. Благодаря карандашу и кисти он окажется в самой ее гуще.
А вот картины его чувствуют себя все лучше: «Прачка» была куплена в 2008году за 22, 4 миллиона долларов. Публикую её, дополнив не только шедеврами художника, но и малоизвестными (по крайней мере, для меня. ) картинами и фотографиями. Художник всю жизнь ненавидел пейзажи, потому как ненавидел природу. О Клоде Моне он говорил: «Он был бы куда лучшим художником, если б до такой степени не забросил образы людей».
Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. Выставка проходила в Бельгии, здесь он представил картину В Мулен-де-ла-Галлет. Граф Альфонс полагал, что жить в таком районе – значит позорить имя Лотреков.
Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Для совершенствования в английском языке Анри выполнил перевод руководства по соколиной охоте. Он обожал Эдгара Дега. Ему не составляло труда сделать набросок карандашом или пером. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon Cie».
Молитесь о нем, — писала матери графиня Адель. Когда его что-то волновало, поражало, он сразу же брался за карандаш. Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это было возможно. Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления.
Белая горячка. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Он часто утверждал, говоря о своих работах: «Я старался передать правду».
Лотрек все время писал и рисовал, но эта страсть не была страстью наркомана, который ищет забвения. Эта грубость сказывается и на его манере письма. Ну, а чем он мог заниматься помимо живописи. Для него началась новая жизнь. Монмартр. Это можно отметить в Портрете Сюзанны Валадон (1885, Копенгаген, Глиптотека) и Женщине в перчатках (1891, Париж, Лувр).
В то время он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных. Готовые коктейли любил посыпать тертым мускатным орехом. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chteau du Cleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. Он верховодил, развлекал, смешил — и друзья просто обожали его, забывая даже о его уродстве.
Вскоре Лотрек превратился в живой талисман увеселительных заведений Парижа. Он показывал фрагменты реальности, подчеркивая кадровость и документальность изображения. гоняться за куропатками, драть легкомысленных высокородных дам, выгодно жениться, а потом умереть воевать за родину.
В середине лета Лотрека ждала большая, настоящая радость. Ведь в его прекрасных черных глазах без труда можно было прочесть: Спасите меня. Посетители кабаре, а также танцовщицы и проститутки стали главными героями полотен Тулуз-Лотрека. 1881 год. Edouard Vuillard Toulouse-Lautrec en euve sur Yonne, en casa de los Natanson. Модели.
Друзья старались помочь ему. — писал он графине Адель. Самое замечательное в этой работе – лицо повернутой к зрителю хозяйки салона. Тем более подходящую, что молодая женщина отнюдь не была недотрогой.
Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека. Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. Рядом были мастерские других известных впоследствии живописцев и скульпторов. О, как хотелось ему создать свой собственный индивидуальный стиль, свою технику. В 22 года Лотрек получил собственную крышу над головой — студию на улице Турлак. Приблизительно в то же самое время среди друзей Лотрека появился еще один, в котором он тотчас распознал дар божий, — Ван Гог. Он рисовал то, что любил и в первую очередь животных.
Наиболее характерна в этом отношении картина В Мулен Руж (1892). Дега не принадлежал к числу людей, которые ищут знакомства. Пребывание в лицее было недолгим Режим занятий был трудным для слабого здоровьем мальчика. Он так и не вырос.
С детства он знакомится с миром искусства: его отца и дядю посещали модные художники того времени, а предки были художниками-любителями. Париж, казалось, сбрасывал сюда все отребье. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе. Ему всегда было интересно это вдруг. Для него началась новая жизнь. Монмартр.
Одним из первых покупателей его картин был брат Ван Гога, Тео. Его стиль определяли цветные валеры, подчиненные основному тону картины. Год упорной домашней учебы позволил Анри сдать экзамены и получить диплом бакалавра.
Участились приступы белой горячки, после чего Лотрек был направлен матерью на лечение (1899) в психбольницу недалеко от Парижа. Газета «Курье франсэ» писала: «К счастью для человечества, в мире мало художников, похожих на Лотрека. Творчество Лотрека приобретает абсолютно другое направление. Перелом осложнился тем, что кости ребенка были очень хрупкими и тяжело срастались.
Когда солнце поднималось над горизонтом, Лотрек засыпал на пару часов. Он спешил запечатлеть свой мир. Для начала стал учеником художника-анималиста Пренсто.
Главная особенность его стиля – своеобразный синтез рисунка и цвета. Единственное, с чем не мог поспорить никто, — в его полотнах была энергия, сила жизни. Обладая искромётным чувством юмора, прикрываясь им, словно щитом, он глубоко в душе оставался тем же «маленьким сокровищем», ребёнком, который боится быть высмеянным большими взрослыми. Она состоит в том, что пигменты растворяются в большом количестве живичного скипидара (терпентина). У Лотрека отнимаются ноги и его перевозят в замок.
— писал он графине Адель. Пить рюмку за рюмкой — ликеры и вино, коктейли и настойки, чтобы мир вокруг становился теплее и улыбчивее, чтобы с языка сами собой слетали остроты. Граф Альфонс абсолютно не интересовался воспитанием своего сына. Во вторую группу можно включить портреты, в которых модель представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки: Гостиная в Шато де Мальроме (1886-1887, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Дезире Дио (Чтение газеты в саду) (1890, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Портрет Мадам де Гортцикофф (1893, частная коллекция). Здесь человек только человек.
Он начинает сотрудничать с издательствами. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку. Прозябать в бездеятельности, превратиться в калеку, которого все холят. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой.
Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Два обделенных природой человека понимали друг друга. Неизлечимая болезнь давала себя знать и здесь. Родители были не против того, чтобы сын занимался искусством.
Ну, а чем он мог заниматься помимо живописи. Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом. Однако к такому стилю художник пришёл постепенно. Он не вызывал у проституток никакого удивления. Творчество Тулуз-Лотрека стало источником вдохновения для Эгона Шиле и Огюста Родена.
Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. В 1878 году Анри, упав со стула, сломал левую ногу, а год спустя (при тех же обстоятельствах) – правую. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Все портреты, созданные художником, можно условно разделить на две группы. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой.
Он рисовал то, что любил и в первую очередь животных. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Да и образ его живет: лорнетированный карла, покровитель парижского демимонда продолжает волновать умы современных творцов (см. «Мулен Руж» Лурманна). «Существует только человек, — утверждал Лотрек. — Пейзаж — это нечто дополнительное и он должен использоваться только для того, чтобы показать суть человеческой натуры и характер человека».
И смотрел вокруг. Henri de Toulouse-Lautrec Confetti 1894 г. Увлекся и литографией — новой модой времени. Конец, конечно, немного предсказуем. К этому времени Лотрек открыл собственную мастерскую.
Яркоалые губы казались распухшими. Образование продолжалось с домашним преподавателем и под наблюдением матери. И так было повсюду, где бы он не появился. Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Пожалуй, единственной женщиной искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. В фотообъектив художника попадает немой диалог – любовная сделка между муж-чиной за столиком и девушкой из танцзала, на другой картине мы видим проститутку, пристально смотрящую на пожилого мужчину с грубым лицом, погруженного в свои думы.
«Они сердечные женщины, -- говорил Лотрек. На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. «Старый дурак. »— восклицает Лотрек иумирает.
Он мечтает стать художником. Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение.
Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Талантливый молодой художник Тулуз Лотрек, картины которого уже начали завоевывать популярность в среде почитателей искусства, вел весьма рассеянный образ жизни. Анри был резвым, озорным, любознательным ребенком, он секунду не сидел на месте. У него характерен каждый мазок, каждый штрих.
Анри с увлечением рисовал афиши для цирка и спектаклей, для кафешантанов и певиц. В замке Боск, где они жили, хранились портреты, офорты, пастели, рисунки. Но не только художники отдавали должное гению Тулуз-Лотрека.
Вскоре художник снова запил – да так, словно желал поскорее свести себя в могилу. Лотрек трактует ее без сентиментальности, но и без холодного объективизма. Первая выставка работ Тулуз-Лотрека проходит в 1886 году в кабаре «Мирлитон». Мастерская находилась на Монмартре, где, помимо Лотрека, обитало немало других молодых художников (жилье на Монмартре было довольно дешево). К первой относятся те, в которой модель как бы ведет диалог со зрителем, глядя ему в глаза: Жюстин Дьель (1889, Музей Орсэ, Париж), Портрет месье Буало (около 1893, Кливлендский музей искусств).
Вдруг. И в этом Лотрек был близок не столько Дега, сколько Ван Гогу. Именно Пренсто научил Анри мастерски передавать движение (особенность творчества Лотрека, восхваляемая всеми без исключения). Henri de Toulouse-Lautrec Self Portrait in front of a Mirror 1882-83 гг. В 1901 г. он вернулся в столицу, дописал несколько неоконченных работ.
приехал в Париж, а в 1884г. Нет и еще раз нет. Единая красочная субстанция, живущая своей жизнью, придавала изображенному более универсальный характер и объединяла персонажей и окружающую среду.
Тулуз-Лотрек черпал вдохновение из различных источников. Мать родилась в семье влиятельного государственного чиновника. Он не польстил ей. В таком подходе к изображению можно отметить связь манеры Лотрека с принципами модерна. Эта экспозиция под открытым небом доступна каждому».
Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» — ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. Критики довольно благосклонно относились к его творчеству, но известность среди широкой публики принесла Лотреку не живопись, а его «сопутствующие» труды – декорации и костюмы к спектаклям, рекламные плакаты, обложки для нотных изданий и т. д. В 25-летнем возрасте он по-настоящему прославился в качестве автора афиши к выступлениям в «Мулен Руж» знаменитой Ла Гулю. Тулуз Лотрек (картины того периода почти не сохранились) уже в 1884 году открывает собственную мастерскую в богемном районе Монмартра – тогда жилье там стоило достаточно дешево. Женщины на холстах живописца естественны, они, словно диковинные животные, смотрят на зрителя из своего порочного мира. И все это — жизнь. Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. Мальчик много времени проводил на свежем воздухе, путешествовал, часто посещал родовой замок.
А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Благодаря карандашу и кисти он окажется в самой ее гуще.
Его безжалостная кисть снимает с ее лица внешний лоск. Пришлите еще бочку вина по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки. Природа в спешке перепрыгнула период отрочества. Человек не может измениться в одночасье.
Постепенно Монмартр стал центром жизни художника. Дорогая матушка. За это время он успел пройти стадию увлечения импрессионизмом и отчасти пуантиллизмом.
Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет.
И так было повсюду, где бы он не появился. Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие. the Two Girlfriends 1895 г. Героями картин Лотрека были актеры и певички, проститутки и алкоголики, художники и нищие. Он убеждал Анри взять себе псевдоним и тот действительно подписал несколько своих работ анаграммой «Трекло», но, в конце концов, отказался от нее. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. 1872 году Тулуз-Лотреки отдали сына в подготовительный класс парижского лицея Фонтан.
В 1885 году Лотрек поселился в самом центре Монмартра и отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрывно связанной с этим районом Парижа, еще сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода (в нем существовало даже несколько ветряных мельниц, по имени которых вскоре стали называться кабаре). «Моя комната завалена такими вещами, которые даже нельзя назвать мазней», - писал он. К этой теме обращались тогда многие французские художники и писатели. Рисунок был для ребенка способом выражать свои мысли. Лотрек не приукрашивал и не бесславил их. Что несказанно огорчило отца.
Вполне отвечавшая стилю модерн, она была предпоследним плакатом художника. В его картинах можно найти много исторических моментов. И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр. Проницательный взгляд молодого художника схватывает самую суть модели. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года.
Такое- построение объясняется психологической компенсацией, связанной с маленьким ростом художника. Искусство Тулуз-Лотрека складывалось в течение одного десятилетия (1879 – 1888). Он понял: страсть, похоть — это не любовь. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом.
Henri de Toulouse-Lautrec Hangover (The Drinker) 1889 г. Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться. Время шло, Тулуз-Лотрек создавал свои реалистические картины и афиши. Он сделал живопись достоянием простых людей. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Танцовщица изображена на сцене в глубине картины, она поглощена своим танцем.
В свои 10 лет оставался таким же тщедушным со слабенькими ножками. Но это были необычные портреты. И он и она трезво смотрели на действительность. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. Его плакаты — это шедевры.
Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Браки близких родственников, общепринятые в аристократической среде, не могли не отразиться на здоровье потомства. Капризный, он почти всегда добивался своего и требовал, чтоб ему всегда уступали.
Здесь, среди красок и пестрых полотен, всегда, в любое время, валялись жареные каштаны и маринованные корнишоны из семейного замка Боек, бутылки изысканного вина и пакеты айвового мармелада. В 1882г. Он сам подчеркивал необходимость правды.
Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др. Увы, Анри была уготована совсем иная участь. Воспитание малышей граф считал женским делом.
Ничто не выдает в ее портрете графиню де Тулуз — Лотрек. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
Вот таким образом Анри с раннего детства рос под влиянием матери. Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Спектакль окончен — пора в кафе. В конце XIX века Монмартр слыл местом обитания ниспровергателей установленного порядка. Рост его был ниже 150 сантиметров (но тогда его не считали за карлика, так как средний рост мужчины во Франции был ниже на 10 сантиметров, чем сегодня), голова была непропорционально огромна (видимо, вследствие перенесенных в детстве болезней), а ноги – небольшого размера. Смелыми, широкими, раздельными мазками Лотрек записывал фон.
Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Острота глаза — это единственное, что ему даровано. «Они сердечные женщины, — говорил Лотрек. С этого момента Лотрек ощущает себя настоящим художником. Такие дела. Сам Анри был весьма живописным экземпляром аристократического вырождения. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
В письме к дяде Шарлю Лотрек писал, что Бонна сказал ему: «Ты рисуешь неплохо, даже элегантно, но твои рисунки слишком откровенны и жестоки». Маленькое сокровище – так его называли родственники, пророчащие ему благородное будущее. Традиционно Лотрека относят к постимпрессионистам. – Мальчик взглянул на сеттера, уткнувшего морду в лапы и дремавшего под столом. Нет и еще раз нет. Голова его была непропорционально большой, а губы — толстыми и вывернутыми. Все здесь были горбунами – одни физически, другие морально.
Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. Певица в элегантном синем платье с красной оборкой двигается покачиваясь, почти танцуя.
Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, так как это единственная возможность быть замеченным». Мать возила его по курортам, а потом было решено отправить его в поместье, где он мог вести более здоровый образ жизни. Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно.
Ничто не выдает в ее портрете графиню де Тулуз – Лотрек. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода.
Из-за этого несчастного случая Анри едва ли вырос на несколько сантиметров. Выйдя из клиники, Лотрек уехал на атлантическое побережье. Больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек. В 1892 году художник пишет ей: «Моя семья не может разделить мою радость, но ты — это совсем другое».
Вечером в компании друзей спешил в театр. Ведь у него не было выбора. Его родителями был граф Альфонсо и графиня Адель, которые приходились друг другу двоюродным братом и сестрой – многие считают, что такое близкое родство также повлияло на болезненность мальчика. «Приличное аристократическое общество» не принимало его.
Когда его что-то волновало, поражало, он сразу же брался за карандаш. Он пил и рисовал, рисовал и пил.