Картина Василия Верещагина Торжествуют: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Еще один забытый. Он не мог совладать с необычайным охватившим его волнешем, не мог ничем заняться, ни на чем сосредоточиться, то принимался за работу, то вдруг бросал ее, нервно переходил из одной комнаты в другую и, не будучи в силах оторвать взор от страшной картины, восклицал: «Какое ужасное зрелище. А между тем давно ли. Свои впечатления отСредней Азии Верещагин выписал вТуркестанской серии. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника.
Ему загораживали дорогу длинные вереницы мародеров, шедших на поиски за добычей или возвращавшихся с грабежа. Какой негодующий шум подняли генералы и офицеры Туркестанской армии по поводу «Забытого». Картина так и называется «У гробницы святого.
РУССКИМ САХАРОМ — ПО 2 КОПЕЙКИ ЗА ФУНТ — ОТКАРМЛИВАЛИ В АНГЛИИ СВИНЕЙ (И СБЫВАЛИ ПОТОМ В РОССИЮ, НО УЖЕ НА ВЕС ЗОЛОТА, ЙОРКШИРСКУЮ ВЕТЧИНУ). Столько дворцов. Наполеон оказался побежденным. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Среди них: В Успенском соборе (1887-1895), Пожар (1896- 1897), Сквозь пожар (1899-1900), Расстрел в Кремле (1897-1898 все в Гос.
В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Возможно именно такие эмоции должна вызывать сложившаяся ситуация. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. А расцветка у птицы именно соколиная. В центре площади Регистан мулла – с проповедью о «священной» войне против русских захватчиков. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов».
Даже собаки сидят и ждут чего-то. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Перед ее входом на больших штыках насажены головы русских солдат. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Под «чепухой» он разумел искусство условное, основанное на мифологических представлениях, не отвечающее нынешнему уровню научных знаний, трезвому взгляду на жизнь.
музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Вот тут-то и понадобились ему деньги. Но содержание этой картины далеко не сразу раскрывается зрителю.
музей русского искусства, Киев), Побежденные. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Вокруг верещагинской выставки разгорались страсти. 10, Да и при спокойном, эволюционном развитии страдают в большей степени эти же категории.
Страна, разоренная на пути следования к Москве, тяжко мстила за свое разорение теперь на возвратной дороге. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Мне кажется, что бы так точно передать настроение, которое исходит от картины, для ее создания необходимо окунуться в эту культуру, быть наравне с этим народом. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе.
Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Обучение Верещагина в Академии шло весьма успешно. Работа над этой серией была прервана начавшейся в 1876 году русско-турецкой войной. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Очень красиво и реалистично художник изобразил здание мечети.
«Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: В Гродне – пробиваться или отступать, На этапе – дурные вести из Франции (1887-1895), На большой дороге. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Небольшой героический русский отряд был перебит. Он распадается на части – первая из них состоит из трех картин: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872). Антимилитаристский характер произведений – результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство.
Он дал картине название «Апофеоз войны» и, по-видимому, передвинул ее с предпоследнего места, которое она должна была занять в серии, на последнее. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде».
Военные круги были недовольны. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Нополучили отворот поворот— Третьяков ответил, что передумал дарить картины.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. "Богатый киргизский охотник с соколом". В них художник попытался передать характер «большой войны». К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). Это скифы. ».
Результатом этих двух поездок явилось большое количество картин, написанных уже позже (1871–1872) в Париже, Ташкенте, Мюнхене и изображающих быт феодального Востока. Штурм не удался. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
Когдаже выставка доехала доМосквы, еекупил 92 тыс. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.
Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. рублей наиздержки. Отступление и бегство (1887-1895), Ночной привал великой армии (1896-1897, Гос. Под Плевной» (1877–1878) и «После атаки. «На Шипке все спокойно», – доносили они в Петербург. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других.
Картины Победители (1878-1879, Гос. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Эти три картины были: «Забытый», «Окружили— преследуют» и«Вошли». Заключительной картиной балканской серии является «Шипка – Шейново» (1877–1878). Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани.
Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Его палатки не вмещают огромного количества раненых искалеченных людей. Этот низший чин даже не попадает в очередное донесение, ведь на Шипке все спокойно. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Причина этого лежит в ее построении. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины.
События, разыгравшиеся в Европе в то время, когда Верещагин работал над своей поэмой, а именно франко-прусская война 1870 года, заставили художника расширить свой замысел. И вот началось поддержание в Москве порядка. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий.
К числу лучших картин Верещагина этой серии бесспорно относятся две: «Перед атакой. Действие следующей картины, названной художником «Торжествуют» (1871–1872), происходит в Самарканде на площади Регистан перед зданием медресе Шир-Дор. Ужасно.
Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. Эти призраки были солдаты Великой армии. Даже благоволивший кхудожнику генерал Кауфман был оскорблен увиденным.
Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д. Давыдов, Фигнер, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения. Жестокая правда войны выступает в этой картине в своем обнаженном виде. Это были его собственные слова. В 1863 году он сделал по этому эскизу большой картон сепией, удостоенный «похвалы Совета Академии». Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884).
«Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии.
Пожар достиг своего апогея, превратив Москву в подобие огненного лабиринта, в котором ничего не стоило заблудиться и стать добычею огня. Россия оказалась непобедима. Руины, черепа, пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения и Верещагин делает надпись на раме: Посвящается всем великим завоевателям-прошедшим, настоящим и будущим.
Эти два примера позволяют оценить по достоинству все «небывалое экономическое благополучие» Витте и Коковцова. Успенский собор, переживший много веков, стоял безмолвный, запустелый молчали его колокола, не разносился по Кремлю их торжественный звон, а внутри собора слышались только грубые окрики, ругательства солдат, да конское ржание, причем последние звуки, производимые животными, были для святости места наимение оскорбительными мерзость запустения с каждым днем все росла и росла, все новые и новые иконы, грубо вырванные из своих драгоценных окладов, сваливались на пол в безпорядочную кучу, осквернялись все новые гробницы, где нетленными мирно почивали мощи святителей, все выше и выше выростали горы всякого мусора и конскаго помета.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В РОССИИ САХАР СТОИЛ 10 — 15 КОПЕЕК ФУНТ. И он написал — красками на холстах. Эта картина показала мне нацизм мусульманского народа к русскому.
Мне кажется, что сокол намного меньше, чем птица на картине. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос.
Начало 1870-х годов. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Вооружились чем попало. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно).
Еще одно мгновение. Действие картины происходит на недавнем поле боя. Это они сами. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения.
Среди них должен быть в первую очередь назван Василий Васильевич Верещагин (1842–1904). Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Первая из них – «Представляют трофеи» (1871–1872) – дает понять, чем кончилось сражение, перипетии которого были показаны в трех картинах первой части. Перевязочный пункт под Плевной» (1877–1878). Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Первым был Петербург.
Исторический музей). В этом смысле чрезвычайно характерной является картина «Смертельно раненный» (1873). В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. Но неожиданно для всех Верещагин разрезал и сжег этот картон для того, чтобы «уже наверное не возвращаться к этой чепухе», – как объяснял он свой поступок. Мусульмане празднуют победу.
Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Но по первоначальному замыслу она должна была называться «Торжество Тамерлана». Лучшей из этих картин является «Торжествуют». Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. Таким образом, темой картины является тема победы, но решена она по-верещагински.
Люди не так уж и плохи по своей натуре и если они пришли посмотреть на работы гениального художника, то это обязательно зацепит их и заставит воспринимать такую живопись по-новому. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Многим художникам (в том числе Перову, Чистякову, а поначалу и Репину) «Туркестанская серия» казалась чужеродной в русском искусстве, но со временем возобладало мнение Крамского, что она — блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог.
Исторический музей). Демонстрировать населению отрубленные головы солдат русских мне показалось очень жестоко. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд.
В 1862 году им был представлен в Совет Академии эскиз на тему: «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», за который получена вторая серебряная медаль. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Япожег текартины, что имкололи глаза», — указал вдневниках художник., – писал художник. И действительно для французов уже наступали черные дни. Перед атакой русских войск на турецкие позиции.
Зато много такой войны, о которой не принято говорить. А пяти лет не проходит без голода. Показав в картине «Перед атакой» поле боя перед началом сражения, в картине «После атаки» Верещагин изобразил последствия состоявшегося боя. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. ГТГ), Опиумоеды (Гос.
Картина эта изображает солдата, раненного в грудь. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Верещагину пришлось выслушать резкие нападки заякобы клевету нарусскую армию.
Что это значитъ. А Наполеон был такою личностью.
Но в это время уже разразилась партизанская и народная война, Сеславин, Фигнер, Давыдов непрерывно со своими славными, неустрашимыми воинами нападали врасплох на французские отряды, конвоировавшие провиантские обозы, разбивали их на голову, причем конечно забирали все запасы, а где не поспевали храбрые партизаны, там довершали дело крестьяне. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: Наполеон на Бородинских высотах (1897) и Конец Бородинского боя (1899-1900, Гос. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо.
Они показаны на переднем плане картины. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце в семье помещика.
«На Шипке все спокойно» – так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Мороз, метель на перевале и часовой, замерзший на посту. На обочине пыльной дороги расположился перевязочный пункт. Особенно впечатляет полотно Побежденные.
Что за люди. Жители всех деревень в районе неприятельского похода, оставив полевые и прочие работы, покинув на руки женщин все домашнее хозяйство, перешли к выслеживанию французов. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре» и многие другие. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам.
Благодарят всевышнего». Массовый характер современной войны был передам Верещагиным в картине «Перед атакой» через изображение бесконечных и однообразных цепей пехоты, залегших в ожидании сигнала к атаке. носящий мундир и ружье.
Новый Прометей, он слишком многого хотел. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Видимо тут то и кроется причина небольшого несоответствия размеров птицы. ИЗ РУССКОГО ЗЕРНА, СКУПАЕМОГО ЗА БЕСЦЕНОК, ВАРИЛОСЬ В МЮНХЕНЕ ПРЕВОСХОДНОЕ ПИВО, НО ПОВОЛЖЬЕ ПУХЛО С ГОЛОДУ (НАПРИМЕР, В 1911 — 1912 ГОДАХ).
