Об охватившем ее сладком томлении "говорит" не лицо, а тело. к творчеству мастера. 1520-40-е гг. Я сам видел, -- пишет один из тех, кто бывал в мастерской Тициана, -- такие энергично сделанные подмалевки исполненные густо насыщенной кистью. Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита.
Художник сопоставляет две фигуры. Художник Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья (Фондако деи Тедески), поразившие современников свободой и совершенством живописной манеры, непривычными светскими сюжетами, глубиной и богатством красочного звучания, величавой обобщённостью языка. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и любовь небесная», ок. В Риме, где художник дажеполучает почетное гражданство, он оставляет несколько портретов членов папскойсемьи, среди которой изумительный «Портрет Павла III сплемянниками», подлинный шедевр психологической интроспекции. «Цыганская мадонна» все– нач.
Костлявый и сгорбленный Павел III бросаетпронзительный взгляд на раболепного и коварного Оттавио, стоящего возле негосогнувшись, в то время как кардинал Александр стоит у папы за спиной. Итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). «Даная», работу над которойхудожник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналуАлессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма исочной колористики: она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с«Венерой Урбино» — замечает монсеньор Джованни Делла Каза. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона»). Этот величественный старец далёк от покорности судьбе.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Ее можно сопоставить с «Венерой» Джорджоне: у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. В числе прочих произведений ему принадлежали датированный приблизительно 1525 годом знаменитый портрет, ныне хранящийся в Прадо (где герцог предстает в ярком голубом костюме, который еще больше оттеняет белая шерсть изображенного рядом пса) и «Снятие с креста», а также утерянная серия портретов двенадцати римских императоров, «Цезари», созданная в 1538-1539 годах и воссоздаваемая только по гравюрам и многочисленным копиям.
В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. В 1520-40 гг. Так впервые прозвучало в Венеции имя, которое составило эпоху в искусстве Италии. Это изображение отнесено очень далеко отпервой сцены, дабы подчеркнуть жестокость насилия. Но это далеко не жанровая картина.
Акрисий впоследствии действительно погибает из-за своего внука. «Венера и Адонис», 1554 «Венера перед зеркалом», 1550-е гг. ). Знаменитая «Венера Урбино» посвящена, однако, сыну Франческо, Гвидобальдо. Первым учителем Тициана был мозаист Себастьяно Дольче. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. В ней Тициан достигает того сочетания драматической силы и драматического напряжения, подкрепленного исключительной насыщенностью цветовой гаммы, которое станет его визитной карточкой как художника. Слава его уже распространилась за пределы Венеции. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов -- первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения, знаменовавшая переворот в искусстве Венеции.
«Положение во гроб», 1559 «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Точно не известен даже год его рождения.
Тициан очутился в атмосфере сложной и блестящей культуры, большого искусства. Последний период творчества Тициана (1550–70-е гг. ) совпал с завершающим этапом истории венецианского искусства — Поздним Возрождением.
На первом плане изображено коленопреклоненное семейство заказчика. Была создана «Венера и органист», где художник вновь затрагивает темы музыки и любви. Микеланджело, посетивший Тициана, восхищается его «цветами и манерой», однако сетует, что в Венеции в последнее время не думают о рисунке. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто», «Охота Дианы».
1530-х – 1540-х гг. Когда Беллини умер (1516г. ), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. Художник сопоставляет две фигуры. Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Картина Девушка с фруктами по традиции считается портретом дочери Тициана—Лавинии. На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг, наполненный водой. Тициан выработал новую технику живописи: он накладывал краски на холст и кистью и шпателем (мастихином) и пальцами. Кроме того, появляется возможность для новых важнейшихзаказов: необыкновенные портреты Карла V верхом и КарлаV в кресле, когда гордость и официальность первогообраза, положившего началу счастливому жанру официальной портретистики, сталкивается в вечном противоречии с меланхоличным, камерным образом второго. Была создана «Венера и органист», где художник вновь затрагивает темы музыки илюбви. В кон.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Таковы же и три «Библейские сцены» с дерзкими ракурсами, созданные между 1542 и 1544 годами для потолка церкви Санто Спирито ин Изола в Венеции.
начался поздний период творчества Тициана. В 1508 году в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет.
Среди них его сын Горацио, которому художник доверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постоянно заказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «Кающейся Магдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. 1554г.
«Флора», ок. Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейской Юдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата – а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии. Глава венецианской школы. В декабре 1511 года он закончил в Падуе три фрески в помещении братства св. В фигуре Фарисея всё нарочно конкретно. Картина написана с той же женщины, что и другое произведение урбинского цикла, так называемая «LaBella».
В то же время на волне успеха «Ассунты», Тицианполучает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформлениеалтарных ниш. Вечеллио (ок. Ее поддерживает сияющий полукруг ангелов, а на земле бушует радостное волнение апостолов. Написана картина маслом на доске.
Картина представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. В поднятых руках она легко и непринуждённо держит серебряное блюдо с фруктами и цветами. созданы многие лучшие портреты Тициана.
Тициан как бы прощался с тенямисвоих учителей, друзей, современников и современниц – героев и моделей своихполотен. В тридцатые годы Тициан налаживает также отношения с урбинским двором. Это подсказывает иконография «Пала ди Сан Марко», картины, созданной по обету избавления от чумы 1510 года и находящейся ныне в церкви Санта Мария делла Салуте, главным персонажем которой, является не Мадонна с младенцем, как можно было бы ожидать, но апостол-покровитель города, то есть, несомненно, самой Венеции. Портрет полон полнокровной жизнью, здесь чувствуется дыхание молодости. Так впервые прозвучало в Венеции имя, которое составило эпоху в искусстве Италии. С началом сороковых годов Тициан обращает свои художественные искания к безмятежному натурализму и идеальным классическим пропорциям, примененным к конструктивистскому использованию цветового материала, уступая место поискам новых форм, уже выраженным в таких произведениях, как упоминавшиеся «Цезари» для Фредерико Гонзага и огромное повествовательное полотно «Введение Марии во храм», предназначенное для сценической постановки и выполненное в 1534-1539 годах для венецианской Скуола Гранде дель Карита.
Этот портрет – исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. Вот последние шедевры мастера: хранящийся в Эрмитаже «СвятойСебастьян» — образец высшего художественного мастерства «Истязание Марсия» — это самое обескураживающее из произведений великого художника, некий видпечального завещания, выражающего крушение внутренней веры художника вспособность искусства воссоздать высочайшую гармонию и размеренность. Прозрачными, "вплавленными" друг в друга мазками Тициан передает его нежную упругость, тепло золотистой кожи, розовеющие колени и ступни. В фигуре Фарисея всё нарочно конкретно. Искусство Тициана оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, от творчества крупнейших художников XVII в. Ру-бенса и Веласкеса до живописи XX века. Такова«Торжественная речь Альфонсо д, Авалоса», написанная в 1540-1541годах, на которой торжественный жест правителя Милана очевидным образомзаимствован из репертуара Классической скульптуры.
Среди творений этого периода – от конца первого десятилетия века и до середины второго – утонченные музыкальные аллегории, хранящиеся ныне в Лувре: «Прерванный концерт» и потрясающий «Деревенский концерт», аллегорически представляющий всеобщую гармонию и социальный контраст поэтически-морализаторские «Три возраста» (ныне в Эдинбурге) «Nolimetangere» или «Не прикасайся ко мне» (Национальная галерея в Лондоне) и наконец, вершина тициановского творчества – «Любовь земная и любовь небесная», сейчас находящаяся в Риме, в галерее Боргезе. Картина Динарий Кесаря (Дрезденская галерея) удивительно проста, но это лишь кажущаяся простота. 1510-х гг. ) обнаруживают близость с творчеством Джорджоне, чьи незаконченные картины, в том числе, возможно, знаменитый «Сельский концерт» (см. К сер.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. В день смерти он завершил свой последнийтворческий замысел – картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Но избежать своей участи он все же не смог. Это подсказывает иконография «Пала ди Сан Марко», картины, созданной пообету избавления от чумы 1510 года и находящейся ныне в церкви Санта Марияделла Салуте, главным персонажем которой, является не Мадонна с младенцем, какможно было бы ожидать, но апостол-покровитель города, то есть, несомненно, самой Венеции. Это предостережение несет в себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическую подоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силам Лиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлучения Венеции.
Это время завершения поисков ранних лет и начала творческой зрелости. Слава Тициана быстро распространяется за пределамиВенеции и из-за него начинают соперничать лучшие дворы Италии и Европы, преждевсего благодаря его непревзойденному дару портретиста. Уже в этом раннемпроизведении художник демонстрирует не просто уверенность, с которойвпоследствии будет изображать человеческие фигуры, но и власть выразительногонатурализма, характерную для позднего Возрождения. Ранние произведения Тициана («Христос и грешница», «Христос и Магдалина» и т. н.
За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и досто-инство, лицемерие и подозрительность («Федериго Гонзага» (1520) «Ипполито Медичи» (1533) «Дож Ан-дреа Гритти» (1535). Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. В этот период меняется соотношение жанров в его творчестве. Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами2.
В числепрочих произведений ему принадлежали датированный приблизительно 1525 годомзнаменитый портрет, ныне хранящийся в Прадо (где герцог предстает в яркомголубом костюме, который еще больше оттеняет белая шерсть изображенного рядомпса) и «Снятие с креста», а также утерянная серия портретов двенадцати римскихимператоров, «Цезари», созданная в 1538-1539 годах и воссоздаваемая только погравюрам и многочисленным копиям. Альфонсо д, Эсте, герцог Феррады, приглашает его завершить украшение «алебастровой комнаты», своего частного кабинета, оставленное незаконченным Джованни Беллини и, ксожалению, разрушенного уже к концу XVI века.
-- время расцвета творчества Тициана-портретиста. К 1510 году Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг, наполненный водой.
Тициан вырабатывает самостоятельную манеру. Портрет полон полнокровной жизнью, здесь чувствуется дыхание молодости. «Поклонение святой Троице» или «Глория», прославляющая Габсбургов, объединила в себе, на фоне светоноснейших эмпиреев, двор земной и двор небесный. Отталкиваясь от картины Рафаэля «Портрет папы Льва X с кардиналами Людовико деи Росси и Джулиано деи Медичи», Тициан воплощает групповой портрет изображая беспокойного и деспотичного прелата из семьи Фарнезе в обществе его племянников.
Такова «Торжественная речь Альфонсо д, Авалоса», написанная в 1540-1541 годах, на которой торжественный жест правителя Милана очевидным образом заимствован из репертуара Классической скульптуры. Художник Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья (Фондако деи Тедески), поразившие современников свободой и совершенством живописной манеры, непривычными светскими сюжетами, глубиной и богатством красочного звучания, величавой обобщённостью языка. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе.
Портретам этого времени свойственны спокойная строгость композиции и тонкий психологизм («Мужской портрет», «Юноша с перчаткой», ок. Рубеж 1530–40-х годов стал в творчестве Тициана временем расцвета портретного искусства. Великолепно полотно Любовь небесная и земная (Рим, галерея Боргеде, около 1515 года). 1510-х гг. А в 9-10 лет родители отправили их в Венецию учится живописи.
до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания. Соединение этих влияний легко распознается в его первых произведениях, особенно в маленьком полотне, где «Папа Александр VI представляет Якопо Пезаро святому Петру». Антония. В1553-1554 годах созданы удостоившееся многочисленных копий «Венера и Адонис»хранящаяся в Прадо «Даная», еще один вариант картины, созданный для семействаФарнезе. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории.
Он ищет в облике героя неповторимость, личное начало. На волне успеха «Ассунты», Тициан получает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформление алтарных ниш. «Христос и разбойник» из венецианской Скуола ди Сан Рокко, датирующийся 1506 – 1507 годами, наоборот, представляет собой переработку северных образцов, в особенности Альбрехта Дюрера. Название картины условно в 17 веке её называли Красота приукрашенная и неприукрашенная. Прежде всего в «Мученичестве» изображениеархитектурной перспективы и напряжение человеческих фигур производятвпечатление преувеличенного экспрессионизма.
Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. Картина «Динарий Кесаря» (Дрезденская галерея) удивительно проста, но это лишь кажущаяся простота. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконе создается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика.
Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы современные ему архитектурные фоны и бытовые детали («Введение Марии во храм», 1534–38 «Мадонна семейства Пезаро», 1526 «Венера Урбинская», 1538). Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ художника («Даная», ок. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
«Пьетро Аретино», 1545) или, напротив, подозрительность, лицемерие, лживость («Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545–46). Он завершил пейзаж в картине Джорджоне «Венера», а другие произведения, в том числе «Сельский концерт», могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Картину «Благовещение», Тициан создает для церкви СанСальвадоро в Венеции в первой половине шестидесятых годов.
Христос Тициана-это не испепеляющий своей духовной силой титан, а человек, полный душевной красоты. Художник писал монументальные композиции исполненные пафоса и динамики (алтарный образ «Вознесение Марии» или «Ассунта», для церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, ок. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Так впервые прозвучало в Венеции имя, которое составило эпоху в искусстве Италии. Фигуры героев полны величия. Затем он учился у братьев Беллини.
Альфонсо д, Эсте, герцог Феррады, приглашает его завершить украшение «алебастровой комнаты», своего частного кабинета, оставленное незаконченным Джованни Беллини и, к сожалению, разрушенного уже к концу XVI века. Вероятно, художник родился около 1488-1490 годов.
Обернувшись к искусителю, Христос смотрит на него внимательно и рассеянно. Фигуры героев полны величия. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Но на этомпоследнем пиршестве за столом был он один.
Всё это находит отражение в тицианских портретах 20-х годов. Восседающие на нём прекрасные женщины-золотовласая венецианка в роскошном наряде и порывисто склонившаяся к ней обнажённая богиня, над плечом которой взметнулся вишнёво-красный плащ. Портрет Пьетро Аретино, находящийся в Питти, на котором один и тот же персонаж с одной стороны, выглядит человеком из плоти и крови, а с другой, – скорее изображен в виде «наброска, чем в виде чего-то завершенного». Тициан открывает в своих моделях не только яркий характер, но и более активный, агрессив-ный темперамент, прорывающийся в подчеркнутом жесте, динамичной живописной манере («Папа Павел III» (1543) «Пьетро Аретино» (1545).
Картины переливаются множеством полутонов, придающих живописи воздушность. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники.
Поначалу полотно чуть не было отвергнуто из-за своей поистине революционной новизны. Тогда царь заключил свою единственную дочь Данаю в башню и обрек ее на одиночество. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Собеседование», «Три возраста» еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций идиллический образ природы, то уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок.
Между 1516 и 1524 годами Тициан создает для него три «вакханалии» или «поэмы», как называет их сам художник: «Праздник Венеры», «Андрийские вакханалии» и «Вакх и Адриадна». Дочь свою он писал много раз. Фигуры героев полны величия. 1552г. «Динарий кесаря», 1518).
Фарисей, появляясь справа из-за рамы картины, протягивает золотую монету. 1515–16гг. Великолепно полотно Любовь небесная и земная (Рим, галерея Боргеде, около 1515 года). Даже не кистью –легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношескитвердой рукой подписал: «Тициан сделал». Он наделён душевной тонкостью и подлинным благородством.
В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное «Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). Название картины условно – ибо в 17 веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Эти фрески, вызвавшие столь живое восхищение венецианцев, принесли в город на лагуне дыхание новой эпохи—Высокого Возрождения.
В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назариое Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди.
В 1548 и 1550-1551 годах Тициан гостит при императорском дворе в Аугсбурге. В поднятых руках она легко и непринуждённо держит серебряное блюдо с фруктами и цветами. 1515г.
В это же время начались тесные контакты художника с сыном Карла V, Филиппом II, ставшим в 1556 году королем Испании. На кон. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности.
Но это далеко не жанровая картина. 1510-х – 1530-е гг. Фигуры героев полны величия.
Уже в этом раннем произведении художник демонстрирует не просто уверенность, с которой впоследствии будет изображать человеческие фигуры, но и власть выразительного натурализма, характерную для позднего Возрождения. В картине Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Это настоящий шедевр психологическогопортрета, представляющий интриги внутрисемейных отношений в могущественномклане власть имущих. На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг, наполненный водой. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника.
В одном из шедевров этих лет -- «Венере Урбинской» – он переносит богиню в уютный покой венецианского дома 16 века. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Тициан должен прежде всего закончить грандиозноеполотно «Пьета» (ныне в Академии), предназначенное для капеллы Распятия вцеркви дей Фрари, где должна была быть могила самого мастера. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Действующие лица, написанной в 1565 годукартины «Венера, привязывающая Амура» (галерея Боргезе), смотрят грустно ивозвышенно, появившаяся в том же году «Кающаяся Магдалина» (Санкт-Петербург)сменила тонкий налет эротики, наполняющий написанное тридцатью годами ранее длясемейства Делла Ровере полотно, на усиленный пафос.
Этот портрет—исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. Взаимная симпатия художника и его сюзерена крепнет. Фигура Христа излучает спокойствие и особую внутреннюю силу. В то же время на волне успеха «Ассунты», Тициан получает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформление алтарных ниш.
Тициан почти всегда писал лица в своих портретах в три четверти, теперь избирает непривычную композицию, поворачивая фигуру почти в полный профиль и она приобретает особую отрешённость. 1536г. Созданная для Гвидобальдо, «Венера», один из шедевров тициановской классики, скорее всего призвана служить аллегорией супружества, утонченным, но убедительным примером чувственности для не блиставшей особенной красотой юной супруги Гвидобальдо, Джулии Варано да Камерино, вышедшей замуж за герцога в 1534 году в возрасте всего десяти лет. Даже родственник Альфонсо, герцог Мантуи Федерико IIГонзага, донимает Тициана приглашениями и необыкновенными дарами.
Произведение «Чудо страдающей женщины» проникнуто созвучным ему тоном драматического повествования, особенно патетически звучащим в эпизоде с ревнивым мужем изображенным в момент убиения явно несправедливо заподозренной в измене жены. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Тициан не был уроженцем Венеции. Отталкиваясь от картины Рафаэля «Портрет папы Льва X скардиналами Людовико деи Росси и Джулиано деи Медичи», Тициан воплощаетгрупповой портрет изображая беспокойного и деспотичного прелата из семьиФарнезе в обществе его племянников.
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Фигура Христа излучает спокойствие и особую внутреннюю силу. 1520г. ). ПортретПьетро Аретино, находящийся в Питти, на котором один и тот же персонаж с однойстороны, выглядит человеком из плоти и крови, а с другой, — скорее изображен ввиде «наброска, чем в виде чего-то завершенного». Представители семьи Вечелли из поколения в поколение занимали видные посты в городском магистрате и были преданы Венецианской республике.
Обернувшись к искусителю, Христос смотрит на него внимательно и рассеянно. В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное«Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). На первом плане изображено коленопреклоненное семейство заказчика. Обернувшись к искусителю, Христос смотрит на него внимательно и рассеянно. Важным эпизодом в развитии тициановской карьерыявилась встреча художника с императором Карлом V, произошедшаяв Болонье в 1530 году во время коронации, которую проводил папа Клемент VII. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные«профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыномКарла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. Город был центром передовой культуры, науки, торговли, кораблестроения и мореходства.
В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назарио е Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди. В монументальном полотне «Введение во храм» евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества. к творчеству мастера.
1477-1576) был однимиз величайших художников итальянского Возрождения. На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг, наполненный водой. Картина «Девушка с фруктами» по традиции считается портретом дочери Тициана – Лавинии. Картина написана с той же женщины, что и другоепроизведение урбинского цикла, так называемая «La Bella». Созданная для Гвидобальдо, «Венера», один из шедевров тициановской классики, скорее всего призвана служить аллегорией супружества, утонченным, ноубедительным примером чувственности для не блиставшей особенной красотой юнойсупруги Гвидобальдо, Джулии Варано да Камерино, вышедшей замуж за герцога в1534 году в возрасте всего десяти лет. Обнаженное тело Данаи написано живо и пластично.
В 1508 году в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. Даже в сюжете о «Чуде святого Антония» изображенном на фресках, исполненных драматической силы и дерзких композиций в 1511 году в Скуола дельСанто в Падуе, сквозь господствующую тему прощения можно ощутить глубокуюлюбовь заказчика к Венеции и увидеть метафору с примирением Падуи, которая вовремя кризиса 1509 года предательски перешла на сторону империи. В Венеции создал великолепные монументальные алтарные образы ("Вознесении Марии", около 1516-1518 гг., церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари).
В Риме, где художник даже получает почетное гражданство, он оставляет несколько портретов членов папской семьи, среди которой изумительный «Портрет Павла III с племянниками», подлинный шедевр психологической интроспекции. У него в запасе несколько официальных заказов. «Портрет дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствиисвятого Марка», в честь участия испанского флота Филиппа II впобедоносном сражении с турками при Лепанто в 1571 году – произведения«частные». Между 1516 и 1524годами Тициан создает для него три «вакханалии» или «поэмы», как называет ихсам художник: «Праздник Венеры», «Андрийские вакханалии» и «Вакх и Адриадна». Языческие сюжеты на этих полотнах дышат игривостью и чувственностью, элегантностью формы, богатой и звучной цветовой гаммой. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. Название картины условно в 17 веке её называли Красота приукрашенная и неприукрашенная. С Джорджоне Тициана роднит интерес к пейзажу, поэтичность замысла, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Однако произведением, которое после первого замешательства, вызванного его революционной новизнойотносительно венецианской изобразительной традиции, поставило Тициана в одинряд с величайшими художниками эпохи Возрождения, с Рафаэлем и Микеланджело, стала «Ассунта».
В 1548 и 1550-1551 годах Тициан гостит приимператорском дворе в Аугсбурге. Художник Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья (Фондако деи Тедески), поразившие современников свободой и совершенством живописной манеры, непривычными светскими сюжетами, глубиной и богатством красочного звучания, величавой обобщённостью языка.
Важнейшим эпизодом, относящимся к первым опытам тициановского творчества, становится его первый контракт. На созданном в 1567 году«Автопортрете» (Прадо) художник изображен в той же решительной позе, что и напредыдущем автопортрете, хранящемся в Берлине. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини.
Название картины условно в 17 веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная». на с. 351), он в это время дописывал. В период позднего расцвета своего искусства Тицианвозвращается к выделяющимся своей чувственностью мифологическим сюжетам (которые сам он называет «поэмами»), предназначенным прежде всего для короляИспании Филиппа II. илл.
Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. Интерес к пей-зажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит отличают ранние работы Тициана («Христос и грешница» (1511) «Цыганская мадонна» (1512) «Флора» (1514) и др. ) Спокойные и радостные образы этих его картин отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Этот портрет--исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера.
Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Миф повествует о том, что аргосскому царю Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Всё в его фресках приобретает особую весомость, собранность, значительность. Эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
Перед нами предстаёт мир титанов, полный бурного движения. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Лаврентия» и «Положение во гроб». И наконец, такова же, написанная в теже годы наполненная внутренним драматическим напряжением картина «Коронованиетерновым венцом» для церкви Санта Мария делле Грацие в Милане.
Но Даная спокойна. Лицо Христа написано особенно бережно, легко и прозрачно, оно как бы светится изнутри. Фигура Христа излучает спокойствие и особую внутреннюю силу. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). К 1515 году влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. В 1508 году в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Между 1536 и 1538 годами он пишет портрет герцога Франческо Марии делла Ровере изображенного в доспехах и при регалиях генерал – капитана Венецианской республики, а также портрет его супруги, Элеоноры Гонзага. Фарисей, появляясь справа из-за рамы картины, протягивает золотую монету.
О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно и денег). Художник сопоставляет две фигуры. Даже в сюжете о «Чуде святого Антония» изображенном на фресках исполненных драматической силы и дерзких композиций в 1511 году в Скуола дель Санто в Падуе, сквозь господствующую тему прощения можно ощутить глубокую любовь заказчика к Венеции и увидеть метафору с примирением Падуи, которая во время кризиса 1509 года предательски перешла на сторону империи. Семья Вечелли была одной из самых старинных и известных в городе. Лицо придворного оттенено яркой вышивкой переливчатого воротника рубашки: технический прием, достаточно характерный для тициановского искусства портрета.
Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Это предостережение несетв себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическуюподоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силамЛиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлученияВенеции. Художник воплощает здесь свое представление о красоте. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Колоссальное произведение «Введение во храм» (3, 46х7, 95 м) написанное в 1534-1538 годах переносит нас на площадь итальянского города. Картина Динарий Кесаря (Дрезденская галерея) удивительно проста, но это лишь кажущаяся простота. Украшение другого фасада здания Немецкого подворья, выходящего на Канал Гранде, было заказано в 1508 году Джорджоне ди Кастельфранко, загадочному и захватывающему художнику, популярному в интеллектуальных кругах неоплатоников.
В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконе создается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. «Ла Белла» – «Красавица», ок. Тициана охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев он создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» -- в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины – «Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», «Семья Вендрамин», «Карл V», «Карл V под Мюльбергом». Лицо Христа написано особенно бережно, легко и прозрачно, оно как бы светится изнутри.
Тици-ана больше интересуют религиозные и мифологические композиции («Святой Иероним» (1553) «Положение во гроб» (1559) «Венера перед зеркалом» (1560). Но это далеко не жанровая картина. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Впервые имя Тициан прозвучало в Венеции в 1508 году, когда в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие: художник Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья (Фондако деи Тедески), поразившие современников свободой и совершенством живописной манеры, непривычными светскими сюжетами, глубиной и богатством красочного звучания, величавой обобщённостью языка. он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой», гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино.
Иероним», ок. Как раз в это время проводятся заседания Собора за объединение, где Карл V пытается прийти к согласию с протестантскими князьями, побежденными им в битве при Мюльберге. Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейскойЮдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата– а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
В 1540-е гг.
Знаменитая «Венера Урбино» посвящена, однако, сыну Франческо, Гвидобальдо. И наконец, такова же, написанная в те же годы наполненная внутренним драматическим напряжением картина «Коронование терновым венцом» для церкви Санта Мария делле Грацие в Милане. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. В фигуре Фарисея всё нарочно конкретно. Тициан воплотил в своем творчестве гу-манистические идеалы своей эпохи.
Манера письма художника обретает исключительную свободу. Произведение«Чудо страдающей женщины» проникнуто созвучным ему тоном драматическогоповествования, особенно патетически звучащим в эпизоде с ревнивым мужем, изображенным в момент убиения явно несправедливо заподозренной в измене жены. Действие разворачивается на первом плане картины: кричащая женщина распростертана земле в странной позе, ревнивый муж возвышается над ней, вцепившись ей вволосы и размахивая кинжалом. Среди них его сын Горацио, которому художникдоверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постояннозаказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «КающейсяМагдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. На первом планеизображено коленопреклоненное семейство заказчика. Одновременно Тициан посвящает себя работе над тремяполотнами огромной важности: «Вознесением» для церкви Сан Доменико Маджоре вНеаполе, «Распятием» для Сан Доменико в Анконе и «Мученичеством святогоЛоренцо» для капеллы дей Массоло в церкви Крестоносцев в Венеции. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно1. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные «профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет.
В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное «Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). В 1559 появляется драматическое «Положение во гроб» и «Поклонениеволхвов» (Эскориал). Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ).
1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Его картины излучают мощную жизненную энергию, диагональные композиции пронизаны стремительным движением, колорит построен на контрастах синих и красных пятен («Празднество Венеры», 1518 «Вакх и Ариадна», 1523 «Положение во гроб», 1520-е гг. ). В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконесоздается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. Подобный эффект особенно заметен в многочисленных портретах этого периода, на которых привычная откровенность граничит порой с ценизмом, обнажая не только тело, но и психологические черты персонажа. К концу он поистине писал более пальцами, нежели кистью».
Наиболее значащим из немногих сохранившихся фрагментов представляется мощная фигура сидящей женщины, попирающей ногой чью-то голову и держащей в руке меч. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название позднего стиля Тициана.
С сер. «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. В тридцатые годы Тициан налаживает также отношения сурбинским двором.
К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Стойким и прекрасным предстает на полотне Тициана святой Себастьян, юноша воин, который согласно христианской легенде предпочел мученическую смерть измене своим убеждениям. Среди творений этого периода – от конца первогодесятилетия века и до середины второго – утонченные музыкальные аллегории, хранящиеся ныне в Лувре: «Прерванный концерт» и потрясающий «Деревенскийконцерт», аллегорически представляющий всеобщую гармонию и социальный контрастпоэтически-морализаторские «Три возраста» (ныне в Эдинбурге) «Noli me tangere» или «Не прикасайся комне» (Национальная галерея в Лондоне) и наконец, вершина тициановскоготворчества – «Любовь земная и любовь небесная», сейчас находящаяся в Риме, вгалерее Боргезе.
Фарисей, появляясь справа из-за рамы картины, протягивает золотую монету. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назарио е Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Великолепно полотно «Любовь небесная и земная» (Рим, галерея Боргеде, около 1515 года). Дочь свою он писал много раз.
«Даная», работу над которой художник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналу Алессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма и сочной колористики: она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с «Венерой Урбино» – замечает монсеньор Джованни Делла Каза. на с. 421 «Ипполито Медичи», 1532–33 т. н. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Величавый герой обречен, но не сломлен. «Поклонение святой Троице» или «Глория», прославляющая Габсбургов, объединила в себе, на фоне светоноснейших эмпиреев, двор земной и дворнебесный. Тем не менее, документально засвидетельствованотолько лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой«Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этомслучае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизниавтора. Художник с удивительной, опережающей его время прозорливостью изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство («Портрет Карла V в сражении при Мюльберге», 1548 см.
Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Тициан и его брат Франческо уже в детстве получили широкое образование. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Он наделён душевной тонкостью и подлинным благородством. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. В 1507 году Тициан поступил в мастерскую Джорджоне.
1516–18гг. ). Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Однако произведением, которое после первого замешательства, вызванного его революционной новизной относительно венецианской изобразительной традиции, поставило Тициана в один ряд с величайшими художниками эпохи Возрождения, с Рафаэлем и Микеланджело, стала «Ассунта».
Точная дата его рождения неизвестна. Это полотно посвящено победе при Санта Мавра, одержанной в 1502 году венецианцами над турками. Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты, например "Оплакивание Христа" (около 1573-1577 гг. ).
Общемуэффекту способствует слегка небрежный стиль картины, оставленные едвазамеченными, намеренно незаконченные детали: например руки папы не прорисованыдо конца улавливается только жест. Тициан Вечеллио да Кадоре (ок. Колоссальное произведение Введение во храм (3, 46х7, 95 м) написанное в 1534-1538 годах переносит нас на площадь итальянского города.
Лицо Христа написано особенно бережно, легко и прозрачно, оно как бы светится изнутри. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 века. Себастьян», «Пастух и нимфа», «Наказание Марсия», «Оплакивание Христа» и др. Воплощением этого позднего стиля является картина «Похищение Европы», где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
Он наделён душевной тонкостью и подлинным благородством. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Взаимная симпатия художника иего сюзерена крепнет. В ней нет величавого покоя, ощущения тихого счастья как в традиционных венецианских алтарных картинах.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана – «Св. Тем не менее, документально засвидетельствовано только лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой «Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этом случае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизни автора. Колоссальное произведение Введение во храм (3, 46х7, 95 м) написанное в 1534-1538 годах переносит нас на площадь итальянского города. 16в. Таковы же и три «Библейскиесцены» с дерзкими ракурсами, созданные между 1542 и 1544 годами для потолкацеркви Санто Спирито ин Изола в Венеции.
Если в работах «Цыганская мадонна», «Св. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе. илл. Самая ранняя картина Тициана—Бегство в Египет (около 1507 года). Эту – одну из своих лучших картин – онзавещал поместить в часовне, над своим надгробием.
Микеланджело, посетивший Тициана, восхищается его «цветами и манерой», однако сетует, что вВенеции в последнее время не думают о рисунке. Но это далеко не жанровая картина. Живописные образы этого периода отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью. Его жизнеутвер-ждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, отражением глубоких конфликтов своего времени.
Себастьян» обе – 1560-е гг. ). Портрет привлекает его теперь в гораздо меньшей степени.