Он колебался – написать ли Демона летящим или поверженным. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры — и Демон поверженный (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна. Н. Толстой.
М., 1980, с. 78). И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
Особо длинного перечисления потребовали бы симфонические произведения о Фаусте. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Вариацией Кармен воспронимается и Гадалка, картина, написанная, если верить свидетельству К. Коровина, ни для кого и ни для чего, наутро после пирушки, с какой-то дамы, с которой познакомился накануне (так вдруг, внезапно и в короткие сроки Врубель нередко создавал свои шедевры).
Тайна оставалась и здесь, но она не страшила. Размывался стержень, внутренний центр притяжения. Он был злобно гоним, — говорит в своих воспоминаниях К. Коровин (Там же, с. 247).
Колорит сумрачно величав: Ни день — ни ночь, ни мрак — ни свет. Почти все свои работы Врубель создавал по мотивам какого-либо музыкального или литературного произведения. Серов, упрямый молчальник, сдержанный на излияния и похвалы, признавался Коровину: После того, как я увидел холсты Врубеля, эту умышленную четкость форм, мои работы мне показались какими-то бледными, гладкими, как мыло (Там же, с. 238). Образы, возникающие под его кистью, не читки требуют с актера, а полной гибели всерьез. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И.
Все это сближало его со стилем «модерн», вызов которого был принят художником. Плафоны отличает характерная для мастера живописная техника. 4.
соч. В качестве курьеза можно упомянуть попытку немецкого композитора Брюггемана, который переложил на музыку всего «Фауста», причем исполнение этого произведения было рассчитано на три вечера. М., 1964, с. 140).
в 20-ти т. Т. 15. В апреле 1910 года Александром Блоком был прочитан доклад «О современном состоянии русского символизма», где он несколько раз ссылался на творчество Врубеля. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Л. Н. Толстой в своем разгромном трактате Что такое искусство.
«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). и мы уже предвкушали неудачу художника. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И.
Колючки чертополоха на переднем плане картины придают мистической сцене почти зловещую реалистичность. Таково же его панно «Фауст. Само понимание красоты как начала, противостоящего прозе, делало искусственным, почти гротескным альянс модерна с повседневным бытом. Работая над образом легендарного богоборца, Врубель сам стал живой легендой. Врубель.
И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. П. Лапшин. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Лицо же Фауста решительно и непроницаемо. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. А выбирать из того, что уже сделано до меня, то есть темы и мотивы. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». В этом опаловом или перламутровом ключе написаны прекрасные большие акварели Тридцать три богатыря (1904), Царевна Волхова (1898) изменчивые фантастические тона, то вспыхивающие, то гаснущие, царят в окраске майоликовых скульптур (1899—1900), которые теперь изображали Морскую царевну, Снегурочку, Леля, Купаву, Садко, Весну, царя Берендея, которого Врубель сделал похожим на Римского-Корсакова. Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду, — писал он композитору (Врубель, с. 88). В 1890-е годы начинается у него царство лилового — таинственный цвет готических витражей, тон вечерних сумерек, оттеняемый оранжевыми вспышками догорающего заката (Блок говорил о борьбе золота и синевы в картинах Врубеля). Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа».
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Но все же ее надо было так или иначе завоевать, приучить. Угрозу разрушения мыслительных стереотипов, комфорта, душевной инерции. Его творчество открыло новые пути для развития русского искусства.
Но главное внимание зрителя приковано к фигуре Мамонтова, застывшего в неудобном положении и к его глазам, в которых словно отражается предчувствие надвигающейся катастрофы. Врубель винит в беде себя. Как ни странно, в них больше истинной монументальности, чем в произведениях монументально-декоративного рода, то есть в панно для особняков С. Т. Его Демон остался верен своей натуре.
Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Склонности к примитиву в модерне не было. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. Ничего внешне не переменилось в жизни Врубеля.
Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Фигуру доктора, заключившего союз с дьяволом, показывает нам Антон Рубинштейн в симфонической картине, Ференц Лист пишет «Фауст-симфонию», где дает музыкальные образы Фауста, Маргариты и Мефистофеля.
Это таинственное произведение с колючими угловатыми формами изображает задумавшегося посреди библиотеки Фауста, Маргариту с белыми лилиями ног и листающего книгу Мефистофеля. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Все это для художника было ново, заманчиво и определялось им как поиски чисто и стильно прекрасного в искусстве (Врубель, с. 57).
Их заказала молодому художнику Елизавета Дункер – владелица богатого московского особняка на Поварской улице. Так же, как во владимирских эскизах, — тайна смерти. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Мучившие художника головные боли усиливаются. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате.
Театр, выросший потом в знаменитую Русскую частную оперу, прославленную участием молодого Ф. Шаляпина, сначала тоже был очагом воодушевленной самодеятельности: члены кружка выступали и авторами пьес и постановщиками и декораторами и актерами. На этот обед он позвал всех там живущих. Ему все удавалось, он мог делать все классически хорошо, по выражению А. Головина, с восхищением наблюдавшего, как лепил он в Абрамцевской гончарной мастерской кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра все на месте (Там же, с. 58). Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона.