Но разве генералам было до этого дело. И вот все растаяло исчезло, как дым. Жизнь и творчество Верещагина дают яркое тому доказательство. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами.
Рисовал сокола, но помнил, что птица была больше. Настал черед везти полотна наРодину. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Самым ключевым экспонатом есть мечеть Шир-Дор. В 1869 году он был в Туркестане вторично.
Но едва только совершилось это занятие древней русской столицы неприятельской армией, как в городе начались пожары один за другим и никакие усилия, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать. Именно так мусульмане отмечают победу. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. («Шипка – Шейново, Скобелев под Шипкой»). Так войну еще никто не писал. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».
Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Удивительное техническое мастерство живописца проявляется в точном воспроизведении «местного колорита» — богатого декора мечети, а также пестрых национальных костюмов мусульман, собравшихся на площади. В картине «Торжествуют» Верещагин показывает суровую правду войны изобличает чудовищную жестокость и варварские обычаи феодального Востока, религиозный фанатизм. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Сложно придумать более унизительную расправу, учитывая и кастовость индийского общества: собранные после расстрела части тел хоронились все вместе, скопом. Наступило 6-е сентября. Перед нами открывается вид на большую центральную площадь.
В их числе: «Монастырь Хемис в Ладаке», «Посмертные памятники в Ладаке», «Главный храм монастыря Тассидинг», «Буддийский храм в Дарджилинге», «Всадник в Джайпуре», «Всадник-воин в Джайпуре», «Повозка богатых людей в Дели», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Раджпугур. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Ободном изполотен, вкотором отражена философия художника— «Торжествуют» (1872), — рассказывает Снежана Петрова. После атаки.
Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Этого было мало. Только дружба и доброта способна победить беспощадную войну. Чернозем на полтора аршина, да какой.
На лица присутствующих можно увидеть какое-то смятение, страх. Отом, как живут люди вБухаре, Самарканде, Хиве инабескрайних просторах вокруг них, нивМоскве, нивПетербурге, нивЕвропе толком ничего незнали. Плевна. Какое невероятное решение. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель.
Нет бога кроме бога». Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. В общем нестыковка какая-то. Множество людей сидит в кругу возле мечети.
Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Еще есть люди на лошадях, верблюдах или пешком. ". Следующие три картины переносят зрителя в стан победителей.
Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. В план поэмы с самого начала входила картина известная в настоящее время под названием «Апофеоз войны» (1871). «Оннекоторым образом шельмовал меня перед всем своим штабом наприеме, доказывая мне, что явомногом «налгал»: отряд деего никогда неоставлял наполе боя убитых и т. п. Статский генерал С окончательно вывел меня изтерпения, рассказывая освоих впечатлениях перед моею «клеветою» насолдат.
В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. И наконец, третья картина изображает эмира и его двор у гробницы святого, когда они благодарят «всевышнего» за одержанную победу. Французы отступали по разоренной местности. Самым капитальным произведением Верещагина туркестанского периода явился цикл картин, объединенных под общим названием «Варвары» (художник называл этот цикл поэмой). Или умирают и уже не страдают. "Господи боже, что за край.
Победа. К дулу пушек привязаны мятежники. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть.
Ивэтот момент осебе заявляет Василий Васильевич Верещагин, который, так ужудачно совпало ивоенное образование имел ихудожественное ипутешествовать любил ивбоях участвовал, непрятался. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Историческом музее) и другие. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье.
В 1867 году Верещагин совершил свою первую поездку в Туркестан. Борис, мне кажется, что Вы здесь немножко не правы. Еще эта картина дала представление мне о быте, нравах и традициях этого народа.
Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. В процессе работы над поэмой «Варвары» в мировоззрении Верещагина произошел существенный сдвиг. Все они были переколоты штыками. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Город на всю Россию славен хлебной торговлей, – ест же этот хлеб досыта сто человек во всем городе. " ("Деревня", 1909, Бунин). Мнение белоэмигранта, монархиста историка, успевшего пацаном повоевать у Деникина, – Антона Керсновского. «Это показное благополучие — в частности, гигантский рост добывающей промышленности и экспорта — должно было чрезвычайно импонировать французским держателям русских ценностей, абсолютно не замечавших обратной (и главной, так как политической) стороны этой позолоченной экономики.
Дети должны расти на родине. В 1860 году он окончил Морской корпус и в том же году поступил в Академию художеств. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски.
Из них в Третьяковской галерее представлены: «Самаркандский зиндан» (подземная тюрьма), эскиз картины 1873 года, «Политики в опиумной лавочке», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Продажа ребенка-невольника» и другие. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. выставок. ВЕвропе наперебой хвалили Верещагина. Некоторые крупные художники этого периода организационно не входили в Товарищество.
Начались трудные годы жизни. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Этот замысел состоял в том, чтобы показать жестокость и изуверство феодальных обычаев.