«конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Тициан, безусловно, являлся и превосходным портретистом. У Тициана мне больше всего нравятся портреты реальных людей, хотя и на мифологические сюжеты смотреть интересно.
О Тициане как о портретисте можно иметь понятие по изображению Павла III Фарнезе, повторению портрета, писанного мастером в Риме, куда он ездил по приглашению папы в 1645 году. В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей». Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). Все картины и портреты Тициана знамениты, ничто посредственное не выходило из-под его кисти. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов. Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.
В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520).
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Много и охотно художник писал женские портреты.
Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен.
Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. В красноватом тумане весеннего утра, один на обширной равнине, простирающейся до холмов Эльбы император, закованный в чеканную и золоченую сталь, с поднятым забралом над бледным и решительным лицом, галопом выезжает из леса с обращенным вперед копьем. До известной степени, картину художника можно рассматривать как исторический документ, отражающий жизнь папского двора.
Это общее убеждение также отражено в современной историографии. И в то же время творчество Тициана проникнуто грандиозностью мировосприятия, героическим пафосом его образы, полные титанического величия, могут найти аналогии только у Микельанджело.
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Он чувствует себя независимым. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Был ли Джорджоне действительно на год моложе Тициана, в настоящее время подвергается сомнению (в связи с теми сомнениями, которые возникли относительно достижения Тицианом 99 лет). Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Ранняя серия женских портретов Тициана – одна из составляющих славы венецианского Ренессанса. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Художник одет в простую и дорогую одежду. Не дошедшие до нас портреты Тициана конца первого – начала второго десятилетия XVI века уже отличны от лирических, полных несколько неопределенной взволнованности портретов его учителя – Джорджоне. Таков великолепный мужской портрет (1509-1510).
Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Необычайно выразителен пристальный и одновременно рассеянный взгляд больших серо-голубых глаз.
Точная дата его рождения неизвестна. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Таким понял и таким изобразил Тициан императора.
Над темным морем он несет её на Крит. И куда устремился он на красиво гарцующем коне. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Колорит – контрастный. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Наряду с Микеланджело Тициан, пожалуй, самая грандиозная фигура Высокого Возрождения.
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
В картине Тициана он похож на одинокого странствующего рыцаря и, одновременно, это триумфатор, предстающий на фоне победно разгорающейся на небе утренней зари. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Петра.
Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». В этом отношении сравнение Тициана с солнцем не верно. Тициан поистине мыслил краской. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Если расставить всю его живопись в порядке появления, то можно проследить весь путь осознания художником этого мира. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Он не ломается, когда создает свою интерпретацию евангельской героини. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Лукавый изнуренный немощью первосвященник передан искренним венецианцем без всякой прикрасы, просто и смело. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Долгие годы жизнь Тициана была связана с судьбой этого необыкновенного человека и монарха. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Спаситель мира — очень пострадавшая картина. Он и не относится к ней легкомысленно.
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Этот неутомимый владыка и честолюбец по отношению к Тициану был очень предупредителен, что приводило в изумление его придворных. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Здесь чувствуется старческая мудрость, какое-то безразличие к суете вещей. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Кажется, что сама Клио — муза Истории — водила в те дни рукой художника.
Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. После этого Даная родила сына Персея. Это – то, почему эта картина часто копировалось. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Тициан написал целую серию работ на эту тему.
О годе туризма могу добавить: по случаю перекрестного Года туризма Италия — Россия с сентября 2013 и до конца сентября следующего года гражданам РФ, не достигшим 18 лет, будут выдаваться бесплатные визы. Характерно для Тициана — его простая правдивость, его полная искренность. Его облик производит впечатление злого духа и видение это захватывает врасплох и пугает. В картинах Тициана часто присутствует пейзажный фон, его персонажи предстают в них в счастливой гармонии с природой.
Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Как эффектно и величественно выглядит всадник. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты.
Каждый из вторых художников Венеции велик, гениален и вполне независим. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Лицо рыцаря, каковым был император, проведший не одну войну, несет отпечаток будущего отречения от престола и ухода в монастырь, как будто художник сумел заглянуть на много лет вперед. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи.
Зритель смотрит на его такое характерное, волевое лицо с резко выдающимся подбородком и вдруг ясно различает во взгляде императора рассеянную грусть, какую-то внутреннюю усталость, которые передаются всей его фигуре и чудятся даже в размеренном беге коня. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
Один цвет — черный — создает весь красочный эффект на Св. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св.
Созданные им образы обладают мощными силами. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Император Священной Римской империи, «повелитель полумира», Карл V любил похвалиться тем, что в его владениях «никогда не заходило солнце». В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Это подтверждено Герцогом Урбино, которого, в письме он написал 2-го мая 1536, просто описал его как леди в синем платье. Вслед за Джорджоне Тициан пишет в 1510-е годы ряд аллегорических и мифологических сцен, персонажи которых предстают на фоне полной гармонии и спокойствия природы.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Картина не была закончена художником, некоторые детали были дописаны после смерти Тициана его помощником Пальмой Младшим. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты.
У них родился сын Персей. В лице Карла V видится что-то страшное, «привиденческое»: один в поле, один в мире, один с надломленной душой. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. И к тому же один из самых больших его портретов. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома.
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио.
Даже краски портрета заключают в себе что-то зловещее, воинственное. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика. Но такова была воля монарха.
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Это было поразительное и наиболее смелое из всех произведений Тициана. В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком. Вернее, здесь живопись только и стала живописью, чем-то самодовлеющим. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Теперь она выставлена в Вашингтоне.
Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Герои Тициана причастны к другому миру – миру активных человеческих деяний. Рядом с ней находится в рубище св. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Так называли современники Тициана. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро».
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Но как страшно одинок он в этом поле. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Себастьане, не много красок также на картинах Се человек и Несение креста. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
В целом мастер сохраняет традиционную венецианскую схему решения этой сцены, но вносит в нее новые, очень важные акценты. Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру.
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Грехи его Магдалины не плотские грехи, за которые тициановские героини вообще не привыкли краснеть. Весь образный строй этого портрета захватывает зрителя своей сконцентрированной энергией. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
К портретному жанру Тициан обратился еще в 1510-е годы и на протяжении четырех десятилетий создал обширную портретную галерею, в которой предстает как величайший портретист не только итальянского, но и всего европейского Возрождения. Тициан остается лишь наиболее ярким среди них. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности.
Кто изображен на картине – загадка. В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Тициан жил и работал в XVI веке, в период блестящего расцвета культуры и искусства Италии.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Но до встречи с Тицианом «германский Цезарь» не встречал еще такого великого мастера, который (не изменяя правде) сумел бы так прикрасить ее, отразить во всей силе и важности образ могущественного политика и воина. В поздние годы этот певец радости жизни поднимается до глубокого философского осознания трагической сложности жизненных противоречий. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Пожалуй, опасно смотреть на такие картины молодым художникам. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены.
Эта картина была заказана Никколо Аурелио, секретарем в венецианском совете десяти, чтобы отпраздновать свой брак с молодой вдовой, по имени Лаура Багаротто. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя. Это солнце всей системы венецианской живописи. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Но как художник он поражает глубиной и многосторонностью своего гения.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Написанный очень обобщенно, мелким сплавленным мазком, то плотным, то таким прозрачным, что просвечивает холст, он, благодаря как бы вибрирующей поверхности холста, поражает своей одухотворенностью.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Действительно, здесь живопись в том смысле, как она понималась во всей остальной истории искусства (за исключением именно Рембрандта, отчасти еще Гойи и французов 1860-х, 1870-х годов) исчезла и заменена чем-то другим.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Эта работа новатора. Он действительно так понимал христианство — без тени аскетизма, как большую поглощающую жизнь страсть.
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Случилось так, что и Тициан был втянут в их меркантильные политические расчеты. Творческое дарование Тициана не было столь многогранным, как у его великих современников, — он был только живописцем. Это отразится в его автопортретах.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Франциска. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, воздуха картине добавляет пейзаж за окном. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. XVI век завершает в Италии так называемую эпоху Возрождения, ознаменованную зарождением в феодальной Европе новых, ранних капиталистических отношений, сложением новой культуры, во всем противоположной средневековой, утвердившей красоту мира и величие человека.
По уверенности художественных приемов этот портрет поразителен, по выражению характера и духа эпохи ничто не может сравниться с ним. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Согласно королевской воле, так и было сделано: необыкновенную картину несли за гробом (50 километров) от Мадрида до Эскориала — резиденции и усыпальницы испанских королей. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых».
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Крупные, вылепленные с большой пластической энергией складки одежд подчеркивают одухотворенность прекрасного, спокойного, чуть печального лица Спасителя написанное легкими, прозрачными, почти сливающимися мазками, оно как бы светится изнутри излучая кротость и легкую печаль. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Естественнее предположить, что Тициан был моложе своего товарища из Кастельфранко и это объяснило бы его поступление (в 1506) к Джорджоне в качестве помощника при росписи фресками (впоследствии погибшими) Фондако деи Тедески в Венеции. Не он давал свет другим, а все или, по крайней мере, многие еще были светоносцами: Себастиано, Пальма, Кариани, Лотто, Бонифацио, Моретто из Бреши, Тинторетто, Парис Бордоне, Бассано, Скиавоне, Порденоне, оба Кампаньолы, Теотокопули, Джироламо да Тревизо, Паоло Веронезе. Увидев это творение император в восторге выразил пожелание, которое многим тогда показалось странным: «Когда я умру, произведение это повелеваю нести за моим гробом».
Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света.