Слава к Тициану приходит рано. Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок. Именно они, встревая в судьбу человека, разрушают гармонику духа. На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом. 1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок. много внимания Тициан уделяет портрету.
Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Себастьян» написан, по сути, только охрами и сажей. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена). Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). 1534–36, Худож. -историч. Широкие плечи, сильные и выразительные руки, свободная грация позы, небрежно расстегнутая у ворота белая рубашка, смуглое юношеское лицо, на котором выделяются глаза с их живым блеском, создают образ, полный свежести и обаяния молодости. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате.
Тот же тип слаженно устроенного радостного человека дозволено увидеть на полотнах «Виоланта» и «Портрет Томмазо Мости» (оба — 1515-1520). На сочетании гордо-декоративных и реалистических элементов поcтроен портрет изображающий Карла V (1548). На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. —1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок.
Завершалась картина прозрачными лессировками, придающими глубину цветам и теням. 1534, Национальная галерея, Лондон).
По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Открытия, сделанные в теории, он применяет в своих картинах. 1512–1514, Нац. В то же время Т. отказывается от ясных пространственных построений, натуралистич. Но начать все-таки правильнее с «Портрета неизвестного», пока он доступен и не вернулся назад в Палаццо-Питти. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. ТИЦИАН, Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio) (между 1477 и 1490, Пьеве-ди-Кадоре– 27. 8. 1576, Венеция) итал. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки.
Пейзаж, символизируя недружелюбные персонажу силы играет тут независимую роль. Впрочем блаженство это преходяще и одномоментно. мастеру («Сельский концерт», ок. Такого человека и решил запечатлеть в одном из своих произведений Тициан.
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Одной из наилучших работ Тициана является картина под наименованием «Раскаивающаяся Мария Магдалина», сделанная в шестидесятые гг.
Разнообразные вариации на тему парадного портрета созданы для имп. На портрете изображен молодой мужчина, лицо которого, окаймленное маленький бородкой, выражает большую внутреннюю борьбу чувств и эмоций. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой.
Близка «поэзиям» «Венера Урбинская» (1538, галерея Уффици, Флоренция). Основоположником итальянского метода живописи можно считать Тициана. Впрочем он все же оказывается поборотым. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью.
Впрочем у Тициана образ раскаивающейся Марии Магдалины переосмысливается. В это же время художник пишет ряд работ, темой которых является чарующая красота женщины. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Холст, масло.
У него было немало учеников, но ни один из них не был равен учителю. Марка. Себастьян». В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
Портрет этот отнюдь не является предшественником парадного официального барочного портрета. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника — Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594) («тинторетто»—красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Впрочем, невзирая на это, он высоко ценил искусство, cам был автором ряда публицистических статей, большого числа комедий, новелл и поэм (правда и не неизменно приличного оглавления). Сблизившись с венецианскими гуманистами, создаёт работы, отмеченные филос. КарлаV, по заказам которого Т. работал с 1530 (в 1533 получил звание герцога Палатинского): «Портрет КарлаV с собакой» (1533), «КарлV в сражении при Мюльберге» (1548 оба– Прадо), «Портрет КарлаV в кресле» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен см. Ансания сиенского собора.
Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. илл. Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548, Мюнхен).
Тема гармонии человека и мира редко у кого из художников ренессанса воплощалась столь осязаемо — реально, была бы в такой мере проникнута наслаждением жизнью. и флорентийской школ живописи, представленные в творчестве Микеланджело и Рафаэля, – объёмность и динамизм фигур и композиции в целом, драматизация образов также изучает возможности северного иск-ва (благодаря гравюрам А. Дюрера и др. ) с принципиально иными, чем в Италии, ролью линии и характером пейзажа. Слава к Тициану приходит рано.
Помимо прочего это означает, что «Портрет неизвестного» совсем недалеко по времени отстоял от «золотого века», ознаменованного именами Леонардо, Рафаэля и Микеланджело (последний был даже еще жив в те годы). Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. венецианского алтарного образа. передачи освещения.
Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Впрочем он одинок и лишь следственно не может быть победителем. художник.
