На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Тициан.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Это предостережение несетв себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическуюподоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силамЛиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлученияВенеции. У них родился сын Персей. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Наверное, картина была написана после какой-то крупной ссоры.
Тициан мчался к ней изо всех сил, но елва успел. Чечилия изменилась до неузнаваемости. Это колебания маньеризма, с его вкусом кискусственному, утонченной интеллектуальной игрой имитацией античности, преклонением перед Рафаэлем и Микеланджело, пришедшие из центральной Италии, дабы затенить сияние Тициана и венецианского искусства в целом. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Жесты и пропорции тела Венеры написаны в соответствии с канонами классической греческой скульптуры. Между 1516 и 1524годами Тициан создает для него три «вакханалии» или «поэмы», как называет ихсам художник: «Праздник Венеры», «Андрийские вакханалии» и «Вакх и Адриадна». Языческие сюжеты на этих полотнах дышат игривостью и чувственностью, элегантностью формы, богатой и звучной цветовой гаммой.
Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера. Рам был более деликатен и проник на тициановское полотно в одиночестве.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициан Вечеллио да Кадоре (ок. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Крупнейший представитель венецианской школы.
«Даная», работу над которойхудожник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналуАлессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма исочной колористики: она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с«Венерой Урбино» — замечает монсеньор Джованни Делла Каза. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте. Он любил пиры, вино и женщин – и несмотря на это, дожил до преклонных 85 – 88 лет (точный год рождения неизвестен).
Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Соединение этих влияний легко распознается в егопервых произведениях, особенно в маленьком полотне, где «Папа Александр VIпредставляет Якопо Пезаро святому Петру». Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Несмотря на то что усилиями лучших врачей женщина пошла па поправку, художник жениться не передумал. Картину «Благовещение», Тициан создает для церкви СанСальвадоро в Венеции в первой половине шестидесятых годов.
Знаменитая «Венера Урбино» посвящена, однако, сыну Франческо, Гвидобальдо. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Но и потому, что символизировал факт: если у тебя есть деньги (золото), ты проберешься куда угодно и получишь любую красавицу.
Девушка часто бывала в его мастерской, позируя тогда уже известному живописцу. Но бурная история любви не имела продолжения. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. В это время художник писал в основном портреты. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг.
К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Полотно на традиционную евангельскую тему – Иоанн Креститель совершает обряд крещения над Иисусом Христом.
В Риме, где художник дажеполучает почетное гражданство, он оставляет несколько портретов членов папскойсемьи, среди которой изумительный «Портрет Павла III сплемянниками», подлинный шедевр психологической интроспекции. Он чувствует себя независимым. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Уже в этом раннемпроизведении художник демонстрирует не просто уверенность, с которойвпоследствии будет изображать человеческие фигуры, но и власть выразительногонатурализма, характерную для позднего Возрождения. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах Любовь небесная и Любовь земная, Молодая женщина с зеркалом, Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Саломея и других. И на заднем фоне картин на этот сюжет нет-нет да напишут родную Венецию. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
А иногда и в сопровождении жены и десятка ребятишек. На первом планеизображено коленопреклоненное семейство заказчика. Фигуры полны жизни, золоченыйсвет проникает сквозь листву, создавая тень, бросая теплый отсвет на блюда итела, пропитывая зеленеющий склон, образуя плотный прозрачный покров. Важным эпизодом в развитии тициановской карьерыявилась встреча художника с императором Карлом V, произошедшаяв Болонье в 1530 году во время коронации, которую проводил папа Клемент VII. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные«профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыномКарла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи.
Но вскоре появился старший сын художника, обнаруживший, что дом отца на Бири разграблен. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейскойЮдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата– а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии.
Эта работа новатора. Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. И наконец, такова же, написанная в теже годы наполненная внутренним драматическим напряжением картина «Коронованиетерновым венцом» для церкви Санта Мария делле Грацие в Милане.
Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
Все домочадцы без труда узнали в запечатленном образе черты Лючии. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. В период позднего расцвета своего искусства Тицианвозвращается к выделяющимся своей чувственностью мифологическим сюжетам (которые сам он называет «поэмами»), предназначенным прежде всего для короляИспании Филиппа II.
Среди них его сын Горацио, которому художникдоверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постояннозаказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «КающейсяМагдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). И к тому же один из самых больших его портретов.
Вот последние шедевры мастера: хранящийся в Эрмитаже «СвятойСебастьян» — образец высшего художественного мастерства «Истязание Марсия» — это самое обескураживающее из произведений великого художника, некий видпечального завещания, выражающего крушение внутренней веры художника вспособность искусства воссоздать высочайшую гармонию и размеренность. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Задний фон, который вы приняли за туман, образован головами ангелов. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
Это не только потому, что он писал изумительно красивые и гармоничные картины. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского.
Художник работал для лучших заказчиков – римских пап и королей. Своя «Даная» Тициана есть и у нас, в Эрмитаже, а в Москву привезут картину из неаполитанского музея Каподимонте. Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В то же время на волне успеха «Ассунты», Тицианполучает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформлениеалтарных ниш.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Красотой картины или причастностью к такому важному новозаветному событию. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
Но сластолюбивому богу Зевсу так хотелось вкусить любви с красавицей, что он превратился в дождь из золота и просочился сквозь крышу. Франциска. В1553-1554 годах созданы удостоившееся многочисленных копий «Венера и Адонис»хранящаяся в Прадо «Даная», еще один вариант картины, созданный для семействаФарнезе. Это подсказывает иконография «Пала ди Сан Марко», картины, созданной пообету избавления от чумы 1510 года и находящейся ныне в церкви Санта Марияделла Салуте, главным персонажем которой, является не Мадонна с младенцем, какможно было бы ожидать, но апостол-покровитель города, то есть, несомненно, самой Венеции. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм.
Петра. Микеланджело, посетивший Тициана, восхищается его «цветами и манерой», однако сетует, что вВенеции в последнее время не думают о рисунке. Тицианан провел бессонную ночь в ее постели.
В числепрочих произведений ему принадлежали датированный приблизительно 1525 годомзнаменитый портрет, ныне хранящийся в Прадо (где герцог предстает в яркомголубом костюме, который еще больше оттеняет белая шерсть изображенного рядомпса) и «Снятие с креста», а также утерянная серия портретов двенадцати римскихимператоров, «Цезари», созданная в 1538-1539 годах и воссоздаваемая только погравюрам и многочисленным копиям. Это заказчик картины Джованни Рам, который и оплатил Тициану ее создание.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. В 1548 и 1550-1551 годах Тициан гостит приимператорском дворе в Аугсбурге. У него в запасе несколько официальных заказов. «Портрет дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствиисвятого Марка», в честь участия испанского флота Филиппа II впобедоносном сражении с турками при Лепанто в 1571 году – произведения«частные».
Тициан был поражен ее непосредственностью, скромностью и благородством. Всмотритесь в лицо ребенка — он уже словно видит себя распятым. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Однако произведением, которое после первого замешательства, вызванного его революционной новизнойотносительно венецианской изобразительной традиции, поставило Тициана в одинряд с величайшими художниками эпохи Возрождения, с Рафаэлем и Микеланджело, стала «Ассунта». Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
После Джорджоне художник Вечеллио старался найти для себя кого-нибудь из высшего художественного сословия, чтобы набраться опыта. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Тициана больше всего привлекали люди с богатым и сложным внутренним миром.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Кроме того, появляется возможность для новых важнейшихзаказов: необыкновенные портреты Карла V верхом и КарлаV в кресле, когда гордость и официальность первогообраза, положившего началу счастливому жанру официальной портретистики, сталкивается в вечном противоречии с меланхоличным, камерным образом второго. Была создана «Венера и органист», где художник вновь затрагивает темы музыки илюбви. Тициан должен прежде всего закончить грандиозноеполотно «Пьета» (ныне в Академии), предназначенное для капеллы Распятия вцеркви дей Фрари, где должна была быть могила самого мастера. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. В могилу унесли его не излишества, а эпидемия чумы, а то бы он прожил еще дольше. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. В тридцатые годы Тициан налаживает также отношения сурбинским двором.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе — Галерея Академии, Венеция).
1477-1576) был однимиз величайших художников итальянского Возрождения. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. В 1559 появляется драматическое «Положение во гроб» и «Поклонениеволхвов» (Эскориал). По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.
Очень скоро из-под его кисти стали выходить полотна с изображением прекрасной незнакомки -- это картины Девушка в меховой накидке, Портрет молодой женщины в шляпе с пером, а также знаменитая Венера Урбинская. В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом.
Франциск Ассизский, который указывает на благочестивую семью заказчика Якопо Пезаро, которая стоит перед Мадонной с младенцем на коленях. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х — 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
По второй версии, речь идет о браке, который символизирует сундук с приданым. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне Флора (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе).
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Художник одет в простую и дорогую одежду. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Но все проще некуда: Тициан просто хотел показать нам, что брак должен ассоциироваться не только с верностью (собачка), но и с волнующей сексуальностью. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом».
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Желая избежать такой неприятности, царь заточил дочь в подземный медный дом – настоящий бункер, куда никто не мог проникнуть. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Такова«Торжественная речь Альфонсо д, Авалоса», написанная в 1540-1541годах, на которой торжественный жест правителя Милана очевидным образомзаимствован из репертуара Классической скульптуры. Одновременно Тициан посвящает себя работе над тремяполотнами огромной важности: «Вознесением» для церкви Сан Доменико Маджоре вНеаполе, «Распятием» для Сан Доменико в Анконе и «Мученичеством святогоЛоренцо» для капеллы дей Массоло в церкви Крестоносцев в Венеции. За самим Тицианом его самый главный шедевр – «Успение Богородицы (Assunta)», которое находится в этом же соборе. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции.
1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. «Христос и разбойник» из венецианскойСкуола ди Сан Рокко, датирующийся 1506 – 1507 годами, наоборот, представляетсобой переработку северных образцов, в особенности Альбрехта Дюрера. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. А вот на итальянской картине вместо нее написан просто милый Амур, бог любви. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро».
В день смерти он завершил свой последнийтворческий замысел – картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). Таковы же и три «Библейскиесцены» с дерзкими ракурсами, созданные между 1542 и 1544 годами для потолкацеркви Санто Спирито ин Изола в Венеции.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Но более осторожные подсчеты, базирующиеся на данных его наиболее осведомленных ранних биографов Лодовика Дольче 1557 и Джорджо Вазари (1568), позволяют отнести появление на свет будущего живописца к 1488-1490 годам: такая гипотеза в мире искусствоведов считается общепризнанной.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Лицо этой женщины можно увидеть на множестве полотен Тициана. На созданном в 1567 году«Автопортрете» (Прадо) художник изображен в той же решительной позе, что и напредыдущем автопортрете, хранящемся в Берлине. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, — все в галерее Палатина, Флоренция). В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Художник пренебрег обычныминамеками на смерть и оплакивание, сосредоточив внимание картины на центральнойфигуре Марии, поднимающейся в лучах божественного света к престолу Всевышнего. Ее поддерживает сияющий полукруг ангелов, а на земле бушует радостное волнениеапостолов.
Тело женщины окружает сфумато, а левой рукой она прикрывает лоно, обозначая центр композиции. ПортретПьетро Аретино, находящийся в Питти, на котором один и тот же персонаж с однойстороны, выглядит человеком из плоти и крови, а с другой, — скорее изображен ввиде «наброска, чем в виде чего-то завершенного». Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Отталкиваясь от картины Рафаэля «Портрет папы Льва X скардиналами Людовико деи Росси и Джулиано деи Медичи», Тициан воплощаетгрупповой портрет изображая беспокойного и деспотичного прелата из семьиФарнезе в обществе его племянников. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Точная дата его рождения неизвестна.
Согласно биографам именно слово матери оказалось тогда решающим.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Этот момент и изображен на картине. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Тем не менее, документально засвидетельствованотолько лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой«Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этомслучае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизниавтора. Выразительное и конструктивное мастерство цвета, который расслаивается висходящем от распаленных тел свете искупает все недостатки рисунка ипространственно-пластической композиции. Колорит – контрастный.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. к творчеству мастера. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. – время расцвета портретного искусства Тициана.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Эту – одну из своих лучших картин – онзавещал поместить в часовне, над своим надгробием.
Портреты Тициана поражали высоким уровнем духовности, вместе с тем с полотна смотрел живой человек, как правило, с грустью в глазах. Много и охотно художник писал женские портреты. Конец 30-х – 40-е гг. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. А вот композиция немного отличается от типичных венецианских «Благовещений». На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Этот портрет--исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой. В центре памятника расположена статуя Тициана, слева от него Природа, справа Знание.
Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В том, что касается даты рождения Тициана, точно дата не установлена. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах.
(Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Из сочетания гибких мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (Мученичество святого Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо). Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Сюжет из древнегреческой мифологии, как это у них часто там бывало, – эротический. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Конец 1530-х годов — время расцвета портретного искусства Тициана.
Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Если расставить всю его живопись в порядке появления, то можно проследить весь путь осознания художником этого мира. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе.
Это изображение отнесено очень далеко отпервой сцены, дабы подчеркнуть жестокость насилия. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Вот таким образом немудрено, что все их эмоции объясняются будущим страданием и смертью Христа. После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). Несмотря на все старания спасти женщину неудалось, 5 августа 1530 она умерла.
Полотно долго хранилось у его потомков, пока не попало в музей. Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца.
Действующие лица, написанной в 1565 годукартины «Венера, привязывающая Амура» (галерея Боргезе), смотрят грустно ивозвышенно, появившаяся в том же году «Кающаяся Магдалина» (Санкт-Петербург)сменила тонкий налет эротики, наполняющий написанное тридцатью годами ранее длясемейства Делла Ровере полотно, на усиленный пафос.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Немаловажно, что дружил он с главным «пиарщиком» той эпохи – Пьетро Аретино, поэтом, одним из первых журналистов в мире и изобретателем жанра «пасквиль», который своими газетами и письмами прославил Тициана на всю Европу. Так называли современники Тициана.
Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года3. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Рядом с ней находится в рубище св.
Кто изображен на картине – загадка. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Костлявый и сгорбленный Павел III бросаетпронзительный взгляд на раболепного и коварного Оттавио, стоящего возле негосогнувшись, в то время как кардинал Александр стоит у папы за спиной. Новорожденную назвали Лавинией.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Образы, созданные им, отличает хрупкость, торжественность, сочетание одухотворенности и обыденной реальности, трагизм. Не только потому, что изображал роскошную обнаженную женщину. Полотно построено в богатой черно-коричневой гамме с небольшими вкрапления белого вокруг лица. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.
Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).
Это полотно – из венецианской церкви Сан-Сальвадор. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).
В этот день не было никого из его родных. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Тициан быстро стал знаменитым. Это отразится в его автопортретах. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера.
Интересно, чем. В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (Сизиф, 1549-1550 Даная, 1554 Венера и Адонис, 1554, все — Прадо, Мадрид Персей и Андромеда, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
Но на этомпоследнем пиршестве за столом был он один. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Второе достоинство картины — контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры.
Среди творений этого периода – от конца первогодесятилетия века и до середины второго – утонченные музыкальные аллегории, хранящиеся ныне в Лувре: «Прерванный концерт» и потрясающий «Деревенскийконцерт», аллегорически представляющий всеобщую гармонию и социальный контрастпоэтически-морализаторские «Три возраста» (ныне в Эдинбурге) «Noli me tangere» или «Не прикасайся комне» (Национальная галерея в Лондоне) и наконец, вершина тициановскоготворчества – «Любовь земная и любовь небесная», сейчас находящаяся в Риме, вгалерее Боргезе. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Альфонсо д, Эсте, герцог Феррады, приглашает его завершить украшение «алебастровой комнаты», своего частного кабинета, оставленное незаконченным Джованни Беллини и, ксожалению, разрушенного уже к концу XVI века.
Созданные им образы обладают мощными силами. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Даже не кистью –легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношескитвердой рукой подписал: «Тициан сделал». Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.
Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Позже он придет к выводу, что живописцу достаточно всего лишь трех красок: белой, красной и черной. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Картина написана с той же женщины, что и другоепроизведение урбинского цикла, так называемая «La Bella». Созданная для Гвидобальдо, «Венера», один из шедевров тициановской классики, скорее всего призвана служить аллегорией супружества, утонченным, ноубедительным примером чувственности для не блиставшей особенной красотой юнойсупруги Гвидобальдо, Джулии Варано да Камерино, вышедшей замуж за герцога в1534 году в возрасте всего десяти лет.
Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. «Поклонение святой Троице» или «Глория», прославляющая Габсбургов, объединила в себе, на фоне светоноснейших эмпиреев, двор земной и дворнебесный. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Даже в сюжете о «Чуде святого Антония» изображенном на фресках, исполненных драматической силы и дерзких композиций в 1511 году в Скуола дельСанто в Падуе, сквозь господствующую тему прощения можно ощутить глубокуюлюбовь заказчика к Венеции и увидеть метафору с примирением Падуи, которая вовремя кризиса 1509 года предательски перешла на сторону империи. По решению правительства он был погребен в храме Санта-Мария Глориоза деи Фрари, что было против воли покойного, много раз при жизни изъявлявшего желание быть похороненным на родине, в семейной усыпальнице Бечеллио.
Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Прежде всего в «Мученичестве» изображениеархитектурной перспективы и напряжение человеческих фигур производятвпечатление преувеличенного экспрессионизма.
Картина названа так, будто изображает древнеримскую богиню природы Флору. К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне. В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное«Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). Произведение«Чудо страдающей женщины» проникнуто созвучным ему тоном драматическогоповествования, особенно патетически звучащим в эпизоде с ревнивым мужем, изображенным в момент убиения явно несправедливо заподозренной в измене жены. Действие разворачивается на первом плане картины: кричащая женщина распростертана земле в странной позе, ревнивый муж возвышается над ней, вцепившись ей вволосы и размахивая кинжалом.
Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Взаимная симпатия художника иего сюзерена крепнет.
Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма.
Обнаженная молодая женщина с осыпающимися розами в руке символизирует готовность стать чьей-то женой. Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. В этом городе художник проводит почти два года. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии.
Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Над темным морем он несет её на Крит. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконесоздается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назариое Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди.
Тициана хоронили очень пышно, невзирая на эпидемию чумы. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).