Поговорим о том, какие тайны скрывает великое полотно: что страшило Боттичелли в новом мире надвигающегося Возрождения, почему три Грации имеют одно лицо и что в картине под названием«Весна»напоминает об отдаленных седой зимы угрозах.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Но искусство – это ОБРАЗЫ. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. 1477-1478.
Уффици. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. От его полета согнулись стволы деревьев. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Факты истории культуры и факты истории искусства. И, конечно, это породило особое искусство. И как поэтично показано превращение.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. В Одиссее Гомера хариты – прислужницы богини любви и красоты Афродиты.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Но давайте попробуем.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Сколь приятна для любования. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение. Харитам соответствуют римские грации. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Начнём с истории. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Весна.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Она стала богиней в пышном одеянии. Но бывает, что общепринятая трактовка мешает заметить очевидное. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Имена харит у Гесиода: Аглая (сияющая), Евфросина (благомыслящая), Талия (цветущая). Имена харит и их число в вариантах мифов различны. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Месяц считался концом весны и началом лета.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Линия в структуре художественной формы.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Вашингтон. Сандро Боттичелли. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. От его полета согнулись стволы деревьев.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Зефиром. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Любовь к котам у многих не имеет границ и не поддается никаким разумным объяснениям. И вдруг осознаёшь – увядание. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. 1480 г. Национальная галерея искусства.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Известную гетеру Таис Афинскую современники называли четвёртой харитой.
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Уходящий безвозвратно. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. О картине Боттичелли «Весна» написано много. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Каково же содержание картины.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Харит могло быть две иногда четыре. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Сандро Боттичелли. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Среди вариантов имен харит известны: Клета (желанная), Фаенна (сияющая), Пейто (убеждение), Ауксо (приумножающая), Карпо (плодоносящая), Талло (цветение), Гегемона (руководительница). Xариты близки Аполлону.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Да, есть. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Движение в картине устремлено справа налево. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Исследователи предложили несколько толкований.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Хариты могли даровать девушкам красоту. В Теогонии Гесиода хариты – дочери Зевса и океаниды Эвриномы (у других авторов родители харит – Гелиос и гесперида Эгла, Дионис и Афродита или же Дионис и нимфа Коронида). Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Композиция двухфигурная. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Думается, знатоки искусства оценят, как органично замещает кот героев известных картин. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Фигуры расположены волнообразно. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни.
Она показана простой, тихой и скромной. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. И так каждый день, в одно и то же время. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
1477-1478. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Эту девушку с худощавым лицом подростка, с венком на золотых волосах, в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Весной. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. 1480-1485 гг.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Хариты – в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Такие подарки были в то время обычным явлением1. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Движение в картине устремлено справа – налево. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Портрет Симонетты Веспуччи (. ).
Она не просто богиня любви и красоты. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Миг. Такова была их античная поза известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина.
О том, как весной расцветает природа. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Но, это неединственноеповторение в картине. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла.
Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Композиционно полотно делится на три части. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Но это не единственное повторение в картине.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Уффици.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Лоренцо Медичи. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Жест заботливый, опекающий. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Настаджио испугался, но, пожалев девушку, преодолел страх и кинулся помочь ей и, схватив в руки ветвь от дерева, пошел к всаднику. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Весна. Андреа Верроккьо. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Фрагмент. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
И есть ли путь в этот мир. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. А для тех, кто не помнит, как шедевры выглядят в оригинале, привожу для сравнения картины. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.