н. э. ) для оправдания изнасилованных христианок, которые не покончили с собой. Поздний источник называет Брута дядей Лукреции по матери (avunculus)81.
Судя по всему, Рубенс эту картину написал в 1609 – 1611 гг., вскоре после возвращения из Италии, где он набирался впечатлений от итальянской живописи и скульптуры возможно источником вдохновения стала «Тарквиний и Лукреция» Тициана, которую он мог видеть в Мадриде, где побывал в 1603 году. (3) С целью соблазнить ее, Секст Тарквиний вернулся ночью в Коллаций и проник в ее дом по праву родства он ворвался в опочивальню Лукреции и одержал победу над ее стыдливостью. В Афинах была низвержена семья тиранов Писистратидов, один из сыновей Писистрата был убит, а другой изгнан, после чего последовали реформы Клисфена, вводившие демократическое правление.
Но плохая примета– заяц перебежал дорогу перед экипажем– заставила Пушкина переменить планы (покрайней мере, так он сам рассказывал) и вернуться домой. В конечной версии «жертвоприношение» оказалось сдвинутым с 24 на 27 февраля, с Регифурия на Эквиррии, так что роль его исполнителя перешла от «священного царя» к трибуну целеров. Вполне вероятно, что именно благодаря поддержке Церэ Рим одержал эту победу.
VI. Рутулы, народ по тем местам и по тому времени весьма богатый, владели Ардеей. 20. К числу этих данных относятся легенды о поселении Целеса Вибенны на Целии, некоего царя Ола (Авла Вибенны —. ) на Капитолии, приход Лукумона, чтобы стать царем Тарквинием, версия о этрусском командире Мастарне, принявшем имя Сервия Туллия, версия о поселении царя Порсенны из Клузия на Яникуле, откуда он управлял Римом. Вот таким образом она выбирает смерть: «а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни. ».
Да и сама тема супружеской верности всегда привлекает публику. По мнению Джоселин Смолл, в этрусской версии этого сюжета, которую исследовательница прочитывает в изображениях на трех погребальных урнах I в. до н. э., Лукреция не выглядела ни жертвой, ни образцом доблести, но скорее женщиной, которую соблазнил Секст Тарквиний и которая покончила с собой, когда ее бросил любовник11. Немецкая сторона опровергает информацию о «доме любовницы Геббельса» и считает ее выдуманной с целью обеления провенанса картины. 22. Архетипичными чертами истории является, в частности, родство между мужем героини и ее насильником (в сказках и мифах мужчины в подобных ситуациях оказываются вообще братьями). Именно в Церэ засвидетельствованы эпиграфические следы семейства Tarchna (CIL.
Вероятно, с началом нового года он становился новым «царем священнодействий». Мы знаем, какие события явились фоном этой многозначительной записи. «Анджело» (1833)– поэма по мотивам шекспировской комедии «Мера за меру»: изменив форму, Пушкин заимствовал лишь сюжет (вобщих чертах). Его положение в качестве мужа Лукреции, центральная роль в сюжете «состязания жен», соперничество с насильником Секстом — все это указывает на Коллатина как на победителя конного состязания. В противном случае, к несчастью и всплывают все эти «возможно». Лукреция, юная супруга Тарквиния Коллатина, который публично хвастался ее красотой и добродетелями, подверглась домогательствам Секста, младшего сына римского тирана Луция Тарквиния Гордого.
11. С. А. Жебелева). Лукреция и сама это осознает, говоря «тело одно подверглось позору, душа же невинна», но она не видит выхода для женщины, подвергшейся насилию: «Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия. ». Реконструкция Холлемана основана на параллели между образом Лукреции и культом богини Уни (Юноны) в Церэ, где она отождествлялась с Астартой и Левкотеей. Во многих версиях и римейках этой истории Лукреция символизирует Рим (или, шире, Родину), а насильник Секст Тарквиний — образ тирана (или врага)2.
(2) Итак, сев на коней, они отправились в Рим. Ливий (I. Однако вероятнее иное объяснение. Три произведения Пушкина, написанные по мотивам Шекспира в истинно «лисьем» духе– «Борис Годунов», «Анджело» и «Граф Нулин», показывают, сколь разными могут быть подходы к первоисточнику. быть может, это охладило б его предприимчивость и он со стыдом принужден был отступить. У Дионисия (IV. Выполнение этой задачи было поручено группе сотрудников Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Кузнецову А. В. (художник-реставратор высшей категории, заведующий лабораторией), Бровкину В. Ю. и Никольскому А. С. (художники-реставраторы I категории).
И это ужасное событие произвело не меньшее движение в Риме, чем немного ранее в Коллации. «Вы решите, чему он повинен, – сказала она. – Я же, не признавая за собой греха, не освобождаю себя от казни иникакая распутница, нарушившая целомудрие, не будет жить, ссылаясь на пример Лукреции». Но пока что с ночной юношеской прогулки они возвращаются в лагерь. Проигравшие царские сыновья в соответствии с обычаем удалились из Рима.
Святой Августин использует фигуру Лукреции в своем труде «О граде Божьем» (ок. Традиция умалчивает о позиции Церэ в войне Рима с другим этрусским соседом — Вейями. С другой стороны история Лукреции является частью рассказа об изгнании Тарквиниев из Рима, что делает ее похожей на историю о тиране-насильнике, распространенную в греческой литературе13. Более драматическая версия этих последних сцен излагается Ливием (I. Лукреция отправила вестника в военный лагерь к своему мужу. 5) описывает его сражавшимся в битве у Регильского озера (499 или 496 г. до н. э. ).
29 апреля 1945 года замок Рейнсберг занимают отряды Красной Армии». Ему даже находили библейскую параллель – повествование о целомудренной Сусанне и преследовавших ее старцах (книга пророка Даниила). 70—71). Лукреция тут же послала за мужем и отцом, прося их приехать с двумя друзьями. Для этой и других ритуальных целей римская община делилась на две половины, каждая из которых выставляла свою команду для состязаний.
У него же (II. Античные авторы явно воспроизводили один и тот же образец.
Есть версия, что поэт Акций в несохранившейся трагедии «Брут» (последняя треть II века дон. э. ), написав пьесу как перепев «Электры» Еврипида, воспел там самоубийство Лукреции. Можно предположить, что обладатель этого звания (по воле богов как победитель) становился носителем божественного начала (персонификация Марса). 29 апреля 1945 года замок Рейнсберг занимают отряды Красной Армии»6. Между прочим, он ценил в своей жене ее природную целомудренность, «прохладность». Секст унаследовал от отца «испорченность во всем» и склонность к жестоким обманам. Кроме того, Эрмитажем на временное хранение были приняты и другие картины из коллекции Логвиненко, в том числе «Распятие» кисти Питера Пауля Рубенса, которое представляет собой, по всей вероятности исчезнувшую еще в 1794 году центральную часть пределы триптиха «Чудесный улов рыбы», написанного Рубенсом в 1618—1619гг.
VI. На момент поступления произведение прошло комплекс реставрационных работ, выполненных московскими специалистами, включавшими в себя техническую реставрацию (укрепление красочного слоя, устранение деформаций, дублирование на новый холст и подведение реставрационного грунта), также была восстановлена и частично выровнена пленка сильно пожелтевшего лака, лежавшего на картине неравномерно и начата работа по восполнению живописи в местах утрат красочного слоя. по заказу гильдии рыботорговцев для приходской церкви Богоматери в Мехелене21.
Вытащив нож из мертвого тела Брут (по Титу Ливию) клянется: «Этой чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь— и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Если «Венера и Адонис» написана в традиции легкой эротической поэмы и в ней чувствуется влияние Овидия, то «Лукреция» принадлежит другому, назидательному жанру поэзии. Но греческий автор, создававший историю Тарквиниев (их происхождение от коринфского Демарата представляется свидетельством того, что это был греческий автор), смотрел на вещи проще. Сюжет был очень популярен в английской литературе до Шекспира. 3—4) Брут не присутствовал при самоубийстве Лукреции, так же как и ее муж Коллатин.
Лидин (русский либерал, а может быть и поэт) тайно и прочно связан с Натальей Павловной. Переживания Лукреции изображены не очень убедительно. Затем Брут передает нож Коллатину, Лукрецию и Валерию, которые повторяют слова клятвы. Граф Нулин (нигилист и антихрист) будет и далее время от времени соблазнять Наталью Павловну (Россию) своими парижскими идеями, модами и обольстительными манерами.
20. 2)84. 58. Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus) и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum).
Теренций в комедии «Самоистязатель» (269—299) разыгрывает сцену, которая может рассматриваться как пародия на историю Лукреции, выигравшей «состязание жен». 59). Однажды, когда он пахал, к нему на ярмо сел орел и сидел, пока он не распряг вола. с. 195 К сожалению, Брут и Коллатин не известны из источников, которые появились раньше труда Фабия Пиктора. В Марсе он видит лишь божество войны, вот таким образом Эквиррии (Equirria) 27 февраля, которые он рассматривает с. 189 в связке с Регифугием, трактуются им как подготовка конницы к началу военного сезона.
426 г. н. э. ) для оправдания изнасилованных христианок, которые не покончили с собой. Лукреция пишет супругу, призывая его срочно вернуться и передает письмо гонцу. Парящий в небе орел неожиданно спикировал и сорвал с головы Лукумона его головной убор. В 2007 году Логвиненко убедил оказать содействие экс-вице-президента «Роснефти» Анатолия Локтионова, который в счёт будущей продажи перечислил на его расчётный счёт 5млн евро.
Комедия Макиавелли «La Mandragola» основана на истории Лукреции. Это имя было известно уже Полибию (III. Вот таким образом, кажется, логичной выглядит идея, развитая Аттилио Мастрочинкве, что самоубийство Лукреции было воспето поэтом Акцием (последняя треть II в. до н. э. ) в трагедии «Брут», написанной по сюжету «Электры» Еврипида19. 10)27.
до н. э. ). Однако это не совсем так. Вернемся к героям римской традиции, связанной с переходом от монархии к республике. Ульпиан ссылался на lex Julia de adulteriis coercendis от 18 г. до н. э., согласно которому муж имел право покарать жену, оказавшуюся в руках врагов, за прелюбодеяние только тогда, когда она не подвергалась насилию, в противном же случае ее не могли обвинить в прелюбодеянии (adulterium) или бесчестии (stuprum)45. Затем Брут передает нож Коллатину, Лукрецию и Валерию, которые повторяют слова клятвы.
В ритуальной сфере, связанной с латинской календарной традицией, высшими полномочиями обладал «священный царь». Отсутствие Юниев в консульских списках V — большей части IV вв. I. 59. Но появление латиноязычной историографии во II в. до н. э., возможно, породило стремление «прочесть» греческие образцы сквозь призму исконно римских обычаев.
1. Но грек Дионисий Галикарнасский (AR. 426г. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. В науке нет единства мнений о подлинности этой истории. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила».
Унего уже были планы на будущее, некоторые из которых– поэма «Анджело», «Маленькие трагедии»– так или иначе были связаны с Шекспиром. Кристина Пизанская использовала ее образ так же, как Августин. 6. до н. э. заставляет считать первого консула фиктивной фигурой.
Царь был ритуальным правителем, который приобретал и поддерживал свое право на титул во время ежегодных конных состязаний. Смерть Кандавла открыла Гигесу путь к браку с его женой и к получению царского трона. «Ну конечно. » – заявили все. Церэ находился в дружеских отношениях с Карфагеном и продолжением этих отношений стало заключение с ним договора Римом в 348 г. до н. э. Церэ был важным союзником Рима в войнах с этрусками и галлами в IV в. до н. э. Вот таким образом вполне вероятно, что в устной традиции этой эпохи какие-то из древних этрусских царей Рима связывались происхождением с церитской знатью.
8) и Дионисий Галиканасский (AR. Единства мнений о подлинности этой истории среди историков Нового времени нет. 47. Согласно Помпонию, он был вторым лицом в архаическом Риме. Народ восстал: добровольцы окружили царский дворец, на Форуме сошлись жители города. Автор использовавший образ Лукреции в качестве «приза» для участников весенней новогодней конной скачки, мог ориентироваться как на этрусскую традицию с. 196 участия жрицы богини в обрядах смены годового цикла, так и на традицию, распространенную в Восточном Средиземноморье87.
Этрусские правители могли распространить его и в Риме. III.
Победа в этом состязании жен была за Лукрецией. II. II. По сведениям газеты «Коммерсантъ», со времени реституционного скандала Логвиненко не оставлял попыток продать «Тарквиния и Лукрецию», однако ввиду рискованности вывоза полотна за границу, где его могут конфисковать, подготовка данной сделки потребовала крупных денежных вложений. 8 В 2007 году Логвиненко убедил оказать содействие экс-вице-президента «Роснефти» Анатолия Локтионова, который в счёт будущей продажи перечислил на его расчётный счёт 5млн евро. В 2012 году суд обязал Логвиненко выплатить долг, взятый под Рубенса. Шарль Апльтон полагал, что Лукреция покончила самоубийством, поскольку в результате насилия утратила чистоту и не могла родить мужу детей, в отцовстве которых он мог быть уверен. Именно тогда он был возведен в ранг величайшего поэта Англии.
После изгнания царской семьи Тарквиниев Лукреций становился интеррексом (interrex), который по обычаю вручал царский титул своему преемнику82. 3. Из окончательного варианта это название ушло, а без него вряд ли бы кто догадался, что «Граф Нулин»– пародия на Шекспира. В этот момент его дочь Лукреция могла рассматриваться как суррогатная «царская дочь»83. Если Ливий писал первую книгу «Истории» между 27 и 25 гг. Этот феномен интересен тем, что колесницы являются скорее символом высокого положения (возможно, царского) в большей степени, чем приспособлением для войны78. И, наконец, нет каких-либо определенных данных о ритуале Священного Брака в раннем Риме. Неудивительно, что и вторая поэма имела большой успех, при жизни Шекспира она переиздавалась, по меньшей мере, шесть раз («Венера и Адонис» выдержала до пятнадцати изданий). Исполнявшийся на следующий день Регифугий начинал пятидневный переходный период между двумя годовыми циклами (24—28 февраля).
При Августе смерть Лукреции получила новое обоснование. до н. э., в частности в «Гробнице принцессы» в Кастель ди Дечима77. Подняв народ в Коллации восставшие устремляются в Рим.
Лукреция в этом ритуале, очевидно играла роль жены «священного царя» (regina), тем более, что по матери она была потомком той же царской династии. Имелись в виду женщины, обозначавшиеся как impudicae. Через пять лет после «преступления», в 1830году, Пушкин записывает в своей «Заметке о Графе Нулине»: «Вконце 1825года находился я в деревне. Если эти идеи имели место в трагедии Акция, то она могла бы рассматриваться как предтеча новых веяний в римском семейном праве.
Когда все собрались туда, глашатай созвал народ к трибуну «быстрых», в каковой должности тогда случайно состоял Брут.
Вернер Шуберт подробно рассмотрел сходство сюжета и деталей обеих версий29. Лукреция б не зарезалась, Публикола не взбесился бы, Брут не изгнал бы царей и мир и история мира были бы не те. Как представляется, этот ритуал был облечен в литературную форму в рассказе о скачке знатной молодежи из Ардеи в Рим для того, чтобы проверить поведение оставшихся дома жен. Но в этот раз, т. е. около 500 г. до н. э., произошло непредвиденное: очередное исполнение ритуала Священного Брака в этрусском Риме было нарушено из-за абсолютного насилия и это нарушение послужило поводом для уничтожения монархии.
Разные записанные версии истории могут зависеть от того, что при подготовке и после издания законов Августа обсуждалась проблема соотношения в римском праве прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и, соответственно, наказания – история Лукреции могла использоваться как иллюстрация. Производит впечатление печаль отца, порицания, высказываемые Брутом слезам и бессильным жалобам и совет его взять оружие против дерзнувших на безбожное дело – так подобает мужам, так подобает римлянам. Только с начала I в. до н. э. претор стал различать абсолютное по доброй воле (voluntate) и из-за угрозы применения насилия (metus causa) и давать помощь против невыгодных действий, вызванных насилием или принуждением41. 7. 21.
Но в римском обществе еще господствовали иные нравы. AR. Мудрая и мужественная Лукреция, к тому же тогда абсолютно беззащитная в отдаленном родовом поместье, решила пожертвовать жизнью, но избежать позора: она приняла Секста, потом послала в Рим за отцом и в военный лагерь за мужем, рассказала им обо всем и со словами, что «тело одно подверглось позору — душа невинна, да будет свидетелем смерть», вонзила себе нож в сердце, смыв со своего рода бесчестье кровью. Гордий же попросил ее пойти вместе с ним и объяснить, как приносить жертву. 58.
Прибывший муж и Тарквиний были приняты приветливо и победитель-супруг любезно приглашает царских сыновей. Версии Дионисия и Ливия могли быть своего рода иллюстрацией к ним. И когда в молодости писал картины сам и когда его мастерская превратилась в конвейерное производство, где мастер часто только делал эскизы и наносил завершающие мазки (и то не всегда). Греческие авторы были заинтересованы представить Рим как «греческий полис», а не «этрусский город»100. 47.
Единства мнений о подлинности этой истории среди историков Нового времени нет. В ней были объединены два разных сюжета, требующих клятвы (в одном — мести, а в другом — верности народу). с. 184 Антонио Гуарино отметил психологическую несовместимость женственности и смиренности Лукреции, с помощью которых она победила в «состязании жен» и которые она продемонстрировала, уступив Сексту Тарквинию и ее упорства и храбрости, проявившихся в героическом самоубийстве на следующий день34. Есть версия, что поэт Акций в несохранившейся трагедии «Брут» (последняя треть II века до н. э. ), написав пьесу как перепев «Электры» Еврипида, воспел там самоубийство Лукреции.
Вот таким образом даже римские цари Тарквинии получили греческое происхождение, возводящее их к коринфским Бакхиадам101. 13. Ритуальный царь (rex sacrorum), который ежегодно покидал Форум, постоянно воспроизводил изгнание Тарквиниев, по крайней мере для тех, кто знал эту историю90. Вторая поэма Шекспира «Обесчещенная Лукреция» (The Rape of Lucrece, 1594) написана через год после первой.
Как известно, при подготовке и после издания законов Августа среди римских юристов, а следовательно и в обществе, обсуждалась проблема соотношения прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и отношения к ним права. В статье Дайаны Мосес также рассматривается проблема: как относилось право конца республики и начала принципата к бесчестию (stuprum), которому подверглась женщина44. Выслушав ее рассказ, они начинают убеждать ее в невиновности: «Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль, а не тело, у кого не было умысла, на том нет и вины» (I.
54—59). Он покидает военный лагерь, где находится и муж Лукреции и является в дом красавицы. Царских невесток они застают на пышных пиршествах. «Осквернено мое тело, но сердце мое не знает за собой вины. 47. Лукреция послала гонца к отцу и мужу. Исследователи обратили внимание на сходство между римской триадой (Коллатин, его жена Лукреция и Секст Тарквиний) с. 182 и лидийской триадой (Кандавл, его жена и Гигес), описанной Геродотом28.
В архаическом праве мужчина, совершавший насилие над чужой женой или дочерью, приговаривался к смерти39. с. 200 Окровавленный нож в руках Брута и «оцепеневшие» Коллатин, Лукреций и Валерий в сцене смерти Лукреции выглядят так, будто именно Брут был ее убийцей. 1—6, перев. 59. Наиболее храбрые юноши добровольно являются с оружием, за ними следуют и остальные.
47. Итак из всех частей города бегут на форум. Перепуганный Гордий пошел рассказать о божественном знамении телмесским прорицателям. Кристина Пизанская использовала ее образ так же, как Августин. Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям.
3)89. 57—58) и Дионисия Галикарнасского (AR. Но посмотрим на сцену с точки зрения «клятвы консулов», как предлагает Фельдхер. Схема выглядит вполне уравновешенной. В его отсутствие обряды проводились под контролем замещавшего царя Лукреция Триципитина.
Марс был не только патроном марта, первого месяца, но также и мифологическим предком римской династии. Лукреция послала гонца к отцу и мужу. Идея Магделена принимается ныне большинством исследователей57. При виде своих она заплакала и на вопрос мужа: «Все ли благополучно. » – отвечала: «Нет. Вот таким образом логично предположить, что Терминалии завершали 360-дневный солнечный цикл54. Он переносит сюжет Лукреции в дом русского помещика, а на место Тарквиния назначает проезжего (изПарижа в Петербург) ловеласа, распустившего перья перед провинциальной дамой. Ночью он является к Лукреции и угрозами принуждает ее удовлетворить его страсть.
Возможно, Акций, написавший трагедию «Брут», вдохновлялся чтением греческих образцов и вот таким образом он «передал» нож из рук Лукреция (обязанного совершить убийство дочери по римским обычаям) в руки Брута103. XI. Этрусские новогодние ритуалы, которые можно было наблюдать в IV—III вв. 851—854). Идея «состязания жен»— эллинистическая по духу и неоднократно встречалась в греческой литературе а примерное поведение Лукреции (прядение шерсти) явно соответствует политике императора Августа, во время которого был опубликован текст Тита Ливия.
Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её, после чего – скрылся. Об этом использовании остракизма рассказывает Аристотель (Athen. Женщина играла важную роль в этой мифологической сцене, она разгадывает предзнаменование и тем самым приносит царский титул своему спутнику25. Она была напечатана по рукописи Шекспира и создана, вероятно, за год до обнародования. 6) написано о безвестной девушке, которая была изнасилована тираном Орхомена и покончила с собой.
Чосер пишет о ней в The Legend of Good Women, Джон Гауэр в Confessio Amantis (Книга VII). В этой сцене, конечно, не было места для Лукреции. Выполнение этой задачи было поручено группе сотрудников Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Кузнецову А. В. (художник-реставратор высшей категории, заведующий лабораторией), Бровкину В. Ю. и Никольскому А. С. (художники-реставраторы I категории)12. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. 2. Секст Тарквиний решил, что это ей даром не пройдет.
Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», Академия сан Фернандо, Мадрид 1609—1610 года «Венера и Адонис»). Как указывают, ещё две картины («Союз Земли и Воды» и «Поклонение пастухов»), переданные аналогично— это приписываемые Рубенсу скорее всего, это выполненные учениками копии с его полотен.
В рассказе Дионисия (IV. «Борис Годунов» (1825)– первая русская пьеса-хроника в шекспировской манере на сюжет, взятый из российской истории: здесь Пушкин заимствовал у Шекспира только форму. Рассказ Дионисия прост и безыскусен. Но дайте руку и слово, что это не пройдет безнаказанно прелюбодею. по заказу гильдии рыботорговцев для приходской церкви Богоматери в Мехелене. Она выглядит так, будто перед нами некий римский ритуал, в соответствии с которым жрец осуществлял жертвоприношение и давал клятву подвернуть изгнанию прежнего «царя» и никогда не позволить ему вернуться. Чосер пишет о ней в The Legend of Good Women, Джон Гауэр в Confessio Amantis (Книга VII). Как повествовательное произведение Лукреция действительно довольно слабая поэма.
Тициановское исполнение (предполагают именно эта картина вдохновила Рубенса) не менее динамично, чем рубенсовское, однако не так красочно. Спустя десятилетия в 1999 году его дочь Татьяна Борисовна продала полотно, сложенное в несколько раз, анонимному коллекционеру за 800 долл. 8 «Этот покупатель, до сих пор фигурирующий во всех документах как неизвестное лицо, перепродал картину уже за 28 000 долларов некоему торговцу антиквариатом имя которого также не указывается»6. 67.
Геродот (III. Согласно архаичному праву, ее поведение могло бы быть квалифицировано как прелюбодеяние (adulterium) и вот таким образом она должна была умереть. Святой Августин использует фигуру Лукреции в своем труде «О граде Божьем» (ок. Иначе говоря, рядом с ритуальным царем (rex sacrorum) теперь появился этрусский монарх, державший в своих руках военное предводительство (magister populi)74. Пока остальные участники домашнего совета предавались скорби, ошеломленные ее поступком, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этой чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь — и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Согласно этому плану, он прибыл бы в столицу как раз накануне восстания декабристов (14декабря) и непременно принял бы в нем участие, поскольку его близкие друзья– Пущин, Кюхельбекер и Рылеев– были среди заговорщиков.
Гуарино же, в целом следуя за Апльтоном, полагает, что угроза Секста убить Лукрецию вместе с рабом была невыполнима, так что она могла не бояться бесчестия такого рода. virt. 20, 22, 24, 26), а у Павсания (VIII. Пребывание его в должности стало пожизненным, тогда как его преторы (консулы) сохранили древнюю годичность должности. Вместо того чтобы участвовать в восстании, он садится и пишет поэму, «пародирующую историю и Шекспира».
Ритуал, справлявшийся на Марсовом Поле, мог стать фольклорно-литературной аналогией описания военной осады вражеского города (Ардеи). Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа. Идея «состязания жен», эллинистическая по духу, неоднократно встречалась в литературе (например, суд Париса или состязание в красоте на Лесбосе)33. По версии Дионисия (AR. 5.
Спор перешел в нешуточное соперничество и возникло решение проверить, чем занимаются жены и чья жена ведет себя более достойно в отсутствие мужа. Данте помещает Лукрецию в лимбе, предназначенном для римлян и других «добродетельных язычников» («Ад», IV). Вот таким образом вряд ли следует переносить их на историческую действительность.
Пришпорив коней, они ускакали в Рим. 18) и Горацией для Куриация у Ливия (I. 21 (20). Какое может быть благополучие для женщины, когда она потеряла целомудрие.
Некоторые детали в античной традиции указывают на ее «царский» статус. 3626 3627), которые в период формирования исторической традиции о раннем Риме (Тимей, Фабий, Цинций) послужили прообразом римских Тарквиниев. II. virt. 3).
О том, что он является не единичным, мы узнаем не из непосредственно возникающей перед нами картины реальной жизни, а лишь из лирических ламентаций героини. В изложении Ливия (I. 3. Сходный ритуал проявляет себя и в традиционной истории убийства Рема неким Целером (Celer). Предание, лежащее в основе сюжета поэмы, впервые было рассказано Овидием в Фастах (песнь II). Два первых выглядят пародией на сына и племянника царя Тарквиния, а третий — аналог Брута. Между тем в ранних драмах Шекспира изображается примерно то же самое.
Третью трибу возглавлял этрусский предводитель, которого также титуловали претором. Греческий прототип встречается также и в истории смещения Тарквиниев. Шекспир посвятил этой истории целую поэму (которая считается слабой) и упоминает Лукрецию в нескольких пьесах. Муж и отец вскрикнули.
И это соответствие римского сюжета афинскому не просто совпадение этот несчастный Коллатин происходил из города Коллации (Collatia), а родным демом Гиппарха, сына Харма, был Колит (). Сюжет «целомудренного самоубийства» благородной римлянки был весьма популярен. I. 47.
Лукреция жила во времена Тарквиния Гордого — тирана на троне. Ричард Бауман обратил внимание, что не только в архаическую эпоху, но даже в III—II вв. Fasti. Так, Пушкин сделал свой выбор накануне декабрьского восстания.
Рассказ Ливия более красочен. Вот таким образом в контексте истории перехода от монархии к республике изменение прежнего сюжета, в котором женщина выбирала себе партнера — любовника, царя и героя (как, например, в истории Гигеса и Кандавла у Геродота), было осуществлено достаточно естественно. Архетипичными чертами истории является, в частности, родство между мужем героини и ее насильником (в сказках и мифах мужчины в подобных ситуациях оказываются вообще братьями). Она рассказала им о происшедшем, заклиная отомстить за нее. Не зная о его намерении, его приняли приветливо и после обеда отвели в спальню для гостей пылая страстью и видя, что вокруг безопасно и все спят, обнажив меч, он явился к спящей Лукреции и, схватив ее левой рукой за грудь, сказал: «Молчи, Лукреция, я Секст Тарквиний, в руках у меня меч, если ты издашь хоть звук, то умрешь». Там идет любовная игра, здесь– грубое насилие.
Возможно, брак с девушкой-жрицей (с Танаквиль в римской истории) был связан с получением царского титула26. Шекспир посвятил этой истории целую поэму (которая считается слабой) и упоминает Лукрецию в нескольких пьесах. Оба они– настоящие «лисы», если использовать термин Исайи Берлина из книги «Еж и Лиса»: то есть художники, знающие не одну, а много разных приемов и уловок. Когда Пушкин осознал это, он сменил ориентиры и выбрал Шекспира своим учителем «истинного романтизма».
Вчерновике поэма Пушкина была названа «Новый Тарквиний». История Лукреции была популярной морализаторской «сказкой» в позднем средневековье. Ее тоскующий взгляд останавливается на картине изображающей гибель Трои.
Считается, что это произошло в 243 г. от основания Рима, т. е. в 510 г. до н. э. Лукреция и Тарквиний. Симон Вуэ (1590 – 1649). В 509 до н. э. во время осады Ардей на пиру у старшего сына царя Секста Тарквиния вышел спор о достоинствах жен пирующих. Культ этой богини в этрусском Церэ имел ближневосточные черты, в том числе и ритуал Священного Брака, справлявшийся весной перед началом нового года. И тот и другой являются в столицу сидя на повозке вместе со жрицей (одному она мать, а другому жена), а, согласно прорицанию, власть царя-примирителя получит тот, кто приедет с. 181 на повозке вместе с ней. 1580) Паоло Веронезе"Трагедия Лукреции», ок. Они были разгорячены вином.
II. Победившие в скачке царские племянники получили назначение на должности преторов — Коллатин (rex sacrorum), Брут и Валерий (по традиции — консулы). Итам и здесь виною бедствий– преступное осквернение брака.
Варрон (LL. Внешнее действие и тут служит лишь поводом для многочисленных лирических отступлений. Если проверка верности в отсутствии мужа, скромность в поведении и одежде, прядение и намеки на смерть и «отсутствие вины» обыгрывались Теренцием в середине II в. до н. э., то история Лукреции явно была знакома ему и причем в качестве принятого в обществе образца добродетели. Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», «Венера и Адонис»).
Основой общественной организации были ритуальные объединения мужчин (курии), выдвигавшие своих представителей в сенат. На момент поступления произведение прошло комплекс реставрационных работ, выполненных московскими специалистами, включавшими в себя техническую реставрацию (укрепление красочного слоя, устранение деформаций, дублирование на новый холст и подведение реставрационного грунта), также была восстановлена и частично выровнена пленка сильно пожелтевшего лака, лежавшего на картине неравномерно и начата работа по восполнению живописи в местах утрат красочного слоя.
IV. Различные варианты трагической истории Лукреции содержатся в поэмах Легенды о славных женщинах Чосера (XIV в. ) и Падение монархов Лидгейта (XV в. ), а также в прозаическом пересказе в сборнике Дворец удовольствий (1567) Пейнтера. (4) На следующий день она, призвав отца и мужа, рассказала им о случившемся и заколола себя мечом, который скрывала под одеждой. Однако Марс стал богом войны как следствие того, что был божеством начала года, весенней растительности и инициируемой молодежи, первоначально составлявшей войско. Специалисты музея продолжили работу, начатую ещё в Москве.
Hal.
Данте помещает Лукрецию в лимбе, предназначенном для римлян и других «добродетельных язычников» («Ад», IV). Его зять Коллатин был ритуальным царем, а «царская» дочь Лукреция, соответственно, «царицей» (regina).
12)80. Лукреция рассматривалась как моральный образец для женщин такого рода.
Свидетельством этому будет моя смерть. » Тщетно ее утешали и уговаривали. Согласно Эннию, Рем дерзко перескочил через низкую еще стену строящегося только Рима и был сразу же убит возмущенным Ромулом, который воскликнул: «Пусть никто не совершит подобного безнаказанно и так же как ты с. 201 заплатит за преступление своей собственной теплой кровью»105. с. 194 Холлеман обратил внимание на факт прядения Лукрецией шерсти для изготовления плаща своему «господину» Луцию Тарквинию и сравнивает это с другими случаями изготовления женщинами военных плащей своим мужьям или женихам, например Аретузой для Ликоты у Проперция (IV. Своим самоубийством Лукреция, с одной стороны избавляла родных от этой мучительной (и отжившей свой век) обязанности, а с другой, выражала протест против того жестокого обычая, который сохранился с незапамятной архаики. Оба случая «тестирования», которому подверглись жены, закончились трагически для их участников. 66—67), Коллатин отсутствовал в домашнем разбирательстве (iudicium domesticum) случившегося с Лукрецией, так что она выглядит подчиненной власти своего отца (in patri potestate), а не мужа38.
Историк Тит Ливий рассказывает одну из самых драматических легенд о жизни Древнего Рима. У него она была приобретена антикваром Александром Дадиани за 500 тыс. Они находят печальную Лукрецию сидящей в спальне. По сравнению с «Венерой и Адонисом» ситуация в ней как бы вывернута наизнанку. Мидаса поставили царем.
Разные записанные версии истории могут зависеть от того, что при подготовке и после издания законов Августа обсуждалась проблема соотношения в римском праве прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и, соответственно, наказания— история Лукреции могла использоваться как иллюстрация. У Тарквиния обнаружат черты Самсона с картины «Самсон и Далила».
Правила явно вдохновлялись брачной политикой Августа. Точно такой же выбор поставил перед Лукрецией проникший к ней ночью Секст Тарквиний — или быть убитой вместе с каким-либо рабом и тем быть опозоренной (не имея возможности оправдаться) или уступить царскому сыну и затем, когда он унаследует трон, стать царицей. 1 и 64.
После войны полотно считалось пропавшим. «Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus) и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum)». Лукреция в этом ритуале, очевидно играла роль жены «священного царя» (regina), тем более, что по матери она была потомком той же царской династии. По обычаю предков ее убийцей должен стать либо отец (Лукреций), либо муж (Коллатин). Гуарино обратил внимание на правовую оценку ситуации, в которой оказалась Лукреция. 2 12.
Литературная версия этого ритуала сделала его участниками Тарквиниев и их друзей, поместив его в контекст «истории римских Атридов». История Лукреции была популярной морализаторской «сказкой» в позднем средневековье. Вследствие этого заговора Гиппарх был убит, но тирания просуществовала еще четыре года. Дионисий, пересказывая историю, опускает первую встречу Секста с Лукрецией. VI.
IV. 3), что при Ромуле древнюю кавалерию возглавлял Целер (Celerus) и три центуриона (), возглавлявшие центурии Рамнов, Тициев и Луцеров60. Вот их-то вождем и простатом был Гиппарх» (перев.
Этот рассказ сходен с историей анатолийского крестьянина Гордия, сын которого Мидас стал царем Фригии. Вступив в брак с Гордием, девушка-жрица именно его отметила как божественного избранника. Предводитель победителей становился царем, а его команда — его священной свитой (целерами).
20. В царскую эпоху ритуал обновления царской власти предположительно означал, что «священный царь» ежегодно защищал обладание титулом в конном состязании. (сам коллекционер то опровергал эту сумму в разговорах с журналистами, то подтверждал ее в официальных показаниях). Пока те плакали, Брут, держа перед собою извлеченный из раны Лукреции меч, обагренный кровью, сказал: «Этой непорочной до царской обиды кровью я клянусь и вас, боги, призываю в свидетели, что буду преследовать Луция Тарквиния Гордого с его преступной женой и всеми потомками мечом, огнем и чем только буду в состоянии и не позволю ни им, ни кому-либо другому царствовать в Риме».
У Павсания (VIII.
с. 193 Лукреция в этом ритуале, очевидно играла роль жены «священного царя» (regina). Эти слова напоминают клятву, сопровождающую ритуал106. На трех погребальных урнах I века дон. э.
Наличие в ней специфически римских деталей было вызвано ритуальной практикоей и ее осмыслением римскими историками от Акция до Ливия. Он предполагает, что в упомянутом Овидием (Fasti. Конное состязание на празднике Эквирии позволило Коллатину отстоять свой титул «священного царя».
В этой истории право Гордия на царскую власть в Фригии переписано на его сына Мидаса. Перечитывая «Лукрецию», довольно слабую поэму Шекспира, я подумал: что если б Лукреции пришла в голову мысль дать пощечину Тарквинию.
34. долл. Кроме того, Эрмитажем на временное хранение были приняты и другие картины из коллекции Логвиненко, в том числе «Распятие» кисти Питера Пауля Рубенса, которое представляет собой, по всей вероятности исчезнувшую еще в 1794 году центральную часть пределы триптиха «Чудесный улов рыбы», написанного Рубенсом в 1618—1619гг. Существовали и английские баллады на этот сюжет, датируемые 1568-1570-1576 годами. IV. Один из них получал титул «священного царя» (rex sacrorum)73, а два других в ранге преторов возглавляли две трибы.
20, 22, 24, 26), а у Павсания (VIII. В то же самое время в Риме осуществляется изгнание с. 179 царской семьи Тарквиниев, последний представитель которой правил тиранически. XLVIII. (5) Те связали себя клятвой изгнать царей и их изгнанием отомстить за смерть Лукреции. Пушкинская эпоха– первая треть XIXвека– время сотворения культа Шекспира. Очевидно, что римская история была сконструирована по афинской модели, в сюжете которой уже имелось готовое место для Лукреции (обиженные Гармодий и его сестра)22.
«Пусть и в будущем не найдется женщины, которая захотела бы жить, лишившись своей чести. » Прежде чем Лукреции смогли помешать, она вонзила кинжал в свое сердце. В дом мужа Лукреции прибывают сам Коллатин и ее отец с самыми верными друзьями. Ее муж (самодержавная монархия) будет продолжать охотиться в полях и лесах, но в критические моменты не его сила, а лишь здоровая интуиция его жены спасет их от дьявольских уловок графа. Интуиция подсказывает ему, что нужно завершить начатое.
Это действительно семейный совет. до н. э., то сюжет с Лукрецией, возможно, отражает эту попытку Августа, в программу которого входило наказание женщины за прелюбодеяние и (добровольное) бесчестие. Так Лукреция выиграла это импровизированное «соревнование жен», устроенное их мужьями. Ночью он попытался соблазнить ее, а так как Лукреция не поддавалась ни просьбам, ни угрозам, он овладел ею силой. Это соперничество триад напоминает сообщение Дионисия Галикарнасского (II.
66. Возможно имело место «превращение истории Лукреции из литературного сюжета в псевдоисторический рассказ о падении древней римской монархии», либо «подлинная в основном история Лукреции была обработана на манер греческой трагедии». до н. э. восприятие насилия над женщиной греками и римлянами было различным. По-иному дело представлено у Ливия. На этой стоянке, как это обычно при более продолжительной, чем ожесточенной войне, отпуска были довольно свободные, хотя больше для знатных людей, чем для простых воинов так, царские юноши проводили досужее время в своем кругу иногда среди пиров и попоек. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила».
Бауман показал, что случай Лукреции мог рассматриваться как искусственный пример двух различных подходов к этому теоретическому вопросу43. После известных дебатов с авгуром Аттом Навием царь Тарквиний Древний удвоил всаднические центурии с. 190 Ромула61. У него же (II. Скучающие во время осады Ардеи царские сыновья и их сверстники из знатных римских семей затеяли спор о верности своих жен.
Ту же историю повторяет и Овидий (Ovid. Комедия Макиавелли «La Mandragola» основана на истории Лукреции. Впрочем, в его новом ученичестве не было и тени идолопоклонства. Идея «состязания жен» – эллинистическая по духу и неоднократно встречалась в греческой литературе а примерное поведение Лукреции (прядение шерсти) явно соответствует политике императора Августа, во время которого был опубликован текст Тита Ливия.
Среди этого смятения Туллия бежала из дому и, где она ни появлялась, мужчины и женщины проклинали ее и призывали фурий, мстительниц за родителей. В период республики главным ритуалом Регифугия было жертвоприношение на Комиции, совершавшееся «священным царем» (rex sacrorum), вслед за которым следовало его бегство в неизвестном направлении. Этим автором, писавшим в 270—260-х годах, мог быть Тимей из Тавромения. У него она была приобретена антикваром Александром Дадиани за 500 тыс. 26.
«Там, согласно данным немецкой стороны, картина хранилась до момента пропажи. Будут не раз отмечать сходство Лукреции и других женских образов фламандца с полотен «Сусанна и старцы», «Венера и Адонис». Именно вот таким образом Лукреция спешила закончить изготовление плаща (gaunacum). В поэме же Шекспир ограничивается изображением лишь одного случая тиранического произвола. История с претензиями Германии на «Тарквиния и Лукрецию», уголовное дело, заведенное немцами на российского бизнесмена Владимира Логвиненко, владевшего картиной на тот момент, обсуждение темы на уровне Путин--Шредер – все это не способствует правильной атрибуции полотна.
Поэма «Граф Нулин» (1825), судя по словам самого Пушкина, – травестийная пародия шекспировской «Лукреции»: начав с той же исходной точки, Пушкин движется в прямо противоположном направлении.
Танаквиль, будучи сведущей в этрусском авгуральном искусстве истолковала случившееся в том смысле, что небесные боги обещали Лукумону высокое положение на новой родине и царскую власть в Риме. Но в Лации до эпохи Империи существовал обычай смены царя-жреца Дианы Немейской посредством его убийства, совершаемого преемником108.
7—8 и II. долл. «Этот покупатель, до сих пор фигурирующий во всех документах как неизвестное лицо, перепродал картину уже за 28 000 долларов некоему торговцу антиквариатом имя которого также не указывается». Против Тарквиния Гордого было поднято восстание, его со всеми родственниками изгнал из Рима собственный племянник Луций Юний Брут, по прозвищу Брут-Тупица, «юноша, скрывавший природный ум под приятною личиной», чтобы отомстить за своего брата, убитого дядей. «Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus) и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum)».
Упомянуто и о возмутительном убиении царя Сервия Туллия и о том, что безбожная дочь проехала в колеснице по телу отца, сделано воззвание и к богам – мстителям за родителей. Когда там однажды в свободное время каждый стал хвалить свою жену, решили проверить их. 746—748) «господине» (dominus) можно видеть обоих «господ» (domini) Лукреции, мужа и царя, которые носили одно и то же имя — Луций Тарквиний (Коллатин и Гордый) и, таким образом, могли быть одним и тем же лицом, то есть царем. Плутарх (Mul. Как указывают, ещё две картины («Союз Земли и Воды» и «Поклонение пастухов»), переданные аналогично22— это приписываемые Рубенсу23 скорее всего, это выполненные учениками копии с его полотен24.
Обессиленная горем, она не может заснуть. Центральным актом ритуала, осуществлявшегося в конце годового цикла, было соревнование — конная скачка знатных юношей, призом в которой было звание «Марса». Эту историю рассказывает Арриан (Anab. Ритуальные истоки этого мотива известного уже Эннию, видимо, были глубже, чем полагает Фельдхер.
Возможно имело место «превращение истории Лукреции из литературного сюжета в псевдоисторический рассказ о падении древней римской монархии», либо «подлинная в основном история Лукреции была обработана на манер греческой трагедии». Следовательно, можно предполагать, что в III—II вв. «К главным участникам состязания следует отнести царских сыновей, Тита, Аррунта и Секста, царских племянников – Тарквиния Коллатина и Юния Брута и, вероятно, Валерия Попликолу, степень родства которого с Тарквиниями неизвестна. 6—7).
Однако эта скачка имеет важное значение в сюжете истории, поскольку заканчивается фатальной встречей Лукреции и Секста Тарквиния, результатом которой стала последовательность событий «исторического» значения: безудержное желание Секста, приведшее к самоубийству Лукреции и, как ни странно изгнанию царя Тарквиния Гордого. 57.
Здесь нет столь красочных описаний, как в Венере и Адонисе. Согласно Ливию (I. Ему очень захотелось посмотреть тут повозку Гордия и узел на ярме этой повозки. Высказывалось предположение, что роль Брута получила развитие в римской исторической традиции только с конца II в. до н. э. Возможным источником его возвышения называют трагедию Л. Акция (Accius, Attius) «Брут»93, которая оказала большое влияние на творчество Л. Кальпурния Пизона94. 22.
Он полагает, что в этрусском Риме обязанность ежегодно предоставлять исполнительницу роли богини Уни для участия в ритуале Священного Брака с царем лежала на этрусской семье Luchre (в традиции она известна как gens Lucretia). Народ был недоволен, роптал, но терпел. Вытащив нож из мертвого тела Брут (по Титу Ливию) клянется: «Этой чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь – и вас, боги, беру в свидетели, – что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Отец Лукреции, Спурий Лукреций Триципитин, при царе Тарквинии Гордом состоял в должности «префекта города» (praefectus Urbi), которая оказывалась альтернативной царской в случае отсутствия царя (imperium in urbe Lucretio, praefecto urbis iam ante ab rege instituto, relinquit — Liv.
Весть о самоубийстве Лукреции облетела Рим и военный лагерь под Ардеей. Картина долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадала.
Первое издание поэмы вышло в 1594 году. Эту же должность занимает и Брут в момент гибели Лукреции. pol. Одна только Лукреция, жена Коллатина, сидела дома у очага и пряла.
По сведениям газеты «Коммерсантъ», со времени реституционного скандала Логвиненко не оставлял попыток продать «Тарквиния и Лукрецию», однако ввиду рискованности вывоза полотна за границу, где его могут конфисковать, подготовка данной сделки потребовала крупных денежных вложений. 9). Это позволяло связывать урбанизацию Рима при этрусках и реформы Тарквиния Древнего (сына Демарата Бакхиада) и Сервия Туллия с греческим влиянием, тогда как «плохая» политика «тирана» Тарквиния Гордого целиком соотносилась с его этрусским происхождением (сын Танаквиль). Греческая версия этого сюжета, — история Иосифа и жены фараона Потифара, — вероятно, восходит к древнеегипетской «Сказке о двух братьев», которая в свою очередь производна от мифа о богах Анубисе и Бата9. По другой версии, Рема убил сам Ромул.
В 2003 году владельцем картины стал Владимир Логвиненко9, купивший ее у Дадиани8 по некоторым указаниям за 3, 5млн долл. 10 (сам коллекционер то опровергал эту сумму в разговорах с журналистами7, то подтверждал ее в официальных показаниях6). Каждый жалуется на царское злодеяние и насилие. Другая история (II.
virt.