Собр. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Больше он к нему уже никогда не возвращался.
Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Как бы ни было, тот Демон, томящийся в ущелье, с деформированным телом, мучительно искривленным ртом, диким и бессильно грозящими глазами, какого мы видим теперь в Государственной Третьяковской галерее, — только одна из граней Демона, мнившегося Врубелю.
Конечно, публика не понимала. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Аллегорические, жанровые или исторические сюжеты взять. В докладе содержался ряд прямых текстуальных пересечений с его речью «Памяти Врубеля». Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа».
Торжественной ночной мелодии вторят пронзающие небо темно-красные гладиолусы. Где-то пути этих художников, столь различных, сближались. Когда он за панно, написанные Морозову (речь о триптихе Фауст и панно Полёт Фауста и Мефистофеля, которые были созданы, чтоб украшать готический кабинет предпринимателя и коллекционера Алексея Викуловича Морозова — ред. ), получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице Париж, где жил. — В кн. : Из истории русского искусства второй половины XIX —начала XX в. М., 1978, с. 79). Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
М. А. Врубель на Всероссийской выставке 1896 года. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). — Н. Д. ), не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада (Врубель, с. 57). Накануне революции плафоны оказались в собрании банкиров Рябушинских. Год спустя он пишет «Портрет сына» : с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Врубель винит в беде себя. Его Демон остался верен своей натуре.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Думается, что такой тенденциозный подход не помогает разобраться в специфике этого художественного явления (Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX в. М., 1978, с. 124). Но Поверженный пересиливал. Суриков восхищался Врубелем и как-то сказал ему: Ведь и вы — чистяковец.
Алпатов М. В., Анисимов Г. А. Живописное мастерство Врубеля. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст Летящий Демон (1899). Если не считать орнаментальных стилизаций, первым большим опытом на этом пути было панно Микула Селянинович (1896) — то, которое вместе с Принцессой Грёзой (довольно странное сочетание) он представил в 1896 году на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде, где и разыгралась бурная скандальная история с отвержением обоих панно, после чего Мамонтов выстроил для них отдельный павильон.
Врубель не выбирал Демона — Демон пришел к нему сам. М., 1980, с. 213). Очень впечатляет готическое построение этих панно, узких, вытянутых в высоту.
Отмерив размер, держа карандаш или перо или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Тайна жизни, тайна судьбы. Такова серия его работ, которую можно объединить одной темой — «Фауст». Над ночным городом проносится зловещая пара коней, косматые гривы развеваются, кажется мы сейчас услышим тяжелый храп, но ни один звук не потревожит тишину ночи. Роберт Шуман посвятил гетевскому творению большое концертное произведение. Заметим, только частично ибо пафосом модерна (всеевропейского) было не возрождение национальных традиций, а красота вообще.
В творческом плане между поэзией Блока и живописью Врубеля существует ряд точек соприкосновения (трагические «синие» и «лиловые» цвета и др. ), что многократно отмечалось в исследовательской литературе. Расцветшие бутоны роз дополняют эту великолепную картину царства цветов. Именно злобно. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. К. Суздалев.
Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. По сравнению с ними фантомы Сомова, Бакста, Судейкинавсе-таки только читка. Врубель и Лермонтов.
Даже Рихард Вагнер сочинил увертюру «Фауст». Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии.
Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль — это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь. М., 1962, с. 84). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Сопоставляя Испанию, Гадалку, Венецию (1883), а затем Сирень, К ночи, майоликовую головку египтянки (1899—1900), Царевну-Лебедь, мы чувствуем, что при разности мотивов и задач в этих вещах доминирует тема тайны.
В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота (Врубель, с. 278. ). Если всего этого он меньше желал для себя, то отчасти из гордости. Цикл Фауст (1896) принадлежит к лучшим панно Врубеля: образный строй здесь глубок, еще раз и по-новому выражена одна из заветных тем художника, аналогичная теме Гамлета и Офелии, Демона и Тамары (демоничен здесь Фауст, а не Мефистофель, который у Врубеля, по верному замечанию Суздалева, похож то на оперного актера, то на старую ведьму) (П.
Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Отдавая дань разным стилевым тенденциям, художник был, прежде всего, символистом. Здесь хотели дать новую жизнь национальным народным традициям, а заодно — ренессансному типу художника, который преодолевает рамки узкой профессионализации, может не только писать картины, но и строить, лепить, украшать, делать мебель. Его влекла поэзия русского сказочного эпоса.
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Однако, они имеют очень большую ценность для историков искусства как материал для изучения творческих и духовных поисков гения. В нем символизируется мироощущение художника, его мифотворчество, чувства тайны и тревоги, разлитых в мире. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Врубель винит в беде себя. Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно (Там же). «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека.
проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Они украшали потолок над парадной лестницей. И это не лучшая из его картин.
Но талант его был прозорливее, чем он сам. Впрочем, финансовые расчеты Врубеля всегда оказывались мыльными пузырями и эту доходную работу он скоро оставил (хотя от частичного использования фотографий и впоследствии не отказывался). Пг., 1916, с. 40). Поэтичными же лицами и предметами считаются девы, воины, пастухи, пустынники, ангелы, дьяволы во всех видах, лунный свет, грозы, горы, море, пропасти, цветы, длинные волосы, львы, ягненок, голубь, соловей поэтичными вообще считаются все те предметы, которые чаще других употреблялись прежними художниками для своих произведений (Л. Уязвимые стороны модерна еще не доказывают, что он не создал подлинных ценностей.
Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. В 1927 году их передали в Омский музей. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
соч. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих «Фауст» для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 «Утро», 1897)». Меня и Серова поражало это. ». Русская сказочная и былинная тема у Врубеля противостоит теме Демона как антитеза.
Мучившие художника головные боли усиливаются. «Будить душу от мелочей будничного величавыми образами» – так определил Врубель миссию художника. часы досуга. и А. В. Морозовых и других и работах для театра.
Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Просто перерисовывать фотографии. Эта доминанта возникает как бы помимо сознательного замысла художника. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Бенуа.
Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея поверженного сама собой возникала. Круглые плафоны располагались по обеим сторонам центрального имеющего сложную форму. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В 1906 художник ослеп.
Вместе со своей женой Врубель вошел в мир музыки Римского-Корсакова, это было счастливым поворотом в его творческой судьбе: лучшие произведения московского периода приходятся на последние три-четыре года XIX века. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Это картины, заслуженно считающиеся врубелевской классикой: портреты С. И. Мамонтова (1897), К. Д. Арцыбушева (1895—1896), Испания (1894), Гадалка (1895), Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир (1898), Пан (1899), К ночи (1900), Сирень (1900), Царевна-Лебедь (1900) и Портрет сына художника (1902). В левом плафоне над букетом роз царят лилии. Творчество Врубеля суть один из наиболее репрезентативных вариантов реализации типологической модели символизма в сфере изобразительного искусства (илл. 5). Как раз архитектурой и прикладным искусством давно уже занимались в кружке Мамонтова.
В поединке с ним изнемог и художник. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Можно думать, что его я рад, что вы не понимаете было в какой-то мере защитной бравадой.
Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Вазы, наполненные цветами, брошенная на перила темно-зеленая драпировка (может быть, плащ романтического героя. ), вызывают в воображении сцену встречи Ромео и Джульетты в саду Капулетти.
Мои воспоминания. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Художник обращается к любимой им теме ночи. Коган.
В действительности не художник выбирает предмет — предмет выбирает художника. В его даровании раскрылись универсальные возможности. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.
У Врубеля все много серьезнее. В то же время многих его искусство после первого шока изумления неодолимо притягивало. Правда, его ансамбли были камерными.
Меня и Серова поражало это. ». Это музыка цельного человека (выделено мною.
Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Собр.
Тогда и в последних узнавалась рука Врубеля — великого мастера. Его Демон остался верен своей натуре. Мучившие художника головные боли усиливаются. Триптих», написанное в этом же году для украшения московского дома А. В. Морозова. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате.
Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». П. Иванов. А. Бенуа в своих воспоминаниях рассказывает, что первым произведением Врубеля, воочию увиденным им и его товарищами по Миру искусства, было панно Утро (1897) — и оно их разочаровало. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. В лиловом ключе написаны демоны, сирени, лебеди. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».
Но его Демон изнемог. Многие из них утрачены и существуют только на фотографиях.
Теплый желтый цвет на палитре Врубеля отсутствует. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Меня и Серова поражало это». Когда художественные ценности состоятельных россиян национализировались, плафоны «Цветы» поступили в собственность Государственного музейного фонда.
Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Но Врубель расслышал в ее пении то, что сделало ее музой Н. Римского-Корсакова. И ритмы и краски Врубеля — чуткий сейсмограф.
Склонности задумываться над социальными проблемами у Врубеля как человека, кажется, не было: откровенно аполитичный, он был слишком погружен в свою метафизику красоты. – М., 2000. Он выбирал и аллегорию (панно на тему времен дня) и неоренессанс (триптих Суд Париса) и неоготику (убранство дома С. Т. Морозова) и неопрерафаэлитизм (Принцесса Грёза, 1896) и неорусский стиль (работы в Абрамцеве).
Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы («Пан», 1899, «К ночи», 1900, «Сирень», 1900). В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным.
Хотя склад дарования был у него совсем другой. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона (Там же, с. 156). Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма.
В наступающих сумерках преображается, становится таинственным сад. Модерн не был монументален — только декоративен. Кн. Она необычайно эффектна и была еще эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
В них не так уж много от стилистики модерна, если не считать ее специфической чертой фантастичность (тогда нужно было бы и оперы Римского-Корсакова признать типичными для музыкального модерна). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. «. в 8-ми т. Т. 6.
М., 1980, с. 190). Врубель. перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму». «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы.
И притом оба они были чистяковцы. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка.