Картина Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» – это не просто образ писателя, запечатленный в один из жизненных эпизодов. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне).
Рисунки к трактату Толстого Репин делал с натуры, поэтому так ярко и сочно отобразил он в них жизнь московской бедноты. С. а. толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.
В 1887 году Репин сделал еще один рисунок – Толстой, сидящий с книгой в так называемом «дедовском кресле». Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга.
К ним относится и картина И. Е. Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне». Московская жизнь ознаменовалась для Репина знакомством с Львом Николаевичем Толстым. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. «как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу.
Толстой, только недавно лично познакомившийся со Стасовым, заинтересовался его статьей, похвалил ее в письме к Стасову и написал о Репине: «. Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения. В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным. Репин иллюстрировал также многие произведения Толстого, созданные в 80-е годы.
Споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга.
Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
–. Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Оставил большое эпистолярное наследие. Возможно, художник однажды застал друга за чтением и захотел обессмертить его благородный образ. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Толстой несколько раз позировал в саду.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Басина, Ф. А. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Природа богатейшая.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Он смиряется, входит в себя, раскаивается во многих ошибках возбуждаются в это время все его умственные и душевные силы и служат хорошим лекарством слабой воли и нерадения. Третьяков»109. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876).
Его портрет имел большой успех». Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Неффа (1864-1871). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
М. В. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Художнику Л. О. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Тогда я, следуя его примеру, начинаю пробираться к лошади с другой стороны по краю саней и по оглоблям, чтобы помогать. Кроме того – у них 23 внука.
П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Нет в нем и желания воплотить творческую одержимость писателя – главная задача, поставленная в портрете Ге. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Нельзя же его надевать со снегом.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича. Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Здесь кормилось много детей. Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Так, Репин писал в 1893 году Т. Л. Толстой: «О боже мой.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. вится, будет работать и пойдет понемногу. Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни.
«Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Молились, благодарили и уходили не торопясь.
Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – величайший русский писатель. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Что бы я теперь делал в калошах. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Толстой босой» или же «Л. Н.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Оболенский и др. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Репин и Н. Н. Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск. Очень известна работа Н. Н. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Предполагалось, в связи с этим, напечатать статью за границей. Прочтя толстовскую статью в рукописи, данной ему другом Льва Николаевича, В. Г. Чертковым, Репин сделал к этому трактату серию иллюстраций, показывающих и самую перепись и участие в ней Льва Толстого.
Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни. Ге. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше.
Играют всегда с большим энтузиазмом, какой встречается только у любителей и часто очень удачно. Эти иллюстрации датированы художником 1885-1886 годами. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Надо сказать несколько слов и о графине. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Л. Н. был в самом счастливом расположении духа, в голосе его слышалась переполненность благости душевной, без всякой сентиментальности. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Нет.
Толстого, Д. Н. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Ох, нет, не могу да я даже и волноваться не могу особенно.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Черткова, Ю. И. Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
«Не молчать перед правдой царицею». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Вот тяжесть. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя.
Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Ге, Л. О. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. И, действительно, он работал до упаду.
Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры.
Нет. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок.
Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель.
Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. кто может, пусть следует благородному Прометею. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. ну и народец же. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Чем же объясняет художник свою неудачу. Чертков, А. К. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
С И. Е. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Стаховичей. Мы спускались вниз к ручью. Взрослые как будто стыдились.
Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет, который поражает своим великолепием. Репин вернулся на прежние позиции. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Но как только он начинает писать, проводя нарочно какую-нибудь мысль, он заслуживает жалости.
И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры. «Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь. Репин писал, что «очень любопытно, просто и сильно написано хотя, конечно, останется гласом вопиющего в пустыне или сведется в конце концов на ту же филантропию, которой он (Толстой) не любит». Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку.
Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Но Крамскому удалось убедить писателя. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. –. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Очертание всего рта было классически прекрасно. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др.
Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. Очень много зарисовок ко всем картинам. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. О ней много говорили, хвалили и порицали ее. Вот я и у лошади.
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Первый портрет ему самому не понравился. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Толстой несколько раз позировал в саду.
На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Америка—Франция—Россия. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить.
В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Репина, Н. Н. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Скоро он был уже близ лошади. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял.
Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Пастернака, М. С. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. И. Н.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Гинцбурга, П. П. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. кто может, пусть следует благородному Прометею. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. Мягко ей стало. И потом, уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно иногда и по два раза в год) использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме или в Ясной Поляне.
Крамского и Н. Н. Толстого, брата писателя, тетушек А. И.
Пожелтевшие колоссальные клены, порыжевшие дубы-великаны и целая долина леса уходила по склону вдаль. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. и С. А. У него самая большая серия портретов писателя. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Салтанова, И. Я. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Хочется так же, как молодым.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю что «Крейцерова соната» — признак упадка в духовном мире Толстого.
В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. Все было превосходно написано, но не было видно никакого отношения художника к своему предмету. Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин.
Куликовым, 1901-03, Русский музей). старшего сына, кончая двухлетним младенцем.
Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича. Характер портрета в определенной манере отражает духовные искания писателя: в то время он стремился к опрощению, нередко занимался крестьянским трудом. Надо было только выбить овчину тулупа. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Еще во времена его юности эти места провалились так глубоко, что самые высокие дубы, стоявшие на них, были видны только вершинками, когда вода тотчас же залила эти провалы.
Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Отец не был человеком не от мира сего. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. В комнате сумрак. Бруни и Т. А.
От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Отец даже находил в ней технические недостатки, говорил, что пол в этой картине кажется ему покатым. Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам.
По ночам же – до 3-х час. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». Репин страстно любил свое искусство. История создания такова. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Подымать. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю.
Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Кустодиевым и И. С. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9). Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием.
Какой художественный и новый мотив. Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Они были бы полны снегу. Мы заезжали в два места. Выдающийся подбородок.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Так, например, у меня с П. М. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Работ очень много. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Фальшивые, бездарные — Рафаэль, Вагнер, Шекспир (здесь Репин ставит множество восклицательных и вопросительных знаков). Башилова, С. Н.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Лев Толстой лично участвовал в переписи, посетил ряд домов по Смоленскому рынку и по Проточному переулку, где жила московская беднота, босяки, видел страшные сцены нищеты, голода и, по окончании переписи, принялся писать трактат «Так что же нам делать. », в котором хотел подвести итоги виденному им во время переписи. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Все кажется неотразимо, как сама истина. Выражение победы духа над страстями». Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Все кажется неотразимо, как сама истина. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. С. А. Толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. Картина строга и проста. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А.
Он погружён в работу и ничего не замечает. ». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. «Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику». Леонид Пастернак много рисовал писателя. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Наиболее известными из них стали работы И. Н. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно.
К 6-ти час. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Погрязнуть с ними навсегда — жертва. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Мочи не было. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь. вечера, он неустанно проходил взад и вперед по участку вдовы, направляя соху за лошадью и таща другую, привязанную к его ременному поясу лошадь с бороной: он запахивал, «разделывал» поле.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Общение с прежними друзьями было только заочным. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина.
В 1890-е гг. Подымать. Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола.
Толстого. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Сухотиной-Толстой.
По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Наконец я попросил позволения попробовать попахать.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. И здесь больше подростки-дети. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Но мы, старые люди, лучше владеем собой. Какое блаженство. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»).
Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Ничто земное никогда не было ему чуждо.
Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Ге.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Это часто бывает. И тут – «куда, куда девалась ее красота. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
– писал Репин Стасову. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.
В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Выдающийся подбородок.
Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало. Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Остен-Сакен, А. А. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Очертание всего рта было классически прекрасно. Выражение победы духа над страстями».
Сосредоточенно лицо, полное вдумчивости, проникновенный и пытливый взгляд создают характерный образ писателя. И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни. Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями он ни прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. Москва была началом этой дружбы именно здесь она зародилась и окрепла в 1880-1882 годах. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Бирюков, Н. Л.
Л. Н. Толстого». «Как Вы умеете во всем видеть суть дела. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. «Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны.
И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними.
Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1901 году им был создан портрет Толстого Льва Николаевича на фоне грозы и при свете настольной лампы.
За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Черткова, М. А. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200.
Страшно трудно. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н.
Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин дважды подавал прошения об отставке. Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама Этюд вышел очень заурядный, неинтересный», – вспоминал Репин.
Это барельефы и силуэты Ф. П. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е.
«Не молчать перед правдой царицею». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. М. Бунакову. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание.
Цвета полотна очень сдержанны. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Ну что с таким спорить, к чему. » Споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. На месте трудно удержаться во время тряски. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Крамского, в Академии художеств у П. В. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Нет.
«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Крамского, И. Е.
Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. А 1906 году он нарисовал портрет углем. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Весь день поглощена она этим. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Что это Лев Николаевич, ну можно ли так шутить. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно. Репин именно молодец.
Нет. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
с прилипшими волосами к мокрому лбу, вискам и щекам выражало крайнее напряжение и усталость, а он, поравнявшись со мной, каждый раз бросал ко мне свой приветливый, веселый взгляд и шутливое словцо. Подымать до себя, давать жизнь — вот подвиг». Чертовский народ. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Лев Толстой долго отказывался, несмотря на уговоры Третьякова, позировать рекомендуемым художникам. Игумнова, П. И. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни.