Триптих считается программным для Босха не только из-за смысловой нагрузки, но и за счет многообразия и изощренности персонажей. И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Эта работаИеронима Босха, а особенно фрагменты центральной части триптиха, часто приводится в качестве иллюстраций, ведь именно она является квинтэссенцией удивительного творческого воображение художника.
Босха известного своими фантастическими, часто чудовищными погибридам триптихами исуществами на них, возможно, в каком-то смысле можно рассматривать как предвестника популярности сюрреализма. На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена».
Эти знания истали тем, что получили музеи взамен. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Вероятнее всего, Босх с помощью этих деталей хотел подчеркнуть экзотическую природу даров, принесенных младенцу Христу язычниками. Видение должно было развеять сомнения одного из мирян, который не верил в то, что кусок хлеба реально становится телом Бога.
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Воз с сеном следует без остановок до станции «Ад». Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. «Извлечение камня глупости»). В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Ишанс увидеть ихвоссоединение абсолютно уникален. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары.
19:19. Довольны ими, впрочем, остались невсе. Так как в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Помимо общего восторга иэнтузиазма, тыпонимаешь, что его странная, необъяснимая, непонятно откуда взявшаяся фантазия (наэтот счет даже поитогам всей колоссальной работы, тут проделанной, уученых так инет ответа) создает своего рода кокон вокруг— примерно как тапрозрачная сфера или тараковина мидии, вкоторой оказываются персонажи в«Саде земных наслаждений». Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Как было сказано выше, немецкая исследовательница Лотте Бранд Филип считала, что старик, стоящий в дверях хижины, – это Антихрист. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок.
12. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. И для святого волхва, видимо, казался неуместен.
История искусства. Всех иноверцев во главе с магометанами, которые в конце времен под эгидой Антихриста поведут тотальную войну против Церкви. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. 11. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. 2. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). 15.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Наего родине, вХертогенбосе, где онипрожил все примерно 65лет своей жизни, расставили фигурки его монстров, устроили масштабную анимацию «Лодочная прогулка нанебеса ивад» вместной системе каналов, сделали проекцию его картин нацентральной рыночной площади, создали 3D-модели его персонажей ипосвятили Босху здешний знаменитый карнавал. И так далее. Мы этого точно не знаем.
Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Это вообще был тренд в то время. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Позже, однако их репутация была восстановлена. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Босх пошел еще дальше. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. Умер художник в 1516 году. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
Они катят ее в Ад. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.
Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». Мы видим, как все стремятся к тому, чтобы забраться на этот воз.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Он повелел и все создано». Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). 13. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Все же это были люди другой психологии. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв. Как иеще множество других досок совсего света— «Поклонение волхвов» из Метрополитен-музея, «Смерть искупец» изВашингтонской национальной галереи, «Святой Иоанн наПатмосе» изБерлина, «Святой Иоанн Креститель» измадридского музея Ласаро Гальдиано и«Святой Христофор» изРоттердама.
Путь к спасению – бескорыстная помощь ближнему. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). – спрашивает он.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».
они часто появляются в качестве зрителей. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Удерживаясь отжелания еще раз употребить слова «уникальный» и«феноменальный», язакончу одним чисто эмоциональным впечатлением.
По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. До последнего не верить в кошмар. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Наконец, четвертый этап — очищение ингредиентов в воде, которое уподоблялось христианскому воскрешению и очищению души. Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. И, по идее, должна не ведать стыда.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Он – отражение человеческого счастья идеал, предел мечтаний.
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Босх, проживший всю свою жизнь вСеверном Брабанте (который при его рождении был Бургундией, акмоменту смерти стал уже Нидерландами), вгороде Хертогенбосе, происходивший изнемецкой семьи ван Акен ивзявший себе псевдоним вчесть родного города, был обычным бюргером.
На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен. Меня зовут Лубберт Дас». На этой картине то, что было лишь намеком в Раю, приобретает зримую явленность, выпуклую телесность, рельефность греха.
К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Это – третий день творения. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Ималенький бонус вследующем зале— гравюра Дюрера «Святой Иероним впустыне». Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Они метафорически уподоблялись мужчине и женщине, Адаму и Еве, а их союз – плотскому соитию. Таким образом изображая первое пришествие Христа, Босх перебросил мост к последним временам, когда, по многим средневековым преданиям, случится финальная битва между христианской Церковью и силами тьмы под предводительством Антихриста. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна.
Американский историк искусств Лоринда Диксон пошла еще дальше и попыталась доказать, что алхимия — это ключ ко всему «Саду земных наслаждений». При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Видения гения»— привезли 20изсохранившихся 25его живописных досок.
Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны.
История движется дальше. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Они считали все материальное проявлением зла. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой.
Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Часть из них стала демонами. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. То, как онвидел ад, — это было чем-то абсолютно экстраординарным. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». В центральной части мы видим воз сена.
И, конечно, Венская академия недала другой знаменитый босховский триптих— «Страшный суд», главную иединственную жемчужину своей коллекции. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. В центре находится гротескная фигура монстра. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам.
Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. Это сюжет, который мы видим на внешних створках триптиха, где Земля предстает в третий день творения, когда Творец отделил сушу от моря и появились растения, но еще не было человека. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Символика, которую он использовал, конечно, была укоренена в богословии и искусстве того времени.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». 13:2 – 24. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
Такими они считаются и сегодня. 6. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. То, что директору маленького провинциального музея Северного Брабанта Шарлю деМоою удалось получить эти 20работ измировых мегамузеев, стало возможно благодаря «Проекту поисследованию исохранению работ Босха», который девять лет изучал практически все сохранившиеся картины Босха (кроме двух досок изПрадо иодной изВенской академии), атакже наденьги фонда Гетти проводил реставрацию иконсервацию досок, — только потому многие изних истало возможно перемещать.
Это будет один из переходов от Рая к греху. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Все они попадаются на простую уловку.
Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. 14. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Все они слепы. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. А кошмар совсем близко. Почему. И даже Игорь Фёдорович, да. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают.
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Могила художника, находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. Она смотрит прямо на зрителя. Но в его творчестве преобладает духовная тематика.
Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Левая часть – история Адама и Евы в Раю. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Антония». Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света или другие кожные болезни. Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Инаэту выставку— «Босх. Если же перед нами царь Ирод или кто-то еще, то Гогу с Магогом и другим злодеям из эсхатологического мифа там делать нечего. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха.
Однако столь радикальный разрыв с традицией, столь очевидное двоемыслие выглядит все же малоправдоподобно. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости и все произведения Босха – тема греха. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова.
Неслучайно искусствовед Эрвин Панофский, который в 1953 году выпустил масштабное исследование по истории нидерландской живописи XIV – XV веков, признавался, что не готов посвятить Босху отдельную главу. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Конечно, Прадо недал «Сад земных наслаждений»— нонаэто никто инерассчитывал: оннепокидал территорию Испании с1568 года инепокидал стен Прадо никогда. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха.
Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. На нем нет ни людей, ни животных. Иесли художественный музей Нельсона-Аткинса изКанзас-Сити просто счастлив, что его фрагмент «Искушение святого Антония», проходивший как «работа неизвестного последователя Босха», оказался самим Босхом имузей Грунинге вБрюгге рад, что подтвержден статус их«Страшного суда», томузей Прадо был глубоко оскорблен понижением трех его картин— «Извлечение камня глупости», «Искушение святого Антония» (еще одно) и«Семь смертных грехов» —достатуса «мастерской». Сколько людей – столько и мнений. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию.
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. Например, самым первым номером тут висит доска Босха, верхняя часть которой— это «Корабль дураков» изЛувра, анижняя— «Обжорство и вожделение» изгалереи Йельского университета.
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». По бокам находятся другие сюжеты. Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. В центре мы видим некое причудливое сооружение. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию.
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты – блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
Его адиприлегающие области населены фантастическими тварями, монстрами, гибридами людей иживотных (реальных ивымышленных), растений исамых разнообразных предметов. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Босх – воистину великий комбинатор.
Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Зритель видит трех королей, принесших дары Христу, но понимает, что они одновременно означают нечестивых царей на службе Антихриста.
По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Нуиопять: тут впервые выставлен отличной сохранности большой рисунок Босха изчастного собрания— «Адский ландшафт» (повторяющий мотивы самой знаменитой вмире сцены ваду из«Сада земных наслаждений»), недавно атрибутированный. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Босх вышел из этой ситуации специфически.
Нозато Прадо дал третий его самый знаменитый триптих, «Стог сена» изБрюгге привезли другой «Страшный суд», аизвенецианского палаццо Гримани— полиптих «Видения потустороннего мира» («Блаженные ипроклятые»). Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Легенда о мессе Св. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Со своим подарком он стоит в отдалении, за Иродом или Антихристом, тогда как двое других преподносят дары Младенцу. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. 20:8. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Их последовательность, по мысли Гибсон и определяет структуру «Сада».
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ».
Никто из них не может посмотреть выше, чтобы увидеть над всем этим миром Спасителя. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Возьмем один случай. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Вкаждом зале на стены проецируется ролик, в котором нетолько увеличиваются детали картин до максимального разрешения, ноипоказывается, как накладываются сохранившиеся рисунки инаброски Босха нафигуры игруппы сживописных досок, как записанные фигуры (иувиденные наспециальной аппаратуре при исследовании) повторяются внабросках ит.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Вот, собственно и всё. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь).
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. 1460 -1516). Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали».
Их выбор – выбирать более близкое и понятное, не замечать сути. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. 10:1 – 13. : этот сюжет считался одним из ветхозаветных типов, т. е. прообразов поклонения волхвов.
2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Одни считали его кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои образы из глубин подсознания. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок.
Традиционно считалось, что дистилляция состоит из четырех основных этапов. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти.
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Когда ходишь потемным залам сидеально подсвеченными живописными работами (тут действительно современная подсветка иочень современные, почти небликующие стекла), вкакой-то момент начинаешь чувствовать, как количество босховских монстров переходит вкачество зрительских эмоций. Поскольку эти гротескные фигуры находятся внутри полуразвалившегося хлева— старинного символа синагоги, — было принято считать, что это либо Ирод и его лазутчики, либо Антихрист со свитой.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Босх с самого начала, ещё с рубежа XV—XVI веков, сумел поразить зрителя, но отношение к нему резко менялось на протяжении следующих веков. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
Но что. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. – Тело Христово. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех.
По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Рассказы о шедеврах Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». О Босхе написано море работ, но многие из его загадок все равно остаются без убедительного ответа. Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.
Второй этап — медленное нагревание и превращение ингредиентов в единую массу — уподоблялся прыжкам, кувыркам и забавам детей, родившихся в алхимическом браке. Это очень тонкая аллегория. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года.
Жизнь коротка и все они туда приходят. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Впрочем, не все с этим согласны. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке.
Но почему они принесли именно такие подарки. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Трудно сказать, вкладывал ли Босх в это украшение какой-то конкретный смысл, но оно почти наверняка указывает на демоническую природу своего обладателя.
И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы.
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Это, пожалуй, одна из самых интересных аллегорий жизни человека.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Достоверные факты скупы. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи.
Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Давно замечено, что многие детали на работах Босха, от странного вида фонтанов до стеклянных цилиндров, от полупрозрачных сфер до причудливых округлых зданий из которых виднеются всполохи пламени, до боли напоминают сосуды, печи и прочий алхимический инвентарь, который изображался в трактатах по искусству дистилляции. На панели, созданной неизвестным мастером в стиле Босха в 1515 – 1535 годах, вся правая створка занята иноверным отрядом под светлым флагом с желтым полумесяцем. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. На правой створке – конечный пункт назначения. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.
Это было последнее произведение Босха. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.
Иврезультате спесивые испанцы недали первую ивторую картины навыставку вГолландию. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
И снова выбор, последствия которого – изгнание первых людей из Эдема. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). Эти украшения плохо совместимы с представлением о третьем волхве как о святом и скорее представляют его как язычника, все еще пребывающего в экзотическом мире зла. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис».
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.
Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. На правой створке изображён ад. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Иэта буквальная реализация известного штампа о«силе воображения художника»— абсолютно особыйи, возможно, самый поразительный опыт, который дает эта удивительная вовсех отношениях выставка. Вэтом году исполняется 500 лет содня смерти Босха (день игод его рождения точно неизвестны). Инебудут следующие минимум сто лет, атоивообще больше никогда невстретятся.
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен.