Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Впрочем, под названием Тициановой красавицы в европейских галереях существует несколько других портретов той же Лауры, портретов удивительной красоты. Число его портретов так велико, что трудно сказать, которые из них главнейшие и лучшие. Ранний период (до 1519 г. ) проникнут спокойным, радостным настроением, ощущением счастливой полноты жизни.
В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. В своей работе Изабелла дЭст Тициан объединяет категорию анонимной красоты с темой портрета. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал.
Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. И все это происходит в густом мраке, которого на рассеивает, но лишь еще более подчеркивает зловещий, лихорадочный свет чадящих светильников (кажется слышно, как потрескивает огонь). К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.
Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. И не только. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев.
(Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Это многое говорит о выставке: картины XVI века, с их обилием деталей, героев, мифологическими и библейскими сюжетами, смысл которых способны понять лишь специалисты по религии и древностям, портреты каких-то забытых аристократов – все это требует определенного культурного уровня. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения творчества Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль («Флора», «Динарий кесаря»). Ранняя серия женских портретов Тициана – одна из составляющих славы венецианского Ренессанса.
Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен». 4 Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Лаура де Дианти изображена Вечеллио также в картине, находящейся в Лувре и неправильно названной «Тицианова красавица» и в картине «Флора» (Флоренция). Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
Один из таких портретов находится в Берлине, другой— в галерее графа Грея в Лондоне, третий— в мадридском музее (Иродиада). Точная дата его рождения неизвестна. «Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Картина поражает своей цельностью, грандиозностью.
Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Около умершего – только три одинокие фигуры. Кроме этого, в 1520-е годы Тициан получил несколько престижных частных заказов. Крупные, вылепленные с большой пластической энергией складки одежд подчеркивают одухотворенность прекрасного, спокойного, чуть печального лица Спасителя написанное легкими, прозрачными, почти сливающимися мазками, оно как бы светится изнутри излучая кротость и легкую печаль. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Обычаи и церемонии, которыми отмечен жизненный путь великих мира сего, являлись событиями общественной значимости и зачастую запечатлевались для потомства в преданиях и изображениях, распространяя впоследствии имя и славу их носителя далеко за пределы страны.
Женившись в 1525 г. на некоей Цецилии (уже имевшей от него двоих детей), он потерял ее через пять лет и так и прожил один до конца своих дней. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек.
На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто.
Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526). Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Повторение этой картины находится в Лувре. Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века.
Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость. Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. Вскоре В. затмил своих учителей и обнаружил такой необычайный талант, что получил звание первого живописца Венецианской республики с обязательством писать портрет каждого нового дожа. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Две из них находятся в музее Прадо в Мадриде, а третья (очень любимая самим автором) — знаменитое полотно «Вакх и Ариадна» (1520-23) — в Национальной галерее в Лондоне. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Между 1572 и 1575 гг. Художника привлекают образы пышной женской красоты, как например, в самой известной картине этого периода «Любовь земная и небесная».
В Лувре находятся портреты: маркиза дель Гуасто с любовницей, Франциска I и др. Создатели выставки «Венеция Ренессанса. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.
Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Род.
Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. «В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Разумеется, помимо пенсий от королей и правительства Венеции были и иные доходы, ведь заказов Тициан получал неимоверно много. (Vесеlliо)— вел.
О Тициане ходила слава очень алчного человека. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Самый могущественный из тогдашних монархов, германский император Карл V приглашает его в Аугсбург, жалует ему графский титул и, позируя Тициану, будто бы даже поднимает кисть, уроненную художником.
Это поистине его духовное завещание. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. По слухам.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Вакханалия и Праздник Венеры – чудесные звенья той же цепи.
Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и по всей Западной Европе.
Культурные изменения их абсолютно не затронули. Этому предшествовала достаточно долгая (и безуспешная) борьба провинции за независимость. Величав, покоен и строг он на последнем автопортрете. в Болонье, где император тогда находился. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью. Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана.
В 1514г. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Семейство», «Диана с нимфами» и «Портрет ученого». Гербы изображенные на саркофаге и серебряном блюде, принадлежат венецианской семье Аурелио и падуанской семье Багаротто, вот таким образом, видимо, картина была написана в честь состоявшейся в 1514 году свадьбы Николо Аурелио и Лауры Багаротто. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час.
красным тоном, точно каплями крови, для оживления живописной поверхности. Тем временем подросло новое поколение венецианских художников. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джовании Беллини.
Скорее всего, — это Муза. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом.
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. В 1530-м известный художник был представлен ко двору императора Карла V, который пожаловал Тициану графский титул и возвел в рыцари Золотой шпоры, коими доселе не удостаивался ни один римский художник. На заднем плане сидит старец с черепами в руках.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Эту тему часто рассматривали как символ достоинства. То, что эта интерпретация предмета может быть правильной, также подтверждено фактом, что есть запись 1533 года о картине Юдифь Тициана в коллекции Альфонсо I дЭста. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. одно время служил начальником народного ополчения и инспектором шахт (добыча руды и производство древесины составляли основу промышленности области Кадора). Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Однажды император поднял кисть, которую В. уронил, говоря: «Тициан заслуживает того, чтобы ему служил Цезарь». Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Впрочем, его смерть могла объясняться и просто старостью. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Но почему.
Ранние произведения В. и по преимуществу портреты писаны в манере этого последнего. Тициан создает второе Венчание терниями. При этом существовало множество реальных рабов. Все удивлялись, видя почести, которыми император окружал В. «Я могу создать герцога, — говорил этот государь, — но где я возьму другого Тициана. ». В галерее герцога Лейхтенбергского (петербургская Академия художеств)— четыре картины В. : «Мадонна», «Св.
Долгая жизнь Тициана делится на четыре творческих периода. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Написанный им портрет герцога заинтересовал представителей знатнейших семей. Но в особенности следует упомянуть о нескольких портретах дочери В. — Лавинии.
Юноша, одаренный талантом к живописи, обладал прекрасными манерами имел репутацию весьма приятного и общительного человека. В 1529г. Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции».
Две могучие колонны возносятся ввысь. В петербургском Эрмитаже хранятся тринадцать картин В. : «Мадонна с Иисусом», «Ессе Homo», «Спаситель», «Богородица с Христом и Магдалиной», «Несение креста», «Кающаяся Магдалина», «Венера перед зеркалом», «Даная», «Освобождение Андромеды», портрет Папы Павла III, портрет кардинала Антонио Паллавичини, «Дож» (вероятно, Андреа Гритти), портрет молодой женщины (Элеоноры Гонзаго, герц. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». итальянский художник, главный представитель венецианской школы. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. На это тратились огромные силы и средства.
Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое и Се человек (1543 г. ). Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится.
Флора1515-20Картина маслом, 80 x 64 смГалерея Уффици, ФлоренцияЭто – одна из самых красивых работ Тициана, которая, в теплой и страстной интенсивности цвета, подводит итог ранннего периода Тициана. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола). Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Все исполнено величия, повышенного настроения. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. В начале 1500-х годов Вечеллио (в компании младшего брата) отправился в Венецию учиться живописи в мастерской именитого на то время художника Джованни Беллини.
Точная дата его рождения неизвестна. к творчеству мастера. Но никого нет, никто не спешит на зов. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. – Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения.
Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо. В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники.
«Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. «Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. Работы, относящиеся к началу 1510-х гг. В. отправился в Рим, где прожил около года и где познакомился с великим Буонаротти. Тициан происходил из зажиточной и знатной семьи.
К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Но фигура Христа величественно господствует в композиции, почти полностью заполняя ее, выделена мощным аккордом розово-красных и синих тонов его одеяний. Это – то, почему эта картина часто копировалось. За ними – просторное небо с белыми кучевыми облаками.
Приехал в Венецию в юношеские годы. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Никто из живописцев этой эпохи не прожил столь долгую творческую жизнь, оставаясь до последних лет своей жизни художником полным идей и стремлений. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи.
Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Полная живой и, вместе с тем, строгой скорби Мария держит на коленях тело Христа, а оно сползает, начинает валиться. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Тициан (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны.
Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
В. написал только три таких портрета: Ландо (1531), Донато (1535) и Тревизано (1553), которые находятся во Дворце дожей, в зале Великого совета. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Он сломлен. герцог Альфонсо дЭсте пригласил В. в Феррару во время своего пребывания в этом городе он написал две «Вакханалии» из которых одна находится в Лондоне, а другая— в Мадриде там же написаны им: знаменитая картина известная под названием— «Христос с пенязем» (Christo alla moneta, Дрезден), затем «Альфонсо дЭсте, его супруга и сын, поклоняющиеся Пресвятой Деве», портреты Лукреции Борджии, Лауры де Дианти, возлюбленной герцога и много др.
Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
В 1575 году один из современников отметил, что «кисть Тициана по-прежнему остается несравненной». в 1477г. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Впрочем, он согласился написать портрет Франциска I (Лувр). Сотрудничество с герцогом Феррарским вывело Тициана в высокие круги. Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто. Создавший в 1510—1540-е годы обширную портретную галерею, он, видимо, утрачивает интерес к портрету и обращается теперь к этому жанру крайне редко.
«Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга. Новые заказы не заставили себя ждать. Однако в личной жизни он являл образец высокой нравственности.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Венецианские художники следовали классическим образам и не в последнюю очередь это сказывалось на их понимании женской красоты.
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. В 1545г. В этом отношении особенно достойны внимания: «Взятие Богородицы на небо» и «Положение Спасителя во гроб».
В семье Вечеллио было четверо детей — два мальчика и две девочки. «Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Ее родословная прослеживается с начала XIII века. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ).
В обширной портретной галерее перед нами проходит череда ярких, неповторимых личностей, сильных и властных характеров, тонких, наделенных богатством духовной жизни натур. В Тициане гениальность художника сочеталась с расчетливостью венецианского купца. А после его преждевременной смерти стал общепризнанным главой венецианской школы. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м). Он в Венеции в 1576г.
Это особенно ясно в таком шедевре, как Положение во гроб. Урбинской). Среди них мы найдем и Джордже да Кастельфранко, прославившегося под именем Джорджоне.
Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу. Отец Тициана, Грегорио Вечеллио.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Он был учеником Себастиано Цуккато, Джентали Беллини и отчасти Джорджоне. Запросы монархов и правителей привели к возникновению множества творений, предназначавшихся только для конкретного события. Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города.
Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Род его был старинным и влиятельным в этой местности. Художник выразил в этой картине торжество человеческого скотства и бессилие добра. Христос обессилен. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Возрожденные классические античные рукописи, вновь изданные или переведенные, могли пересекать границы пространства и времени, как никогда раньше.
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Но в 1516 году и Беллини отправился в мир иной. Уже несут и секиру.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Слава Тициана росла, вскоре он стал известен за пределами Италии.
Тициан поистине мыслил краской.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
В., бесспорно, один из величайших венецианских живописцев. Но общая тональность картины Тициана абсолютно иная, чем в работах его старшего друга и предшественника. в Пиеве-ди-Кодоре. То же можно сказать и о Тинторетто.
1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. римскому императору, на что Христос ответил ему: Воздайте божье Богу, а кесарево – кесарю. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Сблизился с Джорджоне и испытал во многом его влияние.
Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). во дворце Барбариго— Папы Павла III, в Уффици— Карла V в латах, молодого воина и пр.
Из картин Вечеллио упомянем: «Торжество любви» (Феррара), «Торжество Юдифи» (Венеция), «Успение Богородицы» (Венеция), «Диана и Актеон», «Бичевание», «Мария с младенцем Иисусом», «Святой Алоизий Гонзаго» и пр. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Портрет Карла V был написан В. с натуры в 1529г.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Письма же за него писали под диктовку. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности.
Но даже принадлежащие к нему Тинторетто и Веронезе были не в силах соперничать с Тицианом (а тому уже было за восемьдесят). Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Вскоре Тициан подтвердил свою репутацию ведущего художника Венецианской республики поражающим размерами и мастерством алтарным образом «Ассунта (Вознесение Марии)», написанным в 1516-18 годах для церкви Сайта Мария деи Фрари. Портрет не имеет равных у Тициана по великолепию и богатству цветового решения, симфонии красных тонов, в которой объединяются краски утренней зари, ее отблески на металлических доспехах, цвета красной попоны коня, украшающего голову скакуна плюмажа и перевязи на груди всадника.
В Ферраре В. подружился с поэтом П. Ариосто и написал замечательный портрет его, ныне находящийся во дворце Манфрини в Венеции там же находится чрезвычайно замечательная картина В. «Положение Спасителя во гроб». Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества.
Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс. Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно. В. особенно замечателен в таких сюжетах, в которых фигуры сохраняют внешнее спокойствие. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.