Все элементы картины существуют в особой вселенной Тициана, ведь в данной работе уже прослеживается оформившийся стиль художника. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов и просто ценителей прекрасного. Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
Ассунта Тициана полна героического пафоса. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя.
Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. На девяносто девятом году написал Христа, несущего земной шар, – картину, где усталость руки художника уже дает о себе знать, но пламя вдохновения еще горит. Тициан же, будучи человеком порядка и класса, обладал еще и третьим качеством: кого бы он ни писал в своей жизни – простых смертных, героев или богов, – он всех опускал на землю. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
Все его святые просто земные люди. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики. У них родился сын Персей. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника.
А Тициан – дает. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Художник и император становятся друзьями. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». Полотно решено в золотисто-каштановых тонах.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. После этого Даная родила сына Персея. Картины Тициана не только глубоко проникают в психологию, но и демонстрируют женскую красоту. Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде.
За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах.
Тициан поистине мыслил краской. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Теплота тела, легкость волос, переливчатость шелка и бархата, мерцание драгоценностей, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей.
Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен.
В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Потом Тициан.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
А ведь ему было уже за сорок. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Этот цикл, в котором античный мир предстает полным праздничности, ликующей радости бытия, чувственной прелести, воплощает новое для Италии прочтение античности. Затем Микеланджело.
Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера. Он прожил ровно век. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.
Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год.
Над темным морем он несет её на Крит. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается.
Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства.
И оказался прав. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца.
Эта работа новатора. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Созданные им образы обладают мощными силами.
Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией. Это отразится в его автопортретах. Портрет не имеет равных у Тициана по великолепию и богатству цветового решения, симфонии красных тонов, в которой объединяются краски утренней зари, ее отблески на металлических доспехах, цвета красной попоны коня, украшающего голову скакуна плюмажа и перевязи на груди всадника.
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Тициан написал целую серию работ на эту тему. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Кто изображен на картине – загадка. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе».
Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Петра. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Колорит – контрастный. Интерпретация данной аллегории обсуждается, однако, принято считать, что две женщины олицетворяют силы природы и вечную любовь.
Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
Зрителю как бы предлагалось насладиться цветовыми сочетаниями и контрастами, включая множество тончайших оттенков и переходов. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Точная дата его рождения неизвестна.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. И она отвечает ему любовью. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Тогда же наряду с традиционным поколенным портретом Тициан создает новый жанр: портрет-картину, где персонажи изображенные в полный рост, вовлечены в определенное сюжетное действие. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии).
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Две любви: небесную и земную. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari).
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-дОро. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию.
И королей и святых. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, самому прославленному художнику в городе и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерской мозаичиста Дзуккато, пока не стал учеником великого мастера. А это всегда драма.
Художник одет в простую и дорогую одежду. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.
Так называли современники Тициана. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. В это время художник писал в основном портреты. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Сначала явился Леонардо. Расписывать этот огромный семиметровый алтарь Тициан закончит через два года, он ориентировался на обстановку базилики: вертикальное движение отвечает готическому интерьеру, комментирует его и придает смысл. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика.
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его.
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль.
Франциска. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом.
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. И вспомним, что он прежде всего художник. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Он чувствует себя независимым. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Рядом с ней находится в рубище св.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем.
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. – Л. Л. ) в Рим папой Львом Х, услыхавшим о венецианце, сотворившем грандиозное алтарное Вознесение Девы Марии в церкви Фрари, Тициан отказался от лестного приглашения. Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника.
Много и охотно художник писал женские портреты. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
Необычно исполнение картины. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Да, он был творец. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Из-под крыла маэстро вышло целое поколение венецианских художников, но ярче всех заблистали двое – ровесники Джорджоне и Тициан. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Интересно, что точный год рождения художника Тициана не установлен: разные источники сообщают разные даты. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. В картине Тициана он похож на одинокого странствующего рыцаря и, одновременно, это триумфатор, предстающий на фоне победно разгорающейся на небе утренней зари. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. И к тому же один из самых больших его портретов.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Его клиентами были Карл V испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие не менее известные личности. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Родился в родовитой семье и первые шаги в искусстве сделал в мастерской мозаичиста Себастьяно Дзукатто. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба.
Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.