В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Мать звали Сюзанной. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века.
Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. У них рождается две дочери.
В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Все основные заработки художник получал от написания портретов. Изысканный подросток в голубом атласе, на котором играют блики, подчеркивающие блеск ткани изображен в полный рост.
Там он жил до 1749 года. Это были заказы от местных торговцев и сквайров.
Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Весь облик дамы утонченно-благородный. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно.
Там он и поселился. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями.
Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. В 1774 году Гейнсборо перебирается в Лондон, где избирается в Совет Академии. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Насладившись светской жизнью, в 1784 году Гейнсборо прекращает отношения с Академией и после устраивает выставки своих работ только в своей галерее на Пэлл Мэлл.
В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В 1746 году Гейнсборо женится на Маргарет Барр. Но с 1780 года его влияние усиливается. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Родители назвали ее Мэри.
Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем.
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться.
Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Он предпочитал пейзажи. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле.
Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Томас был девятым ребенком в семье.
Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо.
«Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Этим он и начинает заниматься. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза.
Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм.
Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. В это же время он женился и у него родилось две дочери. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой.
Его картина написана не плотным, но текучим слоем краски, вот таким образом манера письма становится легкой. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Но его пейзажи не очень хорошо продавались.
Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Там же Гейнсборо познакомился с картинами А. Ван Дейка. Теперь среди рисунков художника главное место занимают пейзажи и сцены деревенской жизни.
Заказы текли к нему рекой. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Техника его легка и виртуозна.
Осанка подчеркивает величие актрисы. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Портреты знаменитого фламандца оказали очень сильное влияние на его творчество. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. На поприще создания их портретов, Гейнсборо быстро добился успеха и популярности.
Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. По колориту это живописное произведение симфонично.
Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Он известен также своей графикой. Больше всего его привлекали сельские буколики. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет.
Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Высокий напудренный парик завершает образ. Лучше всего у него получаются портреты.
Оригинальное здание сохранилось и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. У Гейнсборо был огромный дар передавать настроение модели и почти фотографическое сходство с оригиналом, не теряя при этом свежести и живости своей художественной манеры.
Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.