В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. В настоящее время существует в двух версиях. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. У Анри и Амели один за другим родились два сына. художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Он прожил еще 13 лет.
— раздельных точечных мазков. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям».
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матисс согласился – впрочем, премьера спектакля состоялась только в 1920 году, после окончания Первой мировой войны. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал.
Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Оазис Бискра, готовый приютить уставшего путника в тени финиковых пальм, поразил Матисса своей красотой и величием. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. В это время творчество импрессионистов уже получило признание публики. В 1905-07 лидер фовизма. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве "Танец" и "Музыка", оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста ("Мастерская художника", 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Стоит отметить, что фовизм не является стилем и представлял собой скорее локальное течение, школу, объединённую едиными принципами работы с формой и цветом.
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Ж. Помпиду).
В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Исчезают стул и обои. Благодаря урокам Моро следует усиление колористического начала в работах художника. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.
Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Эта дружба в его судьбе значила многое. После долгих странствий — кроме России и Африки Матисс успел объехать Европу, побывать в Океании и Америке — художник решил осесть в пригороде Ниццы. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.
Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже.
Доминика и Девы Марии. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). для собственного дома в Москве. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Вход в Казбу — малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Жил Матисс в это время трудно. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. В 1912 и 1913 годах Матисс дважды побывал в Марокко, написав там одну из своих лучших живописных серий.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Холст, масло.
В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. И он отправился путешествовать. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Однако, доминирующее использование синего вызывает эмоциональное проникновение в сцену на расстоянии, позволяя нам предположить, что их разговор напряжен или, по крайней мере, лишен интимности. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Особенный признак: форма видоизменялась соответственно воздействию соседних цветовых плоскостей ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В период обучения и становления Матисс копировал работы голландских и французских классиков, висящих в Лувре, увлекался японским традиционным искусством, свёл знакомство с другом Огюста Родена, художником Джоном Питером Расселом – горячим поклонником Винсента Ван Гога и Эмиля Бернара. Художник сделал несколько эскизов. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.
Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны.
Тема панно — танец. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия — антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Творческая жизнь Матисса началась в 90-е годы девятнадцатого века. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Зачем. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Матисс считал, что его палитра высветлилась именно благодаря творчеству импрессионистов.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Он знакомился с художниками разных стран. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
fauves). В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма ("Урок музыки", 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия "Одалиски").
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.
Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Если поверхность иных матиссовских картин может показаться сухой и однообразной, то это свидетельствует не о пренебрежении к материалу живописи, немыслимому у большого художника, но о своеобразной боязни насилия над материалом. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Холст, масло.
После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона — разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Тема панно — танец.
1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Предоставим слово самому художнику: В моей картине Музыка небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для тел — звонкая киноварь.
Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Творчество импрессионистов, таких как Моне и постимпрессионистов (Ваг Гога, Сезана, Гогена) стало для художников двадцатого века той основой, на базе которой вырабатывался их художественный стиль. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе.
У создания картины «Танец» своя необычная история. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень.
По живости и непосредственности они не уступают японским, по декоративности — персидской миниатюре, по выразительности линий — рисункам Делакруа. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". 1901 год можно назвать годом становления художника. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира.
260 х 389 см. Разумеется, это иллюзия. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.
Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Другое название этой работы – «Десерт».
Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Особенного внимания заслуживал его мазок.
По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911).
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Доминика и Девы Марии.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. А. Матисс «Музыка» (1910). В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Углы комнаты даёт другим цветом. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок.
Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета ("Красные рыбы", 1911 "Натюрморт с раковиной", 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
и вакханалии. Все люди на картине находятся в неподвижности. Анри Матисс.
В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.
Стайны подружились с художником. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Ж. Помпиду, Париж). Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Затем, чтобы заставить вибрировать краску, он энергично втирает ее в холст, вместо того, чтобы пользоваться белилами, заставляет его просвечивать. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique). В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса "Танец", 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем ("Ветка сливового дерева", 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Первым пунктом назначения стал Алжир. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
Такой, какой был у Матисса в его доме. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). Ковёр на этой картине – реальный. Коллекционер чуть было не отказался от картин, но передумал и попросил у художника прощение за свою слабость. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Изображение интерьера — жанр живописи. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. В 1908—1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Написанная в Исси-ле-Мулино за пределами Парижа, "Красная студия" представляет собой мини-ретроспективу работ художника с картинами, скульптурой и даже произведением из керамики, повешанными или разбросанными по его мастерской.
Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Матисс был старше на двенадцать лет и к тому времени успел стать известной персоной в мире живописи. Так и случилось. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Но об этом уже сказано в других разделах. Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Существуют лишь предположения искусствоведов. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса.
Речь идет о фовизме. и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити.
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.