Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. В 1816 году караван судов, на борту которых находились поселенцы и солдаты, плыл к одной из французских колоний на территории Африканского континента.
От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Этим определялась направленность его поисков»13. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. Но Жерико не сдавался. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже). 1817, Лувр, Париж).
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»).
В Риме художник проводит целый год. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Одного из погибших волной смывает в море.
Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных25. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Пусть даже и за свой счет.
Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Несчастья, будто сговорившись, обрушились на художника.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти. Жерико болезненно переживал критику.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Много копирует в Лувре. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Дюма был потрясен.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Это интриговало и притягивало взгляд. Её похвалил М. -Б. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Ученик в течение недолгого времени Карл Верне (1808—1810), а потом Пьера Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг.
Этим определялась направленность его поисков». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Там картина вызвала большой интерес. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Композиция картины построена на двух пересекающихся диагоналях, которые делают акцент на стремлении людей туда, где виднеется спасительный корабль и стихийном встречном движении ветра, который надувает парус и относит плот прочь.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Работа хранится в Лувре, в Париже.
История гибели «Медузы» получила широкую огласку. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года17. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Теодор Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Герена. Жерико известен и как прекрасный портретист. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Её похвалил М. -Б. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
На борту было около 400 человек. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза».
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа15. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Но при этом Жерико упорно и много работает. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски.
Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Благодаря этому романтическому, т. е.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Л С Жоржета Жерико и Л С Жеманница Вита «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812г. «Раненый кирасир», 1814г. «Плот Медузы», 1816г. «Дерби в Эпсоме», 1821г. Луи Арагон сделал Жерико главным героем своего романа «Страстная неделя» («La semaine Sainte»). На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Природа на полотне враждебна человеку. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов. Его отец был состоятельным человеком: имел собственные угодья и занимался торговлей табаком.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Из современников его привлекают исполненные драматизма и экспрессии полотна Гро, посвященные походам Наполеона. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Полотно отметил и сам Давид14. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Он рвался в атаку. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Картина не получила ни первой, ни второй премии. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. У юноши две страсти: живопись и лошади.
Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Полотно отметил и сам Давид. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В результате «Медуза» села на мель и затонула. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена.