С тех пор как мы в Лондоне, я старался не допускать этого джентльмена в их компанию. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). В сущности, Гейнсборо сам был родоначальником разновидности этого стиля, его «шероховатого» варианта. Довелося художнику вноч дописувати вуздечку. Весь вигляд дами витончено-благородний.
«Однажды Гейнсборо обедал у Бомонта, дружившего с художником. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Работая над ним, художник накладывал краски тонким и жидким слоем. На обличч легкий румянець, серйозно дивляться кар оч.
Але Томас Гейнсборо продовжу писати портрети, особливо жноч. Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. Он редко мог поставить на своем, а когда пытался это сделать, то переходил границы и впадал в излишества, так как, разгорячившись то ли от переживаний, то ли от вина, он был уже не способен остановиться и, не желая оставаться дома, растрачивал на стороне в пятьдесят раз больше того, во что бы обошлись лишний кусок говядины или несколько бутылок портвейна при приеме друзей дома. Там он жил до 1749 года. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур.
Их беспокойство словно эхом отдается в разнонаправленном движении стволов мощных деревьев. Вскоре они встретились, как было условлено, но Гейнсборо был печален. Изображены гуляющие в парке Сент-Джеймского дворца, хотя местные особенности не уточнены. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь.
Например, он сделал портрет в рост своего друга и защитника в печати Генри Бейта (1780). Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост. Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника. Но его пейзажи не очень хорошо продавались.
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Всегда твоя любящая Трис». Кроме того, он был драматургом, музыкантом, агрономом-любителем. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты.
Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Картина оповда про одному з свтських гулянь часто вдбувалися в цьому парку. И она знает это. раптом вн побачив людину вкрай незадоволеного.
Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны. Но мне сказал один друг, что вы чувствуете ко мне исключительное расположение. Гейнсборо гостил у него в Холкхэме и, как утверждают, написал там и свой автопортрет, повешенный в холле. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Слева от дороги юноша копает гравий или песок.
В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Гейнсборо был потрясен его несчастным видом и привел к себе домой. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника.
Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Гейнсборо специально оговорил в своем завещании, что хочет остаться в памяти потомства именно таким: «Мое твердое пожелание, чтобы после моей смерти не делали гипсовых слепков с моего лица, никакого моего изображения не позволяли делать, но если мистер Шарп пожелал бы исполнить гравюру с поясного эскиза, мною написанного и предназначавшегося для Абеля, я даю полное согласие». «Портрет Сари Сиддонс» пдкреслю чарвнсть мрйливсть. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца.
Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, которая достигает апогея в серии картин на стекле, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь. У кронах дерев гра, переливаться свтло, то накладаючи глибок тн, то виблискуючи на сонц. Здесь налицо попытка художника выйти в картинах изображающих природу и сельскую жизнь, за пределы «пейзажей с фигурами» в какую-то иную и, по сути, новую для творчества область. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Картина была расчищена и реставрирована в 1969 году.
Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. В дальнейшем, при всех кардинальных изменениях стиля, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях, где портретный жанр сочетается с пейзажем. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. На ней было представлено несколько портретов, «Гористый пейзаж с крестьянами идущими по мосту» и наиболее близкая к сентиментализму жанровая картина «Крестьянская семья, получающая милостыню». Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.
Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Цим мен подобаться Гейнсборо, сто за щоб вн не брався вн робив з захопленням яксно. На посмертной распродаже (1797) ее купил принц Уэльский за 2 фунта 30 шиллингов. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Сохранился также ее малый вариант.
Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Позднее художник его использовал для картины «Дровосек, застигнутый грозой» (написана за год до смерти), которую считал своей лучшей вещью.
Дамы одеты в белые или светлые платья зеленовато-землистых оттенков. приждж думали, що так воно розумли правду тльки пдйшовши досить близько. Справа от дороги стоят два осла.
Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Одне з найбльш вдомих творв, яке в цей час написав Томас Гейнсборо, – «Портрет хлопчика в блакитному». Известный критик начала XIX века Хэзлит утверждал, что слава Гейнсборо зиждется на его жанровых картинах и, критикуя его поздние пейзажи, писал: «Они не представляют зрителю точного изображения природы и не могут претендовать на то, чтобы их отнесли к эпическому виду искусства». Ясный и мирный восход солнца написан великолепно. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи.
Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Гейнсборо явно руководил Прайсом в установлении всех признаков «шероховатой» живописи. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом».
Гейнсборо с его любовью к извилистым тропинкам, сломанным деревьям, засохшим стволам, 1 развалинам, хижинам интуитивно освоил область «живописного» еще до того, как попытался разъяснить этот термин. Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом».
В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Известный критик эпохи романтизма У. Хэзлит видел только слабые стороны «деревенских» сюжетов Гейнсборо и о «Девочке с щенком» отозвался в 1814 году неожиданно сурово: «Абсолютное ничтожество и глупость, не имеющая ничего общего с действительностью».
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо.
К середине 1780-х годов заработки Гейнсборо достигли своего апогея. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Придете ли вы. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное.
Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Он так и не узнал, кто эта дама, но успел запечатлеть ее. Пейзажи явились для Гейнсборо воплощением бытия, противоположного жизни, которую вели его заказчики из высших классов, но к которой в конце концов был вынужденно причастен и он сам.
Я хочу попросить вас об этом. Причиной послужила все та же развеска картин. В «Девочке с поросятами», в «Девочке с щенком» изображена одна и та же трогательная крестьянская девчушка, такая же, как та, которую он встретил в Ричмонде, когда она шла босиком за водой, держа в одной руке кувшин с отбитым краем, а другой прижимая к себе крохотную собачку. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Один з кращих пейзажв, «Повернення з жнив», написаний пд впливом Рубенса, але вн бльш лричний романтичний. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто.
Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности. Мсцями вони заглиблюються або, навпаки, стають свтлшими. Но с 1780 года его влияние усиливается. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми.
Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Таков портрет его племянника, Дюпона. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок.
Вероятно, там Гейнсборо написал профильный портрет жены Бейта (1787). В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. Його картина написана не щльним, але текучим шаром фарби, тому манера письма ста легкою.
Его притягивала «живописность» – стиль «пикчуреск». У неё изящный профиль. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне».
У ньому гармонйно присутн ллуват, перлинно-ср та оливков тони. Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск».
Он сидел молча, подавленный и никакая шутка не могла его развлечь. Созданные им образы часто проникнуты меланхолией, в них начинают проявляться романтические настроения. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо.
Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». Мысли его обратились к Рейнолдсу и он написал ему следующее письмо: «Дорогой сэр Джошуа. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно.
Как уже говорилось, первая выставка, которую Гейнсборо устроил у себя дома, открылась через три месяца после академической, то есть в самый разгар лета, в конце июля, когда весь лондонский «свет» уехал из города и потому успеха не имела. Под их влиянием изменился стиль художника. Доля Рокотова клька схож з долею Гейнсборо. Гейнсборо старался находить больше времени для этюдов на открытом воздухе, которые привлекали его намного больше, чем портреты. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы.
Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Тогда же был закончен портрет Томаса Кока из Норфолка в спортивном костюме, со спаниелями. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа.
Гилпин, теоретик этого стиля, определил его как «выражение того особого рода красоты, который прчятен в картине». Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Портрет остался незаконченным и если он действительно предназначался для Абеля, что нельзя утверждать безоговорочно, то Гейнсборо его не закончил в связи с внезапной смертью Абеля летом 1787 года.
А Гаррик как-то сказал, что «голова Гейнсборо так набита всякими талантами, что всегда существует опасность, что она взорвется, как перегретый паровой котел». Мартина (художественной школе). Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Постава пдкреслю велич актриси. Видимо, художник писал эту картину только для себя.
Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Летом в своем поместье Бейт-Дадли принимал много гостей и среди них, конечно,, был и Гейнсборо, который, по-видимому, снимал летом дачу где-то поблизости. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
И здесь изменилось композиционное и цветовое решение. Темные, тонкие брови и небольшая здоровая румяность молодых щек. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. «С этими моими дурацкими мозгами я ухитрился составить мое завтрашнее расписание таким образом, что у меня трое должны позировать один за другим», - пишет он Гаррику. Крестьянское семейство возвращается домой по мягко освещенной вечерним солнцем дороге.
В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета.
И здесь в основе наивных, непритязательных сценок – всегда непосредственное впечатление. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.
Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
Через год после открытия мастерской Томас женится на Маргарет Бэрр, незаконнорожденной дочери герцога де Бофора. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Вы никогда не видели моего «Дровосека». Також дуже реалстичн малюнки та начерки тварин. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Рост и совершенствование Гейнсборо особенно проявились в развитии этой темы, в дальнейших вариантах картины, соединявших ее с другим полотном «Возвращение дровосека домой».
А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. С месяц или два, во сне и бодрствуя, он не мог перестать дергаться.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира. «Мне хотелось бы, чтобы вы помнили, - писал он одному из многих своих клиентов, тщетно ожидавших завершения заказанного портрета, - что живопись и пунктуальность так же легко смешиваются, как растительное масло и уксус и что талант и регулярность – злейшие враги и так этому и суждено быть». Наприклад «Музикування» – це картина вдобража самого художника його приятеля каптана Кларка. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Мастер брал специальные кисти с длинными черенками, чтобы находиться на одинаковом расстоянии от мольберта и модели и переходил к остальному, лишь выписав целиком лицо.
Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Однако уже на посмертной выставке произведений художника в 1814 году было показано 45 пейзажей и всего 14 портретов. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. В 1783 году Гейнсборо, наконец, собрался вместе со своим другом Сэмом Килдерби совершить путешествие, чтобы полюбоваться прославленными красотами Озерного края. Сам Гейнсборо признался: «Действительно, я стал таким же одержимым, как старый литератор-левиафан и решил, что теперь мне, как китайскому болванчику, суждено вечно кивать головой». Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю».
Технчно художникь дуже вирс, його улюблен пейзаж вдаються йому з блиском. И еще: он не хотел, чтобы кто-то думал о нем с неприязнью. Картина «Диана и Актеон» (1784/85) была единственной попыткой художника обратиться к античной мифологии. Так написав свй кращий кравид Томас Гейнсборо. По-видимому, Рейнолдс пришел тут же. Меня тяготит вот что: у меня много знакомых, но мало друзей. И вот пока я присматривал за Пегги, объектом оказалась другая хитрюга.
Особенно Гейнсборо удавались женские образы. От этого замысла осталось лишь несколько рисунков. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса.
У тому твор Гейнсборо зднав, здавалося б, неподнуване. К сожалению, картина сгорела еще в 1810 году и известна нам только по гравюре. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок.
А деньги, оказывается, ему нужны дозарезу «на дело милосердия несколько щекотливого порядка». Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Хотелось ему написать и крестьянского мальчика: ведь когда-то, в 1760-х годах он написал «Питминстер-боя». Голову венчает черная шляпа с перьями.
Все основные заработки художник получал от написания портретов. Оригинальное здание сохранилось и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем. Гейнсборо всегда любил рисовать крестьян.
Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Это было излюбленное место светских свиданий, где дамы демонстрировали свои туалеты. По мнению Хейса, благодаря широте композиций, образной силе, эффектной технике Гейнсборо в своих пасторальных мотивах «поднялся от сентиментализма к тому романтизму, который мы связываем с эпохой Констебла».
Однако цены Рейнолдса были еще выше. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни.
Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Просто он воплотил в образах деревенских тружеников и их детей то, что чувствовал. Не думаешь ли ты, что я могу выдержать такое зрелище и не прийти на помощь гибнущей. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира».
Ох, дьявол его побери, как бы он не завладел всем моим счастьем. К сожалению, полотно не сохранилось, а может быть, его и не было. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Эти качества, может быть, более всего присущи нескольким вариантам картины «У дверей хижины» (впервые хижина появляется на заднем плане полотна «На рынок», 1768-1771). Колорит картини «Дама в блакитному» побудований на голубуватих, перлинно-срих благородних тонах. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Высокий напудренный парик завершает образ. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны.
Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Але н Рокотов Н Левинський не були пейзажистами я думою не були знайом. Портреты Гейнсборо отличаются особым тонким лиризмом и психологизмом в отличие от блестящих, но несколько холодных портретов Рейнольдса.
В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Единственное яркое пятно – фигура мужчины в красном камзоле. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. В газетах появилось множество отзывов о его работах. Больше всего его привлекали сельские буколики.
Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством».
Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей).
Неожиданно разбогатев (он получил значительное наследство при условии добавления к своему имени второй фамилии Дадли), он стал владельцем и издателем газеты «Морнинг пост», затем основал газету «Морнинг геральд», на страницах которых поддерживал славу Томаса Гейнсборо. Мать звали Сюзанной. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки.
Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Томас был девятым ребенком в семье.
Внешне невозмутима, с загадочным, пронизывающим взглядом темно-карих глаз. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Она повернулась слегка влево. Весь облик дамы утонченно-благородный.
Умер 2 августа 1788 года от рака. К середине июня стало ясно, что он болен раком. стал понемногу изживать в своих последних произведениях».
Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Вот эта искренность и задушевность особенно привлекают нас в творчестве Гейнсборо.
лежала без всякой помощи, оплакивая свое состояние. Шеридан, оказавшийся также в числе приглашенных, был в особенном ударе. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность.
В продаже появились подделки под его рисунки. Лучше всего у него получаются портреты. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Чтобы не упасть духом, он лелеял мечту о возвращении к природе, к сельской жизни. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Поездка в Озерный край не дала Гейнсборо ожидаемых стимулов: у него не появилось никаких «исторических» пейзажей в «высоком стиле» (кстати, то же произошло с Констеблом двадцать лет спустя). Она не должна догадаться, что я видел письмо». В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет.
«Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Среди последних произведений Гейнсборо заметное место занимают картины, сюжеты которых неудачно именуются по-английски «фантастическими». 1763—1764, Лондон, Кенвуд-Хаус), полный непринужденности, не лишенный, однако и кокетства, тонко уловленного художником.
Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Так звичайно вльнше вн мг творити, коли писав себе або свох близьких. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона.
Хорошенькая девушка пришла его проведать. Из поздних портретов Гейнсборо наибольшей популярностью пользуется так называемая «Утренняя прогулка» (1785) – портрет молодых супругов Хэллет. Снежно белый цвет молодой кожи девушки заставит восхититься любого человека. Вона сидить на тл пишних бордових драпровок в блакитному платт, яке ними оттеняется, в чорному капелюс з прям. Так написать Маргарэт Барр мог только человек, тесно с ней связанный и очень ей близкий.
В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни.
«Если я скажу тебе, что жена моя, слабая, хотя и добрая, никогда не годилась для того, чтобы составить мое счастье, сможешь ли ты ее изменить. Тут представлено суспльство Англ-свтськ дами, двчата легко поведнки, вйськов красен, щигл.
Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Мне хочется, чтобы хоть один стоящий человек проводил меня до могилы. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма.
Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Техника его легка и виртуозна. Бейт досадовал по поводу спроса на портреты, так как они могли помешать созданию произведений, подобных «Рыночной повозке» или «Детям с осликом». 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. В Лондоне, куда Гейнсборо переехал в 1774 году, художник написал самые глубокие и поэтичные свои произведения.
Очень хороша, например, обнаженная нимфа, полулежащая справа. Ранняя осень. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. С Гилпином он знаком не был, но, возможно, читал его книги. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. И теперь во время прогулок художник высматривал для себя подходящую модель.
Фокс добросовестно брал записку и, как и следовало, относил ее Тристраму. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур. По колориту это живописное произведение симфонично. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Пейзажи с изображением бегущих облаков, таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным эмоциональным камертоном.
Гейнсборо завещал похоронить себя на кладбище Кью рядом со своим другом Кирби и поставить на могиле простой камень с именем, без всяких украшений. Величайший пейзажист Англии Констебл открыто признавал, чем он обязан своему знаменитому предшественнику: ведь они оба считали пейзаж своеобразным органом чувств. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Солнечные лучи пронизывают еще пышную листву разнообразных теплых оттенков. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. К 1787 году относится последний автопортрет Гейнсборо. Да или нет. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.
Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Художник мечтал освободиться от тяготивших его заказов на портреты, чтобы уединиться и писать пейзажи, считая это главным своим призванием. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах.
Для этой картины он сделал несколько предварительных рисунков и композиционных набросков. Несмотря на некоторую скованность моделей, усиливающуюоттенокпатриархальностипровинциальнойжизни, портреты на редкостьубедительны. Сам доктор Джонсон отзывался о Гейнсборо с большим уважением, беседуя с Гарриком о его «оригинальном друге». Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. За колоритом цей яскравий твр симфоничности. И здесь парень помогает девушке влезть на повозку, а возница удерживает лошадей.
1778). Опис картниподводт до думки, що пейзажистом, як вн хотв, художник став. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами.
она заболела. Сцены великосветского сборища переданы очень точно, все группы взаимно связаны.
Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. А на конце темной шелковой ленты, завязанной под подбородок, виднеется золотое распятье. Технка його легка виртуозна.
Этим он и начинает заниматься. В третьем наброске фигура Актеона выделяется на фоне неба и сама композиция спокойнее. Здебльшого вони мали закордонних вчителв або сам хали за кордон вчитися.
Мастер собирался написать еще одно полотно, аналогичное этому, тоже со сценой гулянья, но только в Ричмонде. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Он предпочитал пейзажи. На плеч накинутий жовтий шарф, в руках хутряна муфта.
Завдяки його таланту, вн рдко залишався без замовлень, нехай навть незначних (це було до отримання ним велико популярност). Слишком горячо.
В якй вн вддав належне свому супернику, незадовго помер. Вскоре после возвращения он написал «Долину в горах». Действительно, прогулка нарядных дам и кавалеров под сенью пышных деревьев немного напоминает «галантные празднества» Ватто, но несколько менее поэтична, к тому же коровы слева и сухое дерево справа оказались здесь как бы нечаянно – ведь это «персонажи» деревенских пейзажей Гейнсборо. Портрети Гейнсборо схож за позами ншим речам на портрети росйських великих портретиств-Рокотова Левинського. Однажды, обедая с Гарриком, он познакомился с известным литератором Джонсоном.
По-мому перш картини (т, що вн написав у перш роки перебування в Лондон) Томаса вдрзняються вд подальших простотою тим, що вн вставля в пейзаж фгури людей на близький середнй план, це ранше траплялося лише в побутових сюжетах як, збр зерна та нш, та й пейзаж на задньому план був дещо змазаним. Генри Бейт восторженно говорит о достоверности изображенного: «Тут показаны все роды характеров: светские дамы, дамы легкого поведения, красавцы военные и щеголи. Композиция выдержана в приглушенных мягких тонах. Обычно говорится, что это, вероятно их первая прогулка после счастливой брачной ночи, «песня молодой любви», а для художника – завершающий этап создания портретов настроения. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Родители назвали ее Мэри.
Но это не значит, что отсутствие пунктуальности в нем самом не огорчало его. Свтлий колорит вигляду видляться на темному тл, що гра тнями. Моделью для нее послужил старый кузнец, на старости лет побиравшийся милостыней. Действительно, сдерживаемый в своих тратах женой, Гейнсборо неоднократно оказывался в затруднительном положении, особенно когда деньги были ему нужны, чтобы прийти к кому-то на помощь. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой.
В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. На похоронах были только близкие люди: гроб несли художники Чемберс, Рейнолдс, Бартолоцци, Пол Сэндби, Коте и Уэст, присутствовали также Шеридан, Линли, Хантер, Джонатан Баттл («Голубой мальчик»), Госсет, Триммер и Мейер. Какие бы ни были у меня недостатки, я не могу этого допустить. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль.
О его неоконченных портретах ходило много анекдотов. В это же время он женился и у него родилось две дочери. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич.
Його бографю не цкавилися довгий час, хоча життя його сповнена цкавих загадкових речей. Уровень водоема в правой части картины выше уровня дороги в левой части, в таком случае вода должна затопить дорогу.
Гейнсборо хотел сделать все персонажи портретными. Он известен также своей графикой. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе.
На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Он писал об этом Уильяму Пирсу, другу Бейта: «Я намерен, когда вернусь, доказать вам, что все ваши грэи и доктора брауны просто мазилки, расписывающие веера. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия.
Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Пожалуй, одна из лучших картин этих лет «Повозка» или «Возвращение с жатвы» (1784/86), она ближе всего к рубенсовским поздним пейзажам (например, к «Лету»). Лица у них жесткие, скрытные, равнодушные, а сам Хэллет кажется и чем-то озабоченным. Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Вн трима в руц велику капелюх з блим плюмажем.
Ее изящный, чуть хищный профиль венчает черная шляпа с перьями, смотрящаяся на ней как корона. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
Наконец Гейнсборо повезло. Его статьи задевали многих и ему пришлось вот таким образом не единожды драться на дуэли, за что он и заслужил прозвище «драчливый пастор». На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Адже публка того часу була причеплива до всього.
Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Особливо цкаво те, що деяк картини вн писав по пам39ят. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Осанка подчеркивает величие актрисы. Шеридан едва мог подавить улыбку, когда выражал свое согласие на просьбу Гейнсборо. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста.
Картини написан в цей перод це: «Три фгури при дороз», Молода пара в парку (моврно автопортрет з дружиною). В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Сюжет взят из «Метаморфоз» Овидия: Актеон, охотившийся в священной роще, случайно увидел купающуюся Диану разгневанная богиня превратила его в оленя и тогда псы Актеона разорвали его на части. Фулхер пишет, что в доме Гейнсборо «пейзажи стояли рядами во всех коридорах и помещениях и являвшиеся к нему позировать для портретов редко удостаивали их взглядом, проходя мимо».
Его семья не испытывала материальных затруднений, ведь профессия отца – торговца сукном, была довольно прибыльным занятием. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Он был широко признан при жизни как портретист. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный).
Большинство из них остались незаконченными. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах.
Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Високий напудрений перуку завершу образ. Столь же отличен от первого варианта «Рыночной повозки» ее второй вариант (1786/87).
Это была весьма оригинальная личность. Там он и поселился. Джошуа Рейдолнз присвятив Гейнсборо мова. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Вн нколи не вдмовлявся вд цкавих замовлень типа востонавленя який-небудь старо картини.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Вн стоть на тл вечрнього пейзажу, виконаного в оливкових коричневих тонах. Пристально наблюдая за ним, он заразился его тиком – подергиванием головы. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.
Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. «Он великодушно помог нищему бродяге и обессмертил его в своем искусстве», - писал Бейт-Дадли. В ней Гейнсборо снова обращается к теме, уже разработанной им двадцать лет тому назад. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
картины природы, которые окружали его в детстве. Уже с начала 1770-х годов Гейнсборо часто вводил в свои пейзажи холмы и горы на заднем плане, а теперь попытался проверить в своих пейзажах столь упорно восхвалявшийся модой и Рейнолдсом «высокий стиль». Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. 1783, Кенвудхаус, Лондон).
Ця картина схожа на за манерою на Ватто, але набагато досконалшим.