И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене.
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Это будет один из переходов от Рая к греху.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Но в его творчестве преобладает духовная тематика.
Босх. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем -- как на смертный грех. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
Завтра – поздно». 15. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера.
Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Вот таким образом люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света.
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Умер художник в 1516 году. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Завороженно вглядываясь впричудливые создания, собранные Босхом извсех мыслимых материалов, вего зверолюдей, древорыб иптицекораблей, размывающих границы междуживой инеживой природой, животными, растениями ичеловеком историки часто ихинтерпретируют попринципу конструктора. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. 15. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил).
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Раньше считалось, что все известные алтари исполненные Босхом, предназначались для церквей. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой.
Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Всадники, которые едут на различных животных и фантастических существах – круговорот страстей. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.
К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Возьмем один случай. Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию.
Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Босховы здания и стеклянные трубки, действительно, слишком похожи на иллюстрации из трактатов по дистилляции, чтобы это сходство было случайным. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали».
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Второй этап— медленное нагревание ипревращение ингредиентов вединую массу— уподоблялся прыжкам, кувыркам изабавам детей, родившихся валхимическом браке. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. На левой створке триптиха изображен Бог, представляющий Еву ошеломленному Адаму в безмятежном и мирном Раю.
11. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Земляника – знак праведности и трудолюбия. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. – М. : Белый город, 2007, стр.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток.
В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Традиционно считалось, что дистилляция состоит из четырех основных этапов. Но изображённое в метафорическом ключе. Неизвестно. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
Часть из них стала демонами. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Обратимся к ним.
Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Она смотрит прямо на зрителя.
Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Дьявольский механизм -- вычлененный из тела орган слуха -- составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. В левой части изображено сотворение Адама и Евы.
Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).
12. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Почему. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Сколько людей – столько и мнений.
И их мнения расходятся. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». 2. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Так же как пустой или перевернутый сосуд, скорлупа, кожура, дуплистое дерево обозначают бренную оболочку. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Все же это были люди другой психологии. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Земля уже есть и она нарисована в виде сферы. 1460 -1516). Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Пусть сердце горит негой.
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов.
Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». – спрашивает он.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Его изобретательность впечатляет даже на фоне средневекового искусства, которое он обыгрывает и переигрывает, а оно знало толк в визуальной игре и пермутации форм: от хищных зверей, вплетенных в германский орнамент, до демонов, которые скалились с капителей колонн в монастырях романской поры, от звероподобных и антропоморфных гибридов, колобродивших на полях готических рукописей, до уродцев и монстров, вырезанных на сидениях-мизерикордиях, на которые клирики могли присесть во время длинных служб. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
По свидетельству Бельтинга, с триптихом Босха полагалось совершать определенные манипуляции. По средневековым представлениям, бабочка – знак ветреного желания, утка – разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.
Босх вышел из этой ситуации специфически. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Возьмем один случай. Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости.
Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло.
Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Впрочем, невсе сэтим согласны. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Однако, даже если Диксон права и этот мотив взят из символики алхимии, есть вероятность, что Босх воспользовался им для создания экзотического антуража, а вовсе не для прославления тайной мудрости. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова.
Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Вот и сюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин и женщин придаются любви и странным играм. Так как с утратой исторического контекста, в котором творил Иероним Босх, это становится всё больше и больше похоже на сочинение собственных фэнтези. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.
И, по идее, должна не ведать стыда. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Какое утверждение верное. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Жертва становится палачом, добыча— охотником и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.
Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения.
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. На ней уже есть вода из которой выступает суша.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Такими они считаются и сегодня. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.
На правой створке изображён ад. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Они считали все материальное проявлением зла. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Босх.
«Извлечение камня глупости»). Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. По бокам находятся другие сюжеты.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов.
Логика вцелом здравая, нопорой заводит слишком далеко, так какдва плюс два невсегда равно четырем. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Долой усталость. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Это вообще был тренд в то время. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.
Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Давно замечено, что многие детали наработах Босха, отстранного вида фонтанов достеклянных цилиндров, отполупрозрачных сфер допричудливых округлых зданий изкоторых виднеются всполохи пламени, доболи напоминают сосуды, печи ипрочий алхимический инвентарь, который изображался втрактатах поискусству дистилляции. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Антония». Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Ночто. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму.
Впечатления двояки, ведь если учитывать и правую часть триптиха, можно решить что этот этап, не смотря на свою внешнюю красоту и физическую приятность, является просто бессмысленным, началом конца. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Долой печаль. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Они метафорически уподоблялись мужчине и женщине, Адаму и Еве, а их союз – плотскому соитию. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. 13. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Американский историк искусств Лоринда Диксон пошла еще дальше и попыталась доказать, что алхимия — это ключ ко всему «Саду земных наслаждений». Через множество деталей, которые можно рассматривать часами, художник выражает главную идею – суть греха, ловушка греха и расплата за грех.
Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Впрочем, не все с этим согласны. 6. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. На первой части триптиха изображён рай.
На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
В центре мы видим некое причудливое сооружение. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.
На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. 14. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными. Федерико Дзери писал: «Сад земных наслаждений -- это изображение Рая, где упразднен естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Босх – воистину великий комбинатор.
Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Одни утверждали, что центральная часть может представлять или даже прославлять телесные наслаждения.
Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Но что. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье.
д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. На нем нет ни людей, ни животных. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Жертва становится палачом, добыча -- охотником и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. – М., 1992. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков.
В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Это очень тонкая аллегория. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов.
Их последовательность, по мысли Гибсон и определяет структуру «Сада». Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ».
Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Третий этап— очищение смеси огнем— валхимических трактатах символически представлялся какказнь или муки ада.
Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и -- прежде всего -- открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Босх— воистину великий комбинатор. Это – третий день творения.
Цена копии знаменитого полотна доступная. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». В центре находится гротескная фигура монстра.
Он повелел и все создано». Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria.
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Незабудем оБосхе-безумце, Босхе-извращенце иБосхе-на-галлюциногенах, атакже психоаналитическом Босхе, который поставляет неисчерпаемый материал для спекуляций обархетипах коллективного бессознательного.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис.