В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. По приказу турецкого паши убивали детей до 3 лет, мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет.
Знаменитый тогда фрегат «Медуза» налетел на рифы и затонул у берегов Африки. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Но при этом Жерико упорно и много работает. Он воспринял драму «Медузы» как общечеловеческую.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма.
Их творческие принципы находят яркое выражение в книгах «Расин и Шекспир», «История живописи в Италии» (1817) Анри Стендаля, в предисловии к «Кромвелю» (1827) Виктора Гюго. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Холст, масло. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
Среди полотен Делакруа особое место занимают портреты. (В своё время было мнение, что «Этюд натурщика» был написан неизвестным русским художником 19 века, музей едва не лишился имени Жерико в собрании.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Выражением липа эта женщина напоминает «Девушку на кладбище» с картины, написанной Делакруа в гом же году и представляющей собой, скорее всею, один из этапов подготовки художника к работе нал «Сценой резни в Хиосе». Критика делает вид, что не замечает картину. Делакруа Эжен (Delacroix Eugene) (1798–1863), французский художник и график. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Вып. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849-1861). Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (Битва при Пуатье, 1830, Музей Лувр, Париж).
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
Для мастера живописи здесь было важно не столько показать внешние признаки и симптомы заболевания, сколько передать внутреннее, душевное состояние больного человека. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Художник заносил их в дневник.
Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Делакруа предстает здесь мастером колорита. Вот таким образом образы на портретах очень выразительны и глубоки. В первую очередь это были проблемы света. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Впечатления, полученные от этой поездки, послужили для него вдохновением на долгие годы.
Написана она была в 1819 г. и в том же году выставлена в парижском Салоне. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Делакруа работал также в области психологического портрета (Фредерик Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). В 1820 году картина Жерико была выставлена в Лондоне. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Побывав в Марокко, Делакруа пишет полотна, посвященные Востоку. Матисс и Пикассо видят в нем «бога» и даже создают свои версии «Алжирских женщин», вдохновленные полотном великого Делакруа. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. В итоге Делакруа удастся создать действительно потрясающее своим драматизмом полотно Обреченность и покорность судьбе отражаются на лице мужчины в красной шапке, отчаяние и ужас охватили прильнувшего к нему юношу в тюрбане, а взгляд турецкого солдата циничен и жесток Нечеловеческий страх и поистине вселенскую скорбь выражают глаза пожилой женщины в красном платье, а ее смиренная поза говорит о предчувствии скорой смерти. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (Алжирские женщины, 1833–1834, Лувр Арабские комедианты, 1848, Музей изящных искусств, Тур Львиная охота в Марокко, 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В самую первую ночь погибли двадцать человек. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Много копирует в Лувре. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Все краски композиции точно соответствуют натуре.
Эжен Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831–1832), Марокко, Испанию, Бельгию. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Моне (18401926), Ренуар (18411919), Гоген (18481903), Сера (1859 – 189 I). Причем характер набросков заметно отличается от стиля всего произведения. Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. В роли рока здесь выступает мрачная тень, которая пытается поглотить героя. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»).
Виктор Гюго писал: «Разве свист глупцов – это не фанфары славы. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жерико болезненно переживал критику.
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Это ощущение усиливается за счет точной передачи пластики (позы, жестов) человеческих фигур, а также использования ярких и сочных цветовых сочетаний (рыжие, гнедые, белые кони насыщенно-синие, темно-красные, бело-голубые и золотисто-желтые куртки жокеев).
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. В 1796 г. семья Жерико перебралась в Париж. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Похожий на античную статую, он равнодушно смотрит перед собой, придерживая одной рукой умершего юношу, чтобы того не смыло в море.
Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Падение с лошади привело к преждевременной смерти художника. Его должны были вести на буксире лодки. Художник ежедневно посещает Лувр, где изучает работы Паоло Веронезе (1528- 1588) и Питера-Пауля Рубенса (1577 – 1640) – выдающихся колористов, в палитре которых всегда преобладали насыщенные, яркие цвета. Одной из наиболее ярких работ этого периода стало полотно «Скачки в Эпсоме», созданное в 1821 г. В картине художник изображает несущихся во весь опор лошадей, причем ноги их совсем не касаются земли. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Эту кровавую расправу изобразил Делакруа в картине, написанной с поразительным жаром и подъемом. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Этот образ необычайно экспрессивен и динамичен. В 20-е гг.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Его отец, Жорж-Никола Жерико, был состоятельным человеком: владельцем табачных плантаций и крупным торговцем табаком, а мать, Луиза-Жанна-Мари Карюэль де Сен-Мартен, происходила из семьи, принадлежавшей к аристократии Нормандии. Утверждая действенность и страстность искусства, отвечающего актуальным запросам эпохи, прогрессивные романтики обвиняют представителей классицизма в оторванности от современности, в холодности, безжизненности их канонов и правил. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Этим определялась направленность его поисков». Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Работа хранится в Лувре, в Париже. Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Первая — его постоянные поиски прекрасного идеала и обращение к античности и мастерам Высокого Возрождения в тематических классицистических картинах. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. И ещё, что очень характерно для Жерико — это сплав рисунка со светотенью.
Этому же он стремился научить и последователей. Зато впервые раздаются голоса в защиту Делакруа, а молодые представители зарождающегося романтизма и вовсе возводят художника в ранг мэтра. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Холст, масло. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Лувр (Париж)Впервые картина была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 г., восторженно принята и куплена государством. А груз корабля предполагалось переправить на плоту, который решили строить. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии.
В ходе работы было внесено несколько изменений. «Плот «Медузы»» представляет Жерико как замечательного мастера композиции.
Образы ее глубоко типичны. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Проводя много времени в Национальной библиотеке, он искал исторические сведения об интересующем ею периоде, в частности изучал труды греческого историографа Диодора Сицилийского (I век н. э). Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Жерико.
Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Здесь нет действия, зритель видит только человека, в глазах которого без труда читается тревога. Так были написаны портреты «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем».
В произведении «Возвращение из России» впервые прозвучала тема борьбы человека со смертью. Во время шторма десятки людей погибло в борьбе за наиболее безопасное место в центре у мачты, где хранились скудные запасы провизии и воды, либо было смыто волной за борт. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Делакруа знает, как воспринимать выпады критиканов.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. На картине изображены пятнадцать фигур. А на плоту положение стало ужасным. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Пусть даже и за свой счет. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Борьбу против догматики классицизма, за искусство, овеянное бурями страстей, возглавил Теодор Жерико (1791—1824) основоположник революционного романтизма во французской живописи.
были православными греками, остальные католики, турки и евреи. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы Рубенс, Веронезе и Тициан.
В 1828 году Делакруа отмечает: «Глобус» () пишет, что, когда неосторожный солдат стреляет одинаково как во вpaгa, так и в друга, его надо вывести с поля битвы. С 1816 до 1817 года Жерико учился в Риме. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Э. Делакруа «Резня на Хиосе» (1824)Хиосская резня – расправа турок 11 апреля 1822 г. над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. Для романтизма характерно утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности изображение сильных, порою бунтарских страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу.
До 25 000 были убиты, около 45 тыс. Её похвалил М. -Б. Усугубляют такой тёмный колорит картины и искания самого художника в области цвета. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Сам плот почти упирается в раму картины. Он рвался в атаку. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Но это событие происходит так поздно, что художник не придает этому особого значения. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Он отказывается от приглушенных цветов и спокойных оттенков, которыми пользовался при работе над своими первыми картинами: теперь он выбирает цвета открытые, контрастные: кобальтовый синий изумрудный зеленый, ярко-красный. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791 — 1824) Образование Жерико получил у известных мастеров того времени – Верне и Герена.
Делакруа. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Необычно и смело ее построение. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Среди подобных образов особенный интерес представляют герои картин «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир», созданных в 1812-1814 гг. Список используемой литературыЕвропейское искусство.
Теодор Жерико.
Она была шумно встречена и получила одобрение публики. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа15. Холст, масло. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Даже тени приобретают у него разнообразные оттенки. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры31.
Мастер редко обращался к этому жанру. Картины, на которых художник показывает скачки или битву всадников-мавров, необычайно динамичны и выразительны. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. Человек всегда побеждён в этой борьбе. Настроение самого Жерико было противоречивым. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Художник родился в Руане в 1791 году. Особый восторг творчество художника вызывало у Сезанна, плененного, прежде всего, своеобразной «шероховатостью» стиля Делакруа и его «невыглаженной» манерой.
Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. На четвертый день осталось менее половины человек и оставшиеся начали поедать человеческое мясо. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Я не знаю этой кисти. » В Офицере конных егерей — пыл и воодушевление двадцатидвухлетнего Жерико, азарт и иллюзии его поколения, выросшего под гром триумфальных побед французских армий во всех концах Европы.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В окончательном варианте полотно представляет тот момент, когда уже отчаявшиеся люди видят на горизонте судно «Аргус» и протягивают к нему руки. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут художником в картине Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр, Париж) изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы.
С. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Философ Эдмунд Бёрг утверждал, что категория величественного непременно связана со страхом. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Фигуры из «Арабов играющих в шахматы» напоминают древнеегипетские статуэтки, рельефы и росписи. Возвратившись во Францию, Делакруа получает официальные заказы: росписи в Бурбонском дворце (1833-1847), украшение Люксембургского дворца (1840-1847), росписью потолков в Лувре (1850-1851). АвтопортретТеодор Жерико – крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма.
В живописи Жерико ясного понимания проблем света ещё не было. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург)Картина изображает двух арабов, сидящих на земле за шахматной партией, за их игрой наблюдает женщина, держащая на плече сосуд. Фактически в сюжете картины нет главного героя, но при этом она передаёт атмосферу жизни и включает зрителя в круг изображаемых персонажей. В изображении поз арабов искусствоведы видят влияние персидской и индийской миниатюры. Графика. Примером таких полотен может быть картина, получившая название «Плот «Медузы»». Живопись.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. На полотне, посвященном известной писательнице (1834) изображена благородная и сильная духом женщина, восхищающая современников. По приезде в Париж художника особенно заинтересовала графика.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. На голове у неё фригийский колпак, в правой руке – флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Фригийский колпак (фракийский) – высокий головной убор древних фригийцев колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом встречается на многих древних статуях. Эта позиция близка и Делакруа, который утверждает: «Никто и никогда не помешает мне в результате наблюдения за вещами и явлениям составить мое собственное о них мнение». Энгр.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. В результате «Медуза» села на мель и затонула. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж).
Представителем этого направления считается Теодор Жерико. 2 июля 1816 г. у берегов Сенегала на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
Холст, масло. Этот хитрый прием (фотография доказала, что такого положения ног у лошадей во время бега быть не может, это фантазия художника) мастер использует для того, чтобы придать композиции динамизм, создать у зрителя впечатление молниеносного движения лошадей. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Осенью 1817 г. вышла в свет книга «Гибель фрегата «Медуза». Одна из центральных фигур искусства 19 в. —Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) становится убежденным и упорным вождем классицизма.
Те же черты манеры старых мастеров видны и в картине «Бег свободных лошадей в Риме», написанной приблизительно в 1817 г. и представляющей состязания всадников на одном из карнавалов, проходящих в Риме. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Но со временем битум темнеет и «Этюд натурщика» также очень сильно потемнел от времени. Художники романтизма (Антуан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа и другие художники) проявляют интерес к национальной истории, народному творчеству, ко всему необычному, яркому в жизни не только французского народа, но и народов других стран и континентов. Однако здесь этот мотив выражен еще не так ярко, как в более поздних произведениях Жерико.
На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Тень обволакивает тело, она сильная, мрачная. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин («Лошадь Наполеона») получила награду императрицы Марии-Луизы. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.
Её похвалил М. -Б. Динамичный ритм пронизывает этот высокий рельеф. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Жерико первым преступил законы неоклассическою академизма и тем самым проложил дорогу последующим поколениям живописцев-новаторов. Влияние Делакруа на последующие поколения художников трудно переоценить. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Бодлер так опишет эту ситуацию: «Никогда в жизни художник не поддавался такой яростной критике и не был так едко осмеян. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
Будущий художник учился в Императорском лицее. Случилось это в 1816 году. 491 х 716 см. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. 1817, Лувр, Париж).
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе7. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Полотно отметил и сам Давид. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Жерико соединил в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Эта поездка сильно повлияла на его дальнейшее творчество. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Природа на полотне враждебна человеку. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. – Т. 2.
Скульптура. Его отец, Жорж-Никола Жерико, был состоятельным человеком: владельцем табачных плантаций и крупным торговцем табаком, а мать, Луиза-Жанна-Мари Карюэль де Сен-Мартен, происходила из семьи, принадлежавшей к аристократии Нормандии. Еще большее впечатление произвела на современников следующая картина Делакруа — «Резня на Хиосе» (1824, Париж, Лувр), явившаяся живым и горячим откликом художника на актуальные события того времени — героическую борьбу греческого народа против турецких завоевателей. Коллеги-художники находились в недоумении: Гро (1771 – 1835) назвал картину «резней живописи», а Энгр (1780 – 1867) «окрестил» ее автора «Робеспьером живописи» Однако с позиций дня сегодняшнего, можно утверждать: этой картиной Делакруа совершил переворот в живописи.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Но и здесь его ждало разочарование. Капитан дал приказ всем покинуть корабль.
Сюжет картины основан на реальной трагедии. – С. 327Яворская Н. В. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
292 х 227 см. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. С другой стороны по лбу человека, по шее, торсу начинают блистать мощные блики света. Лувр (Париж)Люди на плоту оказались в катастрофическом положении. В 1816–1822 учился в Париже в мастерской классициста Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с Теодором Жерико изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона Констебла.
Одного из погибших волной смывает в море. Его литературное наследие, в частности его «Дневник», который он вел на протяжении почти всей жизни, заключает мысли об искусстве, о задачах и законах его развития, столь же живые и ценные, что и творческие работы Леонардо да Винчи, Дюрера или Крамского. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. От тел погибших (один из них соскальзывает в море) и отца, склонившегося над сыном, взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты.
Таковыми являются портреты Шопена и Жорж Санд. Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности (Казнь дожа Марино Фальеро, 1826, собрание Уоллес, Лондон Смерть Сарданапала, 1827, Лувр, Париж). Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Это полотно посвящено войне Греции за независимость. Из всех картин Делакруа именно «Смерть Сарданапала» снискала славу самого скандального произведения и вызвала больше всего негативных отзывов. В техническом плане произведение выполнено превосходно.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе». Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. В Риме художник проводит целый год. К счастью, справедливость восторжествовала). Послужил образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции и с тех пор является символом свободы. Обнаженная грудь женщины символизирует самоотверженность французов, с «голой грудью» шедших на врага.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Их творческие принципы находят яркое выражение в книгах «Расин и Шекспир», «История живописи в Италии» (1817) Стендаля, в предисловии к «Кромвелю» (1827) Гюго. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Этим определялась направленность его поисков»13. Он стал реакцией на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно«Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), — этот шедевр Жерико создавал целый год. Сам термин «романтизм» был впервые употреблен применительно к его искусству, пронизанному драматизмом, духом протеста против монархии Бурбонов и капиталистической действительности. Всех охватила паника.
И этом смысле художник повторяет творческие искания Жерико, когда тот работал над своей известной картиной «Плот Медузы». По возвращению в Париж он представил свою знаменитую картину «Плот Медуза» (1819). Многие сюжеты его картин взяты из литературных произведений знаменитых мастеров пера. Он создал своего Сарданапала. Художник сознательно допускает отдельные анатомические «ошибки»: неправильная посадка головы, удлиненные, бескостные руки, неточное согласование частей тела.
Разочарованние в идеале Жерико воплощает в картине «Раненый кирасир». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа Данте и Вергилий (Ладья Данте, 1822, Лувр, Париж), духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж). Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Картина была закончена в июле 1819 г. и в этом же году была выставлена в Салоне. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Этого не мог принять молодой, прогрессивно мыслящий человек. У юноши две страсти: живопись и лошади. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Картина не получила ни первой, ни второй премии. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Романтизм — это скорее не стиль, а мировоззрение. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
В сравнении с ними композиция «Алжирские женщины в своих покоях», созданная в 1834 г., кажется спокойной и статичной. Характерный для импрессионистов выбор цвета и способность писать в разное время суток можно найти в работе Делакруа «Вид на море близ Дьеппа». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Особое внимание уделяет он характеристике рук, всегда индивидуальных, написанных с подлинным блеском — портрет Ф. Ривьера (1805, Париж, Лувр).
Некоторые критики обвиняли Делакруа в чрезмерном натурализме картины. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Т. Жерико «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814). Все, кто был на лодках, спаслись.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Посещал Лувр, затем продолжил учёбу у Пьера Герена (учеником Герена был и Делакруа). Жерико много работал над образами лошадей, для этого посещал Версальские конюшни. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Делакруа был самым образованным среди живописцев первой половины XIX столетия. Ощущение напряженности и динамизма усиливается за счет сочетания плавных и резких линий, образующих фигуры персонажей, что приводит к изменению пропорции изображаемого художником человека.
У английского пейзажиста Джона Констебла (17761837) Делакруа перенял некоторые принципы построения композиции. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Построенный плот был длиной 20 и шириной 7 м. Но начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Африку он увидел тихой и патриархальной, занятой своими делами, горем и радостью. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
– М. : Белый город, 2006. Там картина вызвала большой интерес. 260 325 см. Сложное и противоречивое творчество Энгра заключает в себе две основные тенденции. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты.
На полотне изображены люди, борющиеся с разбушевавшейся водной стихией. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Жерико изобразил один из моментов наивысшего напряжения: утре последнего дня дрейфа плота, когда немногие оставшиеся в живых увидели на горизонте корабль «Аргус». Жерико создал композицию из 4 групп персонажей. В чем сущность романтического мировосприятия.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». За три года пребывания в Англии, Жерико написал несколько прекрасных полотен, в том числе знаменитую картину «Дерби в Эпсоме» (1823). Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (Взятие крестоносцами Константинополя, 1840-1841, Лувр, Париж Битва святого Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль).
Т. Жерико «Плот «Медузы». Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.
Крупнейшим направлением во французском искусстве первой трети XIX столетия был романтизм. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
Романтизм был полностью ориентирован на современность. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания). бежали с острова, образовав хиосскую диаспору. 46 х 55, 5 см.
Благодаря этому романтическому, т. е. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Без него импрессионистическая школа была бы без сомнения, другой, ведь ее «впечатления» – именно то, что много раз присутствовало на полотнах художника. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Эти годы нельзя назвать яркими и чем-либо примечательными в творчестве художника. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Кроме того, он написал серию портретов душевнобольных (1822) из которых до нас дошла лишь половина. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Он призывает молодое поколение художников точно так же поступить и со мной, считая мою независимость предательством". Выставленная на Салоне в 1827 году картина «Смерть Сарданапала» (Рис. 5) произвела эффект разорвавшейся бомбы. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Темой этого огромного полотна (почти четыре на пять метров) стала судьба ассирийского короля Сарданапала, а источником вдохновения Для художника послужили произведения выдающегося поэта-романтика лорда Байрона (1788 – 1824), творчеством и личностью которого всегда восхищался Делакруа.
Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Да и видно ли его. После этого остров потерял своё хозяйственное значение.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Однако не это является главным достоинством композиции. В нем так же смело объединены образы аллегории и реальности.
А ведь еще неизвестно, хватило бы у Делакруа решимости создать свою «Сцену резни на Хиосе», если бы ранее Жерико не написал отчаянно смелую картину «Плот». Резкие контрасты света и тени подчеркивают мощную моделировку форм, монолитность группы, воспринимаемой как толпа. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма. Пассажиры и экипаж запаниковали и капитан принял решение немедленно покинуть его. Именно неудовлетворением Жерико политикой Наполеона было продиктовано его поступление на службу к Людовику XVIII, занявшему французский трон в 1814 г. С пессимистическими настроениями было связано и то, что после второго захвата власти во Франции Наполеоном (период Ста дней) молодой художник покидает родную страну вместе с Бурбонами. Э. Делакруа. Полотно отметил и сам Давид14.
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Некоторые черты стиля проявлялись уже у Жана-Огюста Доминика Энгра, в ГМИИ хранится едва ли не единственное полотно этого мастера в России«Мадонна перед чашей с причастием». Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Продуктов у них не было. В 1818 г. он создает ряд литографий на военную тему, среди которых наиболее значимой была «Возвращение из России». На полотнах перед зрителем появляются трагические образы людей, глаза которых наполнены болью и скорбью.
Жерико был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя смерть. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Лувр (Париж)Самым известным произведением Т. Жерико является «Плот «Медузы». Более важным стало то, что она показала перемены, произошедшие в творческом стиле художника.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. В 1816 г. Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен и царил академизм. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Жерико привлекал талант Антуана Гро, бытописателя наполеоновских походов. Вот почему его романтическое взволнованное искусство заключало глубокое чувство правды.
Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. «Плот «Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Не менее красочна композиция «Правосудие Траяна», созданная в том же 1840 г. Современники художника признали эту картину одной из лучших среди всех полотен живописца. В это время живописцем было создано большое количество портретных работ. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Жизненно и правдиво изображены фигуры искалеченных и измученных войной людей.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Жизни и быту столицы Англии Жерико посвящает цикл литографий, среди которых наибольший интерес представляют работы, получившие названия «Большая английская сюита» (1821) и «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821). Автопортрет (1837)Родился в пригороде Парижа. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием.
Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков40. Работа хранится в Лувре, в Париже. Это интриговало и притягивало взгляд. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Именно в ней воплотился давний замысел художника показать борьбу греков с турками.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Жерико родился в Руане. Но ветер относит плот от корабля спасения. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико. Настоящий успех пришел к Делакруа в 1824 г, когда он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе».
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Он ходит по музеям, копирует великих мастеров, делает наброски с натуры на городских улицах. На полотне изображен раненый воин, пытающийся скорей покинуть поле брани. проданы в рабство и около 23 тыс.
В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). «Резней на Хиосе» Делакруа продолжил начинания Жерико в области работы над большими общественно-значительными темами современности.
Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Оставшиеся жители были обращены в ислам. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Э. Делакруа «Арабы играющие в шахматы» (1847-1848). Вопрос исчерпан, а доказательство вот оно, перед нами – яркое и грандиозное». Фигура отважного солдата еще не раз будет возникать в творчестве Жерико.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Но не холодная парадность известных батальных полотен Гро, а острота жизненных наблюдений, эмоциональная насыщенность колорита, бурная динамика определили силу воздействия на зрителя первой самостоятельной картины Жерико «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Париж, Лувр). Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Энциклопедия. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).