В рамках мероприятий, посвященных 500-й годовщине со дня смерти художника, в интернете был представлен интерактивный экспонат самого знаменитого и загадочного его произведения – «Сад земных наслаждений». Триптихбыл написанМастером в период 1490–1510гг. Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Сад земных наслаждений -это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике.
Хотя формаСада земных наслажденийхарактерна для алтарей 16-го века, считается, что триптихбыл приобретендля частной коллекции, вероятно, по заказу богатого покровителя. Сад земных наслаждений является триптихом, а этоозначает, что он состоит из трех частей — центральной панели, к которой прикрепленыпо одному крылу на шарнире с обеих сторон. Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене.
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.
Она смотрит прямо на зрителя. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
– спрашивает он. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Совсем недавно, например, шум поднялся вокруг попы грешника.
Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. Вот таким образом вокруг его образов десятилетиями кипят споры историков и контрастным толкованиям несть числа. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Долой печаль. Художник, покинувший свет 500 лет назад, по сей день находит способы напоминать о себе.
Неизвестно.
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Земля уже есть и она нарисована в виде сферы. Это будет один из переходов от Рая к греху. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. – М. : Белый город, 2007, стр. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку.
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Впрочем, не все с этим согласны. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Босх.
Возьмем один случай. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Он повелел и все создано».
Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) приковала внимание всего земного шара к своему открытию. Но что. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет.
На первой части триптиха изображён рай. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». 12.
В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. На правой створке изображён ад. Дело в том, что в средневековье была принята такая нотная грамота.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Американский историк искусств Лоринда Диксон пошла еще дальше и попыталась доказать, что алхимия — это ключ ко всему «Саду земных наслаждений». Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. 14. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины.
Видимо, это было историческим моментом», прокомментировала Амелия. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения.
Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».
1460 -1516). В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Босх – воистину великий комбинатор. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. То, что Амелия Хэмрик смогла правильно расшифровать нотный стан, в котором всего четыре строчки.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Девушка даже умеет играть на нескольких музыкальных инструментах.
Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Пусть сердце горит негой. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Антония». В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений».
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой.
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Это очень тонкая аллегория.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Сделала это в шутку и разместила в своем блоге.
Но изображённое в метафорическом ключе. Кроме того, они оба работают в научных библиотеках. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Босх заполонил пернатыми всё полотно, демонстрируя таким образом склонность человека к разврату.
Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Амелия мечтает пойти по их стопам. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. На самом деле в моей транскрипции могут быть неточности», продолжила она. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Однако сова, занимающая важное место практически на всех картинах Босха, может быть истолкована по-разному. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. Традиционно считалось, что дистилляция состоит из четырех основных этапов. На нем нет ни людей, ни животных.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Такими они считаются и сегодня. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. В центре находится гротескная фигура монстра.
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. И, по идее, должна не ведать стыда. По бокам находятся другие сюжеты. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе.
Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что художник принадлежал к секте адамитов. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал.
С помощью различных, часто трудно понимаемых символов, аллегорий и скрытых сравнений Босх освещает многие человеческие пороки. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Какое утверждение верное. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам.
Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений».
Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем -- как на смертный грех. 13.
Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Завтра – поздно». Мы уже упоминали о том, что родители студентки связаны с музыкой. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. – М., 1992.
Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Это – третий день творения. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа.
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Часть из них стала демонами. Они считали все материальное проявлением зла. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение.
Босх вышел из этой ситуации специфически. Это вообще был тренд в то время. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера.
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. 11.
Почему. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Их последовательность, по мысли Гибсон и определяет структуру «Сада».
Все же это были люди другой психологии.
Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Вот таким образом редакции Artifex удалось раздобыть некоторые сведения о ней.
По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. И их мнения расходятся.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Цена копии знаменитого полотна доступная. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее.
А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
«Извлечение камня глупости»). Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Да-да, это не опечатка. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Что это значит. Долой усталость.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Умер художник в 1516 году. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. «Я сказала: «Я собираюсь записать это, ребята. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). В левой части изображено сотворение Адама и Евы.
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. 15. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку на другой, да и мы ничего не знаем о присутствии адамитов в Хертонгебосе. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей.
В стихах Лоренцо Великолепного, герцога Медичи, правителя Флоренции эпохи Возрождения, звучит призыв к наслаждению жизнью: «Пусть каждый поет играет и танцует. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
«Я потратила на всё около часа времени. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.
Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Земляника – знак праведности и трудолюбия. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Они метафорически уподоблялись мужчине и женщине, Адаму и Еве, а их союз – плотскому соитию.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Сколько людей – столько и мнений. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет и она полна дьявольского соблазна. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как абсолютно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Об Амелии Хэмрик сведений тоже немного. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. 15. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Босх.
Обратимся к ним. Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. На ней уже есть вода из которой выступает суша. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria.