Тициан (Тициано Вечеллио) Портрет молодого человека ок1510.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета.
Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы. Его творчество оказалось невостребованным современниками.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). После Джорджоне художник Вечеллио старался найти для себя кого-нибудь из высшего художественного сословия, чтобы набраться опыта. Не менее чувственна и Даная Тициана. Он чувствует себя независимым. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.
Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. В отличие от знаменитого Дж.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Наряду с Микеланджело Тициан, пожалуй, самая грандиозная фигура Высокого Возрождения. Италия. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Теплота тела, легкость волос, переливчатость шелка и бархата, мерцание драгоценностей, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Тициан остается лишь наиболее ярким среди них. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы.
1534, Национальная галерея, Лондон). Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Вернее, здесь живопись только и стала живописью, чем-то самодовлеющим. Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла.
В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. Созданные им образы обладают мощными силами. В 1548 году Тициан создал еще один знаменитый портрет Карла V, который хранится в мюнхенской Старой пинакотеке, на котором император представлен отнюдь не величественно, а как-то даже по-домашнему, сидящим в просторном кресле.
Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями. Он и не относится к ней легкомысленно. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Кто изображен на картине – загадка. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Герои Тициана причастны к другому миру – миру активных человеческих деяний.
К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Здесь чувствуется старческая мудрость, какое-то безразличие к суете вещей. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.
Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе. Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.
Хотя герой еще не начал играть на лютне, создается ощущение, что чарующие звуки уже успели заполнить пространство. И к тому же один из самых больших его портретов. Пожалуй, ни у кого из мастеров его времени мы не найдем такого ликующего, страстного утверждения красоты мира, радости жизни.
Много и охотно художник писал женские портреты. Спаситель мира — очень пострадавшая картина. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Рядом с ней находится в рубище св. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Один цвет — черный — создает весь красочный эффект на Св. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона.
Тициан жил и работал в XVI веке, в период блестящего расцвета культуры и искусства Италии. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир.
Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела и оставил его в подарок другу. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.
Был ли Джорджоне действительно на год моложе Тициана, в настоящее время подвергается сомнению (в связи с теми сомнениями, которые возникли относительно достижения Тицианом 99 лет). Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами.
Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома.
К счастью, молодая жена выжила. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Холст, масло. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
У них родился сын Персей. Скорее всего, — это Муза. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Перед ним на столе – маленький деревянный ларец, выполняющий роль подставки для раскрытой книги, чернильница и чистый лист бумаги. В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. 190, 3 x 207 см.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. 1512, Прадо, Мадрид). С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон).
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Но как художник он поражает глубиной и многосторонностью своего гения. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена). Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.
Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Занимаясь росписями, Рафаэль не забывал и о станковых портретах, в которых отразились черты монументального искусства. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок.
В левой части композиции стоит еще одна обнаженная дева, собирающаяся набрать воды в сосуд. Действительно, здесь живопись в том смысле, как она понималась во всей остальной истории искусства (за исключением именно Рембрандта, отчасти еще Гойи и французов 1860-х, 1870-х годов) исчезла и заменена чем-то другим. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Эта картина – типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа.
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Тициан был величай- шим художником Венеции.
Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства.
Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага. Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан). Кстати, Данай у художника несколько и хранятся они в разных музеях мира.
Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид). Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Эта работа новатора. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. Но даже на фоне итальянского искусства эпохи Возрождения фигура Тициана кажется грандиозной. Эдинбург.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Франциска. Заказчик – Филипп II Испанский, см. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
В этом отношении сравнение Тициана с солнцем не верно. Себастьане, не много красок также на картинах Се человек и Несение креста. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. Но главное отличие даже не в позе – урбинский герцог опирается рукой на свой командорский жезл, – а в выражении лица делла Ровере.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок. Каждый из вторых художников Венеции велик, гениален и вполне независим.
