Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые.
Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Перед нами предстаёт мир титанов, полный бурного движения. Все в этих картинах пронизано отголоском каких-то могучих сил.
Венецианская знать почитает за честь заказать Тициану портреты предков. Согласно биографам именно слово матери оказалось тогда решающим. И наконец, такова же, написанная в теже годы наполненная внутренним драматическим напряжением картина «Коронованиетерновым венцом» для церкви Санта Мария делле Грацие в Милане. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Колоссальное Введение во храм (3, 46Х7. 95 м), написанное в 1534- 1538 годах, переносит нас, подобно картинам кватрочентистов, на площадь итальянского города.
Вскоре Тициан становится известным не только в Италии, но и за ее пределами. В частности, изображенная здесь фигура святого Себастьяна рождает Ассоциации с работамиМикеланджело. Две из них находятся в музее Прадо в Мадриде, а третья (очень любимая самим автором) – знаменитое полотно «Вакх и Ариадна» (1520-23) – в Национальной галерее в Лондоне. Вечелли Тициан (1488 (1490) – 27. 08. 1576). До последних дней он не прекращал трудиться. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел — картину «Пьета» («Оплакивание Христа»).
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). После окончания цикла Вакханалий Тициан более 10 лет не обращается к античной теме. Так Тициан оказался в атмосфере большого искусства.
Последнего дожа он напишет, будучи девяностолетним стариком. Он остался чужд сибаритству, не погряз в сытой роскошной жизни. Точно установить его дату пока не удалось – ученые до сих пор об этом спорят. В 1513 году кардинал Пьетро Бембо, прославленный гуманист и друг Рафаэля Санти, стал секретарем римского папы Льва X и пригласил Тициана на службу к своему покровителю, но художник отказался от столь лестного предложения. С другой стороны, светлый эмоциональный тон этих картин (сохраняющийся даже в драматизированных ситуациях), осязаемо счастливая атмосфера, в которую погружены их персонажи, ни в коей мере не могут быть сближены с таким образным комплексом, как пастораль.
Тициан успел впитать в себя все то, что не успел выразить в своих полотнах ушедший Джорджоне, биограф отмечает, что он по жизни нес некий «комплекс Джорджоне». Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. З 1517 року обйняв посаду офцйного живописця Венец республки. Даже родственник Альфонсо, герцог Мантуи Федерико IIГонзага, донимает Тициана приглашениями и необыкновенными дарами. – Л. Л. ) в Рим папой Львом Х, услыхавшим о венецианце, сотворившем грандиозное алтарное Вознесение Девы Марии в церкви Фрари, Тициан отказался от лестного приглашения.
Картина, которую в 1538 году создал Тициан, Венера Урбинская, стала примером символизма в живописи. Таковы же и три «Библейскиесцены» с дерзкими ракурсами, созданные между 1542 и 1544 годами для потолкацеркви Санто Спирито ин Изола в Венеции. Тем не менее, документально засвидетельствованотолько лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой«Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этомслучае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизниавтора. Увидев ее, лежащую в гибкой сладострастной позе, принимающую в свое лоно Зевса (в виде Золотого Дождя. Термн навчання у Джованн невдомий, як багато чого з раншнього пероду життя Тцана. Сотрудничество с герцогом Феррарским вывело Тициана в высокие круги.
Особенно значительной предстает фреска Чудо с новорождённым. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. Это время начала творческой зрелости мастера. «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь).
Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Фигуры героев полны величия. Еще более сложная картина современности раскрывается в неоконченном групповом портрете Павла III и его внуков Алессандро и Оттавиано Фарнезе (1545-1546). Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Однако произведением, которое после первого замешательства, вызванного его революционной новизнойотносительно венецианской изобразительной традиции, поставило Тициана в одинряд с величайшими художниками эпохи Возрождения, с Рафаэлем и Микеланджело, стала «Ассунта».
1515) переживает новую волну подъема. «Поклонение святой Троице» или «Глория», прославляющая Габсбургов, объединила в себе, на фоне светоноснейших эмпиреев, двор земной и дворнебесный. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Даже не кистью –легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношескитвердой рукой подписал: «Тициан сделал». Той робив деклька мозак для головного храму Венец — собору Св.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Также художника интересует пышная женская красота, которая проявлена в картине этого периода «Любовь земная и небесная». К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. В день смерти он завершил свой последнийтворческий замысел – картину «Пьета» («Оплакивание Христа»).
Она была заказанавенецианским аристократом Никколо Аурелио по случаю его женитьбы на ЛауреБагаротто, чей отец, падуанский юрист Бертуччо Багаротто, был приговорен ксмерти заседанием Совета Десяти в 1509 году, когда секретарем Совета был тот жеАурелио. В начале 1500-х годов Вечеллио (в компании младшего брата) отправился в Венецию учиться живописи в мастерской именитого на то время художника Джованни Беллини. Крупнейший представитель венецианской школы. Последние картины Тициана до сих пор вызывают споры. Вн зробив жнку-мрю, жнку деал, жнку фантом, яку нколи сам не бачив. За 10 лет до своей смерти Тициан написал свой последний автопортрет.
Актуальность данной работы заключается в том, что ни один из крупнейших мастеров 16 столетия не мог сравниться с Тицианом в многообразии творческих решений в композициях на религиозные сюжеты, в ярком и оригинальном истолковании мотивов античной мифологии, в поразительно глубокой и разносторонней разработке портретного жанра (Тициан по праву должен быть назван величайшим портретистом итальянского Возрождения), в многообещающих подступах к формированию такого нового жанрового подразделения, как пейзаж. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте.
В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Работая в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан противостоял нарастающей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». По дошедшим до нас сведениям, завершив последнюю, обращенную к Богу работу, старый художник велел накрыть стол на множество персон для ужина, как когда-то в дни давным давно ушедшей молодости. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Важную часть наследия художника составляют портреты, несущие сложное иногда драматическое представление о внутреннем мире модели («Папа Павел III», 1543). Следовательно, родился где-то в период 1485 – 1490 гг. В 1520 году он находится в зените славы. Слава о его творчестве к тому времени уже далеко распространилась за пределы Венеции. Эти работы, по авторитетным оценкам, являются вершиной творчества Тициана.
Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Умер Тициан Вечелли 27 августа 1576г. к творчеству мастера. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Когда он отправляется к чужеземным дворам писать картины, ему придается княжеская свита. Ни один мастер не может похвастаться таким колоссальным воздействием на потомков.
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Это были просто люди, живущие на земле. Величава природа – долина, по которой мчатся охотники, озеро с изрезанными берегами, небо с его широко и привольно раскинувшимися облаками.
Название картины условно – ибо в 17 веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная».
Но это далеко не жанровая картина. К году рождения Тициана Венеция уже была на вершине своего благополучия и роскоши. Ее можно сопоставить с «Венерой» Джорджоне: у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Все его святые просто земные люди. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Такова«Торжественная речь Альфонсо д, Авалоса», написанная в 1540-1541годах, на которой торжественный жест правителя Милана очевидным образомзаимствован из репертуара Классической скульптуры. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики. Непосредственность происходит из-за совмещения драматической силы идинамического напряжения, которые выражены неповторимым тициановским краснымцветом, омытым ярким сиянием.
Тициан мчался к ней изо всех сил, но елва успел. Чечилия изменилась до неузнаваемости. В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Тцан Вчело народився в 1488 роц, за деякими даними в 1490 в Пве д Кадоре.
Тцан викликав з Пве д Кадоре сестру, що виховувала дтей правила в осел. И она отвечает ему любовью. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Героев картин Тициана невозможно назвать «небесными существами» — они приземлены, полновесны, чувственны, в них ощущается «языческое» начало. Тициан или Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Это изображение отнесено очень далеко отпервой сцены, дабы подчеркнуть жестокость насилия. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назариое Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди. В монументальном полотне «Введение во храм» евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества. Поскольку он был очень известным человеком, эта новость быстро разлетелась по всей Венеции. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно1.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Точно не известен даже год его рождения. В основному великий художник писав на теми мфологчн, алегоричн, портрети, пейзажн мотиви. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576.
Таким образом, его годовой доход составлял около семисот золотых и до конца своих дней художник ни в чем не нуждался – редкое счастье для творческого человека. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность.
Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору».
А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов – первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения, знаменовавшая переворот в искусстве Венеции. В 1575 году один из современников отметил, что «кисть Тициана по-прежнему остается несравненной».
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне Флора (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. Подробности об учебе неизвестны – они начинаются только с 1508 года. Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейскойЮдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата– а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии. Если в работах «Цыганская мадонна», «Св.
Письма же за него писали под диктовку. Это предостережение несет в себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическую подоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силам Лиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлучения Венеции. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Она излучает спокойствие и особую внутреннюю силу. Ибо именно на его творчество приходится решающий перелом от цветовых систем предшествующих этапов, основанных на звучании идеального, сублимированного цвета, к колориту, который находится в более непосредственном отношении к реальности и включает в себя результаты аналитического наблюдения натуры, хотя никоим образом не сводится только к ним одним. ПортретПьетро Аретино, находящийся в Питти, на котором один и тот же персонаж с однойстороны, выглядит человеком из плоти и крови, а с другой, — скорее изображен ввиде «наброска, чем в виде чего-то завершенного». Тициан прошел путь от прилежного ученика Дж. Это новое восприятие личности заставляет Тициана изменить традиционные приемы портрета. В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества.
В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Первым учителем Тициана стал мозаист Себастьяно Дольче.
Известный искусствовед Ольга Петрочук заметила про тициановское Оплакивание Христа, что более реальной смерти она ни у кого из художников не видела. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Но даже принадлежащие к нему Тинторетто и Веронезе были не в силах соперничать с Тицианом (а тому уже было за восемьдесят). Как и Введение во храм, картина полна монументального размаха и великолепия. Затем Микеланджело.
Новорожденную назвали Лавинией. В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Возможно, что художник родился около 1488-1490 годов.
В это время была написана самая ранняя картина Тициана-Бегство в Египет. Микеланджело весьма высоко отозвался о полотне. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне «Венера», а другие произведения, в том числе «Сельский концерт», могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.
Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Мифологические композиции-только одна сторона позднего тициановского творчества. Только сейчас, потеряв ее, он понял, как много света привнесла в его жизнь эта женщина, как она была скромна и благородна. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью.
Тем не менее, документально засвидетельствовано только лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой «Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этом случае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизни автора. К 1510 году Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди.
Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 века. Важным эпизодом в развитии тициановской карьерыявилась встреча художника с императором Карлом V, произошедшаяв Болонье в 1530 году во время коронации, которую проводил папа Клемент VII. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные«профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыномКарла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). На созданном в 1567 году«Автопортрете» (Прадо) художник изображен в той же решительной позе, что и напредыдущем автопортрете, хранящемся в Берлине. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе.
(Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Сначала явился Леонардо. В его биографии нельзя найти ни невероятных приключений, ни сказочных поворотов судьбы. Было предпринято мнжество попыток, чтобы расшифровать сюжет картины.
Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума.
простотой скрывается целый мир глубоких и сложных мыслей и чувств. Слава его начинается с 1516 года, когда он написал на двери старого шкафа так называемое «Кристо делла Монета» — картину известную ныне под названием «Динарий кесаря». С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Его встретили с почестями и с почетным конным эскортом препроводили к Папе Павлу Третьему.
вн зробив молодичкою. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Среди них его сын Горацио, которому художникдоверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постояннозаказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «КающейсяМагдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
И вспомним, что он прежде всего художник. По слухам. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись.
Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Собеседование», «Три возраста» еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций идиллический образ природы, то уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок. Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой.
Произведение«Чудо страдающей женщины» проникнуто созвучным ему тоном драматическогоповествования, особенно патетически звучащим в эпизоде с ревнивым мужем, изображенным в момент убиения явно несправедливо заподозренной в измене жены. Действие разворачивается на первом плане картины: кричащая женщина распростертана земле в странной позе, ревнивый муж возвышается над ней, вцепившись ей вволосы и размахивая кинжалом. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). В Мадонне Пезаро нет героических деяний, но все полно дыхания могучей жизни. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Эта картина Тициана так ошеломила заказчиков – монахов церкви Фрари настолько, что они сначала не согласились его принять: столь дерзко-кощунственной она им показалась. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил.
И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. Тому й король тльки у профль, бо не позував майстру. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон). Тициана называли «королем живописи и живописцем королей».
1570, Вена). Даже в сюжете о «Чуде святого Антония» изображенном на фресках, исполненных драматической силы и дерзких композиций в 1511 году в Скуола дельСанто в Падуе, сквозь господствующую тему прощения можно ощутить глубокуюлюбовь заказчика к Венеции и увидеть метафору с примирением Падуи, которая вовремя кризиса 1509 года предательски перешла на сторону империи. В другом аспекте решена луврская картина Коронование тернием (около 1542 г. ), композицию, которой впоследствии Тициан повторил незадолго до смерти в прославленном мюнхенском варианте. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля.
В частности, для него Тициан, взяв за основу творчество Овидия, написал серию мифологических картин (1550-62). Тициан закончил несколько незавершенных им полотен и не подлежит сомнению, что под влиянием Джорджоне художник находился еще несколько лет. Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио, любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана. ».
Кроме того, появляется возможность для новых важнейшихзаказов: необыкновенные портреты Карла V верхом и КарлаV в кресле, когда гордость и официальность первогообраза, положившего началу счастливому жанру официальной портретистики, сталкивается в вечном противоречии с меланхоличным, камерным образом второго. Была создана «Венера и органист», где художник вновь затрагивает темы музыки илюбви. Семья Вечелли была одной из самых старинных и известных у себя в городе. В то же время на волне успеха «Ассунты», Тицианполучает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформлениеалтарных ниш.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. «Христос и разбойник» из венецианскойСкуола ди Сан Рокко, датирующийся 1506 – 1507 годами, наоборот, представляетсобой переработку северных образцов, в особенности Альбрехта Дюрера. В 1559 появляется драматическое «Положение во гроб» и «Поклонениеволхвов» (Эскориал). Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Именно эти чувства испытывает зритель при взгляде полотно «Любовь земная и Любовь небесная» (1515-1516).
На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг, наполненный водой. У него в запасе несколько официальных заказов. «Портрет дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствиисвятого Марка», в честь участия испанского флота Филиппа II впобедоносном сражении с турками при Лепанто в 1571 году – произведения«частные».
Новые заказы не заставили себя ждать. В Риме, где художник дажеполучает почетное гражданство, он оставляет несколько портретов членов папскойсемьи, среди которой изумительный «Портрет Павла III сплемянниками», подлинный шедевр психологической интроспекции. Каждое изэтих полотен представляет собой ночную сцену, пронизанную мощным потоком света, исходящего из глубины картины. – время расцвета портретного искусства Тициана. Император Германии Карл Пятый пожаловал художнику титул «графа Палатинского», а также высший сан «Рыцаря золотой шпоры со знаком Меча и Цепи» и звание государственного советника. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Он назвал их «роезхе» («поэмы»). 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Но Тициану этого было мало, вернее, не это составляло главную цель его жизни. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. А Тициан – дает. Шедевром Тициана 40-х годов является картина Се человек (1543г. ). В период позднего расцвета своего искусства Тицианвозвращается к выделяющимся своей чувственностью мифологическим сюжетам (которые сам он называет «поэмами»), предназначенным прежде всего для короляИспании Филиппа II.
Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Завершив последнюю, обращенную к богу работу, старый художник велел накрыть стол на множествоперсон для ужина, как когда-то в дни давным давно ушедшей молодости.
Написанный им портрет герцога заинтересовал представителей знатнейших семей. 1555, галерея Уоллес Похищение Европы, ок. Он прожил ровно век. Новые реалистические принципы Тициана этих лет раскрываются, прежде всего, в его живописной системе. Тициан должен прежде всего закончить грандиозноеполотно «Пьета» (ныне в Академии), предназначенное для капеллы Распятия вцеркви дей Фрари, где должна была быть могила самого мастера. О полученном Тицианом образовании нечего не известно.
Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейской Юдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата – а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии. Так, в его «Портрете дворянина», который прославился необычайной естественностью, окружающие увидели руку Джорджоне и только подпись Тициана поставила все на свои места. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры.
Це й помтив прискпливий Мкеланджело. Но в пределах этих бесспорных фактов и истин происходит определенная эволюция зрительского восприятия и научного осмысления. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Тицианан провел бессонную ночь в ее постели.
Карл V приглашает его к своему двору в Болонье и Аугсбурге. Потом Тициан.
Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей. великолепная фигура св. Тициан прожил достаточно долгую жизнь, которую можно условно разделить на четыре этапа. Прославився серед художникв, як майстер Венецанського Вдродження. Художник изобразил юную невесту герцога Гвидобальдо, расположившуюся на ложе в ожидании главного события своей жизни – замужества.
Взаимная симпатия художника иего сюзерена крепнет. Зовсм не можна довряти портрету забелли Португальсько. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Ликующий ритм движения нарастает от картины к картине. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. После тщательного изучения творчества Макеланджело и Рафаэля, Тициану удается выработать свой собственный стиль («Динарий Кесаря», «Флора»).
Даже не кистью — легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал». В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными.
Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). Точная дата его рождения не определена. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконе создается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
Помер у Венец 27 серпня 1576. Но на этомпоследнем пиршестве за столом был он один. в Венеции. Про его «Оплакивание Христа» говорят, что нет картины более реалистичной в изображении смерти, чем эта. Действующие лица, написанной в 1565 годукартины «Венера, привязывающая Амура» (галерея Боргезе), смотрят грустно ивозвышенно, появившаяся в том же году «Кающаяся Магдалина» (Санкт-Петербург)сменила тонкий налет эротики, наполняющий написанное тридцатью годами ранее длясемейства Делла Ровере полотно, на усиленный пафос.
Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. спустя пять лет она умерла, после чего он прожил до конца жизни в одиночестве. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Невозможно переоценить влияние, оказанное Тицианом на последующие поколения художников.
Заключительные штрихи Тициан наносил, растирая краску пальцами, редко прибегая к кисти». Тициану покровительствовали влиятельные лица Италии и других европейских стран. 1562, Бостон Пастух и нимфа, ок. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Но вскоре появился старший сын художника, обнаруживший, что дом отца на Бири разграблен. К 1515 году влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Это предостережение несетв себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическуюподоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силамЛиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлученияВенеции.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Тициан видит в античности не хрупкую.
Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. В 1525 году он женился на Цецилии, которая имела от него двоих детей. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. В одном из шедевров этих лет – «Венере Урбинской» – он переносит богиню в уютный покой венецианского дома 16 века.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. За Вакхом – шествие его спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами и девушки, несущие сосуды для вина и сатиры. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Якщо в раннй творчост це радсна радсть, то пзнше це драматичн колз. Дружину звали Цециля Сольдано.
«Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II. Это подсказывает иконография «Пала ди Сан Марко», картины, созданной пообету избавления от чумы 1510 года и находящейся ныне в церкви Санта Марияделла Салуте, главным персонажем которой, является не Мадонна с младенцем, какможно было бы ожидать, но апостол-покровитель города, то есть, несомненно, самой Венеции.
Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное «Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. Это следует из его переписки с Филиппом II (работа над заказами короля порой растягивалась на несколько лет) и подтверждается описанием его творческих методов, оставленным известным венецианским художником и критиком XVII века Марко Боскини. Биографы говорят, что в ней впервые видится дряхлость и слабость непревзойденной руки мастера, но божественный огонь вдохновения не угас. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.
Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. Нюансируя цвет и тон, меняя фактуру мазка, то пористого и плотного, то прозрачного и деликатного, обыгрывая краску на просвет, Тициан передает теперь все чувственное и материальное многообразие мира-холодный блеск металлических лат, шелковистость тонких волос, мягкость и теплоту бархата, никогда не впадая в несколько поверхностную виртуозность мастеров более позднего времени, оставаясь сдержанным, полным благородства (не случайно общий тон картин становится теперь более темным и глубоким). Созданные однажды, произведения искусства не остаются одинаковыми раз навсегда.
После этой картины, тридцати лет от роду, он становится официальным художником Венеции. Два года живет в Ватикане Тициан и пишет портреты Папы и его придворных. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконесоздается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика.
«Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. На первом планеизображено коленопреклоненное семейство заказчика. Но все же жизнь Тициана оборвалась внезапно, когда Венецию оккупировала чума. Наиболее значащим из немногих сохранившихся фрагментов представляется мощная фигура сидящей женщины, попирающей ногой чью-то голову и держащей в руке меч.
Я заглянул к Джорджо Вазари и поразился: только названия картин и фресок Тициана занимают в книгах знаменитого биографа Возрождения больше места, чем все житие художника. Тициан Вечеллио да Кадоре (ок. В 30-е годы Тициана все больше притягивает современность. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах Любовь небесная и Любовь земная, Молодая женщина с зеркалом, Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Саломея и других.
Написана картина маслом на доске. Картину «Благовещение», Тициан создает для церкви СанСальвадоро в Венеции в первой половине шестидесятых годов.
Конец 30-х – 40-е гг. Некоторые исследователи не соглашаются увидеть в них очередной (пусть и последний) этап творческой эволюции художника, считая их просто незаконченными (то есть в некотором смысле неполноценными) произведениями. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назарио е Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди.
Как бы мы ни старались, мы не сможем выявить для него иерархию жанров – Тициан был одинаково великолепен как в портрете, так и в религиозных и мифологических картинах (куда составной частью входил и пейзаж). Написав портрет знаменитого венецианского дожа Николая Марчелло по его изображению в медальоне, он и в дальнейшем продолжает писать портреты все восьми дожей по порядку их вступления в должность.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Тициан Вечеллио прожил долгую жизнь. Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана).
Во время следующего визита, в 1533 году император пожаловал живописцу титулы графа Палатинского и рыцаря Золотой шпоры – таких почестей до этого не удостаивался ни один художник. Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя ее почти целиком. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). Але авантюрний майстер робив сумнвн реч. Перешагнувший сорокалетний рубеж Тициан выглядел большим «удачником».
Марка. В числепрочих произведений ему принадлежали датированный приблизительно 1525 годомзнаменитый портрет, ныне хранящийся в Прадо (где герцог предстает в яркомголубом костюме, который еще больше оттеняет белая шерсть изображенного рядомпса) и «Снятие с креста», а также утерянная серия портретов двенадцати римскихимператоров, «Цезари», созданная в 1538-1539 годах и воссоздаваемая только погравюрам и многочисленным копиям.
Лицо его на портрете сурово, видно, что тяжелые мысли одолевают художника. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. В декабре 1511 года Тициан завершил работу над тремя фресками в помещении братства св. Микеланджело, посетивший Тициана, восхищается его «цветами и манерой», однако сетует, что вВенеции в последнее время не думают о рисунке. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Антония. Мадонна, В целом ряде сравнительно небольших религиозных композиций, возникших около 1530 года (Мадонна с младенцем и св. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр).
Возможно, что художник родился около 1488-1490 годов. Его заказчиками были император Карл V испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и др. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Две любви: небесную и земную. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Год рождения художника точно не известен. В 30-е-40-е годы Тициан определяет весь облик венецианской культуры. В религиозных композициях Тициана господствуют теперь новые темы – драматической борьбы, требующей от героев сверхчеловеческого напряжения сил и страдания, поругания, унижения героя. Знаменитая «Венера Урбино» посвящена, однако, сыну Франческо, Гвидобальдо.
Вона померла, а митцю замовили портрет. 1477-1576) был однимиз величайших художников итальянского Возрождения. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). И оказался прав. Тициана больше всего привлекали люди с богатым и сложным внутренним миром.
Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами. После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. На волне успеха «Ассунты», Тициан получает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформление алтарных ниш. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Основа деятельности Тициана – алтарные образы.
Несмотря на все старания спасти женщину неудалось, 5 августа 1530 она умерла. В этот день не было никого из его родных. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Ее очень много, все соборы Венеции жаждут заполучить к себе великого живописца. Не на шутку разгулявшаяся в Италии чума унесла и жизнь Тициана, скончавшегося в 1576 году в родной Венеции. Этот портрет-исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера.
Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Между 1516 и 1524годами Тициан создает для него три «вакханалии» или «поэмы», как называет ихсам художник: «Праздник Венеры», «Андрийские вакханалии» и «Вакх и Адриадна». Языческие сюжеты на этих полотнах дышат игривостью и чувственностью, элегантностью формы, богатой и звучной цветовой гаммой. А ведь ему было уже за сорок.
Сюжет картин переносится им в реальную среду Италии XVI века, монументальные полотна приобретают исторический характер. Так.
Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. С титулом пришло и богатство и роскошь и слава. И передал нам мнение Буонаротти о художнике-реалисте, который умеет извлекать из обыденной жизни поэзию и очарование.
В 1525 году он женился, жена родила ему троих детей (после появления на свет третьего ребенка она умерла). В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное«Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок».
Вот последние шедевры мастера: хранящийся в Эрмитаже «СвятойСебастьян» — образец высшего художественного мастерства «Истязание Марсия» — это самое обескураживающее из произведений великого художника, некий видпечального завещания, выражающего крушение внутренней веры художника вспособность искусства воссоздать высочайшую гармонию и размеренность. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Могущественнейшие государи Европы осыпают его заказами и почестями. Картина написана с той же женщины, что и другоепроизведение урбинского цикла, так называемая «La Bella». Созданная для Гвидобальдо, «Венера», один из шедевров тициановской классики, скорее всего призвана служить аллегорией супружества, утонченным, ноубедительным примером чувственности для не блиставшей особенной красотой юнойсупруги Гвидобальдо, Джулии Варано да Камерино, вышедшей замуж за герцога в1534 году в возрасте всего десяти лет.
В 1511 году он отправляется на несколько месяцев в Падую, где в Скуола дель Санто пишет фрески о чудесах святого Антония Падуанского. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). Его ликующие Мадонна с вишнями и Цыганская мадонна, живущие нынче в Антверпенском музее, явились бы, вероятно, вызовом кротким мадоннам Рафаэля, если бы художники знали друг друга. Точная дата его рождения неизвестна.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. В тридцатые годы Тициан налаживает также отношения сурбинским двором. Тициан был поражен ее непосредственностью, скромностью и благородством. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Не покинув Венецию, Тициан погружается в работу.
1555). Его заказчиками были знатные особы, а сам он являлся официальным живописцем Венецианской республики и придворным художником Карла V императора «Священной Римской империи». Прежде всего в «Мученичестве» изображениеархитектурной перспективы и напряжение человеческих фигур производятвпечатление преувеличенного экспрессионизма.
1543-1544 гг. ), где гигантские, полные динамики и страсти фигуры предстают перед нами в головокружительных ракурсах на фоне клубящихся облаков. Точная дата его рождения неизвестна. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Альфонсо д, Эсте, герцог Феррады, приглашает его завершить украшение «алебастровой комнаты», своего частного кабинета, оставленное незаконченным Джованни Беллини и, ксожалению, разрушенного уже к концу XVI века. Однако черты лица богини абсолютно индивидуальны, взгляд еене рассеян она смотрит на зрителя открыто и призывно.
Здесь, в Падуе, перед Тицианом раскрылся новый мир искусства. Наиболее известными картинами этого периода являются «Цыганская мадонна» (около 1511), а также «Любовь земная и Любовь небесная» (1514) — картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена Совета десяти и «Женщина с зеркалом» (около 1514).
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Но на этом последнем пиршестве за столом был он один. Фигуры полны жизни, золоченыйсвет проникает сквозь листву, создавая тень, бросая теплый отсвет на блюда итела, пропитывая зеленеющий склон, образуя плотный прозрачный покров.
Среди творений этого периода – от конца первогодесятилетия века и до середины второго – утонченные музыкальные аллегории, хранящиеся ныне в Лувре: «Прерванный концерт» и потрясающий «Деревенскийконцерт», аллегорически представляющий всеобщую гармонию и социальный контрастпоэтически-морализаторские «Три возраста» (ныне в Эдинбурге) «Noli me tangere» или «Не прикасайся комне» (Национальная галерея в Лондоне) и наконец, вершина тициановскоготворчества – «Любовь земная и любовь небесная», сейчас находящаяся в Риме, вгалерее Боргезе. Это было время расцвета для Венеции, покончившей, наконец, с войнами, разрухой и чумой.
Псля цього вчився у майстрв Джованн Беллн, Джентлле Беллн, Джорджоне. Соединение этих влияний легко распознается в егопервых произведениях, особенно в маленьком полотне, где «Папа Александр VIпредставляет Якопо Пезаро святому Петру».
Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы. В правой руке великолепной девушки -- пучок первых весенних цветов, левой она придерживает слегка сползшую и обнажившую грудь накидку. Тцан якраз представник венецанського способу.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. И королей и святых. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Но и в собственно сюжетной картине этого цикла в Венере и Адонисе (1554, Прадо) элементы драматизма, таящиеся в представленной ситуации, в значительной мере отступают перед собственно пластической выразительностью оригинально задуманной мизансцены и та же идея великолепия жизни и торжества ее зримой красоты, благодаря связи персонажей с пейзажной средой, оказывается воплощенной в широком природно-космическом охвате. Эту – одну из своих лучших картин – онзавещал поместить в часовне, над своим надгробием.
Точная дата его рождения неизвестна. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Он добился международной известности и был очень обеспеченным человеком. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон».
А это всегда драма. Гений Тициана уже в юности выражался отточенным мастерством «подражания» другим художникам. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В 1548 и 1550-1551 годах Тициан гостит приимператорском дворе в Аугсбурге. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. В 1545 году Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III, там он встречается с Микеланджело. Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери.
Подарив мастеру глубокое уважение императора Карла, судьба в 1930 году даровала ему также дочь Лавинию, но, видимо ради равновесия, отняла жену. Но ничто в картине не напоминает о благостной тишине и покое алтарей кватроченто. За время совместной работы с Джорджоне Тициан окончательно приобщился к обобщенному и мягкому стилю Возрождения, его образы, утратив застылость, приобрели тонкую и поэтическую одухотворённость, гораздо мягче стала красочная цветовая гамма. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Пзнше науковц умовно роздлять митцв на малювальникв (майже вс флорентйц — вд Леонардо да Внч до болонц) та венецанцв, що працювали в манер кольорових плям. Он создает великолепные иконы «Апостол Марк», Мученик Петр», «Благовещение».
Тициана хоронили очень пышно, невзирая на эпидемию чумы. Тем временем подросло новое поколение венецианских художников. Эти святые, как полагали современники Тициана, могут защитить от чумы, свирепствовавшей в это время в Венеции и унёсшей жизнь Джорджоне в 1510 году. В1553-1554 годах созданы удостоившееся многочисленных копий «Венера и Адонис»хранящаяся в Прадо «Даная», еще один вариант картины, созданный для семействаФарнезе.
«Даная», работу над которойхудожник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналуАлессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма исочной колористики: она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с«Венерой Урбино» — замечает монсеньор Джованни Делла Каза. Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане. К ранним работам Тициана относятся: портрет Джероламо Барбариго (1509), впоследствии вдохновивший Рембрандта на «Автопортрет» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511). Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. Все домочадцы без труда узнали в запечатленном образе черты Лючии. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
Семья Вечеллио была одной из самых старинных и известных у себя в городе. Художник слыл человеком очень алчным, но в личной жизни слыл человеком высоконравственным. В это время Тициан создавал свою знаменитую «Данаю». Портрет короля Франц Франциска вн малював по медал, що привезли Тцану. Да, он был творец.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям». Вершина творчества Тициана – картина «Венера Ур-бинская» (1538), выражающая идеал красоты своего времени и ставшая образцом в искусстве изображения обнаженного тела. В его творчестве поражает ровное и глубокое дыхание – Тициан практически не знал провалов.
Тему встречи двух столь чуждых друг другу миров как бы скрепляет и завершает необычайно выразительный контраст прекрасной, тонкой руки Христа, которая никогда не коснется монеты и грубой, загорелой, жилистой руки фарисея, крепко сжавшей круглый кусочек золота. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Позже Тициану все же пришлось преодолеть страх путешествий. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Отталкиваясь от картины Рафаэля «Портрет папы Льва X скардиналами Людовико деи Росси и Джулиано деи Медичи», Тициан воплощаетгрупповой портрет изображая беспокойного и деспотичного прелата из семьиФарнезе в обществе его племянников. А сам вн бльше приховував, нж вдкривав. Одновременно Тициан посвящает себя работе над тремяполотнами огромной важности: «Вознесением» для церкви Сан Доменико Маджоре вНеаполе, «Распятием» для Сан Доменико в Анконе и «Мученичеством святогоЛоренцо» для капеллы дей Массоло в церкви Крестоносцев в Венеции. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
На первом плане изображено коленопреклоненное семейство заказчика.