Сотрудничал с Джорджоне (в частности, в росписях Фондакко деи-Тедески, 1508–09, фрагменты в галерее Дж. Франкетти в Ка-дОро, Венеция), под влиянием которого отошёл от кватрочентистских принципов, отказываясь от осевой симметрии и фронтального расположения фигур в пользу более динамичных поз и асимметричной организации поверхности, смягчая контуры с помощью сфумато и изображая фигуры в пасторальном пейзаже («Цыганская Мадонна», ок. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.
Тициан Вечеллио (1477. Белый грунт стали покрывать какой-либо прозрачной краской, а впоследствии мел и гипс белого грунта стали заменять различными красочными пигментами, чаще всего нейтральными серыми или красно-коричневыми. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. КарлV) пишет также портреты короля ФилиппаII (1550–51, Прадо).
Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. работами во Дворце дожей, пишет портреты дожей и др. Герои Тициана причастны к другому миру – миру активных человеческих деяний. Помещенная между ними граненая ваза с белыми лилиями (символ девственности и чистоты) служит композиционным центром картины, где в верхней части в окружении херувимов парит голубь – Святой Дух. галерея, Лондон). В то время Венеция переживает серьезные политические неудачи.
В конце концов бросили гадать и остановились на нынешней формулировке. к ст. С беспощадной правдивостью Тициан трактует свои модели в портретах Пьетро Аретино, папы Павла III с племянниками императора Карла V. Зато портрет его дочери Лавинии («Портрет Лавинии», ок. Портрет Карла V. 1548. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок.
После смерти Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo, филантропических братств, в которых несомненно ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе и Мазаччо. Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. Тициан.
Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена. Интересным приемом пользовался в некоторых своих этюдах А. Иванов. Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле.
Основные персонажи оказываются как бы выхваченными лучами света из ночного тумана. Тем же блестящим противопоставлением подмечены и образы полотна «Даная», написанного примерно в 1554 г. Произведение отличается высокой степенью драматичности. Таковы герои композиции, получившей наименование «Портрет Отцa Павла III с Алессандрo и Оттавио Фарнезе».
музей, Вена), в которых обогащает формулы репрезентации модели. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Именно с поддержкой краски художник расставляет в картине смысловые акценты. Тициан показал себя как восхитительный мастер художественной композиции.
Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515-1520 Лувр). Другое полотно – конный портрет Габсбурга в битве под Мюльбергом (оба 1548 г. ). В картине нет неизменности настроения и мирного умиротворения героев, которые отличают сделанные ранее образы («Любовь земная и небесная», «Венeра Урбинская»). Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв.
Все-таки жил Тициан очень долго (по одной из версий, умер он в возрасте 99 лет при эпидемии чумы), отличался высокой работоспособностью, да и эпоха, ему доставшаяся, была не самой кровавой и разрушительной в итальянской истории. В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни.
Хотя эти произведения по своему типу соответствуют традиционному погрудному портрету в живописи Раннего Возрождения, они отличаются от последних повышенной эмоциональностью. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. художник Венецианской республики (осуществляет надзор над худож.
Полотно «Пьета» явилось оригинальной прощальной песнью, посвященной ясным, возвышенным и величественным героям, сделанным в эру. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. мотивы, а также к более глубокой передаче внутр. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Таков великолепный мужской портрет (1509-1510).
Картины свои писал гризалью очень пастозно, так как любил живописную фактуру. Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. Во всех этих вариантах тициановское толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости бытия.
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». 1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей. Полотна этого живописца не столь уж редки в собраниях мировых музеев. Его искусство — самое яркое явление венецианской школы итальянского Возрождения.
Портрет Ипполито Риминальди. к ст. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Галерея Питти, Флоренция. Своеобразную технику применял Эль Греко. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции.
музей, Вена «Noli me tangere», 1511–12, Нац. Не зря этого сероглазого (точнее, голубоглазого) аристократа потомки столь настойчиво ассоциировали с принцем Гамлетом. С самого начала портрет занимает одно из центр. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло.
Его творчество оказалось невостребованным современниками. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. Новизной композиционных приемов, нередко с использованием перспективных ракурсов, возвышенной трактовкой образов отмечены такие разные по своему духу и настроению произведения, как «Ассунта», «Мадонна семьи Пезаро», «Вакх и Ариадна». Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон). На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). В чем причина.
Так, юная девица символизирует красоту и ясные чувства. В поздний период Т. разрабатывает особую манеру письма, основанную на выразит. Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку. В теоретических трудах он определяет перспективу как «видимые издали предметы, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально, в зависимости от их размеров и расстояния».
1548) тонкий анализ характера человека показывает и одиночество модели и ее душевную стойкость. Грусть и тревога прочитываются во взгляде его больших темных глаз. 1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам.
Возникала даже теория о некоем «молодом англичанине» (именно под таким заглавием портрет фигурирует, например, в знаменитой «Истории искусств» Эрнста Гомбриха). Заканчивалась работа лессировками. Далее живопись велась по просохшему подмалевку. Всегда можно добрать впечатлений в других залах.
Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца. К величественной простоте смогут потом вернуться лишь Рембрандт и Веласкес. В этот период Т. осваивает ценности рим.
Так, в картине «Венера Урбинская» (1538, Галерея Уффици, Флоренция) античная богиня представлена в обстановке богатого патрицианского дома. Рисунок он выполнял на белом грунте энергичными твердыми линиями. Тема одинокого героя, конфликтующего с окружающим миром, звучит и в произведении «Св. В 1540-е гг.
Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл. Важную роль в картине художника играет пейзаж: это мир, полный безмятежного покоя и бесконечного разнообразия.
Уцелели многие из тициановских произведений. Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Трагизм образов выражен в картине с подмогой тоновых и светотеневых переходов. кст.
возможностях мазка и живописной фактуры. В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. В Ферраре для студиоло А. дЭсте пишет 3 картины– «Поклонение Венере» (1518–19), «Вакханалия на острове Андрос» (1523–26, обе– Прадо, Мадрид), «Вакх и Ариадна» (1520–1523, Нац.
Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 1508—1510). Блестящим примером метаморфозы xудожественного способа автора является картина «Портрет Ипполито Риминальди», сделанная в конце 1540-х гг.
Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. В портрете воплощена идея гaрмоники человеческoго духа и тела. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением.
В нем та же, что и в предыдущей картине, композиция и те же краски, но общее впечатление от полотна совсем другое. Риминальди так же остро чувствует свой разлад с эпохой.
Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Создание полотна относится к периоду с 1515 по 1520 г. В образе молодого человека представлено целое поколение людей того времени — эры Возрождения. музей, Вена).
Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546). Недостающие золотисто-охристые тона он наносил лессировками. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. С 1516 Т. много работает за пределами Венеции. Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы. Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528—1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей.
Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. В его моделях (особенно в портретах раннего и среднего периодов творчества) всегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным по гамме колоритом и скупыми, строго отобранными деталями (портрет молодого человека с перчаткой, портреты Ипполито Риминальди, Пьетро Аретино, дочери Лавинии). Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы. Правда и она в итоге подкачала. Огромное влияние Тициана сказалось на живописи следующего столетия, его в большой степени испытали Рубенс и Веласкес.
Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. На темных, коричневых грунтах, подмалевывая серым тоном, который оставался в полутонах, писал А. Матвеев, В. Боровиковский – по серому, а К. Брюллов – по темно-коричневому грунту. Не менее важным оказался и его опыт в развитии мифологического жанра, пейзажа, портрета.
Драматизм, чувствительную напряженноcть сцены усиливает угрюмый, темный колорит. За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Себастьян», «Оплакивание»), Меняется и техника письма: золотистый светлый колорит и легкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной.
Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния. Слава к Тициану приходит рано. Впрочем нужно все же подметить тот факт, что эти произведения лишены того оптимистического и жизнеутверждающего настроения, какое звучит, скaжем, в «Любви земной и небесной» и «Вакханалиях».
Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Весь образный строй этого портрета захватывает зрителя своей сконцентрированной энергией. Характер живописи Тициана меняется в 1540 годы. Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (1562—1563 размер 6, 6х9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, —все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие.
1512, Прадо, Мадрид). На нем изображены нарядно одетые золотоволосая венецианка и античная богиня Венера, сидящие на краю мраморного саркофага, в воде которого Амур вылавливает лепестки роз, символизирует красоту мироздания. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». В картине «Любовь земная и небесная» (ок. Среди полотен крупнейший интерес представляют «Диана и Актеон», «Пастух и нимфа» (1559), «Венера с Адонисом».
Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Недаром стало традиционным сопоставление этого образа с шекспировским Гамлетом. Драматизм подчеркивается в композиции определенным сочeтанием темных и ясных тонов. Конец 1540-х гг. Данное произведение Тициана прославляет человека, наделенного большими чувствами. Дионис), ставшие первыми работами в новом для Т. жанре «поэзий» (poesie)– мифологич. Одним из первых произведений сходственного нрава является «Портрет молодого человека с перчаткой». Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато».
Полон жизненной народной сочности образ старухи — торговки яйцами, своей жанровостью характерный для ряда работ художника 1530-х гг., так же как и образ служанки, роющейся в сундуке, в картине «Венера Урбинская» (Уффици). сцены, «поэзии» («Смерть Актеона», 1559–75, Нац. живописи. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». – 1576) – величайший художник венецианского Возрождения.
1509, Лувр, Париж). Обучался в Венеции у мозаичиста С. Дзуккато, затем у Джентиле и Джованни Беллини. Его Аретино — непростой реалистический образ, заключивший в себе самые многообразные, порой даже противоречащие друг другу чувства и черты нрава. Вся картина пронизана духом праздничности и чувством значительности происходящего события. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой.
Всё это обогащает манеру Т., предлагающего радикально новые решения для традиц. и смысловых решений, вводя жанровые и аллегорич.
илл. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана Вечеллио, одного из крупнейших мастеров мировой живописи.
рисунок, Т. свободно импровизирует сразу на доске (холсте), композиции его картин находятся в постоянном становлении и могут быть изменены на разных стадиях (рентгеновские и др. Какая-то едва ощутимая болезненность заметна в его выразительном лице. исследования выявляют элементы и фигуры исчезнувшие из окончат. Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). С огромной силой художественного обобщения написан «Портрет папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545-1546 гг. ). Но есть в наследии художника произведения особо почитаемые и популярные.
В поздний период, нанося краску, по свидетельству современников, «огромными, как помело ведьм» кистями ипальцами, Т. создаёт открытую и динамичную живописную поверхность. Старая Пинакотека, Мюнхен. Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477—1510), —прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения.
«Портрет неизвестного», приехавший нынче в Москву, – один из таких культовых опусов. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515—1520 Лувр). галерея, Лондон см.
Тициан говорил: «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше, чем три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием». Начало нового подхода к живописи относится ко времени появления цветных грунтов. илл. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II.
Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов. 1510, Худож. -историч. 16столетия.
В образе Ипполито Риминальди (ок. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера — «Сельском концерте» (1508—1510). В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения. Традиции итальянской живописи были заимствованы и русскими художниками XVIII-XIX веков. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели.
Себастьяне» (1570). 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). С мастерской точностью показан внутренний мир модели. С 1516 Т. – офиц. Скажем, дозволено привести полотно «Портрет Аретино», датированный 1545 г. Модели художником был выбран вестимый в то время в Венеции человек, Пьетро Аретино, прославившийся необычайной жадностью к деньгам и земным удовольствиям.
Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515–1520 Лувр). Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. Наряду с Микеланджело Тициан, пожалуй, самая грандиозная фигура Высокого Возрождения. с 1513 работает над сценой «Битва при Сполето», 1513–38, не сохр., эскиз в Лувре).
Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. 1555) — это торжество жизни и красоты. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Тициан поистине мыслил краской.
В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. В «Портрете Ипполито Риминальди» (ок. 1513, музей Гарднер, Бостон). Главный из них – это не очень хорошая сохранность произведения.
Даная прекрасна в соответствии с античным идеалом красоты, которому и следует венецианский мастер. течениями того времени: «Аллегория трёх возрастов» (ок. Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок. —1576) —величайший художник венецианского Возрождения. «Св.
1506–1508 «Портрет юноши», ок. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Женскую красоту воспевает Тициан и в картинах «Даная» и «Венера перед зеркалом», которые создавались в те же годы, что и трагические по своему звучанию полотна мастера. В картине «Венера Урбинская» (ок. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Почти не используя подготовит.
Мария, аналогично статуе, застыла в скорби. В нем автор, как и раньше, воспевает красоту и блаженство человека. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Показательно, что в этих портретах отсутствует деловое активное начало. Но концы с концами никак не сходились. Портреты же Тициана как раз и замечательны тем, что продолжают и углубляют реалистическую линию ренессансного портрета.
Тициан смело сочетает интенсивные красные и синие краски, уверенно лепит кистью объемы. После смерти Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo, филантропических братств, в которых несомненно ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе и Мазаччо.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Тициан Вечеллио (1477. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником.
Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Холст, масло. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Все-таки не зря Тициана называют выразителем кульминации Ренессанса. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Однако в тициановском полотне ощутимо все же дыхание другой эры. Характеры переданы с шекспировской силой.
Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св. В результате сквозь них начинает проступать темный цвет грунта, картина начинает «чернеть» иногда на ней пропадают полутона. Надо сказать, ГМИИ периодически устраивает «выставки одной картины», хотя жанр этот некоторыми считается архаическим. А за простотой и сдержанностью – бездна психологии и тончайшее живописное мастерство. В «Короновании тeрновым венцом» Иисус представлен художником в образе обычного человека, по физическим, а основное, нравственным качествам превосходящего своих мучителей.
Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Света прописывались широко и пастозно, несколько светлее, чем в законченной картине. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546). Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем.
мест в творчестве Т. Уже вранних произведениях Т., основываясь на новаторской формуле Джорджоне (поясной срез модель представлена на нейтральном фоне вполоборота со взглядом, устремлённым на зрителя), стремится к разнообразию композиц. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. 1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок. Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545—1546 Неаполь, музей Каподимонте). В отличие от знаменитого Дж.
Иисус пoказан не священным небесным cуществом, а совершенно реальным человеком, поверженным в неравной битве с недружелюбными миру людей силами. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры.
Во многих «поэзиях», созданных для ФилиппаII и др. В 1530—1540 гг. Его ценят за многие качества. Слава сопутствует ему всю жизнь.
Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. В Мантуе (с 1523) Т. исполняет портреты (Ф. Гонзага, 1529, Прадо и Изабеллы дЭсте, ок. Трагический раздор человека с недружелюбными ему силами показан в картине «Се человек», написанной в 1543 г. Сюжет был навеян все больше усиливающейся в то время в Италии социальной реакцией последователей Контрреформации, направленной супротив гуманистических идей Возрождения.
В данной работе великолепен колорит, который обладает светоносностью и ощущением пространственности обобщенным фигурам придана почти геометрическая правильность, что роднит их с совершенными античными статуями. XVI в. Одной из самых колоритных картин Тициана признана «Пьета» (либо «Оплакивание Христа»), написанная около 1576 г. Фигуры охваченных горем женщин изображены тут на фоне каменной ниши и угрюмого пeйзажа. Тициан жил и работал в XVI веке, в период блестящего расцвета культуры и искусства Италии. Тициан Вечеллио (1477. Но как художник он поражает глубиной и многосторонностью своего гения.
сюжеты, разворачивающиеся в пасторальном пейзаже и проникнутые духом античности. В росписях Скуолы-ди-Сант-Антонио в Падуе (1511) Т. продолжает ренессансную традицию повествоват. версий). К этому библейскому сюжету обращались многие художники Ренессанса. К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. Кризис ценностей, которые еще недавно составляли сущность эпохи, ее героику, коснулся и стареющего монарха.
Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Затем наносил прозрачный слой жженой умбры. Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием.
С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи. Динамично построенная композиция, усиливает свое воздействие за счет использования насыщенных красных и синих цветов. Характерным для него является небольшое число используемых красок.
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Его творческая жизнь охватывает почти три четверти трагического и бурного шестнадцатого столетия.
состояния модели. Та же тема терзания человека звучит и в больше поздних произведениях известного мастера: «Короновании терновым венцом» (1570) и «Св. Вместе с тем, бледное лицо императора, плотно сжатые губы и устремленный вне поля картины взгляд придают его образу устрашающее и отталкивающее впечатление. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. 1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок. Аллегория) «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, галерея Боргезе, Рим).
Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией. Был бы хоть десяток. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). галерея Шотландии, Эдинбург, см.