В это время художник писал в основном портреты. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Художник не успевал выполнять нескончаемые заказы, которыми его засыпали представители королевского двора и Ватикана, среди его постоянных клиентов были кардиналы и герцоги, знатные дамы и римские вельможи. Он не ломается, когда создает свою интерпретацию евангельской героини. В величаво-спокойной позе Венеры, в плавных очертаниях ее тела, в самом композиционном решении холста ощутима та приподнятость, которая делала образ венецианки олицетворением земной, чувственной красоты, возвышенной и идеальной.
Зритель сразу обращает внимание на его высокий лоб, орлиный с горбинкой острый нос, глубоко посаженные глаза и длинную бороду. Каждая мелочь костюма написана с большим вниманием и вкусом и это создает общее впечатление: цельное и законченное. 1513, музей Гарднер, Бостон). С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен.
Так называли современники Тициана. 1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом.
Это солнце всей системы венецианской живописи. Таков великолепный мужской портрет (1509-1510). Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид).
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
История их любви очень трогательна. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Не он давал свет другим, а все или, по крайней мере, многие еще были светоносцами: Себастиано, Пальма, Кариани, Лотто, Бонифацио, Моретто из Бреши, Тинторетто, Парис Бордоне, Бассано, Скиавоне, Порденоне, оба Кампаньолы, Теотокопули, Джироламо да Тревизо, Паоло Веронезе. 1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. В Трех возрастах жизни название говорит само за себя.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.
Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление. Но как удивительно красиво к фону портрета взято отношение цвета просторного темно-синего камзола, отороченного искусным широким золотым шитьем по воротнику и отворотам, по плечам и краям рукавов из-под которых виднеются тщательно прописанные тонкие белые кружева рубашки. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Естественнее предположить, что Тициан был моложе своего товарища из Кастельфранко и это объяснило бы его поступление (в 1506) к Джорджоне в качестве помощника при росписи фресками (впоследствии погибшими) Фондако деи Тедески в Венеции. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики. Чаще всего портретируемые на картинах живописца изображены в порывистых позах, они словно протягивают зрителю какую-нибудь статуэтку или предлагают прочитать латинское изречение на листе бумаги.
Чувствуется, что ему не сидится спокойно на своем месте: его пальцы нервно перебирают складки одежды, а мысли тем временем заняты какой-то очередной интригой, направленной против недругов. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара.
Характерно для Тициана — его простая правдивость, его полная искренность. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера.
Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем.
1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд.
Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. От посягательств Зевса красавица была укрыта в покоях, но бог, приняв облик золотого дождя, проник к ней.
Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». Лукавый изнуренный немощью первосвященник передан искренним венецианцем без всякой прикрасы, просто и смело. Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
Это отразится в его автопортретах. Над темным морем он несет её на Крит. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Петра. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.
Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. 1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Существуют различные мнения о дате его исполнения, но несомненно то, что по живописи он близок Портрету Пьетро Аретино из флорентийской Галереи Палатина в палаццо Питти особенно сходно написаны одеяния дожа и знаменитого писателя. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Тициан поистине мыслил краской.
В молодости Тициан не писал автопортретов. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Национальная галерея Шотландии.
Пожалуй, опасно смотреть на такие картины молодым художникам. 1506–1508 «Портрет юноши», ок. Одни руки на том портрете, цепкие, костлявые руки папы, прославившегося стяжательством и непотизмом, заменяют в смысле характеристики самые подробные исследования историков. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. Весь образный строй этого портрета захватывает зрителя своей сконцентрированной энергией. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
И это движение рук, такое контрастное по отношению к спокойному выражению лица, передает внутреннее, скрытое от зрителей напряжение и экспрессию характера мужчины на портрете. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах. Возрождение.
Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл.
Колорит – контрастный. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Художник одет в простую и дорогую одежду. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами.
Постановка фигуры и поворот лица композиционно почти совпадают с портретом Федерико Гонзага. Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет.
Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Обнаженная молодая женщина с осыпающимися розами в руке символизирует готовность стать чьей-то женой. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага. Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции.