Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд». Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».
В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Возможно, речь шла о вышеупомянутом произведении.
Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской. Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах.
А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь.
История искусства. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха.
Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20).
Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Он сообщает Антонию спокойную убежденность в постоянстве добра, святой же передает ее зрителю. Центральная часть триптиха изображает земной мир.
Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. На картине стоит подпись Блонделя и дата: «1545 год». Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения.
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Согласно легенде, Мария явилась св. Эти его картины резко выделяются среди множества подобных изображений: произведения Босха окрашены индивидуальным переживанием, личной болью. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной.
Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней.
Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода.
Он как бы говорит ему: Не бойся. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки, - гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами.
Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. История ее создания любопытна. Произведения Босха воспринимались в чисто морализирующем плане.
Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). в Египте. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него.
Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Сюжет не нуждается в пояснениях. Вся жизнь Босха прошла в родном городе Гертогенбосхе, где его отец и дед были художниками. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Внутренние створки картины образуют триптих. Это особенно видно по изображению преисподней. Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В центре мы видим некое причудливое сооружение. По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Изображение Христа – подлинный центр картины. Это особенно видно по изображению преисподней. Они пьют вино.
Лука — это автопортрет художника. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. корыстолюбия и зависти. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта.
В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Казалось бы, полная идиллия. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов».
На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. А под ними начинается ад. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. которую Бог уготовил человечеству. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом.
В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри».
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая).
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить.
Справа в шатре сидят любовники. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. По старой традиции считается, что св. Он был не только художником, но и инженером, скульптором, делал картоны для ковров, работал картографом.
Например, на блюдце установлен мельничный жёрнов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Развеваются стяги германского императора и французского короля.
Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. Но эта победа иллюзорна: еще миг – воз сдвинется и адское пламя в одно мгновение испепелить его вместе со всем грузом, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим. Одним из ярких представителей этого направления в Брюгге был Ланселот Блондель (1498—1561), ставший членом Корпорации художников в 1519 году.
Такова страшная участь. В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора. Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии. В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св. Картина была заказана для зала эшевенов в здании суда Брюгге. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Страстным почитателем его таланта был испанский король Филипп II. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Луки обрамлена причудливой позолоченной рамой, стоящей в интерьере на подставке из мозаичных плит. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание.
Луке и позировала ему. Достигшие пределов своих желаний, они не замечают, что в их воз, на котором они так уютно устроились, впряжены мерзкие страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, прием отстранения, когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления. Средняя створка изображает Страшный Суд.
Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.
Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Почему. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто.
Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Привычные вещи наделены противоположным жутким смыслом и большая часть объектов лишена целостности, остались только какие-то ошметки.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В центре находится гротескная фигура монстра. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. В центре композиции – фигура Христа, здесь же сделана надпись: Берегись, берегись, Бог видит.
Лукой». На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. «Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год». В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Группа богоматери и св. Центральная часть. Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.