Понятно, что ни одна аристократка не стала бы связывать свою жизнь с карликом, но найти себе нормальную женщину среди полусвета Монмартра, Анри де Тулуз Лотрек, с его известностью, деньгами и подвешенным языком, вполне мог бы. Анри Тулуз де Лотрек, картины которого впечатляют своей откровенностью и реализмом, является самым странным и самым несчастным художником-постимпрессионистом. За двадцать лет творчества Анри Тулуз-Лотрек оставил огромное количество картин, обогативших изобразительное искусство всего мира. А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками.
Часто Анри де Тулуз-Лотрека изображают в виде карлика-извращенца, который только и делал, что пил и посещал бордели, что довело его до психиатрической лечебницы и смерти от алкоголизма и сифилиса в 37 лет, одинокого и жалкого, в родовом замке на руках матери. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa 24 ноября 1864, Альби— 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда)— французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа) – великий французский художник-импрессионист, постимпрессионист. Анри-мари-раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа внес свой несомненный вклад в развитие изобразительного искусства.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби, на юго-западе Франции. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться.
После инсульта, психатрической лечебницы и сильного истощения Анри Тулуз-Лотрек умер на руках своей матери в их родовом замке, не дожив до 37-ми лет. Тулуз-лотрек Анри Мари Раймон де (Toulouse-Lautrec собственно Тулуз-Лотрек- Монфа, Toulouse-Lautrec-Monfa), французский живописец и график. Анри Тулуз-Лотрек имел счастье родиться в семье, принадлежащей к древнейшему роду Франции.
За короткую творческую жизнь Анри Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей. Поначалу Анри де Тулуз-Лотрек больше всего любил «Элизе-Монмартр», но когда на месте претенциозного, на его взгляд, «Ша Нуар» открылся «Мирлитон», молодой художник стал его завсегдатаем и вскоре сдружился с Брюаном. Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Именно здесь, на Монмартре, родился Анри Тулуз-Лотрек-рекламщик. Открытие в 1922 году галереи Анри де Тулуз-Лотрека ознаменовало собой окончательное признание художника, который принадлежал к блестящей плеяде постимпрессионистов, определившей судьбы европейского искусства XX века.
Мелькающие со всех сторон женские ножки, пьяные поэты в обнимку с ворами и убийцами, проститутки в поисках работы и бесплатного алкоголя — таким был Париж времён Анри де Тулуз-Лотрека. На юго-западе Франции, в семье графа Альфонса и графини Адели де Тулуз-Лотрек родился Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа. Анри де Тулуз-Лотрек по рождению принадлежал к высшему свету Франции, что предрекало ему блестящее и спокойное будущее.
В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. Именно Рене Пренсто первым заметил талант Анри де Тулуз Лотрека и научил его мастерству быстрого наброска, рисованию натуры в движении. Анри-мари-раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа скончался в родовом поместье неподалеку от Бордо в возрасте 37 лет. Французский художник Анри Де Тулуз-Лотрек родился в епископском городе Альби 24 ноября 1864 года в семье аристократов.
В такое неспокойное время родился граф Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа – будущий великий художник, ставший известным далеко за пределами своей страны. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться.
Ночи напролет «кофейник» пил, затем рано вставал иусердно работал, после чего опять принимался бродить по кабакам и пить коньяк и абсент. Уличные женщины, какие-то темные личности, парии, жившие неизвестно, на какие средства, бездельники, бездарные поэты, анархисты, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы в ожидании работы (по воскресеньям на площади Пигаль, вокруг бассейна, устраивалась биржа моделей), нищие сицилианцы в красочных лохмотьях изображавшие бога, неаполитанки, которые то торгуют своим телом, то позируют для мадонны, красавчики в узких брючках, одинокие дамы — последовательницы Сафо и разные другие «феномены», говоря языком Лотрека, населяли Монмартр. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки. Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные.
Все эти черты, определив манеру художника, стали играть первостепенную роль и в его станковых работах — например, в одном из самых блистательных произведений «Мавританский танец» (1895, Париж, Лувр). Белая горячка.
Готовые коктейли любил посыпать тертым мускатным орехом. Потрясающее везение. Так он попадает на Монмартр. В образе японского императора Фото 1892 г. Между тем Лотрек много работал.
Его родителями были самые настоящие графы. Взяв пальто, шляпу, он вышел на Монмартр, еще пустой и свежий от недавно прошедшего дождя. В это время он жил сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переехал на улицу Мулен. Тяжелый перелом шейки бедра. У Лотрека отнимаются ноги и его перевозят в замок.
Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека.
Рисунки в журналах, эскизы в газетах, литографии в театральных программках, реклама на стенах: рождается новая реальность искусства. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Вот таким образом Анри с раннего детства рос под влиянием матери. Совсем другое отношение чувствуется в написанном за много лет до этого портрете Ван Гога: тогда молодой и еще не окруженный славой Лотрек был покорен его творчеством и выполнил картину в очень похожем стиле.
Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. И он жил.
Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. – в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова. Не думая о будущем. Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки.
Творчество Тулуз-Лотрека несет на себе отпечаток его времени. Литографии Лотрека становятся более декоративными, начинается период творческого расцвета. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Два обделенных природой человека понимали друг друга.
Однако закончить лицей ему так и не удалось. Родился будущий художник в аристократический семье. Всю грусть и тоску, не предназначенные для чужих глаз, Анри поверял бумаге. На его картинах проститутки прекрасны просто тем, что они женщины. Об этом, как и многом другом, он беспечно шутил между двумя рюмками чего-нибудь покрепче с товарищами в очередном кафе.
После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. Картины Лотрека – этолучший пароль для входа в мир парижской богемы конца 19 века. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chteau du Cleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.
Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883 «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж). Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение. Лотрек испытывал отвращение к лицемерию и неискренности буржуазного общества, компанию людей из рабочего класса он ценил гораздо больше. Девушки в его картинах были разными: нежные молодые, раскинувшиеся на кровати и бывалые мужественные- олицетворением этого типажа являлась Клоунесса Ша-Ю-Као, прозвище переводилось как «суматоха». Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Лотрек не приукрашивал и не бесславил их. И не менее огромным был аппетит девушки- за что она, Луиза Вебер и получила свой сценический псевдоним, значивший «обжора». В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. И рисовал, рисовал. Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды.
1901 Выходит из клиники ивапреле 1901 года возвращается в Париж. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Прошел несколько кварталов и оказался около красной ветряной мельницы.
Поющая на сцене девушка — это актриса Иветт Гильбер, но зритель даже не видит ее головы — и понимает, что плакат не о ее выступлении. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Он часто утверждал, говоря о своих работах: «Я старался передать правду». Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе. Для богатых умалишенных. Его рост едва превышал 150 сантиметров.
На его картинах проститутки прекрасны просто тем, что они женщины. И страшный вердикт врачей: изменить что-либо, остановить течение болезни невозможно. Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»).
Его родителями был граф Альфонсо и графиня Адель, которые приходились друг другу двоюродным братом и сестрой – многие считают, что такое близкое родство также повлияло на болезненность мальчика. В его картинах можно найти много исторических моментов. Вольная жизнь уже кружила голову. Но он увлекся алкоголем, последний период его жизни из фарса превратился в трагедию.
Рядом — Жанна Авриль (1 899, Брюссель, Музей Икселль). На заднем плане видны знаменитые черные перчатки певицы Иветт Гильбер. Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Пожалуй, единственной женщиной искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой.
Он практически не спал. Вдохновлялся искусством импрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега и японскими гравюрами. У него характерен каждый мазок, каждый штрих. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. Точность штриха позволяла ему передать обнаженную реальность конца века.
Первая выставка работ Тулуз-Лотрека проходит в 1886 году в кабаре «Мирлитон». Через какое-то время он снова получил приглашение и на этот раз повез свои работы сам. Газета «Курье франсэ» писала: «К счастью для человечества, в мире мало художников, похожих на Лотрека. Он понял: страсть, похоть — это не любовь.
Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Обладая искромётным чувством юмора, прикрываясь им, словно щитом, он глубоко в душе оставался тем же «маленьким сокровищем», ребёнком, который боится быть высмеянным большими взрослыми. На его первых полотнах, выполненных в 1878 ив 1879 годах, мазки прерывистые, в палитре преобладают светлые тона. Он ищет способы как сделать свои работы глубже, как показать самую суть изображаемого им мира, будь то природа или человек. Во вторую группу можно включить портреты, в которых модель представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки: Гостиная в Шато де Мальроме (1886-1887, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Дезире Дио (Чтение газеты в саду) (1890, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Портрет Мадам де Гортцикофф (1893, частная коллекция).
К первой относятся те, в которой модель как бы ведет диалог со зрителем, глядя ему в глаза: Жюстин Дьель (1889, Музей Орсэ, Париж), Портрет месье Буало (около 1893, Кливлендский музей искусств). Единственное, с чем не мог поспорить никто, — в его полотнах была энергия, сила жизни. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Его искусство становится доступным каждому.
Henri de Toulouse-Lautrec Confetti 1894 г. Увлекся и литографией — новой модой времени. Значит, он не мил родным в таком виде. Он практически жил в борделях Монмартра. Для начала стал учеником художника-анималиста Пренсто.
Бьющая ключом жизнь вокруг манила, требовала запечатлеть ее тотчас же, немедленно. А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына.
Перелом осложнился тем, что кости ребенка были очень хрупкими и тяжело срастались. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. В спиртном и еде — только самое лучшее.
Мои эксперименты продвигаются вперед без проблем». Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Ну и что, ну и пусть.
Для него началась новая жизнь. Монмартр. Это занятие было его утешением и отрадой всегда. Какой художник, какая мощь. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Это нескончаемые зарисовки обыденной жизни, вереницы характерных портретов и до боли правдивых сюжетов.
Может быть, потому, что именно он предвосхитил кадровую сжатость фильма, а уже после него братья Люмьер сделали свое изобретение. Его жизнь. Их ругают академики.
Пускай. После этого его ноги перестали расти и до конца жизни оставались длиной всего 70 сантиметров. Жуайан в 1896 году дал картине новое название: За туалетом. Близкое знакомство с членами группы «Наби» — Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией.
Пожалуй, лучшей работой из этой серии можно назвать Цирк Фернандо (1888, Чикаго, Институт искусств), ставшей первой на цирковую тему. В таком подходе к изображению можно отметить связь манеры Лотрека с принципами модерна. В 1888 году художника пригласили принять участие в выставке брюссельской «Группы Двадцати», самой активной ассоциации нового искусства. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать».
Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям. Дорогая матушка.
Всего им было написано около тридцати афиш, каждая из которых настоящий шедевр. И непременно в каждой картине была частица его собственной боли, его несбывшихся надежд. Начиная с 1883 года Тулуз-Лотрек принимал участие в различных групповых выставках в Париже и за его пределами, экспонировал свои работы вместе с участниками группы «ХХ» в Брюсселе. Мать была единственным членом этой знатной семьи, кто понимал и принимал работы Анри. Надо пользоваться жизнью. Через какое-то время он снова получил приглашение и на этот раз повез свои работы сам. Но друзья художника не покинули его и после смерти.
Лотрек изображал обстановку кабаре и раньше. Танцовщица изображена на сцене в глубине картины, она поглощена своим танцем. Сам Анри был весьма живописным экземпляром аристократического вырождения. Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу и вскоре они стали друзьями. Он понял: страсть, похоть — это не любовь.
Конец, конечно, немного предсказуем. Афиша, в которой проявляется влияние японской графики, считается однойиз самых знаменитых в творчестве Тулуз-Лотрека. Созданная для того, чтобы приглашать посетителей в новое кабаре (Divan japonais), афиша Звезды Диван Жапоне (1 892—1 893, Париж, Кабинет эстампов) — рядом — изображает Жанну Авриль и музыкального критика Дюжардена. К своим 30 годам он был законченным алкоголиком и страдал от сифилиса. Здесь с ночи до зари кипела жизнь – и что за жизнь. Эта экспозиция под открытым небом доступна каждому».
Скоро состояние Тулуз-Лотрека сделалось критическим: в начале 1899 года он несколько месяцев провел в психиатрической клинике, где исполнил свою серию «Цирк» из 37 рисунков цветными карандашами («Испанский шаг», 1899, Музей Метрополитен). Привычный мир мальчика рухнул.
Подлинный восторг у него вызывало мастерство, с которым артисты владеют своим искусством. Выставка проходила в Бельгии, здесь он представил картину В Мулен-де-ла-Галлет. Отец, скучая упостели умирающего, стреляет резинкой от ботинок мух на одеяле. Живой и темпераментный мальчик, он ростом был намного меньше своих сверстников.
Не все — о, далеко не все — были в восторге от его полотен. Он обожал Эдгара Дега. Ла Гулю», Национальная Библиотека, Париж). Анри поддерживала одна только мать, но и графиня Адель была бессильна изменить жестокую судьбу сына, как и многочисленные друзья художника, которые беззаветно любили его, защищали от насмешек и никогда не оставляли наедине со своими мыслями и невзгодами. Ведь в его прекрасных черных глазах без труда можно было прочесть: Спасите меня. Первая его собственная работа такого рода — «Ла Гулю в Мулен Руж» — снискала шумный успех.
А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. В 1892 году художник пишет ей: «Моя семья не может разделить мою радость, но ты — это совсем другое». Известна очень трагическая история, которая случилась с художником в 13 и 14 лет.
Поскольку мальчик еще не достиг того возраста, когда можно было гарцевать на чистокровном жеребце, он не представлял для отца никакого интереса. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Но это были необычные портреты.
Не думая о здоровье. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
«Старый дурак. »— восклицает Лотрек иумирает. Он начинает сотрудничать с издательствами. В начале 1990-х годов ему близко творчество набидов и символистов, что делает его рисунок более спокойным, а цветовую гамму — более гармоничной. Благодаря им он мог жить и писать свои картины. Он работал без устали. Узкие плечи, тонкие ножки, впалая грудь — казалось, все предвещало грядущую беду.
О, как хотелось ему создать свой собственный индивидуальный стиль, свою технику. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Год спустя другой критик хвалил его «точные наблюдения исполненные колкости и насмешки». Стиль афиш мастера основывался на заострении формы, динамичности ритмов и на повышенной декоративности цвета и линий. Художник не делал для картины никаких предварительных набросков.
В то время он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных. Молитесь о нем, — писала матери графиня Адель. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку и помочился на собственную картину.
Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. Хотя он был человеком состоятельным, художник гордился тем, что получает деньги за свое искусство и даже имеет отдельный банковский счет для гонораров. В 1882г. К тому же, тот напрочь отказался позировать для портрета.
Здесь Анри знали хорошо: его афиша «Мулен Руж», расклеенная по Парижу, произвела настоящий фурор. С этого момента Лотрек ощущает себя настоящим художником. Вскоре Лотрек превратился в живой талисман увеселительных заведений Парижа. Все портреты, созданные художником, можно условно разделить на две группы.
В конце 1894 года, по его собственному признанию, он завален работой. Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др. ). Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Лотрек не боялся комбинировать собственные приемы с современными тенденциями.
В изображениях других моделей появляется новое звучание – остро психологическое. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, так как это единственная возможность быть замеченным». Он сделал живопись достоянием простых людей. Что несказанно огорчило отца. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье.
Пришлось выдержать еще один удар – потерю имени. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 году обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Единственным, кто к этому времени уже осуществил подобный эксперимент, был Дега. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби.
В нем Лотрек окончательно отошел от импрессионистской манеры письма, широкие плоские мазки придают полотну особое состояние живости. Все эти черты, определив манеру художника, стали играть первостепенную роль и в его станковых работах – например, в одном из самых блистательных произведений Мавританский танец (1895, Париж, Лувр). Все изменилось внезапно, в мгновение, когда 14-летний мальчик вдруг упал, сломав бедро. приехал в Париж, а в 1884г.
Вдруг. Подлинный восторг у него вызывало мастерство, с которым артисты владеют своим искусством. В 1872 году он поступил в элитный Лицей Фонтан (сейчас Лицей Кондорсе). Пожалуй, лучшей работой из этой серии можно назвать «Цирк Фернандо» (1888, Чикаго, Институт искусств), ставшей первой на цирковую тему. На странице в центре — Фернан Кормон Бегство Каина и его семьи (1 880, Париж, Музей Орсе).
И какая судьба постигла человека без носа, знали только резавшие да Анри. Несколько картин Тулуз-Лотрека приобрела известная галерея «Буссо и Валадон», где управляющим служил Тео Ван Гог, брат будущего знаменитого художника Винсента Ван Гога, друга Тулуз-Лотрека. Но не только художники отдавали должное гению Тулуз-Лотрека. Заботясь о чести семьи, отец настоял на псевдониме. Он безудержно кутил и так же безудержно работал.
Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Он — постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого — его друг, певец и композитор Аристид Бруан.
Анри привлекали любые проявления любви и лесбийская одно время — особенно. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. В начале своего творческого пути Анри неоднократно писал свою мать – Портрет матери в саду (1883) и Портрет матери в гостиной дома в Альби (1887, оба хранятся в Альби, Музее Тулуз-Лотрека).
В 18-летнем возрасте Лотрек впервые познал вкус алкоголя, ощущение от которого он почему-то сравнивал со «вкусом павлиньего хвоста во рту». Воспитание малышей граф считал женским делом. На плакате позы Ла Гулю и Валентина очень похожи на их же отражения с картины «Танец Мулен Руж», которая и открыла огромный цикл в творчестве Анри, посвященный ночной жизни. И все это — жизнь. Анри с увлечением рисовал афиши для цирка и спектаклей, для кафешантанов и певиц. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии. С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо.
Пожалуй, больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек. Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. Лотрек не поехал на выставку, но отправил одиннадцать своих полотен и один рисунок. Он был сыном графа Альфонсо де Тулуз-Лотрек-Монфа и графини Адель, урожденной Тапье де Селейран. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника. Смелые образы его картин станут причиной его ухода (или изгнания) из привычного круга светского общества.
Лотрек стал завсегдатаем Мулен Руж, ему выделили даже отдельный столик, за который не могли сесть другие клиенты. Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» — ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. Мать забирает находящегося при смерти Анри к себе.
Он внедряется в широкую социальную среду, не желая добиваться признания салонов и галерей. Уличные женщины, какие-то темные личности, парии, жившие неизвестно, на какие средства, бездельники, бездарные поэты, анархисты, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы в ожидании работы (по воскресеньям на площади Пигаль, вокруг бассейна, устраивалась биржа моделей), нищие сицилианцы в красочных лохмотьях изображавшие бога, неаполитанки, которые то торгуют своим телом, то позируют для мадонны, красавчики в узких брючках, одинокие дамы – последовательницы Сафо и разные другие феномены, говоря языком Лотрека, населяли Монмартр. В 1891 году литография оказывается в центре его увлечений.
По началу он подражает, модным тогда импрессионистам, но потом находит свой путь.
Говорят, что последними словами Анри были «Старый дурак», очевидно, адресованные его отцу. Тулуз-Лотрек использует свой талант в открывшихся новых сферах. Так на полотнах Анри появилась анаграмма «Трекло».
Пожалуй, стоит отметить еще один талант Лотрека — гастрономический. То была безумная жизнь без сна и печали. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Да и образ его живет: лорнетированный карла, покровитель парижского демимонда продолжает волновать умы современных творцов (см. «Мулен Руж» Лурманна).
Он практически никогда не был один — вместе с ровесниками, так же, как и он, мечтавшими о славе, ночи напролет Анри просиживал в кабаре и цирке, стал завсегдатаем скачек. Веселый и живой от природы мальчик тосковал, заточенный в гипс, словно птица в клетке.
И он жил. И все же среди новообретенных товарищей Анри расцвел. Граф Альфонс абсолютно не интересовался воспитанием своего сына. Публикую её, дополнив не только шедеврами художника, но и малоизвестными (по крайней мере, для меня. ) картинами и фотографиями. Художник всю жизнь ненавидел пейзажи, потому как ненавидел природу. С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо.
Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Спустя несколько месяцев, упав на прогулке, он сломал вторую ногу. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года.
А однажды Лотрек устроил показательное приготовление омара по-американски в белом вине с томатами, кайенским перцем и специями прямо посреди гостиной одного из друзей-богачей. Незаметно наступил вечер. Гипс. Там художника поражает инсульт, его наполовину парализует.
Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Творчество Лотрека приобретает абсолютно другое направление. В 1891 году Тулуз-Лотрек выиграл конкурс на создание афиши к открытию кабаре Мулен-Руж. Разве что на полотнах. В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. И Монмартр захватывает его полностью. Другая героиня многих картин Лотрека – клоунесса Ша-У-Као.
Edouard Vuillard Toulouse-Lautrec en euve sur Yonne, en casa de los Natanson. Ему всегда было интересно это вдруг. Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др.
Все здесь были горбунами – одни физически, другие морально. Но где же еще творить тому, кто изображает все как есть. Он проложил путь живописи Тулуз- Лотрека.
Анри Перрюшо в своей книге «Жизнь Тулуз-Лотрека» так описывает этот район столицы Франции: «Париж, казалось, сбрасывал сюда все отребье. Друзья старались помочь ему. С 1892 по 1895 год Тулуз-Лотрек написал множество сцен из жизни обитателей публичных домов. В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку. Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно. Картину отличает очень смелая композиция- главные герои отведены на второй план, в них есть «вход» между зрителями.
Пришлите еще бочку вина по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки. 18, 19, 20 лет.
Она состоит в том, что пигменты растворяются в большом количестве живичного скипидара (терпентина). Тогда же Тулуз-Лотрек пишет афиши для кабаре «Мулен Руж» «Чёрный кот» и Диван Жапоне и других ночных увеселительных заведений Парижа. Musee Toulouse-Lautrec, ParisПосле двух лет работы с Пренсто Лотрек поступил в мастерскую известного в те годы живописца, приверженца академизма Леона Бонна. 18, 19, 20 лет.
Голова его была непропорционально большой, а губы — толстыми и вывернутыми. Один из них даже демонстративно сжег его картины, развешанные в их родовом замке. Когда солнце поднималось над горизонтом, Лотрек засыпал на пару часов. «Приличное аристократическое общество» не принимало его. Его имя постепенно приобретало вес — Лотреку заказывали картины и рисунки для журналов. До самой смерти художник воспринимал отношение отца как предательство. Вполне отвечавшая стилю модерн, она была предпоследним плакатом художника.
Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. В творчестве Лотрека складывался свой собственный стиль, в котором активную роль приобретала линия, сочетающаяся с мастерскими колористическими находками, несколько гротесковой характеристикой и нарочитой декоративностью. Тулуз-Лотреки принадлежали к древнейшему роду Франции.
«Вы поете дифирамбы в честь негодяя и одновременно указываете на его открытые раны», — обращался к Лотреку один из журналистов в 1893 году. У Анри таких переломов было два. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Выставка проходила в Бельгии, здесь он представил картину «В Мулен-де-ла-Галлет». К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Он пил и рисовал, рисовал и пил.
Подобно всем художникам его времени, Лотрек пережил увлечение импрессионизмом. И – увы. В конце XIX века Монмартр слыл местом обитания ниспровергателей установленного порядка. А ведь как мастер постимпрессионизма он умел это делать прекрасно.
Ему не составляло труда сделать набросок карандашом или пером. Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Его бичующий карандаш не лишен сострадания. Скандальная, но все же слава, настигла его. Кроме того, Лотрек окончательно спился.
Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку. Уже к 30 годам беспорядочные связи привели художника к страшной болезни – сифилису. Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром.
Но он предпочел другую. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся. Так оно и было. Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. И смотрел вокруг.
Henri de Toulouse-Lautrec Hangover (The Drinker) 1889 г. Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться. А он — с удовольствием демонстрировал свое кулинарное искусство.
Надо радоваться жизни. Он спешил запечатлеть свой мир. Образ жизни, который он вел на протяжении десяти лет, сильно подорвал ему здоровье. Работа над литографией с пляшущей канкан танцовщицей Ла Гулю и акробатом Валентином Бескостным, в которой буквы использовались в качестве равноправного с красочными мазками выразительного средства, положила начало важнейшему направлению в творчестве самого мастера и послужила образцом жанра для нескольких поколений художников («Мулен Руж. Родители наконец смирились с причудами сына и дали ему деньги на собственную мастерскую, которую он снял там же, на Монмартре. Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие.
И вновь периоды лихорадочной работы сменялись кутежом, а иногда и соединялись. Лотрек не поехал на выставку, но отправил одиннадцать своих полотен и один рисунок. Эта работа служила плакатом выступлений Ля Гулю на Тронной ярмарке. Слишком хрупкие кости восстанавливались медленно, ноги частично атрофировались, Анри перестал расти (по мнению медиков, причиной этой беды было родство отца и матери Тулуз-Лотрека, они доводились друг другу кузенами).
Последовали бесконечные визиты докторов, гипс, костыли. Образ жизни художник вел очень рассеянный это и стало причиной его ранней смерти. — восклицал, глядя на его полотна, Лотрек. О Клоде Моне он говорил: «Он был бы куда лучшим художником, если б до такой степени не забросил образы людей». Инвалидная коляска. На соседней странице — Жанна Авриль (1 893, Брюссель, Музей Иксель).
Но только участие в брюссельской «Выставке XX», где были представлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание. В замке Боск, где они жили, хранились портреты, офорты, пастели, рисунки. Конечно, это не мешало «королеве Монмартра» собирать толпы зрителей на выступлениях. Критик Феликс Фенеон называл Лотрека «художником улицы»: «Здесь, вместо закрытых в позолоченные рамки и покрытых пылью картин, вы сможете найти искусство реальной жизни, цветные плакаты. Певица в элегантном синем платье с красной оборкой двигается покачиваясь, почти танцуя. То была огромная победа для художника.
А вот картины его чувствуют себя все лучше: «Прачка» была куплена в 2008году за 22, 4 миллиона долларов. Для него началась новая жизнь. Монмартр. В дальнейшем Тулуз-Лотрек выполнил афиши для кафе-концерта «Диван Жапоне» (1892 – 1894), кабаре Аристида Брюана и многих других артистов, спектаклей и заведений. И это было лишь первым ударом.
Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. В это время он жил сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переехал на улицу Мулен. Веками праздность и безделье правили бал в их шикарных угодьях. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Он пил и рисовал, рисовал и пил. Полный энтузиазма, он пишет матери: «Я придумал новую технику в литографии.
В этот период написание картин отодвигается на задний план. — писал он графине Адель. Постепенно Монмартр стал центром жизни художника.
Именно Пренсто научил Анри мастерски передавать движение (особенность творчества Лотрека, восхваляемая всеми без исключения). Henri de Toulouse-Lautrec Self Portrait in front of a Mirror 1882-83 гг.
Творчество Тулуз-Лотрека стало источником вдохновения для Эгона Шиле и Огюста Родена. А вот со знаменитымУайльдом, отношения не сложились. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche». Прекрасно умея передавать характеры персонажей, Лотрек создал плакат, композиция которого построена не только на игре цветовых пятен, но и на понимании зрителями происходящего с точки зрения психологизма: «Японский Диван» (диван — клуб, место для развлечений и встреч). Тулуз-Лотрека считали художником своей эпохи.
В 1888 году одиннадцать картин художника впервые появились на престижной брюссельской выставке «Группы двадцати», одной из самых активных ассоциаций нового искусства. И относительный покой. Эта грубость сказывается и на его манере письма. Это можно отметить в Портрете Сюзанны Валадон (1885, Копенгаген, Глиптотека) и Женщине в перчатках (1891, Париж, Лувр).
Применяя новую технику печати, Тулуз-Лотрек вносит усовершенствования и в эту область. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. В этом и состоит величие искусства Тулуз-Лотрека. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Лотрек и сам был не лыком шит: юная проститутка Мари Шарле как-то поведала Монмартру оневиданных размерах мужского достоинства художника, асам Тулуз шутя называл себя «кофейником с огромным носиком». — писал он графине Адель. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon Cie». И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос и даже иногда выздоравливают (для справки в 30 случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса, но на удачу надеяться, все-таки, не стоит).
Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр.
Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Неизлечимая болезнь давала себя знать и здесь. Несмотря на старания близких, Анри уже ничего не могло спасти.
В конце века техника живописи переживает новый виток развития. — воскликнул однажды художник. Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его.
Тем не менее она на пятнадцать лет опережает композиционную структуру, которая будет считаться авангардистской. Неотвратимое несчастье затуманило безоблачный горизонт семейства Тулуз-Лотрек-Монфа. Между тем, Тулуз- Лотрек в одном из писем 1890 года упоминает ее как Rousse (Рыжая).
Мать родилась в семье влиятельного государственного чиновника. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Хотя алкоголизм сократил его жизнь, он успел создать почти тысячу живописных полотен и акварелей, а также около 300 эскизов рекламных плакатов и другой печатной продукции.
Постепенно Монмартр стал центром жизни художника. Сбылась мечта: люди смотрели — и узнавали с первой секунды: Это — Лотрек. Многие, кто поначалу замечал этот дефект, скоро о нём просто-напросто забывал. Вечером в компании друзей спешил в театр.
Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Отец был полной противоположностью сыну. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Тулуз-Лотрек черпал вдохновение из различных источников.
Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. Предпоследняя афишаДля своих последних выступлений Жанна Авриль попросила Тулуз-Лотрека сделать афишу в качестве рекламы этого события. С этого момента Анри становится частью Монмартра, а Монмартр становится частью Анри. В середине 80-х годов Лотрек ведет преимущественно ночной образ жизни.
Монмартр того времени — это центр продажной любви. Маэстро расположился за мольбертом, Тулуз-Лотрек — на первом плане слева, сидя спиной. Увы, Анри была уготована совсем иная участь. Дом терпимости — усталые жрицы любви, прожженные, видавшие виды девахи, с отчаяньем, вдруг мелькнувшим где-то в прищуре подкрашенных глаз.
В письме, датированном декабрем 1886 года, он утверждает, что не хочет писать о том, что именно он сейчас рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся «за пределами дозволенного». После афиш Лотрека в Мулен Руж повалили толпы народа, а самого Лотрека, знало не меньше людишек, чем приму кабаре — Ла Гулю. Однако, годы в алкогольном тумане и недосыпании, подточившие иммунитет, сделали свое дело. Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. В данной картине использована техника «peinture a lessence» изобретенная художником Рафаэлли и затем усвоенная Лотреком.
Его плакаты — это шедевры. Время шло, Тулуз-Лотрек создавал свои реалистические картины и афиши. Дорогая матушка.
обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре — «Эльдорадо» и «Амбассадор». Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом.
«Существует только человек, — утверждал Лотрек. — Пейзаж — это нечто дополнительное и он должен использоваться только для того, чтобы показать суть человеческой натуры и характер человека». Правда, эта мечта останется среди неисполненных. Зная о своих несомненных, рано открывшихся способностях рисовальщика, он решил всерьез посвятить себя живописи.
Особенно отчетливо становление искусства художника можно проследить в портретах. Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления. Из-за этого несчастного случая Анри едва ли вырос на несколько сантиметров. Ему уже мало сиюминутного впечатления.
Тут граф Тулуз-Лотрек переходит из высшего света в мир богемы и именно в этом мире, общаясь с людьми, творящими искусство, он выработал свой, неповторимый стиль, где важна линия, а гротесковая декоративность не режет глаз, а напротив, мягко сочетается с тонкостью и изяществом образов. Он жадно наблюдал жизнь вокруг себя — и стремился запечатлеть ее мгновения. А зрители на первом плане представляют собой прекрасный групповой портрет. Спектакль окончен — пора в кафе.
Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека. Настоящий Двор чудес. Просто однажды, поднявшись со стула, четырнадцатилетний Анри рухнул, как подкошенный. Он сам подчеркивал необходимость правды. Высокий и крупный, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин и скачек, он вел бурную жизнь и надеялся, что единственный наследник (второй сын Ришар умер, не дожив до года) пойдет по его стопам.
Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это было возможно. В таком подходе к изображению можно отметить связь манеры Лотрека с принципами модерна. Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. Чаще других на его картинах можно было увидеть Ла Гулю, знаменитую исполнительницу канкана, которую прозвали Ла Гулю (Прожорливой) из-за ее неуемного аппетита и привычки опустошать бокалы посетителей кабаре.
Человек не может измениться в одночасье. Пока слуги прятали под покрывалами дорогую мебель, гостиная наполнялась божественным ароматом, от которого у всех текли слюнки. Симпатичная — пока молода, кожа гладкая.
Такие дела. Они общались без слов.
Он возвел афишу в ранг истинного искусства. Она раздвинула тонкие шторы — белый свет выхватил рыжую челку, тяжелую грудь и белый живот. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет. Главным тут является изображение облаченной в элегантное платье Джейн Авриль — знаменитой танцовщицы «Мулен Руж». Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре сталоизвестным ночным клубом.
У многих людей искусства случался в жизни перелом, за которым следовали либо триумф, либо полное низвержение.